Какое имя и почему русский народ дал князю Владимиру

Statusname

Какое имя и почему русский народ дал князю Владимиру

Каждый властитель государства российского, от времен Киевской и Удельной Руси до распада Великой империи, оставил свой след в истории.

Одним правители заслужили добрую славу и почет, другие – любовь и доверие, третьи – ненависть, четвертые – глубокое презрение своего народа. В соответствии с характером, деятельностью или конкретными деяниями монархов формировались их исторические прозвища.

Некоторые дополнительные имена русских князей ушли в небытие вместе со своими носителями, другие же закрепились на века.

Прозвища древнерусских правителей

Первым в древнерусской летописи «Повесть временных лет» стоит родоначальник княжеской династии, новгородский князь из варягов, Рюрик (862-879 гг). Существует предположение, что это было не его собственное имя, а родовое прозвище династии правителей славянского племени ободритов, Ререк.

Следующей значимой фигурой, правившей с 879 по 884 год, был князь Олег, получивший прозвище Вещий («знающий будущее). Оно закрепилось за ним после похода на Константинополь, когда правитель запретил голодным дружинникам притрагиваться к пище и вину, небезосновательно будучи уверенным, что они отравлены.

Игорь Рюрикович (912-945 гг) получил прозвище Старый (Древний). Существует 2 версии его возникновения: период правления князя пришелся на достаточно зрелый возраст (около 60 лет) или он был убит диким народом древлян, название которого созвучно с именем Древний.

Жену Игоря, Ольгу, называли Святой за то, что она стала первой древнерусской правительницей, принявшей христианскую веру. Прозвище князя Святослава Игоревича – Барс. Ему его дали враги-печенеги за ум, отвагу, решительный характер и горячий нрав.

Собственный же народ называл его Славным.

Прозвище Владимира Святославовича, ставшего в 978 году единовластным правителем всей Киевской Руси – Красное Солнышко. Так его назвал простой народ. А прозвище Великий, Святой, Креститель и «сей князь, названный церковью» Владимир получил после крещения языческой Руси и принятия христианства в качестве государственной религии.

Прозвище князя Святополка, сына Владимира, разжегшего междоусобицу и убившего двух своих родных братьев — Окаянный. Ярослав Владимирович, победивший Святополка, получил прозвище Мудрый. В период его правления государство достигло наивысшего расцвета и международного признания. Имя-прозвище князя Ярослава Мудрого ассоциируется с Золотыми Воротами и храмом Софии Киевской.

Именно он стал основателем города Ярославля и Юрьева (современного Тарту).

У Ярослава было 6 сыновей и 3 дочери. До наших дней дошли далеко не все прозвища князей. Всеволода Ярославовича за его доброту и набожность называли Миролюбивый, а дочь Анну, ставшую женой короля Франции, Генриха I – Анной Киевской или « дочерью короля Руси». Сына Всеволода, Владимира, называли Мономахом.

Он унаследовал этот родовое прозвище от своего деда, византийского императора Константина IX Мономаха. Мстислава Владимировича, ставшего правителем после своего отца, нарекли Великим за то, что он смог на время прекратить междоусобные войны и заставил подчиняться собственной воле великого князя киевского.

Шестого сына Мономаха, Юрия Владимировича, традиционно считающегося основателем Москвы, за постоянное посягательство на чужие земли прозвали Долгоруким. Андрея Юрьевича, великого князя Владимирского, величали Боголюбским.

По данным одних источников это прозвище в истории обусловлено древнерусской традицией называть правителей боголюбивыми, а в соответствии с другими оно связано с названием основной резиденции, расположенной в городе Боголюбове.

Младшему брату Андрея, Всеволоду, дали прозвище князя Гнездо («Большое Гнездо») за многочисленное потомство. У него было 12 детей – 8 сыновей и 4 дочери.

Внук Ярослава Мудрого, основатель рода Ольговичей, Олег Святославович, получил прозвище Гореславич за разжигание междоусобиц и свою горемычную судьбу, по воле которой он превратился в изгоя. Великий полководец, князь киевский, владимирский и новгородский, Александр Ярославович, внук Всеволода Большое Гнездо, стал носить прозвище Невского после победы на берегах Невы. Там он, по легенде, собственным копьем «възложи печать» на лице будущего правителя Швеции.

Характерно то, что прозвища великих князей Древнерусского государства, вначале не распространявшиеся на детей, со временем стали ложиться в основу фамилий и передаваться из рода в род. К примеру, прозвище князя Александра Невского, впоследствии победившего в Ледовом побоище на Чудском озере, носили и его потомки.

Владимирские и московские великие князья

Прозвище московского князя Михаила Ярославовича Хоробрита (1229-1248 гг), правнука Всеволода Большое Гнездо, произошло от древнерусского слова храбриться. Его сына, Дмитрия, за вспыльчивый характер прозвали Грозные Очи.

Внуку Александра Невского, Ивану, правившему с 1325 по 1337 год дали прозвище Калита.

Существует 2 версии его образования: привычка всегда носить с собой мешочек с мелочью для нищих и, более вероятная – наложение непомерно тяжелой дани на русские города и села для ханской Орды.

Старшего сына Калиты, Симеона, за высокомерие, дерзость и суровость с подвластными князьями прозвали Гордый. Его брата, Ивана, вероятнее всего, за красивую внешность называли Красный. Кроме того, в летописи упоминается прозвище Кроткий и Милостивый.

Князь суздальский – прозвище Дмитрия Константиновича, правнука младшего брата Александра Невского. Унаследовав Суздаль, он вступил в борьбу с потомками Ивана Калиты, в 1360 году одолел московских бояр и получил у хана ярлык на княжество Владимирское.

Великий князь Москвы и Владимира, Дмитрий Иванович, сын Ивана Красного, за победу в Куликовской битве был прозван Донским. Правитель Москвы с 1425 года князь Василий прозвище Темный получил после того, как был ослеплен.

Кроме того, существует предположение, что Темного так называли из-за способности тщательно скрывать свои замыслы. Его сына, Ивана Васильевича, превратившего Москву в центр единого российского государства, прозвали Великим.

Наследника великого князя московского, ставшего прообразом героя русского народного эпоса, Ивана-царевича, прозвали Молодой. А его сына, Дмитрия Ивановича, — Внуком.

Русские цари

Прозвище Ивана IV, ставшего одной из самых жестоких и знаковых фигур – Грозный. Первым заменивший привычный великокняжеский титул на царский, он был обвенчан на государственный престол, и вошел в российскую историю, как кровавый тиран.

В период с 1598 по 1613 год, названный Смутным временем, к власти пришел царевич Дмитрий, выдавший себя за младшего сына Ивана Грозного, ранее погибшего при доселе неизвестных обстоятельствах. Он был первым из 4-х претендовавших на престол самозванцев. Прозвища российских правителей, выдвинувших версию о чудесном спасении и впоследствии узурпировавших власть – Лжедмитрий I, II, III и IV.

Второй монарх из династии Романовых, Алексей Михайлович, получил прозвище тишайшего царя не за короткость характера, а за то, что смог «утешить» Россию, раздираемую мятежниками и самозванцами, которых тогда называли «развратниками тишины». Прозвище царя Алексея перешло к его сыновьям, Федору, Ивану и Петру, которые были преемниками трона.

Младшего сына Тишайшего, Петра Алексеевича, правивший с 1689 по 1725 год, уж никак нельзя было назвать тихим. Петр I, ставший одним из самых выдающихся государственных деятелей, по праву носил прозвище Великий.

Ивана VI, формально правившего ровно один год, находясь в младенческом возрасте, называли Младенецем-императором. Прозвище Екатерины II, самодержцы Всероссийской – Великая. Этот титул ей перешел от Петра I, который был кумиром императрицы. Она продолжила дело «птенцов гнезда Петрова», построив более 140 городов.

Александра II, отменившего крепостное право в России, прозвали Освободителем. Александра III, при котором государство жило без войн – Мирным.

«Кровавый» – прозвище императора, Николая II, ставшего последним самодержцем Всероссийским. Он его получил после событий 1896 года на Ходынке и кровавого воскресенья 1905.

Закрепившиеся на века и дошедшие до наших дней прозвища правителей, достойные, благозвучные или оскорбительные возникали в одночасье, или выбирались из многих. Так было, есть и будет, и прозвища в России, которыми наградили или еще наградят нынешних держателей власти, тоже войдут в историю.

Источник: https://statusname.ru/articles/nik/prozvishcha-russkikh-pravitele/

Князь Владимир: житие, иконы, молитвы

Какое имя и почему русский народ дал князю Владимиру

Великий киевский равноапостольный князь Владимир Красное Солнышко, креститель Руси — память 15 (28) июля в 2020 году. Житие, биография и молитва — в статье.

Князь Владимир I Святославич

Владимир I Святославич (др.-рус. Володимеръ Свѧтославичь, ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.

Владимир Святой стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный.

Память равноапостольного князя Владимира Святого — 28 июля в 2020 году

И на берег вышел, душой возрожден,Владимир для новой державы,И в Русь милосердия внес он закон —Дела стародавних, далеких времен,Преданья невянущей славы!..(А.К. Толстой)

Креститель Руси — князь Владимир Святой

Карпов А. Ю. — историк, писатель, член Союза писателей России, автор книг в серии «ЖЗЛ»: «Владимир Святой», «Ярослав Мудрый», «Юрий Долгорукий»

Святой князь Владимир

Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его Равноапостольным, ибо подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским: великая страна, Русь, его стараниями освещена была светом христианской веры. Около 989 года Русская земля приняла христианство в качестве официальной, государственной религии, и это событие на тысячелетие определило весь ход нашей истории.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает мое имя Самира

Владимир родился около 962 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабу, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину весь. Здесь и родился будущий великий святой. Вскоре Владимира отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но еще долго презрительное прозвище «робичич», то есть «сын рабыни», будет преследовать его.

Летом 969 года, незадолго до своего окончательного отъезда на Дунай, князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями. Старшему, Ярополку, достался Киев, Олегу — Древлянская земля. В это время в Киев пришли новгородцы, просившие себе князя. «Абы пошел кто к вам?» — насмешливо спросил их Святослав. Новгородцы, по совету дяди Владимира по матери, Добрыни, попросили себе на княжение Малушиного сына. Святослав согласился. Так Владимир еще ребенком сделался новгородским князем.

Вскоре Святослав погиб (это произошло весной 972 года), и его сыновья стали княжить в своих землях совершенно самостоятельно. Около 977 года между Ярополком и Олегом началась война, в результате которой Олег погиб. Напуганный этим известием Владимир бежал из Новгорода «за море», надо полагать, к варягам, в скандинавские земли или Прибалтику. Спустя некоторое время во главе наемного варяжского войска он вновь появился в Новгороде (захваченном к тому времени наместниками Ярополка).

Так началась война между Владимиром и его братом. Успех в войне сопутствовал Владимиру. Летом 978 года он осадил Киев. Ярополк бежал в город Родню (в устье реки Рось, притока Днепра), который также был осажден войсками Владимира. В окружении Ярополка нашелся предатель, некий Блуд; Владимир вступил с ним в переговоры, и Блуд уговорил Ярополка прекратить сопротивление и сдаться на милость брата. «Сбылась-де мечта твоя. Веду к тебе Ярополка.

Приготовься убить его» — такие слова передал Блуд Владимиру.

И Владимир решился на братоубийство. Когда Ярополк вступил в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на мечах «под пазуху». Следовавший за князем Блуд проворно затворил двери, не дав ворваться на помощь Ярополку его слугам. С этого злодейского убийства и начинается киевское княжение Владимира, которое продолжалось долгих тридцать семь лет.

Летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, называют непомерное сластолюбие. У Владимира той поры было пять жен. Одну из них, полоцкую княжну Рогнеду, он насильно сделал своей супругой, начав войну с ее отцом, полоцким князем Рогволодом, после того как Рогнеда гордо отвергла его предложение вступить в брак.

Захватив Полоцк, Владимир обесчестил Рогнеду на глазах ее отца и матери, а затем убил обоих родителей. Другой женой Владимира стала вдова убитого им Ярополка, некая гречанка, бывшая прежде монашенкой и привезенная в Киев князем Святославом, пораженным ее красотою. Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц: «300 в Вышгороде, да 300 в Белгороде, да 200 на Берестовом, в сельце». Но и наложницы не могли удовлетворить его.

«Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», так с осуждением писал о Владимире летописец.

Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон — поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши.

«И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», рассказывает летопись. Изваяния Перуна, ставшего по воле Владимира главным божеством древней Руси, устанавливались и в других древнерусских городах.

В 983 году, после одного из походов Владимира, на «Перуновом холме» было решено устроить и человеческие жертвоприношения. Жребий пал на двор некоего варяга-христианина, и киевские язычники потребовали принести в жертву его сына. Варяг не подчинился им и не дал своего сына на заклание бесам.

В отместку киевляне разметали весь его двор и подрубили сени, на которых он стоял с сыном, и так убили их. Эти варяги-христиане (поздняя церковная традиция называет их имена: Феодор и сын его Иоанн) стали первыми в Русской земле мучениками за веру.

При всем том Владимир в эти годы проявляет всяческую заботу об укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т. н. Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде.

Языческая реформа Владимира (установление языческого пантеона) свидетельствует о том, что князь стремится внести что-то новое и в прежние верования.

Представительство в пантеоне Владимира божеств разных этнических групп Русской земли (славянских, финно-угорских, балтийских племен, остатков прежнего иранского населения), их подчинение княжескому богу Перуну и введение единого для всей страны государственного культа Перуна — все это должно было олицетворять единство Древнерусского государства, главенство Киева и киевского князя.

Однако эта языческая реформа, изменившая лишь внешнее обличье старых богов, не могла удовлетворить Владимира. Личные поиски веры, что называется, совпали с требованиями времени. Русь окончательно теряла черты прежней военной федерации отдельных племен, превращалась в единое государство, игравшее все большую роль в европейской и мировой политике. Все это требовало изменений в сфере идеологии.

Летописи и Жития святого Владимира содержат подробный и яркий рассказ о крещении киевского князя. Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон.

Затем в Киев явился и греческий философ, убеждавший Владимира в преимуществах православного вероучения. Владимир избрал «добрых и смысленных мужей» и отправил их в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы.

Вернувшись в Киев, «мужи» рассказали о красоте византийского богослужения: «Не знали — на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах».

Посоветовавшись с боярами и «старцами градскими» (представителями городского самоуправления), Владимир соглашается с тем, что византийская вера лучше всех остальных.

Источник: https://www.pravmir.ru/svyatoj-knyaz-vladimir-zhitie-ikony-molitvy/

28 июля Церковь празднует память Святого Равноапостольного князя Владимира. | Cathedédrale Alexandre Nevsky de Paris

Какое имя и почему русский народ дал князю Владимиру

Кто-то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто Обративший Савла в Павла, в Апостола веры Христовой, выбирая такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир. Действительно, нелегко бывает рассмотреть все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно.

Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства — исцелившийся больной.

Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное — обращение грешника в праведника.

И вот как свидетельство такого чуда — личного преображения — стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: «Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?»

«Владимир Красно Солнышко» — так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих девяти столетий.

А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира — святые страстотерпцы — князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром.

Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.

Следовательно, Владимир — человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых.

Он — основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура.

Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась «красным солнышком» среди народов. И можем мы воскликнуть: «Народ русский — красно солнышко!»

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает имя Самира в исламе

Митрополит Антоний Сурожский (Блюм)

Сегодня мы вспоминаем князя Владимира: как историческая личность князь Владимир был сложным человеком, и в нем мы видим всю сложность человеческой души, человеческой жизни, когда она возникает из сложных, стихийных недр язычества, чтобы встретиться лицом к лицу с Евангелием, с Самим Христом.

Сложная историческая личность, полная порывов зла, добра; человек, который, вдруг оказавшись христианином, сумел в этой полутьме переживаний и жизни оценить Евангелие как самое драгоценное, что может быть у человека, Христа – как единственного,Кому можно подчиниться до конца и служить, и который захотел дать эту драгоценность и этого Господа всему своему народу.

Каждый православный народ особенно чтит первого из своих князей и царей, который дал своей стране Христа. На грани язычества и христианства, там, где бушуют страсти, где борьба порой бывает самая трагическая и страшная, всегда стоит человек, который имел мужество весь народ свой посвятить Богу и всему народу дать Спасителя.

За это мы благодарим князя Владимира, за это мы его вспоминаем; и вместе с этим каким утешением является такая личность, как он, для каждого из нас – грешного, слабого, порой порывистого в вере, непостоянного в добре, – когда мы видим, что такой же, как мы, человек смог открыть Бога, и так глубинно, так потрясающе измениться во всем.

Митрополит Киевский Владимир (Сабодан)

Князь Владимир — сложная историческая личность. В лице его мы можем видеть сегодня, как в зеркале, самих себя, со всей сложностью наших характеров, изменчивостью нашего поведения, с порывами и падениями. Господь благоволил избрать именно такого человека, чтобы сполна явить в нем чудо, которое творит с людьми святая вера.

Что же дала христианская вера князю Владимиру и стране нашей? Грешный и буйный язычник Владимир стал натурой богобоязненной. Его обращение ко Христу было подлинное, интимное, глубокое. Преображение его характера и разрыв с грехом были изумительны. «Обрел еси бесценный бисер Христа, избравшего тя, яко втораго Павла, и отрясшаго слепоту во святей купели душевную вкупе и телесную»,- поет о нем Церковь.

От него, как от пламенеющего костра, зажглись огни веры в сердцах его людей. Вера очистила народ от грубого заблуждения идолопоклонства, изменила нравы людские. В христианской вере — истоки нашей отечественной культуры. Вера положила основание нашей письменности, живописи, архитектуре.

Вера внесла в жизнь нашего народа, в семью и общество гуманные принципы. Вера, которую Господь даровал нам через князя Владимира, была достойным сеянием, принесшим достойные плоды духа.

Она прославила сонмы святых угодников — наших соотечественников, которые ходатайствуют перед Богом за нашу землю, за нашу святую Церковь, за наш народ.

Тропарь равноапостольному князю Владимиру, глас 4

Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола сидя матере градов, богоспасаемого Киева, испытуя же и посылая к царскому граду уведети православную веру, и обрел еси бесценный бисер, Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Тем же празднуем твое успение, людие твои суще: моли спастися державы твоея Российския начальником, Христолюбивому православному народу.

Кондак равноапостольному князю Владимиру, глас 8

Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире, вся, яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания оставль, яко муж совершенный, украсился еси божественнаго крещения багряницею: и ныне Спасу Христу в веселии предстоя, моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых.

Величание равноапостольному князю Владимиру

Величаем тя, святый равноапостольный княже Владимире, и чтем святую память твою, идолы поправшаго и всю Российскую землю святым крещением просветившаго.

Молитвы святому равноапостольному князю Владимиру

Молитва первая

О великий угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и, восприяв Святое Крещение, просветил еси светом Божественныя веры и благочестия всю страну Русскую.

Славяще убо и благодаряще Премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим, благодарим и тя, просветителю наш и отче, яко тобою познахом спасительную веру Христову и крестихомся во Имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы: тою верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диаволя и адова мучительства: тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования Небеснаго блаженства.

Ты еси первый вождь наш к Начальнику и Совершителю нашего вечнаго спасения Господу Иисусу Христу; ты еси теплый молитвенник и ходатай о стране Русской, о воинстве и о всех людех. Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний, тобою излиянных на землю нашу, отцев и праотцев наших и на нас, недостойных.

О всеблагий отче и просветителю наш! Призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, по милости Своей, да всадит в сердце наше спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, благосерде, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо же Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да упразднятся вся ереси и расколы, да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О великий угодниче Божий, равноапостольный княже Владимире! Призри на немощи наши и умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша покаяние и спасительный страх Божий, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже оставити нам стези нечестия и на путь спасения обратитися, неуклонно же заповеди Божия творити и уставы Святыя Церкве соблюдати. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою: да избавит нас от смертоносных болезней и от всякаго зла, да сохранит и спасет рабов Божиих (имена) от всех козней и наветов вражиих и да все мы сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков.

http://www.pravmir.ru

Источник: http://www.cathedrale-orthodoxe.com/28-iyulya-cerkov-prazdnuet-pamyat-svyatogo-ravnoapostolnogo-knyazya-vladimira/

Главное сокровище народа

14:20, 30 декабря 2015

Фонд Владимира Храброго активно содействует сохранению исторической памяти.

Главное сокровище народа – его святые и его герои. Господь сказал: «Нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих». Это сказано и о святых подвижниках, и о героях, которые не щадя живота своего защищали Отечество, свою веру, своих близких. Открыть  для наших современников сокровищницу героического наследия – одна из главных задач Фонда Владимира Храброго.  

Фонд Владимира Храброго

Фонд содействия сохранению и развитию русской и восточно-христианской культуры во имя Владимира Храброго, князя Боровско-Серпуховского, был создан в 2012 году группой единомышленников, куда вошли люди искусства, бизнесмены, юристы.

Некоторые из них живут и работают в Москве, другие — в Калужской области.

 Президент фонда —  Ирина Есинская, искусствовед, филолог, журналист, человек с активной жизненной и гражданской позицией, продвигающий в общество христианские идеи и ценности, остро чувствующий связь прошлого и настоящего.

Князь Владимир Андреевич Храбрый – двоюродный брат героя Куликовской битвы Дмитрия Донского, который также участвовал в этом судьбоносном для Руси сражении. Он командовал засадным полком, обрушившимся на татар в нужный момент и решившим исход битвы. Это описано в нескольких летописях.

До революции в России имя князя Владимира Храброго, одного из самых блистательных мужей своего времени, витязя, было хорошо известно. Чаще всего Дмитрий Донской и Владимир Храбрый упоминались в связке.

Князь Владимир был моложе, и в отличие от брата, князя Дмитрия, крутого нравом, мягче, добродушевней, но при этом мужественный воин, полководец,  не раз спасавший Русь от нашествий.

— Удивительно красивый был человек, — словно о хорошем знакомом говорит Ирина Борисовна о князе Владимире Храбром. — Хотелось бы, чтобы через его светлый образ возрождалась память о великих витязях, князьях, героях древних времен.

Они раскрывают для нас наш генетический код, наши свойства как народа, дают нам понимание, откуда у нас в экстремальных ситуациях вдруг начинают проявляться невероятная самоотверженность и жертвенность. Это основа нашего русского характера, национальной идентичности. Героика, на которой воспитывается человек, очень важна.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает имя Ясин

Если ребенок знает о славе своей Родины, ее героях, то с уверенностью можно сказать, что из него вырастет цельная личность.

Из либеральных СМИ мы постоянно слышим, что Россия всегда была чем-то нехороша. Все-то у нее было не так, как у людей, как на Западе: народ — рабский, правители – деспоты, культура — отсталая. Такой крайне унылый и неблагодарный взгляд на свое Отечество — это как некий постоянно действующий яд, отравляющий источники жизни.

События на Украине показывают, что при массированном идеологическом воздействии нужно всего 20 лет, чтобы изменить сознание народа, чтобы разрушить его идентичность, внушить деструктивные идеи, которые будут доминировать в обществе и которыми будут  руководствоваться политики при принятии решений.

Но если мы дадим простор русской героике, пониманию русской славы, пойдет обратный процесс. 

Мы видим, что когда инициативы, продиктованные даже самыми благими намерениями, спускаются сверху и не имеют поддержки в обществе, они быстро формализуются и умирают.

Но если люди не за страх, а за совесть, по велению своего сердца делают что-то общественно значимое на ниве возрождения национального самосознания, то, как правило, это имеет успех. Задача государства – помочь этому успеху развиться, и тогда успех возрастет в десятки раз.

Сочетание усилий государства и общества – вот ключ к возможности переломить ситуацию, дать возможности раскрыться огромному творческому потенциалу нашего народа.

Общественные организации открывают возможности широкого использования народной дипломатии с близкими нам по крови и духу народами. Народная дипломатия в Сербии сегодня  — это не десятки, а тысячи  встречных движений сербов и русских. Русские и сербы сами ищут связи, выстраивают отношения, продумывают культурные акции, издают книги.

С 2008 года у России политически осложнились отношения с Грузией, но сам грузинский народ как любил, так и любит Россию — нет отторжения русского. Сейчас как никогда важно выстраивание народной дипломатии с Грузией, Арменией, Абхазией, Грецией.

Мы должны стать ближе друг к другу – и внутри России, и с народами единой восточно-христианской культуры, единой православной цивилизации, чтобы противостоять угрозам глобализма, нового мирового порядка однополярного мира, который несет  человечеству только насилие, только болезнь, разрушение и гибель.

События, которые недавно  произошли во Франции, говорят о том, что в мире продолжает расти напряженность, Запад продолжает давить на зависимые от него экономически  и политически страны, пытаясь всюду навязать свои «демократические» ценности, свою модель управления миром. Страшные теракты — это ответная реакция, демонстрация неприятия таких подходов. Стремление народов, имеющих общую духовно-культурную почву, сплотиться — это шаг к разрядке, — считает Ирина Есинская.  

В память о героях первой мировой

По инициативе Фонда Владимира Храброго в 2014 году в Сербии, в городе Топола, был установлен грандиозный Поклонный крест – в память о русских и сербских героях Первой мировой войны. Это первый памятник, посвященный событиям великой войны, установленный в Сербии от имени России. Автор проекта – художник Александр Есинский.

Крест размещен на территории военного госпиталя – задужбины сербского короля Петра I. За крестом, на вершине холма, расположен храм Святого Георгия, где находится усыпальница королевской династии Карагеоргиевичей.

В преддверии торжеств была проведена Международная научная конференция «Уроки великой войны 1914 – 1918 гг. Россия и Сербия – исторические союзники».

В 2015 году Фондом Владимира Храброго сначала в здании Государственной Думы РФ, а затем в Музейно-выставочном центре города Боровска была организована выставка-презентация сербских и русских художников «Светлой памяти героев великой войны». 

Топола и  Боровск — города-побратимы

В апреле прошлого года состоялась церемония подписания Соглашения об установлении побратимских связей между Боровском и сербским городом Топола. Подписи под соглашением поставили глава администрации Боровска Михаил Климов и председатель общины Топола Драган Живанович в присутствии  первого секретаря посольства Сербии в России Момчило Зековича, руководителя Общества русско-сербско-белорусской дружбы Ново Бакича, представителей правительства нашей области.

— Мы всегда считали Россию старшим братом, который может спасти нас в борьбе за выживание, — обратился к собравшимся Драган Живанович. — Вот почему Америка и Западная Европа считают нас «маленькими русскими» на Балканах и союзниками России. Независимо от того, какого рода международную политику будет проводить Сербия в будущем, знайте, что сербский народ любит русский народ и что матушка-Россия всегда будет в нашем сердце.

Как отметил министр внутренней политики и массовых коммуникаций области Олег Калугин, выступивший на церемонии подписания соглашения, основная заслуга в том, что побратимские связи между городами были установлены, принадлежит Фонду Владимира Храброго, руководителей которого сербская делегация называет «наши родные люди в Боровске». 

Георгиевский международный фестиваль 

В ноябре 2014 года по инициативе Фонда Владимира Храброго в Обнинске состоялся I Георгиевский детско-юношеский культурно-спортивный фестиваль. В числе приглашенных к участию – 49 юных спортсменов из Сербии, представители хоккейного и плавательного клубов «Партизан» из Белграда, принявшие участие в соревнованиях с обнинским сверстниками.  

Осенью 2015 года делегация Фонда Владимира Храброго и обнинских школьников побывала в Сербии с ответным визитом. Обнинские хоккеисты приняли участие в международном детско-юношеском хоккейном турнире, который проходил в Белграде с участием команд из пяти стран (Босния и Герцеговина, Болгария, Словения, Сербия и Россия), и одержали победу. Спортсмены, участвовавшие в турнире по плаванию, заняли 3-е место в общекомандном зачете.

Школьники выступали в совместных концертах, мастер-классах, познакомились с достопримечательностями Сербии, в Тополе поклонились Поклонному кресту, установленному Фондом Владимира Храброго к столетию начала Первой мировой войны в честь русских и сербских воинов-героев.

Расходы по поездке в Сербию хоккеистов из малообеспеченных семей взяли на себя председатель попечительского совета фонда Александр Еськов-Сосковец и Фонд Владимира Храброго.

В ходе визита Фонду Владимира Храброго от мэра городской общины Белграда – Раковицы поступило предложение сделать Георгиевский детско-юношеский фестиваль традиционным. А с шефом кабинета общины Чупривица муниципалитета Белграда было подписано соглашение об установлении побратимства с г. Обнинском и об установлении Георгиевского креста на территории общины на главенствующей высоте Белграда Ада Циганлия.

«Встречи детей, родителей – это укрепление дружбы между народами, расширение дружеских связей со странами восточно-христианского мира», — считает директор Фонда Владимира Храброго Стефан Генич, занимающийся развитием связей между молодежью Сербии и России.

«Миссия Православной Империи»

«Миссия Православной Империи» — так называлась международная научная конференция, которая по инициативе Фонда Владимира Храброго прошла 1-2 декабря ушедшего года в нашей области.

Участие в ней приняли известные историки и политологи страны, в том числе заместитель директора Российского института стратегических исследований Михаил Смолин, президент Славянской академии наук, образования, искусств и культуры Сергей Бабурин, главный редактор интернет-портала «Русская Народная Линия» Анатолий Степанов (г. Санкт-Петербург), профессор исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор исторических наук Дмитрий Володихин.

Президент Фонда Владимира Храброго Ирина Есинская, открывая заседание круглого стола, сказала: 

— Наша задача —  внутренне собраться и почувствовать глубокую связь с великим героическим наследием нашего прошлого, глубоко уяснить, на какой земле мы живем. Категорический императив нашего времени – связь времен. То, что происходит в мире, нас понуждает заняться этим вопросом.

Мы видим, какие трагические события происходили последние десятилетия на Балканах по разрушению целых государств, какие схемы применялись по разрушению национальной идентичности, по разлучению близких духовно и кровно народов.  Если до событий на Украине было непонятно, как эти схемы могут быть применены к такой великой державе, как Россия,  то сейчас нет сомнений  — к нам тоже их примеривают.

Кроме военной мощи, которая неоспоримо есть у России,  у нас должна быть мощь духовная, должно быть чувство братства, которое проистекает от чувства наших общих святынь. 

Символ нерушимой связи с нашим славным прошлым

— В 1807 году в России был учрежден орден Святого Георгия, ставший самой любимой и почетной боевой наградой, — рассказывает Ирина Есинская.-  Как-то в разговоре один из собеседников, в прошлом военный, дал такой : «Ордена давали и сейчас дают много прав награжденному, а орден Святого Георгия предполагал только обязанности.

Считалось, что если ты кавалер этого ордена, то должен больше, чем любой другой человек, по отношению к своим согражданам и своему Отечеству». Этот орден является выражением воинской доблести, связывает воедино три крупнейших войны в истории России: Отечественную войну1812 года, Первую мировую и Великую Отечественную войну.

 

Фонд Владимира Храброго выступил с инициативой об установке памятного знака «Георгиевский крест», который стал бы зримым воплощением нерушимой связи нынешних поколений с исторической Россией, символа мужества и воинской доблести наших славных предков. 

Символика памятного знака «Георгиевский крест» обретает дополнительные грани, преломляясь в жизни и судьбе  уроженца Калужской земли Маршала Победы Георгия Константиновича Жукова, прошедшего дорогами Первой мировой, кавалера Георгиевского креста 4-й степени. Этот вопрос уже рассматривался и на городской топонимической комиссии, инициатива была поддержана единогласно. Сейчас решается вопрос о месте его размещения.

***

В планах Фонда Владимира Храброго много проектов, в их числе регулярное издание журнала «Георгиевский крест», воздвижение в Пскове «звучащего монумента» — звонницы «Царь-Колокол» в память о царе-мученике Николае II, святых царственных мучениках и всех новомучениках и исповедниках российских.

Нина ЗАМАХИНА.

Источник: http://www.vest-news.ru/article/76328

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
В чем разница между церковью собором и храмом

Закрыть