Кто является матерью Иисуса Христа

Мария: маленькая в собственных глазах, но замеченная Богом

Кто является матерью Иисуса Христа

Должно быть Мария была очень особенной молодой девушкой. Она была избрана родить самого Иисуса Христа – Сына Божьего. Может быть она не была обычной девушкой. Так кем же была дева Мария?

Мария не имела большие мысли о сомой себе, но верила в полное руководство Божье в её жизни, даже тогда, когда всё вокруг выглядело неопределённым. Мы можем научиться у Марии вере и смирению.

Обычная девушка из Назарета

Молодая еврейская девушка жила обычной жизнью в Галилейском городе Назарете. И вот однажды ангел пришёл к ней и сказал: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;» (Луки 1:30) Из всех женщин мира, Бог выбрал её, чтобы родить Сына Божьего! Она должна была дать Ему имя Иисус. Ангел объяснил ей, что Дух Святой сойдет на неё, и таким образом она станет матерью Иисуса Христа – Сына Божьего.

Как странно бы это ни звучало для человеческого разума, Мария смело ответила: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему.» (Луки 1:38) Она испытывала полное доверие и верила в Бога!

«Да будет Мне по слову твоему!»

Мы все приходим в ситуации в нашей жизни, когда поднимается вопрос о нашей вере. Может быть, мы оказываемся в обстоятельствах, в которых вполне естественно начать беспокоиться и заботиться о чём-то. Тогда нужно задать себе вопрос, действительно ли я верю в совершенное водительство Божье.

Отвергаю ли я все мысли о заботе и держусь ли я слова, которое говорит: «Не заботьтесь ни о чем.» (Фил. 4:6) Если да, тогда я могу ответить в обстоятельствах: «Я служитель Божий. Да будет Мне по слову Твоему! Заботься обо мне, так как Ты обещал. Я отдаю Тебе все свои заботы и хочу всегда верить.

»

Есть много возможностей показать нашу веру в нашей повседневной жизни. Например, когда мы слышим напоминание о том, чтобы давать, несмотря на то, что у нас самих не так много, тогда мы должны верить в то, что написано в Луки 6:38: «Давайте, и дастся вам!»  Или, когда мы хотим уединиться, а Бог тихо нам говорит: «вон та семья нуждается в небольшой помощи», тогда я с верой я могу исполнить слово «Благотворительная душа будет насыщена.» (Притчи 11:25)

Что происходит, когда мы выбираем верить Божьему Слову и поступать так, как написано? Тогда мы переживаем, что Бог является истиной! Он так же непоколебим в Своем Слове, как то, что Мария забеременела после того, как ангел посетил ее.

Мария возвышала Бога, а не себя

У Мария были оче��ь благородные помышления. Она твердо верила в Бога, и была маленькой в своих глазах. После того, как ангел оставил ее, она возблагодарила Бога, который увидел ее смирение и поручил ее такой важное задание. (Луки 1:46)

«И сказала Мария: величает душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем, что призрел Он на смирение рабы своей, ибо отныне будут ублажать меня все роды; что сотворил мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его.» (Луки 1:46-50)

Пример жизни Марии, показывает нам, что те, кто мал и нищ в собственных глазах, ценнен для Бога. И Бог заботиться о таковых. Он смотрит на веру! Мария не была королевой или занимала высокого положения, но Бог все равно выбрал ее. Своей жизнью она показала, что Бог для нее является всем. Бог хочет использовать таких людей в своём служении! Бог увидел смирение Марии, и она стала матерью Иисуса. У Марии были правильные помышления.

Веру, которую мы тоже можем получить

О деве Марии написано: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное ей от Господа.» (Луки 1:45)

Этот стих может относиться и к нам. Подумай, что ты можешь вставить свое имя здесь. Это может действительно произойти! Но мы должны быть испытаны и проверены, и мы должны быть верными голосу Божьему в нашей повседневной жизни. В этом заключается основание веры. Итак, давайте верить в Бога и только в Него. Давайте смиряться, давайте отложим наше сильное своеволие, наши мнения и помышления. Тогда Бог сможет работать с нами!

Источник: https://aktivnoyekhristianstvo.ru/mariya-malenkaya-v-sobstvennyh-glazah

Мария, Мать Иисуса: Рождение Иисуса (часть 2 из 2), Мария, мать Иисуса: кто такая Мария? (часть 1 из 2)

Кто является матерью Иисуса Христа

  • Авторство: Аиша Стейси ( 2011 IslamReligion.com)
  • 09 Nov 2011
  • Последние изменения 09 Nov 2011
  • Распечатано: 210
  • Показано: 18867 (в сутки: 6)
  • 5 из 5
  • Оценено: 3
  • Отправлено почтой: 0
  • 0

Любимая и уважаемая мусульманами, известная своим благочестием Мария, мать Иисуса, была превознесена Господом над всеми женщинами мира. Но даже при этом Ислам полностью отвергает идею их божественности и не считает Иисуса частью Троицы. Коран категоричен в том, что есть лишь Один Бог и только Он достоин поклонения:

«Таков Аллах, ваш Господь. Нет божества, кроме Него, Творца всякой вещи. Поклоняйтесь же Ему» (Коран 6:102).

Мусульмане должны принимать и любить всех пророков без исключения. Марии и Иисусу Ислам отводит особое место. С самого детства жизнь Марии посвящалась Богу.

Весть об Иисусе

Однажды, когда Мария находилась в одиночестве, перед ней возник мужчина. Как поведал Господь:

« и укрылась от них за завесой. Мы же послали к ней Нашего Духа (Джибриля), и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека» (Коран 19:17)

Напуганная Мария обратилась к Богу:

«Она сказала: «Я прибегаю к Милостивому, чтобы Он защитил меня от тебя, если только ты богобоязнен. Он (ангел) сказал: «Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе мальчика чистого» (Коран 19:18-19)

Слова очень удивили Марию, ведь она была непорочна. Мария недоверчиво спросила:

«Она сказала: «Господи! Как я могу иметь сына, если меня не касался ни один мужчина». Он сказал: «Так Аллах творит, что пожелает! Когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: “Будь!” – как это сбывается» Коран 3:47)

Господь сотворил Адама из земли, без отца и матери. Еву Он создал из ребра Адама. Иисус же появился на свет без отца, однако у него была мать – набожная Дева Мария. Господу достаточно слова, чтобы творить. И теперь Он вдохнул дух Иисуса в Марию через ангела Гавриила.

«и Мы вдохнули через него (через вырез на ее одежде) посредством Нашего Духа (Джибриля). Она уверовала в Слова своего Господа» (Коран 66:12).

Библейские и коранические рассказы о Марии имеют много общего, однако Ислам не разделяет мнения о том, что Мария была замужем или обручена. Время шло, и Мария все больше опасалась людского непонимания и осуждения.

Ну кто мог поверить, что мужчина не касался ее? По мнению большинства исламских ученых, беременность Марии протекала обычно. Когда наступило время рожать, она покинула Иерусалим и направилась в город Вифлеем.

Несмотря на утешающие слова Господа и твердую веру, эта молодая женщина испытывала волнение и боль. Но ангел Гавриил успокоил ее:

 «О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому – Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии). Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных» (Коран 3:45)

Рождение Иисуса

Терзаемая родовыми муками, Мария остановилась у финиковой пальмы. Боль была настолько сильной, что Мария желала смерти:

«Лучше бы я умерла до этого и была навсегда забытой!» (Коран 19:23)

Там же, под пальмой, Мария родила сына. Измученная, напуганная, она услышала голос, взывающий к ней:

«Не печалься! Господь твой создал под тобой ручей. Потряси на себя ствол пальмы, и на тебя попадают свежие финики. Ешь, пей и радуйся» (Коран 19:24-26)

Господь позаботился о Марии. Он дал ей воды — внезапно у ее ног забил ручей, и пищи – надо было лишь потрясти пальмовый ствол. Но как может женщина, только что родившая, усталая и измученная трясти дерево? И вновь с Марией произошло чудо. Стоило ей приложить немного усилий, как на нее посыпались свежие финики, и сказал Господь: «ешь, пей и радуйся».

Теперь Марии с младенцем предстояло вернуться к семье. Разумеется, она переживала, Господь знал это. Он повелел ей молчать. Она все равно не смогла бы объяснить, каким образом у нее появился ребенок. Мария не была замужем, и люди не поверили бы ей. Господь велел:

«Если же увидишь кого-либо из людей, то скажи: “Я дала Милостивому обет хранить молчание и не стану сегодня разговаривать с людьми”» (Коран 19:26).

Мария вернулась домой, и тотчас же на нее обрушилась людская брань: « Что ты натворила? Ты из хорошей семьи, и родители твои были богобоязненными».

Мария, как велел Господь, хранила молчание. Она только указала на младенца Иисуса, и он заговорил. Первое чудо Иисуса, божьего пророка, свершилось еще в младенчестве. С дозволения Всевышнего он сказал:

«Воистину, я – раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. И сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне молитву и милостыню, пока я живу. Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным. Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни» (Коран 19:30-33).

В Коране Господь называет Марию – сиддыка – правдивейшей.  Но арабское слово «сиддыка»  означает намного больше, чем просто говорить правду. Это слово применимо к тому, кто достиг высокого уровня праведности, кто правдив не только с собой и  окружающими, но также с Богом. Мария подчинилась Ему полностью. Господь избрал ее, набожную, целомудренную, преданную Марию, дочь Имраана, чтобы сделать матерью Иисуса.

Источник: https://www.islamreligion.com/ru/articles/1398/viewall/

Непорочная Дева Мария: житие

Кто является матерью Иисуса Христа

Дева Мария, Пресвятая Богородица, Царица Небесная — земная мать Иисуса Христа. В Священном Писаний не так много упоминаний о Ее земном пути и совсем ничего о том, что чувствовала и мыслила Мать Христа в момент Его казни на Голгофе. В Библии ничто не отвлекает от главного — Слова Божьего. Мы постарались рассказать о том, почему Богородица почитается в христианстве и, что нам известно о Ее земной жизни.

Дева Мария. Детство

Согласно Преданию, Дева Мария родилась в одном из пригородов Иерусалима. Предположительно, дом, в котором Она жила до трех лет, находился в Старом городе, у Львиных ворот. Родителями Девы Марии были праведные Иоаким и Анна. Они долго не имели детей, поэтому дали обет посвятить ребенка Богу.

4 декабря православные христиане отмечают Введение во храм Пресвятой Богородицы. В возрасте трех лет Деву Марию отдали в приют при Иерусалимском храме, где Она росла и воспитывалась. При этом Деву Марию ввели в сам храм.

Введение во храм было совершенно уникальным событием, потому что в те времена женщина не могла войти в это здание.

Туда допускались только Первосвященники и не каждый день, а только один раз в год, но, увидев Деву Марию, Первосвященник допустил Ее туда, очевидно, предчувствуя, что перед ним будущий одушевленный Храм Божий.

При храме Дева Мария занималась, обучалась, росла в религиозной среде и вела праведную жизнь. Именно там Дева Мария жила до обручения с праведным Иосифом. Современная Стена плача в Израиле — это часть стены, окружавшей тот храм.

Дева Мария. Отрочество

Дева Мария мечтала жить при храме и посвятить себя Богу. Но оставить при храме после совершеннолетия (в те времена возраст совершеннолетия достигали в 12 лет) Ее не могли. Для того времени и это было удивительным решением, потому что решение не вступать в брак, чтобы посвятить себя Господу стало распространенным позже.

В те времена «плодитесь и размножайтесь» воспринимали не как благословение, но, скорее, как заповедь и необходимость. По законам того времени Дева Мария должна была вернуться в дом родителей или выйти замуж. Тогда Марию обручили с праведным Иосифом. Иосиф к тому времени уже достиг почтенных лет, поэтому брак не был браком в полном смысле этого слова.

Иосиф не знал Марию, он стал, скорее опекуном и наставникам, поскольку после совершеннолетия идти ей было уже некуда. Она осталась сиротой.

Благовещение

Дева Мария. Благая весть

Дева Мария переехала в Назарет, в дом мужа. В те времена это было глухое место, совсем не то, где Она привыкла жить. Но именно здесь к Деве Марии явился Ангел, чтобы возвестить Благую весть. Праведный Иосиф был плотником и часто уезжал из дома работать. Ангел явился к Деве Марии именно в этот момент. По Преданию, Мария отправилась к своей родственнице, праведной Елисавете, будущей родственнице Иоанна Предтечи. В доме Елисаветы Она провела три месяца.

За это время стало понятно, что Дева Мария ждет ребенка. Иосиф же, обнаружив, что Дева Мария непраздна, опечалился, подумав, что она согрешила и решил тайно отпустить ее, чтобы уберечь от позора и казни. Тогда к Иосифу явился во сне Ангел Господень, чтобы возвестить уже ему Божественную природу зачатия у Девы, не знавшей мужа. Ангел повелел назвать Сына Марии Иисус, что значит Спаситель, явно обозначая Его Небесное происхождение.

Иосиф был настолько праведен и верен Богу, что ему не потребовалось дополнительных чудес.

«Он рождается на земле не для того, чтобы жить: ибо для этого не нужно было Ему земное рождение, но чтобы умереть, чтобы в самый ад снизойти, чтобы из смерти породить жизнь, из ада сынов неба, из погибели извести спасаемых. Так Спасает Он людей своих от грехов их. Не сказал Ангел Иосифу: родит тебе Сына, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – а сказал только: Родит Сына, ибо Мария родила не от Иосифа, и не Иосифу, а целой Вселенной».

Рождество Христово

Иисус появился на свет в хлеву, в стойле для скота.

Для участия в переписи населения Дева Мария и Иосиф, оба принадлежавшие к роду Давида, направились в Вифлеем, но для них не нашлось места в гостинице, как для Сына Божьего не нашлось места в нашем падшем мире. Первыми яслями для Иисуса стала кормушка для скота.

Как гласит Евангелие от Луки, первыми  эту весть узнали пастухи, пасущие свои стада неподалеку от места рождения Спасителя. Великую радость они узнали от Ангела Господня и поспешили поклониться Богомладенцу.

Ангел сказал им: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове»

Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар тоже увидели звезду на Востоке и отправились, чтобы принести дары Спасителю Мира.

Дева Мария и чудо в Кане Галилейской

На восьмой день Младенец Иисус был обрезан по традициям того времени, а на сороковой принесен в Иерусалимский храм. Именно там Симеон Богоприимец предрек Деве Марии грядущие страдания.

Далее в Писании мы видим упоминания о том, как в двенадцать лет Иисуса потеряли при визите в Иерсуалимский храм и оказалось, что Он общался со священниками, внимавшими Ему. Была Дева Мария и на браке в Кане Галилейской, где Иисус превратил воду в вино.

Он сделал это по просьбе своей Матери, упомянув все же, что «время еще не пришло». Это было первое чудо, совершенное Иисусом.

На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.

Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе.

Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
(Ин. 2:1-11)

Самым трагическим моментом жизни Девы Марии, о котором упоминает Писание, стало присутствие на Голгофе, где Богородица смотрела на казнь Господа нашего Иисуса Христа. Со креста, Иисус говорит своему любимому ученику Иоанну: «Се Матерь твоя!». Перепоручая заботу о Своей земной Матери апостолу Иоанну.

Попрощаться с Богородицей перед ее Успением собрались все ученики. По Преданию Дева Мария участвовала в жребии при решении о том, куда пойдет проповедовать каждый из них. Дева Мария не умерла в привычном нам понимании слова. После Вознесения Иисуса Дева Мария осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод начал гонения на христиан, Дева Мария удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое блуд в православии

Дева Мария неустанно молилась о том, чтобы Господь скорее забрал ее к Себе. И тогда архангел Гавриил возвестил Ей скорую кончину. Увидевшись с учениками Христа Она предала Свою душу в руки Господа, и тут же раздалось ангельское пение.

Успение Пресвятой Богородицы: история, иконы, молитвы, проповеди (+аудио, видео)

В дни праздников, посвященных Деве Марии используют голубое облачение — цвет чистоты и непорочности.

Православное Предание говорит о том, что на земле существуют местности, которые находятся под особенным покровительством Божией Матери. Их называют земными Уделами Богородицы и всего их четыре, это Иверия (Грузия), Святая гора Афон, Киево-Печерская Лавра и Серафимо-Дивеевский монастырь.

Молитва ко Пресвятой Богородице, Деве Марии

Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице!

Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна!

Обиду мою веси — разреши ту, яко волиши!

Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати!

Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитвы Богородице

Источник: https://www.pravmir.ru/deva-mariya/

Невеста Бога: учение Церкви о Богоматери

Сегодня Православная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Девы Марии. «Богородица» — в этом имени содержится вся тайна спасения человека от греха и вечной смерти. В праздник Введения начинается история служения Девы Марии Богу и людям. Сегодня мы предлагаем нашим читателям вспомнить о том, что знает Церковь о Богородице.

Святость Пресвятой Богородицы лучше всего выражается именем Приснодева, которое буквально можно понимать как «вечная Дева». Но девство Марии — это не просто физическое состояние, которое сохранилось и до рождения Ею Христа, и после.

Прежде всего приснодевственность означает, что в душе Марии не действовали никакие чувственные и себялюбивые желания и страсти. Душа Ее была подвластна одному Богу, стремилась только к Нему. Это было всецелое обращение к Господу, полное посвящение Ему всех сил души и тела, всей Своей жизни.

Быть подлинно рабой Господней и значит быть Приснодевой, не имеющей плотских стремлений. Телесная девственность — только внешний знак этой духовной целостности и чистоты.

Когда Божия Матерь ощутила присутствие Спасителя во чреве Своем, Она в духовной радости произнесла: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спаси теле Моем, и этими словами исповедала, что рожденный Ею Бог есть и Ее Спаситель.

Одна из человеков

Божия Матерь родилась от святых и праведных родителей, Иоакима и Анны, родилась, будучи испрошенной многими молитвами и слезами; о Ее рождении возвестил родителям Ангел. Но Ее зачатие и рождение совершились общим для всего человечества образом, Она, как и все люди, была причастна наследственному греху. Из Евангелия можно видеть, как проявлялся в Ней грех.

Мария, еще не обновленная благодатью воскресения, не поняла сказанных Ей двенадцатилетним Спасителем слов о Боге Отце. В другой раз, руководствуясь материнским чувством, Она требовала от Иисуса сыновнего повиновения и прерывала Его речь, когда Он говорил поучение народу.

К высшему совершенству Божия Матерь была возведена в день Пятидесятницы, когда на Нее, вместе с прочими апостолами, сошел Святой Дух.

Святой Дух сходил на Приснодеву дважды. В первый раз — после благовестия о рождении Спасителя, произнесенного Архангелом Гавриилом.

Ее, уже чистую высшей человеческой праведностью, Дух соделал благодатно-чистой, сотворил Ее способной принять в себя Бога Слово и быть Ему Матерью.

Она, хранившая себя от всякого помысла и ощущения сладострастного, стала совершенно неприступна для этих помыслов и ощущений, какой и должна быть Дева, избранная для служения, превосходящее служение Херувимов и Серафимов.

Во второй раз сошел Святой Дух на Деву в день Пятидесятницы. Тогда Святой Дух уничтожил в ней власть греха, общую для всех людей, сотворил Ее новым человеком по образу Господа Иисуса Христа. Этого не произошло при первом схождении Духа на Приснодеву, потому что разрушение вечной смерти было плодом жизни, Крестной смерти и Воскресения Христа: прежде оно не могло иметь места.

Не по естественным законам

Зачатие Богочеловека в утробе Девы произошло не по естественным человеческим законам. Если бы Дева зачала от мужского семени, то родившийся унаследовал бы прародительский грех и не стал бы Новым Человеком, Новым Адамом, родоначальником новой безгрешной жизни и неиссякаемым источником освящения. Для Своего воплощения Бог заменил действие мужского семени творческой силой Духа Святого.

Евангелие повествует, что Деве явился Архангел и сказал, что Она зачнет и родит Сына Всевышнего. Чистая Дева, Которая никогда не помышляла ни о ком и ни о чем, кроме Бога, спросила, как это возможно, и Архангел ответил Ей: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим Тогда Мария сказала: се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему.

Ответ, данный Марией Архангелу, разрешил трагедию падшего человечества. Вся история мира зависела от этого ответа. Бог не нарушает свободы человека, а это значит, что Мария могла сказать Архангелу «нет». Воплощение было не только делом Святой Троицы, но и делом воли и веры Пресвятой Девы.

Пречистая Дева от всего человеческого рода свободно принесла Свою чистейшую кровь в дар Богу для воплощения Богочеловека. Свободное послушание Марии уравновешивает свободное непослушание Евы. Поэтому Мария называется Второй Евой, как Сын Ее — Вторым Адамом.

Ни боли, ни страдания

Богочеловек зачат божественно и рожден божественно. Богоматерь не испытывала в родах ни боли, ни страдания. Все это — наказание за грех, который не имел здесь места.

Безболезненность Девы при рождении Богочеловека ясно видна из простого и скромного повествования, которое читаем в Евангелии: И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли.

Обычные роды приводят женщину в изнеможение, ей требуется посторонняя помощь, но Дева Сама повивает Новорожденного и кладет Его в ясли, не испытывая при этом никаких физических страданий, ведь Она родила Саму Жизнь и Подателя Жизни.

Рождение Богочеловека происходило по законам природы и одновременно превосходило их. Господь родился обычным человеческим образом спустя девять месяцев после зачатия. Но при этом девство Богоматери, как печать Ее высшей святости, нарушено не было.

Тело Богочеловека благодаря соединению с Божеством имело особые свойства. Евангелие повествует, что Господь мог становиться невидимым, что он преображался и сиял чудным светом на горе Фавор. После воскресения Господа эти свойства Его Тела проявлялись во всей силе. Точно так поступил Господь и при рождении Своем: Он вышел из утробы Девы, не разрушив печатей девства, не разверзши дверей сего дивного храма Своего.

Чтобы показать с ясностью и точностью рождение Богочеловека от Девы, без мужеского семени, евангелист Матфей говорит, что Дева, обрученная мужу именем Иосиф, не познав мужа, оказалась имеющею во чреве от Святого Духа — явившийся во сне Иосифу Ангел открывает ему это. Приснодева и по Рождестве пребыла Девой.

Евангелист пишет: И не знаяше ея [Иосиф] дондеже роди Сына своего Первенца. Но Первенцем называется перворожденный, даже если он единственный. Еще и потому евангелист использует имя Первенец, что, согласно пророчествам, рожденный Мессия должен быть именно первым ребенком.

А слово дондеже (пока, до тех пор) хотя и означает определенный срок, однако не исключает и последующего за ним времени.

Жена Иосифа

По закону иудейскому Дева была обручена праведному Иосифу, как человеку из рода царя Давида, к которому принадлежала и Божия Матерь.

Праведный Иосиф сподоблялся Божественных откровений, которых удостаиваются одни только чистые сердцем и телом. Иосиф, узнав от Ангела, явившегося ему во сне, великое значение обрученной ему Девы, осознал свои обязанности относительно Нее и стал Ее служителем. Ангел, являвшийся ему после Рождества, называл Марию уже не женой его, но единственно Матерью Отрока.

Древние иудеи, не знавшие зачатия от Святого Духа и рождения от Девы, признавали Богочеловека сыном Иосифа; а Божия Матерь и другие ученики Господа скрывали великое таинство от ожесточенных иудеев, которые отвергали и самые очевидные свидетельства и не остановились бы обвинить Святое семейство в богохульстве.

Евангелие упоминает о братьях Иисуса Христа, однако ничего не говорит о том, что Мария рождала других детей. Братьями Богочеловека могли быть либо дети Иосифа от первого брака, либо дети его сестер, которые приходились Господу двоюродными братьями. Но и само предположение, что Святейшая Приснодева, жившая одним Богом, родив безболезненно Богочеловека, могла после этого отвлечь ум от Него единственного и подумать о рождении других детей и плотском соитии, является лишенным всякого смысла.

Мать-ученица

Высшая святость Девы Марии состоит не только в том, что Она могла стать Матерью Богочеловека, но и в том, что Она была самой постоянной и внимательной слушательницей и исполнительницей Его учения. Евангелие говорит о Богоматери: Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. Божия Матерь внимательно следила за всеми событиями, относившимися к Богочеловеку, с самого рождения Его, запечатлевала их в сердце.

Иисус Христос — вечный Бог; однако Мария — Его мать в полном смысле слова. Она связана с Ним особыми и очень тесными отношениями, поскольку Иисус для Нее не только Бог и Спаситель, но и Сын. На руках Ее Он провел младенчество и детство.

Само рождение устанавливает между матерью и ребенком особую духовную связь, в основе которой — привязанность и любовь. Мария была истинной Матерью своего Ребенка, и то, что Она — Мать человека, не менее важно, чем то, что Она — Мать Бога.

Это не умаляет Ее материнства, так же как Божество Иисуса не мешало Ему быть истинным человеком и испытывать к Своей Матери сыновние чувства.

Годы земной жизни Спасителя Богородица провела вместе с Иисусом, оставаясь в смирении и безвестности. На Свои руки Она приняла с Креста Его истерзанное Тело. Тогда предсказанный Ей старцем Симеоном меч страданий, которых Она избежала при рождении, пронзил Ее сердце. И Она первая увидела Его воскресшим.

После Смерти и Воскресения

По вознесении Господа на небо Богоматерь жила в одном доме вместе с апостолами, посвятив все время молитве. В таком молитвенном настроении Она, как и апостолы, приняла в день Пятидесятницы Святого Духа, Который просветил и Ее душу, и Ее тело. Благодатные дары Святого Духа у апостолов, о которых повествует Священное Писание, имелись у Божией Матери в гораздо большей степени.

Она имела и дар пророчества, и дар прозрения, и дар чудотворений, и другие бесчисленные дары, известные только Богу и Его Матери. Тень, которую отбрасывал апостол Петр, исцеляла больных. Эту тень, изображавшую Петра, можно считать его образом, иконой. И иконы Божией Матери до сих пор творят чудеса, проповедуют, свидетельствуют истину учения Христова.

Приснодева, наиболее близкая к Богу из всех сотворенных существ, должна была, как и прочие люди, подчиниться закону смерти: ибо прах ты и в прах возвратишься. В час успения Божией Матери душа Ее отделилась от тела, а тело было предано погребению. Но это была живоносная смерть, начало новой жизни. Поэтому она именована не смертью, а успением.

Источник: https://nikeabooks.ru/blog/nevesta-boga-uchenie-tserkvi-o-bogomateri/

Глава VI : Пресвятая Дева Мария, мать Иисуса Христа

Скачать главу формат 21×29,7 см

  • Полностью (2,66 Mo)
  • Часть 1 (2,06 Mo)
  • Часть 2 (448 Ko)
  • Часть 3 (358 Ko)

Совсем не случайно мы решили упоминуть имя Иисуса Христа в заголовке главы, посвящённой Деве Марии, ещё раз подчёркивая тем самым её неразрывную связь со своим божественным Сыном.

Страница за страницей мы постараемся раскрыть три наиболее значимых составляющих мариологии, касающихся, во-первых, исключительной миссии Марии – миссии Матери Слова (и Слово стало Плотью), ниспосланного для спасения человечества; во-вторых, исключительных свойств Марии – девственного Ковчега спасения последних времён; и, наконец, глубокого почитания Богоматери.

Многие народы издалека придут к имени Господа Бога с дарами в руках, с дарами Царю Небесному; роды родов восхвалят тебя с восклицаниями радостными.

Прокляты все ненавидящие тебя, благословенны будут вовек все любящие тебя! Радуйся и веселись о сынах праведных, ибо они соберутся, и будут благословлять Господа праведных. О, блаженны любящие тебя! они возрадуются о мире твоём.

Блаженны скорбевшие о всех бедствиях твоих, ибо они возрадуются о тебе, когда увидят всю славу твою, и будут веселиться вечно.

Тов 13 11-14

На первый взгляд, эта «песнь» Товита предназначалась Иерусалиму. На самом же деле, она обращается к новому небесному Иерусалиму, берущему своё начало в Марии, Матери Иисуса Христа. Именно ей посвящён этот гимн – новой дарохранительнице, Царице святых, Звезде, освещающей путь к Всевышнему, Соискупительнице, возрадовавшейся стать Матерью для всех ищущих искупления.

Тот, кто со всей ответственностью намерен следовать Евангелию должен с немалой серьёзностью отнестись к многочисленным сценам, где появляется Мария, стараясь также реально собрать воедино разрозненные фрагменты мозаики, дабы воплотить полное изображение Марии в её божественном сиянии – как её личности, так и предназначенной ей миссии.

Одновременно, предстающий образ отнюдь не замкнут на самом себе, напротив, он непрестанно обращается всеми своими гранями и со всех точек зрения ко Христу и к Церкви. По католическим догматам явствует что вся любовь, обращённая к Деве Марии, никогда не должна замыкаться на самой себе, но должна являться неотъемлемой частью христологии и Церкви.

Иоанн Богослов чудесно смог выразить эту идею в написанном им евангелии, никогда не называя Марию по имени, но говоря о ней как о «Матери Иисуса», и подчёркивая тем самым её отказ от личного для самоотверженного служения Иисусу * Cardinal Joseph Ratzinger, Hans Urs Von Balthasar, Marie Première Eglise, Médiaspaul & Editions Paulines, 1987, p.62 et 13.

Примечание: некоторые изменения оригинального текста были необходимы для гармоничной структуры данной главы. .

Начнём же собирать разрозненные фрагменты мозаики, беря начало с некоторых объяснений из Ветхого Завета, для того чтобы увенчать нашу работу Успением Богородицы.

Оглашение девы

Оглашение Марии происходит сразу же после грехопадения наших прародителей. Господь Бог обращается к змею со следующими словами: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем её; Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» (Быт 3 15). Можно было бы предположить, что вражда, о которой идёт речь, имеет место между змеем и всем женским населением вместе взятым.

Однако, эту версию надо упразднить, ведь даже в тексте употребляется личное местоимение мужского рода: «Он будет поражать тебя в голову». Данные слова уже предвещают приход будущего Спасителя, Иисуса. А так как родит Его женщина, то и вражда будет между «этой» женщиной и змеем. Женщина, о которой идёт речь, есть Мария – Мать Спасителя. Таким образом, мать Мессии неотделима от Него.

В Послании Святого Апостола Павла к римлянам говорится: «Ибо, как непослушанием одного человека (Адама) сделались многие грешными, так и послушанием одного (Иисуса Христа) сделаются праведными многие» (Рим 5 19). Отнюдь не дерзко продолжить: как одна женщина (Ева) впустила грех в жизнь нашу, то по праву будет если другая (Мария) вернёт миру благо и праведность.

И нам известно как она сделает это: через полное послушание, безоговорочную чистоту и абсолютное смирение. И великой станет та, кто творит волю Божию.

Пророчество Исаии о Пречистой Деве, родящей сына по имени Еммануил

Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. (Ис 7 14).

В греческом переводе, не вдаваясь в глубокие пояснения написано «Дева», уточняя таким образом древнееврейский термин (‘almah), обозначающий либо девушку, либо молодую женщину, только что вышедшую замуж. Эта греческая версия текста даёт нам ценное свидетельство древнееврейского толкования, признанного в Евангелии от Матфея: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф 1 23).

Пророчество Исаии о «корне Иесеевом»

И произойдёт отрасль от корня Иесеева, и ветвь произрастёт от корня его (Ис 11 1).

Эта мессианическая поэма указывает на некоторые важные особенности будущего Мессии, а именно на то, что происхождение его ведётся от колена Давидова (Давид будучи сам одним из сыновей Иессея). А одной из ветвей рода Иесеева есть не кто иная как Мария. Воспользуемся же случаем, чтобы остановить наш взгляд на двух родословных Иисуса Христа, одну из которых можно читать в евангелии от Матфея * Мф 1 1-17 и Лк 3 23-38.

Заметим, что Матфей намеренно подчёркивает число 14 родов, составляющих каждую группу: «Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.» Очевидно, что это число выбрано сознательно будучи кратным числом семи, символизирующим, в свою очередь, полноту.

Это было сделано именно «сознательно», ибо для того, чтобы приблизиться к числу четырнадцати, было необходимо исключить несколько «менее важных» имён в историческом смысле, чем нежели те, что присутствуют в генеалогическом перечислении. В родословной от Луки каждая группа имён также представляет собой число, кратное семи: первая, вторая и четвёртая группы состоят из 21 имени; и третья группа составлена из 14 имён.

По той же самой причине «числовой комбинации», мы не увидим в первой группе Иоакима – Отца Девы Марии., а другую – в евангелии от Луки (не откладывая на потом я предлагаю тебе перечитать их, дабы с полнотой оценить нижеследующий ).

Как мы видим, эти две родословных несут в себе некоторые отличия.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто богиня мудрости

В тексте от Матфея выделены два важных элемента: это, прежде всего то, что происхождение ведётся по мужской линии; здесь очевидно, что речь идёт о родословной Иосифа, а не Марии (Иаков родил Иосифа). Итак, к нашему сведению поступает информация о том, что Иосиф — потомок Давида, является законным отцом Иисуса, и именно это законное отцовство даёт родовые права, и, в частности, право принадлежать роду мессианическому, роду Давидову.

Но дальнейшее повествование указывает на то, что Иосиф – законный отец Иисуса, не является однако его родителем, иначе бы Матфей закончил словами: «Иосиф родил Иисуса от Марии», как это было сказано прежде о четырёх упоминаемых жёнах. Матфей же намеренно акцентирует: «Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус». Именно Мария есть Мать Иисуса, А Иосиф «только лишь» муж её, не участвующий в зачатии, по свидетельствам Матфея.

Источник: https://www.frere-rufin.com/pages/ru/ofs/manuel-formation/manuel-formation-chap-6

Дева Мария

Женское начало, образ женщины-матери, дарительницы жизни почитается во всех мировых религиях. Так, в Древней Греции таким образом стала Деметра, в Азии молились богине Кибеле, в Египте верховное женское начало олицетворяла Исида. Христианская религия не стала исключением. В образе Пресвятой Девы Марии заключены и божественное чудо зарождения жизни, и земной путь обыкновенной женщины, судьба которой оказалась далеко не безоблачной.

Детство и юность

Отцом богородицы был Иоаким, человек верующий и праведный. Мать по имени Анна, как и муж, всегда следовала букве Закона Божьего. Семья эта жила в полном согласии, только одно омрачало существование супругов: отсутствие детей. Долгие годы Анна и Иоаким молились, чтобы господь послал им ребенка, но мольбы были тщетны. Страдание бездетной пары усиливали и насмешки окружающих, которые не упускали повода позлословить над горем этой праведной четы.

Дева Мария

Почти 50 лет прожили Анна и Иоаким в браке и уже отчаялись завести ребенка. Но однажды Анна, прогуливаясь по саду, увидела ангела. Тот пообещал удивленной женщине, что она скоро станет матерью, а ребенок ее будет известен всему миру. Анна поспешила домой, чтобы рассказать о видении мужу. Каково же было удивление Анны, когда выяснилось, что Иоаким также видел ангела, возвестившего, что молитвы о ребенке услышаны.

Спустя некоторое время Анна действительно забеременела. Тогда супруги дали обет, что отдадут новорожденного на служение господу. Дочь родилась в срок и получила имя Мария (на иврите это имя произносится как Мирьям и переводится как «прекрасная», «сильная»). Соседи Иоакима и Анны вновь начали сплетничать, на этот раз дивясь чуду.

Рождение Девы Марии

Супруги же растили дочку и готовились исполнить обещанное. Спустя три года они отдали маленькую Марию на воспитание в иерусалимский храм. Удивительно, но девочка без труда преодолела пятнадцать ступеней к вратам храма, которые и взрослым людям подчас давались с трудом.

Несколькими годами позднее праведные Анна и Иоаким умерли. Мария продолжала жить при храме, обучаясь вместе с другими девушками в специальной школе. Здесь юным воспитанницам преподавали основы наук, учили Слову Божьему, а также готовили к мирской жизни, ведению хозяйства и воспитанию детей. До 12 лет Мария жила в стенах этой школы. Лучше всего девочке давалось шитье. Есть легенда, что именно ей доверили сшить занавес и покрывальце для храмового святилища.

Учитывая подобное воспитание, из Марии должна была вырасти завидная невеста — трудолюбивая, набожная и образованная. Но такая судьба не привлекала девочку, и та дала обет безбрачия. Это создало определенные трудности: зрелым девушкам не разрешалось жить при храме, и подросшей Марии предстояло покинуть божий дом.

Введение Девы Марии во храм

Но и жить одной по законам того времени ей было нельзя. Выход нашли священнослужители, привязавшиеся к воспитаннице: Марию выдали за пожилого вдовца Иосифа, который в силу возраста должен был сохранить чистоту девушки, позволив ей не нарушить слово, данное Богу.

Поначалу старец не обрадовался юной невесте, свалившейся на его голову. Кроме того, мужчина опасался пересудов за спиной и насмешек родственников и соседей — столь велика была разница в возрасте. Однако Иосиф не посмел перечить воле священников и взял Марию в дом, назвав своей женой.

Рождение Иисуса Христа

Спустя некоторое время Иосиф, работавший плотником, на несколько месяцев покинул дом, отправившись на очередную стройку. Мария, оставшись на хозяйстве, присматривала за порядком, ткала и много молилась. По легенде, во время молитвы девушке явился ангел, который поведал о скором рождении сына.

Ангел приносит весть Деве Марии

Мальчику, по словам ангела, предстояло стать спасителем людей, тем, чьего прихода давно ожидали иудеи. Марию смутило это откровение, ведь она оставалась девственницей. На что ей был ответ, что понесет она от высшей силы, а не от мужского семени. Этот день в христианской традиции стал праздником Благовещения — в память о благой вести, которую получила Дева Мария.

И действительно, вскоре Мария поняла, что беременна. Женщина еще не осознавала роль, которую предстояло сыграть ее сыну, однако понимала, что стала участницей настоящего чуда непорочного зачатия.

Иосиф, вернувшийся домой через некоторое время, сразу заметил перемены, произошедшие с женой. Этот добрый человек не сразу поверил рассказу Марии, решив, что наивная девушка просто стала жертвой обмана какого-нибудь соседского молодца, соблазнившего ее.

https://www.youtube.com/watch?v=U4XMDerVqgM

Дева Мария и Иосиф

Старик не винил жену и даже хотел тайком позволить той покинуть город, чтобы она не стала жертвой правосудия: измена в те времена жестоко каралась, неверную женщину могли забить камнями и плетьми. Тогда плотнику явился ангел, поведавший о непорочном зачатии Марии. Это убедило Иосифа в невинности супруги, и тот позволил девушке остаться.

Незадолго до срока родов кесарь Август объявил о всеобщей переписи населения. Для этого людям надлежало самостоятельно явиться в Вифлеем. Иосиф и Мария отправились в путь. Прибыв на место, они обнаружили, что город просто переполнен толпами людей. Место для ночлега найти не удалось, и супруги решили заночевать в пещере, в которой пастухи прятали скот от дождей.

Дева Мария с младенцем Иисусом

Там-то Мария и родила сына. Первой колыбелью мальчику послужили ясли для кормления животных. Той же ночью над пещерой воссияла вифлеемская звезда, свет которой рассказал людям о явлении чуда на землю. Кроме того, свет вифлеемской звезды увидели волхвы, которые сразу же отправились в путь, чтобы лично поклониться новорожденному Сыну Божьему и поднести ему дары.

Семь дней спустя, как и требовал закон того времени, младенцу сделали обрезание и дали имя. Сын Девы Марии был наречен Иисусом. Тогда же мальчика принесли в церковь, чтобы представить Богу и принести традиционную жертву. Некий старец Симеон, также пришедший в тот день в храм, благословил младенца, поняв, кто перед ним. Марии же он иносказательно намекнул на то, что и ей, и сыну уготована нелегкая участь.

Евангельские события

Пока Святая Дева Мария с мужем и новорожденным младенцем была в Вифлееме, о рождении Сына Божьего узнал жестокий и честолюбивый царь Ирод. Однако предсказатели, поведавшие Ироду о свершившемся чуде, не смогли дать ответ на вопрос, в чьей семье родился Иисус.

Иисус Христос и Дева Мария

Тогда, не долго думая, царь приказал уничтожить всех новорожденных, которые только есть в Вифлееме. О надвигающейся беде Иосифа предупредил ангел, вновь явившийся старцу во сне. Тогда плотник с Марией и младенцем укрылся в Египте, и только когда опасность миновала, вернулся с семейством в родной Назарет.

О дальнейшей биографии Богородицы в Евангелии написано скупо. Известно, что Мария повсюду сопровождала Иисуса Христа, поддерживая его и помогая нести Слово Божье людям. Также женщина присутствовала при чуде, которое совершил Иисус, превративший воду в вино.

Иисус Христос на кресте

Очевидно, что Марии пришлось нелегко: постоянные проповеди, которые произносил ее сын, не всегда вызывали в людях добрый отклик. Нередко Иисусу и сопровождавшим его приходилось сносить насмешки и агрессию тех, кто не хотел принимать постулаты религии.

В тот день, когда Иисус Христос был предан распятию палачами Понтия Пилата, Мария чувствовала боль сына и даже лишилась чувств, когда гвозди пронзили его ладони. И хотя Богородица с самого начала знала, что Иисусу суждено принять муку за грехи людей, материнское сердце едва выдерживало такое страдание.

Смерть и вознесение

Остаток жизни Мария провела на Афоне, проповедуя среди язычников и неся Слово Божье. Сейчас на том месте построен большой комплекс монастырей и соборов, в каждом из которых хранятся свидетельства чудес, явленных Богородицей: многочисленные чудотворные иконы (некоторые из них, по легенде, являются нерукотворными), пояс Богородицы (хранится в монастыре Ватопед), а также мощи людей, причисленных церковью к лику святых.

Пояс Богородицы

В конце жизни Мария все дни проводила в молитвах, прося сына забрать ее к себе. Однажды женщине вновь явился ангел, возвестивший, что мольбы были услышаны, и спустя три дня ее желание будет исполнено. Мария, радостно воспринявшая весть о скорой кончине, три дня посвятила прощаниям с теми, кто был ей дорог.

В назначенный день Мария, лежавшая на смертном одре, покорно ожидала своей участи. Вокруг нее собрались близкие ей люди. Все они стали свидетелями нового чуда: сам Иисус Христос спустился с небес, чтобы забрать мать с собой. Душа Марии покинула тело и вознеслась в Царство Божье. Тело же, оставшееся на одре, казалось, светится благодатью.

Вознесение Девы Марии

Согласно записям историка Евсевия Кесарийского, Мария умерла в 48 году после Рождества Христова, однако есть и другие письменные свидетельства, называющие и более ранние даты, и более поздние. По библейским преданиям, Богородица прожила 72 года.

Спустя некоторое время апостолы обнаружили, что тело девы Марии пропало из погребальной пещеры. В тот же день Богородица явилась им и возвестила о том, что тело ее было вознесено на небо вслед за душой, чтобы она смогла стать Святой Ходатаицей перед Богом за людей, нуждающихся в помощи. С тех пор день успения Богородицы считается одним из главных христианских праздников.

Интересные факты

Согласно преданиям мусульман (которые почитают Христа не как Сына Божьего, а как одного из пророков), Иисус (или Иса) сотворил первое чудо, еще находясь в утробе Девы Марии. Это произошло в день родов, когда Богородица уже совсем обессилела от боли. Тогда Иса указал женщине на родник, сотворенный Богом, и на финиковую пальму, усыпанную плодами. Вода и финики подкрепили силы Марии и облегчили страдания в родах.

Иконы Девы Марии

На некоторых иконах Богородицу изображают с цветками лилии в руках. Этот цветок выбран не случайно: лилия считается символом целомудрия, чистоты и непорочности.

Описание внешности Девы Марии сохранилось в работах церковного историка Никифора Каллиста. Судя по записям этого человека, Богородица была среднего роста. Волосы Девы отливали золотом, глаза же, живые и быстрые, были цвета маслин. Также Никифор отметил «сочные губы, дугообразные брови и длинные руки и пальцы» Марии.

Киево-Печерская лавра

После земной смерти Богородицы остались несколько мест, которые, по преданию, считаются уделами Девы Марии. Это гора Афон, Киево-Печерская лавра, Иберия (сейчас это территория Грузии) и Серафимо-Дивеевский монастырь. Считается, что молитвы, прочитанные в одном из этих уделов, непременно будут услышаны Богородицей.

8 декабря — день непорочного зачатия Девы Марии — в некоторых странах даже объявлен нерабочим днем. Из европейских стран такое решение приняли Италия, Австрия, Швейцария, Испания. В этот день в католических костелах и православных храмах ведутся богослужения и читаются молитвы. Также этот день считается выходным в Аргентине и Восточном Тиморе.

Гора Афон

Несмотря на то, что гора Афон считается одним из земных уделов Девы Марии, женщинам не разрешается проходить на территорию монастырских комплексов. Это правило даже закреплено законодательно, а нарушительниц ждет суровое наказание (вплоть до тюремного заключения). Однако этот запрет дважды нарушался: во время гражданской войны в Греции (тогда женщины и дети укрылись в лесах на склонах горы) и в период турецкого владычества над этими территориями.

Память (в православной традиции)

  • 25 марта — Благовещение Пресвятой Богородицы
  • 2 июля — Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне
  • 15 августа — Успение Пресвятой Богородицы
  • 31 августа — Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии
  • 8 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы
  • 9 сентября — Память святых праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы
  • 1 октября — Покров Пресвятой Богородицы
  • 21 ноября — Введение во храм Пресвятой Богородицы
  • 9 декабря — Зачатие праведной Анной Пресвятой Марии
  • 26 декабря — Собор Пресвятой Богородицы

Источник: https://24smi.org/celebrity/40336-deva-mariia.html

Догматы Церкви о Божией Матери

Имя Божией Матери близко уму и сердцу каждого православного человека. Церковь называет ее Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной. Почему же Пресвятой Богородице воздается такое почитание?

О христианских догматах

Испытай свою веру, проверь ее; критерий – единственный: Символ веры. Прп. Иустин Попович

По свидетельству Священного Писания, правая вера является необходимым условием спасения человека. Истинный путь веры, тщательно оберегаемый в истории Церкви, называется прямым, правым – православным. Наряду с правым путем веры всегда бывали инакомыслящие, мир больших или меньших заблуждений среди христиан.

Чтобы сохранить правый путь веры, Церковь выработала строгие формы для выражения истин веры, возвела крепость истины для отражения чуждых Церкви влияний. Так появились христианские догматы – откровенные истины, преподаваемые людям Церковью как непререкаемые неизменные правила спасительной веры.

Догматы основываются не на рассудочных соображениях отдельных лиц, хотя бы это были Отцы и учители Церкви, а на учении Священного Писания и Священного Предания. Большую роль в определении Православных истин веры сыграли семь Вселенских Соборов.

Среди их догматических определений основным и первостепенным является Символ веры – в кратких, но точных словах изложенное учение о том, во что должны веровать христиане, совокупность догматических истин, определяющих православное вероучение.

Постановлениями Вселенских Соборов запрещается изменять что-либо в Символе веры не только в мыслях, но и словах. Любое уклонение от Символа веры свидетельствует о нарушении чистоты вероучения, отступлении от веры.

Церковь признает, что в христианских догматах однажды и навсегда дана вся потребная человеку в его земном бытии истина. Догматы не могут изменяться и дополняться, могут только, по обстоятельствам времени, объясняться, оставаясь неизменными по существу. Православная Церковь не принимает католической теории развития догматов. По словам св. папы Сикста, «нет нужды в новом, потому что ничего нельзя прибавить к старому».

Суемудрия человеческого ума, ставящего себя выше соборного разума Церкви, вносимые в богооткровенное учение о спасении, порождают ереси. Последование учению ереси называется зловерием.

В неприкосновенной целостности хранится откровенное учение Божие единственно в Православной Церкви.

Учение Церкви о Божией Матери

Божия Матерь, Приснодева Мария есть высшее существо из всех сотворенных разумных существ, несравненно высшее самых высших Ангелов, Херувимов и Серафимов, несравненно высшее всех святых человеков. Она – Владычица и Царица всей твари, земной и небесной. Она – Приснодева, то есть до рождения Ею Богочеловека – Дева, в рождении Его – Дева, по рождении Его – Дева. Имя Мария дано Ей по велению Божию, и значит Госпожа. Свт. Игнатий Брянчининов

Основу учения Православной Церкви о Божией Матери составляют два догмата: обименовании Ее Богородицей и о Ее приснодевстве. Оба догмата теснейшим образом связаны с догматом о воплощении и вочеловечении Бога Слова.

I. Догмат об именовании Пресвятой Девы Марии Богородицей

Пресвятая Дева Мария, истинная Матерь Иисуса Христа, есть в собственном и истинном смысле Богородица. Ибо, объясняет св. Иоанн Дамаскин, родившийся от Нее есть истинный Бог; посему и родившая истинного Бога, из Нее воплотившегося, есть истинная Богородица.

Поэтому и Св. Писание учит нас исповедовать Ее Богородицей, и Церковь всегда именовала и исповедовала Ее Богородицей:

1. Еще пророк предсказал, что «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог» (Ис. 7.14; Мф. 1.23);

2. Архангел благовестил Ей, что Она зачнет во чреве от Духа Святого и родит Сына, который наречется Сыном Божиим (Лк. 1,31, 35);

3. Прав. Елисавета, по внушению Св. Духа, назвала Ее Матерью Господа: «И откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне»(Лк. 1, 43);

4. Ап. Павел пишет: «Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего единороднаго, раждаемаго от жены» (Гал. 4,4);и в другом месте: «Бог явися во плоти»(1Тим. 3,16);

5. Вслед за апостолом исповедуют эту истину мужи апостольские и последующие учители Церкви. Свв. Игнатий Богоносец, Ириней Лионский, Афанасий Великий, Кирилл Александрийский и др. прямо называют Пресвятую Деву Богородицей.

В 5 в. торжественно исповедует вся Церковь Пресвятую Деву Марию Богородицей на Третьем Вселенском Соборе по случаю ереси Нестория, приняв и утвердив слова свт. Кирилла Александрийского: «Кто не исповедует, что Еммануил есть истинный Бог, а потому и Святая Дева – Богородица,ибо она плотски родила Слово Божие, соделавшееся плотию, – тот да будет анафема».

II. Догмат о приснодевстве Божией Матери

Хотя Христос произошел от нас по плоти, воспринял единосущное нам естество человеческое, но произошел не так, как происходят все люди, а сверхъестественным образом: Он воплотился и вочеловечился «от Духа Свята и Марии Девы» (Символ веры),так что Пресвятая Матерь Его и до рождества, и в рождестве, и по рождестве Его пребыла Девою и есть Приснодева.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой день ангела у Ярославы

Свидетельства этой истины мы находим:

1.В Св. Писании: Пророчество «Дева во чреве примет» (Ис. 7, 14; Мф 1, 23).

Благовестие Архангела Пресвятой Деве о зачатии и рождении Сына Божия сверхъестественным образом: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя» (Лк1,380.

Повествование о действительном зачатиии рождении Спасителя: «прежде даже снитися им, обретеся имущее во чреве от Духа Свята не убойся приятии Мариам жены твоея: рождшеегося в Ней от Духа ест ьСвята и прият жену свою, и не знаше Ея, дондеже роди Сына Своего первенца» (Мф 1, 18,20, 24,25).

2. В единогласном учении Отцов и учителей Церкви.

В доказательство возможности такого чудесного способа рождения они указывали на всемогущество Божие и на некоторые другие подобного рода чудеса, например, на купину, которая горела и не сгорала.

А излагая мысли о благоприличии этого образа рождения, говорили: «прилично было Тому, Кто вступил в жизнь человеческую для приведения всех к непорочности, родиться от послужившей Его рождению Непорочной» (Свт. Григорий Нисский).

Верование всей Церкви в приснодевство Божией Матери засвидетельствовано на вселенских Соборах.

Св. Предание подтверждает, что Пренепорочная Богородительница сохранила обет девства до конца. С апостольских времен Церковь исповедует Ее Девою. Имя Дева соделалось как бы собственным именем Марии.

Верование Церкви в приснодевство Богоматери обнаружилось преимущественнопо случаю появления еретиков, дерзнувших учить, будто Пресвятая Богородица порождении от Нее Спасителя имела и других детей. Такое учение, как только оно возникало, называлось Церковью безумием, святотатством, богохульством, ересью и не раз осуждалось на Поместных Соборах.

III. О почитании и призывании Божией Матери

Почитание и призывание Божией Матери основано на ее совершенно особом, исключительном служении Богу и спасению рода человеческого и на ее нынешнем прославленном состоянии на небе.

В православном сознании спасительный и искупительный подвиг Господа Иисуса Христа не отделим от Пресвятой Богородицы. По мысли свт. Иоанна Златоустого, «среди людей не может найтись никого, подобного Богородице Марии. Она – Матерь спасения, ибо родила Спасителя». Без Нее нет Богочеловека, нет Спасителя, нет Церкви, нет спасения.

Как Матерь Божия и участница домостроительства спасения человечества Богом, а также по той причине, что Она была самой внимательной слушательницей и исполнительницей Его учения, Пресвятая Дева соделалась выше всех Ангелов и святых. В третий день по блаженном успении Своем воскресла и ныне царствует на небесах. Ей воздается особое почитание и прославление.

Пророчество о почитании Пресвятой Богородицы изречено, по внушению Св. Духа, Ей Самой: «се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк 1, 48), и являет собой соизволение Божие на обязанность христиан почитать Божию Матерь.

Первое в истории величание Ее совершается в евангельском эпизоде женщиной, воскликнувшей Господу: «Блаженно чрево, носившее Тя» (Лк. 11, 27). Первый пример молитвенного призывания показали свв.

апостолы, которые на третий день по успении Пресвятой Богородицы, увидев Ее на небесах, воззвали: «Пресвятая Богородица, помогай нам!».

Вселенская Церковь при каждом богослужении постоянно и ревностно ублажает Пресвятую Деву Богородицу. На это указывают все молитвы к ней и все стихиры о ней.

На вопрос, почему мы должны прибегать кпредстательству Божией Матери, когда можно молиться непосредственно Самому Богу, ответим молитвой, выражающей верование всей Православной Церкви: «Яко не имамы дерзновения за премногия грехи наша, Ты, иже от Тебе рождшагося моли, Богородице Дево: много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки».

В небесной иерархии Пресвятой Богородице принадлежат высокое право и сила, кроме ходатайств перед Богом, Самой от Себя много благотворить людям, более, чем другие святые и Ангелы. К ним мы обращаемся с просьбой: «Молите Бога о нас», а к Матери Божией взываем: «Пресвятая Богородица, спаси нас!».

Как должно почитать Божию Матерь ипоклоняться Ей? Конечно, не так, как Богу. Кто чествование Божией Матери прострет до излишества, до степени того почитания и поклонения, какими мы обязаны Богу, тот составит не честь, а оскорбление Пресвятой Деве, т.к.

на земле Она именовала Себя рабой Господа и на небесах не оставляет своего смирения, и там Она – Матерь, но вместе – и раба Господня. Но между Ангелами и святыми Божиими человеками мы должны Ей первой по Бозе приносить свои молитвы.

И воздавать поклонение большее, чем Ангелам и святым.

О современных отступлениях от учения Церкви о Божией Матери

Истина чужда всех преувеличений и умалений: она всему дает подобающую меру иподобающее место. Свт. Игнатий Брянчанинов

Отступлением от православного вероучения являются два учения Запада, в которых католики приписывают Божией Матери зачатие вне первородного греха, а протестанты не признают Пресвятую Деву Приснодевой.

Догмат о непорочном зачатии провозглашен буллой папы Пия IX в 19 в. Согласно этому догмату, Пресвятая Дева, хотя и родилась от Иоакима и Анны естественным образом, однако зачатие Ее, по особому избытку благодати, не было причастно первородному греху.

Признав Божию Матерь чуждой первородного греха, католики признали Ее чуждой и всякого греха, вполне безгрешной, следовательно, не нуждающейся ни в спасении, ни в Спасителе. По словам свт. Игнатия, «заграждает уста слепотствующих умом еретиков и фанатиков Сама благодатная Приснодева Богоматерь, исповедуя рожденного Ею Бога Спасителем Своим».

Исповедание это заключено в Ее словах: «величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем» (Лк. 1,46,47).

Католики, приписывая Божией Матери безгрешие, выказывают этим недоверие к всемогуществу Божию и к подвигам благочестия Самой Богоматери. Православная же Церковь прославляет всемогущество и величие Бога, соделавшего зачатую и рожденную во грехе несравненно высшей Херувимов и славнейшей Серафимов, никогда не познавших греха, постоянных в святости.

В противоположность догмату католиков, протестанты утверждают, что святейший сосуд и храм Божий, Богоматерь, по рождении Ею Богочеловека нарушила девство и имела других детей. Церковь не видит оснований к такому утверждению в тех местах Св.

Писания, на которые протестанты ссылаются и которые произвольно толкуют. Св. Отцы Православной Церкви видят в приводимых ими словах смысл совершенно противоположный. Справедливо замечает св.

Иоанн Дамаскин, что одна мысль о растлении девства Приснодевой может принадлежать лишь не здраво мыслящему уму.

Для более глубокого знакомства с учением Церкви о Божией Матери можно обратиться к сочинению свт. Игнатия Брянчанинова, которое так и называется: «Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери».

библиотекарь Свято-Троицкого собора Людмила Кузнецова

Источник: http://trsobor.ru/dogmaty-tserkvi-o-bozhiej-materi/

МАРИЯ, ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА

статьи

  • Жизнь.
  • Теология.
  • Мариология и экуменизм.
  • Отражение в искусстве и литературе.

МАРИЯ, ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА, мать Иисуса Христа, в христианской традиции – Богородица (Матерь Божья) и величайшая из христианских святых.

Этимология имени «Мария» (евр. Мариам) предлагалась разная: «прекрасная», «горькая», «непокорство», «просвещающая», «госпожа» и «возлюбленная Богом».

Ученые отдают предпочтение последнему значению, которое восходит к древнеегипетскому языку и может быть объяснено четырехвековым пребыванием евреев в Египте.

Жизнь

Евангельское повествование о жизни Марии начинается с рассказа о явлении ей в Назарете архангела Гавриила, возвестившего, что она избрана Богом в качестве матери Мессии.

Хотя она и была обручена с Иосифом, однако оставалась девственной, о чем свидетельствует ее вопрос: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел объясняет ей, что ее осенит сила Всевышнего, и Мария дает свое согласие: «Да будет Мне по слову твоему».

Сразу после этого она отправилась навестить свою родственницу Елисавету, которая прежде была бесплодна и которой ангел возвестил, что она в преклонных годах родит сына – Иоанна Крестителя.

Придя к Елисавете, Мария воспела хвалебную песнь – «Величит душа Моя Господа» (лат. Magnificat), напоминающую песнь Анны, матери пророка Самуила (1 Цар 2:1-10). Когда же она вернулась в Назарет, Иосиф, узнав, что она ожидает ребенка, хотел ее отпустить без огласки, однако явившийся Иосифу ангел открыл ему великую тайну.

В соответствии с декретом Цезаря Августа о переписи населения Мария и Иосиф (будучи из рода Давидова) отправились в Давидов град Вифлеем, где в стойле для скота Мария родила Иисуса. Пастухи, которым ангелы возвестили о рождении Младенца-Христа, пришли поклониться ему и застали Марию, Иосифа и младенца, лежащего в яслях.

На восьмой день ребенок был обрезан и получил имя Иисус, которое дал ему архангел Гавриил. На сороковой день Мария и Иосиф пришли в иерусалимский Храм, чтобы очиститься по Закону Моисееву и посвятить Сына Господу, принеся в жертву двух горлиц или двух молодых голубей.

При совершении этого обряда старец Симеон взял младенца на руки и предсказал Марии ее будущее участие в страданиях Сына: «и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец».

Предупрежденный во сне о том, что Ирод хочет погубить младенца, Иосиф вместе с Марией и Иисусом бежал в Египет и оставался там до смерти Ирода.

Евангелия ничего не сообщают о Марии в период жизни Иисуса Христа в Назарете, если не считать эпизода, случившегося, когда Иисусу было 12 лет. Родители привели его в Иерусалим на праздник Пасхи и, потеряв его там, три дня не могли его найти. Обнаружив его в Храме среди законоучителей, мать спросила, почему он остался там, и Иисус ответил: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» (Лк 2:49).

Мария была со Христом в начале его общественного служения, когда, по ее просьбе, он превратил воду в вино во время брачного пира в Кане. Некоторое время она была вместе с ним в Капернауме.

На Голгофе она стояла возле креста, и Иисус препоручил ее заботам апостола Иоанна. После вознесения Христа Мария вместе с апостолами и учениками ожидала в Иерусалиме сошествия Святого Духа, и в день Пятидесятницы Дух Святой сошел на них в виде огненных языков.

Никаких сведений о последующей жизни Девы Марии в Новом Завете не приводится.

Согласно преданию, она одно время жила в Эфесе или поблизости от него, однако ее основным местом жительства был, по-видимому, Иерусалим. Считается, что она умерла в Эфесе спустя 12 лет после вознесения Христа.

Теология

Основные элементы мариологии (раздела теологии, посвященного Деве Марии) сложились еще в эпоху ранней патристики. Так, еще до Никейского собора (325) многие крупные церковные писатели, включая Игнатия Антиохийского, Юстина Мученика, Иринея Лионского и Киприана, писали о роли Девы Марии в искуплении человечества.

Титул «Богородица» (греч. Theotokos) был впервые официально принят в полемике против Нестория на Эфесском соборе (431), однако сама эта концепция восходит к раннему послеапостольскому периоду. Библейским основанием этой концепции служил присутствующий в евангелиях двойной мотив: Иисус Христос – истинный Бог и Дева Мария – истинная Матерь Иисуса.

Игнатий Антиохийский (ум. 107) писал: «Мария носила во чреве нашего Бога Иисуса Христа в согласии с божественным планом спасения». Определение «Богородица» получил распространение после 3 в. Его использовал Ориген (ок. 185 – ок. 254), а Григорий Назианзин ок. 382 писал: «Тот, кто не признаёт Пресвятую Марию Матерью Божьей, отлучен от Божества».

Несторианский тезис о том, что Мария не могла быть Матерью Божьей, поскольку она породила лишь человеческое естество Христа, вызвал возражения со стороны защитников христианской ортодоксии (правоверия), указывавших, что она зачала и родила не только «естество», но и «лицо» (личность). А поскольку Дева Мария зачала и родила второе Лицо Троицы, то она есть поистине Матерь Божья.

В силу своего божественного материнства Дева Мария превосходит своим достоинством всех тварных существ и в святости уступает лишь своему божественному Сыну.

В церкви ее прославляют особым почитанием, обозначаемым греческим термином «гипердулия» (в отличие от почитания, оказываемого другим святым, – «дулия»), и поклонением («латрия»), воздаваемым только Богу.

Древние церковные писатели подчеркивали связь между божественным материнством Марии и полнотой ее благодати, усматривая свидетельство этого в приветствии ангела: «Радуйся, благодатная». По их мнению, для того, чтобы сделаться Матерью Божьей, она должна была удостоиться особого божественного расположения.

В католической традиции непорочное зачатие самой Девы Марии (ее родителями) рассматривается как логическое условие, подготовившее ее к роли матери Спасителя.

По словам папы Пия IX (1854), «Пресвятая Дева Мария была уже в самый момент ее зачатия, через исключительный дар благодати и привилегию, дарованную ей всемогущим Богом ради заслуг Иисуса Христа, Спасителя человечества, оставлена незапятнанной первородным грехом».

Это означает, что мать Иисуса Христа была предохранена от общего всему человечеству порока отчуждения от Бога, унаследованного от Адама в результате его грехопадения. Ее свобода от греха была особой благодатью, исключением из общего правила, привилегией, которой – как утверждает католическая теология (в отличие от протестантской) – не было удостоено никакое другое тварное существо.

Ни у греческих, ни у латинских отцов церкви мы не находим прямого учения о непорочном зачатии Девы Марии, хотя в скрытом виде оно подразумевается. Отцы церкви учили, что Мария отличалась исключительной чистотой нравов и святостью жизни. Кроме того, Дева Мария рассматривалась как прямая противоположность Еве.

Однако представление о непорочном зачатии Девы Марии должно было приобрести более ясные очертания, прежде чем стало догматом католической церкви. Особую роль в разработке этой концепции сыграл Дунс Скот (ок.

1264 – 1308), который выдвинул идею пред-искупления (praeredemptio), чтобы примирить свободу Девы Марии от первородного греха с зачатием ею Христа.

С непорочным зачатием Девы Марии была связана также и ее свобода от любых греховных желаний. Освобождение от бремени первородного греха само по себе не означает восстановления изначальной целостности человека или обретения им некоего иммунитета, предохраняющего от вожделения, которые были утрачены человеком после грехопадения.

Хотя само по себе плотское влечение не является греховным, оно, тем не менее, подразумевает нравственный порок, так как может вести ко греху, возбуждая страсти, которые ведут к нарушению Закона Божьего, – даже тогда, когда человек им не уступает и формально не делает ничего дурного.

С другой стороны, может возникнуть вопрос, каким образом мать Иисуса Христа, будучи свободна от искушения, могла стяжать себе заслугу пред Богом.

Католичество отвечает на это, что она – в той же мере, в какой и ее Сын, – могла направить свою свободу и на другие цели, помимо обуздания страстей, в частности – на любовь к Богу и на упражнение в терпении, милосердии и послушании законной власти.

Девственная непорочность Девы Марии и чуждость плотскому вожделению соединялись в ней с ее неподверженностью никакому личному греху. На ее безгрешность указывает определение «благодатная», которое ей дается в Евангелии, поскольку нравственный порок несовместим с полнотой божественной благодати. Августин считал, что понятие личной греховности не рименимо к Пресвятой Деве уже потому, что ее почтил Бог.

Учение о приснодевственности Марии впервые было выдвинуто в ответ на отрицание ее девственности некоторыми гностиками (в частности, Керинфом, ок. 100) и языческими критиками христианства (в частности, Цельсом, ок. 200). При этом речь шла о трех моментах ее девственности: зачатии Девой Марией Сына без участия мужчины, рождении ею Христа без нарушения девственности и сохранении ею девственности после рождения Христа.

Вера церкви в девственное зачатие Иисуса выразилась во многих древних исповеданиях веры. В Апостольском символе веры (начало 2 в.) говорится об Иисусе Христе, «Который был зачат Святым Духом, рожден Девой Марией».

Библейское обоснование этого учения обнаруживается в пророчестве Исайи (7:14), которое Евангелие от Матфея относит к Деве Марии: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева [хальма] во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил [Бог с нами]». С самого начала христиане истолковывали это пророчество как относящееся к Мессии, поскольку знамение исполнилось.

Последующее возражение, состоящее в указании на то, что греческий перевод еврейской Библии (Септуагинта), появившийся ок. 130 до н.э., ошибочно передала смысл еврейского слова «хальма» греческим словом parthenos («дева»), а не словом neanis («молодая женщина»), в настоящее время признано несостоятельным. Так же понимал этот термин и Матфей, ссылаясь на пророчество Исайи (Мф 1:23).

Кроме того, в ветхозаветном языке «хальма» означает незамужнюю девушку, достигшую брачного возраста, которая – в соответствии с еврейскими моральными представлениями – должна была сохранять девственность. Да и сам контекст требует смысла «дева», поскольку чудесное знамение имело бы место лишь в том случае, если бы зачала и родила именно дева.

Все отцы церкви разделяли представление о девственном зачатии Христа Марией. Начиная с Юстина Мученика (ок. 100 – 165) все церковные писатели единодушно защищали мессианскую интерпретацию пророчества Исайи, которая дается в Евангелии от Матфея и подтверждается в Евангелии от Луки.

Христианская традиция идет дальше. Дева Мария не только зачала без всякого плотского сношения, но ее физическая девственность не была нарушена даже при рождении Христа. Когда монах Иовиниан (ум. 405) стал учить, что «дева зачала, но дева не родила», он был тут же осужден на соборе в Медиолане (Милане) (390) под председательством св. Амвросия, напомнившего стих Апостольского символа веры: «рожден Девой Марией».

Положение о том, что ее девственность осталась неповрежденной и в момент рождения Иисуса, было включено в определение «приснодевственности» Марии на V Вселенском соборе в Константинополе (553). Не вдаваясь в физиологические подробности, древние писатели прибегали к различным аналогиям, уподобляя рождение Христа из запечатанной утробы прохождению света сквозь стекло или порождению мысли человеческим умом.

В энциклике Mystici Corporis (1943) Пий XII описывал Деву Марию как «Ту, Которая дала чудесное рождение Христу, Господу нашему».

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MARIYA_PRESVYATAYA_DEVA.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
В каком веке христианство стало государственной религией

Закрыть