Когда перешли на григорианский календарь в России

Юлианский и Григорианский календари: сходства и различия

Когда перешли на григорианский календарь в России

31 января 1918 года Россия начала жить по Григорианскому календарю, и многое изменилось. Юлианский и Григорианский календари, отличие которых породило много споров о правильности каждого из них, на самом деле, имеют не такую уж большую разницу. Попробуем разобраться, почему сейчас мы живем по Григорианскому календарю?

Бог создавал мир вне времени, смена дня и ночи, времен года позволяет людям приводить в порядок свое время. Для этого человечество изобрело календарь, систему исчисления дней в году. Основной причиной перехода на другой календарь стали разногласия насчет празднования важнейшего дня для христиан — Пасхи.

Юлианский календарь

Когда-то, еще во времена правления Юлия Цезаря, в 45 году до н.э. появился Юлианский календарь. Сам календарь был назван в честь правителя. Именно астрономы Юлия Цезаря создали систему летосчисления, ориентированную на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был «солнечным» календарем.

Эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии.

Григорианский календарь

Однако в конце XVI века Папа Григорий XIII предложил другую систему летосчисления. В чем заключалось отличие Юлианского и Григорианского календаря, если разницы в количестве дней по ним не наблюдалось? Високосным годом теперь уже не считался каждый четвертый год по умолчанию, как в Юлианском календаре. Согласно Григорианскому календарю, если год заканчивался на 00, но при этом не делился на 4, високосным он не был. Так 2000 был високосным, а 2100 високосным уже не будет.

Папа Григорий XIII основывался на том, что Пасха должна праздноваться только в воскресенье, а по Юлианскому календарю Пасха каждый раз выпадала на разные дни недели. 24 февраля 1582 года мир узнал о Григорианском календаре.

Источник: https://www.pravmir.ru/yulianskiy-i-grigorianskiy-kalendari/

25 декабря или 7 января? Когда отмечать Рождество – краткое объяснение

Когда перешли на григорианский календарь в России

Почему на Западе Рождество 25 декабря, а у нас аж 7 января? Объясняем ‒ кратко и быстро!

На самом деле, и православные, и католики празднуют Рождество Христово в один день ‒ 25 декабря. Хотя эта дата рождения Иисуса Христа ‒ условная. Ни в Библии, ни в другом документе ее не найти.

25 декабря в Римской империи традиционно отмечали один из важнейших праздников ‒ «Непобедимого Солнца». Именно тогда темнота заметно отступала, а световой день становился длиннее. Чтобы уменьшить влияние языческого праздника, в этот день начали отмечать день рождения «истинного солнца» ‒ Иисуса Христа, говорят некоторые историки.

Традиция праздновать Рождество Христово 25 декабря у католиков и православных осталась до сих пор. Однако делают они это по разным календарям. На Западе ‒ по Григорианскому, а, например, в России, Грузии, Сербии и Украине ‒ по Юлианскому календарю.

Что же разделило христиан?

Очень давно Юлий Цезарь ввел календарь, практически такой же, как современный, ‒ Юлианский. Казалось, все идеально, но календарь оказался не совсем точным.

На самом деле, Земля делает оборот вокруг Солнца приблизительно на 12 минут медленнее, чем думали древние римляне. Календарь начал смещаться. Рождество начало понемногу приближаться к весне, а Пасха к лету! За полторы тысячи лет Юлианский календарь отстал уже на целых 10 дней.

«Безобразие!» ‒ подумал папа Римский Григорий XIII и затеял реформу Юлианского календаря.

Папа Римский приказал некоторые годы, ранее бывшие высокосными, «считать» невысокосными. Этим существенно уменьшил различия ‒ до 26 секунд в год. Чтобы компенсировать отставание, он приказал даже пропустить 10 дней. И в 1582 году сразу после 4 октября наступило пятнадцатое! Реформированный календарь назвали, конечно, Григорианским.

Но не все страны перешли на новый календарь. В частности, Украина, которая была в Российской империи, жила по старому, Юлианскому. Мотивы политические: «Католик православному не брат», ‒ считали в империи.

Но во время революции Украинская Народная Республика перешла на новый Григорианский календарь. Большевики тоже ввели его. Но церковь, придерживаясь традиции, не хотела поддерживать коммунистов.

Сложилась ситуация, что обычные люди стали жить по новому стилю (Григорианскому календарю), а церковь продолжала по старому (Юлианскому).

Неточность церковного ‒ Юлианского календаря ‒ за годы углубилась. Сейчас она составляет до 13 дней.

Поэтому, когда католики празднуют Рождество 25 декабря по Григорианскому календарю, то по Юлианскому это только 12 декабря. Украинским православным и греко-католикам надо ждать еще 13 дней до рождения Христа. Поэтому, когда на Юлианском (церковном) календаре наконец-то наступает 25 декабря, то на Григорианском, по которому мы живем, уже 7 января.

А в 2100 году, из-за неточности Юлианского календаря, Рождество будет попадать уже на 8 января!

По каким календарям празднуют Рождество в мире?

Сейчас Юлианским календарем продолжают пользоваться Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская православные церкви, а также Православная церковь Украины (ПЦУ) и Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ).

Украинские греко-католики, находясь в начале ХХ века в составе Польши, не перешли на Григорианский календарь по политическим мотивам. Украинские верующие не хотели терять свою, отличную от польской, идентичность. Также греко-католики стремились сохранить связь с украинцами, которые находились в составе СССР. Празднование в одни дни должно было символически соединять украинцев по разные стороны границы.

Новоюлианский (усовершенствованный Юлианский календарь), который до 2800 года будет полностью совпадать с Григорианским, используют 11 православных церквей, в основном расположенных в Западной Европе. Например, Румынская, Болгарская, Польская православные церкви и Православная церковь Чешских земель и Словакии. А также «греческие» православные церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Элладская, Албанская.

Митрополит Киевский и всея Украины Епифаний заявил, что украинцы могут праздновать Рождество по Григорианскому календарю, если они этого хотят. Также в Православной церкви Украины будут думать о календарной реформе при условии, что ее поддержит большинство верующих. Но пока церковные иерархи опасаются, что переход на новый календарь (Григорианский) может спровоцировать противостояние и раскол среди украинских верующих.

Источник: https://ru.krymr.com/a/rozhdestvo-25-dekabrya-7-yanvarya/30342206.html

Юлианский календарь: когда ввели и чем отличается от Григорианского календаря

Когда перешли на григорианский календарь в России

В 45 году до нашей эры ввели Юлианский календарь. Пришедший к власти Юлий Цезарь решил синхронизировать календарный год с тропическим. Рассказываем, в чем суть Юлианского календаря и почему после него перешли на Григорианский.

Юлий Цезарь.

СС0

Этот календарь разработали александрийские астрономы по указу императора Юлия Цезаря, в честь которого и назвали. Календарь ввели в Римской империи 1 января 45 года до нашей эры, чтобы заменить старый римский календарь.

В России Юлианский календарь ввели только в 1700 году. В наши дни этот календарь называют старым стилем, потому что в 1918 году ему на смену пришел Григорианский календарь.

Суть Юлианского календаря

До Юлианского календаря существовал римский календарь, который состоял из 12 месяцев общей суммой 355 дней. Так как это на 10 с небольшим дней меньше, чем длина «тропического»года, иногда после 23 февраля добавляли дополнительный месяц. Такое решение принимал понтифик, пишет wiki.

Когда Цезарь пришел к власти, календарные даты заметно отличались от ожидаемых времен года. Поэтому в 46 году до нашей эры Цезарь провел календарную реформу, чтобы восстановить «ход времени» и избежать подобных проблем в будущем.

После проведенных изменений год «вырос» до 365 дней, но раз в четыре года после 23 февраля должен быть вставлен дополнительный день.

Почему Юлианский календарь сменили на Григорианский

В юлианском календаре 365 дней, каждые четыре года добавляется один дополнительный день. Поэтому средняя продолжительность юлианского года — 365,25 дней. Это больше продолжительности тропического (солнечного) года на 11 минут и 15 секунд.

Календарь.

СС0

Это привело к тому, что каждые 128 лет накапливался лишний день. Из-за этого Рождество, которое первоначально совпадало с зимним солнцестоянием, постепенно сдвинулось в сторону весны. Из-за смещения дня весеннего равноденствия возникали проблемы с отсчетом Пасхи. .

В 1582 году папа Григорий XIII издал постановление о реформе календаря, который получил название Григорианский. В нем уменьшили количество високосных лет и применили новую формулу для определения дня Пасхи. Для возврата весеннего равноденствия на 21 марта пропустили 10 дней, и в 1582 году после 4 октября наступило 15 октября.

К середине 20 века почти все страны пользовались Григорианским календарем. В России его ввели после Октябрьской революции декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 года, поправка составила 13 суток, пишет calend.ru.

Источник: https://altapress.ru/ekonomika/story/yulianskiy-kalendar-233941

История перехода России на григорианский календарь берет начало в советские времена

Когда Россия перешла на григорианский календарь, интересует многих жителей страны, особенно в свете того, что в нашей стране празднуют Рождество 7 января, а на Западе 25 декабря. История возникновения григорианского календаря уходит на несколько веков, тогда как Россия перешла к его использованию в светской жизни чуть больше чем столетие назад.
Русская православная церковь же по-прежнему использует юлианский календарь, и вряд ли изменит свои взгляды на летоисчисление.

Когда в России перешли на григорианский календарь

Католики всего мира празднуют Рождество Христова 25 декабря 2019 года, в то время как православные отмечают этот большой праздник 7 января. Многих интересует, чем же это объясняется.

Разница объясняется тем, что церкви используют для этого события разные календари Католики — григорианский, а православные юлианский. То есть, по сути Рождество всегда происходит в один и тот же день — 25 декабря. Просто календари разные, и вряд ли эта дата будет объединена в одну для всех христиан.

Однажды жители советского союза легли спать 31 января, а проснулись 14 февраля. Произошло это в далеком 1918 году. Связан он с принятием в СССР «Декрета о введении в Российской республике западноевропейского календаря», одобренный Владимиром Лениным. Цель его была ввести одинаковое с другими народами летоисчисление. Сделано это было как говориться одним махом, так как идея понравилась вождю пролетариата.

Когда появился григорианский календарь

Летоисчисление в России с 1918 года совпадает с григорианским календарем, который использовался в светской и церковной жизни в Европе. Только изменения эти не коснулись православной церкви. Она продолжила использовать юлианский календарь. В частности, для церковных праздников.

Григорианский календарь появился по инициативе Папы Римского Григория XIII еще в 16 веке. Таким образом хотели скорректировать разницу между астрономическим и календарным годом, после того как это выявили.

Юлианский календарь появился во времена правления Юлия Цезаря, и расчет времени велся по иному принципу. Разница за века набежала существенная.

Стоит отметить, что каждые 128 лет пользования юлианским календарем накапливается ошибка в 1 сутки, тогда как при использовании григорианского календаря, она появится только через 10 тыс. лет.

Стоит отметить, что реформа Григория XIII в Европе была принята негативно, в особенности у протестантов. Они негативно относились ко всему, что придумывал Рим и католики. Они его приняли со временем, но с большой неохотой. Православные же реформе Папы Римского вообще не придала значение, и не переходили на другое летоисчисление. Они посчитали, что это ведет к нарушению в датах некоторых библейских событий. Это вызвало раскол между христианами Запада и Востока.

Перейдет ли православная церковь на григорианский календарь

В Советском же союзе церковь очень травматично переживала принятие григорианского календаря. Патриархом совершались попытки перейти на новый календарь, но это лишь вызвало протесты у верующих.

Сейчас же дискуссии на эту тему вообще не ведутся, и неизвестно будет ли достигнуто окончательное решение в этом вопросе. Обусловлено это тем, что церковь всегда была очень консервативным институтом. Время от времени раздаются голоса, призывающие перейти на новый стиль, но введение григорианского календаря может привести к очередному расколу, но уже среди русских православных верующих. Это тормозит процесс.

Уже сейчас есть разделение. Допустим в Греции по юлианскому календарю отмечают только Пасху. Остальные праздники проходят согласно григорианского календаря. Русская, Грузинская, Иерусалимская, Сербская и афонские монастыри всегда придерживались юлианского календаря. То есть церковь живет по своему, отличному от светского, порядка.

Время привязано к Евангелию. Ежедневно происходит его чтение. И дни привязывают к земной жизни Иисуса Христа. Таким образом создается духовный ритм у верующих, нарушать который не нужно.

Источник: http://www.1rre.ru/336751-rossiya-pereshla-na-grigorianskij-kalendar-beret-nachalo-v-sovetskie-vremena.html

Как появился григорианский календарь

В мире, который нас окружает, все циклично – звезды в галактиках вращаются вокруг их центров, вокруг звезд – планеты, вокруг планет – спутники. Сменяются времена года, месяцы, недели, дни, и человек, который является частью природы, этим циклам подчиняется. А чтобы внутри них организовать свою жизнь, он придумал часы и календари, ориентированные либо на солнце, либо на луну.

Григорианским календарем человечество пользуется уже 427 лет, его история длинна и интересна. Тем не менее, западный мир он завоевал далеко не сразу, а восточный до сих пор завоеван не до конца.

Как день стал високосным или предыстория Григорианского календаря

Само слово «календарь» происходит от латинского «calendarium», в переводе – «книга для учета и записи долгов». В первые дни месяцев, календы, должники заплатили проценты со своих долгов. И в связи с этим в древнем Риме происходила полная неразбериха с календарем: за плату жрецы могли вычитать дни из месяцев и добавлять их, а также переименовывать и переносить. Часто случалось так, что календарной весной колосились поля, а зимой на дворе стояла жара.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как просить о помощи своего Ангела Хранителя

Порядок в этом произволе навел Юлий Цезарь, который в 45-м году до н.э. ввел календарь, названный по его имени Юлианским. Календарь этот вел счет от основания Рима (753-й год до н.э.), и состоял из 365-ти дней или 12-ти месяцев.

Раз в 4 года вводился високосный день, который добавлялся в феврале (позже этим днем стало 29-е февраля).

В то время это был 6-й день до мартовских календ – 24-е февраля, который и называли второй шестой или бис-секст, что обтесалось в русском языке до високосного.

Точность Юлианского календаря составляла 11 минут в год, то есть 365,25 суток вместо настоящих 365,2422. И до 1693-го года, которые прошли до реформы Григория 12-го, римского папы, накопилось 10 лишних дней.

Нововведения папы Григория 12-го

Папа Григорий 12-й добавил в Юлианский календарь так называемое право столетия: если год оканчивался на два нуля, он не являлся високосным, за исключением тех лет, которые кратны 400. С учетом этой поправки годовой цикл является равным 365,2425 суток, и всего лишь на 26 секунд (0,0003 суток) отличается от истинного. Любопытно узнать, что древние Майя смогли разработать календарь еще более точный с отличием от истинного всего на 8 секунд – 365,2421 суток в году.

Помимо этого, Григорий 12-й велел перестать вести отсчет дней от основания Рима. Днем отсчета стало Рождество Христово, которое вычислили великие астрономы Луиджи Лилио и Христофор Клавиус.

На Григорианский календарь весь мир переходил долго и мучительно. Некоторые страны временно вынуждены были вернуться к Юлианскому, так как присоединялись к другим государствам, которые на Григорианский календарь еще не перешли. Россия взяла за основу Григорианский календарь только при Советской власти, и было это в 1918-м году. Последним в 1928-м году стал Египет, а Швейцария, например, переходила на новое исчисление дней по частям.

Практика нового летоисчисления в России

Период с 1-го по 13-е февраля 1918-го из российского календаря выпал, и после 31-го января сразу наступило 14-е февраля – в стране ввели календарь нового стиля. Поправка в 13 суток была утверждена декретом СНК РСФСР на заседании, которое состоялось 24-го января 1918-го года.

Все документы и события, которые относились к периоду до 1-го февраля 1918-го года, стали датировать по юлианскому календарю или по так называемому старому стилю. А с 1-го февраля 1918-го года счет ведется по григорианскому календарю или по новому стилю. Потому основной дате может сопутствовать дата из другого стиля, которая помещается в круглых скобках рядом.

Двойной датой стали датировать основные события в автобиографических работах, юбилейные даты и даты документов и событий в истории международных отношений, которые связаны со странами, где раньше, чем в России, ввели григорианский календарь.

Основной датой в этом случае является дата по юлианскому календарю, а в скобках указывается дата, соответствующая григорианскому. В датировке документов из истории гражданской войны ставится в некоторых случаях та же двойная дата.

Но основной датой все же остается дата григорианского календаря.

Следующая страница: Гай Юлий Цезарь, Рим и Юлианский календарь

  • Начало   • Календари   • Как появился григорианский календарь  

Источник: http://www.29feb.ru/calendar/grigorianskii-kalendar/

Депутатские хроники: зачем России предлагают перейти на юлианский календарь

В этом году григорианский календарь, по которому сейчас живет весь мир, отмечает свое 435-летие: он был принят в 1582 году. А в России тем временем предлагают вернуться к календарю юлианскому: 16 мая в Госдуме запланировано рассмотрение соответствующего законопроекта.

Его авторы ссылаются на неудобство двойного датирования событий, произошедших до 1918 года, и даже утверждают, что переход на григорианское летосчисление нарушил национальные и культурные традиции России. Опрошенные «Известиями» эксперты скептически отнеслись к депутатской инициативе, назвав возврат к дореволюционной системе анахронизмом.

Более того, предполагаемые траты на реализацию проекта специалисты считают бессмысленными, а календарную реформу — далеко не главной задачей для страны.

Наследие большевиков

Законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об исчислении времени» предполагает переход с григорианского календаря (ныне действующего) на юлианский (по которому страна жила до 1918 года). Его еще в 2017 году внесли в Госдуму депутаты Борис Чернышов, Михаил Дегтярев и Виталий Пашин из ЛДПР. Рассмотрение документа долго откладывалось, но сегодня оно включено в повестку заседания.

В пояснительной записке авторы напоминают, что юлианский календарь использовался в нашей стране со времен крещения Руси, а в связи с переходом на григорианский многие исторические события стали обозначать двойной датой — по старому и по новому стилю.

«Для России юлианский календарь важен именно как национальная, многовековая историческая и культурная традиция», — говорится в документе. По мнению депутатов, переход на юлианский календарь позволит восстановить «прерванное григорианским календарем почти на столетие течение времени», а также духовные традиции народов России.

— Григорианский календарь — это наследие большевиков, которые не только развалили гигантскую страну, перебили миллионы людей в Гражданской войне, но и оставили после себя путаницу в датах. Весь мир отмечает Рождество 25 декабря, мы — 7 января.

Во всех исторических учебниках приходится дублировать даты событий.

Поэтому фракция ЛДПР внесла законопроект о возвращении к юлианскому календарю, — пояснил «Известиям» один из авторов законопроекта, председатель комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев.

Депутат отметил, что католические страны Европы сохраняют свои традиции и живут по григорианскому календарю, в Иране и Афганистане — по персидскому, в Китае используют лунный и солнечный календари.

— И мы должны вернуться к юлианскому календарю, по которому, сохраняя традицию, живет Русская православная церковь и весь православный мир, — заключил Михаил Дегтярев. — Тогда все исторические события и их даты снова будут совпадать, а Рождество мы будем отмечать со всем христианским миром.

Не в ногу

Однако хронологи и историки не согласны с предложенной парламентариями трактовкой причин перехода России на григорианский календарь.

Завкафедрой Историко-архивного института РГГУ Евгений Пчелов пояснил «Известиям», что юлианский календарь был прогрессивен для времени своего создания — 46 года до н.э. Он возник в Древнем Риме, а принципы вычисления христианской пасхалии были установлены Первым Вселенским собором в 325 году н.э. Тогда юлианский календарь стал и христианским.

Но со временем стало понятно, что он неточен: продолжительность года в нем больше реального астрономического. Реформа календарной системы произошла еще в конце XVI века и была инициирована католическим миром, но протестанты и православные поначалу ее отвергли.

Но уже к середине XVIII века все протестантские страны постепенно перешли на григорианский календарь, а в начале XX века это стали делать и православные государства: в 1916 году — Болгария, в 1919-м — Югославия, в 1924 году — Греция. В 1923 году Константинопольская православная церковь перешла на так называемый новый юлианский календарь, который мало чем отличается от григорианского.

Так что принятие григорианского календаря в нашей стране в 1918 году стало звеном общего процесса. А слова депутатов о том, что все православные церкви живут по юлианскому календарю, вызывают определенные сомнения. Он действует только в четырех православных церквях: Русской, Иерусалимской, Грузинской и Сербской. А также в разных ответвлениях русского православия (например, у старообрядцев).

— Если мы хотим пойти не в ногу со всем человечеством, мы можем совершить это странное действие, которое будет выглядеть абсолютным анахронизмом, — сказал Евгений Пчелов. — И более того, совершеннейшим абсурдом.

Это приведет к тому, что наш календарь не будет соответствовать всемирному, что только усложнит эту календарную ситуацию. Никаких особенных русских корней в юлианском календаре нет.

То, что он долгое время использовался в России, объясняется тем, что Церковь у нас не была отделена от государства.

Историк Сергей Волков напомнил, что и до перехода России на григорианский календарь в документах приходилось указывать две даты.

— Если речь шла о каких-то контактах с европейскими странами, то указывалась дата и по григорианскому календарю. Например, высочайшие приказы о чинах военных отдавались в ежедневном режиме, и, когда император находился за границей, то даты этого приказа указывались по обоим календарям, — отметил историк.

Он также уточнил, что ряд мусульманских стран ведет исчисление от Хиджры (16 июля 622 года н.э.), но это не мешает им при взаимодействии с иностранными государствами пользоваться григорианским календарем.

Особый путь

Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев назвал инициативу депутатов странной.

— Да, Русская православная церковь по-прежнему пользуется юлианским календарем. В пику католикам и протестантам. Ибо точность юлианского календаря невысока: каждые 128 лет накапливается лишний день, — сказал он. — Ни одна страна юлианским календарем не пользуется. Что хотят этой инициативой подчеркнуть депутаты? Что мы православная страна? Что у России особый путь? Если так, то это найдет отклик в сердцах некоторой части избирателей, но инициатива, конечно же, не пройдет.

В думском комитете по охране здоровья считают, что законопроект о переходе на юлианский календарь нецелесообразен и принимать его не нужно.

— Это потребует перекройки всего действующего календаря, а это большие затраты, да и какого-то особого смысла в этом нет, — пояснил «Известиям» член комитета Николай Герасименко («Единая Россия»).

А руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков уверен, что жизнь по двум календарям — церковному и гражданскому — никаких сложностей для верующих не создает.

— Если говорить о какой-то идеальной ситуации, то, конечно, было бы правильно вернуться к исторической системе. Но это из разряда мечтаний. А в действительности мы живем в обществе, которое уже привыкло к григорианскому календарю. По моему личному мнению, вопрос смены календаря сейчас не самая актуальная тема, — отметил он.

Что же касается поддержания духовности в обществе, то и здесь, по словам священника, календарь имеет очень небольшое значение.

Источник: https://iz.ru/878489/valeriia-nodelman-sergei-izotov/deputatskie-khroniki-zachem-rossii-predlagaiut-pereiti-na-iulianskii-kalendar

К 100-летию перехода россии с юлианского на григорианский календарь

В России сегодня реально существуют два календаря: один «светский», другой церковный. Нередкими стали дискуссии о возможности перехода Православной Церкви на гражданский стиль.

Но примирить разногласие в счете времени между русской Церковью и русским обществом можно и иным, более естественным путем: возвращением российского государства к традиционному национальному календарю.

Есть основания полагать, что принятие нашего предложения после рассмотрения его общественными и правительственными инстанциями дало бы благие плоды.

1. Невозможность перехода Православной Церкви на новый стиль

Попытки перевести Православную Церковь на новый календарь всегда встречали серьезное и обоснованное возражение со стороны верующих, в особенности богословски образованных людей.

Архиепископ Иннокентий Пекинский писал: «Всякая попытка «исправить» или заменить нашу Пасхалию должна рассматриваться как попытка изъять из сокровищницы церковной одну из великих ее ценностей, которою она по справедливости может хвалиться даже перед учеными нашего времени».

Глубокий богословский анализ этой проблемы представил в своем докладе «О новом и старом стиле» один из крупнейших церковных авторитетов нашего века архиепископ Серафим (Соболев) на московском Всеправославном Совещании 1948 года. Не вдаваясь в тонкости, достаточно отметить, что юлианский календарь имеет для Церкви сакральное значение, так что его иногда называют «иконой времени».

Поэтому упразднить старый стиль можно только вместе с Русской Церковью.
То возражение, что некоторые автокефалии перешли на новый стиль, убедительным аргументом быть не может, поскольку эти самочинные действия воспринимаются церковным сознанием как антиканонические и отступнические. Измена Священному Преданию Отцов не есть добрый пример для подражания.

2. Православный календарь — основа здорового духовного режима жизни нации.
Исторический и нравственный аспекты

Исторически юлианский календарь утвердился в нашем Отечестве со времени Крещения Руси при равноапостольном великом князе Владимире. Таким образом, он существует у нас вот уже более 1000 лет и стал национальным и традиционным. Григорианский же календарь был введен искусственно антинародной большевистской властью, и его затянувшееся существование измеряется десятками лет.

Смена календаря в России 1918 года сопоставима с такими кощунственными революционными нововведениями, как переименование названий городов и улиц, уничтожение древних памятников культуры, разорение святынь, истребление лучших российских людей старого режима. Слава Богу, людей сейчас начинают реабилитировать (и даже канонизировать), святыни оплакивать, памятники восстанавливать, старинные названия воскресают на почтовых путях.

Но календарь пока остается для русских людей чужим и противоестественным. А ведь счет и наименование дней касается всех нас едва ли не более существенно, чем все остальное в окружающем мире.
Никакое благочестие не сможет привиться в народе, пока организация повседневной жизни так кричаще противоречит животворящей традиции Церкви. Вот Новый год вклинивается в Рождественский пост.

Вот праздник Богоявления попадает на рабочий день, так что семья не успевает набрать в этом году святой крещенской воды. Вот студенты пишут зачетную контрольную работу в Великий Четверг. Вот на Великий Пяток назначен отчетный концерт участников самодеятельности. Вот опять школьные весенние каникулы не совпадают со Светлой пасхальной седмицей.

Вот на Благовещение, когда птица гнезда не вьет и девица косы не плетет, работники фирмы начинают ремонт нашей квартиры Вся жизнь протекает уродливо, антидуховно. Церковь бессильна освятить человека, пока он обращен к ней спиной или боком. Как следствие этого, будет обречено духовное здоровье нации.

Самый естественный и непринужденный способ развернуть человека к Церкви — предложить ему, как это было на Руси испокон веков, жить церковным временем. Тогда какие-то дела придется успевать «до Успенского поста», какие-то начинать «после Красной горки». Никто не забудет, что Вознесение Господне празднуется в четверг (день-то будет не рабочий!). И уж обязательно каждый освятит яблочки на Преображение.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Чем отличаются ангелы и архангелы

3. Старый стиль вовсе не является признаком отсталости.
Передовая наука — за старый стиль

Стыдиться «отставания» от западного мира нам не пристало. Сегодня наше отставание по всем показателям уровня жизни отнюдь не двухнедельное.
Бояться разрыва с «цивилизованным» миром тем более не следует. Он так агрессивно подавляет нас, что спасу нет. Скорее есть повод беспокоиться за опасность ассимиляции нашей традиционной культуры.
Полезно учесть опыт тех стран, которые находят внутренние силы для сохранения своей самобытности, языка, культуры, веры.

В пример можно привести не только страны третьего мира из числа арабских, считающих время от Хиджры, а также Эфиопии и стран Юго-Восточной Азии, верных своим древним календарям. Национальный календарь используется в таких передовых государствах, как Япония и Израиль.

Для внешнего экономического и политического общения эти государства используют европейский счет времени, а для поддержания внутренней духовной культуры строго придерживаются традиционного религиозного календаря. И отказываться от последнего не желают.
Из сказанного, между прочим, можно сделать вывод, что григорианский календарь ни в коем случае не следует считать «цивилизованным» общечеловеческим.

Если Россия от него откажется, будет справедливо сказать, что европейский календарь не принят практически во всей Азии (и Северной Африке).
Кое-кого может удивить, но переход от нового стиля к старому должен быть по справедливости расценен не как возвращение к глухому средневековью, но как вполне прогрессивный шаг.

Дело в том, что точные науки, изучающие течение времени, — хронология, астрофизика — пользуются только естественной временной шкалой, то есть юлианским равномерным календарем. Григорианский календарь оказался слишком искусственным, сложным и неудобным при научных расчетах из-за путаной системы високосных годов.
Так что старый стиль выбирают не только захолустные пустыньки и монастыри, но также передовые международные обсерватории.

4. Для России старый стиль — естествен, новый стиль — чужероден

Что естественно для Европы и Америки, то странным и негодным видится нередко на русской почве. Это в полной мере относится и к григорианскому календарю. Между прочим, ошибаются те, кто полагает, будто европейский календарь — «светский», в отличие от русского, «церковного». Объективность требует признать, что он по происхождению своему такой же сакральный — но только не православный, а еретический, латинский.

Зачем же заставлять жителей России мерить время по западному эталону, к тому же связанному с именем папы Григория XIII?
Архимандрит Рафаил (Карелин) в работе «Мистика земного времени» так оценивает календарную реформу папы Григория XIII: «Символизм, красота и гармония юлианского календаря были отброшены как ненужный хлам, календарь был прокручен сквозь узкое мышление рационалистов, как через мясорубку: от него было оставлено только то, что отвечало новой шкале ценностей, на вершине которой находились практицизм, унификация и обезличивающий коллективизм. Не научные достижения, а духовное снижение, приземленность и ползучий позитивизм создали в протестантских странах Европы попе для распространения этого календаря. С католическими странами дело обстояло проще. Папа, «безгрешный» папа, являлся творцом календаря. В честь реформы была изображена медаль с изображением Григория XIII и надписью: «Лучший из священников» (буквально — «жрецов»). Указ (булла) папы повелевал католикам безоговорочно принять новый календарь под угрозой отлучения от Церкви. Голоса известных католических ученых, которые раздавались против календарной реформы, вскоре замолкли перед угрозой отлучения. Самыми энергичными распространителями григорианского календаря в то время были не ученые, а иезуиты».
На Западе появление и принятие нового календаря в XVI веке объяснимо, понятно и даже как бы неизбежно. Но для России он как кафтан с чужого плеча. Отметим, что царь Петр I, известный своими решительными реформами всей российской жизни на европейский лад, не забыл коснуться и календарной реформы. Именно ему мы обязаны обычаем считать началом года 1 января вместо 1 сентября. Однако даже сей дерзновенный император не посмел посягать на то, на что посягнул папа Григорий XIII, — на идущую от сотворения мира чреду последовательно сменяющихся дней и месяцев. То, что не посмел сделать российский государь, через 217 лет осуществили большевики во главе с Троцким и Лениным.
Этот волюнтаристский акт был совершен вопреки специально образованной 18 февраля 1899 года Русским астрономическим обществом особой ученой комиссии для выяснения возможности и целесообразности перехода на новый стиль, постановившей, что «нет основания к введению в России (а тем более в Церкви) заведомо неправильного григорианского календаря». Знаменитый профессор Петербургской Духовной академии В. В. Болотов так высказался о православном юлианском календаре. «Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить и для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю».
У французской нации однажды (в 1808 году) хватило благоразумия опомниться и отменить введенный было в 1793 году нелепый революционный календарь с «брюмерами». Пора и нам признать григорианский календарь неудачной и вредной затеей, мешающей нашему народу исповедовать свою традиционную православную веру.
Если кто-то считает, что возвращение к юлианскому летосчислению ущемит чьи-то интересы и права, то пусть зря не беспокоится. Атеистам это должно быть практически безразлично. Православным (и старообрядцам) — весьма желательно. Магометанам и иудеям, как традиционному этническому меньшинству, можно предоставить исключительное право жить своим календарем (они и так им пользуются). А других значительных национальных интересов в России пока нет. Так что в полном соответствии с недавно принятым законом о свободе вероисповедания государство, учитывая интересы подавляющего большинства населения, должно вернуться к традиционному русскому церковному календарю.

* * *

Историческая справка: В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля.
С 1923 года большинство поместных Православных Церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Афона, приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь, совпадающий с ним до 2800 года.

Он также был формально введён Святейшим Патриархом Тихоном для употребления в Русской Православной Церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя и было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в Церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года Патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить».

Таким образом, новый стиль действовал в Русской Православной Церкви только 24 дня.
Из Определения Священного Синода от 17 февраля 1997 года
Свидетельствовать, что в нашей церковной и общественной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, приверженность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей.

В связи с этим ясно заявить, что вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит.

Источник: http://kavkazskaya-hram.cerkov.ru/planeta/k-100-letiyu-perexoda-rossii-s-yulianskogo-na-grigorianskij-kalendar/

Григорианский и юлианский календари — и скандалы вокруг них, о которых вы не знали

В наше время человечеству известен не один десяток систем исчисления лет с различным происхождением и предназначением, но самыми важными для нас остаются григорианский и юлианский календари. Живем мы с вами, кстати, по григорианскому летоисчислению — так что вы прекрасно с ним знакомы.

В чем отличие григорианского и юлианского календарей? Как сложилось, что в России все еще уживаются обе эти системы?

История внедрения схемы исчисления лет папы Григория во многих странах была скандальной.

Системы летоисчисления Юлия Цезаря и папы Григория XIII

Если вам довелось жить в 1918 году, то у вас не было даты 1 февраля. А также последующих 12 дней.

Декрет Совета народных комиссаров от 26 января отменил первые 13 дней февраля, дабы Россия начала жить в ногу с Европой. Иначе говоря, декрет большевиков приказал заменить старый (юлианский) календарь на более современный григорианский. После 31 января в 1918 году в России сразу наступило 14 февраля.

В то же время новая власть приняла декрет об отделении православной церкви, которая до этого была частью власти, от государства, подписав соответствующий указ 20 января 1918 г (за 6 дней до указа о календарной реформе). Надо ли удивляться, что руководство православной церкви, в свою очередь, решило не следовать указу революционеров и принципиально не изменило даты религиозных праздников на новые, введенные большевиками.

Православная церковь все еще не сдается и крепко держится за юлианскую систему и в наши дни. Именно поэтому западные страны празднуют Рождество 25 декабря, а православные России — 7 января, с разницей в 13 дней. Хотя белорусы и украинцы, к примеру, уже официально ввели празднование Рождества 25 декабря в государственном порядке в качестве выходного дня, наряду с православной датой.

Но на деле, мало кто вникает в тот факт, что григорианскую систему ввел христианский священник, а юлианскую — древнеримский язычник.

  • Ссылка по теме: В чем разница между католиками и православными христианами?

Западное и православное Рождество празднуются с разницей в 13 дней.

Распространение календарного новшества

  • Похожая история произошла в Америке и Англии в 18 веке, но так как тогда разница между системами исчисления лет была меньше, то и «потеряли» англичане и американцы всего 11 дней.
  • Так, 260 лет назад американцы «лишились» даты 13 сентября 1752 года, а также предшествующих десяти суток. Вместо этого, люди легли спать вечером 2-го сентября, а проснулись утром 14-го.
  • 11 дней между этими датами были просто пропущены – так было сделано по приказу парламента, который принял решение внедрить григорианский календарь, дабы уравнять Британию и ее заморские владения с большей частью Западной Европы.

Кстати, Китай перешел на григорианский календарь только в 1949 г.

Некоторые другие страны немногим раньше: Египет в 1928, Турция в 1926, Греция в 1924, Румыния и Югославия в 1919.

А вообще различных календарей известно несколько десятков!

6 малоизвестных фактов о григорианском и юлианском календарях

Сегодня в большинстве стран мира люди пользуются веками выверенной системой исчисления лет, введенной римским папой Григорием XIII. Но замена старого не была простой и в случае с новой системой дат. Нововведение поначалу встретили в штыки.

Хотя, вроде бы, о чем спорить? Давайте жить дружно Но нет, астрономия астрономией, а стратегические интересы прежде всего. Отсюда и скандалы вокруг дат.

1. Изначальная цель внедрения григорианского календаря – изменение даты Пасхи

Долгие столетия, начиная с 46 г. до н. э., вся Европа пользовалась летоисчислением, введенным Юлием Цезарем – древнеримским полководцем и политическим деятелем. Отсюда и название «юлианский».

В 1582 году Папа Григорий XIII представил миру свой календарь – григорианский. Сделано это было по следующей причине: священников не устраивала юлианская система, поскольку математики Цезаря немного ошиблись в подсчетах и не совсем верно вычислили длину солнечного года. Это привело к несогласованности юлианского календаря с астрономическим.

Так, Пасха, которая изначально приходилась на 21 марта, с каждой весной отодвигалась все дальше. Основной целью замены системы дат было вновь свести Пасху и день весеннего равноденствия. Для этого в момент папского Указа (1582 г.) нужно было пропустить 10 дней.

  • Каждые 400 лет разница между исчислением дат по Цезарю и Григорию увеличивается на 3 суток.
  • До Григория ХIII два других Папы римских пытались инициировать смену системы дат, но у них ничего не вышло.

Идея синхронизации астрономического и церковного летоисчисления Папы Григория XIII преследовала цель сдвижения даты Пасхи к оригинальному сроку весеннего равноденствия. Как и знаменитый юлианский календарь, новое исчисление лет пришло из Рима.

2. Високосные года в григорианской системе не раз в 4 года (100 раз за 400 лет), а 97 раз за 400 лет

Юлианская схема подразумевала, что каждые 4 года в феврале появляется еще один день, 29 число. Но Алоизий Лилий, итальянский ученый, фактически разработавший систему григорианского календаря, рассчитал, что прибавление такого количества дней непропорционально ускоряет бег времени. Ведь реально солнечный год продолжается на несколько минут меньше.

Вроде бы мелочь, но за долгие годы набегают целые лишние дни, которые складываются в недели. (В результате, большевистский указ был вынужден удалить уже целых 13 дней в 1918 г.)

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что является символом христианства

Лилий предложил компромисс, суть которого заключалась в следующем:

  • Високосным годом (то есть годом с еще одними сутками в феврале) является тот, который делится на четыре, но только если в то же время не делится на 100.
  • Если год также делится на четыреста, день добавляется, несмотря ни на что.
  • Например, 2100 г. не станет високосным, хотя 2000-й был.

Вероятно, эта формула звучит несколько запутано, но она помогла справиться с существенным недочетом системы летоисчисления Цезаря.

3. Календарь Папы Григория XIII опережает солнечный почти на полминуты

Невзирая на великолепный способ синхронизации календаря с сезонами года, автором которого является Лилий, григорианский календарь все равно не идет 100% в ногу со временем. Он опережает астрономический на 26 секунд за годовой отрезок.

В результате, с момента принятия новой григорианской системы, уже возникло несоответствие с реальным течением времени на целых несколько часов – столько времени накопилось с 1582 г. К 4909 году, согласно нынешнему принципу исчисления дат, накопятся целые лишние сутки.

Но до этого человечеству еще надо дожить!

Григорианская схема летоисчисления тоже несовершенна и к 4909 г. накопятся целые лишние сутки.

4. До внедрения календаря Папы Григория XIII в 1582 году Новый год праздновали 25 марта

По замыслу Юлия Цезаря, год начинался 1 января. Однако, в средневековье европейцы из религиозных побуждений изменили дату Нового года – например, 25 декабря они считали отличным днем для празднования, так как в этот день родился Иисус Христос; также, по их мнению, отлично подходило 25 марта – Праздник Благовещения, или, как его называют в западных странах – «День нашей леди», девы Марии.

5. Часть протестантов сочла григорианский календарь происками католиков

Не только русская православная церковь не захотела менять даты на более точные астрономически. По внедрении григорианского календаря такие католические страны, как Испания, Португалия и Италия быстро приняли нововведение. А те государства, где проживали преимущественно протестанты, массово отвергли эти изменения, поскольку усматривали в них попытку подавить их право голоса и свободу действий в широком смысле слова.

Если вспомнить, что печально известная Варфоломеевская ночь состоялась 24 августа 1572 г., за 10 лет до календарной реформы, понятно, почему гугеноты (протестанты) подозрительно отнеслись к инициативе Римского Папы. Как и православная церковь Руси к нововведению большевиков в 1918 г.

Протестантская Германия перешла на григорианскую систему лишь спустя полтора века после ее внедрения, а Англия решила принять данный календарь и того позже – в 1752 году.

Возможно, лет так через 100, а может, и меньше, православная церковь тоже решится на реформу?

Христианская православная церковь России пока держится за юлианский календарь.

6. Принятие Англией григорианского календаря породило протесты и недовольство граждан

Согласно некоторым источникам, англичане отнюдь не с радостью восприняли изменения: они стали активно требовать упразднения григорианского календаря, ведь так они потеряли целых 11 дней – с 3-го сентября по 13-е сентября включительно.

Хотя некоторые историки считают, что протесты вовсе не были массовыми и простой народ мало беспокоила дата на календаре.

В то же время на другом берегу Атлантического океана Бенджамин Франклин воспринял новшества с энтузиазмом. Согласно записям, американский президент высказался: «Как же здорово, будучи стариком, лечь в кровать 2 сентября и иметь возможность поспать до 14-го».

Таким образом, с течением лет менялись и календари, и человеческие нравы, и отношение ко времени в целом. А нам остаётся только примириться с календарем, который выбрали для нас великие умы прошлого и радоваться, что мы празднуем Новый год не 25 марта.

Прочтите также:

Share this article

Источник: https://blogs.elenasmodels.com/ru/grigorian-julian-calendars/

Когда появился григорианский календарь на руси. Переход на григорианский календарь в России – это хорошо или плохо

На пороге новолетия, когда один год сменяет другой, мы и не задумывается о том, по какому стилю живем. Наверняка из уроков истории многие из нас помнят, что когда-то был другой календарь, позже, люди перешли на новый, и стали жить по новому стилю.

Давайте поговорим о том, чем отличаются эти два календаря: юлианский и григорианский.

История создания юлианского и григорианского календарей

Чтобы совершать расчеты времени, люди придумали систему летоисчисления, которая была основана на периодичности движения небесных тел, так был создан календарь.

Слово «календарь» произошло от латинского слова calendarium, что означает «долговая книжка». Связано это с тем, что должники платили свой долг в день календ, так назывались первые дни каждого месяца, они совпадали с новолунием.

Так, у древних римлян каждый месяц имел 30 суток, а точнее, 29 суток, 12 часов и 44 минуты. Сначала в этом календаре было десять месяцев, отсюда, кстати, и название нашего последнего месяца года – декабря (от латинского decem – десятый). Все месяцы были названы в честь римских богов.

Но, начиная с III в до н.э., в древнем мире использовался другой календарь, основанный на четырехгодичном лунно-солнечном цикле, он давал погрешность в величине солнечного года в один день. В Египте пользовались солнечным календарем, составленным на основе наблюдений за Солнцем и Сириусом. Год по нему составлял триста шестьдесят пять суток. Он состоял из двенадцати месяцев по тридцать дней каждый.

Именно этот календарь стал основой юлианского календаря. Назван он в честь императора Гая Юлия Цезаря и был введен в 45 г.до н.э. Начало года по этому календарю начиналось 1 января.

Гай Юлий Цезарь (100 г. до н.э.- 44 г. до н.э.)

Просуществовал юлианский календарь более шестнадцати веков, пока в 1582 г. Папа Григорий XIII не предложил новую систему летоисчисления.

Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому и определялась дата Пасхи, а также несогласование пасхальных полнолуний с астрономическими.

Глава Католической церкви считал, что нужно определить точный расчет празднования Пасхи, чтобы она выпадала на воскресный день, а также вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта.

Папа Григорий XIII (1502-1585)

Однако в 1583 году Собор восточных патриархов в Константинополе не принял новый календарь, так как он противоречил основному правилу, по которому определяется день празднования христианской Пасхи: в некоторые годы христианская Пасха наступала бы раньше иудейской, что не допускалось канонами церкви.

Тем не менее, большая часть европейских стран последовала призыву Папы Григория XIII и перешла на новый стиль летоисчисления.

Переход на григорианский календарь повлёк следующие изменения:

1. для исправления накопившихся ошибок новый календарь на момент принятия сразу сдвинул на 10 дней текущую дату;

2. стало действовать новое, более точное, правило о високосном годе — год високосный, то есть содержит 366 дней, если:

Номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);

Номер года кратен 4 и не кратен 100 ( 1892, 1896, 1904, 1908 );

3. изменялись правила расчёта христианской (а именно католической) Пасхи.

Разница между датами юлианского и григорианского календарей увеличивается на трое суток за каждые 400 лет.

История летоисчисления в России

На Руси до Крещения новый год начинался в марте, но с X века, новолетие стали отмечать в сентябре, по византийскому церковному календарю. Однако люди, привыкшие к многовековой традиции, продолжали праздновать Новый год с пробуждением природы — весной. Пока царь Иван III в 1492 году не издал указ, где сообщалось, что Новый год официально переносится на начало осени. Но и это не помогло, и русский народ праздновал два новых года: весной и осенью.

Царь Петр Первый, стремясь ко всему европейскому, 19 декабря 1699 года издал указ о том, чтобы русский народ, вместе с европейцами, праздновал Новый год 1 января.

Но, вместе с тем, в России по-прежнему оставался действующим юлианский календарь, принятый от Византии с крещением.

14 февраля 1918 года, после переворота, вся Россия перешла на новый стиль, теперь светское государство стало жить по григорианскому календарю. Позже, в 1923 году, новые власти пытались перевести на новый календарь и церковь, однако Святейшему Патриарху Тихону удалось сохранить традиции.

Сегодня юлианский и григорианский календари продолжают существовать вместе. Юлианским календарем пользуются Грузинская, Иерусалимская, Сербская и Русская церкви, тогда как католики и протестанты руководствуются григорианским.

07.12.2015

Григорианский календарь – современная система исчисления, основанная на астрономических явлениях, а именно – на циклическом обращении нашей планеты вокруг Солнца. Продолжительность года в этой системе равно 365 суткам, при этом каждый четвертый год становится високосным и равен 364 суткам.

История возникновения

Источник: https://srcaltufevo.ru/kogda-poyavilsya-grigorianskii-kalendar-na-rusi-perehod-na-grigorianskii-kalendar-v-rossii-eto-ho.html

Россия перешла на григорианский календарь берет начало в советские времена

ShutterStock

Когда Россия перешла на григорианский календарь, интересует многих жителей страны, особенно в свете того, что в нашей стране празднуют Рождество 7 января, а на Западе 25 декабря. История возникновения григорианского календаря уходит на несколько веков, тогда как Россия перешла к его использованию в светской жизни чуть больше чем столетие назад.
Русская православная церковь же по-прежнему использует юлианский календарь, и вряд ли изменит свои взгляды на летоисчисление.

Переход на григорианский календарь в России – это хорошо или плохо

Разные народы, религиозные культы, ученые-астрономы пытались сделать счет неумолимо текущего времени как наиболее точным, так и простым для любого человека. За отправную точку бралось движение Солнца, Луны, Земли, расположение звезд. Разработанных и применяемых до сих пор календарей – десятки.

Для христианского мира значимых, используемых веками календарей было всего два – юлианский и григорианский. Последний и сейчас является основой летоисчисления, считающийся наиболее точным, не подверженным накоплению ошибок. Переход на григорианский календарь в России произошел в 1918 году.

С чем это было связано, расскажет эта статья.

От Цезаря до наших дней

Именно по имени этой многогранной личности был назван юлианский календарь. Датой его появления считается 1 января 45 года. до н. э. на основании указа императора. Забавно, что точка отсчета мало имеет общего с астрономией – это день вступления консулов Рима в должность. Этот календарь, тем не менее, родился не на пустом месте:

  • Основой для него послужил календарь древнего Египта, существовавший уже столетия, в котором было ровно 365 дней, смены времен года.
  • Вторым источником для составления юлианского календаря послужил существовавший римский, где было деление на месяцы.

Получился довольно сбалансированный, продуманный способ наглядного течения времени. В нем гармонично сочетались простота применения, четкие периоды с астрономической соотнесенностью между Солнцем, Луной и звездами, известными давно и влияющими на движение Земли.

Появлением григорианского календаря, полностью привязанного к солнечному или тропическому году, благодарное человечество обязано папе римскому Григорию XIII, указавшему перейти на новое время 4 октября 1582 года всем католическим странам. Надо сказать, что даже в Европе этот процесс шел ни шатко, ни валко. Так, Пруссия перешла на него в 1610 году, Дания, Норвегия, Исландия – в 1700 году, Великобритания со всеми заокеанскими колониями — лишь в 1752 году.

Когда в России перешли на григорианский календарь

Жаждущие всего нового после того, как все разрушили, пламенные большевики с удовольствием дали команду переходить на новый прогрессивный календарь. Переход на него в России произошел 31 января (14 февраля) 1918 года. Основания для этого события у советского правительства были вполне революционные:

  • Практически все страны Европы уже давно перешли на этот способ летоисчисления, и только реакционное царское правительство зажимало инициативу весьма склонных к астрономии, прочим точным наукам крестьян и рабочих.
  • Против такого насильственного вмешательства, нарушающего последовательность библейских событий, была Русская православная церковь. А разве могут «продавцы дурмана для народа» быть умнее вооруженного самыми передовыми идеями пролетариата.

Притом, что различия между двумя календарями назвать принципиально разными нельзя. По большому счету, григорианский календарь – это модифицированная версия юлианского. Изменения, в основном, направлены на устранение, меньшее накопление временных ошибок. Но в результате даты давно произошедших исторических событий, рождения известных личностей имеют двойное, сбивающее с толку исчисление.

Например, Октябрьская революция в России случилась 25 октября 1917 года – по юлианскому календарю или по, так называемому, старому стилю, что является историческим фактом или 7 ноября того же года по-новому – григорианскому. Такое чувство, что большевики проводили Октябрьский мятеж дважды – второй раз «на бис».

РПЦ, которую большевики так и не смогли ни расстрелами священнослужителей, ни организованным грабежом художественных ценностей заставить признать новый календарь, не отступила от библейских канонов, подсчитывая ход времени, наступление церковных праздников по юлианскому календарю.

Поэтому переход на григорианский календарь в России – это не столько научное, организационное событие, сколько политическое, затронувшее в свое время судьбы многих людей, а его отголоски слышны и поныне. Впрочем, на фоне веселой игры в «переведи время на час вперед / назад», все еще окончательно не закончившейся, судя по инициативам самых активных депутатов, это уже просто историческое событие.  

Источник: https://vseonauke.com/1093316037728012522/perehod-na-grigorianskij-kalendar-v-rossii---eto-horosho-ili-ploho/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
Когда произошел раскол церкви на Руси

Закрыть