Какой календарь называется юлианским

К 100-летию перехода россии с юлианского на григорианский календарь

Какой календарь называется юлианским

В России сегодня реально существуют два календаря: один «светский», другой церковный. Нередкими стали дискуссии о возможности перехода Православной Церкви на гражданский стиль.

Но примирить разногласие в счете времени между русской Церковью и русским обществом можно и иным, более естественным путем: возвращением российского государства к традиционному национальному календарю.

Есть основания полагать, что принятие нашего предложения после рассмотрения его общественными и правительственными инстанциями дало бы благие плоды.

1. Невозможность перехода Православной Церкви на новый стиль

Попытки перевести Православную Церковь на новый календарь всегда встречали серьезное и обоснованное возражение со стороны верующих, в особенности богословски образованных людей.

Архиепископ Иннокентий Пекинский писал: «Всякая попытка «исправить» или заменить нашу Пасхалию должна рассматриваться как попытка изъять из сокровищницы церковной одну из великих ее ценностей, которою она по справедливости может хвалиться даже перед учеными нашего времени».

Глубокий богословский анализ этой проблемы представил в своем докладе «О новом и старом стиле» один из крупнейших церковных авторитетов нашего века архиепископ Серафим (Соболев) на московском Всеправославном Совещании 1948 года. Не вдаваясь в тонкости, достаточно отметить, что юлианский календарь имеет для Церкви сакральное значение, так что его иногда называют «иконой времени».

Поэтому упразднить старый стиль можно только вместе с Русской Церковью.
То возражение, что некоторые автокефалии перешли на новый стиль, убедительным аргументом быть не может, поскольку эти самочинные действия воспринимаются церковным сознанием как антиканонические и отступнические. Измена Священному Преданию Отцов не есть добрый пример для подражания.

2. Православный календарь — основа здорового духовного режима жизни нации.
Исторический и нравственный аспекты

Исторически юлианский календарь утвердился в нашем Отечестве со времени Крещения Руси при равноапостольном великом князе Владимире. Таким образом, он существует у нас вот уже более 1000 лет и стал национальным и традиционным. Григорианский же календарь был введен искусственно антинародной большевистской властью, и его затянувшееся существование измеряется десятками лет.

Смена календаря в России 1918 года сопоставима с такими кощунственными революционными нововведениями, как переименование названий городов и улиц, уничтожение древних памятников культуры, разорение святынь, истребление лучших российских людей старого режима. Слава Богу, людей сейчас начинают реабилитировать (и даже канонизировать), святыни оплакивать, памятники восстанавливать, старинные названия воскресают на почтовых путях.

Но календарь пока остается для русских людей чужим и противоестественным. А ведь счет и наименование дней касается всех нас едва ли не более существенно, чем все остальное в окружающем мире.
Никакое благочестие не сможет привиться в народе, пока организация повседневной жизни так кричаще противоречит животворящей традиции Церкви. Вот Новый год вклинивается в Рождественский пост.

Вот праздник Богоявления попадает на рабочий день, так что семья не успевает набрать в этом году святой крещенской воды. Вот студенты пишут зачетную контрольную работу в Великий Четверг. Вот на Великий Пяток назначен отчетный концерт участников самодеятельности. Вот опять школьные весенние каникулы не совпадают со Светлой пасхальной седмицей.

Вот на Благовещение, когда птица гнезда не вьет и девица косы не плетет, работники фирмы начинают ремонт нашей квартиры Вся жизнь протекает уродливо, антидуховно. Церковь бессильна освятить человека, пока он обращен к ней спиной или боком. Как следствие этого, будет обречено духовное здоровье нации.

Самый естественный и непринужденный способ развернуть человека к Церкви — предложить ему, как это было на Руси испокон веков, жить церковным временем. Тогда какие-то дела придется успевать «до Успенского поста», какие-то начинать «после Красной горки». Никто не забудет, что Вознесение Господне празднуется в четверг (день-то будет не рабочий!). И уж обязательно каждый освятит яблочки на Преображение.

3. Старый стиль вовсе не является признаком отсталости.
Передовая наука — за старый стиль

Стыдиться «отставания» от западного мира нам не пристало. Сегодня наше отставание по всем показателям уровня жизни отнюдь не двухнедельное.
Бояться разрыва с «цивилизованным» миром тем более не следует. Он так агрессивно подавляет нас, что спасу нет. Скорее есть повод беспокоиться за опасность ассимиляции нашей традиционной культуры.
Полезно учесть опыт тех стран, которые находят внутренние силы для сохранения своей самобытности, языка, культуры, веры.

В пример можно привести не только страны третьего мира из числа арабских, считающих время от Хиджры, а также Эфиопии и стран Юго-Восточной Азии, верных своим древним календарям. Национальный календарь используется в таких передовых государствах, как Япония и Израиль.

Для внешнего экономического и политического общения эти государства используют европейский счет времени, а для поддержания внутренней духовной культуры строго придерживаются традиционного религиозного календаря. И отказываться от последнего не желают.
Из сказанного, между прочим, можно сделать вывод, что григорианский календарь ни в коем случае не следует считать «цивилизованным» общечеловеческим.

Если Россия от него откажется, будет справедливо сказать, что европейский календарь не принят практически во всей Азии (и Северной Африке).
Кое-кого может удивить, но переход от нового стиля к старому должен быть по справедливости расценен не как возвращение к глухому средневековью, но как вполне прогрессивный шаг.

Дело в том, что точные науки, изучающие течение времени, — хронология, астрофизика — пользуются только естественной временной шкалой, то есть юлианским равномерным календарем. Григорианский календарь оказался слишком искусственным, сложным и неудобным при научных расчетах из-за путаной системы високосных годов.
Так что старый стиль выбирают не только захолустные пустыньки и монастыри, но также передовые международные обсерватории.

4. Для России старый стиль — естествен, новый стиль — чужероден

Что естественно для Европы и Америки, то странным и негодным видится нередко на русской почве. Это в полной мере относится и к григорианскому календарю. Между прочим, ошибаются те, кто полагает, будто европейский календарь — «светский», в отличие от русского, «церковного». Объективность требует признать, что он по происхождению своему такой же сакральный — но только не православный, а еретический, латинский.

Зачем же заставлять жителей России мерить время по западному эталону, к тому же связанному с именем папы Григория XIII?
Архимандрит Рафаил (Карелин) в работе «Мистика земного времени» так оценивает календарную реформу папы Григория XIII: «Символизм, красота и гармония юлианского календаря были отброшены как ненужный хлам, календарь был прокручен сквозь узкое мышление рационалистов, как через мясорубку: от него было оставлено только то, что отвечало новой шкале ценностей, на вершине которой находились практицизм, унификация и обезличивающий коллективизм. Не научные достижения, а духовное снижение, приземленность и ползучий позитивизм создали в протестантских странах Европы попе для распространения этого календаря. С католическими странами дело обстояло проще. Папа, «безгрешный» папа, являлся творцом календаря. В честь реформы была изображена медаль с изображением Григория XIII и надписью: «Лучший из священников» (буквально — «жрецов»). Указ (булла) папы повелевал католикам безоговорочно принять новый календарь под угрозой отлучения от Церкви. Голоса известных католических ученых, которые раздавались против календарной реформы, вскоре замолкли перед угрозой отлучения. Самыми энергичными распространителями григорианского календаря в то время были не ученые, а иезуиты».
На Западе появление и принятие нового календаря в XVI веке объяснимо, понятно и даже как бы неизбежно. Но для России он как кафтан с чужого плеча. Отметим, что царь Петр I, известный своими решительными реформами всей российской жизни на европейский лад, не забыл коснуться и календарной реформы. Именно ему мы обязаны обычаем считать началом года 1 января вместо 1 сентября. Однако даже сей дерзновенный император не посмел посягать на то, на что посягнул папа Григорий XIII, — на идущую от сотворения мира чреду последовательно сменяющихся дней и месяцев. То, что не посмел сделать российский государь, через 217 лет осуществили большевики во главе с Троцким и Лениным.
Этот волюнтаристский акт был совершен вопреки специально образованной 18 февраля 1899 года Русским астрономическим обществом особой ученой комиссии для выяснения возможности и целесообразности перехода на новый стиль, постановившей, что «нет основания к введению в России (а тем более в Церкви) заведомо неправильного григорианского календаря». Знаменитый профессор Петербургской Духовной академии В. В. Болотов так высказался о православном юлианском календаре. «Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить и для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю».
У французской нации однажды (в 1808 году) хватило благоразумия опомниться и отменить введенный было в 1793 году нелепый революционный календарь с «брюмерами». Пора и нам признать григорианский календарь неудачной и вредной затеей, мешающей нашему народу исповедовать свою традиционную православную веру.
Если кто-то считает, что возвращение к юлианскому летосчислению ущемит чьи-то интересы и права, то пусть зря не беспокоится. Атеистам это должно быть практически безразлично. Православным (и старообрядцам) — весьма желательно. Магометанам и иудеям, как традиционному этническому меньшинству, можно предоставить исключительное право жить своим календарем (они и так им пользуются). А других значительных национальных интересов в России пока нет. Так что в полном соответствии с недавно принятым законом о свободе вероисповедания государство, учитывая интересы подавляющего большинства населения, должно вернуться к традиционному русскому церковному календарю.

* * *

Историческая справка: В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля.
С 1923 года большинство поместных Православных Церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Афона, приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь, совпадающий с ним до 2800 года.

Он также был формально введён Святейшим Патриархом Тихоном для употребления в Русской Православной Церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя и было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в Церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года Патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить».

Таким образом, новый стиль действовал в Русской Православной Церкви только 24 дня.
Из Определения Священного Синода от 17 февраля 1997 года
Свидетельствовать, что в нашей церковной и общественной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, приверженность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей.

В связи с этим ясно заявить, что вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит.

Источник: http://kavkazskaya-hram.cerkov.ru/planeta/k-100-letiyu-perexoda-rossii-s-yulianskogo-na-grigorianskij-kalendar/

Юлианский календарь

Какой календарь называется юлианским

По истечении нескольких столетий было замечено смещение дня весеннего равноденствия, с которым связаны церковные праздники. К XVI веку весеннее равноденствие наступало примерно на 10 суток раньше 21 марта, используемого для определения дня Пасхи.

Чтобы компенсировать накопившуюся ошибку и избежать подобного смещения в будущем, в 1582 году римский папа Григорий XIII провёл реформу календаря. Чтобы средний календарный год лучше соответствовал солнечному, было решено изменить правило високосных лет.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое без духовность

По-прежнему високосным оставался год, номер которого кратен четырём, но исключение делалось для тех, которые были кратны 100. Такие годы были високосными только тогда, когда делились ещё и на 400.

Почему дополнительный день именно в феврале, а не в другом месяце?

Во всех остальных месяцах в юлианском календаре 30 или 31 день, но февраль стал жертвой эго римского императора Цезаря Августа. Во времена его предшественника Юлия Цезаря в феврале было 30 дней и в месяце его имени — июле – 31, в августе же было только 29 дней. Когда Цезарь Август стал императором, он добавил два дня к «его» месяцу, чтобы сделать август столь же длинным, что и июль. Так февраль стал жертвой августа в битве за дополнительные дни.

День рождения в високосный год

Около 4,1 миллионов человек во всем мире родились 29 февраля. Вероятность родиться в високосный год — 1 к 1461. Людей, которые родились 29 февраля, называют «leaplings» или » leapers». Все родившиеся в этот день могут с размахом отметить день рождения в техасском городе Энтони – самопровозглашенной Всемирной столице високосного года. Раз в четыре года власти Энтони проводят там фестиваль, включающий в себя праздничный обед для именинников.

Високосный год>Юлианский календарьРеферат на тему:

3. Вытеснение григорианским календарём

Советский «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря» Приказ по «белому» гарнизону города Харькова 25 июня 1919 года: завтрашний день считать 13-м июня в связи с отменой григорианского и переходом на юлианский календарь

Точность юлианского календаря невысока: каждые 128 лет накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигалось в сторону весны.

Наиболее заметна разница весной и осенью вблизи дней равноденствия, когда скорость изменения продолжительности суток и положения солнца максимальна. Во многих храмах, по замыслу создателей, в день весеннего равноденствия Солнце должно попасть в определённое место, например в Соборе святого Петра в Риме — это мозаика.

Не только астрономы, но и высшее духовенство во главе с Папой могли удостовериться, что Пасха уже не попадает на прежнее место. После долгого обсуждения этой проблемы в 1582 году юлианский календарь в католических странах постановлением папы Григория XIII был заменён на более точный календарь.

При этом следующий день после 4 октября был объявлен 15 октября. Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII—XVIII веков; последними были Великобритания (1752 год) и Швеция.

В России григорианский календарь был введён декретом Совнаркома, подписанным В. И. Лениным 26 января 1918 года; в православной Греции — в 1923 году. Григорианский календарь часто называют новым стилем.

5. Различие между юлианским и григорианским календарями

Разница между юлианским и григорианским календарями постепенно увеличивается из-за разного количества високосных годов: в юлианском календаре високосными являются все годы, кратные 4, тогда как в григорианском календаре год является високосным, если он кратен 4, но исключение делается для тех годов, которые кратны 100. Такие годы являются високосными только тогда, когда делятся на 400. Скачок происходит в завершающий год века (см. Високосный год).

Разница между григорианским и юлианским календарями (даты даны по григорианскому календарю; 15 октября 1582 года соответствует 5 октября по юлианскому календарю; прочие даты начала периодов соответствуют юлианскому 1 марта, даты окончания — 29 февраля).

Разница дат юлианского и григорианского календарей:

Разница, днейПериод (по юлианскому календарю)Период (по григорианскому календарю)
10 5 октября 1582 — 29 февраля 1700 15 октября 1582 — 11 марта 1700
11 1 марта 1700 — 29 февраля 1800 12 марта 1700 — 12 марта 1800
12 1 марта 1800 — 29 февраля 1900 13 марта 1800 — 13 марта 1900
13 1 марта 1900 — 29 февраля 2100 14 марта 1900 — 14 марта 2100
14 1 марта 2100 — 29 февраля 2200 15 марта 2100 — 15 марта 2200
15 1 марта 2200 — 29 февраля 2300 16 марта 2200 — 16 марта 2300

Не следует смешивать перевод (пересчёт) реальных исторических дат (событий в истории) на другой календарный стиль, — с пересчётом (для удобства пользования) на другой стиль юлианского церковного месяцеслова, — в котором все дни празднований (памяти святых и другое) фиксированы как юлианские, безотносительно к тому — какой григорианской дате соответствовал конкретный праздничный или памятный день.

В связи с нарастающим изменением разницы между юлианским и григорианским календарями, использующие юлианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество не 7 января, как в XX—XXI веках, а 8 января (в переводе на новый стиль), а, например, с 9997 года Рождество будет праздноваться уже 8 марта (по новому стилю), хотя в литургическом календаре данный день будет по-прежнему помечен как 25 декабря (по старому стилю). Кроме того, следует иметь в виду, что в ряде стран, где до начала XX века был в ходу юлианский календарь (например в Греции) — даты исторических событий, произошедших до перехода на новый стиль, продолжают отмечать в те же числа (номинально), в которые они произошли по юлианскому календарю (что, среди прочего, отражено в практике греческого раздела Википедии).

Реформу календаря провел в 46 г. до н. э. римский верховный жрец, полководец и писатель Гай Юлий Цезарь (100 — 44 гг. до н. э.). До этого Цезарь побывал в Египте, познакомился с египетским солнечным календарем и даже сам составил несколько не дошедших до нас трактатов по астрономии. Разработку нового календаря осуществила группа александрийских астрономов во главе с Созигеном.

В основу календаря, получившего позже название юлианского, положен солнечный год, продолжительность которого была принята равной 365,25 суток. Но в календарном году может быть лишь целое число суток. Поэтому предписывалось считать в трех из каждых четырех годов по 365 дней, в четвертом — 366 дней.

Как прежде целый месяц Мерцедоний, так и теперь этот один день решили «упрятать» между 24 и 25 февраля. Дополненный год позже был назван annus bissextus, откуда и пошло наше слово високосный.

Юлий Цезарь упорядочил также число дней в месяцах по такому принципу : нечетный месяц имеет 31 день, четный — 30. Февраль же в простом году — 29, в високосном — 30 дней. Кроме того он решил начать счет дней в новом году с новолуния, которое как раз пришлось на первое января.

В благодарность за реформу, а так же учитывая выдающиеся военные заслуги Юлия Цезаря (который был убит через два года после реформы), римский сенат переименовал месяц Квинтилис ( в этом месяце Цезарь родился ) в Юлиус.

Вскоре, однако, римские жрецы запутали календарь объявляя високосным каждый третий год календаря. Эту ошибку исправил император Август. Таким образом, юлианский календарь начал нормально функционировать с 1 марта 4 г. н. э. В связи с этим сенат, учитывая большие военные победы и в благодарность за исправление календаря, переименовал месяц Секстилис в месяц Августус.

Но продолжительность этого месяца была установлена Юлием Цезарем в 30 дней, теперь же к нему добавили еще один день, отняв его от Фебруариуса. А чтобы три месяца — Юлиус, Августус и Септембер — не имели подряд по 31 дню, то от Септембера один день был перенесен на Октобер, а от Новембера — один день на Децембер. Тем самым было нарушено введенное Цезарем правильное чередование долгих и коротких месяцев, а первое полугодие в простом году оказалось на четыре дня короче второго.

И после Августа некоторые императоры стремились увековечить свое имя в календаре. Но эти желания властелинов были отвергнуты самим временем

В 324г. римский император Константин (ок. 285 — 337 гг.) провозгласил христианство государственной религией. Через год в 325 г. он созвал в городе Никее церковный собор, на котором обсуждению подвергся и вопрос о дате празднования пасхи. И начиная с IVв. н.э.

христианская церковь связала свой годичный цикл праздников с юлианским календарем. Но в результате разной продолжительности тропического и года юлианского календаря за каждые 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки. И все праздники передвигались «вперед»: весенние — на лето, летние — на осень.

Поэтому церковь и стала инициатором последующей календарной реформы.

Юлианский и григорианский календари — путь к точности

Солнечный календарь учитывает видимое движение Солнца по небу и положение звезд. Его изобрели египтяне, наблюдая за появлением на небе звезды Сириус. Но год у них длился ровно 365 суток, а истинный солнечный, или тропический, год длиннее (сегодня он составляет 365,2421897 дня). Поэтому за века накопилась ошибка. Римский же календарь был еще менее точен, и даты религиозных праздников сильно сместились.

Юлий Цезарь имел право ввести новый календарь, поскольку обладал властью великого понтифика — верховного жреца

Группа александрийских астрономов во главе с Созигеном на основе египетского создала новый календарь — юлианский. Назван он в честь Юлия Цезаря, по указу которого этот календарь был введен в Риме с 1 января 45 г. до н. э.

Год состоял из 365 дней, но каждый четвертый был високосным — на 1 день длиннее. С учетом этой поправки продолжительность юлианского года составила 365,25 дня. Он был гораздо более точен, однако ошибка в 1 день накапливалась в нем каждые 128 лет. И к XVI в. весеннее равноденствие, которое используют для определения дня Пасхи, наступало примерно на 10 суток раньше 21 марта.

В 1582 г. Папа Римский Григорий ХШ провел реформу календаря, уменьшив число високосных годов. Раньше таковыми считались все так называемые вековые годы, завершавшие каждое столетие.

Теперь високосными стали только те вековые годы, у которых число сотен лет делилось без остатка на четыре (1600,2000,2400), а остальные (1700,1800,1900,2100) остались простыми. Новый календарь был назван григорианским. Григорианский год длится 365,2425 дня, и ошибка в 1 день накапливается примерно за 10 тыс. лет.

Нередко встречается другая оценка — примерно за 3 тыс. лет. Такое число получается, если не учитывать изменения количества суток в тропическом году и соотношения между продолжительностями времен года.

Папа Римский Григорий XIII провел реформу календаря. После 4 октября 1582 г. наступило 15 октября. Сегодня григорианским календарем пользуются в большинстве стран мира

Старый и новый стили

Григорианский календарь, или, как принято говорить, новый стиль, входил в практику постепенно. Если католические страны приняли его сразу, то протестантские и православные продолжали жить по старому стилю. Государства Северной Германии, Дания и Норвегия перешли на новый стиль в 1700 г., Великобритания — в 1752 г., Швеция — в 1753 г., Болгария — в 1916 г., Россия — в 1918 г., Сербия и Румыния — в 1919 г., Греция — в 1924 г.

Разница между календарями все время увеличивается и сегодня составляет 13 дней. Русская Православная Церковь по-прежнему придерживается юлианского календаря, поэтому Рождество у нас отмечают не 25 декабря, а 7 января. И не только церковные праздники напоминают о старом стиле: недаром в ночь с 13 на 14 января в России принято отмечать старый Новый год.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как в России появилось христианство

Источник: https://karavay35.ru/yulianskij-kalendar/

Чем григорианский календарь отличается от юлианского. Юлианский календарь в России

Какой календарь называется юлианским

Разные способы летоисчисления календаря. Новый стиль исчисления времени был введен Советом Народных Комиссаров — правительством Советской России 24 января 1918 года«Декретом о введении в Российской республике западноевропейского календаря».

Декрет был призван способствовать «установлению в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Ведь с 1582 года, когда во всей Европе юлианский календарь в соответствии с рекомендациями астрономов был заменен на григорианский, российский календарь оказался отличен от календарей цивилизованных государств на 13 дней.

Дело в том, что новый европейский календарь появился на свет стараниями Папы римского, но русскому православному духовенству католический Папа был не авторитет и не указ, и оно отвергло нововведение. Вот и жили более 300 лет: в Европе Новый год,в России ещё 19 декабря.

Декретом СНК (аббревиатура Совета Народных Комиссаров) от 24.01.1918 было предписано 1 февраля 1918 года считать 14-м февраля (в скобках заметим, что по многолетним наблюдениям русский православный календарь, то есть «Старый стиль», более соответствует климату европейской части Российской Федерации. Например, 1 марта, когда по старому стилю ещё глубокий февраль, весной и не пахнет, а относительное потепление начинается с середины марта или первых его чисел по старому стилю).

Новый стиль понравился не всем

Впрочем, не только Россия упиралась в установлении католического счета дней, в Греции «Новый стиль» был легализирован в 1924 году, Турции — 1926, Египте — 1928-м. При этом что-то не слышно, чтобы греки или египтяне праздновали, как в России, два праздника: Новый год и Старый Новый год, то есть Новый год по старому стилю.

Интересно, что введение Григорианского календаря без восторга приняли и в тех европейских странах, где ведущей религией было протестантство. Так в Англии на новый счет времени перешли только в 1752 году, в Швеции — спустя год, в 1753.

Юлианский календарь

Был введен Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры. Начинался 1 января. Год имел 365 дней. Номер года, делившийся на 4 был признан високосным. К нему добавлялся один день — 29 февраля.

Разница между календарем Юлия Цезаря и календарем папы Григория в том, что у первого каждый четвертый год без исключения високосный, а у второго високосные только те года, что делятся на четыре, но не кратные ста.

В итоге разница между юлианским и григорианским календарями постепенно возрастает и, например, в 2101 году Православное рождество будет праздноваться не 7, а 8 января.

— система счисления больших промежутков времени, основан на периодичности видимых движений небесных тел.

Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положен солнечный (тропический) год — промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия.

Тропический год составляет приблизительно 365,2422 средних солнечных суток.

К солнечному календарю относятся юлианский календарь, григорианский календарь и некоторые другие.

Современный календарь называется григорианским (новый стиль), он был введен папой Григорием XIII в 1582 году и заменил юлианский календарь (старый стиль), который применялся с 45 века до нашей эры.

Григорианский календарь является дальнейшим уточнением юлианского календаря.

В юлианском календаре , предложенном Юлием Цезарем, средняя длительность года в интервале четырех лет равнялась 365,25 суток, что на 11 минут 14 секунд длиннее тропического года. С течением времени наступление сезонных явлений по юлианскому календарю приходилось на все более ранние даты. Особенно сильное недовольство вызывало постоянное смещение даты Пасхи, связанной с весенним равноденствием. В 325 году Никейский собор издал декрет о единой дате Пасхи для всей христианской церкви.

Public Domain

Public Domain

В последующие столетия было внесено много предложений по усовершенствованию календаря. Предложения неаполитанского астронома и врача Алоизия Лилия (Луиджи Лилио Джиральди) и баварского иезуита Кристофера Клавия были одобрены папой Григорием XIII.

Он издал 24 февраля 1582 буллу (послание), вводящую два важных дополнения в юлианский календарь: из календаря 1582 года изымалось 10 суток — после 4 октября сразу следовало 15 октября. Эта мера позволила сохранить 21 марта как дату весеннего равноденствия.

Кроме того, три из каждых четырех вековых лет следовало считать обычными и только те, которые делятся на 400, — високосными.

1582 год стал первым годом григорианского календаря, называемого новым стилем.

Григорианский календарь в разных странах был введен в различное время . Первыми в 1582 году на новый стиль перешли Италия, Испания, Португалия, Польша, Франция, Голландия и Люксембург. Затем в 1580-х годах он был введен в Австрии, Швейцарии, Венгрии.

В XVIII веке григорианский календарь стал применяться в Германии, Норвегии, Дании, Великобритании, Швеции и Финляндия, в XIX веке — в Японии. В начале XX века григорианский календарь был введен в Китае, Болгарии, Сербии, Румынии, Греции, Турции и Египте.

На Руси вместе с принятием христианства (X век) утвердился юлианский календарь . Поскольку новая религия была заимствована из Византии, счет лет велся по константинопольской эре «от сотворения мира» (за 5508 лет до н. э.). Указом Петра I в 1700 году в России было введено европейское летоисчисление — «от Рождества Христова».

19 декабря 7208 года от сотворения мира, когда был издан реформационный указ, в Европе соответствовало 29 декабря 1699 года от Рождества Христова по григорианскому календарю.

Вместе с тем в России был сохранен юлианский календарь . Григорианский календарь был введен после Октябрьской революции 1917 года — с 14 февраля 1918 года. Русская Православная церковь, сохраняя традиции, живет по юлианскому календарю.

Разница между старым и новым стилями составляет 11 суток для XVIII века, 12 суток для XIX века, 13 суток для XX и XXI веков, 14 суток для XXII века.

Хотя Григорианский календарь вполне согласуется с природными явлениями, он тоже не абсолютно точен. Длина года в григорианском календаре на 26 секунд длиннее тропического года и накапливает ошибку — 0,0003 дня в год, что составляет три дня за 10 тысяч лет. Григорианский календарь также не учитывает замедление вращения Земли, удлиняющее день на 0,6 секунды за 100 лет.

Современная структура григорианского календаря также не вполне соответствует потребностям общественной жизни. Главным среди его недостатков является переменность количества дней и недель в месяцах, кварталах и полугодиях.

Существуют четыре основные проблемы григорианского календаря:

— Теоретически гражданский (календарный) год должен иметь ту же продолжительность, что и астрономический (тропический) год. Однако это невозможно, поскольку тропический год не содержит целого числа суток.

Из-за необходимости время от времени добавлять в год дополнительные сутки существует два типа годов — обычный и високосный. Поскольку год может начинаться с любого дня недели, это дает семь типов обычных и семь типов високосных лет — всего 14 типов лет.

Для их полного воспроизведения нужно ждать 28 лет.

— Продолжительность месяцев различна: они могут содержать от 28 до 31 дня, и эта неравномерность приводит к определенным трудностям в экономических расчетах и статистике.|

— Ни обычный, ни високосный годы не содержат целого числа недель. Полугодия, кварталы и месяцы также не содержат целого и равного количества недель.

— От недели к неделе, от месяца к месяцу и от года к году изменяется соответствие дат и дней недели, поэтому трудно устанавливать моменты различных событий.

В 1954 и в 1956 годах проекты нового календаря обсуждались на сессиях Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС), однако окончательное решение вопроса было отложено.

Источник: https://ik-ptz.ru/matematika/chem-grigorianskii-kalendar-otlichaetsya-ot-yulianskogo-yulianskii.html

Юлианский календарь — Такие разные КАЛЕНДАРИ

   Юлиа́нский календа́рь — календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. Календарь введён Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э.

Юлианский календарь заменил старый римский календарь и основывался на астрономической культуреэллинистического Египта. В Древнерусском государстве календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга», индикта и «Великого индиктиона».

Юлианский календарь в современной России обычно называют старым стилем.

    Структура юлианского календаря

Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев.

Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день — 29 февраля (ранее аналогичная система была принята в зодиакальном календаре по Дионисию).

Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней, что больше на 11 минут продолжительности тропического года.

В юлианском календаре годы бывают високосные и невисокосные; годы начинаются с понедельника по воскресенье. В совокупности это даёт (2х7=14) 14 вариантов календаря.

     Месяцы

Счёт по костяшкам рук: «бугорок» — 31 день, «впадинка» — 30 дней (для февраля 29 или 28 дней)

   Юлианский календарь на Руси

На Руси существовало несколько разных календарных стилей, связанных с тем, что византийский календарь отсчитывал год с 1 сентября, а восточные славяне при принятии христианства сохранили древнее начало года в марте.

Летоисчисление, использующее византийское начало года, называется сентябрьским стилем. Летоисчисление, в котором год начинается в марте следующего года (то есть, на полгода позже византийского начала года), называется мартовским стилем.

Летоисчисление же, использующее мартовский год, начинающийся на полгода раньше византийского, называется ультрамартовским. До начала XII века на Руси преобладал мартовский стиль, а в XII—XIII веках стал широко использоваться ультрамартовский стиль.

С 1492 года преобладающим стал сентябрьский год, вытеснивший оба мартовских.

Переписчики некоторых летописей могли учитывать переходы на новые стили летоисчисления и вносить поправки в летописи. Этим объясняют то, что хронология в разных летописях может отличаться на один-два года.

    Вытеснение григорианским календарём

См. также: Григорианский календарь

В России григорианский календарь был введён декретом Совнаркома, подписанным В. И. Лениным 26 января 1918 года.Точность юлианского календаря по сравнению с тропическим годом невысока: каждые 128 лет накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигается в сторону весны.

Наиболее заметна разница весной и осенью вблизи дней равноденствия, когда скорость изменения продолжительности суток и положения солнца максимальна. Во многих храмах, по замыслу создателей, в день весеннего равноденствия Солнце должно попасть в определённое место, например в Соборе святого Петра в Риме — это мозаика.

Не только астрономы, но и высшеедуховенство во главе с Папой могли удостовериться, что Пасха уже не попадает на прежнее место. После долгого обсуждения этой проблемы в 1582 году юлианский календарь в католических странах постановлением папы Григория XIII был заменён на более точный календарь. При этом следующий день после 4 октября был объявлен 15 октября.

 Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII—XVIII веков; последними были Великобритания (1752 год) и Швеция.

Одними из последних на григорианский календарь перешли Греция в 1924 году, Турция в 1926 году и Египет в 1928 году.

Источник: https://sites.google.com/site/takieraznyekalendari/home/ulianskij-kalendar

Юлианский календарь — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Юлиа́нский календарь (также называется старым стилем в противоположность «новому стилю» — т.е. григорианскому или новоюлианскому календарям)

Характеристика

В юлианском календаре длина тропического года принята равной 365 1/4 дня = 365.25 дня. Это дает ошибку в 1 день примерно через 128 лет. Приближение 365 1/4 достигается введением одного високосного года на каждые 4 года. В юлианском календаре каждый год, номер которого делится на 4 без остатка — високосный.

Однако, это правило не соблюдалось в первые годы после введения юлианского календаря в 45 г. до н.э. В первые годы существования календаря из-за ошибок в расчетах каждый третий год был високосным. Високосными были: 45 г. до н.э. (возможно), и следующие годы — 42, 39, 36, 33, 30, 27, 24, 21, 18, 15, 12, 9 до н.э.; 8, 12 г. н.э. и каждый четвертый год после этого.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое седмицы

Между 9 г. до н.э. и 8 г. н.э. (или, согласно некоторым источникам, между 12 г. до н.э. и 4 г. н.э.) високосных годов не было. Этот период без високосных лет был установлен декретом императора Августа, чтобы исправить влияние избытка високосных лет в предыдущий период. Благодаря этому он был увековечен в календаре, так как восьмой месяц был назван его именем.

Любопытный факт: хотя метод счета лет от (официального) года рождения Христа не применялся до VI века, благодаря удачному совпадению юлианские високосные годы совпали с годами после рождества Христова, кратным четырем.

История

Юлианский календарь был введён в Римской республике Юлием Цезарем, от которого и получил своё наименование, в 45 г. до н.э..

Повсеместно использовался в землях воспринявших римскую традицию до 1582 года, когда вначале римо-католические, а позднее и прочие земли начали переходить на григорианский календарь.

Одними из последних от юлианского календаря на государственном уровне отказались Греция (в 1924) и Турция (в 1926) (подробнее о времени и методе перехода разных стран см. ст. григорианский календарь).

Православная Церковь восприняла господствующий в Римском государстве юлианский календарь, который оставаля повсеместным в церковном обиходе до 1923 года. В то время Константинопольский Конгресс представителей ряда поместных Православных Церквей, созванный Константинопольским патриархом Мелетием IV, среди других нововведений постановил «исправить» юлианский календарь путём временного принятия «новоюлианского календаря», совпадающего с григорианским до 2800 года.

Это решение не нашло всеобщего признания — сразу же после Конгресса от юлианского календаря отказались только три автокефальных Церкви: Константинопольская, Румынская и Элладская, которые перешли на новоюлианский календарь, тогда как неканонически выделившаяся автономная Финляндская Православная Церковь ввела у себя григорианский календарь. Таким образом с 1923 года возник т.н.

календарный вопрос — зыбкое сосуществование трёх календарей, которое тревожит церковную жизнь по начало XXI века. Массовая приверженность верующих к юлианскому календарю приводила к тому что переходы на «новый стиль» нередко сопровождалось масштабными протестами и оформлением раскольнических «старостильных» движений.

В итоге священноначалие нескольких поместных Церквей, после попытки ввести «новый стиль», принимало решение о восстановлении юлианского календаря; в других случаях позволялось сосуществование разных стилей в пределах одной поместной Церкви.

В современном церковном использовании

Ныне юлианский календарь используется:

Использованные материалы

[1]  Серафим (Соболев), архиеп., «Чем опасен переход на новый стиль», http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2103

[2]  http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-bocc.html

[3]  Цит. по постановлению Священного Синода Польской Православной Церкви от 18 марта 2014 года, официальный сайт Польской Православной Церкви, http://www.cerkiew.pl/index.php?id=wiad_kraj&tx_ttnews[point68c

[4]  Богданова Ольга, «Рождество в Америке», Татьянин день, 24 декабря 2010, http://www.taday.ru/text/809074.html

[5]  Так, на начало XXI века, вся Аляскинская епархия придерживалась юлианского календаря.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/78.html

Как большевики потеряли 13 дней при переходе на Григорианский календарь?

В первые две недели февраля 1918 года в Российской республике не случилось ни одного события. Да, 1918 год на 13 дней короче привычного календарного года. Земля, конечно, быстрее вращаться вокруг Солнца не стала, но первых февральских дней действительно нет в календаре.

Церковь календарный переворот проигнорировала. В результате западные и восточные христиане отмечают церковные праздники в разные дни. Зачем большевики отказались от привычного юлианского календаря?

В 1918 году была самая длинная ночь: с 31 января по 13 февраля. Страна перешла на григорианское летоисчисление. Большевики рассматривали и другой проект реформации. Предполагалось сокращать каждый год на 24 часа, тогда через 13 лет даты в России полностью совпали бы с григорианским календарём. Однако Владимир Ленин одобрил именно резкий переход. И 13 дней просто исчезли из 1918 года.

Новое летоисчисление ввели в РСФСР не просто так. Большевики преследовали практичные и вполне объяснимые цели.

Проблемы юлианского календаря

Григорианский календарь появился в XVI веке. В 1582 году папа римский Григорий издал предписание: всем католикам отказаться от астрономического календаря, введённого Юлием Цезарем. Дело в том, что юлианский год длится на 11 минут дольше солнечного, каждые 128 лет набегал один лишний день. В 1582 году верующие потеряли 10 дней: после 4 октября наступило 15 октября. Почему же тогда большевики потеряли 13 суток?

Календари отличаются количеством високосных годов. За 300 лет разница как раз составила 3 дня. К 2300 году разрыв увеличится до 15 дней. Сегодня григорианское летоисчисление называют Новым стилем, а юлианское, соответственно, Старым стилем.

Представьте ситуацию, когда на международных переговорах календарь одной стороны сильно отстаёт от календаря другой. Подписание международных документов в таких условиях невозможно, не может же на бумагах стоять двойная дата. Для того, чтобы избежать затруднительных ситуаций в будущем, большевики приняли время, которым пользовалась Европа. Григорианский календарь — западноевропейский. 24 января Ленин подписал Декрет.

Религиозно настроенные граждане были убеждены, что принятие григорианского календаря — чисто идеологическая инициатива. Тем самым большевики хотели оставить в прошлом «мракобесно-черносотенный» календарь. Главной целью Декрета была консолидация с Европой, однако на русской церкви переход сказался тяжело.

Календарная реформа: разные христианские праздники

Церковь не последовала за обществом. В РПЦ отвергли календарь папы Григория ещё в XVI веке. Из-за этого главные праздники у католиков и христиан не совпадают. Например, рождество в Европе и США приходится на 25 декабря, а православные празднуют его 7 января.

В 1923 году русский патриарх Мелетий предложил ввести новоюлианское летоисчисление — компромисс между несовместимыми, на первый взгляд, календарями. Однако протесты русских православных христиан вынудили руководство РПЦ отказаться от нового календаря.

Сегодня в христианских церквях летоисчисление ведётся тремя способами: по григорианскому или юлианскому календарю или же смешивая стили. Сочетают летоисчисление греки, которые отмечают «юлианскую» Пасху. РПЦ до сих пор сохраняет верность юлианскому календарю.

Источник: https://www.factroom.ru/rossiya/kak-bolsheviki-poteryali-13-dnej-pri-perekhode-na-grigorianskij-kalendar

Календарь астрономии

Определение 1

Календарем называется средство подсчета продолжительных временных интервалов, основанное на определённой периодичности небесных явлений: перемене дней и ночей, цикличности фаз Луны и смены сезонов в годовом цикле.

В каждой системе календаря имеется три базисных параметра фиксации времени: средняя продолжительность суток, лунный (иначе синодический) месяц и солнечный (иначе тропический) год.

Временные календарные интервалы

Основные временные интервалы календаря:

  1. Сутки.
  2. Неделя.
  3. Лунный (синодический) месяц.
  4. Солнечный (тропический) год.

Временной интервал, заключённый промеж двух одинаковых лунных фаз, произошедших последовательно, называется синодическим месяцем.

Временной интервал, заключённый промеж двух пересечений Солнцем точки весеннего равноденствия, произошедших последовательно, называется тропическим годом.

Так как точка весеннего равноденствия имеет довольно медленный ход в сторону Солнца, что объясняется прецессией (изменением пространственного направления импульса тела), положение Солнца по отношению к звездам (нахождение его в определённой точке небосвода) имеет временной интервал превышающий тропический год на двадцать минут двадцать четыре секунды. Этот, несколько больший, временной промежуток носит название звездного года и включает в себя 365,2564 солнечных суток средней продолжительности.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

В лунном месяце и солнечном году нет цельного количества суток. Средняя длительность лунного месяца составляет 29,530589 суток, а длительность солнечного года оценивается в 365,242190 суток. Получается несоразмерность этих трёх временных параметров. Возникает невозможность подбора цельных чисел солнечных лет, у которых было бы цельное количество лунных месяцев и цельное количество средних суток.

Желание привести в соответствие суточный, месячный и годовой циклы вызвало то, что в различные времена у разных наций появилось большое количество различных календарных систем, в каковых можно выделить три основных группы:

  • Лунные.
  • Лунно-солнечные.
  • Солнечные.

Лунный и солнечный календари

Лунный календарь разделяет год на 12 месяцев, которые включают в себя либо тридцать, либо двадцать девять суток. Количество суток у лунного календаря триста пятьдесят четыре либо триста пятьдесят пять, меньше чем в солнечном году где-то на десять суток.

Лунный календарь имеет массовое хождение в странах Ислама. В связи с тем, что в лунном году меньшее количество дней, чем в солнечном, мусульмане не имеют определённого начала года, приходящегося на фиксированную дату.

Начало года регулярно смещается и может выпасть на любой сезон.

Рисунок 1. Лунный календарь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Самым сложным является лунно-солнечный календарь. В нем общее число синодических месяцев в среднем совпадает с длительностью солнечного года. Основой данного календаря является пропорция: девятнадцати солнечным годам соответствуют двести тридцать пять лунных месяцев (погрешность примерно два часа).

В году содержится двенадцать месяцев, началом которых служит новолуние. Еврейский календарь до сих пор сохранил таковую систему. В нём год имеет двенадцать либо тринадцать месяцев. Причем определённые месяцы регулярно изменяют свою длительность.

Началом года постоянно является осень, но конкретная дата его, по григорианскому календарю, регулярно меняется.

Изначально римляне вели счёт времени в лунных годах. Начало года приходилось на первое марта. В нынешних календарях сохранились римские наименования месяцев. В более поздний период римляне перенесли начало года на первое января, (день вступления консулов в должность).

Рисунок 2. Лунно-солнечный календарь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Солнечный календарь был составлен древними египтянами ориентировочно в четвёртом тысячелетии до н. э. Продолжительность года в этом календаре равнялась двенадцати месяцам, состоящим из тридцати дней каждый, а на окончание года приходились пять дней праздника.

Рисунок 3. Древний солнечный календарь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Юлианский и грегорианский календари

Основой теперешних календарей служит солнечный календарь римлян, являющийся плодом преобразований произведённых Юлием Цезарем, что дало повод дать ему наименование юлианский календарь. Датой рождения юлианского календаря можно считать первое января сорок пятого года до н. э. Данный календарь предполагал длительность года в 365,25 суток, именно такая величина соответствовала тогда продолжительности солнечного года.

Так как количество годовых суток было дробным, в трёх годах положили по триста шестьдесят пять дней, а для четвертого (високосного) триста шестьдесят шесть. В году было двенадцать месяцев, в нечетных по тридцать одному дню, в четных по тридцать дней. А февраль «обидели», оставив ему в обычном году двадцать восемь дней, а в високосном двадцать девять.

Исходя из того, что у юлианского года длительность на одиннадцать минут пятнадцать секунд больше чем у солнечного года, каждые сто двадцать лет происходило накопление погрешности равной суткам. Постепенно опоздание календаря увеличивалось.

Ошибку поправили в 1582 году, тогда римским папой Григорием XIII была создана особая комиссия для исправления календаря, которая убрала десять лишних суток. В честь понтифика новый календарь назвали григорианским календарём (также существует определение — календарь нового стиля).

Юлианский же календарь, в настоящее время известен как старый стиль.

У григорианского календаря високосными годами считаются все четвертые, исключение сделано для лет, имеющих целое количество веков. В тоже время, если сотни лет можно поделить на четыре без дробной части, високосным год не является, например двух тысячный.

Замечание 2

Россия приняла григорианский календарь тридцать первого января 1918 года.

У григорианского года разность с солнечным годом равна двадцати семи секундам. Получается, что ошибка в одни сутки образуется в течение 3226 лет.

Но и у григорианского календаря имеются свои недочёты, так он имеет:

  • разное количество дней в месяцах,
  • кварталы различной продолжительности,
  • дни недели не согласованы с числами месяца.

Существуют наработки обновлённых (общемировых) календарей, с равномерным делением года. Но имеющиеся политико-экономические и религиозные разногласия между государствами не дают возможности реформирования календаря.

Помимо счисления месяцев, составляющих годы, должны считаться и сами годы. Это достигается с помощью такого понятия как эра. Эрой принято называть начальную точку исчисления лет. Впрочем, эра — определение историческое и к астрономии отношения не имеет.

Источник: https://spravochnick.ru/astronomiya/kalendar_astronomii/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
Когда и кем было крещение Руси

Закрыть