Какая вера у армян и грузин

Армянская церковь. В чем разница между православием и армянским христианством?

Какая вера у армян и грузин

Армянская церковь — одна из древнейших христианских общин. В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного единства, но это не мешает существованию добрососедских отношений.

На прошедшей 12 марта встрече с послом Республики Армения в России О.Е.

Есаяном, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Наши отношения уходят вглубь веков Близость наших духовных идеалов, единая нравственная и духовная система ценностей, в которой живут наши народы, являются фундаментальной составляющей наших отношений».

Читатели нашего портала часто задают вопрос: «В чем различие между православием и армянским христианством»?

Протоиерей Олег Давыденков, доктор богословия, заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и восточных Церквей Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета отвечает на вопросы портала «Православие и мир» о дохалкидонских церквях, одной из которых и является Армянская церковь.

В чем различие между православием и армянским христианством

— Отец Олег, прежде чем говорить об армянском направлении монофизитства, расскажите о том, что такое монофизитство и как оно возникло?

— Монофизитство — это христологическое учение, сущность которого состоит в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Православная Церковь. Исторически оно появилось как крайняя реакция на ересь несторианства и имело не только догматические, но и политические причины.

Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы – божественную и человеческую. Несторианство учит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. Монофизиты же впали в противоположную крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу.

С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и монофизитскими церквами заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.

Армянская Церковь. Монофизиты

Название  «монофизиты» было дано православными христианами противникам Халкидона  (сами себя они называют православными). Систематически монофизитская христологическая доктрина сформировалась в VI в., благодаря прежде всего трудам Севира Антиохийского(+ 538 г.).

Современные нехалкидониты стараются модифицировать свое учение, утверждают, что их отцов обвиняют в монофизитстве несправедливо, поскольку те анафематствовали Евтиха1, но это изменение стилистики, не затрагивающее сути монофизитского вероучения. Работы их современных  богословов свидетельствуют о том, что принципиальных изменений их доктрины не происходит, существенных различий между монофизитской христологией VI в. и современной нет. Еще в VI в.

появляется учение о «единой сложной природе Христа», составившейся из божества и человечества и обладающей свойствами обоих естеств. Однако этим не предполагается признание во Христе двух совершенных природ – природы божественной и природы человеческой. Кроме того, монофизитство почти всегда сопровождается монофилитской и моноэнергистской позицией, т.е.

учением о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один источник активности, которым является божество, а человечество оказывается его пассивным орудием.

— Отличается ли армянское направление монофизитства от других его видов?

— Да, отличается. В настоящее время существует шесть нехалкидонских церквей (или семь, если Армянский Эчмиадзинский и Киликийский католикосаты рассматривать, как две, де-факто автокефальных церкви). Древние Восточные церкви можно разделить на три группы:

1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие Севира Антиохийского.

2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты).

3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская церкви).

Армянская церковь в прошлом отличалась от остальных нехалкидонских церквей, даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в VI в. на одном из Двинских соборов как недостаточно последовательный монофизит.

На богословие Армянской церкви значительное влияние оказывал афтартодокетизм (учение о нетленности тела Иисуса Христа с момента Воплощения).

Появление этого радикального монофизитского учения связано с именем Юлиана Галикарнасского, одного из основных оппонентов Севира внутри монофизитского лагеря.

В настоящее время все монофизиты, как показывает богословский диалог, выступают с более-менее одинаковых догматических позиций: это христология, близкая к христологии Севира.

Говоря  об армянах, следует отметить, что сознание современной Армянской церкви характеризуется выраженным адогматизмом.

Если другие нехалкидониты церкви проявляют немалый интерес к своему богословскому наследию и открыты для христологической дискуссии, то армяне, напротив, мало интересуются собственной христологической традицией.

В настоящее время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из Армяно-Григорианской церкви в Православие, причем, как в самой Армении, так и в России.

Армянская Церковь. Диалог

Ведется ли сейчас богословский диалог с Дохалкидонскими церквами?

— Ведется с переменным успехом. Итогом такого диалога между Православными христианами и Древневосточными (Дохалкидонскими) церквами стали так называемые Шамбезийские соглашения. Одним из основных документов является Шамбезийское соглашение от 1993 года, которое содержит согласованный текст христологического учения, а также содержит механизм восстановления общения между «двумя семьями» Церквей через ратификацию соглашений синодами этих Церквей.

Христологическое учение этих соглашений имеет целью найти компромисс между Православными и Древневосточными церквами на основе богословской позиции, которую можно было бы охарактеризовать как «умеренное монофизитство».

В них содержатся двусмысленные богословские формулы, которые допускают монофизитское толкование.

Поэтому реакция в православном мире на них не однозначна: четыре Православные Церкви их приняли, некоторые приняли с оговорками, а некоторые принципиально против этих соглашений.

Русская Православная Церковь также признала, что эти соглашения недостаточны для восстановления евхаристического общения, поскольку в них содержатся неясности в христологическом учении. Требуется продолжение работы по устранению неясных толкований.

Например, учение Соглашений о волях и действиях во Христе можно понять и дифизитски (православно) и монофизитски. Все зависит от того, как читающий понимает соотношение воли и ипостаси. Рассматривается ли воля, как принадлежность природы, как в православном богословии, или она усвояется ипостаси, что характерно монофизитству.

Второе Согласованное заявление от 1990 года, которое лежит в основе Шамбезийских соглашений 1993 года, не дает ответа на этот вопрос.

С армянами же сегодня вряд ли вообще возможен догматический диалог, по причине отсутствия с их стороны интереса к проблемам догматического характера. После того, как в середине 90-х гг. стало понятно, что диалог с нехалкидонитами зашел в тупик, Русская Православная Церковь начала двухсторонние диалоги – не со всеми нехалкидонскими Церквями вместе, а с каждой в отдельности.

В результате определилось три направления для двусторонних диалогов: 1) с сиро-яковитами, коптами и армянским Киликийским католикосатом, согласившимися вести диалог только в таком составе; 2) Эчмиадзинским католикосатом и 3) с Эфиопской церковью (это направление не получило развития). Диалог с Эчмиадзинским католикосатом не затрагивал вопросов догматических.

Армянская сторона готова обсуждать вопросы социального служения, пастырской практики, различные проблемы общественной и церковной жизни, но к обсуждению догматических вопросов интереса не обнаруживает.

— Как монофизиты сегодня принимаются в Православную Церковь?

— Через покаяние. Священнослужители принимаются в сущем сане. Это древняя практика, так принимали нехалкидонитов и в эпоху Вселенских Соборов.

С протоиереем Олегом Давыденковым беседовал Александр Филиппов.

Источник: https://www.pravmir.ru/v-chem-raznica-mezhdu-pravoslaviem-i-armyanskim-xristianstvom/

Как Грузия меняла «хозяев»

Какая вера у армян и грузин

В России широко распространена точка зрения, что наша страна «спасла» Грузию от Османской империи и Персии, которые много веков делили грузинские княжества.

И именно на этой точке зрения основывается и обида на поведение грузинского руководства – мол, как это так, мы их спасли, а они оказались такими неблагодарными и теперь превратили Грузию в одного из злейших противников России на постсоветском пространстве. На самом же деле в самой Грузии смена Османской империи и Персии на Россию воспринималась лишь как «смена хозяев».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где было подписано отречение Николая Второго

И каждому из «хозяев» в свое время Грузия обещала служить и даже служила верой и правдой, а затем «хозяин» менялся и предыдущую страну-сюзерена начинали всячески охаивать, одновременно превознося нового «хозяина».

Грузия под властью османов и персов

Территория современной Грузии, разделенная между многочисленными царствами и княжествами, в Средние века была объектом экспансии двух крупнейших держав Передней Азии – Османской империи и Персии. Османы контролировали западные территории Грузии, близкие к черноморскому побережью, а персы – восточные, граничащие с Азербайджаном. При этом и османы, и персы не вмешивались особо во внутренние дела подчиненных территорий.

Османская империя сохранила грузинские княжества, ограничившись сбором дани, а Персия превратила грузинские территории в провинции, обладавшие равным статусом с собственно персидскими провинциями.Кстати, именно в Персии грузинская аристократия чувствовала себя наиболее комфортно. При шахском дворе находилось множество грузинских князей, принявших ислам и служивших своему господину – персидскому шаху.

Грузинские войска участвовали в многочисленных военных походах, организуемых Персией. В Османской империи к грузинам также относились лояльно, многие представители грузинской знати, приняв ислам, органично вписались в османскую иерархию, став военачальниками и придворными сановниками. Наконец, в Египте правили мамлюкские династии грузинского происхождения.

Кстати, исламизация грузинских территорий шла гораздо более стремительными темпами именно в Османской империи.

И если сравнивать исламизацию грузинского и армянского населения, то грузины, безусловно, исламизировались активнее – были полностью исламизированы лазы, проживающие на северо-востоке современной Турции, в значительной степени исламизировались аджарцы, в Месхетии и Джавахетии исламизированные грузины стали основным компонентом при формировании месхетинских турок или «ахыска», как их называют в самой Турции.

Грузинская знать, подражая туркам и персам, принимала ислам или, по крайней мере, называлась новыми именами и титулами, напоминающими турецкие и персидские. Так продолжалось до XVIII века, когда и Османская империя, и Персия стали слабеть, что не могли не заметить прозорливые грузинские властители, находившиеся в вассальной зависимости от этих мусульманских держав.

Как пишет Андрей Епифанцев, ослабление Османской и Персидской держав стало главной причиной «разочарования» грузинской знати в прежних «хозяевах». И если раньше никаких претензий ни к султану, ни к шаху не возникало, то теперь они вдруг превратились в угнетателей грузинского народа. И грузинские цари и князья, ощущая, что остаются «бесхозными», обратили взор в сторону набиравшей силу России. Тем более, что Западная Европа, погрязшая в постоянных войнах, в то время никакого интереса к Закавказью не проявляла – это был «глубокий» Восток, вотчина турок и персов.

Как Грузия в Россию просилась

Инициатива грузинско-российских отношений принадлежала именно грузинским царям и князьям, которые начали отправлять в Россию посольства – одно за другим. Чтобы привлечь к себе внимание русских государей, которые в то время в принципе и не интересовались Закавказьем, грузинские цари и князья вспомнили о православии.

Раньше православие ничуть не мешало им служить турецким султанам и персидским шахам, но теперь в Россию потянулись посольства, описывавшие ужасы угнетения православных грузин иноверцами – турками и персами. В 80-е годы XVIII века царем Картли и Кахетии был Ираклий II (на изображении).

Он считался вассалом персидского шаха, поэтому когда в 1783 году князь Григорий Потемкин и князья Иван Багратион и Гарсеван Чавчавадзе в Георгиевске подписали договор о вассалитете Картли-Кахетии перед Россией, в Персии этот поступок Ираклия восприняли с очень большим негативом. Тем более, что к Ираклию при шахском дворе относились очень хорошо – он воспитывался в Персии, был дружен с Надир-шахом, выполнял всевозможные поручения шаха во главе грузинского войска.

Фактически то, что совершил Ираклий II по отношению к Персии, называлось и называется предательством. Однако нечистоплотность Ираклия проявилась не только в отношении Персии. Уже в 1786 году, спустя три года после заключения Георгиевского договора, Ираклий подписывает договор о ненападении с Османской империей.

Что это означало? Ко времени подписания договора с османами Ираклий уже три года формально находился на положении вассала российской императрицы Екатерины II и не обладал правом ведения самостоятельной внешней политики. Но картлийский царь не только нарушил это условие, но и пошел на сепаратный договор с Османской империей, которая была главным врагом России на южном направлении и постоянно с Россией воевала.

Естественно, что Санкт-Петербург отреагировал на поступок Ираклия очень жестко – отношения с ним были прерваны, а из Грузии были выведены российские войска, которые вводились туда для защиты страны. Тем временем в Персии пришел к власти Ага-Мухамед-хан Каджар (на изображении), который, воспользовавшись проблемами в отношениях между Россией и Грузией, в 1795 году предпринял грандиозный поход в Картли-Кахетию. Крцанисская битва грузинским войском была полностью проиграна, что и не удивительно – Ираклий смог выставить лишь 5 тысяч воинов против 35-тысячной армии персов. Двадцать тысяч жителей Грузии были уведены персами в рабство.

Ираклий, чудом спасшийся во время битвы, отошел от государственных дел. После его ухода Россия направила в Восточную Грузию свои войска и персы были вынуждены отступить. В 1796 году 30-тысячная русская армия вытеснила персидское войско за пределы Грузии. Новый царь Георгий ХII обратился с просьбой о принятии Картли и Кахетии в состав Российской империи. Его примеру последовали и другие княжества, располагавшиеся на территории современной Грузии.

Грузия в составе России

Хотя сейчас пребывание Грузии в составе России и Советского Союза в Тбилиси принято называть исключительно оккупацией, в действительности это было совсем не так. Поэтому мы и говорим о Грузии в составе России, а не под властью России. Начнем с того, что грузинская аристократия была полностью уравнена в правах с русским дворянством.

Это привело к резкому росту числа грузин на российской военной и государственной службе, при том, что сам удельный вес грузин в составе населения Российской империи был мизерным. Стоит отметить, что отношение к грузинской аристократии всегда было даже более лояльным, чем к собственной, русской аристократии. Грузинским дворянам прощалось очень многое, их старательно обхаживали, выдвигали на важные посты, присваивали высокие воинские чины.

Собственно, такая же политика наблюдалась и в Советском Союзе, где национальные республики имели несравненно большие привилегии. Кроме того, имела место и своеобразная идеализация Грузии и грузин в русской культуре. Эта линия, кстати, также была унаследована и в советское время – сформировалась мода на грузинскую культуру – от живописи до кухни, от литературы до одежды.

Многие русские дворяне, подражая грузинам, да и кавказцам вообще, носили одежду кавказского типа, поэты восхищались красотой грузинских женщин и нравами грузинских мужчин. Так что «новый хозяин» оказался для Грузии еще более выгодным вариантом, чем Османская империя и Персия. Тем более, что отсутствие религиозных различий позволяло грузинам не менять веру, находясь на государевой службе.

Огромен список грузин, добившихся всероссийской славы, высочайших государственных постов, реализовавшихся именно в России как художники и музыканты, режиссеры и актеры, ученые и политические деятели. Собственно, Россия сыграла и роль моста, благодаря которому мир получал информацию о Грузии, о грузинской культуре.

Много кто знаком с культурой лазов, чвенебури или ферейданцев – этнических групп грузин, проживающих в Турции (лазы и чвенебури) и в Иране (ферейданцы)? Такая же участь ждала бы и грузин, останься они в составе восточных империй – об их культуре имели бы представление лишь профессиональные этнографы и историки, специализирующиеся на Передней Азии.

Новая «смена хозяев»

В составе Советского Союза, как уже говорилось, Грузия имела очень привилегированное положение. Это проявлялось и в экономике – республика считалась одной из богатейших в СССР, и в политике – Тбилиси пользовалось правами и «поблажками», каких не было, пожалуй, ни у одной другой союзной республики.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что за бог Осирис

Никто не обижал грузин, не оттеснял их от власти – например, Эдуард Шеварднадзе занял пост министра иностранных дел СССР при том, что говорил по-русски с сильнейшим акцентом, существенно затруднявшим понимание его речей.О том, насколько советская власть покровительствовала грузинам, свидетельствует биография некоего Шалвы Маглакелидзе. Этот бывший деятель Грузинской республики 1918-1920 гг.

, после вхождения Грузии в состав СССР эмигрировал, а во время Второй мировой войны стал одним из основателей и командиров Грузинского легиона, получил звание генерал-майора вермахта. После войны Шалва Маглакелидзе был военным советником президента ФРГ.

В 1954 году его похитили в Мюнхене агенты КГБ и вывезли его в СССР.

Там «пламенный борец с большевиками и русской оккупацией» сразу же «раскаялся», с присущим ему «героизмом» обвинил всех коллег по грузинской эмиграции в работе на американскую и британскую разведки, после чего его отпустили и Маглакелидзе еще двадцать два года спокойно жил в Грузии, работал юристом, а умер уже в пожилом возрасте, в 1976 году.

Вот такая потрясающая история! Представим, что генерала Власова или атамана Шкуро немного «пожурили», после чего разрешили доживать свои дни в Воронеже или Рязани, и даже работать, скажем, преподавателями в военных училищах или на военных кафедрах. Можно такое представить?

Тем не менее, когда Советский Союз в конце 1980-х годов явно стал слабеть, в Грузии тут же задумались о «независимости». В результате, эту независимость получив, страна тут же оказалась в состоянии полного политического и экономического хаоса. В результате кровопролитных вооруженных конфликтов от Грузии отпали Абхазия и Южная Осетия.

Население стремительно нищало, началась массовая эмиграция грузин в ту самую ненавистную Россию, от которой только что добивались независимости. «Новые хозяева» в лице США и НАТО оказались заинтересованными лишь в противопоставлении Грузии России и использовании ее территории в военных целях, не более того.

Но прозападные силы в Тбилиси до сих пор не понимают, что Западу Грузия не нужна и не интересна, любая поддержка этой страны осуществляется лишь в контексте ее противопоставления России.

И сейчас в Грузии постепенно наступает разочарование в «новых хозяевах», которые в реальности не дают стране почти ничего.

Много американских или британских туристов ездит в Грузию? Пользуются ли грузинские вина спросом во Франции или Италии? Есть ли у грузинских певцов и режиссеров столь же многочисленная аудитория в Великобритании? Ответ на эти вопросы можно даже не называть.

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://topwar.ru/159949-kak-gruzija-menjala-hozjaev.html

Армяне vs грузины: безразличие против объединения народа

Какая вера у армян и грузин

Армяне и грузины как соседние древние христианские народы имеют много общего, но со временем различия становятся все более заметны. Больше всего разница видна в вопросе зрелости гражданского общества.

 
Армения, которая не поддерживает контакты с двумя из четырех своих соседей (Турцией и Азербайджаном) и имеет партнерские отношения лишь с мусульманским Ираном, завидует своему единственному христианскому соседу – Грузии. Завидует, потому что Грузия имеет выход к морю и каждое лето тысячи армян едут в Батуми и Кобулети на отдых. Армяне спорят с грузинами о многом, какая из наций старше, у кого первого появился собственный алфавит.

Существует много анекдотов о том, у кого выше горы, какой из городов старше – Ереван или Тбилиси. Вот один из них: «В Армении нашли доказательства того, что Ереван был основан в 782 г. до н.э. Грузины услышали об этом и решили, что так дело не пойдет.

Купили алюминиевое ведро, написали на нем 882 г. до н.э. и закопали. Затем по телевидению объявили: СЕНСАЦИЯ – грузинские археологи нашли ведро с датой основания Тбилиси. Международные эксперты прибыли в Тбилиси для независимого подтверждения находки.

Повернули ведро и увидели надпись на дне: «Ереванский алюминиевый завод».

Отношение армян к Грузии показывает также известная с советских времен шутка из цикла об армянском радио:
Армянскому радио задают вопрос: — Какой город самый красивый на земле? — Конечно, Ереван! — И какого размера должна быть атомная бомба, чтобы его разрушить?

— Тбилиси тоже красивый город!

Армяне и грузины как старейшие христианские народы имеют между собой много общего, например, гостеприимство и традиции. Однако, они все больше начинают отличаться. Грузия поддерживает союз с США, Армения осталась в сфере влияния России. Но это ли является причиной отличий в поведении грузин и армян, которые находятся в похожей ситуации? Может ли быть, что западные ценности привели к тому, что грузинское общество развивается, а армянское остается неизменным?

Примеров можно перечислить множество. В 2008 году в Тбилиси правительство применило против оппозиции водометы, демонстранты защищались зонтиками, вернулись на следующий день и продолжали митинг дальше. В Ереване в 2004 году манифестанты убежали, и на этом акция оппозиции завершилась.  Но это мелочи по сравнению с бездействием и отсутствием общественной реакции армян в важнейших ситуациях.

Грузины на защите своих сыновей

 
В крупнейших городах Грузии несколько дней проходили акции протеста против пыток заключенных. Жители Грузии вышли на улицы после просмотра на телевидении репортажа о том, как охранники Глданской тюрьмы в Тбилиси издевались над заключенными. Протесты привели к тому, что некоторые сотрудники тюрьмы были арестованы.

В связи с этим в отставку ушла министр по исполнению наказаний Хатуна Калмахелидзе. 20 сентября в отставку подал также министр внутренних дел Грузии Бачо Ахалая. «Я чувствую моральную и политическую ответственность за то, что мы не смогли пресечь эту страшную практику.

Поэтому я подал президенту прошение об отставке», – написал Ахалая на веб-сайте министерства.

И это, я считаю, поведение настоящего общества, чиновников с честью.

Дождется ли Армения отставки министра обороны?

Источник: https://www.eastbook.eu/ru/2012/09/27/armjane-vs-gruziny-bezrazlichie-protiv-obedinenija-naroda/

Как жить в армянской семье

Все знают, что такое традиционная армянская семья: отец – глава семьи, жена – верный помощник, а дети – кроткие и послушные ангелы. Но современные семьи отличаются от традиционных. Чем? PEOPLETALK разобрался.

Армянская семья – это государство в государстве. На территории квартиры, в которой живут армяне, царят свои законы, а вертикаль власти на 50 квадратных метрах не зависит от правящей партии и действующего президента страны. В такой семье есть свой царь и бог – армянский отец.

По негласным законам гор мнение и желание главы семьи – закон и обсуждению не подлежит.

Захотелось ему в три часа ночи горячих хачапури по-аджарски – вставай к плите и не пререкайся, грязная рубашка – в стирку немедленно, поехать на выходные к дальним родственникам – уже собираем вещи! Все так, но есть один момент: в армянских семьях царит так называемый «скрытый матриархат» − ничего не произойдет без согласия и одобрения жены. Но гордые мужчины никогда не признают это вслух.

Женщина в такой семье – помощник, опора и друг. Если у мужчины проблемы на работе, жена не выпытывает подробности, а терпеливо ждет, если муж сам захочет об этом рассказать. Именно «если», а не «когда» − для кавказского мужчины рассказать своей женщине о проблемах все равно что расписаться в своей несостоятельности. Так что ждать подробностей можно очень долго, и не факт, что дождешься.

Кстати, в последнее время стало «модным» любить кавказцев. По улицам Москвы в поисках состоятельных армян, грузин и других представителей «народов гор» ходят толпы пергидрольных блондинок в мини-юбках с мечтами о семье и безделье. Но такие союзы или не случаются совсем, или длятся пару недель: женщина для армянина должна быть не только понимающей подругой, но и хорошей хозяйкой. Готовка, стирка, уборка – от этого не убежишь.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как зовут патриарха всея Руси

Прогрессивные армяне считают, что женщина может работать, только если она находит в этом отдушину. А зарабатыванием денег должен заниматься исключительно мужчина. Удел женщины – следить за домашним очагом и заниматься воспитанием детей.

Дети, кстати, отдельная история. Девочек, своих «принцесс», «красавиц» и «куколок», армянские отцы обожают до дрожи в коленях и сделают для них все. А вот мальчикам придется не так уж сладко. Обязанность отца – вырастить настоящего мужика, защитника, а постоянной опекой этого не добиться. Так что стандартное детство парня-армянина: угол, наказания, физический труд, учеба и длинные монологи из серии «я для чего тебя растил?»

Но зато в подростковом возрасте девочки и мальчики меняются ролями. Парень влюбился – «Красавчик! Что за девочка? Держи деньги, своди ее на свидание, в кино, кафе. Да еще бери, не стесняйся. Удачи». У девочки появился ухажер? Пиши пропало.

«Кто это? А кто его родители? А как он учится? Нам неучи не нужны. А вообще, тебе не рано еще? Ты об учебе думать должна. Так, домой в семь вечера, и ни минутой позже».

И только подумай опоздать – карманных денег ты больше не получишь, а ухажера своего не увидишь.

Очевидно, что ни о каком сексе до свадьбы говорить не приходится. Так уж заведено: неважно, 18 тебе, 25, 38 или 56 – до свадьбы ты просто обязана хранить невинность. Иначе добро пожаловать в «проститутки» и «кто тебя теперь замуж такую возьмет».

Повезло встретить свою любовь и выйти замуж? Рано радуешься, армянская дочь. Будь готова с пониманием отнестись к тому, что твой благоверный уйдет налево, направо и вообще в разнос. И здесь объяснение вполне себе логичное – он же мужик, ему положено.

Но при этом мужчина все равно будет сердцем и душой верен своей жене до конца жизни и порвет за нее любого.

Жить в армянской семье в Москве намного проще, чем в том же Ереване, – достаточно либеральные взгляды молодежи и ритм жизни сказываются на твоем маленьком 50-метровом двухкомнатном государстве. В каждой семье, конечно, остаются свои обязательные правила, которые не обсуждаются и не нарушаются.

Но уйти на вечеринку и вернуться под утро уже не так смертельно, а если не говорить о своих поклонниках, так вообще можно жить спокойно. Самое главное, что армянские семьи – самые крепкие (и это не я, это статистика) и дружные (а это уже я).

«Армянская семья – это больше чем семья», − сказал как-то Леонид Рошаль, имея в виду взаимную преданность, любовь и уважение. И он абсолютно прав.

Саркис Балоян (57), глава армянской семьи

В традиционной армянской семье отец – самый главный, и все должны слушать его. Следующая по старшинству, конечно, мама. Но в семьях, где есть бабушки и дедушки, самые главные они.

Раньше в армянских семьях было принято рано жениться и выходить замуж, в 18−20 лет. Сейчас ситуация другая, приближенная к европейским нормам.

Но традиционный обряд сватовства все равно остался: семья жениха должна прийти в дом к невесте, принести подарки и официально попросить ее руки. Потом обручение, то есть обмен кольцами, а затем свадьба.

Людмила Заварзаева (57), жена главы армянской семьи

Для любой армянской свекрови главный в семье сначала муж, а потом сыновья. А армянские мамы всегда трясутся над своими сыновьями. Когда я приехала с мужем знакомиться с его семьей, его отец принял меня сразу, а вот мама долго приглядывалась. Когда она приезжает к нам в гости из Армении, она не старается помогать с домашними делами и действовать из принципа женской солидарности, но все равно видно, что она до сих пор считает своего сына самым лучшим на свете.

Анна Балоян (24), дочь главы армянской семьи

Я горжусь тем, что родилась в армянской семье. И несмотря на то что моя мама русская, а папа – армянин, я называю себя армянкой. Мою семью никак нельзя назвать традиционной – папа уже примерно 30 лет живет в Москве, я родилась здесь. Поэтому, как бы отцу ни хотелось иного, я – европейский человек. На этой почве часто возникают скандалы из серии «в 11 быть дома», а возвращаешься ты в три часа ночи.

Раньше с этим было сложно: я не понимала, почему должна беспрекословно подчиняться старшим, если у меня есть свое мнение (неправильное, по словам папы) по любому вопросу, а папа никак не мог понять, как я в принципе смею ему перечить. В последнее время он смирился (со словами «подрастешь, поймешь», конечно) с моим «бунтарством» и перестал требовать от меня невозможного. А я стараюсь устраивать ночные загулы не чаще раза в две недели.

Пока живем в дружбе и согласии.

Анна Нубарян (27), санкт-петербуржская армянка

Моя мама русская, а папа – армянин. До восьми лет мы жили в Пятигорске, а потом переехали в Санкт-Петербург. Возможно, это повлияло на нашу семью. Если в Пятигорске, в котором еще сохранились отголоски традиционности, мы ощущали себя практически как в Ереване (беспрекословно слушались отца и старались не высказывать свое мнение), то европейский Питер сделал нас свободнее. Поэтому можно сказать, что я выросла в современной армянской семье.

Папа сначала постоянно злился и бухтел, что его авторитет падает, а потом смирился. Так что уже с 16 лет я спокойно гуляла с парнями, приходила домой поздно и сама принимала решения по поводу своей жизни. Конечно, когда я закурила, папа был не очень рад, но сделать уже ничего не мог. Я считаю, что обрусевшие армянские семьи – самые классные семьи в мире.

Они живут по европейским порядкам со свободными нравами, но при этом до сих пор хранят фундамент – глубокое и искреннее уважение к старшим и взаимовыручку.

Роберт Карапетян (19), московский армянин

Быть армянином в Москве очень интересно. Если русский встретит русского на улице – ничего особенного, а если армянин встретит армянина − «О, брат, привет, как жизнь?» Через пару минут выяснится, что у вас есть общие знакомые или даже родственники, не здесь, так в Ереване (или любом другом городе, где только армян нет). А расстанетесь вы лучшими друзьями.

Когда окунаешься в свободную московскую жизнь, сначала тебе все кажется идеальным – никакой чрезмерной родительское опеки, сам принимаешь решения. Но потом ты начинаешь скучать – не хватает как раз этой армянской «традиционности», когда ты не закрываешь двери дома, чтобы в любой момент могли зайти соседи, знаешь, что в любой момент тебя поддержат родные.

Так что на первых же каникулах я лечу домой!

Мадлен Антонян (22), ереванская армянка

Недавно я обручилась с возлюбленным. В разных семьях на такое событие реагируют по-разному. Но вообще, мы не отличаемся от русских и грузин. Есть, конечно, старомодные семьи, которые держатся гордо и не хотят устраивать из этого какое-то большое событие. А есть и такие, которые отмечают обручение почти так же, как свадьбу, разве что без платья и церкви.

А потом еще и настоящую свадьбу закатывают. Но лично я этого не понимаю: зачем два раза собирать родственников? Когда я встречалась с Ашотом, все спрашивали: «А когда вы обручитесь?» Доставали этим вопросом постоянно. Когда мы все-таки обручились, мама сказала: «Наконец-то. Давно пора».

Но легче не становится: начинается второй этап из разряда «А когда вы уже поженитесь?» Потом, естественно, третий: «Ты не беременна?»

Источник: https://peopletalk.ru/article/kak-zhit-v-armyanskoy-seme/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
Что такое седмицы

Закрыть