Какая религия обязательна в РФ

Религиозные СМИ в информационном поле России

Какая религия обязательна в РФ

Удачная, работающая реклама всегда появляется в нужное время и в нужном месте. Правильно выявить сектор читательской аудитории и использовать максимально полезный носитель для рекламной кампании — задача любого рекламиста, заботящегося об успехе кампании. СМИ с четко дифференцированной целевой аудиторией пользуются у рекламодателя особой популярностью.

Один из таких секторов СМИ мы и хотим вам представить. О нем немного известно, но популярность его неоспорима. Речь идет о СМИ религиозных. В дальнейшем мы хотели бы вам предложить более подробный обзор рекламы в этих изданиях. Это очень специфическая пресса, но чем уже целевая аудитория, тем большим может быть эффект от правильно построенной рекламной кампании.

Православие, ислам, буддизм оказали огромное влияние на духовную и культурную жизнь нашей страны. И в настоящее время важнейшей задачей традиционных российских конфессий является духовное воспитание общества. Ведущую роль в таком воспитании играют религиозные СМИ.

Православные СМИ

«Журнал Московской Патриархии» («ЖМП») Издательства Московской Патриархии общим тиражом 6 тыс. экз. рассказывает о епархиальной жизни, работе церковных учреждений. В 1998 г.

в качестве приложения к «ЖМП» начал выходить православный информационно-просветительский журнал «Прозрение», посвященный деятельности новых религиозных движений и их последователей.

Впервые в нашей стране, да и во всем мире выходит столь полный и глубокий православный журнал по сектантской проблематике. Готовится к выпуску и другое приложение к «ЖМП» — церковно-археологический журнал «Светильник».

При содействии храма Всех святых Патриаршего подворья два раза в месяц издается газета «Московский Церковный вестник» (тираж — 10 тыс. экз.), в публикациях которой оперативно отражаются актуальные проблемы церковной жизни. В 1998 г. вышли в свет 34-й сборник «Богословских трудов», детский альманах «Пчелка», 3 номера журнала «Русское возрождение».

В том же году Издательство Московской Патриархии выпустило свыше 60 названий книг. Кроме того, при спонсорской поддержке ряда фирм, оно завершило создание страницы Издательства в Интернет. В ближайшие планы развития сервера входит размещение на нем газеты «Московский церковный вестник».

Читателям хорошо известна газета «Православная Москва» (выходит три раза в месяц, месячный тираж — 300 тыс. экз.). Пользуются популярностью ежемесячные приложения «Православный паломник», «Лествица» и антисектантское «Миссионерское обозрение».

Одной из новых газет православной направленности можно считать и издаваемую в последние два года еженедельную газету «Воскресная школа».

На ее страницах публикуются материалы под рубриками: «Духовное здоровье», «Церковный праздник», «Святоотеческое учение», «Педагогическая мастерская» и другие.

Весомый вклад в дело духовного просвещения вносит православное общество «Радонеж», которое в декабре 1998 г. отметило свой 10-летний юбилей. Большой популярностью среди православных людей пользуются ежедневные радиопрограммы и еженедельная газета с одноименным названием «Радонеж». В январе 1999 г.

вышел первый номер новой газеты «Православный патриот» при поддержке воссозданного на исходе 1998 г. Союза Архангела Михаила.

Большинство церковно-общественных периодических изданий — «Русь Державная», «Московский Церковный вестник», «Русский вестник», «Радонеж», «Воскресная школа», «Православное книжное обозрение», «Православная семейная газета», «Лампада» и другие — выходят в свет в издательстве «Пресса».

Православная литература находит своих читателей среди пенсионеров, военных, заключенных, школьников, студентов. Молодежь проявляет неподдельный интерес к своим духовным истокам, ищет спасение и утешение в вере. Студенческая православная газета Московского государственного университета «Татьянин День» существует уже четыре года. Будучи светской газетой, она первая стала работать с этой аудиторией.

На фоне появления новых православных газет и журналов в столице заметны и провинциальные издания: «Православная газета» (Екатеринбург), «Исцелись Верой» (Краснодар), «Русь Святая» (Липецк), «Благодатные лучи» (Псков), «Благовест» (Рязань), «Православная Тверь» и многие другие. Используя свои скромные финансовые средства, РПЦ пытается говорить с гражданами России с телеэкрана.

При поддержке «Православного информационного телевизионного агентства» («ПИТА») еженедельно выходят православные передачи «Канон», «Слово пастыря» (ведущий — Митрополит Кирилл), программа Александра Крутова «Русский дом» (под тем же названием издается журнал «Русский Дом», тираж 45 тыс. экз.). Телепрограмму «Русский Дом» поддерживает ТРК «Московия».

Не оставляют равнодушными документальные фильмы об истории и сегодняшнем дне РПЦ, демонстрирующиеся по TV-6 и «Московии».

Мусульманская пресса

В настоящее время на территории России действуют более сорока самостоятельных Духовных управлений (муфтиятов). У каждого из них есть официальный печатный орган, свои передачи на местном телевидении, радио. Например, газета «Мусульманский вестник» является органом Духовного Управления мусульман (ДУМ) Поволжья, на Саратовском телерадиоцентре действует мусульманский канал «Аллаху Акбар».

Ежемесячная религиозно-просветительская газета «Рисалят» (»Послание») — орган ДУМ Башкортостана, а на республиканском телевидении еженедельно выходит в эфир духовно-образовательная передача «Ихлас». В целом, муфтиятами, различными мусульманскими общинами и объединениями издается около 40 наименований газет и журналов. В них отражается религиозно-общественная жизнь мусульманского общества России.

В 90-е годы после создания на базе Московской Соборной мечети Исламского центра, а затем Духовного управления мусульман Европейской части России — (ДУМЕР) Москва превратилась в крупный духовный центр ислама РФ. С 1994 г.

в столице издается ежемесячная газета «Ислам минбаре» («Трибуна ислама») — орган ДУМЕР (тираж — 6500 экз.

) Она выражает официальную позицию Совета муфтиев России и Президиума ДУМЕР по актуальным вопросам жизнедеятельности мусульманского общества, дает полную информацию о жизни российских мусульман и о проблемах богословского характера.

С конца 1998 г. при духовном попечительстве Совета муфтиев России и Московского муфтията выходит ежеквартальный духовно-просветительский журнал «Мусульмане», который за короткий срок приобрел характер общероссийского печатного издания, предлагающего большой спектр информации об исламе.

Значительный объем информации об исламе проходит через международную компьютерную сеть Интернет. Начиная с 1997 г. Духовное Управление мусульман России имеет в Интернете свою страницу, в которой можно найти познавательные материалы богословского и информативного характера.

Созданная в 1997 г. телерадиоиздательская компания «Исламский мир» — многопрофильное религиозно-просветительское учреждение. Она предлагает образовательные программы на аудио- и видеокассетах.

Два раза в месяц выходит духовно-просветительская газета «Исламский мир» (тираж — 1000 экз.). Ведутся переговоры с руководством РТР о предоставлении эфирного времени для телевещания на мусульманское население РФ.

При помощи телефонной связи можно услышать полезные и актуальные сведения религиозного характера в интерпретации имама — хатыба Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиля Аляутдинова.

В Москве, начиная с апреля 1998 г., благотворительным фондом «Зам-Зам» издается одноименная газета и ежемесячный бюллетень Исламского конгресса России «Альф-фикр» («Мысль»).

На территории РФ исламские печатные издания распространены в местах компактного проживания мусульман: газета «Иман» (Вологда); «Солнце ислама» (Пенза); «Кибла» (Новочеркасск); «Азан» (Самара).

Из печатных изданий мусульманских общин СНГ широкое распространение в России получила газета «Минарет» (издается с 1993 г. на Украине).

Арабоговорящая часть российских мусульман и духовенства страны имеет возможность регулярно знакомиться с публикациями современных специализированных изданий — журналы «Аль-Азхар» (издается с 1931 г. в Каире), «Аль-мустакбаль аль-ислами» (издается с 1992 г. в Эр-Рияде), «Манар аль-худа» (издается с 1992 г. в Бейруте).

Значительный объем информации об исламе и исламском мире распространяют Представительство Саудовской информационной фирмы «Дар-аль-Кимам», Представительство Государственного телерадиовещания Ирана, а также пресс-отдел Посольства Исламской Республики Иран, издающий бюллетень «Третий взгляд», корпункты крупных арабо-язычных газет «Аш-шарк аль-авсат», «Аль-хайат»

Буддийская пресса

Буддизм (в форме ламаизма) имеет последователей в нашей стране среди части бурят, тувинцев, калмыков. Ламаистское духовенство объединяет Центральное Духовное Управление буддистов России. Оно находится в Улан-Удэ, там же располагаются центры по изданию и распространению религиозной литературы, журнал «Откровение» (на русском и бурятском языках), рассказывающий о ламаизме.

В Санкт-Петербурге с июля 1992 г. под эгидой издательства «Нартанг» выходит журнал «Буддизм России» (объем около 100 стр., выходит два раза в год). В разделах «Мир российского буддизма», «Хроника текущих событий» предоставлено слово буддийским организациям. «Контакт» публикуются высказывания, письма, стихи и другие произведения читателей. Основная задача журнала — спасение буддийской культуры Тибета.

В основном, буддийские СМИ на территории РФ носят характер переводной литературы или поступают из Индии и Китая: «Tibetian Bulletin» (Индия) — официальный орган тибетской духовной администрации, находящейся в изгнании, и «Human rights» (издается там же) — ежемесячный вестник Тибетского Центра по правам человека и демократии. С июня 1993 г. в Москве работает Центр тибетской культуры и информации, выпускающий газету «Новости Тибета» (тираж — 1000 экз.). Газета информирует о религиозном положении в Тибете и за его пределами, публикует выступления Далай-ламы — тибетского духовного лидера, рассказывает о новостях культурной жизни, медицины.

Татьяна Иванова

PR от религии 

Реклама в религиозных СМИ. Православная и мусульманская пресса

Будучи причастными к Небу, не нужно стесняться открывать его живущим на земле

Православие и PR

Еще статьи по теме

Источник: http://www.advlab.ru/articles/article58.htm

How to: как создать свою церковь

Какая религия обязательна в РФ

Пастафарианцы поклоняются Летающему макаронному монстру, носят дуршлаги на голове. Подчас их деятельность выглядит как троллинг православной церкви: организация в сокращении зовется РПЦ, иконы напоминают те, что висят в российских храмах, в конце молитвы они говорят «Раминь», а главу церкви зовут Пастриарх.

Тем удивительнее, что в нынешних — мягко говоря, нетерпимых для противников старой доброй РПЦ — условиях пастафарианцы спокойно стали религией. Как оказалось, сделать это проще простого. Пришел с заявлением в местные органы власти, там тебе его зарегистрировали как входящее письмо — и ты в деле: молись и постись сколько хочешь.

А через 15 лет можно построить себе храм.

1. Придумайте религию

В России, согласно закону «О свободе совести и вероисповедания», можно поклоняться практически всему.

Главное — чтобы это не нарушало права других религий (то есть не стоит объявлять главной целью священный джихад против неверных) и в принципе не было уголовно наказуемым (то есть о жертвоприношениях и поджоге зданий придется забыть).

Кроме того, надо заранее продумать, что будет символом веры (грубо говоря, кому молиться) и какие заповеди вы будете соблюдать (естественно, все в рамках законодательства).

Амир Хусаинов, Домодедовский епископоп РПЦЕсли любая организация нарушает законы, то все это будет совершенно логичным основанием для отказа».

2. Найдите друга

Молиться в одиночку не только скучно, но и неверно с юридической точки зрения. Официально для регистрации религиозной группы требуется всего два человека. Так что берите друга и идите регистрировать религию вместе с ним. Правда, поговаривают, что для вящей убедительности количество заявителей должно быть хотя бы чуть больше десяти.

Николай Бородин, юристС религиозной группой все достаточно просто. Нужно уведомление о создании религиозной группы. Ее существование не требует какого-то особого разрешения. Вы можете существовать даже без уведомлений, но пастафарианцы заинтересованы в регистрации и в пропаганде своих ценностей. Там нужно указать, что вы желаете создать свою религиозную группу, вписать свои личные данные. Вас может быть хоть двое — по закону религиозной группой признается объединение граждан с целью распространения веры, количество не указано»

3. Идите в местную администрацию

В Москве пастафарианцы пошли в муниципалитет и там получили регистрацию. В Петербурге же регистрацией подобных организаций (даже в уведомительном порядке) занимаются местные администрации по согласованию с муниципалитетами. При этом, согласно закону, порядок регистрации религиозной группы уведомительный и принять заявление от гражданина РФ может любой местный орган власти.

А если речь идет об областном центре — идите прямиком в мэрию, заявление должны принять и там. Если речь идет о Петербурге или Москве — придется подавать заявления сразу в несколько муниципалитетов или районных администраций, чтобы нести свое (или божье) слово как можно большему количеству людей. Те же пастафарианцы зарегистрировались только в Москве.

Поэтому петербургская епархия РПЦ будет подавать документы отдельно — и сразу в трех местах.

Амир Хусаино, Домодедовский епископоп РПЦ: Мы собрались с единомышленниками, изучили закон «О свободе совести и вероисповедания», подготовили заявление и отнесли его в органы Местного самоуправления. По закону, это уведомление должны принять в секретариате и поставить штамп. Там мы указали, что организуем религиозную группу, прописали ее участников и организаторов. Кроме того, мы указали место для проведения обрядов. После того, как нам поставили штамп, мы официально стали религиозной группой. Таких групп по стране уже больше десяти — и будут еще, скорее всего. Религиозная группа — это только территориальное образование. А епархии нашей РПЦ формально, юридически существуют отдельно от нас. Но в законе не прописано, как наши религиозные группы могут взаимодействовать. Мы можем быть вместе только тогда, когда мы станем религиозной организацией, как, например, мусульмане или буддисты
Николай Бородин, юристМожно идти куда угодно, пока есть органы МСУ. Как только эти органы заканчиваются, то создать группу уже нельзя. На самом деле, эти границы между муниципалитетами довольно свободные. По-хорошему, ваша группа работать может только на территории муниципалитета. Но местностью и территорией по смыслу закона является вся РФ, так что группа может действовать на всей территории страны. Необходимо указать дату, для гарантий — адрес помещения, контактные данные. Затем — символ веры, заповеди и, разумеется, личные данные самих участников. Имя, паспортные данные там. Люди должны проживать на некой общей территории — вообще, по закону это вся Российская Федерация»
Александр Шуршев, муниципальный депутат, Санкт-ПетербургНикаких сложностей с регистрацией религиозных групп возникать не должно, так как в регламенте всё прописано более, чем подробно, включая образец заявления, которое передаётся в муниципалитет. У муниципалов, конечно, могут возникнуть вопросы по каким-то религиозным группам, но их они могут задавать лишь друг другу, но не заявителям. Оснований для отказа в выдаче свидетельств не так много — они прописаны в законодательстве, в том числе в регламенте. Лично я не слышал о том, чтобы кто-то сталкивался со сложностями в этом вопросе. Правда, и толпы желающих получить эту услугу я также не видел»
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда святят воду 18 или 19 января

4. Найдите место для отправления религиозных нужд.

Если у вас обычная религиозная группа, то подойдет квартира. Или комната в коммуналке. Или офис. У пастафарианцев в качестве места для молитв была указана квартира российского пастриарха — в муниципалитете вопросов не возникло.

Николай Бородин, юристДля религиозной группы никаких особых требований нет. Помещения для молитв предоставляются ее участниками. Для строительства культовых сооружений нужен статус религиозной организации. Религиозная организация регистрируется как НКО, имеет право на собственное помещение»

5. Ждите 15 лет

Религиозная группа — это только объединение граждан на определенной территории.

Встать на один уровень с уже существующими религиями, вроде мусульман и христиан, вы сможете только через 15 лет — таков ценз для превращения из религиозной группы в религиозную организацию, согласно закону. Как только это время прошло, вам можно зарегистрировать свою религию.

Порядок оформления документов толком нигде не прописан, но в то же время стоит помнить, что религиозные организации регистрируются как НКО — следовательно, порядок подачи документов должен быть примерно схожим.

Николай Бородин, юристКонкретного списка документов для регистрации религиозной организации на данный момент нет. Самое важное — свидетельство о существовании религиозной группы на отдельной местности в течение пятнадцати лет, как требует закон»

6. Защищайтесь

В наше время религиозного мракобесия вполне логично ожидать на ваших акциях группы хоругвеносцев, казаков и друзей Дмитрия Энтео, жаждущих полить вас то святой водой, то кетчупом. Но теперь на вашей стороне закон «О защите чувств верующих». Который, правда, до сих пор не был ни разу использован.

Амир Хусаинов: Мы подпадаем под закон «О защите чувств верующих», как религиозная группа. В субботу товарищ из организации «Божья воля» ходил с камерой, снимал нас и говорил, что нашего пророка — Летающего макаронного монстра — не существует. И, таким образом, он оскорбил наши религиозные чувства»
Тимур Щукин, редактор православного журнала «Вода живая»:Во-первых, нужно учитывать естественный антиклерикализм т.н. креативного класса. Этот слой людей выполняет важную функцию в общественном разделении труда. Он ничего не производит. Он не владеет средствами производства. В его задачу входит только потребление, он обеспечивает постоянный спрос на те товары, которые предлагает рынок. Вполне естественно, что этот потребительский слой создает свою эстетику (хипстерство), свою идеологию (набор либеральных клише), свою политику («болотный протест»). Вполне естественно, что они создали и собственную религию. Посмотрите на ключевые идеи пастафарианства: это идеология хипстера, облеченная в форму стеба, впрочем, вполне естественную для субкультуры эстетизированного потребления. Разумеется, даже самые либеральные формы настоящего христианства, даже самые не-ригористичные священники не могут их устроить. Потому что идеология потребления с христианством несовместима.Второе, что нужно учитывать: для власти (включая чиновника, который отвечает за регистрацию нового религиозного объединения) ни пастафарианство, ни любая другая аналогичная «религия» не представляет никакой угрозы. Эпатаж, общественный резонанс — сколько угодно. Но базовым принципам нынешней социально-экономической модели деятельность этой «религии» не противоречит. «Толку как с козла молока, Но вреда, однако, тоже — никакого». Поэтому и регистрируют без проблем. Напротив, там, где работа религиозной организации вступает в противоречие с интересами власти (чаще региональной), у нее возникают проблемы. Вспомните, гонения на РПАЦ в Суздале или «наезды» на священника, который поддержал Евгения Ройзмана в Екатеринбурге. Это только самые известные примеры. Каждый второй приходской батюшка может вам рассказать о проблемах с местной властью. Все дело в том, что крепкая православная (католическая, протестантская) община — это всегда альтернативный центр силы. А это государству всегда неприятно. «Пастафарианцы» в силу своей идеологии и классового происхождения таким альтернативным центром быть не могут. Потому их и не боятся. Потому и спокойно регистрируют»

Источник: http://www.sobaka.ru/city/city/17925

Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2019 г. № 1165 Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций и формы паспорта безопасности объектов (территорий) религиозных организаций (не вступило в силу)

Какая религия обязательна в РФ

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые:

требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций;

форму паспорта безопасности объектов (территорий) религиозных организаций.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 5 сентября 2019 г. N 1165

I. Общие положения

1. Настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций.

2. Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются находящиеся в собственности религиозных организаций, а равно используемые ими на ином законном основании здания, строения, сооружения, помещения и земельные участки, предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

3. Настоящие требования не распространяются:

а) на объекты (территории), подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;

б) на объекты (территории), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными нормативными правовыми актами.

4. Обязанность по выполнению мероприятий, предусмотренных настоящими требованиями, возлагается на руководителя религиозной организации (лица, имеющего право действовать без доверенности от имени религиозной организации), являющейся собственником объекта (территории) или использующей его на ином законном основании.

5.

Перечень объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих антитеррористической защите (далее — перечень), формируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее — уполномоченный орган), на основании сведений, полученных от религиозных организаций.

Перечень является документом, содержащим информацию ограниченного распространения.

6.

В перечень вносится информация о месте нахождения объекта (территории), наименовании религиозной организации, ее основном государственном регистрационном номере (ОГРН), фамилии, имени и отчестве (при наличии) руководителя религиозной организации (лица, имеющего право действовать без доверенности от имени религиозной организации), являющейся собственником объекта (территории) или использующей его на ином законном основании, виде права, на основе которого осуществляется использование объекта (территории), и категории объекта (территории). Актуализация перечня осуществляется ежегодно.

7. Уполномоченный орган на основании сведений о зарегистрированных религиозных организациях, размещенных на информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации о деятельности некоммерческих организаций в разделе «Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях», уведомляет религиозные организации о необходимости проведения обследования, категорирования объектов (территорий) и составления на них паспортов безопасности.

II. Категорирование объектов (территорий)

8. Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя религиозной организации (лица, имеющего право действовать без доверенности от имени религиозной организации), являющейся собственником объекта (территории) или использующей его на ином законном основании, создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее — комиссия):

а) в отношении функционирующего (используемого) объекта (территории) — в течение 90 дней со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 7 настоящих требований;

б) при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) или начале эксплуатации в связи с приобретением права на него — в течение 30 дней со дня ввода в эксплуатацию или начала эксплуатации объекта (территории);

в) в случае изменения характеристик объекта (территории), влияющего на изменение ранее присвоенной категории, — в течение 30 дней со дня появления такого изменения.

9. Комиссию возглавляет руководитель религиозной организации (лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени религиозной организации), являющейся собственником объекта (территории) или использующей его на ином законном основании, либо уполномоченное им лицо (далее — председатель комиссии).

10. В состав комиссии включаются представители:

а) уполномоченного органа;

б) религиозной организации;

в) территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию).

11.

При необходимости к работе комиссии могут привлекаться иные представители религиозной организации, представители организаций, специализирующихся в экспертной деятельности в сфере охраны объектов культурного наследия (участие обязательно при проведении обследования и категорирования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации), собственники объектов, которые располагаются в непосредственной близости к объекту (территории), представители организаций, специализирующихся в сфере инженерно-технических средств охраны, и представители органов местного самоуправления муниципального образования, в границах которых расположен объект (территория).

Организационные мероприятия по обеспечению деятельности комиссии, включая мероприятия по ее формированию и определению порядка работы, осуществляет председатель комиссии.

12. В целях исключения проявления неуважения членами комиссии внутренних установлений религиозной организации председатель комиссии информирует членов комиссии о содержании внутренних установлений религиозной организации, в том числе о требованиях к внешнему виду.

При обследовании объекта (территории) не допускается проявление неуважения членами комиссии внутренних установлений религиозной организации.

Работа комиссии не должна препятствовать совершению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также доступу граждан на объект (территорию).

13. При проявлении неуважения внутренних установлений религиозной организации членом комиссии он может быть заменен другим представителем соответствующего органа (подразделения, организации) на основании письменного обращения председателя комиссии.

14. В ходе работы комиссия:

а) проводит обследование объекта (территории), в том числе:

изучает данные о площади объекта (территории), максимальном количестве людей, которые могут одновременно находиться на нем, конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории);

определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения;

выявляет потенциально опасные участки и (или) критические элементы объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к нарушению нормального функционирования объекта (территории);

б) присваивает (не присваивает) объекту (территории) категорию или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;

в) определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории).

15. Срок работы комиссии не должен превышать 30 дней со дня ее создания.

16. К потенциально опасным участкам объекта (территории) относятся части объекта (территории), конструктивные и технологические элементы объекта (территории), которые могут быть использованы для подготовки и совершения террористического акта, в том числе для закладки взрывных устройств, взрывчатых и (или) отравляющих веществ.

К критическим элементам объекта (территории) относятся конструктивные и технологические элементы, разрушение (повреждение) которых в результате террористического акта может привести к нарушению нормального функционирования объекта (территории).

17. Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных о совершенных и предотвращенных террористических актах в субъекте Российской Федерации, на территории которого расположен объект (территория).

18. Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью.

При определении количества людей на объекте (территории) площадь, занимаемая одним человеком, принимается равной 0,5 кв. метра для зданий, строений, сооружений, помещений и 7 кв. метрам — для земельных участков.

Расчет количества людей на объекте (территории) производится исходя из суммы всех предназначенных для публичных богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества) площадей объекта (территории).

19. Устанавливаются следующие категории объектов (территорий):

а) объекты (территории) I категории — объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет более 1000 человек;

б) объекты (территории) II категории — объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет от 500 до 1000 человек;

в) объекты (территории) III категории — объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет от 50 до 500 человек.

20. В зависимости от обстановки, складывающейся в районе расположения объекта (территории), комиссией может быть принято решение о присвоении объекту (территории) категории выше, чем это предусмотрено пунктом 19 настоящих требований.

21. Результаты работы комиссии в течение 10 дней со дня окончания обследования оформляются актом обследования.

Акт обследования содержит сведения о принятии комиссией решения о присвоении (неприсвоении) объекту (территории) соответствующей категории, рекомендации и перечень мероприятий по его антитеррористической защищенности.

Акт обследования составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является приложением к паспорту безопасности объекта (территории).

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72609762/

Религия и армия – вопрос не закрывается

Тема взаимоотношений Церкви и армии упорно не сходит со страниц печатных СМИ. Проблема продолжает активно дискутироваться в блогосфере и обществе. Однако при обсуждении этого весьма непростого вопроса из виду упускается ряд важных моментов, на один из которых хотелось бы обратить внимание.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда Филарет стал патриархом

Первое, что бросается в глаза при изучении материалов по данной проблеме в различных источниках, – попытка оппонентов показать пользу или, напротив, вред религиозного воспитания граждан вообще и военнослужащих в частности.

При этом доказывая или опровергая наличие самого Бога, авторы зачастую опускаются до откровенных оскорблений.

В качестве подтверждения верности своей позиции обе стороны приводят множество высказываний известных государственных и общественных лиц, а также деятелей науки и искусства, различных полководцев и флотоводцев далекого и не очень прошлого.

Практически не затрагивается в ходе таких дискуссий следующее.

Христианское воинство в прошлом

Сторонники введения в штаты воинских частей священников апеллируют к историческому опыту дореволюционного периода России, когда священнослужители постоянно находились при воинских частях и на кораблях флота. В этом, безусловно, есть доля истины.

Полковые и корабельные священники, православные батюшки, действительно вносили огромный вклад в дело обеспечения высокого нравственного облика военнослужащих и повышения их боевого духа. В ходе боевых действий находившиеся на передовой военные священники проявляли недюжинную личную храбрость и зачастую с крестом в руках вели бойцов в атаку.

Многие из них погибли или умерли от ран. О благотворном влиянии священников на раненых во время посещения госпиталей и говорить не стоит.

Все это, бесспорно, верные факты, но из виду упускается одна важная деталь. На протяжении многих столетий православие было доминирующей, а затем и государственной религией в России в целом и в русских армии и флоте в частности.

Длительное время представителям некоторых религий просто запрещалось проживание на территории Российской империи или разрешалось, но лишь в специально «обрисованной» черте оседлости. На приверженцев иудейской религии воинская повинность распространялась только с 20-х годов XIX века. В офицеры иудеев производить запрещалось.

Таким образом, русское воинство на протяжении веков рассматривалось в первую очередь как христианское, православное, призванное защищать не только свое Отечество, но и православную веру.

Да, среди военнослужащих были представители и других христианских течений (католики, протестанты и др.), а также иудеи, мусульмане и даже представители народностей, исповедовавших язычество. Однако подавляющее большинство все же составляли христиане. По данным С. В.

Волкова, изложенным в труде «Русский офицерский корпус», в XIX веке число иноверцев в войсках не должно было превышать 30 процентов. Там же указано, что в среднем в 1860-е годы состав офицерского корпуса по вероисповеданию был следующим: православные – 76,8 процента, католики – 13,73, протестанты – 7,14, приверженцы армяно-григорианской церкви – 1,15, мусульмане – 1,13.

Что же касается нижних чинов, то по данным Военно-статистического сборника от 1871 года, по состоянию на 1869-й православных в пехоте было около 85 процентов, в кавалерии – более 93, в артиллерии – чуть более 93, а в инженерных войсках – более 92.

В то же время католики по данным родам войск распределялись – 9,04 процента, 4,04, 4,31 и 4,99 соответственно, протестанты – 2,63 процента, 1,33, 1,47 и 1,05, мусульмане – 1,69 процента, 0,88, 0,57 и 1,18, а иудеи – 1,4 процента, 0,38, 0,36 и 0,52 соответственно.

Природа монолита

То, что в подавляющей своей части русские армия и флот были православными, существенно упрощало решение задачи религиозного воспитания военнослужащих, значительно повышало его эффективность. Армия и флот являлись в целом монолитным военным организмом.

При этом военнослужащие-мусульмане, например, преимущественно сводились в отдельные подразделения и воинские части, из которых наиболее известна сегодня «Дикая дивизия», сформированная в 1914 году и на 90 процентов состоявшая из добровольцев-мусульман Северного Кавказа и Закавказья. Для иноверцев учреждались даже свои награды.

Например, введенный в 1844 году особый отличительный знак Георгиевского креста, на котором изображение Святого Георгия было заменено на двуглавого орла (хотя позже, в ХХ веке Георгиевский крест приобрел стандартный вид для всех награждаемых).

Особо необходимо отметить, что государственный статус православной церкви позволял только православным священникам проводить в войсках миссионерскую деятельность и обращать в православную веру католиков, протестантов, мусульман, иудеев, язычников и др.

Остальным конфессиям осуществление такой деятельности в армии и на флоте не разрешалось, да и на протяжении длительного времени православным гражданам России вовсе запрещалось переходить в другую веру.

В этом, как представляется, в суровых условиях существования Российского государства имелась настоятельная необходимость, среди прочего позволявшая сохранить монолитность общества, необходимую для более эффективного решения задачи защиты государства и обеспечения его поступательного развития.

В советское время, как это ни парадоксально, Вооруженные Силы также представляли «религиозно монолитное образование», если условно принять за религию коммунистическую идеологию. Роль «полковых священников» исполняли комиссары и политруки, имевшие специальную подготовку и достаточно хорошо справлявшиеся с возложенными на них задачами по морально-нравственному воспитанию личного состава армии и флота и повышению боевого духа солдат и офицеров.

Большинство не значит все

Сегодня ситуация в стране и армии изменилась кардинально – Россия в полной мере стала многоконфессиональной страной, в жизни которой все более возрастающую роль играют представители ислама, иудаизма и других религий. Равно многоконфессиональными оказались сегодня и российские Вооруженные Силы, не говоря уже о том, что в их рядах имеется и весьма немалое число атеистов.

Даже Роман Илющенко в своей статье «С Богом на защиту Отечества» подтверждает это, цитируя газету «Красная звезда» от 4 февраля 2012 года: «В настоящее время практикующие верующие составляют 22 процента, время от времени участвующие в религиозных церемониях – 57, не определившиеся до конца в своей религиозной принадлежности – 5, агностики и убежденные атеисты – 16.

Такие цифры на сборах штатного военного духовенства привел начальник Социологического центра Вооруженных Сил Минобороны РФ Леонид Певень.

https://www.youtube.com/watch?v=Pg5pUu27Z9Q

Согласно данным соцопросов по своей конфессиональной принадлежности верующие военнослужащие распределяются следующим образом. Православные христиане составляют 76 процентов, мусульмане – 10, католики, протестанты, буддисты и последователи других религий набирают по одному проценту».

Таким образом, минимум 16 процентов военнослужащих могут воспринимать совершаемые перед общим строем любые церковные обряды оскорбительными для себя (плюс к тому есть 5% «неопределившихся»), а еще 10 процентов могут сказать то же самое в отношении благословления общего строя подразделения или воинской части со стороны, к примеру, православного батюшки. Да и «время от времени участвующие в религиозных церемониях» не могут быть полноценно отнесены к «настоящим верующим».

Как в такой ситуации можно заниматься активным введением штатных должностей воинских священников да еще и не представляющих полностью все существующие на территории России конфессии? Даже с учетом того, что религиозная принадлежность военных священников будет зависеть от веры, которую исповедует большинство личного состава конкретной части (что отмечалось Вячеславом Котковым в статье «Помощь батюшки необходима»).

Да, вне всяких сомнений, верующий должен обязательно иметь возможность возносить молитвы и совершать другие ритуалы, но так, чтобы не мешать тем, кто исповедует иную религию, или атеистам. Так же, как и атеист никоим образом не должен насмехаться над верующим или мешать ему молиться.

Постулат о свободе совести и вероисповедания обеспечивает возможность гражданам не только принадлежать к какой-то религии, но и не принадлежать ни к одной из них вовсе.

Миссионерство и религиозные ритуалы

Приходилось многократно наблюдать, как по случаю праздника или перед важными мероприятиями православный батюшка благословляет застывшую в едином строю воинскую часть Неужели все эти военнослужащие являются верующими и тем более православными? Неужели в строю не нашлось бы ни одного атеиста или, к примеру, исповедующего католицизм, ислам или буддизм? А освящение батюшкой спускаемого на воду боевого корабля? Не будет ли после этого военнослужащий, исповедующий другую религию, негативно относиться к этому кораблю и своим сослуживцам? Сказанное никоим образом не направлено против Русской православной церкви, на месте батюшки может быть священник любой другой конфессии. Для многоконфессиональной воинской части, в которой также однозначно будут и атеисты, такие действия не совсем оправданны.

Почему военно-политическое руководство страны не устраивает вариант, когда верующие военнослужащие в отведенные для этого часы и дни в свободное от службы время совершают свои религиозные обряды в специально построенном помещении на территории части или в храме за его пределами (если таковой, конечно, есть). Можно также организовать походные храмы или молельные комнаты, ответственными за которые могут стать добровольные помощники из числа верующих военнослужащих, назначаемые совместным решением командира части и священника местного прихода (руководства церкви).

Сторонники введения штатных священников в Российской армии часто ссылаются на армию американскую, имеющую, пожалуй, самую хорошо организованную и эффективно функционирующую службу военного духовенства. Однако корпус капелланов ВС США – это совсем не то, что хотят создать в Российской армии.

Чужой, но современный опыт

Во-первых, перед тем как стать капелланом, кандидат проходит обучение в специальном учебном заведении (школе). Кандидаты в капелланы должны отвечать целому ряду требований, включая сдачу экзамена по физической подготовке и прохождение специального теста на допуск со стороны соответствующих спецслужб, а также показать во время собеседования «высокие духовные, моральные и интеллектуальные способности, наличие развитого чувства плюрализма и терпимости к другим вероисповеданиям».

Во-вторых, выпускник учебного заведения, молодой капеллан, получает первичное офицерское звание и носит военную форму с особыми знаками отличия (то есть является именно офицером, а не, как иногда пишут у нас, «носит офицерскую форму»), а во время своей службы обязан не только духовно окормлять военнослужащих своего вероисповедания, но и предоставлять все, что необходимо для отправления религиозных ритуалов военнослужащими любого другого вероисповедания.

Причем религиозные обряды капелланы проводят в части не перед всем строем, а только с представителями своего учения и в отведенном для этого месте. В поле капеллан использует для этого, к примеру, особые флаги, обозначающие места богослужения для верующих той или иной конфессии.

Кроме того, в зависимости от места службы и имеющейся необходимости капелланы проходят дополнительную подготовку, например медицинскую, для оказания первой помощи раненым и больным в отсутствие медика.

Офицерские звания носят и польские капелланы, а военные священники в армии Чехии к тому же должны сдавать зачеты по огневой подготовке. Впрочем, служба военных священников в западных армиях не всегда обеспечивала высокую нравственность военнослужащих. Девиз Gott mit uns, что в переводе с немецкого значит «С нами Бог», на пряжках солдат вермахта отнюдь не мешал им совершать военные преступления и преступления против человечности.

Однако если бы военно-политическое руководство России все-таки приняло решение организовать в рамках ВС РФ службу военного духовенства, подобную американской, это можно было бы только приветствовать.

Нынешний же вариант, как представляется, не совсем продуман и может в перспективе послужить причиной усиления межрелигиозной напряженности, а также ухудшения взаимоотношений между верующей и атеистически настроенной частями армии и населения России в целом.

Либо, что еще хуже, приведет к созданию отдельных моноконфессиональных воинских подразделений, что тоже потенциально опасно.

А не начать ли нам введение штатных единиц священников с подразделений полиции? Может, они смогли бы не допустить тех резонансных негативных событий, которые сотрясали правоохранительное сообщество России в последнее время?

Источник: https://vpk-news.ru/articles/12682

Альтернативные варианты проведения

ТАСС, 22 апреля. Каждый пятый регион России из-за распространения коронавируса и запрета проведения массовых мероприятий предложил альтернативный вариант проведения традиционной акции «Бессмертный полк». Газеты и телеканалы готовы разместить истории фронтовиков на своих ресурсах, жителям также предлагают поделиться фотографиями и видео на страницах в социальных сетях, следует из заявлений региональных властей и организаторов акции.

Президент РФ Владимир Путин ранее отложил подготовку к параду Победы. Он подчеркнул, что парад и шествие «Бессмертного полка» пройдут в 2020 году, когда отступит угроза коронавируса. Акция «Бессмертный полк» проводится 9 мая — в День Победы — в России и других странах. Это шествие, во время которого люди несут фотографии своих родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне. В 2019 году шествие собрало более 10 млн человек по всей России.

Онлайн-формат

В Тульской области предлагают пользователям социальных сетей 9 мая установить вместо своей фотографии портрет воевавшего родственника. Такое же предложение высказали и в Алтайском крае, где можно будет скачать для фотографии специальное оформление. В Бурятии жителей призвали разместить информацию о героях на нескольких интернет-площадках, а в Новосибирской области хотят запустить интернет-трансляцию с видеозаписями семейных историй об участниках войны.

В Пермском крае организаторы «Бессмертного полка» просят жителей региона размещать снимки семьи с портретом ветерана или записывать рассказы о нем на видео. Запись необходимо сопроводить хештегом #Бессмертныйполкдома #мойполкдома #бессмертныйполк2020, после чего пост автоматически попадет на сайт moypolk.ru в раздел «Бессмертный полк дома».

«В майский праздничный день «Бессмертный полк» останется дома, со своей семьей, своими близкими, с воспоминаниями и разговорами про то, как жила семья в те страшные годы, как воевали и работали герои наших семей.

Мы поставим фотографии, достанем письма, медали, все то, что бережно храним в семейных архивах, и будем рассказывать своим детям, а кто-то и внукам о том страшном времени и великом поколении», — написала на своей странице в «Фейсбуке» координатор акции в Пермском крае Анна Отмахова.

Глава Чувашии Олег Николаев также призвал жителей организовать акцию в социальных сетях. Он записал видео о своем дедушке Федоре Григорьеве и опубликовал пост у себя в Instagram. «Записывайте и публикуйте видео с рассказами о своих героях — дедушках и бабушках. Вместе будем гордиться подвигом ветеранов и сохраним память о них для наших детей и внуков», — написал Николаев.

В онлайн-формате акции также хотят провести в Челябинской и Липецкой областях, в Ростове-на-Дону в случае отмены акции ее также проведут в соцсетях.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое порок сердца и его симптомы

«Бессмертный полк» в СМИ

В нескольких регионах предложили провести акцию, привлекая к этому местные средства массовой информации — телеканалы и газеты. Так, в Якутии организатор шествия — газета «Якутск вечерний» просит присылать в редакцию истории и фотографии с участниками войны, а также тружениками тыла.

«Присылайте нам на электронную почту фотографии вашей семьи с портретами отцов, матерей, дедов, бабушек, прадедов и прабабушек, воевавших на передовой Великой Отечественной войны или на трудовом фронте в тылу. К фотографии приложите небольшой рассказ в свободной форме и контактные данные для уточнения деталей.

Все ваши фотографии будут опубликованы в нашей газете в течение мая», — обратились к читателям в газете.

Первый городской телеканал Калининграда, работающий в кабельных сетях и ведущий трансляции программ в сети интернет на своем сайте, также присоединится к акции. «Все это будет происходить в формате онлайн. В Калининграде мы будем запускать онлайн-трансляцию «Бессмертного полка», для участия в ней нужно просто отправить нам фотографии, мы в эфире 9 мая будем выводить на экран фотографии фронтовиков», — сообщила ТАСС координатор движения в области Светлана Харламова.

Информацию о героях войны разместят также в эфире телеканала ОТВ-Сахалин, на котором с утра и в течение всего дня 9 мая в тексте бегущей строки будут указываться имена фронтовиков.

Портреты на окнах

Чтобы не выходить на улицы, в Камчатском и Забайкальском краях предлагают разместить портреты героев войны на окнах домов. «Двадцать пять тысяч камчатцев пронесли портреты своих героев в ходе шествия «Бессмертного полка» в 2019 году.

И пусть в юбилейный май мы не сможем снова идти плечом к плечу, но напомнить миру имена и лица победителей мы обязаны.

Мы предлагаем в день Великой Победы 9 мая 2020 года каждому участнику движения «Бессмертный полк» выставить в окне портрет своего героя, и так от дома к дому пройдет по Камчатке «Бессмертный полк» 2020 года», — рассказал ТАСС председатель Совета ветеранов Петропавловска-Камчатского Игорь Вариченко.

В Забайкальском крае рядом с портретом в знак памяти об участниках войны предлагают зажечь свечу. Координатор «Бессмертного полка» в регионе Данил Цыпалов одобрил эту идею, отметив, что акция со свечей — это такой же акт памяти и почитания подвига народа.

Глава Кургана Андрей Потапов также призвал горожан не отказываться из-за пандемии от акции и предложил каждому провести ее на своем балконе.

«Чтобы не прерывать шествие «Бессмертного полка», предлагаю в день праздника всем в одно время выйти со штендерами и портретами своих ветеранов-фронтовиков на балконы, подойти к окнам. Вспомнить павших за Родину, сказать «спасибо» живым.

О времени онлайн-акции мы обязательно сообщим вам дополнительно», — написал он на своей странице в социальной сети «ВКонтакте».

Аналогичный формат поддержал губернатор Вологодской области Олег Кувшинников, об этом он написал на своей странице в социальной сети «ВКонтакте». Всемирный клуб петербуржцев, возглавляемый генеральным директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским, также предложил перенести акцию в домах горожан, чтобы ее участники, соблюдая самоизоляцию, выставили в окнах портреты своих героев войны и зажгли свечи в память о них.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/8301805

Центр изучения религий

Образование в РГГУ  Центр изучения религий

Что такое «религиоведение»?

Самое краткое определение – это наука, предметом изучения которой является религия. Но что это значит?

Стоит начать с того, чем религиоведение не является. Оно не является богословием, это не курс подготовки священников. Здесь от Вас не будут требовать стать последователем той или иной веры. Вам вовсе не обязательно исповедовать ту или иную религию, чтобы быть религиоведом.

Или Вы можете быть верующим, изучать ту религиозную традицию, к которой принадлежите. И религиозные люди, и люди, не принадлежащие ни к какой религии, могут быть прекрасными религиоведами. Главное условие, чтобы Ваше изучение придерживалось строгих рамок академической науки.

Религиоведение – наука междисциплинарная, сочетающая методы таких наук как история, социология, политология, психология, философия, филология, антропология и др. Вы сможете выбрать ту область исследований, которая Вам более по душе – от древнеегипетских текстов и ритуалов африканских племен — до проблем современного общества.

Междисциплинарный характер религиоведения означает, что студенты, обучающиеся у нас, получают широкий спектр университетских гуманитарных знаний. Это также значительно расширяет возможности для трудоустройства наших выпускников.

Религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения влияют на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом.

Роль религии в современном мире трудно переоценить. Вспомним, например, о ее значении в современных событиях и конфликтах на Ближнем Востоке, на Балканах, в Африке, Южной Азии.

Огромное значение имеет религия в России, стране со множеством религиозных традиций, и других постсоветских странах.

Что же это за таинственная сила – религия? Почему она сопровождает человека даже в цифровую эру? Чтобы найти ответы на эти вопросы мы обратимся к национальной религии Японии — синто, к ритуалам полузабытого африканского племени, к тайнам буддийского учения, к истории православных церквей и новых религиозных движений.

Вы узнаете много нового из истории древних цивилизаций Египта и Шумера, будете разбирать тексты религиозных традиций, послушаете гимны зороастрийцев, изучите особенности святилищ древних греков, заглянете в христианские катакомбы, подивитесь красоте исламской архитектуры, оцените изощренность интеллектуальных построений католических ученых-богословов.

Вы научитесь анализировать и оценивать информацию о религии, разбираться в причинах происходящих в мире событий. Или, говоря словами Бенедикта Спинозы, «не плакать, не смеяться, но понимать».

История Центра

В 1989 году РГГУ (тогда еще Московский государственный историко-архивный институт) одним из первых в России включил в число дисциплин, изучаемых на различных факультетах, курс истории мировых религий. Для чтения этого курса был приглашен историк Николай Витальевич Шабуров.

В 1989-1990 годах отец Александр Мень прочитал в РГГУ цикл лекций, прервавшийся в связи с его трагической гибелью. Таким образом, студентам была предоставлена возможность узнать о существовании двух подходов к изучению религии — сугубо научного и конфессионального, взгляда извне и взгляда изнутри.

Именно в это время были заложены основы будущей учебной концепции Центра: беспристрастность научного подхода и уважительное отношение к религии как части человеческой культуры.

В 1992 году был создан Центр по сравнительному изучению мировых религий, в рамках которого предусматривалось получение второго высшего образования по истории трех религий — иудаизма, христианства, ислама.

К 1996 году была открыта специализация «религиоведение» на кафедре Истории и теории культуры РГГУ.

Наконец, в 1997 году была создана самостоятельная учебная структура — Кафедра религиоведения, которую возглавил Н.В. Шабуров.

Формальное создание в 2000 году Учебно-научного Центра изучения религий (УН ЦИР) стало закономерным продолжением процесса становления институционального оформления религиоведения в РГГУ.

Концепция

Направление «Религиоведение», как и образование в РГГУ в целом, нацелено на личностно ориентированное образование и подготовку высококвалифицированных профессионалов.

Объединение образования и научных исследований является ключевым принципом концепции Центра. Работа Центра основана на сочетании специальных знаний, критического мышления и фундаментального гуманитарного образования.

Базовым принципом концепции является сочетание методов и задач разных дисциплин – истории, филологии (желательно – с изучением священных текстов в оригинале), социологии, психологии и культурной антропологии. В то же время, обучение в значительной степени направлено на современный мир и роль религий в нем и потому предполагает широкие знания актуальных процессов.

Концепция также основана на сочетании двух принципов: (а) беспристрастности в научной деятельности, ориентации на достижение объективного результата, не зависящего от ценностных установок исследователя, и, в то же время – (б) уважительном отношении ко всем религиозным традициям.

Решительное сочетание этих двух принципов отличается как от богословско-апологетического подхода в конфессиональных учебных заведениях, так и от «разоблачительного» подхода в духе прежних и новых форм «научного атеизма».

Эти принципы лежат в основе и обучения, и исследований, проводимых в Центре.

Документы

Положение о Центре изучения религий

Администрация

  • Николай Витальевич Шабуров — директор Учебно-научного Центра изучения религий.
  • Людмила Геннадьевна Жукова — заместитель директора Учебно-научного Центра изучения религий.
  • Денис Олегович​ Воронов​ — лаборант Учебно-научного Центра изучения религий.
  • Йахха Геннадьевна Дубовик — документовед Учебно-научного Центра изучения религий.
  • Елена Владимировна Шаповалова — специалист по учебно-методической работе Учебно-научного Центра изучения религий.

Источник: https://www.rsuh.ru/education/religion/

Религия

Согласно Конституции, Российская Федерация – светское государство. Однако парадокс в том, что больше трети россиян считают, что в стране есть государственная религия – православие.

Конституция РФ о религии

В Конституции говорится, что люди имеют право на свободу совести и свободу вероисповедания, могут «исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Сколько в России верующих

Большинство верующих России – христиане (по большей части православные, в меньшей – католики и протестанты), мусульмане и буддисты. Определить точное число людей, исповедующих ту или иную религию, не представляется возможным, так как официальной статистики не ведется, и все данные опираются исключительно на социологические опросы, результаты которых зависят от того, кто их проводит.

Так, Русская православная церковь, базируясь на своих данных, утверждает, что в ее лоне находятся примерно 80-82 процента населения страны. Мусульмане считают, что к их конфессии принадлежит около 10-25 процентов россиян.

В то же время, по опросу ВЦИОМ 2010 года, православных в РФ 75 процентов (при этом половина всех опрошенных признались, что вообще ни разу не читали Священное Писание), мусульман – только 5 процентов, а 8 процентов людей мыслят себя атеистами.

В 2012 году была предпринята попытка составления Атласа Религий и Национальностей Российской Федерации. Согласно фундаментальным исследованиям для него, православных верующих в России оказался всего 41 процент, ислам исповедуют около 6,5 процента, буддистов обнаружилось менее полпроцента, порядка 14 процентов заявили о себе как о неверующих.

Можно предположить, что эти цифры наиболее точны и количество верующих, в России, действительно, гораздо меньше заявленного представителями конфессий.

например, с 2013 года в программу для 4–5 классов средней школы введен курс «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которого родители учеников могут выбрать один из шести вариантов программы: основы православной, исламской, буддийской, иудейской, мировых религиозных культур или светской этики.

Согласно данным Минобразования, большинство россиян (43 процента) предпочти, чтобы их дети изучали светский модуль, и 31 процент высказались за православный.

Более-менее объективное представление о распространении веры дает также статистика количества религиозных организаций. Согласно сведениям РПЦ, на территории страны более 30 тысяч православных приходов, Центральное духовное управление мусульман России объединяет более 2500 общин (и их число постоянно растет).

Распространение религий в России

Согласно Атласу Религий и Национальностей Российской Федерации, православные верующие проживают по всей территории страны (наивысший процент – в Средней полосе России), больше всего мусульман на Кавказе, в республиках Татарстан и Башкортостан, а буддисты сконцентрированы в республиках Тыва, Калмыкия и Бурятия. В республиках Саха, Алтай и Северная Осетия до сих пор практикуют языческие культы (1,2 процента населения), а самыми атеистическими районами государства оказались Приморский и Алтайский края, Новосибирская и Амурская области и та же республика Саха.

Влияние церкви на жизнь в России

Несмотря на официально провозглашенный светский характер государства, последний проведенный в 2013 году опрос ВЦИОМ показал, что 44 процентов россиян считают православие государственной религией страны, а 56 процентов подтвердили, что православие оказывает влияние на разные сферы их жизни.

При этом остается спорным вопрос, что имеют в виду люди, признающие себя верующими. Например, лишь 4 процента признались, что полностью соблюдают все правила поста, 16 процентов соблюдают пост полностью или частично, а разными способами отмечать Пасху собирались 83 процента опрошенных. Многие верующие люди не в состоянии назвать день своих именин (и еще меньше тех, кто его действительно отмечает).

Суеверия

Хотя более всего распространены традиционные религии и официально признают себя язычниками примерно 1,2 процента людей, в России до сих пор сильны суеверия: люди не любят, когда им перебегает дорогу черная кошка, когда важные события приходятся на 13-е число месяца, стараются не рассыпать соль (считается, что это к ссоре) и не свистеть в помещении (не будет денег), а также многие не отмечают 40-й день рождения.

Источник: http://guide.travel.ru/russia/people/religion/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
Как будет по церковному Анжелика

Закрыть