Где жили древние шумеры

О шумерской кльтуре

Где жили древние шумеры

Шумерская цивилизация считается одной из древнейших в мире, однако так ли их общество отличалось от современного? Сегодня мы расскажем о некоторых деталях быта шумеров и о том, что мы у них переняли.

Начнем с того, что время и место происхождения шумерской цивилизации до сих пор остаются вопросом научной дискуссии, ответ на который вряд ли будет найден, ведь количество сохранившихся источников крайне ограниченно.

К тому же, из-за современной свободы слова и информации Интернет заполнен множеством конспирологических теорий, что многократно усложняет процесс поиска истины научным сообществом.

По принятым же большей частью научного сообщества данным шумерская цивилизация уже существовала в начале VI тысячелетия до нашей эры в Южной Месопотамии.

Основным источником информации о шумерах являются клинописные таблицы, а наука, которая их исследует, называется ассириологией.

Как самостоятельная дисциплина она оформилась только к середине XIX века на основе английских и французских раскопок на территории Ирака. С самого момента зарождения ассириологии ученым приходилось сражаться с невежеством и ложью как личностей, не имеющих отношения к науке, так и со своими собственными коллегами. В частности, книга русского этнографа Платона Акимовича Лукашевича «Чаромутие» повествует о том, что шумерский язык произошел от общего христианского языка «истотного» и является прародителем русского языка. Мы же с вами попытаемся избавиться от назойливых свидетелей инопланетной жизни и будем опираться на конкретные работы исследователей Самюэля Крамера, Василия Струве и Вероники Константиновны Афанасьевой.

Образование

Начнем с основы всего — с образования и истории. Шумерская клинопись — это крупнейший вклад в историю современной цивилизации. Интерес к обучению у шумеров появляется с III тыс. до н.э. Во второй половине III тыс. до н.э. происходит расцвет школ, в которых насчитывается тысяча писцов.

Школы, помимо образовательных, были и литературными центрами. Они отделились от храма и представляли собой элитарное заведение для мальчиков. Во главе стоял учитель, или «отец школы» — уммиа.

Изучались ботаника, зоология, минералогия, грамматика, но лишь в виде списков, то есть опора делалась на зубрежку, а не на выработку системы мышления.

Шумерская табличка, город Шуруппак

Среди работников школы были некие «владеющие хлыстом», видимо, для мотивации учеников, которые должны были обязательно посещать занятия каждый день.

К тому же, сами учителя не гнушались рукоприкладством и наказывали за каждую оплошность. Благо, всегда можно было откупиться, ведь учителя получали мало и были совсем не против «подарков».

Важно отметить, что обучение медицине проходило фактически без вмешательства религии. Так, на найденной табличке с 15 рецептами медицинских препаратов не было ни одной магической формулы или религиозного отступления.

Повседневная жизнь и ремесло

Если брать за основу ряд дошедших повестей о жизни шумеров, то можно сделать вывод, что трудовая деятельность стояла на первом месте. Считалось, что если ты не работаешь, а гуляешь по паркам, то ты не только не мужчина, но и не человек. То есть идея труда как основного фактора эволюции воспринималась на внутреннем уровне даже древнейшими цивилизациями.

Для шумеров было принято уважать старших и помогать своей семье в ее деятельности, будь то работа в поле или торговля. Родители должны были правильно воспитать своих детей, чтобы те позаботились о них в старости. Именно поэтому так ценилась устная (через песни и сказания) и письменная передача информации, а вместе с ней и передача опыта из поколения в поколение.

Шумерский кувшин

Шумерская цивилизация была аграрной, отчего сельское хозяйство и ирригация развивались относительно быстрыми темпами. Существовали специальные «календари землевладельца», которые содержали советы по правильному ведению хозяйства, пахоты и управлению работниками.

Сам документ не мог быть написан земледельцем, так как они были неграмотными, следовательно, он был издан в образовательных целях.

Многие исследователи придерживаются мнения, что мотыга обычного земледельца пользовалась не меньшим уважением, чем плуг зажиточных горожан.

Большой популярностью пользовались ремесла: шумеры изобрели технологию гончарного круга, ковали инструменты для сельского хозяйства, строили парусные лодки, владели искусством литья и пайки металлов, а также инкрустации драгоценных камней. К женским ремеслам относилось умение искусно ткать, варить пиво и заниматься садоводством.

Политическая жизнь древних шумеров была весьма активной: интриги, войны, манипуляции и вмешательства божественных сил. Полный набор для хорошего исторического блокбастера!

Касательно внешней политики сохранилось немало сюжетов, связанных с войнами между городами, которые являлись самой крупной политической ячейкой шумерской цивилизации.

Особый интерес представляет повествование о конфликте между легендарным правителем города Урука Эн-Меркаром и его оппонентом из Аратты.

Победу в так и не начавшейся войне удалось одержать с помощью настоящей психологической игры с использованием угроз и манипуляций сознанием. Каждый правитель загадывал другому загадки, пытаясь показать, что боги на его стороне.

Внутренняя политика была не менее интересна. Существует доказательство того, что в 2800 году до н.э. состоялось первое собрание двухпалатного парламента, который состоял из совета старейшин и низшей палаты — из граждан мужского пола. На нем обсуждались вопросы войны и мира, что говорит о его ключевом значении для жизни города-государства.

Города шумеров

Городом управлял либо светский, либо религиозный правитель, который при отсутствии парламентской власти сам решал ключевые вопросы: ведение войны, законотворчество, сбор налогов, борьба с преступностью. Однако его власть не считалась священной и могла быть свергнута.

Законодательная система, по признанию современных судей, в том числе и членом Верховного суда США, была весьма проработанной и справедливой. Закон и правосудие шумеры считали основой своего общества. Именно они первые заменили варварский принцип «глаз за глаз и зуб за зуб» на денежный штраф. Помимо правителя, судить обвиняемого могло собрание граждан города.

Философия и этика

Как писал Самюэль Крамер, пословицы и поговорки «лучше всего взламывают панцирь культурных и бытовых наслоений общества». На примере шумерских аналогов можно сказать, что беспокоящие их вопросы не слишком отличались от наших: траты и экономия средств, оправдания и поиск виноватого, бедность и богатство, моральные качества.

Что касается натурфилософии, у шумеров к III тысячелетию сложился ряд метафизических и теологических понятий, оставивших след в религии древних евреев и христиан, однако четко сформулированных принципов не было. Основные представления касались вопросов мироздания.

Так, Земля для них представлялась плоским диском, а небо — пустым пространством. Мир же произошел из океана.

Шумеры обладали достаточным интеллектом, но им не хватало научных данных и критического мышления, поэтому они воспринимали свой взгляд на мир как правильный, не подвергая его сомнению.

Шумеры признавали созидательную силу божественного слова. Для источников о пантеоне богов характерна красочная, но нелогичная манера повествования. Сами шумерские боги — антропоморфны. Считалось, что человек создан богами из глины для удовлетворения их потребностей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какого числа День ангела у Яны

Божественные силы признавались идеальными и добродетельными. Зло же, причиной которого были люди, казалось неизбежным.

После своей смерти они попадали в потусторонний мир, по-шумерски он назвался Кур, в который их переправлял «человек лодки». Сразу видна тесная связь с греческой мифологией.

В произведениях шумеров можно уловить отзвуки библейских мотивов. Одним из таких является идея небесного рая. У шумеров рай носил название Дильмун. Особенно интересна связь с библейским сотворением Евы из ребра Адама.

Существовала богиня Нин-Ти, что можно перевести и как «богиня ребра», и как «богиня, дарующая жизнь». Хотя исследователи считают, что именно из-за схожести мотивов имя богини было изначально переведено неверно, так как «Ти» означает одновременно и «ребро», и «дарующая жизнь».

Также в шумерских легендах имелся великий потоп и смертный человек Зиусудра, который строил по указанию богов огромный корабль.

Часть ученых видит в шумерском сюжете убийства дракона связь со святым Георгием, пронзающим змея.

Развалины древнего Шумерского г.Киш

Незримый вклад шумеров

Какой же можно сделать вывод о быте древних шумеров? Они не только внесли неоценимый вклад в дальнейшее развитие цивилизации, но по некоторым аспектам своей жизни вполне понятны современному человеку: они имели представление о морали, уважении, любви и дружбе, обладали хорошей и справедливой судебной системой, ежедневно сталкивались с вполне знакомыми нам вещами.

Сегодня подход к культуре шумеров как к многогранному и уникальному явлению, предусматривающий тщательный анализ связей и преемственности, дает возможность по-другому взглянуть на известные нам современные явления, осознать их значимость и глубокую, увлекательную историю.

Источник: https://sciencepop.ru/kak-zhili-shumery/

Природные условия шумерских городов

Где жили древние шумеры

На стыке каменного и бронзового века в Месопотамии, в нижнем течении реки Евфрат поселились шумеры. Интересно, что свои жилища эти люди строили не на берегу реки, а в стороне от берегов, с учетом географических обстоятельств:

  • Во-первых, это разлив Евфрата, река часто выходила из берегов и затапливала всё вокруг.
  • Во-вторых – заболоченные низины были прекрасным местом для размножения малярийного комара, а это значит угроза лихорадки тем, кто селился близко.

Речная глина, которой здесь было в достатке, позволяла шумерам быстро возводить жилища. Когда легкие постройки смывались наводнением, всё селение спокойно переходило на другое место.

Тростник, росший по берегам реки, использовался для изготовления лодок, которые снаружи смазывали смолой.

Глина была не только строительным, но и поделочным материалом. Из неё делали посуду, детские игрушки, таблички для письма. На размягченную глину они наносили необходимый документ, а потом после высыхания, табличку с текстом обжигали.

  • Курсовая работа 420 руб.
  • Реферат 270 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Именно шумеры создали в этом районе первую цивилизацию, несмотря на то, что до них здесь жили первобытные племена. Они создали систему культурных и социальных достижений, которые позволяли организовать и упорядочить жизнь целого народа.

Замечание 1

До настоящего времени остается тайной появление шумеров. Они создали, и умело эксплуатировали сложную ирригационную систему, при этом были уверены в том, что урожайность на полях зависит от богов.

Задабривая богов, шумеры совершали подношения и обряды, поэтому храмы стали центрами управления не только хозяйством, но и обществом в целом. Храмы собирали подати с населения и раздавали еду этому же населению в голодные годы.

Вокруг храмов образовывались целые государства, а территория шумеров состояла из нескольких десятков государств. Государства отделялись друг от друга протоками Евфрата и болотами.

Крупными шумерскими городами были:

  • Ур,
  • Урук,
  • Лагаш,
  • Умма,
  • Киш,
  • Ниппур.

От других древних государств Шумер отличался тем, что здесь рано была введена частная собственность на землю, а вместе с ней началось расслоение общества. Надо отдать должное тому, что влияние и богатство храмов усиливалось, но простой народ, при этом, не был обделен.

Были в Шумере и рабы, но немного, да и их труд в хозяйстве сколь-нибудь значительной роли не играл.

Разные шумерские государства время от времени выясняли между собой отношения и между ними вспыхивали войны. Оставшиеся от этого народа таблички говорят о том, что цивилизация шумеров имела современные знания в области химии, фитотерапии, астрономии, современной математике, генной инженерии. Шумерская цивилизация погибла и на её основе родилась новая вавилоно-ассирийская цивилизация.

Природные условия Шумера

Южная и Средняя Месопотамия характеризовалась достаточно благоприятными природными условиями для развития, как земледелия, так и скотоводства.

Протекающие здесь реки в среднем и нижнем течении несут свои воды по глинистой равнине. При впадении в Персидский залив они разливаются по территории и образуют заболоченные обширные пространства. Эти территории древние жители Месопотамии называли «Горькой рекой».

По-сравнению с Эвфратом, Тигр более быстрый и полноводный. Разливы обеих рек зависели от таяния снегов на Армянском нагорье, и обычно это время приходилось на весну, хотя их режим не был точным. Связано это было с тем, что таяние снегов наступало не точно в одно и то же время.

Вода рек переносила большое количество ила с растительными остатками и растворенными солями. Эти ценные вещества оставались на полях и удобряли почву, поэтому земли Месопотамии были очень плодородны. Речной воды для земледелия мало, поэтому с древнейших времен жители Месопотамии рыли каналы, сооружали дамбы, шлюзы, плотины, колодцы.

Речные и подпочвенные воды, богатые минеральными солями, способствовали засолению почв, и с этим тоже надо было бороться.

Большой угрозой для почв Месопотамии были ветры, дующие из пустынь и приносившие тучи песка. Ветры с Персидского залива поднимали уровень воды в реках и приводили к сильным наводнениям.

На дождевое и снеговое орошение рассчитывал только север Месопотамии, но, даже и здесь устраивались колодцы и прорывались небольшие каналы.

Климатические условия севера и юга Месопотамии были разные. Северная часть – это зона сухих субтропиков, в зимний период иногда выпадал снег, а осенью и весной шли дожди.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда появились католики и православные

Южная Месопотамия находилась в условиях жаркого и сухого климата.

Растительный мир Шумеры был достаточно бедный и только в северном горном районе росли различные породы деревьев, по берегам рек росли ивы, на заболоченных участках разные виды камыша.

Население занималось выращиванием винограда, фруктовых деревьев, зерновых и технических культур. Из огородных культур внимание уделяли луку, чесноку, огурцам, баклажанам, тыкве. Из бобовых выращивали чечевицу, фасоль, горох. Большое значение имела финиковая пальма, о полезных свойствах которой знали уже в древности.

В отличие от растительного мира животный мир Месопотамии в древние времена был богатый – в реках было изобилие рыбы. По берегам рек и в камышовых зарослях водилась птица. В окрестных степях соседствовали друг с другом дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы, страусы, львы и другие обитатели приречных зарослей.

Из полезных ископаемых в древние времена на территории Месопотамии была известна глина, природный асфальт, на севере встречались месторождения свинца, олова, железа, а горные районы давали камень.

Замечание 2

Расположенная в центре Ближнего Востока, Месопотамия занимала открытое пространство и играла ведущую роль в международной торговле. Именно здесь проходили сухопутные дороги с севера на юг и с запада на восток. Реки и Персидский залив тоже использовались в развитии торговых отношений с другими странами.

Города Шумера

Основой цивилизации шумеров было сельское хозяйство, но по характеру она была преимущественно городской.

В III тысячелетии до н.э. Шумер состоял из десятка городов-государств. В каждом шумерском государстве был город, обнесенный высокой стеной с окружавшими его деревнями и поселениями.

В каждом городе был главный храм, как правило, располагавшийся на высокой террасе. В центре храмов располагались прямоугольные святилища, а по сторонам комнаты для нужд священников.

В святилище располагалась ниша, в которую помещалась статуя бога, а перед ней ставили стол для подношений.

Городское население было представлено земледельцами, скотоводами, корабелами, рыбаками, торговцами, врачами, плотниками, кузнецами, ювелирами, строителями, гончарами. Небольшую его часть составляли священники, принцы и солдаты. Безусловно, среди них были богатые могущественные семьи, владевшие большими поместьями.

Но, надо сказать, что и среди бедных были владельцы ферм и скота, садов и домов.

В городах были свободные рынки, где ремесленники и мастера продавали изделия своего ручного труда. Из города в город переезжали купцы, ведя бойкую торговлю. Шумерская экономика была относительно свободной.

Сохранились документы, указывающие на то, что граждане городов-государств могли покупать и продавать свою недвижимость – поля, дома и др.

Рабство в Шумере было узаконенным институтом. Богатые поместья, дворцы и храмы имели рабов и использовали их в своих целях. Рабами могли быть как военнопленные, так и соплеменники из соседних шумерских городов. Рабом можно было стать и другим способом.

К рабству могли приговорить свободного человека в качестве наказания за какой-либо проступок. Родители, во время нужды, могли своих детей продать в рабство. Вся семья человека могла поступить в рабство в качестве платы за долги, но только на три года.

С рабами обращались хорошо, потому что хозяину нужны были здоровые и сильные работники.

Рабы могли принимать участие в деле, занимать деньги, выкупать свободу. Дети, родившиеся от родителей, один из которых был раб, считались свободными. Стоимость рабов зависела от спроса на рынке и индивидуальных качеств самого человека.

Основой шумерского общества была семья. Люди связывали себя друг с другом узами любви, уважения и общими обязанностями. Шумерские женщины имели определенные права – могли владеть собственностью, принимать участие в делах, быть свидетелями. Детей любили и баловали, но при определенных обстоятельствах строго наказывали.

С приемными детьми обращались как с родными. После смерти родителей дети полностью наследовали всю их собственность.

Источник: https://spravochnick.ru/geografiya/prirodnye_usloviya_shumerskih_gorodov/

Шумеры

Где жили древние шумеры

Шуме́ры — принятое в науке наименование представителей древнего народа, населявшего южную часть Междуречья.

Что известно о шумерской цивилизации?

Считается, что шумеры выступили на арену всемирной истории приблизительно в четвертом тысячелетии до Рождества Христова.

Тогда как шумеры населяли южную часть Междуречья, в северной части жили аккадцы. Земля Шумер сопоставляется с библейским названием «Сеннаар».

Для своего времени шумеры стояли на довольно высокой ступени развития, занимались строительством и земледелием, обработкой металлов, обладали научными знаниями, письменностью, культурой. В религиозном отношении шумеры были идолопоклонниками.

Вопрос о точном происхождении этого народа до сих пор служит предметом научных дискуссий и споров. По одной из гипотез, шумеры пришли в Сеннаар со стороны гор, лежащих на восток от Двуречья. По другой, их прародиной была Аравия. Существует сказание, соотносящее место древнейшего поселения шумерийцев с островом Дильмун (Персидский залив).

Считается, что этнически этот народ был чужд семитским племенам. Опираясь на дошедшие до нас изображения, некоторые исследователи отмечают, что шумеры отличались круглыми лицами и косой постановкой глаз.

Что сообщает Писание о древних поселенцах земли Сеннаар?

Священное Писание связывает возникшее после потопа царство в земле Сеннаар с потомком Хама Нимродом: «Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» (Быт.10:10).

Согласно свидетельству известного древнееврейского историка Иосифа Флавия, по осушении земли территория Сеннаар стала прибежищем для представителей всех трех ветвей человечества: потомков Сима, Иафета и Хама (Иудейские древности. Кн. 1, гл. 4).

Библейская же История, сообщая об этом событии, не даёт на этот счёт пространных комментариев, ограничиваясь кратким рассказом: «Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы на земле после потопа. На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там» (Быт.10:32; 11:1-2).

Дальнейшее повествование описывает строительство в этой земле культовой башни, высотой до небес, прогневавшее Бога и послужившее причиной смешения языков, приведшего к рассеянию народов (Быт.11:2-8). Расположенный на том месте город получил название Вавилон именно в этой связи: «Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт.11:9).

Являлась ли шумерская цивилизация первой цивилизацией на земле?

Распространенное на сегодняшний день мнение о том, что Месопотамия была колыбелью человеческого рода, и что шумерская цивилизация представляла первое высокоразвитое общество на земле, следует считать антинаучным и бездоказательным.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как звали отца девы Марии

Во-первых, изначально человек жил в Раю, а бытописатель нигде не утверждает, что Рай находился в земле Сеннаар. Из Едема, конечно же, выходила река, которая, затем разделялась на четыре, две из коих были Тигром и Евфратом (Быт.2:14). Но где располагались их русла до потопа, сказать невозможно.

Во-вторых, первые очертания цивилизации возникли задолго до шумерской. Так, строителем города, был сын Адама, Каин (Быт.4:17). При Иувале люди уже знали музыку и пользовались музыкальными инструментами (Быт.4:21). Тувалкаину был известен метод добычи и обработки меди и железа (Быт.4:22). А первым величайшим кораблестроителем был Ной (Быт.6:22).

Во-третьих, Ной со своей семьёй высадился из ковчега на территории Араратских гор (Быт.8:4), а уже только оттуда произошло дальнейшее переселение людей в Междуречье (Быт.11:1).

Являются ли месопотамские мифы и легенды первоисточниками религиозных знаний древнего Израиля?

Предположение о том, что Авраам, переселившись из Ура (важнейшего культурного и экономического центра Месопотамии) в Палестину, перенёс туда мифологические сказания и легенды, не имеет оснований. Если бы патриарх верил в мифы, что заставило бы его, услышав голос Единого и Истинного Бога, променять насиженное место на многолетние странствования и скитания? А если не верил, зачем бы ему было нужно их тиражировать и распространять?

Между священными библейскими текстами и мифами есть, разумеется, нечто общее. Однако, связано это отнюдь не с заимствованием из мифов. Напротив, мифы содержат в себе отголоски тех подлинных знаний, которые дошли до Месопотамии по преемству от первых людей. Писание же содержит точные знания в необходимой для нас полноте.

Истинность Библии подтверждается множеством факторов, чего не скажешь о мифах. К числу таких факторов относятся десятки пророчеств, исполнившихся с доскональною точностью, проверить которые не представляет труда.

Источник: https://azbyka.ru/shumery

При дворе шумерских царей жили счастливо, но недолго

Археологи выяснили, что слуги, сопровождавшие царей Ура в загробный мир, не кончали жизнь самоубийством. Их убивали, причем зачастую еще до смерти правителей.

Ученые провели новое исследование черепов из царского некрополя в шумерском городе Ур, обнаруженного в Ираке около ста лет назад. Анализ костей показал, что человеческие жертвоприношения во время похорон знати проводились гораздо более жестоко, чем считалось ранее.

УрДревний шумерский город, расположенный в области Ди-Кар (Ирак) в 16 км от города Насирия. Первые поселенцы на этом месте появились около 7 тыс. лет назад, а своего расцвета город достиг в III тысячелетии до н. э.

Как полагали специалисты до настоящего момента, дворцовые слуги, которые принимали участие в погребении особы царского происхождения, выпивали яд. После смерти они сопровождали своего господина или госпожу в загробный мир. Однако теперь археологи выяснили, что их судьба складывалась иначе: слуг убивали ударом острого предмета по голове.

Практика человеческих жертвоприношений

Археологи из Пенсильванского университета пришли к такому выводу после впервые проведенного сканирования двух черепов из некрополя. Возраст останков достигает 4,5 тыс. лет. Царский некрополь Ура ученые нашли в 1920-х годах. В его состав входило 16 особенно больших и богатых захоронений, где лежало множество золотых изделий и других драгоценностей. В то время это открытие стало настоящей сенсацией: оно свидетельствовало о богатстве и величии месопотамской цивилизации.

После исследования более 2 тыс. отдельных захоронений ученые пришли к выводу, что в то время практика человеческих жертвоприношений была весьма распространена. А членов царского двора — слуг, воинов и других людей иногда убивали еще до кончины царя или царицы. Затем их тела тщательно готовили к погребению: женщинам надевали изысканные головные уборы, а рядом с воинами клали их оружие.

Английский археолог Леонард Вулли (Leonard Woolley, 1880-1960), который возглавлял раскопки некрополя и зиккурата в Уре, решил, что спутники царских особ сами спускались в погребальные камеры. Там они выпивали яд, ложились и умирали. Эта теория со временем превратилась в общепринятое мнение.

Среди человеческих останков некрополя сохранилось всего несколько черепов, но все они были раздавлены и превратились в груды осколков. Это произошло уже после смерти людей: вес накапливавшейся столетиями земли просто расплющил хрупкие кости. Поэтому первичные попытки восстановить внешний облик черепов не увенчались успехом.

Новое исследования черепов было проведено в ходе подготовки к выставке предметов материальной культуры Ура в Музее археологии и антропологии Пенсильванского университета. Ричард Цеттлер (Richard L. Zettler), хранитель музея и специалист по археологии Месопотамии, рассказал, что исследователи провели сканирование двух черепов, мужчины и женщины. Они получили трехмерное изображение каждого фрагмента черепа и смогли виртуально собрать осколки в единое целое.

Команду ученых возглавляла Дженет Мондж (Janet M. Monge), антрополог из Пенсильванского университета. Исследователи воспользовались методами судебной медицины для определения причины смерти этих людей.

Жертвы умирали от удара по голове

В черепе воина антропологи обнаружили два круглых отверстия, в голове женщины — одно. Диаметр каждого отверстия — около 2,5 см. По словам Мондж, важнее всего оказалось обнаружение лучеобразных трещин, расходящихся от отверстия. Такой «узор» мог появиться только в том случае, если человека ударили чем-то острым еще при жизни.

Мондж предположила, что удар наносился каким-то заостренным видом оружия или инструментом, а смерть после такой травмы наступала мгновенно.

Ритуальные убийства, связанные со смертью царствующих особ, практиковались во многих древних культурах. И это, по словам археологов, поднимает вопрос, почему люди, знающие о своей возможной судьбе, все равно выбирали жизнь при правителе.

«Это были настоящие массовые убийства, и сегодня нам трудно такое понять. Но в то время служить правителю считалось большой честью, да и жить при дворе было хорошо. Так что такой обычай можно назвать своеобразным компромиссом — обеспеченная, но короткая жизнь. Кроме того, древние шумеры могли не бояться попасть в загробный мир», — отметила Мондж.

Примитивная мумификация

В ходе исследования, по словам Цеттлера, также выяснилось, что тела некоторых жертв нагревали, высушивали и обрабатывали ртутной смесью. Это пример примитивной мумификации, которому было далеко от аналогичных технологий в Египте.

«Это делалось для того, чтобы тело не начало разлагаться во время продолжительных погребальных церемоний», — отметил Цеттлер.

Источник: https://www.infox.ru/news/10/31401-pri-dvore-sumerskih-carej-zili-scastlivo-no-nedolgo

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
Что означает имя Лера или Валерия

Закрыть