Почему так называется Спас на крови

Спас на Крови: загадки истории • Alllines.ru

Почему так называется Спас на крови

Санкт-Петербург – культурная столица России, которая ежегодно манит тысячи туристов со всего мира. Если вам посчастливилось оказаться в их числе, тогда не пройдите мимо уникального памятника архитектуры и истории – собора Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге. Это поистине изысканное произведение искусства, которое заворожит вас своей красотой, шармом и мистичностью. Ну, а все интересные данные об этом храме, вы сможете узнать из нашей статьи.

История возведения Спаса-на-Крови

Храм Спас на Крови в Санкт Петербурге

Спас-на-Крови – памятная достопримечательность русской архитектуры, которая была возведена в период правления Александра III, в честь смертельного ранения его предшественника – Александра II. Уже на второй день после кончины императора, местные власти дали распоряжение об установке на трагическом месте миниатюрной часовни. После получения пожертвований правительством было решено соорудить на этом трагическом месте храм. Вот почему так называется Спас-на-крови.

Александром III был объявлен конкурс на лучший храмовый проект, который смог бы передать все характерные черты архитектурных направлений XVII века. Автором стал архитектор Альфред Парланд. Возведение церкви длилось на протяжении 24 лет, начиная с 1883 по 1907 гг. Изначально храм использовался исключительно для проведения служб в честь памяти Александра II.

В 1938 г. решением местных властей был принят указ о разборе храма, поскольку он не финансировался государством. Но после начала Великой Отечественной войны, данный вопрос отложили.

В 1997 году после проведения ремонтных работ храм открыли, он продолжает радовать туристов и до сих пор. Тут проводятся богослужения, которые возобновились в 2004 году.

Экстерьер церкви

Храм Спас-на-крови в Петербурге отличается асимметрической формой, величественной архитектурной композиции. На западной части расположена столпообразная колокольня, состоящая из двух ярусов. Двери обустроены ближе к юго-западному и северо-западному углам.

Также с внешней стороны можно рассмотреть 20 памятных досок, приуроченных Александру II. Центральное украшение – гербы русских народов, уездов и губерний, которые расположились на всех частях колокольни. Они выложены мозаикой. Эскизы мозаик принадлежат известным мастерам В. М. Васнецову, М. В. Нестерову, А.

А. Парланде, В. В. Беляеву, Н. А. Бруни.

Внутреннее убранство

Внутри собора представлена русская мозаика тех времен, она покрывает купола, своды, стены и пилоны. Также в храме огромная коллекция изразцов разных цветов, есть ювелирная эмаль, самоцветы.

Обязательно обратите внимание на работы, выполненные Васнецовым, Рябушкиным, Беляевым. Они поражают своей величественностью и красотой. Коллекция мозаик, представленная в храме, считается одной из самых больших во всей Европе. Интерьер пола, иконостаса и стен украшался также полудрагоценными камнями. Здесь также можно полюбоваться знаменитыми иконами «Спаситель» и «Богоматерь с Младенцем».

7 загадок Спаса-на-Крови

Храм Спас на Крови

Храм Спаса-на Крови окружен тайными и легендами. Предлагаем ознакомиться с 7 загадками собора:

Развал СРСР

Была легенда, что если разобрать леса вокруг собора, тогда произойдет распад СРСР. Долгие годы к лесам никто не прикасался, хотя много раз хотели. Леса разобрали только в 1991 году, тогда собственно и закончилось советское правление.

Подводные тайны

Еще одна легенда рассказывает о том, как святыни собора «крестились» водой из канала Грибоедова (где сооружен храм). Кресты были спрятаны, чтобы большевики не разрушили их, а когда пришло время реставрировать храм, эти детали никто не мог найти. Тогда-то один из местных жителей рассказал, что искать кресты нужно под водой, указав на определённое место. Действительно водолазы отыскали там спрятанные святыни.

Морг и театр

В период Великой Отечественной войны Спас-на-Крове был спасен от разрушения из-за того, что стал местом расположения Дзержинского морга, подтвердив свое название «на крови». Через какой-то период здание отдали в аренду Малому Оперному театру, где он хранил свои декорации.

Окровавленная брусчатка

Камни, на которых осталась кровь раненого Александра II, до сих пор хранятся в соборе.

Символизм в цифрах

Пропорции собора раскрывают некий символизм: центральная постройка высотой 81 м (год смерти императора – 1881), высота еще одного купола – 63 м, что символизирует рост Александра II (163 см).

Шедевры

В храме представлена красивейшая коллекция мозаик. Ее считают самой крупной в Европе.

Икона пророчества

Экскурсоводы музея рассказывают легенду об удивительной иконе, которая возможно хранится в соборе. На ней зашифрованы исторические даты, которые стали роковыми – 1917 (началась Октябрьская революция), 1941 (германская армия напала на СРСР), 1953 (кончина Сталина). Также на иконе есть и другие даты, которые возможно символизируют что-то из будущего.

Купол внутри Храма Спас на Крови в Санкт Петербурге

Спас-на-Крови в Петербурге: адрес, часы работы

Расположение Спаса-на-Крови – Набережная канала Грибоедова, 2. Добраться до достопримечательности можно на метрополитене (станция «Невский проспект»), затем прогуляться по набережной. Работает храм каждый день (кроме среды) с половины 11 до 18 вечера. Попасть на богослужения можно в воскресенье и праздничные дни – с 7 утра, а каждую субботу с 6 вечера проводится всенощная литургия.

Входной билет в храм обойдется в 250 руб., студентам и пенсионерам дешевле – 50 руб. С 01. 05. по 30. 09 с 6 до 10:30 вечера организовывают вечерние осмотры церкви «Спас-на-Крови в белые ночи», цена экскурсии – 400 руб.

Собор спаса-на Крови в Питере – уникальная возможность прикоснуться к истории, архитектуре и утонченности. Храм поражает своим внешним и внутренним убранством, хранит много секретов и тайн.

Источник: https://alllines.ru/rossiya/sankt-peterburg/spas-na-krovi/

Собор Спаса-на-крови в Санкт-Петербурге: история, адрес

Почему так называется Спас на крови

Храм Спаса на Крови, история строительства которого началась с трагедии 1 марта 1881 года, ныне считается одним из самых необычных соборов России. И дело здесь не только в красочной архитектуре, не свойственной для Петербурга, но и во множестве символичных совпадений, мистицизме, пронизывающем всю историю существования храма.

Спас на Крови: история создания

Яркий и необычный для стольного Петербурга храм располагается непосредственно над каналом Грибоедова, близ Михайловского сада. 1 марта 1881 года здесь произошла трагедия – в результате теракта погиб император Александр II.

А на месте его трагической гибели было решено возвести храм, вот почему Спас на Крови получил свое название раньше, чем началось строительство. Несмотря на быстрое принятие решения Городской думой, реализация проекта долгое время откладывалась.

Причиной тому служило отсутствие подходящего проекта, к которому новый император, Александр III предъявлял очень серьезные требования: собор должен был соответствовать чертам традиционной русской архитектуры, напоминать соборы Москвы и Ярославля, а один из его приделов обязательно должен увековечить память императора, погибшего мученической смертью.

Как проводились конкурсы на проект Спаса на Крови, история кратко рассказывает: предлагали свои варианты лучшие архитекторы тех времен – Бенуа, Шретер, Богомолов и другие. А победу одержал молодой и перспективный Альфред Парланд, заручившийся поддержкой архимандрита Игнатия. Но и ему пришлось еще 5 лет потратить на доработку проекта.

Все черты русской архитектуры в одном соборе

Спас на Крови архитектор Парланд задумал грандиозным: он должен был объединить все черты традиционного русского зодчества – изразцы и керамическую черепицу, купола и шатры, мозаику и живопись Васнецова и других художников.

Пять из 9 куполов было решено покрыть эмалью, которая доселе применялась исключительно в ювелирном искусстве. Площадь покрытия составила более 1000 квадратных метров – это рекорд использования горячей эмали, который никто смог повторить и поныне.

Именно яркие, многоцветные купола, декорированные ювелирным составом, нередко приводят к сравнению Спаса на Крови с Собором Василия Блаженного в Москве.

Благодаря оригинальному декору фасадов храма, строительство продлилось еще на 10 лет. Использован в нем был целый ряд художественных техник:

  • Керамические изразцы в квадратных углублениях стен;
  • Примыкающие к фасаду сени в виде резных теремов;
  • Окна фасадов и шатров получили удлиненную форму с кокошником сверху и были украшены резными наличниками;
  • Главенствующее место заняла в декоре фасадов Спаса на Крови мозаика, созданная в частной мастерской Фролова по эскизам художников 19 века.

Высоко, под самым куполом колокольни ею выложены слова молитвы Василия Великого, а перед входом в храм разместились мозаичные иконы из мрамора, посвященные святым, хранившим императора Александра II – Зосиму Соловецкому и Евдокии.

Над ними и сводом полукруглого окна расположилась грандиозная мозаичная композиция «Спас Нерукотворный с предстоящими Богоматерью и Иоанном». Мозаикой выложены и гербы всех областей Российской Империи, и изображения святых у каждого из входов в храм.

Всего на фасад Спаса на Крови в Питере было израсходовано более 650 квадратных метров мозаики.

Она и стала причиной долгого пребывания собора в окружении лесов, с которыми связана и еще одна городская легенда: достраивался храм во времена гибели императорской власти в России, а когда леса сняли во второй раз – развалился СССР.

Спас на Крови стиль русского зодчества не просто выдержал, а соединил в себе культуру и особенности архитектуры сразу четырех столетий. Яркий и необычный, словно резной терем с изразцами, он и сегодня издалека привлекает внимание среди однообразного строгого классицизма петербургской архитектуры.

Иконы Спаса на Крови

Внутреннее убранство собора не уступает его великолепной «внешности». Это настоящий музей камня и мозаики, поражающий великолепным убранством и искусностью работы мастеров:

  • Над местом гибели императора в соборе стоит сень, выполненная из алтайской яшмы;
  • Спас на Крови внутри еще больше поражает искусством мозаики – своды храма и проемы окон, самые масштабные библейские сюжеты здесь выполнены из миниатюрных мраморных и золотых пластинок;
  • Иконы приделов выложены мозаикой, а рамы покрыты позолотой.

Удивителен и тот факт, что Спас на Крови в Санкт-Петербурге, история которого выпала на самые тяжелые для христианства годы, сумел сохранить всю эту роскошь. Собственно, это объясняют еще одной городской легендой.

В день, когда в стенах храма были высверлены отверстия под взрывчатку и власти собирались уничтожить собор, началась Великая Отечественная Война.

Перемещение крестов на дно Грибоедовского канала позволило отвлечь внимание фашистов и атеистов и сохранить первозданную красоту собора.

По одной из легенд, в Спасе на крови хранится чудесная икона, на которой отображены самые значимые для России даты – падение царской власти, начало Великой Отечественной Войны, распад СССР. Самым мистическим образом на ней недавно стали проявляться и новые цифры, которые священнослужители связывают с будущим и хранят в секрете.

Источник: https://fakt777.ru/2018/11/dostoprimechatelnosti-i-istoriya-sobora-spasa-na-krovi-v-sankt-peterburge.html

Храм спас на крови в санкт-петербурге: история

Почему так называется Спас на крови

07.03.2019

В холодном и туманном Санкт-Петербурге невозможно не обратить внимание на этот удивительный собор. Храм Спаса на Крови встречает туристов яркой и теплой красотой. Его пестрые купола кажутся игрушечными, нереальными. Древнерусский стиль здания словно бросает вызов вычурному барокко и строгому классицизму архитектуры северной столицы.

Собор отличается от других церквей и трагической историей создания, и первым применением некоторых строительных ноу-хау. Это единственный православный храм СПб, в котором просят не зажигать свечи: огонь может закоптить бесценные мозаики. Несколько раз здание было на волоске от разрушения, но чудесным образом оставалось целым.

Храм Спаса на Крови: всепобеждающая красота

Быть может, ангелом-хранителем стала душа убитого императора Александра ІІ. В память об этом русском царе и была построена церковь. Здание возвели на месте трагедии, которая произошла в 1881 году. Император Александр запомнился России как царь-реформатор, отменивший крепостное право. Брошенная под ноги бомба оборвала жизнь человека, который любил свою страну и заботился о благе народа.

Начатое в 1883 году возведение храма было окончено лишь в 1907 году. Церковь освятили и назвали собором Воскресения Христова. Возможно, поэтому от здания исходит такая жизнеутверждающая сила.

В народе же собор получил другое имя – храм Спаса на Крови. Совсем несложно понять, почему так называется церковь.

Аналогия между мученической смертью Спасителя и невинно убитым императором довольно прозрачная.

Судьба здания была непростой. В 1941 году советская власть хотела взорвать его, но помешала начавшаяся война. Попытки сноса церкви повторились в 1956 году, и снова храм миновала страшная доля.

Двадцать лет в главном куполе собора пролежал артиллерийский снаряд, попавший туда во время обстрела. В любой момент мог прогреметь взрыв.

В 1961 году, рискуя жизнью, смертельную «игрушку» обезвредил сапер.

Только в 1971 году церковь получила статус музея, началась долгая реставрация здания. Восстановление собора длилось 27 лет. В 2004 году храм Спаса на Крови заново освятили, началось его духовное возрождение.

Архитектура храма

Туристы, увидевшие церковь, сразу вспоминают Покровский собор в Москве и спрашивают, кто построил здание в Петербурге.

Схожесть получилась из-за того, что Александр ІІІ, сын погибшего императора, заказал проект здания, отображающий русский стиль XVII столетия.

Наилучшим оказалось стилистическое решение Альфреда Парланда, над которым он работал совместно с архимандритом Игнатием, настоятелем Троицко-Сергиевской пустыни.

Архитектор впервые в истории строительства Санкт-Петербурга вместо традиционных свай под фундамент применил бетонное основание. На нем прочно стоит девятиглавое здание, в западной части которого возвышается двухъярусная колокольня. Она обозначает место, где произошла трагедия.

Снаружи на колокольне расположены гербы городов и губерний России. Кажется, что вся страна погружена в скорбь по поводу кончины императора. Гербы выполнены в технике мозаики. Такое декорирование фасада не совсем обычно. Как правило, мозаикой украшают интерьер церквей.

Еще одна отличительная особенность храма Спаса на Крови – его купола. Пять из девяти глав собора покрыты четырехцветной эмалью. Ювелиры изготовили это украшение по специальной рецептуре, аналогов которой нет в русской архитектуре.

Зодчие не скупились и богато декорировали собор. Из четырех с половиной выделенных миллионов рублей они потратили на украшение здания около половины суммы.

Мастера применяли материалы из разных мест и стран:

  • красно-коричневый кирпич из Германии;
  • эстляндский мрамор;
  • итальянский серпентинит;
  • яркую орскую яшму;
  • украинский черный лабрадорит;
  • более 10 сортов итальянского мрамора.

Роскошь оформления поражает, но больше всего туристы стремятся увидеть мозаики, которыми храм украшен внутри.

Интерьер собора

Церковь изначально строилась не для традиционных массовых богослужений. Внутри здания привлекает внимание красивая сень – роскошная шатровая конструкция, под которой хранится фрагмент мостовой из булыжника. Это и есть то самое место, где упал раненый Александр ІІ.

Изумительное внутренне убранство помещения создавали самые известные русские и немецкие мастера. Они отошли от традиции оформления церквей живописными произведениями искусства. Это связано с сырым климатом Санкт-Петербурга.

Собор декорирован богатейшей коллекцией полудрагоценных камней и самоцветов, а мозаика покрывает все стены и своды храма Спаса на Крови. Ее площадь – более 7 тыс. кв. метров! Здесь даже иконы выполнены из мозаики.

Монументальные изображения набирали «венецианским» способом. Для этого в обратном отображении рисунок сначала копировали на бумагу. Готовую работу разрезали на части, на которые приклеивали смальту, подбирая соответствующие оттенки. Потом, как пазлы, мозаичные блоки собирали и крепили на стену. При таком методе живописный рисунок упрощался.

Иконы же набирали традиционным, «прямым» способом. При таком методе образ почти не отличался от оригинала. Как фон зодчие использовали много смальты золотого цвета. При солнечном освещении она наполняет внутреннее пространство мягким свечением.

Интересные факты

С храмом Спаса на Крови связано много удивительных загадок. Собор долго стоял в строительных лесах. Об этом даже песня появилась у одного известного барда. Люди полушутя говорили, что реставрационные конструкции такие же нерушимые, как и Советский Союз. Леса наконец-то разобрали в 1991 году. Эта же дата теперь означает и конец СССР.

Также в народе говорят о тайне некоторых дат, нанесенных на загадочную икону, которую никто не видел. Якобы на ней зашифрованы все важные для страны и Питера события: 1917 год, 1941 год, 1953 г. С числами связаны пропорции церкви: высота центрального шатрового купола – 81 метр, что совпадает с годом гибели императора. Высота колокольни – 63 метра, то есть возраст Александра в момент смерти.

Полезная информация

Все тайны, связанные с храмом, каждый турист может попробовать расшифровать самостоятельно. Для этого нужно просто приехать в Петербург. Здание находится по адресу: Наб. канала Грибоедова 2Б, корпус А. В храме Спаса на Крови верующие люди могут попасть на православную службу. В соборе есть свой приход. Расписание богослужений постоянно обновляется на сайте церкви.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как рассчитывают день Пасхи

Любители памятников искусства оценят красоту собора, записавшись на экскурсию. Предлагаются разные темы. Туристы узнают об архитектуре церкви, ее мозаике и сюжетах изображений.

Режим работы предусматривает даже вечерние экскурсии в летний период. В среду музей не работает. Цены на билеты колеблются в пределах от 50 до 250 рублей.

Запечатлеть неподвластную времени красоту захочется многим посетителям. По мнению британского портала Vouchercloud, храм Воскресения Христова – самый известный туристический объект России. Но ни фотографии, ни описание здания не смогут передать всю красоту собора. Храм откроется тем, кто познакомится с ним лично.

Источник: https://rogaine-spb.ru/gde-pobyvat/hram-spas-na-krovi-v-sankt-peterburge-istoriya.html

Почему спас на крови

1 марта 1881 года в Санкт-Петербурге в результате двойного террористического акта погибает император Александр II. В народе его называли «Освободителем», в связи с отменой крепостного права в 1861 году и победой в Русско-турецкой войне (1877—1878). Ответственность за террористический акт взяла революционная организация «Народная воля», выступающая за проведение демократических реформ в России.

Впоследствии, подражателями «народовольцев» станут два брата — Александр Ульянов, участвующий в покушении против сына Александра II — императора Александра III («Миротворец»), и Володя Ульянов (Ленин) — главный революционер XX века, террорист, идейный вдохновитель большевиков, организатор расстрела внука Александра II — императора Николая II и всей царской семьи

Но вернемся к Александру II и его гибели. Императору предсказывали, что именно восьмое покушение на его жизнь станет роковым. До этого на жизнь царя покушались уже шесть раз. Он смог пережить седьмое, но восьмое стало фатальным.

Покушение было совершено на набережной Екатерининского канала (ныне «канал Грибоедова»). Теракт произошел, когда император возвращался после войскового развода в Михайловском манеже. Террористов было двое.

Об этом событии коротко и очень интересно рассказывает петербуржец Алексей Пашков — популярный гид-экскурсовод:

Почему «храм Спас на крови» так называется

Итак, «Спас на крови» — уникальный памятник архитектуры 19 в. Возведен на том самом месте, где был смертельно ранен император Александр II. Официальное название храма — «Храм Воскресения Христова», но в народе прочно закрепилось именно «Спас на крови».

Происхождение названия храма лишено таинственности и загадочности. Все очень просто: значение слова Спас — самый распространенный эпитет, присваиваемый Иисусу Христу (Спаситель). А на крови, потому что храм был воздвигнут на том самом месте, где была пролита кровь императора.

Примечательно, что сегодня в западной части храма, прямо под колокольней с большим золотым куполом, можно увидеть сохраненную часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика.

Сегодня «Храм Спаса на крови» — единственный в мире православный собор, мозаичное убранство которого составляет 7065 кв.м. Внешние стены и все внутреннее убранство храма покрыто мозаичным ковром из икон и орнаментов

Источник: https://sobor-novoros.ru/pochemu-spas-na-krovi/

Храм Спаса на Крови

Церковь Спаса-на-Крови! Над каналом дождь, как встарь. Ради Правды и Любви

Тут убит был русский царь.


Наум Коржавин
.

Храм Спаса на Крови – одна из визитных карточек Санкт-Петербурга. Возникновение собора и его судьба не менее примечательна и уникальна, чем его архитектурный вид.

Многие туристы, впервые знакомящиеся с Петербургом, отмечают то, что Спас на Крови очень поход на Собор Василия Блаженного в Москве. Сходство действительно есть, однако, строения возведены с разницей более, чем в 300 лет.

Московский собор возведен ориентировочно в 1554 году, а строительство петербуржского храма на месте убийства царя Александра II велось с 1883 по 1907 годы. Причиной сходства является выбранный русский стиль при проектирования Спаса на Крови, в конце XIX века он был популярен в столице и Александр III, лично занимающийся возведением собора-памятника своему отцу, отдал предпочтение именно этому архитектурному стилю.

Царь-реформатор Александр II и «Народная воля»

Александр II – император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский правил империей с 1855 по 1881 годы. В историю он вошел как царь-реформатор. Его имя, прежде всего, связывают с отменой крепостного права в 1861 году. Помимо этого он провел военную и финансовые реформы, реформу среднего и высшего образования, городского самоуправления.

Однако, реформы, происходившие в стране были скорее социально-экономической необходимостью для удержания монархической системы правления, нежели инициативой государя и заботой о населении. Поэтому недовольство в обществе нарастало, образовывалась различные кружки и организации сопротивления, наибольшую известность среди которых получила, конечно, «Народная воля».

Представителями этой народной революционной организации было предпринято несколько покушений на царя, одно из которых достигло цели.

Этот Собор Воскресения Христова на Крови возведен на месте покушения на цареубийство в 1881 году членом «Народной Воли» террористом И.Гриневицким. Взрыв на набережной Екатерининского канала (так в то время назывался Канал Грибоедова) прогремел в 14:25, а в 15:35 царь скончался в Зимнем дворце. Практически сразу же сын и будущий император Александр III принял решение увековечить память отца.

Часть тротуара, где была пролита кровь Александра II, вошла в пространство храма, где она огорожена серо-фиолетовыми колоннами из яшмы и покрыта шатром. Еще одним знаком, имеющим отношение к истории смертельного ранения государя, является «говорящая» высота собора – 81 метр, что указывает на дату – 1881 год.

По внешнему периметру собора установлены фрески и мраморные таблички, на которых изображены и написаны основные достижения и реформы правления Александра II.

Интересно, что по прошению городских властей, поданному уже на следующий день после этого кровавого события, будущий наследник разрешает установить на этом месте часовню. Она строится по проекту Бенуа и на средства купцов Петербурга Громова и Милитина.

Однако Александр Александрович желал видеть здесь не просто часовню, а большую церковь, которая была бы ориентирована на лучшие традиции русского православного строительства, представленного храмами Ярославля и Москвы.

У конкурса на лучший проект Спаса на Крови было два этапа, все представленные работы император отвергал, выбранные эскизы потом еще долго дорабатывались.

Внутреннее убранство Спаса на Крови

Спас на Крови в Санкт-Петербурге имеет совершенно уникальный интерьер. Экскурсоводы называют его царством мозаики и камня.

Собор строился значительно позднее Исаакиевского и Казанского соборов, и можно было учесть все ошибки и проблемы, возникающие из-за влажного климата города. Именно поэтому изначально было принято решение все иконы, образы и роспись храма создавать мозаикой.

Ансамбль мозаики интерьера Спаса на Крови – крупнейший в России. На фасаде мозаикой покрыто 400 квадратных метров, всего храм располагает более 7 000 квадратных метров.

Разнообразие резного камня – вторая уникальная особенность Спаса на Крови. В интерьеры использован мрамор различных цветов и оттенков, яшма также нескольких видов, порфир, родонит. Над создание восхитительного мозаичного мраморного пола работали российские и итальянские мастера. Несколько лет назад часть пола была огорожена, а часть закрыта коврами, сегодня пол полностью открыт и любой турист может подивиться неисчерпаемой фантазии мастеров, создавших такой шедевр.

Каменный иконостас – еще одна достопримечательность собора. Центральная часть над божественными воротами потрясает воображение своим изяществом и выполнена из мрамора молочного цвета. Южный и северный киоты изготовлены изуральского родонита коргонского порфира, ревневской, орской и аушкульской яшм.
Отдельно обращает на себя сень, возведенная над местом смертельного ранения Александра II. Она выполнена из родонита, яшмы и змеевика.

История Спаса на Крови

Собор Спаса на Крови строился 24 года и стал вторым после Исаакиевского, которые управлялись за казенный счет. Несмотря на свою большую вместительность – 1600 прихожан, этот храм не был открыт для прихожан и находился на балансе ведомства внутренних дел Российской Империи. Вход сюда был органичен – существовали даже специальные пропуска. Храм использовался для богослужений в память о Александре II и для посещения представителей царской фамилии.

После прекращения финансирования собора государством в 1917 году Спас на Крови ждали страшные «мытарства» в поисках хозяина. Несколько лет он принадлежал церковной общине, затем Петроградской епархии, потом оппозиционному движению иосифлянства. Далее советской властью собор закрывают и даже решают его уничтожить. Остановила этот произвол война, во время которой в храме был устроен морг, позже – овощехранилище.

После 1945 года Спас на крови сохранял декорации Малого театра. Во время блокады Ленинграда собор не сильно пострадал от артобстрелов, и только в 1961 году был обнаружен фугас, застрявший в перекрытиях одного из куполов и не взорвавшийся.

Все, кто знают подробную историю собора, расскажут вам мистическую легенду о том, что здание «охраняют» высшие силы – в 1941 году война началась буквально за несколько недель до назначенного подрыва здания, попавший снаряд не разорвался и так далее.

Помимо этого, есть еще одна известное сбывшиеся предсказание о том, что СССР прекратит свое существование в год, когда снимут реставрационные леса со Спаса на Крови. Так и произошло в действительности.

В 1970 году Спаса на Крови был поставлен на баланс музея «Исаакиевский собор». Так была предотвращена потеря исторического памятника и начаты работы по его восстановлению и реставрации.

Через 90 лет со дня своего строительства Спас на Крови открылся для всех – в 1997 году, а в 2004 году в нем была отслужена литургия, восстановившая с промежутком в 70 его православную сущность. Сегодня Спас на Крови – обязательный объект для каждого туриста города.

Фотографии с его изображением являются «открыточными видами» Северной столицы, а внутреннее убранство, мозаики и резной камень ежедневно восхищают сотни российских и иностранных туристов.

Источник: http://www.peterburg.biz/hram-spasa-na-krovi.html

Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге: величественный Храм-Памятник

Когда гуляешь по Невскому проспекту, то собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, открывающийся взгляду в глубине набережной канала Грибоедова, заставляет еще и еще раз остановиться. Есть что-то в нем притягательное.

Так было не один раз, когда судьба забрасывала меня в северную столицу. Но еще ни разу не удавалось заглянуть внутрь. И вот в этот раз многолетняя мечта осуществилась! И мне удалось побывать внутри этого чудесного храма-памятника. И надо сказать, что внутреннее убранство собора столь же восхитительно, как и внешнее. Но обо всем по-порядку.

Страшное место

Шла последняя четверть XIX века, уже отменили крепостное право и провели серию «великих реформ». Инициатором тех масштабных преобразований стал император Александр II.

Казалось бы, результатом реформ должно было стать не только ускорение экономического развития страны, но также улучшение общественного благополучия и сплочение подданных вокруг своего монарха.

Однако в действительности последствия реформ не только не остановили, но еще более стимулировали революционное движение, передовым отрядом которого в то время были народники. Они ратовали за свержение монархии и социализм.

Поскольку монархия не шла ни на какие демократические уступки, то революционеры пошли по пути ужесточения методов борьбы с властью. Закономерным итогом этого стало провозглашение индивидуального террора как главного метода действия, а целью — физическое устранение монарха.

В конце 1870-х годов была создана революционная организация «Народная воля» и по стране прокатилась серия политических убийств. Началась охота на царя. Первые два покушения не дали результата, третье же завершилось убийством Александра II. Произошло это 1 марта 1881 года на Екатерининском канале, который сейчас носит имя А.С. Грибоедова, в том месте, где сейчас стоит церковь Спаса-на-Крови.

В этот день царь направлялся в Зимний дворец из Манежа. У него была назначена важная встреча, и Александр II торопился. Руководительница покушения народоволка Софья Перовская расставила четырех бомбистов у поворота от набережной Екатерининского канала на набережную Мойки. Они должны были бросить снаряды в царскую карету по ее сигналу – взмаху платка.

Когда экипаж поравнялся с первым из террористов Николаем Рысаковым, тот кинул приготовленную бомбу. Однако царь не только не был убит, но даже не пострадал. Он вышел из кареты, чтобы увидеть человека, желавшего его смерти. И в этот самый момент был смертельно ранен вторым участником покушения: Игнатием Гриневицким, который остался незамеченным охраной.

Террорист фактически взорвал себя вместе с царем. Одновременно с ними погибли казак А.Малеичев и случайный прохожий – 14-летний мальчик Коля Захаров, служивший в мясной лавке и относивший заказ покупателю. И еще 17 человек были ранены.

Александра II отвезли в Зимний, где он вскоре умер. Гриневицкого доставили в Конюшенный госпиталь, где он скончался почти одновременно с человеком, которого убил. Остальные террористы – первомартовцы были схвачены и вскоре после суда повешены.

Храм-памятник

По древней русской традиции на месте знаковых событий возводятся храмы. Совсем недавно нам удалось побывать в одном из них, который находится в Екатеринбурге на месте Ипатьевского дома, где в 1918 году была расстреляна царская семья Николая II.

И вот теперь, в Питере мы снова стоим возле храма Спаса-на-Крови. Его полное название Собор Воскресения Христова на Крови.

А решение об увековечении памяти убитого царя и возведения на месте его гибели храма-памятника было принято в 1883 году. Так имена Александр и Спас-на-Крови оказались неразрывно связанными.

Строительство собора длилось 24 года, и он был освящен 19 августа 1907 года. На этой церемонии присутствовал другой император: Николай II, который через десятилетие повторит мученический подвиг своего царственного предшественника Александра II.

Драматические годы

До революции Спас-на-Крови был действующим храмом со своим приходом. После событий 1917 года, установления советской власти и провозглашения государственного атеизма финансирование прихода прекратилось. Но, несмотря на это, службы здесь проводились до 1930 года, когда было принято решение храм закрыть. Постановили, что памятники «царского режима» теперь никому не нужны  и собор следует разобрать.

История Воскресенского собора далее складывалась драматично. До войны его разрушить не успели, но в годы блокады он был превращен в морг. Сюда привозили умерших от голода.

После войны в соборе располагался склад для декораций Малого оперного театра.

В начале 1960-х годов Спас-на-Крови опять чуть было не погиб. Теперь причина была в немецком 150-килограммовом фугасном снаряде, который, не разорвавшись, застрял в перекрытии одного из куполов. Его обнаружили совершенно случайно в 1961 году.

Фактически один из самых необычных памятников Ленинграда находился под угрозой взрыва в течение 18 лет. Операция по извлечению фугаса и его вывозу на Пулковские высоты, где он был взорван, вошла в историю саперного дела.

За более чем 50 лет бездействия храма и отсутствия в нем отопления внутреннее убранство оказалось на грани гибели. Особенно разрушительными были годы блокады Ленинграда и складирования здесь театральных декораций.

Вновь для посетителей храм-памятник открылся 19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения. А первая литургия была отслужена лишь 23 мая 2004 года.

Архитектура собора

Этот собор необычен для Петербурга – имперской столицы России. Ее стройная, парадная и немного чопорная архитектура явно тяготеет к европейскому стилю. Это не случайно, ведь Петр I – основатель города «прорубил окно в Европу» и вывел нашу страну в число основных мировых держав.

И вдруг в этом самом европейском городе России возводится собор в традиционном стиле. На первый взгляд Питер и Спас-на-Крови кажутся не сочетаемыми друг с другом. Но это не так. Новый император Александр III, по велению которого и был возведен храм, был ярым русофилом, считавшим интересы своей страны более важными по сравнению с международными делами.

Спас-на-Крови в СПб  – это затейливая игра резных пилястр, наличников и кокошников, ярких главок 9 живописно скомпонованных куполов, узорчатой каменной резьбы, что вызывают прямую ассоциацию с Собором Василия Блаженного на Красной площади.

Интересно, что проектировали это сооружение два человека. Первый – Альфред Парланд, русский шотландец, второй – Игнатий Малышев, священник и настоятель Троице-Сергиевой пустыни. Сочетание европейского рационализма, который привнес в Спас-на-Крови архитектор Парланд, и русского религиозного чувства, вероятно, позволили возвести столь необычный памятник.

Внутреннее убранство храма

Когда мы вошли внутрь храма, то первое что увидели – это часть решетки Екатерининского канала и кусочек мостовой в том месте, где упал сраженный бомбой царь.

Она находится ниже уровня пола

и над ней возведен небольшой купол и горит лампада. Общая высота сооружения 14 метров.

Сень над местом смертельного ранения императора Александра II выполнена из драгоценных и поделочных камней: родонита, яшмы и змеевика. Удивительно, что на создание такой богатой отделки сени было потрачено почти столько же средств, сколько на создание всего остального храма.

На мраморном полу располагается более 45 мозаичных «ковров», каждый из которых имеет свой оригинальный узор.

Общая площадь этого драгоценного покрытия более 600 кв.м.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Для чего нужно было крещение Руси

Самое поражающее, что есть в Спасе-на-Крови внутри — это великолепные мозаики, в числе авторов которых были В.Васнецов и М.Нестеров.

Они покрывают все стены от пола до потолка. Просто дух захватывает от такой красоты!

Как нам было рассказано, мозаика в храме имеет площадь более 7 тысяч кв.м.

Мозаичные картины можно рассматривать бесконечно. Все евангельские сюжеты выглядят удивительно живо.

И даже под куполами храма сверху на нас смотрят удивительно живые глаза с мозаичных икон.

И еще одной достопримечательностью Собора Спаса-на-Крови, безусловно, является его резной иконостас.

Кажется, что он деревянный, но на самом деле изготовлен из цветного итальянского мрамора. Его оттенки подобраны настолько точно, что даже вблизи очень трудно поверить, что это не резьба по дереву, настолько естественны цвета и тонко выполнена работа.

Над резными кокошниками (над вратами) со временем будут установлены 3 креста из горного хрусталя, похожие на те, которые были здесь  до революции. В настоящее время идут работы по их воссозданию.

Царские врата удивляют . По бокам располагаются по 3 резных колоны, каждая из которых имеет свой неповторимый узор.

Киоты на иконостасах украшены удивительными цветочными узорами из яшмы.

Свет, проникающий через многочисленные окна, отражается в кусочках цветной слюды, из которой составлены мозаичные панно, и это создает не трагичное, а очень светлое настроение.

Спас на крови – это не памятник смерти, а мемориал, дающий надежду на жизнь.

Украшение Петербурга

Сейчас Спас-на-Крови – это один из самых посещаемых музеев города. Практически, любые экскурсионные программы включают эту достопримечательность к обязательному посещению для туристов.

Но проще всего, конечно, сделать это самостоятельно. Как добраться до Спаса-на-Крови? Очень просто!

Нужно доехать на метро до станции «Невский проспект» и выйти на канал Грибоедова. Небольшая прогулка по его набережной и Вы — у цели. Точный адрес собора: набережная канала Грибоедова, д. 2-А.

Храм-музей работает ежедневно (кроме среды) с 10.30 до 22.30. Стоимость билета 250 руб. (данные на лето 2015 года). Также здесь есть музей камня, в который можно попасть за 100 руб. Во второй музей мы не пошли: мало было времени, да еще остались яркие впечатления от авторской коллекции камней в Екатеринбурге, где мы побывали 2 месяца назад.

Время пребывания в храме неограниченно. Можно воспользоваться аудиогидом (за 100 руб.) и ходить самостоятельно.  Мы же решили воспользоваться услугами экскурсовода. Его стоимость включена в билет. По мере формирования группы посетителей возле входа, к ней «прикрепляется» экскурсовод, который водит по храму и рассказывает об истории и архитектуре.

Не стоит забывать, что Спас-на-Крови (храм Воскресения Христова) – это не только памятник, но и действующий храм. Для тех, кто планирует его посещение нужно знать, что во время службы экскурсии не проводятся. А те, кто хочет бесплатно попасть внутрь, наоборот, могут узнать расписание богослужений.

На карте места в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где уже удалось побывать.

Поделитесь в комментариях, в каких храмах-памятниках вы бывали и какие из них запомнились больше всего.

Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/sobor-spasa-na-krovi-v-sankt-peterburge-hram-pamyatnik/

Церковь Спаса-на-Крови, Санкт-Петербург

Говоря о самых важных местах, которые стоит посетить в Санкт-Петербурге, можно сказать, что церковь Спаса-на-Крови — это такое зрелище. Это здание славится своим сходством с храмом Василия Блаженного на Красной площади в Москве, поэтому его очень легко заметить в самом центре Санкт-Петербурга. Являясь важным историческим местом и действующим собором, церковь Спаса-на-Крови привлекает как местных жителей, так и туристов.

Назад в историю

istock/Vladislav Zolotov

Строительство храма Спаса-на-Крови началось в 1883 году. Она была заказана императором России Александром III, чей отец, Александр II, был убит двумя годами ранее радикальными революционерами. Александр II известен как освободитель, так как во время своего правления отменил крепостное право, то есть зависимость русских крестьян от своих помещиков.

Тем не менее, его действия были сочтены довольно спорными, поэтому было несколько попыток его убийства. Последняя попытка была предпринята 1 марта 1881 года на дощатой набережной канала Грибоедова (тогда Екатерининский), когда экипаж Александра II проезжал туда со стороны Зимнего дворца.

Поэтому сын императора, Александр III, решил построить здесь церковь в память о своем отце.

Строительство

istock/yulenochekk

Прежде всего, было решено, что церковь Спаса-на-Крови отличается от других соборов Санкт-Петербурга. В отличие, например, от Казанского и Исаакиевского соборов, с их классицистическим внешним видом, церковь Спаса-на-Крови предназначалась для «позднерусского стиля», похожего на Московский собор Василия Блаженного и городские ярославские храмы.

Тогда строительство Храма Спасителя на пролитой крови было чрезвычайно дорогостоящим. Наверное, теперь это оправдывается тем, что в нем более 7500 квадратных метров мозаики и великолепный интерьер, разработанный такими известными российскими художниками, как Михаил Александрович Врубель и Виктор Михайлович Васнецов. Изначально Церковь Спасителя пролитой крови не предназначалась для огромных собраний. Самое священное место там — то, где пролилась кровь Александра II Русского.

после Октябрьской революции

По окончании царствования монархов в России Церковь Спаса-на-Крови вступила в новую эру. Субсидии со стороны государства были отменены, и собор был закрыт в 1932 году. Впоследствии его помещения использовались для хранения овощей и даже в качестве морга во время блокады Ленинграда во время Второй мировой и Великой Отечественной войн. После войны там хранились некоторые театральные декорации, а правительство даже хотело разобрать собор. Но в 1970-х годах началась его реставрация.

Начиная с 1997 года, Церковь Спаса-на-Крови доступна для посещения публикой, как часть музея Исаакиевского собора. Сейчас богослужения проходят и в Храме Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.

Теперь каждый желающий может легко добраться до Храма Спаса-на-Крови с Невского проспекта, который является главной артерией Санкт-Петербурга. Он расположен в двух шагах от Дома Зингера, а также от Казанского собора, оба недалеко от канала Грибоедова. Посещение этого исторического места и действующего собора, а также фотографирование таким образом, чтобы Церковь Спасителя на Пролитой Крови отражалась в воде, является обязательным в Санкт-Петербурге.

Griboyedov channel embankment, 2Б, Sankt-Peterburg, Russia, 191186

Привет, я Мария, или Маша, как меня называют на русском. Я буду вашим гидом и расскажу как о местах, которые обязательно надо посетить, так и о местах, неизвестных туристам, в Москве и Санкт-Петербурге. Я покажу вам свои любимые места в этих городах, где вы сможете почувствовать истинный дух местных традиций.

Источник: https://www.itinari.com/ru/the-church-of-the-saviour-on-spilled-blood-st-petersburg-ho2w

Храм Спас на Крови — Самостоятельные путешествия

15.03.2020 0 комментариев 58 просмотров

Спас на Крови — народное название храма. Официально же он называется Храм во имя Воскресения Христова в Санкт-Петербурге. Мемориальный храм Спас на Крови построили в память о трагической гибели императора Александра II. На этом месте он был смертельно ранен в 1881 году.

Сейчас храм Спас на Крови является одновременно музеем и действующей церковью. Когда мы вошли в него, то у входа нас остановила сотрудница музея. Она предложила немного подождать и пройти по храму с экскурсией. Бесплатные экскурсии начинались каждые 15 минут. Не знаю, была ли это разовая акция и так всегда. Но спасибо огромное работникам музея за этот короткий и емкий рассказ.

Храм Спас на Крови. История

Мы слушали трагичную историю храма и сердце сжималось от мысли, что такая красота могла быть утрачена навсегда.

Рассказ начался с того, что всю Россию потрясла трагическая смерть императора. А уже на следующий день Санкт-Петербургская Городская дума предложила установить над местом ранения Царя часовню. Новый император, Александр III поддержал решение Думы.

Но пожелал возвести не часовню, а храм-памятник. Мы узнали, что сначала провели конкурс проектов. Одним из его условий было, чтобы место ранения обязательно находилось внутри храма.

Проект удалось выбрать не сразу, но с 1883 году началось строительство храма.

Очень впечатлило то, что при строительстве использовались новейшие инженерные решения. Например, близость канала потребовала устройства сплошной плиты фундамента. А после завершения, этот храм стал первым, куда провели электричество.

Огромное внимание уделили наружней облицовке и внутренней отделке. Кирпич из Германии, эстляндский мрамор, изразцы и цветная черепица украшают храм снаружи. Венчают его 9 глав, покрытых уникальной четырехцветной эмалью. А внутри стены и своды покрыты сплошным мозаиным ковром. В России, да и в Европе храм занимает первое место по количеству мозаик.

Мозаика в храме Спас на Крови

На месте трагедии установлен восьмигранный шатер из яшмы. За золоченой решеткой с императорской короной виднеются булыжная мостовая, плиты тротуара и решетка канала. Это место, где упал смертельно раненый император.

Сень над местом смертельного ранения императора Александра II

Храм строили 24 года и освятили в 1907 году. Храм вмещал в себя около 1600 молящихся, и средства на его содержание выделяло государство.

Трудные времена

Экскурсовод с горечью рассказывала о том, как в годы Советской власти храму несколько раз грозило уничтожение. В 20-е годы прошлого века церковное имущество разграбили. А в 1930 году храм закрыли и решили снести. А пока там временно разместили овощной склад! Снос планировался на 1941 год и только война помешала этим планам. Во время войны здесь находился морг, а после войны опять склад. Все это время здание разрушается. В 1956 году над ним опять нависла угроза сноса.

Но этого, к счастью, не случилось. В 1968 году полуразрушенный храм взяло под охрану государство. А с 1970 года начались работы по восстановлению. Работа продолжалась 27 лет. В результате в 1997 году храм Спас на Крови был открыт как музей. Заново осветили его только в 2004 году. С этого времени здесь регулярно проводятся службы.

Собираясь в Питер, даже не сомневайтесь. Обязательно ставьте в план посещение этого удивительного памятника. По храму лучше ходить с экскурсией или аудиогидом. Только так можно оценить скольких трудов стоило создание этой красоты.

Музей-памятник «Спас на Крови» находится по адресу
набережная канала Грибоедова, д. 2б, литер А. Время работы с 10.30 до 18.00. Выходной день — среда. С 1 мая по 30 сентября есть вечерние программы с 18.00 до 22.30. Выходной тоже среда. Стоимость билета для взрослых 350 руб., для детей до 18 лет и персионеров 100 руб. Есть аудиогид за 200 руб. Официальный сайт cathedral.ru/ru

Источник: https://travelprc.ru/hram-spas-na-krovi/

Спас на Крови в Санкт-Петербурге: почему так называется, история собора

Нарядный, как пряничный домик, Спас на Крови или собор Воскресенья Христова на Крови, очень узнаваем и любим как жителями Петербурга, так и туристами.

История храма

Если в названии церкви есть это немного зловещее «на крови», то знайте, возведена она там, где было совершено убийство царя. И пролилась святая для русского человека царская кровь. Ведь в сознании народа царь всегда присутствовал как связующее звено между Богом и Отечеством.

Спас на Крови один из трех таких, построенных на месте пролитой царской крови, храмов. Самый ранний был построен еще в 17 веке на месте загадочной гибели царевича Дмитрия, последнего из наследников Ивана Грозного. Храм Во имя Всех святых в земле Российской просиявших в Екатеринбурге, там, где были расстреляны последний российский император Николай II и его семья, освящен уже в 2003 году.

Храм Спаса на Крови Санкт-Петербург знает, как храм-памятник, поставленный в том месте, где император Александр II был смертельно ранен народовольцами, поэтому нельзя рассказать о храме, не сделав при этом некий краткий экскурс в российское прошлое. Из курса истории известен тот факт, что Александра II, называемого освободителем и реформатором, убили народовольцы, члены партии «Народная воля», тоже стремившиеся к переустройству российских порядков того времени.

Почему же они его убили?

Марсово поле в Санкт-Петербурге

Царские реформы носили характер позднего прозрения. Очень многое изменили они, но с опозданием: недовольство властью как бы укоренилось, стало неотъемлемой частью прогрессивной русской жизни. А в среде народовольцев вообще считалось, что средством борьбы за социальные преобразования может быть только убийство, террор.

Только, так называемый, террор индивидуальный: не массовые убийства с целью устрашения, подобно тому, как это делают современные экстремистские организации, а направленный против конкретных представителей власти. С сатрапами надо говорить на их языке, т.е. с позиций силы. Хорошо законспирированная организация фанатично шла к своей цели: устранения императора как символа авторитарной власти, именно посредством убийства.

Террористический акт 1 марта 1881 г.

Но кровавая акция народовольцев не нашла понимания и поддержки у народа: никакого восстания не произошло, наоборот, на место гибели Александра II люди понесли цветы, там появился временный памятник.

Сразу же после трагедии Городская петербургская дума просила уже нового царя разрешить возвести на средства города часовню или памятник убитому царю.

Александр III повелел построить такую церковь, которая напоминала бы «душе зрителя о мученической кончине покойного императора Александра II и вызывала верноподданические чувства преданности и глубокой скорби русского народа».

На создание храма ушло 26 лет. Храм во имя Воскресения Христова был освящен 19 августа 1907 уже при императоре Николае II, внуке убитого.

В таком названии звучит идея торжества жизни, утверждается связь между мученической кончиной царя и искупительной жертвой Христа.

Эту мысль отражают слова из Евангелия от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», которые присутствуют во внутреннем убранстве, как осмысление духовного подвига царя, который освободил крестьян и был казнен своим же народом.

Храм во имя Воскресения Христова

Красно-коричневый кирпич в наружной отделке как символ крови, пролитой Спасителем, наличники из белого мрамора, кокошники и цветочное украшение фасада показывают радость Воскресения Христова. У мраморного мозаичного распятия под золотым навесом проходили церковные службы. Здесь читали проповеди, служили панихиды, проводили службы, посвященные памяти царя-мученика. Однако не крестили и не венчали, так как храм «ввиду особого значения как общенародного памятника» не являлся приходским.

На специально построенном выступе, как бы выдвинутом в русло канала, стоит колокольня высотой 62,5 метра с крестом и с императорской короной на верху. Колокольня обозначает находящееся внутри храма скорбное место.

Следует знать.Чтобы вода не проникала под здание и чтобы укрепить грунт, впервые при строительстве зданий и сооружений Санкт-Петербурга было сделано бетонное основание под фундамент вместо традиционных свай.

Судьба у этого собора оказалась горькая, непростая. Его не приняли современники: «небывалое архитектурное уродство», «декоративное изуверство» говорил художественный критик Сергей Маковский и даже призывал уничтожить произведение архитектора Парланда. Того же мнения придерживались и его собратья по обществу «Мир искусства». Считалось, что это сооружение не вписывается в классицистические петербургские застройки, и его прозвали «бонбоньерка».

Следует знать. Храм невзлюбила и советская власть: собор неоднократно хотели снести.

Судьба храма в советское время

В советское время храм Спаса на крови в Питере рассматривался, как памятник самодержавию в целом, поэтому и художественное значение его оценивали с осторожностью, и даже негативно. Представители власти считали, что городу лучше всего избавиться от собора с таким неоднозначным толкованием: в 30-х годах его хотели не уничтожить, нет — разобрать, мозаичные фрагменты внутреннего убранства передать в музеи, а редкие минералы вновь использовать для строительства.

Колокола были сброшены и в январе 1931 года все 14 колоколов отправлены в переплавку.

В конце 30-х советская власть решила, что этот памятник архитектуры лишен всякой художественной и исторической ценности и было принято постановление о взрыве неугодного строения.

Уже были сделаны в стенах специальные ниши для взрывчатки, как вдруг начавшаяся война стала спасением. Подрывникам пришлось заняться другой работой, и о разрушении церкви забыли. В городе бытовало поверье: разрушить этот храм невозможно.

Интересно! Во время немецких артобстрелов его не маскировали, не пытались спасти от снарядов, но он «выжил». Чудесная стойкость — характерная черта Спаса на Крови.

Действительно, даже фугас, массой около 150 кг не причинил ему особого вреда и пролежал целых 20 лет в стропилах центральной башни. Он был обнаружен только при реставрации. А в блокадную зиму храм в шутку стал называться «Спас на картошке», поскольку там было овощехранилище. За массивными стенами могли прятаться и живые, и мертвые. Сюда свозили тела ленинградцев, умерших от голода. Бомбы и снаряды каким-то волшебным образом облетали церковь, абсолютно лишенную всякой маскировки.

После войны памятное сооружение на канале Грибоедова опять мешает: его надо убрать с карты города, чтобы построить транспортную магистраль.

В 1956 году власти заговорили об уничтожении здания для спрямления автомобильной дороги вдоль канала, но общественные протесты предотвратили снос. И только в 1968 году собор обретает статус памятника архитектуры.

Обветшалый, находящийся в аварийном состоянии, он становится филиалом Государственного музея «Исаакиевский собор». Теперь началась новая история возрождения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как долго длятся рождественские праздники

Храм в лесах

Никольский собор в Санкт-Петербурге

Строительные леса стояли возле Спаса на Крови так невозможно долго и так ленинградцы хотели, чтобы их наконец, убрали, и храм засиял прежней красотой, что они стали легендой и достопримечательностью города.

За годы запустения и надругательства сильно было разрушено главное место храма — Сень — покров над местом, где лежал смертельно раненый царь. За золоченой решеткой видно булыжную мостовую, плиты тротуара и часть решетки канала. По преданию, до закрытия в 1930-м, здесь еще можно было увидеть следы царской крови.

 У Сени всегда молились о душе погибшего императора, сейчас эта традиция возобновлена. Здесь читают проповеди, служат панихиды, проводят службы, посвященные памяти царя-мученика.

Самым трудоёмким для реставраторов оказался процесс восстановления мозаики: она была с трещинами, царапинами, потеряла яркость красок, частично утратила смальтовое покрытие. Художники создавали сначала специальные живописные оригиналы для последующего мозаичного воспроизведения. Сами мозаики выполнены в разных стилях такими художниками, как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин.

Следует знать. В соборе более двухсот изображений святых, наиболее почитаемых на Руси. В своде главного купола лик Господа Вседержителя, его взор устремлен прямо на нас, перед Ним раскрытое Евангелие со словами «Мир вам».

Мозаичная икона небесного покровителя царя — Святой Александр Невский выполнена по эскизам известного художника Михаила Нестерова. Святой изображён молящимся в домовой церкви. Часть уникальных икон сегодня утрачена, но изображение Александра Невского, благодаря реставраторам, можно видеть на прежнем месте.

Несколько мозаичных орнаментов выполнил сам Парланд. В технике русской мозаики были задуманы и выполненные на фасаде гербы русских городов и уездов, жители которых передавали на возведение храма свои личные сбережения.

Гербы русских городов и уездов

19 августа (по новому стилю) 1997 года в день Преображения Господня собор был открыт, как музей. C тех пор прошло много лет, кровля оказалась в аварийном состоянии, возникла угроза намокания несущих конструкций шатра, кладка кокошников пострадала от питерской непогоды, а покрытый эмалью купол «пестрел» сколами и трещинами. Сейчас специалисты очищают поверхность шатра от столетней пыли и копоти и укрепляют дошедшую до наших дней историческую эмаль.

Полностью заменить ее реставраторы не могут: чтобы нанести новое покрытие и обжечь его в печи, необходимо демонтировать купол. После завершения работ на главном куполе реставраторы займутся и остальными, затем дойдут и до фасада.

В прошлом году Спас на Крови, как государственный музей вошел в рейтинг наиболее знаменитых культурных объектов мира и стал самой популярной достопримечательностью России.

Дополнительная информация

Телефон собора Спас-на-Крови
(812) 315-16-36, (812) 314 — 40 — 96

Адрес: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова,

Официальный сайт.

Как доехать: на метро до ст. «Невский проспект», затем пешком по наб. канала Грибоедова.

Режим работы: с 10:30 до 18:00, выходной день среда.

Расписание богослужений: по воскресным и праздничным дням богослужения начинаются в 7:00, всенощная литургия по субботам в 18:00.

В высокий туристический сезон, а именно в период с 1 мая по 30 сентября, музей работает до 22:30. Кассы закрываются на 0,5 часа раньше.

С 27 апреля по 30 сентября с 18:00 до 22:30 в музее проводятся вечерние экскурсии «Спас на крови в белые ночи». Стоимость билета составляет 250 рублей* для взрослых и 50 рублей для детей, студентов и пенсионеров. Можно также взять в аренду аудиогид.

* Цены указаны на август 2018 года.

Спас на Крови — это собирательный образ православного храма, ориентированного на образцы Ярославля и Москвы XVI-XVII веков. На его облик большое влияние оказала архитектура знаменитого собора Василия Блаженного в Москве, поэтому он и не похож на строгие, величественные дворцы и церкви Петербурга, построенные по правилам классицизма.

Источник: https://turproezdka.ru/dostoprimechatelnosti/spas-na-krovi.html

Его построили при довольно драматических обстоятельствах, а история стала не менее трагичной|Qbik

Собор Спаса на Крови — это одна из самых главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Его построили при довольно драматических обстоятельствах, а его история стала не менее трагичной. Однако не все — причем не только туристы, но и петербуржцы — знают, что хранит он множество мистических загадок и тайн. Этот рассказ о том, как храм превратился в морг и повлиял на распад СССР, где хранится икона, способная предсказывать будущее, и почему кресты хранятся под водой

Возводить церковные сооружения в честь важных исторических событий или в память о погибших — древняя традиция русского зодчества.Спас на Крови стоит на том месте, где 1 марта 1881 года (по старому стилю) в результате террористического акта был смертельно ранен император Александр II.

Александр II вошел в историю России как царь-освободитель, инициатор множества реформ, однако ни за одним другим правителем террористы не охотились так долго и беспощадно.

Царствование Александра II с самого начала было отмечено зловещими предзнаменованиями.

Первое случилось уже во время коронации: на торжествах в Успенском соборе Московского Кремля 26 августа 1856 года пожилой царедворец внезапно потерял сознание и выронил подушку с державой. Символ самодержавия, зазвенев, покатился по каменному полу

В прошлом Александру II предсказывали, что именно восьмое покушение на его жизнь станет роковым. До этого на жизнь царя покушались уже шесть раз. Он смог пережить седьмое, но восьмое стало фатальным.

Убийство на Екатерининском канале

Покушение 1 марта 1881 года, ставшее для императора роковым, подготовили народовольцы во главе с Андреем Желябовым. Но за несколько дней до покушения Желябова арестовали, и операцию возглавила Софья Перовская. На этот раз тоже не обошлось без зловещих предзнаменований: накануне император несколько раз видел под окнами своего дворца мертвых голубей. Оказалось, на крыше поселился огромный коршун, который убивал голубей. Коршуна поймали, но в Петербурге заговорили, что это не к добру

Утром 1 марта российский император Александр II, как обычно посетил развод войск в Михайловском манеже, а после него поехал домой в Зимний дворец. Его путь проходил рядом с Екатерининским каналом (сейчас это канал Грибоедова). Внезапно к его карете подбежал какой-то человек и бросил в нее сверток.

Прогремел взрыв, но никого не задело. Невредимый царь смог выбраться из кареты и подойти к раненому юноше, который, уже связанный, лежал на снегу. Им оказался народоволец Рысаков. Но в этот момент к императору подбежал Гриневицкий, второй убийца, который бросил бомбу. Террористы на всякий случай подстраховались. Вновь раздался взрыв, который оказался мощнее предыдущего. Александра вместе с убийцей отбросило к решеткам канал. Это оказалось концом.

Взрывом снаряда на Екатерининском канале,брошенным Гриневицким во время покушения, императору оторвало обе ноги. Тут уместно вспомнить еще одну жутковатую легенду: будто бы еще при рождении будущего российского императора некий городской юродивый Федор предсказал, что государь «будет могуч, славен и силен, но умрет в красных сапогах».

Это восьмое покушение стало смертельным. Как тут не вспомнить о французской гадалке, предсказавшей императору, что он умрет от восьмого из совершенных на него покушений.

Александр II и его убийца умерли почти одновременно, через несколько часов после взрыва. Император скончался в 15:35 пополудни в Зимнем дворце, а Гриневицкий — в придворном госпитале, который тогда размещался в доме № 9 на набережной Екатерининского канала. Остальные участники покушения — Рысаков, Кибальчич, Михайлов, Желябов и Перовская — были приговорены к смертной казни через повешение, которая состоялась 3 апреля 1881 года на Семёновском плацу.

Рассказывали, что, поднимаясь на помост эшафота, Софья Перовская вдруг будто бы выхватила откуда-то белый платочек и взмахнула им над собравшейся толпой, как тогда, когда подавала сигнал бомбометателям. С тех пор живет легенда о самом известном привидении Петербурга — призраке Софьи Перовской. Мол, ежегодно первого марта перед рассветом на мостике через канал Грибоедова появляется силуэт молодой женщины в саване, со шрамом на шее и с белым платочком в руке.

История создания и храма

Смерть императора стала потрясением для всей России. Уже на следующий день после трагедии, 2 марта, на месте гибели появился временный памятник, куда люди приносили цветы. Городская дума предложила установить на этом месте временную часовню. Однако новый император Александр III наказал часовней не ограничиваться и построить великолепный храм.

Был объявлен конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII столетия. Как проводились конкурсы на проект Спаса на Крови, история кратко рассказывает: предлагали свои варианты лучшие архитекторы тех времен — Бенуа, Шретер, Богомолов и другие. А победу одержал молодой и перспективный Альфред Парланд, заручившийся поддержкой архимандрита Игнатия.

Но и ему пришлось еще 5 лет потратить на доработку своего произведения.

Александр III предъявлял очень серьезные требования к проекту: собор должен был напоминать соборы Москвы и Ярославля, а один из его приделов обязательно должен увековечить память императора, погибшего мученической смертью. Государь распорядился оставить внутри будущего собора нетронутый участок мостовой, где пролилась кровь его отца.

Грандиозное строительство

Строительство собора затянулось на 24 года. Оно было завершено только в 1907 году. Все дело в том, что более чем 7000 кв.м. пространства храма были украшены мозаичными фресками, созданными знаменитыми художниками Нестеровым и Васнецовым. Пять из 9 куполов было решено покрыть эмалью, которая доселе применялась исключительно в ювелирном искусстве.

Площадь покрытия составила более 1000 квадратных метров — это рекорд использования горячей эмали, который никто смог повторить и поныне.

На месте, где погиб император, был построен особый придел. В нем оставили брусчатку, на которой умер монарх.

Вплоть до наших дней прекрасно сохранились фрагменты решетки набережной, плит тротуара и даже булыжники мостовой, на которые упал, истекая кровью, император. Это место самое значительное в храме после алтаря.

Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза.

Церковь освятили и назвали собором Воскресения Христова. Возможно, поэтому от здания исходит такая жизнеутверждающая сила. В народе же собор получил другое имя — Храм Спаса на Крови. Совсем несложно понять, почему так называется церковь. Аналогия между мученической смертью Спасителя и невинно убитым императором довольно прозрачная.

Мистика

Сразу после освящения храма Спаса-на-Крови стали появляться мистические легенды. Многие говорили, что иногда можно расслышать стоны убитого императора. А простой люд верил, что новый храм может уберечь от бед.

Для многих удивительно само расположение храма — он буквально висит над каналом, разорвав набережную. Как такое могло получиться в городе, который застраивался, используя самые строгие архитектурные каноны, неизвестно.

Однако в свое время местоположение храма сыграло немаловажную роль в его истории: поговаривают, что дабы спасти убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на самое дно канала Грибоедова.

Впоследствии, когда опасность миновала, а Спас на Крови начали реставрировать, но никак не могли отыскать кресты, которые венчали храм, произошел любопытный случай: случайный прохожий, знавший легенду, подошел к команде реставраторов и посоветовал поискать кресты в воде.

Обследовать дно отправили бригаду водолазов и ко всеобщему удивлению кресты оказались именно там, где указал незнакомец.

https://www.youtube.com/watch?v=bjEUvs-QEg4

Петербургский храм вполне успешно доказывает, что магия чисел действительно существует.

Например, экскурсоводы, желающие добавить некого мистического шарма своим историям, частенько обращаются к нумерологии и рассказывают о том, что высота центрального сооружения составляет 81 метр, что это в полной мере соответствует году гибели Александра II, а еще одно число 63 не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь. Были ли заложены такие параметры специально, или так получилось — неизвестно, но факт остается фактом.

Несокрушимый храм

Еще ходило поверье, что этот собор невозможно разрушить. Вскоре оно получило подтверждение. В 1941 году власти приняли решение взорвать храм Спаса-на-Крови, назвав его «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности».

В стенах были просверлены отверстия, туда уже заложили взрывчатку. Она там лежала довольно долго. И тут началась Великая Отечественная война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт. Совпадение это или нет, но факт опять же остается фактом.

Как и тот факт, что во время Великой Отечественной войны, когда Ленинград нещадно обстреливался, фашистские снаряды и бомбы чудесным образом пролетали мимо собора, как будто он и вправду был заговоренным. Однако одна авиационная бомба все-таки попала в купол храма. И застряла там.

Непонятно, как ее тогда не заметили, но обнаружили ее при каких-то работах где-то в середине 60-х годов. Это не легенда: то телевидению показывали сюжет в новостях, как бомбу вывозят из центра города.

В принципе, ни для кого не секрет, что при советской власти (а также в военные времена) церкви и храмы Ленинграда работали в непривычном для них режиме: где-то оборудовали коровники, где-то склады, где-то размещали предприятия. Так, во время блокады Спас-на-Крови превратился в самый настоящий морг.

В районный Дзержинский морг, коим на время стал храм, со всего города свозились тела погибших от голода или обстрелов ленинградцев, подтверждая его историческое название.

Кроме того, одной из функций достопримечательности в те нелегкие времена и сразу после войны стало хранение овощей — некоторые горожане с чувством юмора даже прозвали его «Спасом-на-картошке».

По окончании Великой Отечественной Спасу-на-Крови опять-таки не вернули религиозной функции, напротив — его начали использовать как хранилище декораций Малого Оперного театра, который нынче известен как Михайловский. Театр и храм — можно ли найти большие противоположности? Казалось бы, злые времена сноса церквей прошли, однако в эпоху Хрущева Спас-на-Крови опять захотели уничтожить.

На этот раз под предлогом начала строительства транспортной магистрали. И хотя в те времена в Ленинграде было взорвано примерно сто церквей, «заговоренный» храм остался невредимым. Появились слухи, что этому помогла кровь погибших ленинградцев, пропитавшая все стены здания. А кое-кто уверен, что собор защищен от разрушения символами равносторонних крестов в круге, которые украшают кокошники окон.

Якобы это защитный знак, дошедший к нам из древности.

В 1970 году началась реставрация храма Спаса-на-Крови, были установлены леса. Долгая реставрация породила немало анекдотов и даже нашла отражение в стихах и песнях.

На этой волне среди горожан в 80- е годы появилось поверье: мол, что как только со Спаса снимут леса, рухнет весь Советский союз.

Кому-то может показаться небылицей, а кто-то спишет на стечение обстоятельств, но факт остается фактом: в 1991 году храм очистили от строительных лесов, а чуть позднее, в августе, пришел конец Советской власти.

Кроме знаменитого призрака набережной канала Грибоедова — одной из туристических достопримечательностей Санкт-Петербуга, бытует еще одна мистическая и таинственная легенда (которая пока не доказана, но и не опровергнута): якобы под крышей Спаса-на-Крови есть икона, на которой проступили роковые для российской истории годы — значится там 1917 год, 1941 год, 1953 год Считается, что икона обладает силой и способна предрекать поворотные даты для истории России, ведь на полотне проглядываются и другие нечеткие силуэты чисел — возможно, они проступят по мере приближения новой трагедии, но пока никто не смог их расшифровать. Хотелось бы верить, что трагедий больше не будет

Источник: https://qbik.club/post_358.html

Собор воскресения христова на крови, россия, город санкт-петербург — Хор Веры

В холодном и туманном Санкт-Петербурге невозможно не обратить внимание на этот удивительный собор. Храм Спаса на Крови встречает туристов яркой и теплой красотой. Его пестрые купола кажутся игрушечными, нереальными. Древнерусский стиль здания словно бросает вызов вычурному барокко и строгому классицизму архитектуры северной столицы.

Собор отличается от других церквей и трагической историей создания, и первым применением некоторых строительных ноу-хау. Это единственный православный храм СПб, в котором просят не зажигать свечи: огонь может закоптить бесценные мозаики. Несколько раз здание было на волоске от разрушения, но чудесным образом оставалось целым.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
Кто придумал 7 смертных грехов

Закрыть