Что это за праздник Крещение

Крещение в России — история и смысл праздника, правила погружения в иордань

Что это за праздник Крещение

Один из важнейших православных праздников Крещение Господне (Богоявление) отмечается в России 19 января. В этот день по традиции принято окунаться в крещенские купели — иордани.

Смысл праздника Крещение (Богоявление)

Богоявление — это один из древнейших христианских праздников, символизирующий божественное явление в полноте Троицы (отца, сына и святого духа). В более поздние времена праздник объединился с Крещением. Событие праздника — крещение Иисуса Христа в водах ближневосточной реки Иордан. Совершить этот обряд Иисусу помог пророк Иоанн (Креститель).

Зачем окунаются в прорубь

Крещение как ритуальное напоминание об обряде, в котором участвовал Иисус, и о его мученической смерти на кресте — это первое и важнейшее из христианских таинств, символизирующее связь человека с церковью.

В канун праздника — Крещенский сочельник вечером 18 января — проводится освящение воды в храмах (водосвятие). На Крещение 19 января водосвятие проводится на открытых водоемах.

Согласно представлениям верующих, на Крещение все земные воды становятся святыми и даже целебными. Святую воду берут в храмах с 18 по 27 января, считается, что она сохраняет свои свойства в течение года. Набирать воду в открытых водоемах не рекомендуется.

Окунание в крещенскую прорубь и другие обряды, связанные с погружением в воду (в Греции, например, верующие ныряют за брошенным священником крестом), — традиция относительно молодая. Это не таинство, а просто христианский обычай, символизирующий верность человека церкви. Это также символическое «смывание» грехов. В России обычай погружаться на Крещение в прорубь был распространен в конце XIX — начале XX века и возродился в последние десятилетия.

Церковь относится к этой традиции сдержанно, но с уважением. Освящение воды происходит там, где организованы места массовых погружений. Власти обеспечивают безопасность мест крещенских купаний.

Так, в Петербурге в 2020 году оборудованы 22 иордани, список и время работы которых представлены на официальном портале правительства города. Из-за теплой погоды в этом году это, естественно, не проруби, а оборудованные места у берега.

Погружение традиционно проводится с вечера 18 января и в течение всего 19 января. В одну из петербургских купелей ночью окунулся губернатор Петербурга Александр Беглов.

Десятки иорданей оборудованы в Москве, как на естественных водоемах, так и рукотворные — на площадях. Так же и во всех российских городах.

Правила погружения

МЧС и медики не устают напоминать о правилах крещенских купаний. Основное — строгое соблюдение правил безопасности, не использование неприспособленных мест, а также забота о своем здоровье. Категорически не рекомендуется погружаться в воду после употребления алкоголя, это не только опасно, но и противоречит самому смыслу праздника.

А вот для окунания детей (естественно, при их желании) особых ограничений нет — если ребенок здоров, то в присутствии родителей или законных представителей такой обряд совершить можно.

Источник: https://riafan.ru/1243259-kreshenie-v-rossii-istoriya-i-smysl-prazdnika-pravila-pogruzheniya-v-iordan

Крещение Господне 2020: традиции и обычаи праздника

Что это за праздник Крещение

Крещение Господне — один из главных христианских праздников, установленный в память Крещения Иисуса Христа в реке Иордан — православные отмечает 19 января

Праздник называют также Богоявление, так как именно в день Крещения миру впервые явилась Пресвятая Троица — Бог Отец о Сыне провозгласил с небес, Сын принял Крещение в реке Иордан, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.

Когда купаются в проруби на Крещение 2020 и как подготовиться>>

Sputnik Грузия рассказывает о празднике Крещение Господне, и о традициях и обычаях, с ним связанных.

Крещение Господне

Все четыре Евангелия свидетельствуют о Крещении Господнем. Священное писание повествует, что в те дни, Иисус пришел из Назарета Галилейского и крестился в Иордане от пророка Иоанна Предтечи.

И когда Иисус выходил из воды, Иоанн увидел, как небеса открылись и Дух, как голубь, сошел на Него. И с небес раздался голос: «Это Сын Мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение».

photo: Sputnik / Sergey Malgao

Праздник Крещения Господня в регионах России

Крещение Господне, которое отмечают с апостольских времен, до IV века с Рождеством был единым праздником и назывался Богоявление. Новообращенных, которых называли оглашенными, в первые века христианства крестили на Богоявление. Именно тогда возникла традиция освящать воду в водоемах.

Впервые раздельное празднование Рождества и Крещения Господня ввели примерно в 377 году в Константинопольской Церкви. Позднее обычай праздновать рождение Спасителя 25 декабря распространился из Константинополя по всему православному Востоку.

photo: Bera /

Исключение составляет Армянская Апостольская Церковь – по сей день Рождество и Крещение Господне она отмечает 6 января как единый праздник Богоявления.

Несмотря на это, наблюдать отголоски единства этих двух праздников в богослужении можно и сегодня. Так, например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

Пост в Крещенский Сочельник строгий — есть до освящения воды не полагается. После Рождества это первый постный день, так как до этого в церкви празднуются Святки, когда поста нет.

В богослужебных текстах, значение праздника Богоявления, поясняют так: Господь ради спасения людей принял крещение, а не для собственного очищения, в котором Он не нуждался. Божью благодать современное Таинство Крещения дает потому, что вода крещения освящена Господом.

Традиции праздника

Крещенская вода или Агиасма — одна из главных святынь. Великое водосвятие совершается в православных церквях ежегодно накануне Крещения — в Крещенский сочельник и в праздник.

Традиция водосвятия накануне праздника восходит, как полагают, к древнехристианскому обычаю крестить новообращенных после утренней службы в Богоявление.

Освящение воды в праздник Крещения связано с обычаем Иерусалимской церкви шествовать на Иордан, к месту крещения Спасителя, в день Богоявления.

Еще в древней церкви были замечены особые исцеляющие свойства Святой воды, восполняющей душевные и телесные силы человека, принимающего ее с верой.

И сегодня, после водосвятия верующие, по традиции, пьют в церкви крещенскую воду, умывают ею лицо и уносят домой бутылочки, заполненные агиасмой.

Запасы Святой жидкости верующие пополняют один раз год. Особенным ее свойством является то, что добавленная в небольшом количестве к обычной воде, она передает свои благодатные свойства и ей.

Обычаи и обряды

В праздник Крещения Господня, по традиции, с утра шли в церковь, где после обедни проводили водосвятие.

Вернувшись из храма трапезничали всей семье – на праздничный стол, по традиции, подавалось 12 различных блюд — каши, блины, запеченная свинина, холодец, колбаса и многое другое.

В некоторых местностях, на Руси, блины, по обычаю, готовили «квадратные», привлекая тем самым в дом деньги.

После трапезы вся семья, по традиции, вместе благодарила Всевышнего за хлеб на столе и отправлялась «отпускать» рождественские праздники. В старину был обычай выпускать из клетки белого голубя.

Женщины, в период от Рождества до Крещения Господня, по обычаю, не ходили за водой и не полоскали белье в реке, опасаясь нечисти, которая, по народному поверью, хозяйничала на земле до крещения Спасителя.

Чтобы щеки были румяными, женщины, по обычаю, на Крещение Господне опускали калину или кораллы в сосуд с агиасмой и умывались настойкой.

Девушки на Крещение Господне пытались узнать свою судьбу — с самого утра в праздник, по традиции, они выходили на дорогу и поджидали прохожего. Если первым встречным был здоровый хозяйственный мужчина, это означало, что они скоро встретят свою вторую половинку. Ну а если ребенок или пожилой человек — любимого в ближайшем будущем им не встретить.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20200118/247514155/Kreschenie-Gospodne-2020-traditsii-i-obychai-prazdnika.html

Крещение Господне. Религии — Путеводитель по Израилю

Что это за праздник Крещение

Точное расположение Вифавары (возможно, Бейт-Авара) не определено, с XVI в. им считалось место, где сейчас находится монастырь св. Иоанна, в 1 км от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона  в  Каср аль-Яхуд. Другие данные свидетельствуют о том, что точное место Крещения расположено в Вади аль-Харар на территории Иордании в 350 м от Каср аль-Яхуд, там найдены византийские церкви и основание колонны, упомянутой в связи с место Крещения Господня.

Праздник Крещения в древней церкви

Наиболее ранним свидетельством существования праздника Крещения Господня является свидетельство Афанасия Великого:

«Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучен от святых таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесет покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение».

Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о ее чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей свт. Иоанна Златоуста (387 г.):

«В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».

Параллель с этим почитанием исследователи усматривают в сообщении свт. Епифания Кипрского о почитании реки Нил и других рек в день 6 января, когда вода, по мнению верующих, меняла свои свойства.

Свт. Епифаний сопоставлял этот феномен с чудесным превращением воды в вино в Кане Галилейской.

Традиции празднования

В России в на Крещение принято освящать воду, в том числе на естественных водоёмах, для чего во льду вырубается крестообразная прорубь — иорда́нь.

Раньше в прорубь окунались прежде всего те, кто участвовал в святочных гаданиях и ряжении — чтобы смыть грехи. Также считалось, что в иордань уходит нечисть, свободно ходившая по земле все Святки. Освящённая в Крещение вода считается целебной.

Духовенство на этот праздник облачается в белые ризы. Существует также народный обычайгадания на Крещение (гадания продолжаются и все предыдущие 12 дней Святок, начиная с Рождества). Народный русский календарь связывает праздник Крещения с морозами (т. н. «Крещенские морозы»).

В Болгарии и Греции после освящения воды организуют торжественные процессии с хоругвями к водоёму.

Существует обычай бросать деревянный крест в воду и после этого купаться в проруби. Выловить из воды крест считается почётным. Народное название праздника в Болгарии — «Йордановден».

Источник: https://guide-israel.ru/religions/26240-kreshhenie-gospodne/

Крещение Господне: что празднует Церковь?

Крещение Господне: что празднует Церковь?

3791      0

Во время Крещения Господня происходит явление Святой Троицы, отсюда и название — Богоявление. Лучше всего это выражено в тропаре праздника Крещения: Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение (Дух в виде голубицы подтверждал Его слова непреложность). Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе.

Крещенская вода

Главной особенностью праздника Крещения Господня является Великое освящение воды, которое совершается дважды — в Крещенский сочельник 18 января и в сам день праздника 19 января. Это водоосвящение совершается по одному и тому же чину, то есть читаются одинаковые молитвы.

Поэтому и вода, освященная и в Сочельник, и в сам день Крещения, называется Великой агиасмой (Великой святыней). Нередко можно встретить мнение, что если два водоосвящения, значит, и вода в эти дни тоже разная — отдельно крещенская, отдельно богоявленская.

Но, как мы видим, это не так, а приведенное мнение — суеверие.

Но почему совершается два водоосвящения? Дать точный ответ сложно. Уже в VI веке в Палестине существовала традиция освящения воды в реке Иордан накануне и в сам день праздника Крещения.

На Руси существовал обычай (который сохраняется и до сих пор в некоторых местах) совершать Великое водоосвящение 18 января в храме, а 19 января — вне храма, устраивая крестный ход к специально приготовленной проруби — «иордани».

Освящение воды является напоминанием о совершавшемся в этот день крещении уверовавших взрослых, прошедших перед этим длительную подготовку, а также прославлением Господа Иисуса Христа, освятившего иорданские струи, приняв Крещение от Иоанна Предтечи.

Вслушаемся в слова

Как раскрывается смысл праздника Крещения Господня в богослужебных текстах? Праздник Крещения, точно так же, как и Рождество Христово, имеет Сочельник — 18 января. В этот день совершается Великая вечерня (в этом году она будет совершаться после Литургии), на которой верующие услышат стихиру: «Приклонил еси главу Предтечи (преклонил Ты голову под руку Предтечи), сокрушил еси главы змиев.

Пришед в струи, просветил еси всяческая, еже славити Тя, Спасе, Просветителя душ наших». Слова сокрушил еси главы змиев — это цитата из 73?го псалма (Пс. 73, 13). Этот псалом изображает бедствия еврейского народа, порабощенного вавилонским царем Навуходоносором.

Плененный народ просит Господа об избавлении, одновременно прославляя Его за прошлые славные деяния: Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли! Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде (Пс. 73, 12–13).

Расторгнутое море — это разделившееся Чермное море, а сокрушенные головы змиев — погибшее войско египтян, преследовавшее израильский народ, ведомый пророком Моисеем. Мы просим Господа избавить нас от рабства греху и диаволу, как Он избавил от египетского рабства израильский народ.

Затем читаются 13 паремий — отрывки из вехтозаветных книг. Первый из них — 1?я глава книги Бытия, 1–13 стихи. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт. 1, 2). Это начало творения видимого мира.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое Сочельник у католиков

Крещение Господне, явление Бога­Троицы у вод Иордана — это образ нового творения, обновления мира, очищенного от власти диавола, греха и смерти.

В каждой последующей паремии вода является образом благодати Божией, ведь через воду Господь подает верующим исцеление и избавляет от смерти.

Еще одна очень важная для понимания смысла праздника стихира прозвучит на всенощном бдении 18 января вечером: Одевайся светом, яко ризою, нас ради по нам бытии сподобился есть (благоволил ради нас сделаться подобным нам), во струи одевается днесь Иорданския, не Сам сих ко очищению требуя, но нам Собою устрояяй порождение (Он в сей день погружается в струи Иорданские, Сам не нуждаясь в них для очищения). О, чудесе! Без огня изваряет (переплавляет), и назидает без сокрушения (воссоздает без разрушения), и спасает в Него просвещаемыя Христос Бог и Спас душ наших. В этих словах скрыт очень важный смысл: Сын Божий становится человеком и погружается в воды Иордана. Святой пророк и Предтеча Иоанн совершал крещение приходивших к нему людей после исповедания ими своих грехов. Господь Иисус Христос безгрешен, Он не нуждается в Иоанновом крещении покаяния, но ради спасения человека, в знак принятия на Себя грехов всего мира, Господь сходит в реку, возрождая в иорданских струях потомков падшего Адама.

Еще более ярко звучат слова другой стихиры: Крещается Хрис­тос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир и зрит разводящаяся Небеса, яже Адам завори себе и сущим с ним (которые Адам затворил себе и потомкам своим), и Дух свидетельствует Божество, Подобному бо предтичет (и Дух свидетельствует о Его Божестве, ибо к Равному Себе приходит Он) и глас от Небесе: оттуду бо свидетельствуемый, Спас душ наших. Погружаясь в воды Иордана, Христос полагает начало разрушению власти греха. Грех отныне не властен разделить Творца и творение, потому что Сам Творец возводит потомков Адама к спасению.

Самое важное

Самая важная часть всенощного бдения — канон. На крещенской всенощной читаются два канона, написанные церковными песнописцами Космой монахом и преподобным Иоанном Дамаскиным. Это сложные тексты, но понять их очень важно.

Основные темы канона — новое рождение, избавление от власти диавола и греха, просвещение человека Божественным светом.

Приведем некоторые фрагменты обоих канонов (для наглядности пронумеруем цитируемые тексты, чтобы читателю было легче ориентироваться и при желании ознакомиться с текстами канонов более подробно):

Адама истлевшаго (погибшего) обновляет струями Иорданскими и змиев главы гнездящихся сокрушает Царь веков, Господь (Канон 1, песнь 1, тропарь 1); Скверну омываяй человеков, сим очищся во Иордане, имже, восхотев, уподобися, еже бе пребыв, сущия во тьме просвещаяй Господь, яко прославися (Канон 1, песнь 1 тропарь 3; рус.

перевод: Господь, смывающий нечистоту людей, приняв очищение во Иордане ради тех, которым Он пожелал уподобиться, оставшись тем, чем был, просвещает находящихся во мраке, ибо Он прославился); Утру явльшуся человеком светоносну ныне из пустыни, к водам Иорданским преклонил еси, Царю солнца, Твою выю, лика мрачна родоначальника исхитити, скверны же всякия очистити тварь (Канон 2, песнь 1, тропарь 1; рус.

перевод: Ныне человеку явилось светоносное утро от пустыни у струй Иордана: Ты, Царь солнца, склонил Свою шею, чтобы восхитить родоначальника нашего из мрачной страны и от всякой скверны очистить творение); Умерщвление первее насадивый твари, зверя злодейственнаго воображься в естество, омрачается плотским пришествие: утру явльшуся, приразився Владыце сокрушити свою враждебную главу (Канон 2, песнь 3, тропарь 1; рус.

перевод: Тот, кто изначально насадил смертность в творении, представ в виде зловредного гада, помрачается пришествием во плоти Владыки, столкнувшись с Ним, как с рассветом, явившимся сокрушить его враждебнейшую главу); Делатель и Зиждитель, посреде стояй, яко Един всех сердца испытует, чистительную же лопату рукою прием, всемирное гумно всемудре разлучает, неплодие паля, благоплодным вечный живот дарует (Канон 1, песнь 5, тропарь 2; рус.

перевод: Земледелец и Создатель, став посреди, как один из всех, вникает в сердца, и взяв в руки веятельную лопату для очищения, премудро разделение производит на всемирном гумне (гумно — огороженный участок для хранения и обработки зерен хлеба), бесплодность сжигая, а плодоносным жизнь вечную даруя); веемы, первее всепагубный потоп милостивно тя всех во тлю привести, о, тревеликая сотворяя и странная! Ныне же потопльша, Христе, грех за благосердие и человеческое спасение (Канон 2, песнь 7, тропарь 3; рус. перевод: Знаем, что Ты прежде потоп всегубительный плачевным образом навел к истреблению всех, о Совершающий величайшее и дивное; ныне же, Христе, Ты грех потопил по милосердию ради спасения смертных); Помазуеши, совершая человеческое существо, Царю Безначальне, Духа общением, струями чистыми отмыв и тьмы крепость же посрамль возвышенную, ныне в безпрестаннем воздати житии (Канон 2, песнь 9, тропарь 2; рус. перевод: Ты помазуешь Духа общением смертное естество, возводя к совершенству, струями чистыми очистив его, Царь безначальный, и, восторжествовав над надменною силою тьмы, ныне воздаешь ему нескончаемой жизнью).

Господь — это Свет, просвещающий человека, выводящий его из тьмы греха. Воды Иордана становятся символом жизни, ведь именно здесь начинается жизнь обновленного Богом творения.

Нельзя забывать

о том, что у каждого праздника, связанного с событиями земной жизни Господа, есть общая основа — все это части одного крестного пути. После Крещения Господь отправится в пустыню, чтобы подготовиться к проповеди, где его искушает диавол (см.: Мф. 4, 1–11). Гос­подь побеждает там, где человек терпит поражение. Остается только приобщиться к этой победе.

Газета «Православная вера» № 01 (501)

Источник: https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/kreshhenie-gospodne-chto-prazdnuet-cerkov

Крещение господне — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Крещение Господне, икона

Креще́ние Госпо́дне, Богоявле́ние, двунадесятый церковный праздник

Празднуется 6 января

В этот день вспоминается крещение [1] Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя» (Мф.

3, 14), «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15) ответил Иисус. И когда Иисус крестился — «Дух Святый нисшел на Него в телесном виде. как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3, 22). См. также Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк.

3, 21-22; Ин. 1, 26-34.

Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, т.к. в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын — Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба.

Накануне праздника Крещения Господня (Крещенский сочельник) установлен строгий пост. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение.

История праздника

Один из древнейших праздников христианского календаря, праздник Богоявления возник не позднее III века. Первоначально он был посвящен Воплощению, Рождеству и Крещению Христовым (это отражено, например, в проповедях святителей Григория Неокесарийского, Григория Богослова, в древних Лекционариях и проч.); датой праздника было 6 января.

В IV веке сначала на Западе, а в конце века и на Востоке праздник Рождества Христова выделяется в самостоятельное торжество; содержанием праздника Богоявления остается Крещение Господне.

По-гречески праздник именуется либо Θεοφάνεια/Θεοφάνια (Богоявление), либо Επιφάνεια (Проявление); в древних латинских литургических текстах также Illuminatio (Воссияние), Manifestatio (Явление), Declaratio (Объявление).

В настоящее время Православной Церкви в Рождество Христово и Крещение празднуются раздельно, хотя состав богослужения на эти праздники имеет много общего. Дни между праздниками Рождества и Крещения — святки — считаются святыми и радостными и отмечаются отсутствием поста.

Рождество и Крещение раздельно празднуют и инославные, за исключением Армянской церкви где, с VIII века в содержание праздника Богоявления включается также и Рождество Христово.

Литература

  • Скабалланович, Типикон, Вып. 1.
  • Скабалланович, Рождество Христово, К., 1916. (Христ. праздники; кн. 4).
  • Braendli G., La fete de l’epiphanie, son origine et ses rapports avec le bapteme de Jesus, Geneve, 1899.
  • Talley, T. J., The Origins of the Liturgical Year, N. Y., 1986.

Использованные материалы

[1]  Греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом «крещение», более точно следует переводить словом «погружение». Иоанново крещение было собственно очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста и соотносится со словами Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9, 23)

Источник: https://drevo-info.ru/articles/793.html

Праздник Крещения. Крещение Иисуса Христа. Святое Богоявление

6 (19 по н.ст.) января, двунадесятый непереходящий праздник

Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица ( Мф. 3, 13 — 17; Мк. 1, 9 — 11; Лк. 3, 21 — 22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертней» (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

  • Крещенский сочельник
  • «Днесь освящается вод естество»

* * *

Богоявление. Фреска XVIв. Хилендарский монастырь.

Господь наш Иисус Христос принял Крещение в водах реки Иордан в 30-летнем возрасте. Пред тем, как Ему выйти на Свое служение спасению мира, Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (т. е. предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа. Св. Иоанн проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему крещением покаяния.

Когда же Сам Господь пришел к нему, чтобы тоже креститься, Иоанн говорил Ему: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Христос настоял на этом – не потому, что Сам имел нужду в Крещении, но для того, чтобы «исполнить всякую правду» – т. е.

исполнить закон, «водами погребсти человеческий грех», освятить водное естество и подать всем нам образ и пример Крещения.

Крещение Господне именуется также Богоявлением, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк.1,11), и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя.

По древней традиции в этот день на Руси после праздничной Литургии совершались крестные ходы на реки, водоемы и источники с совершением чина великого освящения воды.

В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.

В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия — с IV по IX век — все великие отцы Церкви — Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления.

Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением.

Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира.

Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества.

Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27).

* * *

Традиции и правила нашей Церкви

День, предшествующий великому двунадесятому празднику Крещения Господня (19 января), именуется Крещенским сочельником. Так же, как и сочельник Рождественский, это – день строгого поста, которым заканчиваются святки – праздничные дни после Рождества Христова.

В этот день совершается Литургия святителя Василия Великого, читаются паремии – отрывки из Ветхого Завета, в них прообразовательно говорится о Святом Крещении, о таинственных свойствах воды, через которую сообщается людям благодать Божия. Так же, как и в сам праздник Крещения, в храмах совершается особый чин – великое освящение воды.

Вода, освященная в эти дни, именуется крещенской или великой агиасмой и обладает особенными благодатными свойствами освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги. У православных верующих существует благочестивый обычай ежегодно, набрав крещенской воды, окроплять ею свои жилища.

Таким образом, мы испрашиваем благословения Божия своему дому, помощи себе в благочестивой и богоугодной жизни, а также очищаем свое жилище от воздействий бесовских сил – врагов нашего спасения. Крещенскую воду следует благоговейно хранить в течение всего года и относиться к ней, как к великой святыне.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: ныне мир просветляется во всех частях своих: радуется прежде всего небо, передавая сходящий с небес глас Божий, освящается полетом Духа Святого воздух, освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души, и вся тварь земная ликует.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли пить кофе в Успенский пост

Один только диавол плачет, видя святую купель, приготовленную для потопления его могущества.

* * *

Источник: http://www.zavet.ru/k/kr/

Православный праздник Крещения Господня (Богоявления) – 19 января 2020 года

Православный праздник Крещение Господне празднуют 19 января. Почему этот праздник чрезвычайно важен для христиан? Все дело в том, что в этот день христиане вспоминают событие, записанное в Евангелии — крещение Христа. Это произошло в водах реки Иордан, где в то время крестил евреев Иоанн Предтеча или Креститель.

События

Праздник Крещения приурочен к событиям, которые изложены в 13 главе евангелия от Матфея — Крещение Иисуса Христа в водах реки Иордан, как и написано было у пророка Исаии.

Иоанн Креститель учил народ о грядущем Мессии, который будет крестить их в огонь, а также крестил желающих в реке Иордан, что символизировало обновление их от старого закона в новый, который принесет Иисус Христос. Он говорил о необходимом покаянии и омовение в Иордане (что евреи делали и раньше) стало прообразом Крещения, хотя Иоанн об этом и не подозревал тогда.

Иисус Христос в то время начинал свое служение, Ему исполнилось 30 лет, и он пришел к Иордану, чтобы исполнить слова пророка и объявить всем о начале Своего служения. Он попросил Иоанна окрестить и Его, на что пророк, очень удивившись, ответил, что он недостоин и обувь снять с Христа, а Тот просить его крестить. Иоанн Креститель уже тогда знал, что перед ним стоит сам Мессия. Иисус Христос на это ответил, что им следует сделать все по закону, чтобы не смущать людей.

Во время погружения Христа в воды реки небо раскрылось, и белый голубь опустился на Христа, а все рядом услышали голос «Се есть Сын Мой Возлюбленный». Таким образом, народу явилась Святая Троица в виде Святого Духа (голубь), Иисуса Христа и Господа Бога.

После этого за Иисусом последовали первые апостолы, а сам Христос отправился в пустыню для борьбы с искушениями.

Совет! Полную историю события прочитать можно в Евангелиях.

Традиции в праздник

Служба на Крещение очень схожа с Рождественской, поскольку Крещение также имеет свой Сочельник, когда Церковь придерживается строгого поста до самого освящения воды. Кроме того, служится особенная литургия.

Соблюдаются и другие церковные традиции — освящение воды, крестный ход к водоему, как это делали палестинские христиане, которые шли подобным образом на крещение к реке Иордан.

Литургия в день богоявления

Как и в любой другой важный христианский праздник, в храме служится праздничная литургия, во время которого духовенство облачается в праздничные белые ризы. Главной особенностью служения становится освящение воды, которое происходит после службы.

В Сочельник служится литургия святого Василия Великого, после которой освящается купель в храме. А на Крещение служится литургия святого Иоанна Златоуста, после которой совершается причастие и вновь освящение воды и крестный ход к ближайшему водоему для освящения.

О других значимых православных праздниках:

Тропари, которые читаются, рассказывают про разделение Иордана пророком Илией и про крещение Иисуса Христа все в той же реке, а также указывают на тот факт, что верующие духовно обновляются в Господа Иисуса Христа.

Читаются места из Писания про величие Христа (Деяние, евангелие от Матфея), могущество и власть Господа (28 и 41, 50, 90 псалмы), а также про духовное возрождение путем крещения (пророк Исаия).

Архиерейская служба на Крещение Господне

Народные традиции

Сегодня православие напоминает смешение двух рек с чистой и мутной водой: чистая — это доктринальное православие, а мутная — это народное, в котором чрезвычайно много примесей совсем нецерковных традиций и обрядов. Происходит это из-за богатой культуры русского народа, которая смешивается с богословием церкви, и в итоге получается две линии традиций — церковные и народные.

Важно! Знать народные традиции стоит, потому что их так можно отделить от истинных, церковных, и потом, знать культуру своего народа — просто обязательно для каждого.

На Крещение по народным традициям приходился конец святок — в это время девушки прекращали гадание. Писание запрещает гадание и всякое колдовство, поэтому святочные гадания лишь исторический факт.

В Крещенский Сочельник освящали купель в храме, а 19 числа освящали водоемы. После церковной службы люди крестным ходом шли к проруби и после молитвы окунались в нее, чтобы смыть с себя все грехи. После освящения проруби люди набирали с нее воды в емкости, чтобы унести домой освященную воду, а затем окунались сами.

Купание в проруби — это сугубо народная традиция, неподтвержденная доктринальным учением православной церкви.

Что поставить на праздничный стол

На Крещение верующие не постятся, но делают это заранее — в Крещенский Сочельник, канун праздника. Именно в Крещенский Сочельник необходимо соблюдать строгий пост и кушать только постные блюда.

Статьи о православной кухне:

На Крещение на стол можно ставить любые блюда, а в Сочельник только постные, причем обязательно присутствие сочива — блюдо из отварных зерен пшеницы, смешанных с медом и сухофруктами (изюмом, курагой и т. д).

Также пекут постные пироги, а запивают все узваром — компотом из сухофруктов.

Вода на Крещение

Вода имеет особый смысл во время праздника Крещение. Люди верят, что она становится чистой освященной и святой. Церковь же говорит, что вода — это неотъемлемая часть праздника, но освятить ее можно молитвой в любом месте. Освящают воду священнослужители дважды:

  • в Крещенский Сочельник купель в храме;
  • принесенную людьми воду к храмам и водоемы.

В тропаре Богоявления записано необходимое освящение жилища святой водой (также для этого используется церковная свеча), но вот купание в проруби — это сугубо народная традиция, необязательная к исполнению. Освящать и пить воду можно целый год, главное — хранить ее в стеклянных емкостях, чтобы она не зацвела и не испортилась.

По Преданию, вся вода в ночь на Крещение освящается и как бы приобретает сущность вод Иордана, в котором крестился Иисус Христос. Духом Святым освящается вся вода и она считается в этот момент святой.

Совет! Рекомендуется воду употреблять во время причащения вместе с вином и просфорой, а также выпивать ежедневно по несколько глотков и особенно в дни болезни. Следует помнить, что, как и любой другой предмет, она освящается в храме и требует к себе уважительного отношения.

Святая ли вода на Крещение

Священнослужители отвечают на этот вопрос неоднозначно.

Освященная вода, принесенная в храмы или в водоемах перед купанием по Преданиям старцев, освящается. Предания говорят, что в эту ночь вода становится подобной воде, которая текла в Иордане в тот момент, когда там крестился Христос. Как говорит Писание, Дух Святой дышит там, где хочет, поэтому есть мнение, что на Крещение вода святая везде, где молятся Господу, а не только в том месте, где священник совершил службу.

Сам процесс освящения воды — это церковное торжество, говорящее людям о присутствии Бога на земле.

Крещенская прорубь

Купание в проруби

Раньше на территории славянских стран Богоявление называлось (и продолжает называться) «Водохрещи» или «Иордань». Иорданью называется прорубь, которая вырублена крестом во льду водоема и которую освятил священнослужитель на Крещение.

Издревле существовала традиция — сразу после освящения проруби искупаться в ней, поскольку люди верили, что таким образом можно смыть с себя все грехи. Но это относится к мирским традициям,

Важно! Писание учит нас, что грехи наши омыты Кровию Христа на Кресте и принять спасение люди могут только через покаяние, а купание в ледяном водоеме лишь народная традиция.

Это не грех, но духовного смысла в этом действии нет. А купание лишь традиция и к ней нужно относится соответственно:

  • это необязательно к исполнению;
  • но исполнение можно проходить благоговейно, ведь вода была освящена.

Таким образом, купаться в проруби можно, но делать это надо с молитвой и после праздничного богослужения в Церкви. Ведь главное освящение происходит через покаяние грешника, а не через купание, поэтому не стоит забывать о личных взаимоотношениях с Господом и посещении храма.

Посмотрите видео о празднике Крещения

Источник: http://molitva-info.ru/calendar/prazdnik-kreshhenie-gospodne.html

Крещение Господне: что категорически нельзя делать сегодня, все приметы

19 января празднуют Крещение Господне (фото: pixabay.com)

19 января 2020 года православные празднуют Крещение Господне

Крещение Господне отмечают 19 января 2020 года. Это праздник, установленный в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем.

Во время крещения, согласно синоптическим Евангелиям, на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя; одновременно глас с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

История праздника Крещение Господне

Согласно евангельскому повествованию, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре, в 30-летнем возрасте пришел Иисус Христос с целью принять крещение, во время которого было всенародно засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа.

Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается как первое событие его общественного служения. К слову, точное расположение места крещения Иисуса Христа неизвестно. Большинство ранних греческих рукописей Нового Завета называют место Крещения Иисуса Вифанией Заиорданской.

Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения и о ее чудесных свойствах (в первую очередь, способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей святителя Иоанна Златоуста: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».

  • Праздники и выходные в 2020 году: появился календарь на следующий год

19 января — Крещение Господне (фото: pixabay.com)

Приметы на Крещение Господне

Народные поверья гласят, что приметы, подмеченные на Крещение 19 января — самые верные. Например:

  • Если в этот день стоит ясная погода и мороз, то летом следует ожидать засуху, а если снежная и пасмурная, то обильный урожай.
  • Если под полный месяц произойдет Богоявление, то может произойти большой разлив, а если слышен частый лай собак — к обилию дичи.
  • В крещенский полдень люди смотрели в небо — если на нем были синие облака, то верили в урожайный год.

Главные запреты сегодняшнего дня

  • В этот день нежелательно пользоваться ножницами, чтобы не состричь свою судьбу.
  • Нельзя нырять в прорубь на Крещение до исповеди и причастия.
  • Нельзя плакать и ссориться, иначе будешь несчастным весь год.
  • На Крещение категорически нельзя гадать, чтобы не навлечь беду.

Источник: https://www.rbc.ua/rus/styler/19-nvarya-istoriya-primety-zaprety-dnya-1579331522.html

Крещение Господне 2020: что нельзя делать в праздник и обязательно ли купаться в проруби

Крещение Господне — важный христианский праздник. Православные отмечают его ежегодно 19 января. В этот день в церквях освящают воду, многие верующие по традиции купаются в освященной проруби. Обязательно ли купаться в ледяной воде, в чем суть праздника и что нельзя делать в Крещение Господне — в материале altapress.ru.

В Барнауле празднуют Крещение. 19 января 2017 года.

Олег Богданов

19 января верующие вспоминают событие, описанное в Евангелии: как пророк Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в водах реки Иордан. Согласно христианскому вероучению, Христос — сын Божий, поэтому праздник и называется «Крещение Господне».

Крещение относится в двунадесятым праздникам: это значит, он оно связано с земной жизнью Иисуса Христа или Богородицы.

Согласно Евангелию, во время крещения на Иисуса Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя, а голос с неба назвал его сыном. Так людям явилась Святая Троица: голос — Бог Отец, Иисус Христос — Бог Сын, голубь — Бог Дух Святой. Поэтому праздник Крещение Господне по-другому называют Богоявление.

В Барнауле празднуют Крещение. 19 января 2017 года.

Олег Богданов

Крещение Господне 2020: что нельзя делать в праздник

В праздник Крещение Господне по церковным правилам нельзя гадать, проводить оккультные и магические обряды, а также увлекаться приметами. Православное учение не одобряет подобные практики.

Ни в коем случае нельзя пить алкоголь, если вы хотите искупать в проруби. Во-первых, это опасно для жизни и здоровья, а во-вторых, категорически не соответствует православной традиции.

На Крещение Господне ограничений в еде нет. Строгий пост верующие соблюдают накануне праздника, в Крещенский Сочельник.

В Барнауле празднуют Крещение. 19 января 2017 года.

Олег Богданов

Наконец, нельзя купаться в проруби людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, эпилепсией, заболеваниями нервной и эндокринной систем (в том числе сахарным диабетом), заболеваниями лор-органов (бронхиальной астмой или бронхитом), а также в период острых инфекций.

Не стоит думать, что троекратное (или любое другое) погружение в прорубь на Крещение смывает грехи. Это не так. Купание на Крещение — не религиозный обряд, а народная традиция, которая в принципе не является обязательной и грехи не очищает.

В Барнауле празднуют Крещение. 19 января 2017 года.

Олег Богданов

Правда ли, что вся вода на Крещение становится святой

На этот вопрос однозначно ответить не получится. Существует несколько мнений, становится ли вся вода святой на Крещение.

Согласно одному из них, освященной становится только та вода, которую с молитвами освятили в церкви или на реке. Вода в водопроводе не становится святой. Однако есть и второе — что в любой момент Крещения вода святая везде.

Источник: https://altapress.ru/zhizn/story/kreshchenie-gospodne-chto-nelzya-delat-v-prazdnik-i-obyazatelno-li-kupatsya-v-prorubi-260817

Крещение Господне: что мы празднуем?

Идет попразднство Крещения Господня. Вереницы людей тянутся в храмы за главной святыней – святой водой. Но Крещение – это не просто праздник бесплатной раздачи святой воды, равно как и Пасха не праздник освящения куличей. Крещение – это указание человечеству пути ко спасению, установление одного из важнейших таинств Церкви. Так что же мы празднуем?

О празднике Крещения повествуется в Евангелии: «Когда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 13-17).

В чем разница между Крещением и Богоявлением? Праздник Крещения также называется Богоявлением, потому что в этот день миру явилась вся Святая Троица: раздался глас Бога Отца, Бог Сын принял крещение в водах Иордана, Бог Святой Дух сошел в виде голубя.

Зачем Христос крестился?

Господь Своим Крещением в водах Иордана показал пример каждому человеку: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Крещение над человеком совершается только один раз.

Но что значит «веровать», и достаточно ли одной веры? Веровать – значит не просто считать, что Бог есть, а реализовывать это на практике. «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 26), – сказано в Священном Писании. То есть мало «верить в душе», необходимо подтверждать свою веру делами: участием в церковной жизни, в таинствах Исповеди и Причастия.

Равно как нельзя быть православным христианином, при этом не живя по заповедям и не читая Священного Писания.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли пить чай и кофе во время Великого поста

Вода «Богоявленская и Крещенская»

Святая вода освящается дважды: 18 и 19 января. Освящение совершается одним и тем же чином, то есть нет никакой разницы между водой, освященной 18 и 19 января. Неправильно считать, что одна из них «сильнее» или «слабее» другой.

Для чего нужна святая вода?

Святая вода – это святыня, это Божие благословение человеку. Относится к ней нужно с почтением. Как правило, святую воду пьют натощак, при этом читают молитву. В особых случаях святую воду пьют и не на голодный желудок. Например, при болезнях, каких-то искушениях и так далее.

Святая вода не действует «автоматически» или «магически». Необходимо, чтобы человек сам стремился жить духовной жизнью, старался идти навстречу Богу.

Святая вода – это не оберег, не средство «борьбы с порчей». Это святыня, это Божие благословение. Категорически невозможно использовать святую воду в каких-то «оккультных целях»: для «снятия порчи», «сглаза», «негативной энергетики» и т.д. Недопустимо носить святую воду всякого рода «целителям» и «знахарям», которые якобы помогают людям.

Придя в храм за водой

Крещение – это тот удивительный день, когда в храмы приходят те, кто туда обычно не заходит. К сожалению, зачастую можно наблюдать печальную картину: люди ругаются в очереди за святыней. «Я тут занимал и Вы не лезьте!» – печально слышать такие слова из очереди за Великой агиасмой. Как избежать этого? Нужно соблюдать несколько простых правил поведения.

Итак, придя в храм за водой, помните, что храм – это особое место пребывания Божия. В храме мы должны, как нигде, вести себя благоговейно. На Крещение в храм приходит много людей, бывает большая очередь. Постарайтесь провести это время правильно: не ссорьтесь с ближним, не ругайтесь, соблюдайте порядок.

Святыня, ради получения которой человек растолкал всю очередь и со всеми переругался, будет для него в осуждение, а не на пользу!

Купаться или нет?

Купание в ледяной воде на праздник Крещения – это народная, а не церковная традиция. Церковь относится к ней нейтрально. Желая окунуться в крещенскую воду, во-первых, соотнесите это желание с возможностями Вашего здоровья. Если у человека есть хронические заболевания или состояние здоровья не позволяет ему окунаться в холодную воду, то лучше не купаться.

Во-вторых, нужно понимать, что купание в проруби не дает очищения от грехов. Грехи прощаются человеку в таинстве Исповеди, а не во время купания. Прийти на исповедь и покаяться в своих грехах – поступок куда более мужественный, чем окунуться в ледяную воду.

С праздником Крещения Господня!

Источник: https://tatmitropolia.ru/all_publications/hramy_tatarstana/?id=66841

Крещение Господне 2020: традиции и главные запреты на праздник

Ежегодно 19 января православные христиане отмечают Крещение Господне, или Богоявление — самый почитаемый церковный праздник в году. В этот день верующие вспоминают важнейшее событие, а именно — обряд крещения, совершенный Иисусом Христом в реке Иордан.

Этот праздник окутан множеством обрядов и традиций, которые сохранились и до наших дней. «Апостроф» расскажет, как праздновать Крещение Господне и что нельзя делать в праздник.

Традиции и обычаи на Крещение

Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник, верующие люди соблюдают строгий пост. Главным блюдом, как и на Рождество, является кутья.

В канун Крещения в храмах и водоемах начинают освящать воду. Этот обряд совершается непосредственно и в сам праздник, 19 января. Употреблять крещенскую воду можно в течение всего года. Святой водой принято окроплять жилище, вещи, пить во время болезни, а также наносить на больные места. Хранить святую воду принято в доме возле икон.

Еще одной традицией праздника считается купание в ледяном водоеме. Считается, что вода в проруби после освящения священнослужителем обладает такой же чудодейственной силой, как и вода в реке Иордан. В народе говорят, что погружение в морозную купель дает возможность духовно очиститься и укрепить здоровье. А чтобы ныряние в прорубь не нанесло вреда здоровью, нужно знать основные правила.

Что нельзя делать на Крещение

Главным запретом Крещения Господня является любая работа по дому — нельзя убирать, шить, стирать, строить и заниматься рукоделием.

19 января нельзя ссориться и ругаться, особенно с членами семьи. Также не рекомендуется в этот день жаловаться на судьбу, клеветать, а также ругаться матом.

Перед погружение в ледяную воду на Крещение не стоит употреблять спиртные напитки. Спиртное просто расширяет сосуды и дает ложное ощущение тепла. Человек, находящийся в проруби под действием алкоголя, не сильно чувствует холод и может пробыть в воде намного больше, чем положено. А это чревато сильным обморожением.

Нельзя плакать в праздник, иначе есть риск лить слезы и до следующего года.

На Крещение Господне не рекомендуется выбрасывать мусор, поскольку вместе с ним можно лишиться семейного счастья.

Не стоит 19 января оставлять обувь за порогом — это может привести к болезни.

Источник: https://apostrophe.ua/article/society/culture/2020-01-18/kreschenie-gospodne-2020-traditsii-i-glavnyie-zapretyi-na-prazdnik/30403

Крещение: что это за праздник и как его отметить, чтобы быть здоровым весь год

19 января христиане восточного обряда отмечают третий из зимних праздников, который завершает святочный цикл, — Крещение. В церковном календаре торжество называется еще и Богоявлением. Накануне праздника верующие соблюдают строгий пост, а вечером идут в церковь на особое богослужение, на котором освящают воду. В народе она называется иорданской. С трех глотков такой святой воды и начинают семейную трапезу после посещения храма — в Крещенский сочельник.

Крещенский сочельник, или второй Святвечер

Накануне Крещения, 18 января, отмечают второй Святой вечер (первый был 6 января, перед Рождеством). Весь день верующие соблюдают строгий пост. А вечером собираются семьей на трапезу, которая называется «голодная кутья». Традиционно на стол подают семь постных блюд.

Главные из них — снова кутья и узвар, которые присутствуют в меню христиан в течение Святок (с 6 по 19 января).

Кроме того, в старину хозяйки готовили к Крещению вареники с капустой и картошкой, кашу, заправленную растительным маслом, фасоль с грибами, жарили рыбу и блинчики из гречневой муки, пекли коржики с медом Вода для этих блюд использовалась особенная — набранная мужчиной в реке.

Готовясь к празднику, полагалось позаботиться не только об ужине в Святвечер и обеде на следующий день (уже скоромном, с мясными и молочными блюдами), но и об особом украшении дома и защиты его темных сил. Женщины прикрепляли над дверями и иконами «крещенские букеты» из сухих трав — в основном цветов базилика (васильки) и бессмертника, — перевязанных голубыми лентами. А глава семьи, сын или брат отца рисовали мелом или углем кресты на дверях и воротах.

Вечером семья шла в церковь на особую службу, на которой освящается вода. Дома оставались только немощные старики и тяжелобольные люди. Ведь пропускать службу в такой день нельзя было ни в коем случае. Освященной на вечерней водой — так называемой иорданской — окропляли все углы в доме, с нее же начинали трапезу в Святвечер: всем домочадцам давали выпить по три глоточка.

Помолившись, наконец садились за стол и ужинали, благодаря Бога за всё то, что уже имеют, и прося о милосердии в дальнейшем. После ужина использованные ложки полагалось сложить в одну миску и накрыть ее большой буханкой хлеба. Это должно было способствовать сбору хорошего урожая зерновых летом.

Важный момент Сочельника — полночь. Наши предки верили, что с наступлением праздника Крещения открываются Небеса и происходят разные чудеса. Так, считалось, что загаданные в полночь желания обязательно сбудутся.

Гадания

Девушки в Крещенский сочельник пытались заглянуть в свое будущее. Способов узнать, скоро ли пожалуют сваты, каким будет суженый и как вообще сложится судьба, девчата знали немало.

Например, перед сном клали под подушку расческу со словами: «Суженый, приди меня расчесать». Человек, который явится во сне девушке и предложит ей расчесать волосы, и есть будущий муж.

Еще один способ: растопить воск и вылить его в воду. Считалось, что в причудливых очертаниях застывшего воска можно увидеть, какие события ожидают тебя в этом году.

Более современный способ — смять лист бумаги или газету, положить ее на металлический поднос и поджечь. Поднос поставить на стол возле стены, горящую свечу установить так, чтобы видеть на стене тень от сгораемой бумаги, которая и «расскажет», чего ждать от наступившего года.

День Крещения

Утром на Крещение (19 января) снова важная служба в храмах. В старину в Украине на литургию в этот день шли целыми семьями. Все причащались и снова набирали воды — она называется крещенской.

Также по традиции в этот день люди всем миром шли к реке или озеру крестным ходом, неся в руках зажженные тройные свечи — «тріцю». Гасили свечи в водоеме после того, как священник опускал в воду крест. Такую свечу полагалось весь год сберегать под образами, чтобы в доме всегда царили мир и согласие.

В Украине существовала еще одна красивая традиция: после освящения воды в реке дети выпускали в небо белых голубей — символ Святого Духа, сошедшего на Иисуса Христа во время его крещения в Иордане. Самые смелые участники крестного хода еще и окунались в этот день в ледяную воду — с верой, что такое омовение очистит их от грехов и исцелит от телесных болезней.

Источник: https://fakty.ua/331134-krecshenie-chto-eto-za-prazdnik-i-kak-ego-otmetit-chtoby-byt-zdorovym-ves-god

Крещение Господне. О праздниках — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Событие евангельской истории, Крещение Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем, а также это и двунадесятый христианский праздник, установленный в честь этого события.

Во время Крещения, согласно всем четырём Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим был Глас с Небес провозгласил:

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».

Во всех исторических церквях этот праздник привязан к древней дате праздника Богоявления, то есть 6 января. Однако при этом:

  • в римско-католической традиции празднование собственно Крещения Господня приурочено к отданию Богоявления (то есть спустя неделю, 13 января, по дореформенному обряду, а после Второго Ватиканского собора — в ближайшее воскресенье после Богоявления). Такой же традиции могут придерживаться в ряде протестантских конфессий;
  • часть поместных православных церквей, в том числе Русская, придерживается юлианского календаря, соответственно 6 января литургического года для этих церквей в XXI веке приходится на 19 января григорианского календаря;
  • в древневосточных церквях этот день по-прежнему посвящён воспоминанию не только Крещения, но и Рождества Христова.

Событие праздника

Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1:28), пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте — Лк. 3:23) с целью принять крещение. 

Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал:

«мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!»  (Лк. 3:21-22).

Таким образом, при участии Иоанна, всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа. Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его служении. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили и крестились»  (Ин. 3:23). Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя:

«На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом»  (Ин. 1:35-37).

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал»  (Лк. 4:2). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.

Место Крещения

Точное расположение места крещения Иисуса Христа неизвестно. Большинство ранних греческих рукописей Нового Завета называют место Крещения Иисуса Вифанией Заиорданской (Βηθανία πέραν τοῦ ᾿Ιορδάνου).

Считается, что наименование Вифавара впервые предложил Ориген, но он расположил её на западном берегу Иордана.

В Славянской Библии место крещения названо Вифаварой по ту сторону Иордана (Виѳавáрѣ бы́ша объ о́нъ пóлъ Иордáна), в Русском Синодальном переводе — Вифаварой при Иордане (Ин. 1:28), в Новой Библии Короля Якова (NKJV) — Вифаварой за Иорданом (Bethabara beyond the Jordan), в Греческой Библии и Новой Вульгате — Вифанией за Иорданом.

Однако на Мадабской карте VI века место Крещения изображено напротив Иерихона на западном берегу реки, то есть не за Иорданом, если смотреть с западного берега.

Существует предположение, что автор Мадабской карты, живший на восточном берегу Иордана, понял словосочетание за Иорданом в смысле места, находящегося на другом берегу по отношению к нему, хотя автор Евангелия, естественно, понимал предлог за, как к расположенному на восточном берегу.

Паломник Феодосий (V-VI вв.) сообщал, что на месте Крещения Иисуса Христа находилась мраморная колонна, увенчанная железным крестом.

Вид на Аль-Магтас (Вади аль-Харар) из Каср аль-Яхуда, предполагаемое место Крещения Иисуса Христа. Современный православный храм Иоанна Предтечи. Idobi, CC BY-SA 3.0

До VI– VII веков традиционное место Крещения Иисуса Христа располагалось на восточном берегу Иордана около Иерихона, но после арабского завоевания Палестины (640 год) местом Крещения стали считать место также около Иерихона, но на западном берегу по причине труднодоступности восточного берега. Со временем место Крещения было утеряно из-за разрушения находившихся там церквей.

С течение времени река Иордан изменила своё русло, поэтому в настоящее время место крещения Иисуса находится на суше.

В конце XV века считалось, что место Крещения находилось в Бейт-Аваре (Beth-Abara, она же Бефвара (Суд. 7:24)) в районе современного моста Алленби, но с XVI века считается, что около монастыря святого Иоанна, примерно в 10 км восточнее Иерихона.

При этом остается точно не выясненным с какого берега Иисус входил в реку. На западном берегу это место называется Каср аль-Яхуд (контролируется Израилем), на восточном, напротив него — Аль-Магтас (Вади аль-Харар) в Иордании.

В ходе раскопок в Вади аль-Хараре была обнаружена большая мраморная плита, по-видимому, являющаяся основанием колонны, упомянутой паломником Феодосием.

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/16464-kreshhenie-gospodne/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
Кто есть Бог у христиан

Закрыть