Сколько Поместных Православных Церквей в мире

Сеть православных сайтов Prihod.ru — Приход.ру

Сколько Поместных Православных Церквей в мире

КОНСТРУКТОР САЙТОВ

Бесплатное,простое создание сайтов церковных организаций на основе WordPress. Полное техническое сопровождение и помощь.

Карта храмов

На единой карте выводится информация о приходах, соборах, монастырях Поместных Православных Церквей.

СЕТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ

Автоматический обмен информацией между церковными организациями внутри благочиний, епархий, Поместных Церквей.

Сегодня на Prihod.ru:зарегистрировано православных организаций,
показано на карте объектов,
в конструкторе сайтов опубликовано более 20000 сайтов

Отзывы о проекте приход.ру

Владимир Легойда

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

«Споры о том, нужен ли православному приходу свой сайт, остались уже далеко в прошлом. Присутствие в интернете из предмета дискуссий превратилось в насущную необходимость. Более того, чтобы идти в ногу со временем уже не достаточно просто создать в Сети страницу. Современный сайт должен отвечать современным же представлениям о качественном дизайне и функционале. Во многом именно он создает первое впечатление в глазах многих посторонних людей, служит лицом общины и ее храма.Поэтому особенно важно, что такой сервис как «Приход.ру» позволяет сегодня создать качественное интернет-представительство всем, включая тех, кто не обладает ни должными навыками, ни лишним временем. Кроме того, «Приход.ру» является партнером СИНФО по созданию интерактивной карты приходов Московского Патриархата».

Марк, митрополит Рязанский и Михайловский

Глава Рязанской митрополии, председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии

«Мы создали на Приход.ру сайты зарубежных приходов и епархий Русской Православной Церкви. Думаю, что и в дальнейшем мы будем развивать сотрудничество. У вас хороший подход: все разумно, эргономично и вместе с тем просто, ясно, так что этим удобно пользоваться. Это хорошая основа для плодотворной работы. Когда мы говорим о церковных сайтах – нужна строгая, изящная, интеллигентная простота во всем».

Источник: http://prihod.ru/

Как в Тифлисе боролись с эпидемиями, или Новое — хорошо забытое старое

Сколько Поместных Православных Церквей в мире

Шел пятый день домашнего насилия (зачеркнуто) карантина. Стекла в окнах и на дверях квартиры были натерты до той степени, что дети шагали на балкон сквозь закрытую дверь. А еды на кухне наготовлено в таком количестве, что семья поняла – если не умрем от коронавируса, то передохнем от обжорства.

Для меня необходимость сидеть дома — не самое приятное испытание жизни. Даже больше скажу — это худшее из наказаний. Посадить меня дома — все равно, что подключить к аппарату искусственного дыхания. Но в условиях мировой эпидемии приходится следовать предписаниям специалистов. В обычное время я прогуливалась по Тифлису, теперь не оставалось нечего другого, как прогуливаться по дому.

Интересно, как переносило население изоляцию и чем занималось в прошлые времена. Не всегда же женщины подвигами ознаменовывали карантинные будни. И потом, у них тогда классовые сословия были, и всем этим наверняка прислуга занималась. Или тут уж, как говорится, под какой звездой повезло родиться.

От чумы до коронавируса

Суть в том, что короновирус — не первая эпидемия на памяти Грузии. Ей из таких передряг приходилось выходить, что, наверняка, и эту переживет с наименьшими потерями. Кстати, встречала Грузия такие напасти как сегодня, так и тогда относительно подготовленной.

photo: courtesy of National Archives of Georgia

Тифлис. Эриванская площадь

Сегодня о достижениях наших специалистов и правительства говорят международные эксперты. Тогда о том, что страна ориентируется в сложившихся обстоятельствах намного лучше ближайших соседей, писали в газетах. У нас, видимо, есть некий секретный ресурс встречать такие напасти, коим не обладают другие. Мы мобилизуемся в такие времена и встречаем что холеру, что коронавирус изрядно вооруженными.

Сколько стоит тест на коронавирус и как его пройти? >>>

Кстати, и тогда Грузия на самых ранних этапах закрыла сообщение с Ираном, где эпидемия холеры уносила сотни жизней. По локализации эпидемии принимался ряд различных мер. Например, Тифлисское самоуправление приняло решение выделить на борьбу с эпидемией несколько тысяч рублей, нанять 20 врачей, которые будут курировать этот вопрос.

photo: courtesy of Sergey Ionnesyan

Эриванская площадь, где происходил знаменитый экс

В организованной борьбе с холерой отличился своей деятельностью комитет заботы по оздоровлению нации.

После чрезвычайного собрания комитет разработал следующий план действий, пишет газета «Иверия» в 1893 году: «Запретить жертвоприношение в храмах, купание в Куре и использование курной воды, а также продажу некачественных фруктов».

Ужесточение санитарных норм, как видно, дало результат, потому как, по данным за 29 сентября 1892 года, в Михайловской больнице пациентов с диагнозом холеры было всего два человека.

Еще раньше Грузии выпало бороться с эпидемией чумы. Происходило это в начале XIX века. В 1812 году квартальным надсмотрщиком был назначен Степан Мизандари — представитель знаменитого музыкального рода (Аллоиз Мизандари был известным пианистом, общественным деятелем — прим. ред.).

На Мизандари были возложены обязанности комиссара в области карантина. Он занимался выявлением зараженных чумой и их изоляцией от общества здоровых. Размещал больных в лазаретах и за пределами столицы, в регионах, находил средства для транспортировки и лечения. Притом делал это в крайне сжатые сроки, ведь промедление грозило необратимым процессом.

В декабре 1813 года Степана Мизандари перевели квартальным надсмотрщиком в 5 отделение Гаретубани, где благодаря его профессионализму распространение эпидемии было остановлено достаточно быстро. Но это не самое ранее упоминание об эпидемиях в городе.

Паломничество в Грузию: шпаргалка №4. Пантеон на горе Мтацминда >>>

Чума свирепствовала еще в 1772 году и имела массовый характер. Правил Грузией тогда царь Ираклий II. Узнав о том, что один из его сыновей болен, он проявил по тем временем неслыханное новаторство — решил вакцинировать своего сына. Это послужило показательным примером для остального населения. Таким образом, его можно считать одним из первых, кто ввел вакцинацию в Грузии.

Старые методы борьбы

У каждого времени свои врачи-герои. В те времена это были санитарные врачи. Возможно, и тогда людей переполняло чувств благодарности к медикам, но вряд ли кому-нибудь пришло бы в голову аплодировать врачам у себя дома. Но, как говорится, меняются времена, а вместе с ними и формы выражения благодарности.

// Александр Флоренский

«Серные бани в Тифлисе». Александр Флоренский

Борьба с испанским гриппом, так называемой «испанкой», развернулась в 1918 году после получения Грузией независимости. Несмотря на сложные времена, Грузия и с этим вызовом справилась более-менее успешно.

На сей раз органы самоуправления решили организовать санитарные отряды, в чьи функции входило выявление случаев заражения. Для борьбы с эпидемией было решено открыть бесплатную баню, где одежду подвергали дезинфекции. Социально необеспеченное население получало в придачу бесплатно еще и мыло. Также увеличили количество коек в больнице для зараженных и открыли амбулаторное отделение.

Sputnik / STRINGER

Был принят и ряд других мер. Был установлен жесткий контроль за торговлей вторичной одежды. Ежедневно дезинфицировались вагоны общественного транспорта – трамвая. Было запрещено перегружать вагоны.

Тут невольно всплывают утрамбованные под завязку автобусы из марта 2020-го. После того как ввели запрет на передвижение в маршрутных такси, население пересело на оставшиеся в ходу автобусы. И тут уж не до соблюдения тех рекомендаций, согласно которым людям нужно находиться друг от друга на некотором расстоянии. Тут все дышат друг другу в затылок.

Возвращаясь в начало XX века, нужно сказать, что, благодаря принятому ряду мер, властям в значительной мере удалось сдержать распространение таких заболеваний, как тиф, холера и испанский грипп. В городе открывалось все больше амбулаторных учреждений, усилился контроль за дезинфекцией в парикмахерских и прачечных, жестко контролировались места публичного скопления народа (базары).

Национальный архив Грузии

Тифлис. Продавец битой птицы и овощей на солдатском базаре.

Власти развернули также информационную кампанию. Использовали, естественно, те ресурсы распространения информации, коими на тот момент располагали. Памятки о мерах предосторожности вешали во всех общественных местах.

Дом на пригорке: три истории любви в одном особняке >>>

Тут есть некая интересная особенность. Конечно, донести информацию о том, как надо вести себя в период эпидемии, сегодня специалистам легко. Нужно отдать должное властям, информационная кампания построена очень грамотно. В метро, автобусах, по телевидению, Интернету предупреждения льются на тебя из каждого утюга. А в данном случае — предупрежден — значит вооружен.

Национальный архив Грузии

Тифлис, кирпичный завод: персы, отвозящие в печь сырцовый кирпич.

Наши предки этой возможности были лишены. При этом, несмотря на доступность информации, сегодня эпидемия распространяется гораздо быстрее. И это тоже «благодаря» современным технологиям. В XXI веке вирус свободно гуляет по планете благодаря авиаперелетам.

Художник, что рисует Тифлис, или Формула космической любви >>>

В прошлом первейшей задачей медицинских учреждений было выявление случаев заражения. Выполняли эту работу районные врачи и амбулатории. После обнаружения больного, его следовало моментально поместить в изоляцию. А информацию о больном следовало передать органам, которые занимались дезинфекцией.

photo: courtesy of National Archives of Georgia

Тифлис, прачки на берегу реки Куры.

Больного помещали в барак, а в его доме проводили дезинфекцию. Санитарные врачи квартиру больного и весь периметр брали под контроль. Факт перевода зараженных в бараки очень отрицательно влиял на процесс выявления зараженных. Из-за этого многие скрывали болезнь, отказывались от перехода в бараки. Это, в свою очередь, способствовало распространению эпидемии.

«Русские грузины»: Леонид Парфенов об этом феномене, своем фильме и съемках в Грузии >>>

Тем не менее, наши предки неплохо справились с угрозой распространения. Увеличивались количество амбулаторных учреждений, стационарные заведения все в большем количестве обеспечивались медицинским оборудованием, каретами скорой помощи, дезинфекционными средствами и медикаментами. Медицинским работникам выдавали специальную одежду и снабжали соответствующими инструкциями по методике лечения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как часто россияне ходят в церковь

Национальный архив Грузии

Тифлис. Банные ворота.

Закрывали ли больницы на карантин — неизвестно. Но, скорее всего, таких мер не предпринималось. Но успешность проводимых мер зависела напрямую от сознательности самих граждан. От того, насколько ответственно они подходили к вопросу превенции и соблюдению мер предосторожности.

И еще, в нас живет одно очень характерное для жителей нашего города и страны в целом качество – перед лицом реальной опасности мы объединяемся и начинаем действовать как единый организм. Это было раньше, есть сейчас, и, уверены, так будет всегда. 

Источник: https://sputnik-georgia.ru/columnists/20200320/248016347/Kak-v-Tiflise-borolis-s-epidemiyami-ili-Novoe---khorosho-zabytoe-staroe.html

Пасха 2020: праздничные таинства, о которых мы мало знаем

Сколько Поместных Православных Церквей в мире

История праздника Пасха

19 апреля можно назвать самым ярким днем для любого православного человека. В этот день принято показывать свою любовь близким людям, быть рядом с ними и наслаждаться общением и весельем. Не забудьте о чтении благодарственных молитв, а также о церковных традициях.

После распятия Христа похоронили в пещере. В воскресный день Мария Магдалина с еще одной женщиной пришли посмотреть на гроб, помолиться и возлить благовония на тело умершего Христа.

Вместо этого они увидели ангела в сияющем свете рядом с пустой гробницей. Он сказал женщинам, что Иисуса Христа здесь нет, что он воскрес и ждет своих учеников в Галилее, где они смогут его увидеть.

Сначала ученики не поверили в это, но дух Христа являлся им не единожды, пока те пребывали в Иерусалиме. В конечном итоге в воскресение уверовали все, включая известного нам Фому.

Лучшие СМС поздравления с Пасхой 2020: стихи и открытки

Что такое благодатный огонь?

Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова датируются IV веком.

Латинский монах Бернард, (865 г.) пишет в своем послании: «В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано, и по совершении службы поется «Господи помилуй» до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом».

Церковная церемония Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи, которая, как известно, празднуется в иной день чем у других христиан. В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Все, что несет огонь, выносится.

На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям — прокладывается лента. Так приготовленная, после осмотра турецких стражников, а ныне — еврейской полиции, Кувуклия (Часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается местным ключником мусульманином.

В Храм входит процессия — иерархи празднующих Пасху конфессий. В конце процессии идет православный Патриарх одной из поместных Православных церквей (Иерусалимской или Константинопольский) в сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей.

В своем крестном ходе процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Христос, место, где его побивали римские легионеры, Голгофу, где его распяли, камень Помазания — на котором тело Христа готовили к погребению.

Находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов. Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышками Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии.

Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опустился широкий столб света. Первое время — 3-10 минут, загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами — совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен.

Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем — водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы. Людей, находящихся в это время в храме, переполняет чувство радости.

В дальнейшем, от благодатного Огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму, специальными авиарейсами Огонь будет доставлен на Кипр и в Грецию, откуда будет развезен по всему миру.

Со Светлой Пасхой 2020! Детские поздравления и открытки

Почему Церковь освящает пасхи и куличи?

Употребление освященных пасох в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи. Это исполнение Нового Завета. Сама форма пасхи несет великую мысль торжества веры: апостолы, привыкши вкушать трапезу вместе с Господом, и по вознесении его на небо откладывали часть хлеба для Него — и так представляли его как бы присутствующим среди них. Тот же смысл имеет и выпекаемый верующими кулич. Освящая и вкушая куличи, мы принимаем Господа в свой дом и сердце.

Почему принято дарить яйца в пасхальный день?

В древности дарение яйца, как между иудеями, так и другими народами Азии, было знаком уважения и употреблялось в день нового года, в день рождения и в других важных случаях, например при явлении на поклон вельможам и богачам. И потому не удивительно, что Мария Магдалина, пришедши в знаменитый и гордый Рим проповедовать Имя Христа, предстала перед императором с яйцом. Подарить яйцо — подарить надежду.

Что в символе пасхальном?

Яйцо как бы служит видимым знаком Воскресения мертвых, залог которого — Воскресение Христа, Победителя смерти. Красный же цвет, обыкновенно употребляемый при окраске пасхальных яиц, указывает на искупление человеческого рода излиянием крови Богочеловека. Поэтому, даря друг другу в день праздника Воскресения Спасителя красное яйцо, мы выражаем свою радостную уверенность в том, что перейдем в бессмертие!

Почему один из символов Пасхи — пасхальный ягненок?

Во многих христианских странах Пасха связана также с образом ягненка. На тематических открытках он часто изображен рядом с крестом и надписью «Agnus Dei» (Агнец Божий), что означает образ Христа, покорного, ради нас идущего на смерть.

Почему в Западной Европе есть пасхальный заяц?

Он особенно любим в Германии. Первое упоминание об этом персонаже относится к 1682 г. О зайце написал Георг Франк фон Франкенау в своем трактате «О пасхальных яйцах».

Некоторые ученые производят английское название Пасхи, Easter, и немецкое, Ostern, от имени богини весны Eostre, чьими символами издревле считаются яйцо и заяц. Причины появления зайца в пасхальной символике называют самые разные.

Вспоминают даже то, что заяц — лунное животное, а праздник как раз приходится на первое воскресенье после полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия. Помимо всего прочего заяц повсеместно является символом плодовитости и плодородия.

Традиции утреннего разговенья

На пасхальном столе всегда простая, но сытная еда: курица, жаркое, ветчина, колбасы, рыба, картошка, вино. На сладкое сырная пасха, куличи, торты, компот. Все выставлено на красивой скатерти, где украшает стол верба и весенние цветы, проросшее зерно.

Вся семья в пасхальный день должна быть вместе. Обязательно в этот день нужно посетить всех родственников, потом хороших знакомых в особенности старших и пожилых. Обыкновенно подарки в этот день не приносят.

Почему поцелуями приветствуют друг друга на Пасху?

Мы несем другим примирение и надеемся, что простят нас, забудут обиды, во имя Воскресения Христового.

О пасхальной свече

Традиция ставить у алтаря во время ночной пасхальной службы большую свечу существует во всех христианских странах. От этой свечи потом зажигают все остальные светильники в церкви.

Ритуал зародился в 4 веке нашей эры, причем главная свеча является символом Иисуса Христа, а ее священное пламя — символом Воскресения. В старину прихожане уносили домой свечки с благословенным огнем, чтобы с их помощью затеплить домашние лампы и растопить очаги.

Этот обычай символизировал жертву Христа, отдавшего жизнь ради людей. Свечу, что горит в пасхе, необходимо принести домой.

Смотреть все фото к статье (6)

Источник: https://telegraf.com.ua/ukraina/obshhestvo/5439431-pasha-2020-prazdnichnyie-tainstva-o-kotoryih-myi-malo-znaem.html

Как святые жили в изоляции. Три истории веры, которая сильнее обстоятельств

Не у всех святых была возможность постоянно молиться в храме. Кто-то уходил в пустынные места, добровольно принимая на себя отшельнический подвиг, но случалось и так, что бывать в храме оказывалось невозможно по причине болезни или, например, ареста. Как же жили святые «в изоляции»? Что давало им силы?

Богослов в заточении. История Максима Грека

Отрочь монастырь в городе Тверь, март 1543 года. В крохотном окошке полуподвального помещения светится лампадка. Там, в маленькой келье, за столом сидит человек и внимательно читает письмо, приблизив его почти к самым глазам.

Лампадка тусклая, а глаза у пожилого монаха уже слабые. Ни одежда, ни черты лица не выдают его греческого происхождения. Дает о себе знать четверть века жизни в России.

И 17 лет из них он узник, осужденный за «умышленную порчу» русских богослужебных книг и «еретические» взгляды.

Все эти годы Максим Грек лишен возможности не только посещать храм, но и причащаться, и это для него главная трагедия. Несколько раз писал он прежнему митрополиту Даниилу в попытке защитить свое честное имя, но все было бесполезно. Сыграла свою роль и личная обида митрополита на ученого монаха, посмевшего перечить ему, когда речь зашла о повторной женитьбе великого князя Московского Василия Иоанновича.

Первая жена князя, Соломония, не рожала ему детей, и князь Василий надумал жениться на другой — Елене Глинской.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто построил собор Московского Кремля

Митрополит Даниил перечить князю не привык и благословил всё, что требовалось, — и развод с Соломонией, и насильственное ее пострижение в монашество, и новый брак великого князя А Максим Грек — известный авторитет, приглашенный с Афона для исправления русских богослужебных книг, в которых накопилось немало разночтений, — возьми да и объяви во всеуслышание эти действия неканоническими

Когда Даниила сменил митрополит Макарий, мудрый и справедливый наставник молодого князя Иоанна Васильевича IV, греческий инок решил обратиться к нему. Может, новый митрополит снимет с него, уже 70-летнего старика, прещение и позволит причащаться?

Письмо от Макария и читает сейчас преподобный Максим. Тон ответа почтительный¸ но содержание, увы, неутешительное. «Узы твои целуем, — пишет митрополит Макарий, — яко единого от святых. А помочь мы тебе ничем не можем, ибо жив связавший тебя».

Прежний митрополит еще имел остатки власти Пришлось ждать еще восемь лет, прежде чем игумен Свято-Троицкого Сергиева монастыря Артемий смог забрать его к себе в обитель.

Там Максим Грек наконец-то получил возможность приступать к Святым Тайнам, а пять лет спустя, в 1556 году, мирно отдал душу Богу.

Можно представить, как тяжело воспринимал обвинение в ереси и отлучение от причастия этот молитвенник и подвижник, несколько лет живший на Афоне. Горькое недоумение сквозит в его произведениях, написанных в попытке оправдаться (например, в «Исповедании Православной веры»).

Впрочем, через семь лет после его заточения власти смягчились: монаха не только перевели из Иосифо-Волоколамской обители с ее суровыми порядками в тверской Отрочь монастырь, но и разрешили ему писать.

Это было для монаха-ученого так важно, что в первом же из своих сочинений он даже обозначил дату: «Сия словеса сотворил есть инок, в темнице затворен и скорбя в 7040-е лето», то есть в 1531 году.

Начало XX века

Вынужденный затвор преподобного Максима не остался бесплодным. В узах он создал несколько десятков богословских трактатов (об исхождении Святого Духа, о Рождестве Христовом и др.), богослужебных и полемических сочинений, направленных против иноверцев и обрядоверов.

Эти труды вышли далеко за пределы монастырских стен, где был заключен Максим; у греческого писателя появились ревностные ученики, в том числе такие известные впоследствии, как Зиновий Отенский (инок новгородского монастыря, автор ряда известных сочинений против ересей), святитель Герман Казанский (просветитель татарского народа, попал у Ивана Грозного в немилость за отказ возглавить московскую епископскую кафедру и за критику опричнины) и князь Андрей Курбский (друг, а затем оппонент Ивана Грозного) Курбский, например, активно пользовался доводами преподобного Максима против лютеранства.

Разрешив преподобному Максиму писать, власти молчаливо расписались в собственной неправоте. Ведь если бы Максим Грек действительно был еретик, никто бы не позволил так широко распространять его учение.

Духовный лекарь на больничном. История Амвросия Оптинского

В 1860 году в Оптиной пустыни скончался преподобный Макарий, многолетний духовный наставник монастырской братии. Опустевшее место занял его ученик и бывший келейник — иеромонах Амвросий (Гренков), в будущем прославленный и, наверное, самый известный из Оптинских старцев.

В ту пору ему было всего 48 лет, но здоровье у батюшки уже тогда было невероятно слабое — еще с тех пор, как зимой 1845 года, в день посвящения в иеромонахи, он сильно простудился и надолго слег в постель.

С тех пор и до самой смерти, наступившей 10 октября 1891 года, он так никогда до конца и не поправился.

Временами старцу становилось легче, так что он мог совершать прогулки и даже ездить в основанную им Шамординскую женскую обитель. Но большей частью он всегда бывал болен, а периодами его преследовали по-настоящему жестокие страдания — мучительные желудочные боли с лихорадочным ознобом и крайней слабостью, в иные дни не позволявшие подняться на ноги.

«С 35-летнего возраста отец Амвросий был как бы непрестанно распят, — вспоминал знавший его духовный писатель Евгений Поселянин. — Внешняя сила его пала, силы навсегда утрачены. Плотский человек был разрушен, растоптан, убит. И в этом телесном изнеможении стал возникать все яснее и яснее обозначавшийся новый человек».

Человек духовный, прозорливец, которому Бог открывал сокровенные тайны жизни души.

Священническое служение преподобному Амвросию пришлось оставить почти сразу. Он ушел за штат и сосредоточился на беседах с людьми. Даже поселился у самого входа в Оптинский скит — так, чтобы посетителям не пришлось его разыскивать.

Отец Амвросий почти всегда «был дома»; храм он посещал до тех пор, пока однажды зимой 1862 года (батюшке было тогда около пятидесяти) его не вывалил из саней по неосторожности ямщик.

Преподобный Амвросий получил вывих руки, ее вправили, но неудачно — и с тех пор его физическая слабость стала так велика, что ходить в церковь он уже не мог.

Тем не менее он не перестал жить в ритме церковной жизни и регулярно прибегал к Причастию — таинству соединения с Господом Иисусом Христом. Святые Дары — Тело и Кровь Христовы — батюшке приносили прямо в келью. Здесь же он организовал и храмовую молитву.

В четыре утра отец Амвросий звал келейников, те читали утренние молитвы, положенные псалмы и часы, а потом еще каноны с акафистами Спасителю и Божией Матери.

А в праздничные и воскресные дни в комнатке у старца совершалось настоящее богослужение (священник приходил к нему, как правило, по завершении службы в храме).

Но даже во время богослужения отец Амвросий мог отвлечься на то основное занятие, которому и была посвящена его жизнь, — принимал приходивших к нему людей с их вопросами, просьбами, а главное, с покаянием за совершенные грехи. Главным для него было хорошо исполнить то дело, на которое его поставил Бог.

Открытка конца XIX века

В письмах старец постоянно сетовал, что не управляется с людьми, но посетители слышали от него ответы на свои вопросы, даже если не попадали на личную беседу. Каждый день он старался выйти на «общее благословение» и что-нибудь сказать людям, собравшимся в его домике. Многие из сказанных тогда слов впоследствии разошлись по всей России, к примеру: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх».

Исполнять дело духовничества старцу бывало очень трудно. Некоторые посетители вспоминали, как приходили к старцу ближе к вечеру и обнаруживали его неподвижно лежащим на кровати, неспособного даже произнести два слова.

В какой-то момент доктора даже запретили старцу принимать кого бы то ни было и, чтобы прекратить постоянный стук в дверь, повесили на нее табличку: «Врачи запрещают старцу принимать посетителей». Но исполнить эту рекомендацию батюшка не мог. Тогда бы он отказался от своего призвания, от исполнения воли Божией о себе.

Исполняя же волю Божию, он помог огромному количеству людей нащупать и их собственную дорогу к Богу.

Семь лет в одиночной камере. История митрополита Петра Крутицкого

1929 год. На дворе май, но крыши домов в поселке Хэ еще белеют остатками снега. Это Крайний Север, Ямало-Ненецкий край, до ближайшего города — 200 километров

Отойти от края поселка на сотню-другую метров — и вот уже виден морской берег, обдуваемый ледяным ветром. Обская губа. Причал, к которому раз в год пристает пароход с Большой земли. Он привозит продукты, табак, сахар. Иногда — посылки для немногочисленных местных жителей и для тех ссыльных, кого привел сюда Промысл Божий.

Один из таких ссыльных — 67-летний Петр Федорович Полянский. Немногие ненцы знают, что он не просто глубоко верующий православный христианин, но еще и священнослужитель. Более того — митрополит. А еще точнее — Местоблюститель Патриаршего престола, пустующего после смерти святого Патриарха Тихона. Ни больше, ни меньше — Предстоятель Русской Церкви.

Когда-то в зимовье Хэ был создан православный миссионерский стан, поставили церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Но сейчас в этот храм ходить нельзя — он захвачен обновленцами.

Так назывались те священники и епископы, которые стали сотрудничать с советской властью и попытались отнять власть в Церкви у законно избранного Патриарха и его сторонников. Митрополит Крутицкий Петр, преемник святителя Тихона, уже четыре года как арестант. Он сильно тоскует по храму и богослужению, но служить с обновленцами значило бы предать Церковь.

Глядя на него, в захваченный раскольниками храм перестают ходить и другие жители поселка. Отказ от посещения церкви стал для владыки настоящим подвигом исповедничества.

Бóльшую часть своей жизни Петр Федорович Полянский был мирянином, хотя и деятельным участником жизни Церкви.

Работая в Синодальном учебном комитете, он заботился о духовных семинариях и академиях, а в 1917–1918 годах даже участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви, который и восстановил в России патриаршество.

Когда в 1920 году Патриарх Тихон предложил Петру Федоровичу принять монашеский постриг, священство и стать его ближайшим помощником, тот сомневался недолго: «Ес­ли я откажусь, то бу­ду пре­да­те­лем Церк­ви, но, ко­гда со­гла­шусь, я знаю, я под­пи­шу сам се­бе смерт­ный при­го­вор».

Митрополит Петр руководил Русской Церковью всего около полугода. Он так бескомпромиссно отстаивал право самостоятельно, без указок «сверху», решать церковные дела и так решительно боролся с обновленческим расколом, что уже в ноябре 1925 года был арестован. Изоляторы, тюрьмы, дальние ссылки — ничего другого он в своей жизни больше не видел.

В 1930 году, когда истек срок ссылки на Крайний Север, последовало новое обвинение и за­клю­чение в Екатеринбургскую тюрьму: пять лет в оди­ноч­ной ка­ме­ре. За­тем — Верх­не­ураль­ский политизолятор и снова одиночное заключение, срок которого продлевался вплоть до самого расстрела 27 сентября (10 октября) 1937 года.

В последние годы святой митрополит был лишен не то что возможности служить и причащаться, но даже совершать прогулки, положенные «обычным» зэкам. В одном из писем владыка говорит, что уже позабыл, когда в последний раз видел солнечный свет

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как по церковному будет имя София

Восстановленный храм Николая Чудотворца в поселке Хэ

«Я прошел все виды страданий, какие можно себе представить, — признавался он в другом письме. — Казалось, что у меня одно время года — время скорби, но Господь, видимо, не оставляет меня. Он поддерживает мои силы, ослабляемые тяжелыми условиями изгнания, и вносит в душу успокоение, которое если и отравляется, то только болью о Церкви» Такова была цена за отказ пойти на сделку с безбожной властью — отказаться от местоблюстительства, стать осведомителем.

Откуда у больного, частично парализованного человека в крайне преклонном возрасте взялась такая сила духа, такая решимость стоять до конца? Как он не сошел с ума, много лет заточенный в глухой камере, не видя ни одной живой души, не получая никакой верной информации о состоянии дел в Церкви? Можно не сомневаться — ему помогали молитва и абсолютное предание себя Богу. А его непреклонность вдохновляла и давала силы тем епископам и священникам, которые оставались на воле и сохраняли верность Христовой Церкви.

Источник: http://voskrcerkov.ru/2020/04/21/kak-svyatye-zhili-v-izolyacii/

Многие православные церкви отметят Рождество в ночь на 25 декабря

По словам представителя РПЦ, Польская православная церковь в марте 2014 года вернулась полностью на старый календарный стиль — через 90 лет после того, как по настоянию тогдашних государственных властей приняла новый календарь в церковной жизни. Однако большинство ее приходов продолжали отмечать праздники по старому стилю, и его официальное восстановление было встречено верующими с удовлетворением.

Вопрос для Всеправославного собора

«Тема церковного календаря является одним из вопросов повестки дня Всеправославного собора, запланированного на 2016 год.

Но никаких революционных решений от предстоящего общеправославного форума не ожидается, — хотя бы уже потому, что все его постановления будут приниматься исключительно на основе единогласия всех автокефальных церквей православного мира, а церкви, придерживающиеся старого календаря, включая Русскую, отнюдь не намерены пересматривать свою практику в этом отношении», — отметил протоиерей Николай Балашов.

По его словам, Всеправославный собор, скорее всего, подтвердит высказанное еще в 1948 году мнение Совещания глав и представителей православных церквей о том, что «для неподвижных праздников каждая автокефальная церковь может пользоваться существующим в этой церкви календарем» при сохранении общей Александрийской пасхалии.

Проект постановления Всеправославного собора по этому вопросу, подготовленный в 1982 году, будет предварительно рассматриваться начавшей свою работу минувшей осенью специальной межправославной комиссией, принимающей свои рекомендации также на основе принципа консенсуса (единогласия).

В упомянутом проекте говорилось, что календарный вопрос «является предметом подобающей оценки церковью своей пастырской ответственности и соответствующих нужд своей паств»; при этом подчеркивается, что единство православия «никоим образом не должно быть поколеблено», и календарные различия «не должны вести к разделению, расхождениям и расколам».

«Значит, настроения паствы обязательно будут учтены участниками собора», — подытожил Балашов.

Календарная реформа

Календарная реформа, заменившая юлианский стиль на григорианский, была предпринята в XVI веке при папе Римском Григории XIII, по имени которого и получил свое название новый календарь. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

В этих же целях в 1923 году по инициативе Константинопольского патриарха состоялось совещание православных церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская православная церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.

Узнав о совещании в Константинополе, патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на Новоюлианский календарь. Но это вызвало протесты и нестроения в церковном народе. Поэтому постановление было отменено менее чем через месяц.

Расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, григорианского — за 3 тысячи 333 года, а новоюлианского — за 40 тысяч лет.

Современные реалии

Тем не менее Балашов заверил, что «в настоящее время перед Русской православной церковью вопрос о перемене календарного стиля не стоит». «Подавляющее большинство верующих привержено сохранению существующего календаря. Юлианский календарь дорог нашему церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни», — подчеркнул представитель Московского патриархата.

Правда, по его словам, небольшое количество приходов РПЦ в дальнем зарубежье, состоящих преимущественно из местных жителей, отмечают Рождество по новому календарю.

Генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, в свою очередь, сказал РИА Новости, что многие католики восточного обряда, в частности, Украинская греко-католическая церковь, встречают Рождество по юлианскому календарю — 7 января. Вместе с православным большинством 7 января Рождество празднуют и некоторые российские протестанты.

В представительстве же Армянской апостольской церкви, живущей по собственному, «апостольскому» календарю, РИА Новости сообщили, что встречают Рождество в ночь с 5 на 6 января.

Источник: https://ria.ru/20141224/1039896576.html

«Раскол узаконен и углублён»: как православный мир отреагировал на автокефалию новой религиозной структуры на Украине

Вселенский патриархат, предоставляя томос о независимости новой религиозной структуре на Украине, изолирует себя от других поместных церквей. Об этом заявил председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Против решения константинопольского патриарха Варфоломея уже выступили Польская, Сербская и Антиохийская церкви, отметившие, что подобные действия только усугубляют раскол на Украине.

Предоставив томос об автокефалии новой православной церкви на Украине,  Константинопольский патриархат изолирует себя от других поместных церквей. Об этом заявил председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Он подчеркнул, что новую религиозную структуру на Украине не поддержали Сербская, Польская и Антиохийская церкви. Кроме того, ни один из предстоятелей поместных церквей не поздравил главу так называемой автокефальной поместной Православной церкви Украины митрополита Епифания.

«Это вполне предсказуемый результат внешней церковной политики, которая действует по личным представлениям патриарха (Константинополя. — RT) Варфоломея руками митрополита (Константинопольского патриархата. — RT) Эммануила и других. Эту команду отличают невероятный цинизм и презрение ко всему, что находится вне влияния Стамбула», — подчеркнул Легойда.

Так, патриарх Сербский Ириней уже заявил, что предоставление автокефалии новой церкви на Украине стало политическим решением Варфоломея и может быть продиктовано сговором Константинополя с «другими силами этого мира».

Также по теме

«Никто не думает о реальных последствиях»: что ждёт Украину после объявления автокефалии новой церкви

Константинопольский патриарх Варфоломей вручил украинской стороне томос об автокефалии новой церкви, учреждённой в Киеве. На

«Желание части мировых сил заключается в том, чтобы с захватом Украины подобраться к России и иметь лучший надзор за этой страной. Патриарх Константинопольский, не советуясь ни с кем и, вероятно, находясь в сговоре с какими-то другими силами этого мира, попытался решить этот вопрос — и, как мы видим, вопрос решён самым катастрофическим образом, когда новый раскол на Украине будет узаконен и углублён», — цитирует ТАСС патриарха Иринея.

Он отметил, что вопрос о статусе православной церкви на Украине следовало решать при участии всех поместных церквей. С аналогичным предложением ранее выступал и глава Польской православной церкви митрополит Савва. Своё отношение к созданию новой церковной структуры на Украине он выразил в письме предстоятелю канонической Украинской православной церкви Московского патриархата митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию.

«Так называемый объединительный собор, который состоялся 15 декабря 2018 года в Киеве, не устранил проблему, но, наоборот, усилил её, привнеся в жизнь общества болезненные явления не только церковные, но и социально-политические», — приводит его слова сайт УПЦ МП.

Митрополит Савва также обратился к патриарху Варфоломею с призывом организовать собор по вопросу об украинской церкви с участием всех глав поместных церквей.

«Ваше решение о церкви на Украине требует всеправославного обсуждения. Поэтому я в очередной раз обращаюсь к вам с просьбой обдумать решение о собрании предстоятелей поместных церквей Мы хотим видеть, что ваши действия объединяют православие, а не разделяют его», — заключил митрополит Савва.

С критикой предоставления автокефалии выступил и патриарх Антиохийский Иоанн. Отвечая на письмо патриарха Варфоломея, он также отметил, что в Константинополе не учли мнения остальных поместных церквей.

«Мы желаем видеть единство православного мира укрепляемым и сплачиваемым, — приводит его слова портал УПЦ МП. — Из вашего письма представляется, что вы решили продолжить процесс дарования автокефалии Поэтому мы призываем вас не принимать никаких решений, за которыми не стоит консенсус автокефальных православных церквей. Ибо неразумно прекращать раскол ценой единства православного мира».

Помимо Константинопольского патриархата, ни одна из поместных церквей не выступила с поддержкой новой церковной структуры на Украине. В Грузинской православной церкви заявили, что пока не будут озвучивать свою позицию.

«Члены синода (ГПЦ. — RT) ознакомятся с текстом томоса, изучат документ, и потом будет сделано соответствующее заявление», — сказал ТАСС митрополит Сенакский и Чхороцкуйский Шио (Муджири), местоблюститель Католикоса — Патриарха всея Грузии Илии.

«Трагический день в истории вселенского православия»

Напомним, что 5 января в храме Святого Георгия в Стамбуле константинопольский патриарх подписал томос о предоставления автокефалии новой украинской церкви.

«Этим подписанным патриаршим и синодальным томосом мы признаём и провозглашаем установленную в границах территории Украины автокефальную церковь нашей духовной дочкой и призываем все святые православные церкви признать её как сестру и вспоминать под именем «Святейшая Церковь Украины»», — говорится в тексте документа.

Этот день в РПЦ назвали трагическим для мирового православия. Заместитель главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов заявил, что данное решение нанесло ущерб единству всей церкви.

«Сегодня трагический день в истории вселенского православия. Поступками патриарха Варфоломея, теперь уже на деле вступившего в молитвенное и каноническое общение с лицом, не имеющим законного рукоположения, нанесён тяжкий ущерб православному единству», — сказал он в интервью РИА Новости.

Предоставление томоса новой украинской церкви стало результатом «вельможной глупости» Киева, считает глава украинской партии «Наши», депутат Верховной рады Евгений Мураев.

Источник: https://russian.rt.com/ussr/article/590041-pravoslavnye-cerkvi-ukraina-religiya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
Где сейчас находятся мощи Николая Чудотворца

Закрыть