Сколько автокефальных церквей в мире

Греческая церковь признала право Константинополя дать автокефалию Украине

Сколько автокефальных церквей в мире
Правообладатель иллюстрации Orthodox church of Ukraine Image caption Предстоятели Греческой и Украинской церкви архиепископ Иероним (слева) и митрополит Епифаний уже встречались: они тепло пообщались в Стамбуле

Архиерейский собор Элладской (Греческой) православной церкви в субботу признал право патриарха Константинопольского предоставить автокефалию Православной церкви Украины (ПЦУ), сообщают греческие СМИ.

По сути, это означает признание самой ПЦУ, основанной при активном участии тогдашнего украинского президента Петра Порошенко и вопреки позиции Московского патриархата. Элладская церковь стала первой из поместных православных церквей, которая пошла на такой шаг.

Собор, состоящий из 80 епископов, принял соответствующее решение в ответ на просьбу патриарха Константинопольского Варфоломея, поддержанную главой Греческой церкви архиепископом Афинским Иеронимом, который лично включил этот вопрос в повестку дня собора и специально продлил его работу на один день, говорится на сайте газеты «Катимерини».

С точки зрения канонического права, окончательно признание можно будет признать состоявшимся после того, как архиепископ Иероним помянет митрополита Епифания во время литургии.

Митрополит Яннинский Максим подтвердил агентству РИА Новости, что собор «признал право Вселенского патриарха предоставлять автокефалию и право блаженнейшего архиепископа поминать [главу ПЦУ митрополита Епифания]».

Правообладатель иллюстрации SERGEY DOLZHENKO/EPA Image caption Митрополит Епифаний был избран главой новой церкви в декабре прошлого года

На вопрос корреспондента, будет ли Греческая церковь фактически поминать Епифания, митрополит Максим ответил: «Мы решили, что архиепископ имеет право поминать, значит, он это будет делать».

Реакция Киева и Москвы

«Благодарен моему брату во Христе, Главе Священного Синода Церкви Греции Блаженнейшему Архиепископу Афинскому и всей Эллады Иерониму и братьям-архиереям, которые сегодня на заседании Собора Иерархов поддержали позицию и последовали каноническим и историческим решениям Вселенского Патриархата, что открывает возможность полноценного взаимодействия между двумя нашими Поместными Автокефальными Церквами во всех сферах», — написал в своем «Фейсбуке» глава Православной церкви Украины митрополит Епифаний.

По сообщениям из Киева, в скором будущем можно ожидать приезда в Афины митрополита Епифания для сослужения с архиепископом Иеронимом.

«Итак, решение Элладской церкви — одобрить предложение архиепископа Иеронима о признании ПЦУ. Несмотря на просьбы ряда иерархов воздержаться от немедленного принятия решения. Будем внимательно изучать принятые решения. Оценку им и их последствиям для православного мира, для межцерковных отношений даст Священный Синод Русской православной церкви», — заявил «Интерфаксу» замглавы синодального Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов.

По его словам, очередное заседание Синода состоится в скором времени.

11 октября 2018 года Синод Вселенского Константинопольского патриархата в Стамбуле лишил юридической силы свой указ от 1686 года о передаче Киевской митрополии Москве, объявил о создании своего подворья в Киеве и реабилитировал лидеров неканонических православных церквей на Украине.

5 января 2019 года Константинопольский патриарх Варфоломей в храме Святого Георгия в Стамбуле подписал томос об автокефалии (грамоту о независимости) новой украинской церкви, учрежденной на объединительном соборе 15 декабря. 6 января томос о ее автокефалии был вручен главе этой церкви Епифанию (Думенко).

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption После вручения томоса об автокефалии в январе этого года Украинская церковь стала пятнадцатой в семействе признанных поместных православных церквей в мире

Эти действия Константинополя были резко раскритикованы Русской православной церковью и стали причиной разрыва ее отношений со Вселенским престолом.

По последним данным, УПЦ Московского патриархата располагает примерно 12 тысячами, а автокефальная ПЦУ — 7 тысячами приходов.

Греческие раздумья

Греческая церковь является одной из крупнейших православных церквей мира и пользуется статусом государственной церкви в Греции.

Дискуссии о возможном признании Украинской церкви продолжались в ней с начала этого года, когда были созданы две специальные комиссии, призванные изучить этот вопрос и представить свои выводы синоду.

Отчеты этих комиссий были заслушаны на заседании синода Греческой церкви в августе этого года. Они носили положительный для Украинской церкви характер и констатировали право Константинополя провозглашать автокефалии новых поместных церквей.

Тогда синод постановил, что вопросы, связанные с признанием Украинской церкви, имеет право решать предстоятель Греческой церкви, архиепископ Афинский Иероним, который решил обсудить этот вопрос со всеми иерархами своей церкви на заседании собора в октябре.

Первое признание

Отныне все препятствия для установления церковного общения между Греческой и Украинской церковью устранены. Это имеет огромное значение для ПЦУ, в том числе и из-за того, что в Греции расположены известные в церковном мире православные учебные заведения.

То, что первой церковью, признавшей ПЦУ, станет именно Греческая, прогнозировали многие наблюдатели.

Так, именно ее называл в числе возможных «первопроходцев» в этом вопросе экзарх Вселенского патриарха архиепископ Памфильский Даниил, который принимал непосредственное участие в предоставлении ПЦУ автокефалии.

Правообладатель иллюстрации MURAD SEZER/AFP/Getty Images Image caption Новый украинский президент Владимир Зеленский встречался с патриархом Константинопольским Варфоломеем в Стамбуле

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему у православных храмов купола разного цвета

Предстоятели Украинской и Греческой церквей уже встречались: это произошло в июне этого года в Стамбуле на праздновании в честь дня небесного покровителя Вселенского патриарха Варфоломея.

Будет ли раскол?

Сторонники ПЦУ считают первое признание важным шагом: с их точки зрения оно способно открыть путь для дальнейшего признания Украинской церкви другими церквями. В этом контексте в Киеве чаще всего называют Кипрскую и Румынскую церкви, которые уже рассматривали вопрос признания ПЦУ, но отложили принятие окончательного решения на более позднее время.

Русская православная церковь последовательно протестует против признания Украинской церкви другими церквями.

Руководитель отдела внешнецерковных связей РПЦ митрополит Иларион в июле этого года посещал Грецию и после этого визита заявил, что «если бы даже сейчас одна или две церкви признали новосозданную структуру, это лишь углубило бы возникшее разделение».

«Более того, в случае признания ПЦУ одной поместной церковью разделение наверняка возникнет внутри самой этой церкви, потому что значительная часть иерархии не согласится с таким решением», — добавил митрополит Иларион.

Примерно такие же прогнозы в сентябре этого года давал один из влиятельнейших иерархов Украинской православной церкви Московского патриархата, пребывающей в духовном единстве с РПЦ, митрополит Запорожский Лука.

«Даже если синодом или собором архиереев той или иной православной церкви под давлением и будет принято положительное решение в отношении признания ПЦУ, то внутри этой же церкви обязательно найдется достаточное количество здравомыслящих архиереев, духовенства и мирян, которые останутся верны каноническому церковному устройству. Эти люди ни за что не примут признание ПЦУ и перестанут поминать тех предстоятелей и архиереев, которые ее признали», — написал он в своем Телеграм-канале.

Против воли РПЦ

Православную церковь Украины создали на объединительном соборе, который прошел в Киеве в декабре прошлого года. В ее рядах объединились представители двух не признанных до того времени украинских церквей — Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви — а также двое из примерно 90 епископов церкви Московского патриархата.

Томос об автокефалии ПЦУ был подписан в январе этого года Вселенским патриархом Варфоломеем и тогда же вручен предстоятелю Украинской церкви митрополиту Епифанию.

Этому предшествовали несколько лет непубличных переговоров, в которых принимали участие иерархи Вселенского патриархата, представители украинского духовенства, а также политические лидеры Украины во главе с тогдашним президентом Петром Порошенко.

На протяжении всего этого времени представители Русской православной церкви резко критиковали намерения Константинополя предоставить Украинской церкви автокефалию.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В РПЦ заявляли, что независимая украинская церковь — политический проект Петра Порошенко, который завершится вместе с его президентским сроком

Они утверждали, что создание независимой от Москвы церкви является политическим проектом тогдашнего руководства Украины, поддерживаемым недругами России. В РПЦ называли предоставление ПЦУ автокефалии вторжением Вселенского престола на каноническую территорию Русской церкви.

В конечном итоге «украинский вопрос» стал причиной разрыва отношений между Русской церковью и Константинопольским патриархатом в октябре 2014 года. Церковное общение между влиятельнейшими центрами мирового православия до сих пор не возобновлено.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-50020363

Просто о сложном: Что такое автокефалия?

Сколько автокефальных церквей в мире

Литургия — богослужение, во время которого совершается таинство причастия.

 В переводе с греческого автокефалия обозначает «самоуправление». Этот термин применяется к поместной церкви, которая является административно независимой от других поместных церквей, однако при этом едина с ними в литургии. Такое понятие существует только в Православной Церкви.

Русская православная церковь закрепляет за автокефалией право мироварения — то есть, изготовления освященного мира, ароматического масла, используемого в церковных таинствах. Таким образом, автокефальная церковь может сама варить для себя миро.

Но особым отличием автокефалии является территориальная автономия. Это значит, что на территории автокефальной церкви другие поместные церкви не действуют. Ни административно, ни иерархически автокефалия не является частью другой православной церкви.

Глава автокефалии тоже не назначается «сверху», а избирается епископами самой автокефальной церкви. Все вопросы внутреннего порядка церкви решаются руководством автокефальной церкви, без вмешательства «церкви-матери».

Также автокефальная церковь имеет право издавать собственные уставы.

Global Look Press

Общепризнанные автокефальные церкви

Диптих — список имен, поминаемых во время литургии.

 Константинопольская православная церковь. Она же Великая церковь Христова, по преданию, основанная Андреем Первозванным. Она считается первой по чести (то есть, первой упоминается в диптихе) среди автокефальных православных церквей. В ней более двух миллионов прихожан.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто построил второй храм

Александрийская православная церковь. Вторая в диптихе. По преданию, основана апостолом Марком. Каноническая территория — Африка.

Антиохийская православная церковь. Основана по преданию апостолами Петром и Павлом. Территория — арабский Восток

Иерусалимская православная церковь. Территория — Израиль, Иордания, Палестина.

Русская православная церковь. По численности верующих является самой крупной, в ней насчитывается до ста миллионов человек. Пятая по чести среди православных церквей. Территория — бывший СССР, исключая Грузию.

Тем не менее, исключительная юрисдикция РПЦ в Эстонии и на территории бывшей Киевской митрополии (Украина, Беларусь, Литва) оспаривается Константинопольским патриархатом, а на территории Молдавии — Румынской православной церковью.

На данный момент Украинская православная церковь Московского патриархата входит в РПЦ.

Global Look Press

  • Грузинская православная церковь. Насчитывает 4 млн чел. Одна из древнейших в мире, простирается на территории Грузии, частично Абхазии и Южной Осетии.
  • Сербская православная церковь — 10 миллионов человек.
  • Румынская православная церковь — 16 миллионов человек.
  • Болгарская православная церковь — 8 миллионов человек.
  • Кипрская православная церковь — 420 тысяч человек.
  • Элладская православная церковь — около 8 восьми миллионов человек. Действует на территории Греции вместе с Константинопольским патриархатом.
  • Албанская православная церковь — около 700 тысяч человек.
  • Польская православная церковь — 500 тысяч человек.
  • Православная церковь Чешских земель и Словакии — 150 тысяч человек.
  • Православная церковь в Америке — примерно миллион человек.

Самочинные автокефалии

Существуют также самочинные, то есть, самопровозглашенные автокефальные церкви. Это Украинская православная церковь Киевского Патриархата, Македонская православная церковь и Черногорская церковь.

По сути, это означает, что эти автокефалии не признаны другими церквями и их иерархами. Здесь уместна параллель с самопровозглашенными республиками, чей суверенитет оспаривается международным правом.

Global Look Press

Автономия и самоуправление — в чем разница?

Есть автономии в рамках автокефальной церкви. Они могут выбирать своего главу, посоветовавшись с материнской церковью, и в целом имею свободу в решении широкого круга внутренних вопросов. Автономии бывают разных степеней. В РПЦ к автономиям относятся Японская и Китайская автономные церкви.

И существуют самоуправляемые церкви. Они зачастую более ограничены в самостоятельности, чем автономии, но также могут сами выбирать своего главу. Впрочем, степень независимости от материнской церкви у них, как и у автономий, сильно различается.

Например, Украинская православная церковь (Московского патриархата) значится в Уставе как «самоуправляемая с правами широкой автономии». Практически она имеет настолько широкие права, что больше похожа на самостоятельную автокефалию, чем на автономию, однако в синодик автокефальных церквей не входит.

Также самоуправляемыми церквями являются православные церкви Эстонии, Латвии и Молдовы, однако их самостоятельность намного меньше.

Кто и как принимает решение об автокефалии?

Автокефальные церкви независимы только относительно других автокефальных церквей. Они являются частью Вселенской Церкви и подчиняются ей. Высшая церковная власть принимает решение о даровании автокефалии той или иной церкви.

Global Look Press

Условия дарования автокефалии таковы:

  • Эта церковь находится в удалении от «церкви-матери».
  • Ее регион значительно отличается от региона, где расположена материнская церковь.
  • Все население от прихожан до высшей церковной власти стремится к автокефалии.

При этих условиях высшая власть материнской церкви принимает соответствующее решение и наделяет автокефалию правами, полномочиями и свободами, главное из которых — это территориальная независимость, самостоятельность в принятии решений и издании указов и распоряжение имуществом.

Анна Долгарева

Источник: https://www.5-tv.ru/news/222536/cto-takoe-avtokefalia-kratkij-likbez/

Автокефальная церковь что это — Духовная жизнь

Сколько автокефальных церквей в мире

Этот шаг открывает путь к подписанию Томоса о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви, что может произойти в ходе заседания Синода Константинопольского патриархата в октябре.

Завершение собора о предоставлении украинской Православной церкви автокефалии. Когда Украине ждать Томоса

В настоящее время существуют 14 признанных Константинопольским патриархатом автокефальных церквей. И если часть из них (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская и другие церкви) были признаны самостоятельными еще на заре распространения христианства, то многим церквям понадобились десятилетия и даже столетия, чтобы добиться автокефалии либо закрепить ее статус в ХХ веке.

НВ напоминает о том, как пришли к провозглашению автокефалии церкви Восточной и Южной Европы.

Православная церковь Чешских земель и Словакии

Православная церковь на территории Великоморавского княжества, включавшего в себя территорию современных Чехии и Словакии, была основана в 863 году христианскими проповедниками Кириллом и Мефодием.

Наиболее сложный период ее истории пришелся на Вторую мировую войну – в 1942 году Чешская православная церковь была запрещена нацистами. Так церковь была наказана за укрывательство исполнителей покушения на обергруппенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха — фактического руководителя протектора Богемии и Моравии, который погиб в результате операции чешского правительства в изгнании и британских спецслужб. Имущество церкви конфисковали, храмы закрыли, духовенство подвергли арестам и заключениям.

После окончания войны Чехословацкая православная церковь перешла под юрисдикцию Московского патриархата. Добиться самостоятельности ей удалось в 1951 году – после того, как тогдашний московский Патриарх Алексий I и архиерейский собор РПЦ дали согласие на автокефалию, о чем совместно попросили иерархи православной церкви Чехословакии. Акт о даровании автокефалии был подписан 23 ноября 1951 года.

Вселенский патриарх Варфоломей лишь в 1998 году подтвердил автокефалию Чешской православной церкви / Фото ЕРА

Однако Константинопольский патриархат долгое время не признавал этот акт, считая, что со времен Кирилла и Мефодия Чешская церковь находилась в юрисдикции Константинополя, но не Москвы, а значит последняя не имела права принимать подобное решение. Лишь в 1998 году патриарх Варфоломей от имени Константинополя официально закрепил за бывшей Чехословацкой церковью автокефальный статус.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда можно набирать в церкви иорданскую воду

Польская православная церковь

Христианство пришло на территорию нынешней Польши в 966 году.

После провозглашения независимости страны в 1918 году польское православное духовенство решило добиваться для своей церкви автокефалии от Московского патриархата.

В 1922 году идею автокефалии рассмотрели и одобрили на Соборе польских епископов, которые обратились за помощью и поддержкой к Константинопольскому патриархату.

Под давлением советских спецслужб 22 июня 1948 года Польская церковь выступила с «покаянным письмом» и «отреклась» от автокефалии

В ноябре 1924 года Константинопольский патриарх Григорий VII подписал Томос о признании православной церкви в Польше автокефальной. При этом Константинополь обосновал свое решение тем, что рассмотрел польскую церковь как бывшую часть независимой Киевской митрополии. Автокефалию признали все канонические церкви.

Однако после того, как в результате Второй мировой войны большую часть территории Польши заняли советские войска и был установлен коммунистический режим, против иерархов церкви начались репрессии.

Под давлением советских спецслужб 22 июня 1948 года Польская церковь выступила с «покаянным письмом» и «отреклась» от автокефалии, утвержденной в 1924 году. Вместо этого «благословение» и автокефалию были приняты уже от Московского патриархата.

В результате всю вторую половину ХХ столетия Польская православная церковь находилась под контролем и влиянием РПЦ, вплоть до падения коммунистической власти в стране.

В то же время Константинополь считает действующей автокефалию польской церкви, провозглашенную им в 1924 году.

Болгарская православная церковь

На территории современной Болгарии христианство начало распространяться уже в I веке. С тех пор Болгарской православной церкви пришлось пережить несколько периодов признания и отмены своей автокефалии.

Впервые болгарское православие получило автономный статус в подчинении Константинопольского патриархата еще в 870 году, однако путь к современной автокефалии был открыт лишь в 1872 году. Тогда султан Османской империи, под властью которой находилась Болгария, согласился на возобновление автокефальной православной церкви страны в форме Болгарского экзархата.

Константинополь отреагировал на попытку провозглашения автокефалии резко: иерархов болгарского православия предали анафеме и отлучили от церкви

Ее руководитель, экзарх Анфим, после нескольких безуспешных попыток согласовать автокефалию с Константинополем в мае того же 1872 года самолично провозгласил Болгарскую церковь автокефальной. Константинопольский патриархат отреагировал на это крайне резко: иерархи болгарского православия были преданы анафеме и отлучены от церкви, а сама она провозглашена «схизматической» (раскольнической).

Болгарский вопрос решился окончательно лишь в конце Второй мировой войны. 22 февраля 1945 года, в результате переговоров Константинополя и представителей Болгарской церкви, Константинопольский патриархат издал томос, признававший окончание распрей между церквями и автокефалию болгарской церкви. А в 1953 году она стала Патриархатом.

Албанская православная церковь

Первые христианские общины на территории Албании известны с III века, а первая епископская кафедра была учреждена в X веке.

В 1912 году Албания провозгласила независимость от Османской империи, что поспособствовало и церковному курсу на самостоятельность. В 1922 году в Албании прошел Церковно-народный собор, провозгласивший автокефалию Албанской православной церкви. Это решение быстро поддержало правительство страны, однако его отверг Константинопольский патриархат, согласившись поначалу лишь на признание церкви автономной (в 1926 году).

Однако иерархи Албанской православной церкви по-прежнему стремились к достижению полной самостоятельности – на это ушло еще десять лет. В 1929 году церковные власти Албании самостоятельно возвели в чин еще нескольких епископов, чтоб образовать Священный Синод Албанской православной церкви – он вновь провозгласил ее автокефалию. Константинополь официально признал ее лишь в 1937 году, издав специальный томоc.

Украина на пороге объединения церквей. Что об этом известно

Сербская православная церковь

Распространение христианства среди сербских племен началось вскоре после их расселения на Балканах, а крещение началось ориентировочно в VII столетии.

В течение веков сербскому православию приходилось как минимум трижды вновь отстаивать свое право на автокефалию. История ее нынешнего самостоятельного статуса связана с провозглашением независимости Княжества Сербия в 1878 году (от Османской империи).

Уже в 1879 году страна получила автокефалию, признанную Константинопольским Патриархатом. В дипломатических переговорах с Константинополем принимал участие МИД Сербии.

Через несколько десятилетий, после образования в 1918-м Королевства сербов, хорватов и словенцев (будущая Югославия), годом позднее произошло объединение православных церквей государства в единую Сербскую Церковь, что значительно расширило пределы ее юрисдикции. А в 1920 году состоялось торжественное провозглашение объединения и восстановления Сербской Патриархии.

В 1967 р. в отдельную автокефалию отделилась Македония, однако ее статус до сих пор не признан Константинополем.

Источник: https://velskoe.ru/duhovnaya-zhizn/avtokefalnaya-tserkov-chto-eto.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
Какой сегодня день иконы

Закрыть