Откуда пошло название Десятинной церкви

Княжеский вклад. Часть I

Откуда пошло название Десятинной церкви

Ложка, гречневая каша, свекла Ювелирные изделия, лицевое шитье, иконопись Мы не часто задумываемся, откуда пришли все эти столь привычные для нас слова и понятия. А многие из них появились на Руси именно благодаря принятию князем Владимиром христианства.

«И стал ставить города на Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей лучших от славян, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей и ими населил города, так как была война с печенегами. И воевал с ними и побеждал их» — так описывает «Повесть временных лет» события конца X века. При великом князе Владимире основаны Владимир-на-Клязьме (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.) и многие другие города.

Храмы

Первый храм на Руси был построен в честь святого Василия, небесного покровителя князя Владимира, тотчас после крещения киевлян. В «Повести временных лет» упоминается о постройке церкви Пресвятой Богородицы, получившей название Десятинной.

Храмы начали строить повсюду: в городе Василеве по случаю победы над печенегами был воздвигнут храм Преображения Господня, построены храмы святого Василия в Вышгороде, великомученика Георгия в Киеве, Преображения Господня в Берестове, Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале

Десятинная Церковь, 996 год

Церковь Покрова-на-Нерли, 1165 год

Православный храм — это окно в небо. Со времен князя Владимира храмы всегда были главной святыней нашего Отечества, центрами, вокруг которых строилась жизнь народа. В годы войн, лихолетья храмы закрывались и разрушались, а восстановление и возрождение новой жизни всегда начиналось с воссоздания храмов.

возводился в 1046–1050 гг. по инициативе святого князя Ярослава Мудрого и его супруги — святой княгини Ирины (Ингегерды). В храме сохранились остатки первоначальных росписей 1109 г., иконы XIV–XIX вв., среди которых самая знаменитая — образ Божией Матери «Знамение». строился под началом равноапостольного князя Владимира, а затем его сына — святого князя Ярослава Мудрого в 1011–1037 гг. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века.

Как сообщил в своем докладе на Архиерейском соборе 2 февраля 2013 года Святейший Патриарх Кирилл, «у нас сегодня 33 489 храмов, где хотя бы раз в месяц совершается Литургия».

Монастыри

Князь Владимир положил начало и строительству монастырей на Руси. В «Слове о Законе и Благодати» митрополит Киевский Иларион пишет: «Монастыри на горах воздвигли; черноризцы явились; мужи и жены, и малые и великие — все люди заполнили святые церкви, восславили Бога». Сам святой Иларион избрал для пещерного затворничества место на берегу Днепра, где впоследствии в 1051 году преподобными Антонием и Феодосием была основана Киево-Печерская лавра.

Киево-Печерская лавра

Святитель Михаил, первый митрополит Киевский, крестивший в Днепре киевлян, стал основателем Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Произошло это при сыне князя Владимира Ярославе Мудром.

Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта традиция. Для православного человека золото куполов является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы.

Храм — это свеча, возжигаемая пред Престолом Божиим. Золотые купола и кресты своим сиянием напоминают пламя свечи.

При Ярославе Мудром были основаны также Свято-Юрьев монастырь на берегу реки Волхов вблизи Новгорода (1030 г.) и Новоторжский Борисоглебский монастырь (1038 г.), действующие и по сей день.

Иконы

«Блаженный же князь Владимир, внук Ольгин, крестился сам и детей своих, и всю землю Русскую крестил от конца и до конца, и города, и церкви пречестными иконами украсил», — пишет Иаков Мних. Действительно, первые иконы на Руси были привезены князем из Корсуни для Десятинной церкви.

К XI веку относится деятельность учеников греков, первых известных русских святых иконописцев, монахов Киево-Печерского монастыря, преподобного Алипия († около 1114 г.) и его соработника преподобного Григория (XI–XII вв.).

Одна из самых древних чтимых на Руси икон — чудотворная Владимирская икона Божией Матери, по преданию была написана святым евангелистом Лукой и вывезена из Константинополя около 1131 года. К древнейшим из сохранившихся на сегодняшний день икон относятся икона великомученика Георгия Победоносца (XI в.

, Успенский собор Московского Кремля), иконы святых апостолов Петра и Павла и «Спас золотая риза» из Софийского собора в Новгороде (XI в.). Всему миру известны имена выдающихся иконописцев преподобного Феофана Грека (ок. 1340 – ок. 1410), святого Андрея Рублева (около 1370 – 17 октября 1428) и Дионисия (ок. 1440–1502).

На иконе изображена Небесная Литургия. Иисус Христос в образе Великого архиерея совершает богослужение, в котором принимают участие небесные силы, святые и все христиане, включая заказчиков иконы — солепромышленников и купцов Строгановых (в правом нижнем углу). Изображение Христа в архиерейском облачении характерно для поздневизантийского и древнерусского искусства, и восходит к словам пророка Давида: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109, 4; ср. Евр. 4, 14; 5, 5–10). Образ ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Фрески

Это тоже иконы, только выполненные по сырой штукатурке. Техника выполнения фресок пришла на Русь из Византии, а впервые они были использованы при устроении Десятинной церкви. Своей особой красотой известны фрески Софийского собора в Киеве (1037 г.). Для древнерусского искусства важную роль сыграли строительство и роспись Успенского собора в Киево-Печерском монастыре. Работы были выполнены константинопольскими мастерами в 1073–89 годах.

Сошествие во ад. Фреска Софийского собора в Киеве

До сегодняшнего дня сохранились старинные фрески Георгиевской церкви в Старой Ладоге (XII в.), церкви Спаса на Нередице под Великим Новгородом (1198 г.).

Особое место в русской православной традиции занимают фрески Дионисия, вершиной творчества которого являются росписи Ферапонтова Белозерского Рождественского монастыря (основан в 1397 г.).

Большое значение в истории развития православной иконописи и фрески занимает также творчество преподобного Феофана Грека, расписавшего Архангельский и Благовещенский соборы Московского Кремля.

Мозаики

Мозаику изобрели еще в древнем Шумере, а на Русь она попала из Византии. Впервые техника мозаики была использована тоже при украшении Десятинной церкви. Крупнейший в мире — 260 м²  — ансамбль древнерусских мозаик находится в Софийском соборе в Киеве.

Мозаики использовались и при украшении Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1113 г.). Возрождением искусства мозаики в России занимался М. В. Ломоносов (1711–1765), под руководством которого были созданы в этой технике станковые портреты и батальные композиции. Новый расцвет пришелся на середину XIX века.

В 1851 году открылась Мозаичная мастерская Императорской Академии художеств.

Фрагмент мозаики из Десятинной церкви в Киеве, X век

В этой мастерской были созданы мозаики Исаакиевского собора, собора «Спас-на-Крови», иконостаса собора «Спас-на-Водах» (сейчас разрушен), храма Христа Спасителя в Москве. В Петербургском Князь-Владимирском соборе имеется мозаичная икона святого равноапостольного князя Владимира.

Церковное пение

Русское церковное пение пришло на Русь вместе с христианством. Князь Владимир привез в Киев демественников (т. е. певцов) «от славян», присланных ему византийскими императором и патриархом. В XI веке греческие певцы-учителя вводят в обиход «изрядное осмогласие» (т. е.

систему восьми греческих гласов или напевов, положенных в основу нашего богослужебного пения). Возникают школы пения в Смоленске, Новгороде, во Владимире, а также «крылосы», т. е. певческие хоры в разных городах.

Собор 1274 года постановил, чтобы церковное чтение и пение производилось людьми особо для того посвященными.

Ноты древних певческих книг представляли собой особые знаки, позже называвшиеся «знаменами», «столпами», «крюками» или «крюковыми знаменами» и ставившиеся прямо над текстом, без всяких линеек. Знаменный распев является самым древним из всех прочих наших церковных распевов.

В XVII веке в России получает распространение гармоническое, или партесное, пение. В XVIII веке церковное пение подпало под итальянское влияние, но в XIX веке с новой силой возродилось в выдающихся произведениях русских композиторов Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского, А. Л. Веделя, С. А.

 Дегтерева, П. И. Турчанинова и др.

Рукописные книги

В Изборнике 1076 года говорилось: «Ни корабля без гвоздей не сделать, ни праведника — без чтения книг, и как у пленников на уме родители их, так у праведника — чтение книг». Первые книги на Руси были переводными.

Они являлись неотъемлемой частью богослужения и в отличие от Западной Европы составлялись на литературном варианте родного языка, позже получившего наименование церковнославянского. Самыми древними книжными центрами Руси были Киев и Новгород. При Киево-Печерском монастыре был создан древнейший русский летописный свод.

К самым известным образцам древнерусской письменности относятся «Слово о Законе и Благодати» (между 1037 и 1050 гг.), Остромирово Евангелие (1056–1057 гг.), Изборник Святослава (1073 г.), «Повесть временных лет» (1110–1112 гг.), Мстиславово Евангелие (1117 г.), Галицкое Евангелие (1144 г.), Киевская Псалтырь (1397 г.), Онежская Псалтырь (1395), Судебник (1497 г.

), «Поучение Владимира Мономаха» (XII в.), «Русская Правда» (XI в.), «Слово о полку Игореве» (ок. 1185 г.), «Хождение за три моря» (1467–1472 гг.). Листы книг богато орнаментированы, украшены буквицами.

Продолжение статьи появится на нашем сайте в ближайшее время

Источник: http://aquaviva.ru/journal/knyazheskiy-vklad-chast-i

Туры в Киев

Откуда пошло название Десятинной церкви

Киев — столица, красивый древний город на Днепре, город-герой и самый крупный город Украины, расположенный среди холмистой местности на высокой правой и частично левой низменности, на берегах Днепра, немного ниже впадения в него Десны. По одному из преданий, название города происходит от имени Кия — самого старшего из трeх братьев, которые, согласно легенде, считаются основателями Киева в VI — VII веках нашей эры.

Эта легенда дошла до нас в летописи XII века «Повесть временных лет». Один из старейших городов на Руси, Киев смог величественно пронести через века свою, только ему присущую культуру, смог уберечь, сохранить и восстановить памятники архитектуры и христианства на Руси.

Златоглавый город Ярослава Мудрого и князя Владимира, степенный и величественный, динамично развивающийся, многоликий и всегда одинаково прекрасный, Киев из года в год привлекает тысячи туристов со всего света.

Самый крупный промышленный и культурный центр во всей стране — Киев — называют еще и «матерью городов русских», тем самым признавая великую историю этого украинского города.

Киев — это город, где самым причудливым образом сочетается современная и древняя архитектура. По соседству со старинными церквями и монастырями возвышаются высотные здания, располагаются крупные деловые и рекреационные центры.

Пожалуй, именно в этом и кроется секрет обаяния и привлекательности Киева — очень красивого города с очень красивыми людьми.

Киев справедливо называют одним из самых зелeных городов мира. Знаменитые киевские каштаны, которые роскошно цветут в мае, а иногда и два раза в год — весной и осенью, стали одним из символов города. Киев – город, в который невозможно не влюбиться.

Усыпанный золотистой листвой, укрытый пушистым ковром первого чистого снега, согретый лучами ласкового и щедрого южного солнца, умытый шумным и ошеломляющим майским дождем – этот город прекрасен всегда.

Даже одного посещения в Киев будет достаточно, чтобы оставить сказочный город в своем сердце навсегда.

Климат

Климат Киева умеренно континентальный с мягкой зимой и теплым летом. Наиболее холодно в Киеве, как правило, 18-25 января, так называемые «крещенские морозы». Наиболее высокая температура воздуха характерна для периода 15-20 июля. Среднегодовая температура воздуха в Киеве составляет ,7°C, наиболее высокая она в июле, +19,3°C, наиболее низкая — в январе, -5,6°C.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько по времени длится причащение в церкви

Киева расположен на семи холмах и имеет перепад высот между верхней и нижней точками более 315 метров. Поэтому холодный воздух зимой движется из верхних точек вниз, обычно в долины рек, и понижает там температуру. Помимо этого, зимой на несколько градусов теплее в центре города, чем на окраинах — из-за плотной застройки, а в южной части города обычно теплее, чем на севере.

Среднегодовая сумма осадков в Киеве составляет около 625 мм. Влажность воздуха в Киеве зачастую высокая. В среднем за год составляет около 75 %, летом — около 65 %, а зимой – 80-90 %. В отдельные периоды воздух бывает очень сухим. Большая часть осадков выпадает с апреля по октябрь, около 400 мм, максимум их приходится на июль — 85 мм, а минимум — на март.

В период с ноября по март соответственно выпадает чуть больше 200 мм осадков.

Достопримечательности

О достопримечательностях Киева рассказать вкратце невозможно. В Киеве расположено значительное количество исторических, культурных и архитектурных памятников, в городе работает более 30 музеев, около 2000 уникальных памятников архитектуры, 33 театра, огромное количество постоянно действующих выставок.

В Киеве была построена первая каменная церковь Киевской Руси — Десятинная церковь, ооруженная между 986 и 996 годами в честь Пресвятой Богородицы в эпоху княжения Владимира Великого, который выделил на возведение и поддержание церкви десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло ее название. Десятинная церковь представляла собой крестово-купольный шестиярусный каменный храм. В начале XI века церковь была повреждена пожаром, но вскоре ее восстановили и с трех сторон добавили галереи. Десятинная церковь была богато украшена мозаиками, фресками, резными мраморными и шиферными плитами.

Наиболее известными киевскими храмами являются Софийский собор и Киево-Печерская лавра, включенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Софийский собор — выдающийся памятник древнерусской архитектуры — был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко.

Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта.
Киево-Печерская лавра — древнейший монастырь на Руси, основанный в 1051 г. при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония — Феодосий.

Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырем связаны имена летописца Нестора — автора «Повести временных лет», художника Алипия. В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Лавре есть и захоронения мирян, например, могила Петра Аркадьевича Столыпина.

В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.

Михайловский собор — Михaйловский Златоверхий монасытрь — один из древнейших в Киеве, который включает разрушенный в 1930-е годы и заново построенный в средине 1990-х годов соборный храм в честь Архангела Михаила в стиле украинского барокко, а также трапезную с церковью Иоанна Богослова (1713 год) и колокольню (1716-1719 годы). Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобразная традиция.

Владимирский собор — главный храм Украинской православной церкви Киевского патриархата, представляющий собой традиционный для русского зодчества шестистолпный храм с тремя апсидами, увенчанный семью куполами.

Cобор был заложен в 1862 году, но его строительство, осложненное техническими трудностями, растянулось почти на тридцать лет — с 1862 по 1896 год. Фасад здания украшают мозаики работы художника А. Н. Фролова.

На массивных бронзовых дверях главного портала можно видеть литые бронзовые рельефы с изображениями княгини Ольги и князя Владимира Святого.

Андреевская церковь — православный храм в честь апостола Андрея Первозванного, сооруженный в стиле барокко по проекту архитектора Бартоломео Растрелли в 1754 году. Однокупольный пятиглавый храм имеет форму креста, в углах которого размещены декоративные башни на массивных столбах.

В настоящее время церковь используется для богослужения Украинской Автокефальной Православной Церковью. С 1968 года церковь открылась для посетителей в качестве музея. Церковь расположена на крутом правом берегу Днепра, над исторической частью города — Подолом.

Вниз от нее идет Андреевский спуск, соединяющий верхний город с нижним.

Выдубицкий монастырь — древний монастырь в Киеве, основанный между 1070 и 1077 годами Всеволодом Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого и являлся семейным монастырем сына Всеволода, Владимира Мономаха и его потомков. Монастырь является действующим, принадлежит УПЦ-КП. Сейчас на территории монастыря находится гончарная мастерская, мастерская плетения из виноградной лозы, а также небольшой реабилитационный центр для наркологических больных.

Флоровский монастырь — Свято-Вознесенский Флоровский монастырь — женский монастырь на Подоле в Киеве, основанный, вероятно, в начале XVI века.

Кирилловская церковь — церковь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских — шестистолпный православный храм, один из древнейших в городе, которая строилась после перехода на киевский стол в 1140-е годы черниговским князем Всеволодом Ольговичем на окраине города — в сельце Дорогожичи, откуда по переправе через Почайну начиналась дорога на Чернигов и далее в Смоленск.

Золотые ворота — один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого, возведенные в 1017-1024 годах. При Ярославе Мудром территория города активно разрасталась, что требовало возведения новых оборонительных укреплений — возводятся мощные валы с армированными деревянными клетями, глубокие рвы.

Город Ярослава Мудрого окружали земляные валы общей протяжённостью 3,5 километра, проходили они по нынешним улицам центра Киева — от Львовской площади, где находились Львовские ворота, вдоль улицы Ярославов вал до Золотых ворот, спускались до площади Независимости, где стояли Лядские ворота, и снова поднимались вверх к Михайловской площади.

Мариинский дворец — живописный дворец на высоком правом берегу Днепра, рядом со зданием Верховной Рады и является церемониальной резиденцией Президента Украины. Дворец был построен по заказу императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году. Проект в стиле барокко был разработан Бартоломео Растрелли. Под руководством одного из учеников Растрелли, Ивана Мичурина, а также группы других архитекторов, дворец был завершен в 1752 году.

Дом с химерами — одно из самых известных зданий в Киеве, построенное архитектором Городецким в 1903 году на бывшем берегу осушенного Козьего болота. В 2003-2004 годах дом был реставрирован, полностью восстановлен интерьер здания, включая паркетный пол и роспись. После реставрации Дом с химерами стал Малой резиденцией приемов Президента Украины.

В Киеве есть большое количество музеев, среди которых наиболее интересные Национальный музей истории Украины — ведущий исторический музей Украины с 1944 года расположенный на Старокиевской горе, где хранятся этнографические, археологические, произведения живописи и скульптуры, нумизматические коллекции, старопечатные книги и прочие исторические экспонаты;
Национальный художественный музей Украины — крупнейший художественный музей страны, oснованный в 1899 году как «Городской музей антиквариата и искусств»;
Дом Турбиных — литературно-мемориальный дом-музей Михаила Афанасьевича Булгакова, основанный в начале 1989 года, где можно увидеть личные вещи Булгакова, услышать историю его проживания в Киеве;
Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, представляющий собой мемориальный комплекс, расположенный на живописных склонах правого берега Днепра на окраине Печерска, одного из исторических районов города;
Национальный научно-природоведческий музей НАН Украины — один из крупнейших научно-природоведческих музеев мира, созданный в 1966 году как единый экспозиционно-территориальный комплекс в составе Геологического, Палеонтологического, Зоологического, Ботанического и Археологического музеев. На площади 8 тыс. кв. м. в 24 залах собрано свыше 30000 экспонатов, рассказывающих о возникновении, строении и эволюции Земли, ее растительном и животном мире, о его прошлом и настоящем, об истории материальной культуры племен и народов, заселявших территорию Украины;
Национальный музей истории Украины — ведущий исторический музей Украины на Старокиевской горе, где хранятся этнографические, археологические, произведения живописи и скульптуры, нумизматические коллекции, старопечатные книги и прочие исторические экспонаты.

В Киеве существует один из самых больших на территории СНГ планетариев, открывшийся 1 января 1952 года в переоборудованном здании Александровского костела.

Инициатором создания планетария в Киеве стал Сергей Константинович Всехсвятский — известный астроном, член президиума Общества «Знание» Украины. В 1988 году Киевский планетарий переехал в новое помещение на ул. Красноармейской, где и находится до сих пор.

В новом здании был установлен аппарат «Большой Цейс IV», позволяющий демонстрировать 6500 звезд Северного и Южного полушарий.

Леса, парки и сады составляют больше половины территории Киева. На территории города находятся два ботанических сада. Обязательно нужно увидеть центральную площадь города Площадь Независимости и знаменитый Крещатик центральную магистраль и деловой центр столицы, застройка которого началась с конца XVIII века.

После Второй Мировой войны Крещатик значительно пострадал. В ходе восстановления он был превращен в широкую магистраль, ширина которой в некоторых местах достигает 100 м.

На Крещатике находится здание Киевского городского совета, Центральный универмаг, станции метро «Крещатик» и «Майдан незалежности», ряд административных учреждений, магазины, отели, кафе.

Киев, Украина: индивидуальные туры от компании UNIVERSAL TOURS. Мы рады предложить оптимальный вариант отдыха на курорте Киев. Лучшие отели Киев (Kiev) для комфортного отдыха. У нас вы всегда найдете интересные спецпредложения и туры в Киев.

Источник: http://www.universal-tours.ru/country/ukraina/city-i-resort/kiev/

РусАрх — Каргер М.К. Древний Киев: очерки по истории материальнойкультуры древнерусского города. Т. 2. М.-Л., 1961

Откуда пошло название Десятинной церкви

РусАрх Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

Источник: КаргерМ.К. Древний Киев: очерки по истории материальной культуры древнерусскогогорода. Т. 2. М.-Л.,1961. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступепроизведено: www.myslenedrevo.com.ua. Все права сохранены.

Номера страниц проставленыв квадратных скобках в конце страниц.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2019 г

М.К. Каргер

ДРЕВНИЙ КИЕВ:

ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕРУССКОГОГОРОДА

ТОМ 2

 Также см. Том 1

Аннотация

Монография М.К.Каргера «Древний Киев» т. II посвященапамятникам монументального зодчества Киева Х-XIII вв. Большая часть памятниковКиева подвергнута автором новым архитектурно-археологическим исследованиям, врезультате которых удалось выяснить или уточнить их первоначальный облик.Значительная группа памятников открыта раскопками автора вновь. Обильныйиллюстративный материал дает исчерпывающее представление об архитектурныхпамятниках Киева.

Книга рассчитана на научных работников и подготовленныхчитателей, интересующихся вопросами истории культуры.

Предисловие

До XV в.зодчество было главной летописью человечества.

В. Гюго.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком городе в 12 веке был сооружен Дмитриевский собор

Археологическиеисследования значительно обогатили наши представления о разнообразныхархитектурных памятниках древнего Киева. От большей части этих памятников донаших дней сохранились только незначительные остатки нижних частей стен, а чащелишь фундаменты, скрытые под многовековыми напластованиями. Эти остатки древнихпостроек стали достоянием исторической науки в результате археологическихраскопок.

Нужно такжеиметь в виду, что и те сооружения древнейшей поры русского зодчества, которыесохранились в Киеве и его пригородах доныне и бережно охраняются Советскимгосударством как исторические памятники, представляют обычно весьма сложныекомплексы, первоначальное, древнейшее ядро которых нередко бывает скрыто подразновременными, значительно более поздними реставрациями и перестройками. Длятого чтобы восстановить хотя бы теоретически первоначальный облик этих древнихсооружений, нужны кропотливые археологические исследования.

Значительныйинтерес к руинам древних архитектурных памятников Киева был характерной чертойнаиболее раннего этапа археологических исследований, развернувшихся в Киеве ещев начале прошлого века. Археологическими исследованиями архитектурныхсооружений занимались К.Лохвицкий, Н.Е.Ефимов, А.С.Анненков, А.И.Ставровский,позже – П.А.Лашкарев, В.В.Хвойка.

К сожалению,большая часть этих исследований проводилась на крайне низком методическомуровне, не обеспечивавшем самых минимальных требований к раскопкам такого рода.Образцовые в отношении методики раскопки архитектурных памятников Д.В.Милеева иП.П.Покрышкина значительно обогатили наши знания в области древнего зодчестваКиева.

Археологическиеисследования древних архитектурных памятников Киева наряду с изучением массовыхжилищ горожан, городского ремесла и проблем древнейшей истории города занимали крупноеместо в работах Киевской экспедиции АН СССР и АН УССР (1938-1952 гг.). [с. 5]

Раскопкамипоследних лет удалось открыть много новых, ранее неизвестных памятниковкиевского зодчества – руины храма в усадьбе Художественного института,развалины большого храма Зарубского монастыря, мощную крепостную стену,ограждавшую в XI в. двор киевского митрополита.

Исключительнояркие новые материалы для характеристики архитектурного облика памятникаполучены в результате многолетних археологических работ внутри Киевской Софии.

Киевскойархеологической экспедиции не раз приходилось ставить в число своих задачнаряду с раскопками новых, незатронутых более ранними исследованиями, раскопкии таких памятников, которые уже были объектами археологических исследований, новследствие недостаточной методической подготовленности исследователей иливынужденной ограниченности их задач нуждались в повторном или дополнительномизучении. Необходимость повторных раскопок открытых в XIX и начале XX в.развалин некоторых киевских дворцов, древних храмов и крепостных сооруженийсовершенно очевидна каждому, кто знаком с методикой раскопок и характеромдокументации их в работах К.Лохвицкого, А.Турчаниновой, А.И.Ставровского и дажевнесшего очень много в дело изучения древнего Киева В.В.Хвойки.

Чтопостановка подобных задач может вознаградить совершенно неожиданнымирезультатами, доказывают итоги наших повторных раскопок развалин Десятиннойцеркви, уже дважды до этого подвергавшихся раскопкам (К.Лохвицким в 1824 г. и Н.Е.Ефимовым в 1826 г.

), повторные раскопкивосточной части Выдубицкого собора, раскопанной в 1916 г. В.П.Песчанским иА.Д.Эртелем, повторные раскопки открытых П.А.Лашкаревым в 1878 г.

развалин храма наВознесенском спуске, руин храма-мавзолея Бориса и Глеба в Вышгороде и рядадругих.

Памятникидревнего зодчества Киева – оборонительные сооружения, дворцы, храмы –рассматриваются в настоящем исследовании как наиболее выразительные документы«монументальной истории» города, в первую очередь как важнейшие компонентыградостроительства Х-XIII вв.

Это пониманиеархитектурных памятников для истории города отнюдь не следует путать с темотношением к ним, которое ограничивается рассмотрением древних зданий лишь вкачестве наиболее устойчивых вех в изучении «исторической топографии».

Автор пыталсятакже показать памятники древнего зодчества Киева в качестве немых участниковкрупных исторических событий, составлявших яркую, но полную внутреннихпротиворечий историю древнейшей столицы Русского государства. [с. 6]

Памятникикиевского зодчества
конца X – начала XI в.

приидоша изГрек в Киев к самодержавному христолюбну Владимиру мудрий мастеры, иже искуснибяху созидати каменных церквей и полат, с ними же и каменосечцы и прочииделатели.

Степеннаякнига

1.Письменные свидетельства

РазвалиныДесятинной церкви в Киеве уже более ста лет привлекают к себе вниманиеисследователей культуры и искусства Киевской Руси. Древнейший памятниккаменного зодчества и монументальной живописи на Руси, Десятинная церковь вместес тем представляла крупнейший центр древнего Владимирова города, вокругкоторого била ключом яркая, беспокойная жизнь столицы Киевской Руси в эпоху еерасцвета.

Окруженнаякняжескими дворцами, холопскими ремесленными мастерскими, Бабиным торжком, Десятиннаяцерковь была в Х – начале XI в. крупнейшей и несомненно наиболее пышнооформленной постройкой Владимирова города.

Эта ролькрупного городского центра несколько уменьшилась в 30-х годах XI в. послерасширения городской территории при Ярославе и, в частности, после постройки вновом городе Софийского собора и княжеских Реоргиевского и Ирининскогомонастырей. Но и тогда роль Десятинной церкви все еще оставалась оченьзначительной.

Летописцысообщают о постройке церкви и о ее дальнейшей судьбе немногочисленные факты:

«В лето 6497.Посемь же Володимер живяше в законе хре[с. 9]стьянсте, помысли создати церковьпресвятыя Богородица и послав приведе мастеры от Грек. И наченшю же здати, ияко сконча зижа, украси ю иконами, и поручи ю Настасу Корсунянину и попыКорсуньскыя пристави служити в ней, вдав ту все еже бе взял в Корсуни: иконы, исъсуды, и кресты» [Лавр. лет. 6497 (989) г.; под темже годом о закладке храма сообщает Лет. Авр. Однако то же известие повторено вэтой летописи еще раз под 6500 (992) г.].

Источник: http://rusarch.ru/karger4.htm

Десять следов князя Владимира в Киеве

Виталий Червоненко ВВС Украина

Копірайт зображення UKRINFORM Image caption Памятник Владимиру на днепровских кручах

В день памяти князя Владимира — по случаю тысячелетия со дня его смерти — фигура правителя Киевского государства стала очередной темой для споров между Украиной и Россией.

В Москве планируют поставить огромный памятник князю Владимиру, а российский президент Путин даже обосновывал аннексию Крыма тем, что князь именно там принял христианство.

Политики и историки спорят, к какой стране, России или Украине, князь Владимир имеет больше отношения. Сын киевского князя Святослава некоторое время правил Новгородом, а с 978-го до смерти в 1015-м — княжил в Киеве.

Не поддерживая ту или иную сторону, ВВС Украина собрала десять следов присутствия Владимира, которые каждый может найти в Киеве.

Десятинная церковь

Одним из наиболее популярных среди туристов местом в столице Украины является фундамент Десятинной церкви, которую князь Владимир построил в 996 году.

В Киеве это место называют просто — «Десятинка».

На строительство большой каменной христианской церкви князь отдал десятую часть доходов, откуда и пошло ее название.

Церковь находилась в так называемом «городе Владимира», где расположен Национальный исторический музей, а напротив фундамента сейчас стоит известная Андреевская церковь.

Копірайт зображення UNIAN Image caption Один из проектов восстановления Десятинной церкви в Киеве

Десятинная церковь в первоначальном виде простояла более двух столетий — до 1240 года, когда армия хана Батыя взяла Киев и храм разрушила.

Первые попытки восстановить «Десятинку» сделал митрополит Киевский Петр Могила в 17 веке, а новую церковь все-таки построили в середине 19 века. В 1928 году ее снесли большевики.

Софийский собор

Единственным сохранившимся храмом Киева, который историки относят к эпохе князя Владимира, является Софийский собор.

Согласно последним исследованиям фресок собора, началом строительства Софии нужно считать 1011 год — еще при жизни Владимира, а завершил строительство уже Ярослав Мудрый.

Хотя считалось, что собор начали строить уже после смерти Владимира в 1017 году. Именно эту дату основания, а также 1037 можно найти в старых летописях.

На 35-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО решили, что в 2011 году нужно отпраздновать тысячелетие основания Софии Киевской.

Копірайт зображення UNIAN Image caption Софийский собор считается единственным сохранившимся храмом Киева времен правления Владимира

В июне 2010 празднование тысячелетия основания собора указом закрепил президент Виктор Янукович.

Заповедник вокруг Софии Киевской — одно из наиболее популярных туристических мест Киева, он не принадлежит ни одной украинской православной церкви.

На рубеже 16-17 веков храм был внешне перестроен в стиле украинского барокко на средства гетмана Ивана Мазепы.

Памятник святому Владимиру

Одним из старейших сохранившихся памятников Киева является монумент князю Владимиру на одноименной горе на днепровских кручах.

Памятник соорудили в 1853 году над местом, где, как считается, в 988 году у места впадения в Днепр реки Почайны князь крестил киевлян.

Копірайт зображення UKRINFORM Image caption Высота памятнику Владимиру составляет 20 метров

Высота памятника вместе с постаментом составляет 20,4 метра. Постамент изготовили в Калуге, а саму фигуру князя вылили из бронзы в Петербурге.

Вокруг памятника на горе разбит парк, к нему можно подняться на старом фуникулере или спуститься от Михайловского монастыря.

Как и 152 лет назад, от памятника Владимиру в Киеве открывается вид на левый берег Днепра, а сам памятник виден с Труханова острова и левого берега Киева.

Владимирский собор

К 900-й годовщине крещения Владимиром Киевской Руси руководство Русской православной церкви инициировало строительство в Киеве большого собора.

Сооружение храма началось в 1862 году и продолжалось несколько десятилетий с организационными проблемами. Деньги на него собирали по всей Российской империи.

К строительству в разное время присоединились известные киевские архитекторы Александр Беретти и Владимир Николаев.

Копірайт зображення UKRINFORM Image caption Владимирский собор вскоре после открытия в конце 19 века

Для росписей Владимирского собора пригласили известного российского художника Виктора Васнецова.

Торжественное открытие Владимирского собора состоялось в 1896 году в присутствии императора Николая II.

Сейчас Владимирский является патриаршим для УПЦ Киевского патриархата.

Университет святого Владимира

Нынешний главный университет страны — имени Тараса Шевченко — до революции 1917 года носил имя святого князя Владимира.

Университет был основан как Киевский Императорский университет св. Владимира, на базе закрытых после Польского восстания 1830—1831 годов Виленского университета и Кременецкого лицея.

За 17 лет до открытия университета в Киеве закрыли Киево-Могилянскую академию.

Одной из версий открытия университета имени святого Владимира, согласно историкам, является попытка ослабить значительное польское влияние в Киеве в первой половине 19 века.

Владимирская улица

Возле главного корпуса университета в Киеве проходит улица Владимирская — одна из центральных в столице. Такое название она носит с начала ХХ века.

На Владимирской расположены университет, театр оперы и балета, отстроенные Золотые ворота времен Киевской Руси, главный офис СБУ, Софийский собор, памятник Богдану Хмельницкому и фундамент Десятинной церкви.

Владимирский спуск

Копірайт зображення UNIAN Image caption Университет имени Тараса Шевченко до 1917 года носил имя Святого Владимира

Еще одна улица, названная в Киеве в честь князя Владимира — Владимирский спуск.

Владимирский спуск до начала 19 века был частью длинной Александровской улицы, которая проходила от Контрактовой площади до Арсенала.

После Второй мировой отрезок от нынешних Почтовой и Европейской площадей получил название Владимирский спуск, ведь именно над ним и возвышается памятник Владимиру.

В 1892 году на участке улицы, которая сейчас является Владимирским спуском, начал ходить первый в Российской империи электрический трамвай.

Со спуска можно через парк подняться к памятнику Владимиру или по лестнице спуститься к Днепровской набережной.

Барельеф Владимира

Еще один памятник князю Владимиру установили в Киеве по случаю 1025-летия крещения Руси в 2013 году.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда освящают куличи в церкви

Тогда в Киев приезжал патриарх РПЦ Кирилл. В связи с этим событием привели в порядок парк на Владимирской горке и отреставрировали лестницу, ведущую с Владимирского спуска к Днепру.

Image caption В 2013 году возле Днепра в Киеве поставили барельеф «Св. князь Владимир»

Тогда же на набережной разбили сквер, а у самой реки, на выходе из подземного перехода, поставили барельеф Владимиру Крестителю.

Именно здесь, как считают, до 19 века в Днепр впадала река Почайна, в которой князь крестил горожан.

Этот барельеф завершает ряд ландшафтно-монументальных объектов, связанных с Владимиром: верхний памятник, горка-парк, спуск, лестницы к Днепру и барельеф.

Фреска на Золотых воротах

Еще одно известное изображение князя Владимира — фреска на станции метро Золотые Ворота.

Копірайт зображення TovTob.Livejournal.Com Image caption Изображения князей киевских Святослава, Владимира и Ярослава на станции метро Золотые Ворота

Эту станцию открыли в 1989 году, через год после празднования тысячелетия крещения Киевской Руси.

По этой причине, а также из-за расположения (выход к Золотым воротам), станцию оформили в стилистике Киевской Руси. На стенах и сводах платформы изображены киевские князья и деятели церкви тех времен, в том числе и Владимир.

В 2012 году станция вошла в список из 22 самых красивых станций Европы по версии издания Daily Telegraph. А с 2011 года мозаики станции имеют статус «объекта культурного наследия».

Трезубец Владимира

Один из символов князя Владимира, который сейчас легко можно найти в Киеве. Это герб Украины, который является видоизмененным княжеским символом — трезубцем.

Символ использовался еще на монетах, которые чеканились князем Владимиром.

Именно трезубец в качестве герба в 1917 году взяла Украинская народная республика, а затем в 1991 году — и Украина.

Изображение на банкнотах

Портрет князя Владимира изображен на украинских банкнотах — одногривневой купюре и различных юбилейных монетах.

Копірайт зображення nbu.gov.ua Image caption До 2004 года на одногривневой купюре Владимир был изображен с усами, а не с бородой

На одногривневой купюре изначально был изображен молодой князь с усами, а с обратной стороны — древний Херсонес.

На банкнотах образца 2004 года вместо Херсонеса разместили «град Владимира» — детинец Киева времен княжения Владимира.

Сам Владимир на купюрах нового образца стал «солиднее» — получил бороду. Однако эксперты критиковали это новшество, ведь доказательств того, что князь Владимир носил бороду, немного.

Источник: https://www.bbc.com/ukrainian/ukraine_in_russian/2015/07/150728_ru_s_volodymyr_kyiv

История Десятинной церкви в Киеве

  • Tweet
  • Share0
  • Pinterest0
  • LinkedIn0
  • ontakte

Десятинная церковь была первым каменным храмом не только в Киеве, но и на всей Руси. Построенная в 988 году она просуществовала несколько столетий. Это было огромное и роскошное, по тем временам, сооружение. Однако о подлинной истории Десятинной церкви в Киеве мы сегодня знаем немного. Давайте постараемся отделить факты от легенд и вспомним историю первого каменного храма Киевской Руси.

История Десятинной церкви

Церковь была расположена на Старокиевской горе. Ее построили в первые годы после Крещения Руси князем Владимиром. На строительство была выделена десятая часть княжеских доходов, отсюда и пошло название — Десятинная церковь. Она была сооружена на месте, где несколькими десятилетиями ранее толпа язычников расправилась с парой первых киевских христиан.

Десятинная церковь была освящена в 996 году. Ее строили из местного камня, она имела форму креста. За свою историю, церковь пережила несколько пожаров, в том числе в 1018 и 1204 году. После пожаров внутреннее убранство церкви скрупулезно восстанавливали. Именно благодаря Десятинной церкви Киев стал духовным центром Руси.

Интересные факты

Церковь была освящена два раза — первый раз по окончанию строительства, и второй раз в 1039 году при правлении Ярослава Мудрого. Причины повторного освящения Десятинной церкви неизвестны.

Храм был разрушен во время осады Киева войсками хана Батыя в 1240 году. Внутри пытались укрыться последние защитники Киева, здесь же они и погибли.

В Десятинной церкви традиционно хоронили князей, а после ее разрушения хоронить княжеские семьи стали в Софийском соборе. По образу и подобию Десятинной церкви были построены многие другие храмы Киевской Руси.

Дальнейшая судьба

Новая Десятинная церковь, построенная в 1842 году

Первые раскопки на Старокиевской горе начались в середине 17-го века. Был обнаружен фундамент древнего храма, останки гробницы князя Владимира и его жены Анны. Раскопки спонсировал Петр Могила, и он же завещал тысячу золотых на восстановление древней церкви. Планировалось построить новую Десятинную церковь на древнем фундаменте.

Сначала здесь построили небольшую церковь в 1646 году. И только в 19-ом веке, после окончания всех раскопок на Старокиевской горе, была сооружена новая Десятинная церковь.

Ее заложили на старинном фундаменте, но не старались сделать похожей на оригинальное сооружение, так что это был по сути новый храм. При строительстве была разрушена часть оригинальных фундаментов Х века. Работы начали в 1828 и закончили в 1842 году.

Однако простояла она относительно недолго. В 1928 году коммунисты снесли новую Десятинную церковь.

Сегодня от древнего храма остался лишь фундамент. Около него было найдено несколько кладов и древних захоронений, так что Старокиевская гора, на которой стояла Десятинная церковь, является одним из самых исторических мест Киева. Сегодня фундамент Десятинной церкви считается древним памятником.

  • Tweet
  • Share0
  • Pinterest0
  • LinkedIn0
  • ontakte

Источник: https://www.kievtoyou.com/istoriya-desyatinnoj-cerkvi-v-kieve/

Между осями – inший Kyiv

Никакого между, рифмы, симметрии могло бы уже не быть, на месте одной из площадей мог вырасти величественный правительственный центр. О  Софийской и Михайловской площадях рассказывает  архитектор-реставратор Юрий Лосицкий.

Это не самые древние киевские площади. Самая старая часть города – это город Игоря, его вал нашли при раскопках Десятинной церкви.

Владимир построил Десятинную церковь и расширил город, город стал занимать большие границы, ворота и вал его были там, где сейчас угол Большой Житомирской и Владимирской, план ворот выложен на дороге красным гранитом; Ярослав Мудрый значительно расширил город, построил Золотые ворота и Софийский собор.

Все эти части города были обнесены стеной, земляными рвами, в «павильоне над остатками»  Золотых ворот научно верно показано, как это было устроено: деревянная земляная стена и вшитые в нее ворота.  Потом был город Изяслава Святополка, в котором был сначала Дмитриевский, потом Петропавловский, а потом Михайловский соборы.

На фото фрагмент плана города 1803 года с нанесенной линией между осями, колокольнями соборов

Дмитриевский и Петропавловский соборы не уцелели, возле Софии были Георгиевская и Ирининская церкви, они тоже не дожили до наших дней (но в топонимике остались названия улиц).

Это лучше смотреть на плане 1803 года. Что мы на нем видим? Вокруг Софийского собора есть все сохранившиеся до сих пор сооружения – собор, митрополичий дом, недостроенная еще четвертым ярусом традиционная трехъярусная колокольня, теплая трапезная, – словом, все сооружения монастырского комплекса.

Михайловский собор, теперь это трудно представить, был закрыт валом. Отдельная горка, со всех сторон которой – вал.

Между Софийским собором и Михайловским в общем-то никакой улицы на этом плане нет, оси нет, только визуально, одна колокольня напротив второй.

Дальше, в 1830-х годах, в связи со строительством Новой Печерской крепости этот вал срывают, освобождается большая территория для застройки. Это можно прочесть в названиях улиц – Прорезная (от того, что она прорезана в валу, и улица Ярославов Вал – Подвальная (под-вальная) улица вдоль вала – Wall Street прямой аналог названия улицы под валом в Новом Амстердаме, теперь это Нью-Йорк.

Если подходить к Михайловскому собору со стороны Трехсвятительского переулка, мы видим дом, с одной стороны три этажа, а с другой – шесть. Почему? Потому что он построен на валу.  Этот рельеф долго формировался, улица не сразу сошла вниз на Крещатик, потому что было очень уж круто.

В 1840-1850 годы, после того как Валы срыли, происходит освоение дальнего пространства за валами, – улиц Терещенковской, Богдана Хмельницкого. Это все делалось позже.

На высочайше утвержденном плане части города Киева 1861 года мы видим границы кварталов, и видим, что между Софийской и Михайловской колокольнями оставлен широченный проезд (как Елисейские поля в Париже). Если провести ось, по ней треугольником идут Присутственные места. Часть проезда оставлена парком (за ним был вал), часть – улицей.

В начале прошлого века Иван Петрович Кавалеридзе собирался делать героическую аллею, начинаться она должна была со Святослава (Церковь не допустила), памятник Ярославу Мудрому поставили не там, где он должен быть, а памятник княгине Ольге воссоздан точно на своих фундаментах.

Так не сложилось, с аллеей «исторического пути», но намерения такие были.

На этом фото (и фотографии выше) – фрагменты плана Киева 1861 года

От Софии  вторая ось идет на Андреевскую церковь, раньше там была еще и Десятинная. Основная ось ведет на Михайловский собор. Ось – это градостроительное пространство, оно не появлялось каким-то  случайным образом, а было сознательно сформировано, она исходит из доминант, которые сложились историческим путем.

Потом на площади, которая была определена красными линиями кварталов, в 1888 году, после долгих конкурсов и дискуссий, открыли наконец памятник Богдану Хмельницкому. На площади у Михайловского собора в 1913 году открыли памятник княгине Ольге, Андрею Первозванному, Кирилу и Мефодию.

Присутственные места надстроили, их венчала красивая пожарная каланча, которая давала возможность видеть довольно далеко начинающиеся пожары.

Так сложились эти площади, таким образом составился этот градостроительный каркас, вся его ширина, от присутственных мест к дворам и задам улиц, ведущих к Майдану. То, что она провалена по  середине, видно невооруженным глазом.

В 1855 году колокольню Софийского собора архитектор Павел Спарро надстроил на один ярус. Поскольку дома становились все выше, доминанта колокольни стала «проседать» в окружающей застройке. Для того, чтобы доминанта ею и осталась, было принято решение колокольню «поднять». Спарро сделал это замечательно, если не знать о надстройке из истории, можно этого не заметить.

Михайловскую колокольню тоже хотели надстроить, посмотрели, и не решились, она была в ветхом состоянии. Так эти площади дожили до великой октябрьской социалистической революции, или переворота, если хотите.

А потом все пошло своим чередом, колокольню Михайловского и сам собор сломали. Софийский не сломали из-за вмешательства французов.

На фото фрагмент плана 1925 года

Дальше менялись какие-то элементы благоустройства, присутственные места достроили на этаж, они стали замкнутыми, меняли мощение, но  после воссоздания Михайловского комплекса и памятника княгине Ольге и решеточке вокруг памятника Хмельницкому все, в общем, осталось так, как было. Площади были сформированы меньше чем за полвека.

Источник: https://inkyiv.com.ua/ru/2017/07/mezhdu-osyami/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
Чем отличается имя Соня от Софии

Закрыть