Кто управляет монастырем

Настоятельница Пюхтицкого монастыря рассказала о своем пути к Богу

Кто управляет монастырем

Пюхтицкий Успенский ставропигиальный (подчиненный непосредственно Патриарху Русской православной церкви) женский монастырь находится в Эстонии, в местечке Куремяэ, на Журавлиной (Святой или Богородицкой) горе. Монастырю — сто двадцать три года, и в его храмах ни на один день не прекращалось молитвенное служение.

В советские времена это была единственная большая (до 160 насельниц) обитель, куда со всех концов огромной страны приезжали паломники. Расцвет монастыря связан с деятельностью схиигумении Варвары (Трофимовой) (1930 — 2011), которая была его настоятельницей сорок три года.

Сейчас монастырем управляет игумения Филарета (Калачева), с которой в канун Рождества Христова встретился писатель Александр Нежный.

Опрос: Около 40 процентов россиян побывали в святых местах

Все, как прежде: и пять, и пятнадцать, и, кажется, тридцать лет назад, когда я впервые оказался здесь, в игуменском доме. Прежним гулким звоном отмечают уплывающее в вечность время напольные часы; вифлеемской звездой светит у киота лампада; и со стен комнаты прежним строгим взором смотрят с портретов настоятельницы обители на Святой горе. Только портретов теперь не шесть, а семь.

Та старица в белом апостольнике с чудесным светлым лицом, всегда сидевшая напротив или рядом за большим овальным столом, четыре года назад ушла из этой жизни — в жизнь вечную. Игумения Варвара (Трофимова) или, как называл ее православный народ, «игумения всея Руси», теперь покоится на монастырском кладбище, неподалеку от овеянного преданиями седой старины древнего дуба.

Ее преемница, восьмая пюхтицкая игумения Филарета (Калачева), человек другого поколения, другой судьбы, но неуловимым образом в чем-то напоминающая незабвенную Матушку Варвару.

— Может быть, — заметила она, — в том-то и есть одно из выпавших нам главных послушаний: сохранить память о Матушке, об удивительном поколении старых монахинь, олицетворявших духовное благородство, и скромность нравов

Игумению Филарету я помню еще Ксенией, только что принятой в обитель сероглазой девушкой из Самары, в ту пору наводившую ослепительную — как заведено в монастыре — чистоту в монастырской гостинице, готовившей, кормившей гостей, мывшей посуду и вообще хлопотавшей с раннего утра до позднего вечера. Монастырские послушания — это всегда труд, подчас нелегкий.

И Ксении с ее дипломом биологического факультета Самарского государственного университета пришлось трудиться и в гостинице, и на полевых работах, и на скотном дворе Хозяйство монастыря кормит и сестер обители — а их больше сотни, и паломников, приезжающих поклониться святыням Пюхтицы, помолиться в Успенском храме, у чудотворного образа Успения Божией Матери, обретенного еще в XYI веке и ставшего, по сути, тем зерном, из которого вырос знаменитый на весь мир монастырь.

Уставала, конечно. Но у меня все-таки спортивная подготовка. Плавание

Ксения поступила в обитель сразу после окончания университета, в 1992-ом, 7 июля, в Рождество Иоанна Предтечи. На следующий день ей дали в руку косу, поучили, как с ней обращаться, и отправили на покос.

— А вы, матушка, раньше косили?

— Никогда. За год до этого я все лето провела в обители, вместе с сестрами убирала сено, сушила его. Все вручную — собираешь граблями, потом из трех рядков делаешь один, потом берешь здоровую такую жердь и подсовываешь к стогу — и все надо быстро, слаженно. Со стороны взглянуть — как пчелы.

С сестрами так хорошо было трудиться! Ведь монастырский труд — это, прежде всего, некое особое духовное состояние. Без него нет монашеской жизни. Недаром в незапамятные еще времена сказано было, причем именно в монастырях: труд есть молитва. Не будет труда — не будет и монастыря. Это еще Матушка Варвара нам внушала.

А она ведь пятьдесят девять лет провела в монастыре — целую жизнь! Ну, в самом деле: где первая школа молитвы? В трудоделании. Косишь, к примеру, траву, и по совету старых монахинь часики прикрепляешь на фартук. Стрелочки идут, десять минут пролетели — за это время успеваешь прочесть примерно 30 молитв Иисусовых или 20 «Богородице Дева, радуйся».

Так и следишь и за временем, и за молитвой. Или старшие сестры спрашивают: ты этот тропарь знаешь? Нет. Ну, как же? Давай, будем учить.

Отступление первое

Для тех, замечу я, кто хочет всецело посвятить себя Богу, нелегкий монастырский труд никогда не бывал неодолимым препятствием.

Игумения Филарета с особенным чувством вспоминала в связи с этим старых сестер, которые трудились подчас в немыслимо тяжких условиях, валили лес, пилили, кололи дрова, пекли хлеб, пасли коров, ухаживали за лошадьми, да еще, едва прибежав с поля или из леса, спешили в храм: петь на клиросе, читать Псалтирь, молиться «В колхозе, — заметил я, — тоже трудились сообща».

«Нет, — ответила игумения с мягкой своей улыбкой, — в колхоз я бы не пошла». Объясню — если смогу. Важна не только сама работа — но и отношение к ней; не обязанность труда — а его восприятие; не сам пот — а то чувство, с которым проливает его человек.

В монастыре мы почти всегда находим неповрежденные отношения человека и мира — и в том числе труд, не придавленный необходимостью и нуждой. Если в миру трудились и трудятся исключительно ради насущного хлеба, то здесь в заработанном хлебе видят благословение Божие. Тебе, Боже, наш пот и наши слезы. Тебе, Иисусе, наши натрудившиеся руки. Тебе, Пресвятая Богородица, наши воздыхания.

Дмитрий Володихин: Обет — это лишь семя, брошенное в почву души

— Вы — дитя города. Не уставали?

— Уставала, конечно. Все уставали. Но у меня все-таки спортивная подготовка. Плавание Совсем немного оставалось до кандидата в мастера.

— И тут вы поплыли совсем в другую сторону

— В другую, — улыбнулась игумения. — Я после первого же моего монастырского лета Матушку Варвару просила: возьмите меня! Она отвечала: нет, деточка. Без диплома не приезжай. У меня сердце раскололосьЯ и зимой, в каникулы, приезжала и все спрашивала: Матушка, вы меня возьмете? Она сказала: возьму. Я тебя жду и молюсь за тебя.

И митрополит Иоанн (Снычев), который сыграл в моем духовном становлении огромную огромнейшую! роль, он мне тоже говорил: монастырь? Благословляю. Но только после университета. Так я с дипломом и мамой сюда приехала. Мама через три дня со слезами со мной простилась. Я и тогда думала, и сейчас, что это была ее материнская жертва.

Тяжко ей было со мной расставаться, хотя выбор мой она как человек православный, церковный, приняла.

— Вас в церковь привела мама?

— Да. Не знаю, как бы сложилась моя жизнь без ее участия. Она меня шестилетнюю повела креститься, в Покровский кафедральный собор нашего города — тогда это еще был Куйбышев. Был осенний теплый день, кленовые листья под ногами Молодой батюшка, отец Иоанн, я его очень запомнила, меня крестил. От его взгляда, его слов, его отношения у меня на всю жизнь осталось ощущение удивительной доброты.

— Очень часто бывает: человек крестился, но церковь словно бы проходит мимо него. Вернее, он мимо церкви, лишь иногда переступая ее порог — поставить свечку, перекреститься, поклониться и назад, к своим неотложным делам. А как было у вас? Не случайно же проявилась такая тяга к монашеству

Отступление второе

Игумении Филарете было бы, наверное, легче ответить, что уже с детских лет она не представляла своей жизни без церкви. В конце концов, если тебя еще в юности с неодолимой силой повлекло в монастырь, то этому должна быть какая-то внятная причина.

И отчего бы не объяснить свое монашество благочестием, особенно заметным в детские годы? Как в иных житиях: сторонилась сверстников, игр и шалостей, и куда бы ни шла, ноги сами заворачивали в церковь.

В нашем случае, однако, все было не вполне так, что лишь подтверждает неисчислимое разнообразие путей, которыми человек приходит к Богу.

Источник: https://rg.ru/2015/01/29/filareta.html

Уйду в монастырь: как живут монахини в Бобруйске

Кто управляет монастырем

«С меня довольно — ухожу в монастырь». Такие слова нередко можно услышать от людей, уставших от городской суеты или разочаровавшихся в любви. Кто-то говорит это в шутку, кто-то всерьез. Однако те и другие вряд ли осознают, что такое монастырь и для чего он нужен. Корреспондент Sputnik Юлия Балакирева проверила это на личном опыте, побывав вженском монастыре в честь Святых Жен Мироносиц в Бобруйске.

Много званых, но мало избранных

Находится монастырь в тихом и спокойном месте. От центра города сюда идти пешком минут 20. Располагается прямо на территории Бобруйской крепости. Под кельи отданы бывшие военные части. Здания построены в 1820-1830 годах и являются памятниками архитектуры. При ремонте удалось сохранить их исторический внешний вид.

Sputnik Егор Литвин

Монашеские кельи располагаются в зданиях бывших военных частей Бобруйской крепости

Монастырь немноголюден. Средний возраст находящихся здесь женщин, или, как их принято называть, сестер, — от 54 до 73 лет. В процессе общения с ними узнаем, что сюда обращаются не только те, кто воспитывался в религиозной семье. Приходят и люди с непростыми судьбами.

«Сюда их ведет Бог. Делает это для их спасения. Мы принимаем всех пожить, посмотреть, смогут ли здесь остаться. Монашеская жизнь не для всех. Некоторые не выдерживают и уходят. Много званых, но мало избранных. Этот путь не для каждого», — говорят сестры.

Sputnik Егор Литвин

В Женском монастыре в честь Святых Жен Мироносиц в Бобруйске

По словам собеседниц, за последние полгода сюда приходили четыре бобруйчанки. К сожалению, им не хватило терпения и выдержки, чтобы остаться здесь.

Преддверие рая

Сразу монахинями не становятся. Прежде нужно пройти долгий путь. Поступившая в монастырь сперва становится трудницей и в любой момент может уйти отсюда, что не будет считаться грехом. Если этого не произошло, ее одевают в послушницы. То есть шьют для нее монашескую форму. Сестра должна убирать за собой, читать молитвы, выполнять послушания, но самое главное — заниматься спасением своей души.

Настоятельница монастыря, игуменья Раиса, отмечает: монастырь считается преддверием рая, где человек должен очистить душу. Любая женщина приходит сюда из мира, где жила по другим правилам. А отойти от них крайне сложно.

«Не всем легко дается отказ от своеволия. Ведь в монастыре во всем нужно слушаться настоятельницу. Также идет внутренняя борьба: человек борется с соблазнами», — говорит собеседница Sputnik.

В статусе послушницы можно пробыть и три года, и десять лет. Все зависит от того, насколько изменилось состояние ее души. А это видно по поступкам, отмечает настоятельница.

Sputnik Егор Литвин

Монастырь считается преддверием рая, где человек должен очистить душу

«Для послушницы важно смирение, терпение, послушание и кротость», — поясняет она.

Следующий шаг — инокиня. Сестра принимает постриг, после чего у нее меняется монашеская форма, она читает больше молитв. В этом статусе может пробыть сколько угодно времени. Игуменья Раиса рассказывает об инокине, которой уже 70 лет, а постриг в монахини она до сих пор не приняла.

Постриг в монахини происходит, когда сестра становится духовно готовой. Во время этого таинства она дает три обета: нестяжания, целомудрия и послушания.

Правящий архиерей, который проводит чин пострига, дает монахине новое имя, о котором до этого момента она не знает. Волосы ей постригают крестообразно, как при таинстве крещения младенца. Монахиня складывает их в салфетку и хранит всю свою жизнь.

А когда умирает, ее хоронят вместе с ней. Также в руки покойной кладут постригальный крест и свечу, которые держала при постриге.

«Сестры, прошедшие все искушения в монастыре, испытав духовную брань, принимают монашеский постриг — малый ангельский образ. Принимая постриг, становятся невестами Христовыми», — отмечают в монастыре.

Беседа с Богом

В монастыре принят четкий распорядок дня. В 6:00 в храме начинается чтение монашеского правила, затем следует Божественная Литургия, на которой присутствуют также паломники и горожане. После — трапеза. Готовят еду повар и дежурные сестры. Питаются в монастыре достаточно скромно. В непостные дни употребляют рыбные и молочные продукты, яйца, растительную пищу.

Sputnik Егор Литвин

Внутреннее убранство келий скромное, но уютное

После трапезы служатся молебны, акафисты, панихиды. Затем наступает время для послушаний. Сестры занимаются рукоделием, в летнее время работают на огороде, в теплицах и цветнике. Делают заготовки на зиму. Также помогают в швейной мастерской.

Здесь шьют монашеские одежды и все, что нужно для убранства храмов и обустройства келий. Форма у послушницы, инокини, монахини и схимонахини разная. Но у всех она черного цвета.

Как поясняют сестры, это одежда покаяния, которая символизирует их умирание для мира.

В 17:00 начинается вечернее богослужение, которое длится до 20:00. После чего сестры ужинают, и начинается чтение вечернего правила. Перед сном снова молитва. Отбой в 22:00.

В монастыре есть телевизор. Иногда сестры просматривают духовные программы по православному каналу «Союз».

Sputnik Егор Литвин

Одежду для сестер шьет мирская женщина Нина

У каждой сестры — отдельная келья. Интерьер здесь достаточно скромный. Из мебели стоят кровать, шкаф, стол и стул. Есть иконостас. Вход в келью разрешен только по благословению настоятельницы. Считается, что это личное пространство сестры, в котором она ведет молитвенную беседу с Богом.

По зову сердца

В монастырь приходят люди с разными судьбами. Инокиня Наталья рассказывает, что всю жизнь была достаточно религиозным человеком. Почти 20 лет несла послушание на клиросе в храме. С годами желание уединиться и служить Господу росло. Когда двое сыновей Натальи стали взрослыми, она приняла решение уйти в монастырь.

«При постриге в иночество я просила Матерь Божию взять моих сыновей под покров. Верю в то, что она управит их жизнь во благо», — говорит собеседница.

Инокиня отмечает: находясь в монастыре, человек вымаливает и спасает весь свой род — родственников живых и ушедших в мир иной.

«Если человек спасает в монастыре свою душу, то души его родных тоже спасаются», — добавляет она.

У инокини Инны в миру остался сын. Собеседница рассказывает:

«Всю жизнь проработала на стройке. В церковь ходила, как и все. Когда мне было 52 года, решила уйти в монастырь. Сыну к тому моменту было 33 года. Можно было о нем не беспокоиться. Таков был зов моего сердца».

Затянувшаяся стройка

Между тем, монахиням приходится не только заботиться о своих душах, но и решать бытовые вопросы. Пожалуй, самая большая проблема для монастыря сегодня — затянувшаяся стройка храмов.

Sputnik Егор Литвин

Уже два года монастырь не получает пожертвований, отчего не может достроить два своих храма

Один из них назван в честь Святого Благоверного князя Александра Невского с приделом в честь Святителя Николая. Уже три года здание стоит без крыши и окон.

«Скоро оно начнет разваливаться. Продолжить строительство храма не можем, потому что нет пожертвований. Последние два года наш расчетный счет пуст», — говорит игуменья Раиса.

Не достроен храм в честь первомученика и архидиакона Стефана с двумя купелями в честь великомученика и целителя Пантелеймона и архангела Рафаила. Планируется строительство третьего храма и четырех часовен.

Sputnik Егор Литвин

В монастырском храме хранится почти 150 частиц мощей святых

Монахини просят откликнуться всех неравнодушных и отмечают: монастырь уникален. В его домовом храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» хранятся около 150 частиц мощей.

Они принадлежат Святому Апостолу Андрею Первозванному, Преподобной Матроне Московской, Святому Благоверного князю Александру Невскому, Святителю Николаю и другим. Есть две иконы «Скоропослушница».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как будет по церковному имя Алина

Одна привезена из Дохиарской обители на Афоне, вторая написана в монастыре в честь Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме.

«Когда мощи святых доставляют в Беларусь, люди готовы выстоять в часовых очередях. А у нас они хранятся в свободном доступе. Мечтаем разместить их в своих новых храмах», — говорят собеседницы.

Источник: https://sputnik.by/religion/20170213/1027426864/ujti-v-monastyr-kak-zhivut-monahini-v-bobrujske.html

Колокола Московского Свято-Данилова монастыря — Православный журнал

Кто управляет монастырем

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.

Колокольня Данилова монастыря. Oleg Yu.Novikov/Wikipedia/CC BY 3.0

Коротко:

Количество — 18 колоколов.
Общий вес — около 27 тонн.
Литье — с XVII по XX век. Самый старший колокол отлит Федором Моториным по заказу царя Федора Алексеевича в 1682 году. Интересно, что Федор Моторин — отец Ивана Моторина, который отливал знаменитый Царь-колокол.

История

К 1930-м годам многие старинные колокола бывшей Российской империи были уничто­жены в процессе борьбы с религией.

Набор из 18 колоколов Свято-Даниловского монастыря, который закрыли в 1930 году, сохранился чудом.

В том же году американский промышленник Чарльз Ричард Крейн выкупил их за 17 000 долларов и перевез в США. Набор колоколов установили на башне одного из общежитий университетского городка в Гарварде.

Чарльз Ричард Крейн

В 1983 году Свято-Данилов монастырь вернули Русской Православной Церкви. Переговоры о возвращении монастырских колоколов начались в это же время, но затянулись более чем на 20 лет. В 2007 году из-за океана прибыл первый колокол, а в 2008-м — остальные. В обмен на древние колокола Гарвардскому университету отлили в Воронеже точные копии.

Колокольня в Гарварде

17 марта 2009 года, на престольный праздник святого благоверного князя Даниила Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил в монастыре торжества в честь первого звона старинных колоколов обители.

Виды колоколов:

Благовестники: самые крупные колокола, управляются педалями и раскачкой языка.

Праздничный — используется во время двунадесятых праздников, на Пасху, при встрече епископа и в других торжественных случаях.
Воскресный — используется в воскресные дни и в дни великих праздников.
Полиелейный — используют в дни, когда по уставу совершается полиелейное богослужение.
Постовой — используется Великим постом.
Будничный — используется в будни.

Подзвонные — колокола среднего веса, к языкам которых крепятся веревки, связанные между собой (связка). Звонарь управляет ими левой рукой. Используются во время трезвона.

Зазвонные — самые маленькие колокола. Звонарь управляет ими правой рукой. Используются во время трезвона.

Интересные факты

О красоте звона Свято-Даниловского монастыря упомянул писатель Иван Бунин в своем цикле «Странствия»:

Недавно, в прекрасный сентябрьский вечер, шел в Данилов монастырь. Когда подходил, ударил большой колокол. Вот звук! Золотой, глухой, подземный На могиле Гоголя таинственно и грустно светил огонек неугасимой лампады и лежали свежие цветы.

Возле стояли, кланялись и крестились старичок и старушка, очень старомодные, милые и жалкие. Я спросил, кто это так хорошо содержит могилу? Старичок ответил: «Монахи. А вы думаете, что все погибло? Нет еще» — затрясся и заплакал.

Старушка взяла его под руку: «Пойдем, пойдем, ты совсем впал в детство», — и повела его, плачущего, по дорожкам к воротам.

Перед тем как Даниловские колокола покинули Гарвард, в американский студенческий городок приезжали русские звонари и устроили прощальный концерт на древних колоколах.

В монастыре работает колокольный центр. Он занимается научной деятельностью, популяризацией русских звонов, организацией фестивалей. Центр воссоздает утраченные колокола и дополняет существующие ансамбли. В монастыре действует одна из лучших школ звонарей в Москве.

Как увидеть колокола поближе, кто изображен на них и что написано внутри, кто больше — колокол или звонарь?

Посмотреть фотогалерею Владимира Ештокина:

Скачать и распечатать:

 

(4

Источник: https://foma.ru/kolokola-moskovskogo-svyato-danilova-monastyirya.html

Монастырь, монашество

Что такое монастырь? Какие типы монастырей бывают? Как происходит подготовка к монашескому постригу?

«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).

В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».

Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.

Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.

Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

Деление монастырей по типу подчинения

По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.

Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)

Ставропигиальные

Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).

Епархиальные

Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.

Приписные

Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.

Игумен

Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).

Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.

Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.

Духовный собор

Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.

Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.

Поступление в монастырь

К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.

Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.

Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.

Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.

Формы монашеского жительства

С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.

Отшельничество

Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.

Скитское житие

Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.

Общежитие

Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.

Трудничество

Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря.

На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители.

Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.

Послушничество

По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника.

Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений.

В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество.

При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры.

Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)

Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.

Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.

Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять.

Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).

Иноческий постриг — начало пути монаха

Источник: https://www.pravmir.ru/monastyir-monashestvo/

Пять известных святынь, которые могут исчезнуть совсем скоро

МОСКВА, 6 июл — РИА Новости, Антон Скрипунов. ЮНЕСКО исключила базилику Рождества Христова в Вифлееме из Списка объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой исчезновения. Храм удалось спасти благодаря реставрации, в чем участвовала в том числе и Россия. Однако в мире еще очень много значимых для верующих святынь, которое в скором времени можно потерять. О самых известных из них — материал РИА Новости.

Пещеры Псково-Печерского монастыря

Их еще называют «богозданными», то есть нерукотворными. По преданию, вход туда чудесным образом открылся в 1392 году одному из местных крестьян, а спустя несколько десятилетий там поселились священник Иоанн и его жена Мария. Они устроили пещерную Успенскую церковь, а сами приняли монашеский постриг с именами Иона и Васса. Когда они умерли, их тела не погребли в земле, а оставили там же, в пещерах. И с тех пор так поступали со всеми здешними монахами.

Температура в пещерах круглый год одна и та же: плюс семь градусов. Но никакого запаха покоящиеся здесь тела не издают.

Однако недавно в монастыре забили тревогу: пещеры могут обрушиться! Температура и влажность здесь стали повышаться, и монастырь даже ограничил доступ к святыне.

«Сейчас у нас работает группа изыскателей — гидрогеологи, геологи. Они выявили крайне тревожные моменты в пещерах Псково-Печерского монастыря», — заявил в июне наместник обители, член Совета по культуре и искусству при президенте России митрополит Псковский Тихон.

Саввино-Сторожевский монастырь

Это монашеское пристанище пережило нашествие французов в 1812 году и учиненную большевиками в 1918 году резню, но может исчезнуть из-за хаотичной застройки окрестностей. Под угрозой исторический ландшафт, заявил РИА Новости главный древлехранитель Русской православной церкви, член Патриаршего совета по культуре протоиерей Леонид Калинин.

«К сожалению, у нас в стране нет единого органа управления застройкой, нет института городских архитекторов», — говорит он.

Монастырь в XIV веке основал инок Савва, ученик «преподобного всея Руси» Сергия Радонежского. А спустя каких-то 100-150 лет обитель стала стратегическим рубежом обороны Москвы от нападений с запада. Сюда любили ездить на богомолье русские государи. И сегодня Саввин ежемесячно принимает тысячи паломников и туристов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто возглавлял христианскую церковь на Западе Европы

«Это, пожалуй, самый известный пример. Также под угрозой находятся монастыри на северо-западе России; очень сильно пострадали памятники Вологодчины (в том числе Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. — Прим. ред.).

У нас очень большая проблема с деревянным зодчеством, несмотря на то, что ему сейчас уделяется особое внимание. Московская патриархия и сам патриарх Кирилл неоднократно заявляли, что в России более четырех с половиной тысяч памятников, стоящих в руинах.

И сейчас в Русской православной церкви зарождается общественное движение по их спасению», — подчеркивает отец Леонид.

Храм Гроба Господня

Под угрозой сегодня находятся и святыни, значимые для христиан всех конфессий. Порой даже статус главной святыни последователей Христа не спасает. Храм Гроба Господня в Иерусалиме поделен между несколькими конфессиями, поэтому даже самая незначительная реставрация требует долгих и сложных переговоров.

Так было с реставрацией кувуклии — часовни над гробницей Спасителя. Едва специалисты приступили к укреплению ее конструкции, изрядно расшатанной в XX веке двумя землетрясениями, как тут же на них обрушился шквал критики: и по святому месту ходят не так, и заделывают пробоины в кладке неправильно, и многое другое.

А когда обновленную святыню весной 2017 года открыли, выяснилось, что всему храму Гроба Господня грозит обрушение: фундамент здания, вмещающего свыше десяти тысяч человек, крайне неустойчив.

«Если это не удастся сделать (отремонтировать дренажную систему. — Прим. ред.), то разрушение будет уже не медленным, оно станет катастрофическим», — заявляла журналистам глава группы реставраторов профессор Антония Моропулу.

Дело в том, что под храмом Гроба Господня — разветвленная система тоннелей. В средние века там, в частности, были резервуары с водой. Поэтому специалистам предстоит отремонтировать канализацию и дренажные системы, которые либо размыла вода, либо проела плесень. Работы планируется начать в следующем году.

Стена плача

Аналогичные проблемы и у главной святыни иудаизма — Стены плача. В прошлом году, когда из сооружения неожиданно выпал стокилограммовый камень, ученые забили тревогу.

Единственный надежный способ сохранить святыню, по их словам, — временно «законсервировать» постройку и укрепить кладку. Дело в том, что Стена плача, будучи частью фундамента Второго Иерусалимского храма (разрушенного в 70-м году н. э.

армией императора Тита в ходе Первой Иудейской войны), по сути, ни разу не реставрировалась.

«Мы говорим о стене, которой две тысячи лет, и определенные угрозы ее сохранности, конечно, есть», — отмечает в беседе с РИА Новости главный археолог Управления древностей Израиля Джо Узиель.

Однако против реставрационных работ выступают некоторые представители ортодоксального иудаизма — в их представлении святыня должна быть неприкосновенной. С другой стороны, реставрации мешает сложный правовой статус как Храмовой горы, так и всего Иерусалима. Если Стену плача контролирует Израиль, то сама гора, включая расположенные на ней мечети Аль-Акса и Купол Скалы, управляется палестинскими мусульманами под протекцией короля Иордании.

Сербский монастырь Грачаница

Очередной жертвой политических распрей может стать монастырь Грачаница — святыня балканского христианства. Его основал в 1315 году один из самых могущественных сербских королей Стефан Милутин, а в конце XIV столетия он стал естественным символическим защитником христиан во время нашествия турок-османов. Достоверно неизвестно, сколько раз его грабили, разрушали и восстанавливали заново.

В конце XX века Грачаница вновь стала прибежищем для сербов Косова, которые после войны 1999 года (когда к власти в этом регионе пришли албанцы) фактически оказались в изоляции. Из-за постоянных нападок на православных со стороны новой власти в 2004 году ЮНЕСКО включила монастырь в Список Всемирного наследия как находящийся под угрозой.

«Грачаницу охраняют КФОР (миротворцы ООН. — Прим. ред.) из Словении и Италии. Их присутствие успокаивает. Хотя единственный наш защитник — Бог», — рассказала РИА Новости игумения Стефанида.

В последние годы эту балканскую святыню пытаются изолировать от всего православного мира. В самопровозглашенной республике хотят создать ручную «автокефальную церковь», невзирая на то, что косовские сербы остаются верны Сербской православной церкви. Но если этот проект будет реализован, Грачаницу, а также еще ряд значимых монастырей Косова албанцы попросту отнимут.

Источник: https://ria.ru/20190706/1556260411.html

Анастасия Голубева Русская служба Би-би-си

Правообладатель иллюстрации Valery Sharifulin/TASS Image caption Шевкунова называют «духовником Путина», но сам он это всегда опровергал

Один из самых известных деятелей православной церкви, глава Патриаршего совета по культуре и наместник Сретенского монастыря епископ Тихон (Шевкунов) получил новую должность — митрополита Псковского и Парховского. Это повышение даст ему формальное право в будущем выдвигаться на пост патриарха.

О новой должности епископа Тихона было объявлено по итогам заседания Священного церковного синода — руководящего органа Русской православной церкви.

За Шевкуновым будет сохранена должность секретаря патриаршего культурного совета, рассказал Русской службе Би-би-си пресс-секретарь патриарха Кирилла Александр Волков. Останется ли Шевкунов наместником Сретенского монастыря и ректором Сретенской семинарии, пока неизвестно. «Это остается на дальнейшее усмотрение патриарха, поскольку он управляет всеми ставропигиальными монастырями», — сказал Волков.

Он отказался рассказывать о том, как происходило назначение Шевкунова и было ли оно запланированным, объяснив это тем, что заседания Синода проходят «за закрытыми дверями».

«Владыка Тихон должен закончить дела в Москве, он был управляющим западным викарианством и, видимо, продолжит им заниматься, пока не будет назначен новый управляющий. Понятно, что объем его попечений в Москве велик и ему нужно время для того, чтобы устроить все дела», — сообщил Волков.

Кто такой Тихон Шевкунов?

Тихон (в миру — Георгий Шевкунов) — один из самых известных деятелей РПЦ.

В СМИ Шевкунов упоминается как духовник президента России Владимира Путина и приближенный к нему человек. В 2017 году телеканал «Дождь» рассказывал, что владыка Тихон дружит с представителями российской бизнес-элиты и руководством ФСБ. Однако сам Шевкунов неоднократно заявлял, что не является духовным отцом президента и лишь немного с ним знаком.

Тихон Шевкунов известен как создатель исторических выставок «Россия — моя история», которые открылись в 16 российских городах. Он также является главным редактором сайта «Православие.ру», одного из самых популярных интернет-ресурсов о православии.

С именем Шевкунова как руководителя Патриаршего совета по культуре связывали многие процессы, происходившие в российской культурной жизни. Он хорошо знаком с министром культуры Владимиром Мединским, последний в интервью Би-би-си называл Шевкунова министром культуры Русской православной церкви и одним из самых глубоких и образованных людей.

Также Шевкунова упоминали в связи с уголовным делом в отношении режиссера Кирилла Серебренникова в 2017 году.

После того, как Большой театр перенес премьеру балета Серебренникова «Нуреев», главный редактор радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов заявил, что за этим решением стоял владыка Тихон.

По словам Венедиктова, ему якобы не понравилась постановка о диссиденте-гомосексуале, о чем он сообщил министру культуры Владимиру Мединскому. Шевкунов заявил тогда, что Венедиктов «врет, как блины печет».

После этого телеканал «Дождь» со ссылкой на источники в ФСБ сообщил, что Шевкунов был инициатором уголовного преследования Серебренникова, против которого было заведено дело о мошенничестве. Владыка Тихон отвергал свою причастность к этому делу и заявил, что хотел бы посмотреть фильмы режиссера.

Шевкунов также активно критиковал фильм Алексея Учителя «Матильда», против которого вела кампанию депутат Наталья Поклонская и выступали многие представители церкви. «Дождь» также связывал Шевкунова с протестами православных активистов против этого фильма.

Путь в патриархи

Эксперты отмечали, что растущее влияние Шевкунова может означать его претензии на пост патриарха.

В 2017 году версию о том, что Тихон планирует стать патриархом, публично выдвинул и Венедиктов. Сам Шевкунов на это ответил, что не может возглавить Русскую православную церковь, так как он не является правящим архиереем. «Вынужден напомнить, что, по уставу Русской православной церкви, патриархом может быть избран только архиерей, не менее пяти лет самостоятельно управляющий епархией», — ответил он Венедиктову.

Теперь у Шевкунова появилась своя епархия. В случае, если действующий патриарх умрет или добровольно покинет пост, Шевкунов, получив в Псковской епархии необходимый для выдвижения опыт, сможет претендовать на пост главы РПЦ.

«Он не похож на нынешнего патриарха, а нынешнее патриаршество вызывает жесткую аллергию практически у всех церковных людей. Поэтому никто похожий на нынешнего патриарха шансов не имеет, я полагаю. Среди людей, имеющих свое лицо и не похожих, владыка Тихон — наиболее яркая фигура», — считает православный публицист, диакон Андрей Кураев.

Правообладатель иллюстрации Nikolay Galkin / tass Image caption Выставку Шевкунова «Россия — моя история» открывал Владимир Путин

Он добавил, что Псков — это «духовная родина» Шевкунова: там он в 1980-х годах провел несколько лет послушником Псково-Печерского монастыря. Псковская митрополия также считается одной из самых богатых из-за наличия этого известного монастыря.

Псковская епархия также считается статусной. Например, именно из нее пошла концепция «Москва — Третий Рим», говорит религиовед Роман Лункин. Эта концепция была сформирована в XVI веке старцем Спасо-Елеазаровского монастыря Филофеем, который поставил московского князя в один ряд с римским императором Константином Великим.

Назначение Шевкунова митрополитом было давно ожидаемым, считает религиовед. «Шевкунов перерос должность простого викария патриарха в Москве и проявил общероссийские амбиции», — считает эксперт. Он добавил, что митрополит может на постоянной основе заседать в Высшем синоде РПЦ и самостоятельно управлять своей епархией, а не быть «помощником патриарха».

«Будучи митрополитом, Тихон уже не в такой степени подчиняется патриарху. После митрополита можно стать только патриархом. Все свое идеологическое влияние Тихон Шевкунов даже преумножит, поскольку его место в церковной иерархии значительно повысится, и ничто не помешает ему давать интервью, писать книги и говорить о важности исторической государственной традиции, которая в том числе принадлежит президенту Путину», — заключил Лункин.

Подальше от Москвы

Впрочем, есть и другая версия нового назначения Шевкунова. Телеканал «Дождь» рассказывал, что у Шевкунова сложились непростые отношения с действующим патриархом Кириллом: последний якобы даже якобы с ревностью относился к мероприятиям с участием Тихона.

Несмотря на формальное повышение, теперь Тихон окажется территориально дальше от столицы, а значит, дальше от федеральных органов власти и общероссийской повестки.

«Если же близкой перспективы патриаршества нет, то перемещение Тихона можно рассматривать как очень почетное, но удаление из Москвы на провинциальную кафедру. В прошлом году ходили слухи, что Тихон может быть перемещен в Петербург и станет постоянным членом Синода, что позволило бы ему часто бывать в столице и войти в число высших руководителей церкви — но этот проект реализован не был», — прокомментировал в телеграм-канале Центра политических технологий политолог Алексей Макаркин.

По его словам, сан митрополита при Кирилле оказался сильно девальвирован. «Если раньше это был своего рода элитный клуб, то сейчас митрополитами стали архиереи из многочисленных региональных центров. Это продуманная политика Кирилла, направленная на снижение влияния митрополитов и, соответственно, усиления собственной роли в церкви», — прокомментировал эксперт.

Источник: https://www.bbc.com/russian/news-44089827

Свято-Данилов монастырь – самая старая обитель столицы

Адрес: Россия, Москва, улица Даниловский вал
Дата основания: XIII век
Основные достопримечательности: Храм Святых отцов семи Вселенских соборов, собор Троицы Живоначальной, церковь-колокольня Симеона Столпника
Координаты: 55°42'39.0″N 37°37'49.2″E

: 

Предание об основании монастыря

История монастыря

Постройки и монастырские достопримечательности

Современное состояние и режим посещения

Святыни

Как добраться до монастыря

Данилов монастырь на карте

 

История мужского монастыря началась в XIII веке и была тесно связана со всеми событиями, которые происходили в Москве — набегами не приятелей, крестьянскими восстаниями и непростым для России Смутным временем. С середины 1980-х годов Данилова обитель считается резиденцией Московского Патриарха.

Вид Свято-Данилова монастыря с высоты птичьего полёта

Предание об основании монастыря

Дата зарождения обители не записана в исторических документах. О тех далеких временах нам известно, только благодаря сохранившимся церковным преданиям.

По одному из них, монастырь был построен в 1282 году на деньги, пожертвованные младшим сыном Александра Невского — Даниилом. Князь посвятил новую обитель своему небесному защитнику и любимому христианами аскету — Даниилу Столпнику.

В 1303 году, незадолго до ухода в мир иной князь стал монахом и позже был погребен в своем монастыре.

В стенах этой обители учредили первую в Московии архимандрию. Сын Московского князя Даниила Александровича — Иоанн I Калита немало способствовал укреплению Московского княжества и хотел иметь рядом со своим дворцом сильный духовный центр. Поэтому по его распоряжению архимандрита и монахов Свято-Даниловой обители перевели в Московский Кремль.

С уходом братии и настоятеля монастырские постройки обезлюдели и остались без присмотра. К XIV-XV векам на месте бывшего монастыря осталась лишь деревянная церковь, посвященная Даниилу Столпнику, да небольшое село.

Башни, стены и надвратная церковь Симеона Столпника монастыря с парковки

История монастыря

Первые исторические записи о Свято-Даниловой обители относятся к 1560 году. Жизнь монастыря возродилась по воле царя Иоанна IV Грозного, и через год на месте старого кладбища был построен и освящен новый монастырский храм. Когда в конце XVI века войска крымского хана Казы-Гирея подошли к границам города, рядом с монастырем обустроили передвижной военный лагерь, где разместились вооруженные защитники Москвы.

Потом на Руси наступили тяжелые Смутные времена. В 1606 году возле монастыря армия русского царя Василия Шуйского сразилась с отрядами восставших, которыми руководили Иван Болотников и Филипп Пашков. А через год рядом с обителью казнили одного из самозванцев, называвшего себя царевичем Петром Федоровичем.

В отличие от других монастырей Москвы, Данилов монастырь никогда не был особенно многолюдным. В XVIII веке в нем жили 30 иноков, а в начале XX века — всего 17 монахов. Сохранились сведения, что обитель владела 178 десятинами земли, каменным двором и несколькими московскими особняками.

Надвратная церковь Симеона Столпника

На протяжении долгой истории монахи всегда старались помогать неимущим и больным. В 1805 году при монастыре открыли богадельню, в которой жили престарелые женщины. А спустя полвека здесь появился приют для пожилых священников и их вдов.

В 1918 году, с приходом советской власти монастырь официально закрыли. Однако, по инициативе его настоятеля монастырская жизнь не угасла. На несколько лет обитель стала убежищем для епископов и архиереев, которые укрывались здесь перед арестами.

Наконец, в 1929 году терпение властей лопнуло, и они издали специальное постановление о ликвидации монастыря. Оставшихся иноков выгнали, и монастырскую колокольню разобрали. К счастью, снятые колокола не успели переплавить, и их спас американский бизнесмен Чарльз Ричард Крейн. Долгие годы старинные колокола хранились в Гарвардском университете, но в 2007 году их вернули на родину.

Церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов

В начале 1930-х годов власти приступили к ликвидации монастырского кладбища. Прах писателя Николая Васильевича Гоголя, князей Черкасских, поэта Николая Михайловича Языкова и историка Дмитрия Александровича Валуева перенесли на Новодевичий некрополь. А останки из могилы художника-передвижника Василия Григорьевича Петрова перезахоронили на кладбище Донской обители. Остальные погребения были безжалостно срыты.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кем был построен Архангельский собор

На территории создали приемник-распределитель, подчиненный НКВД, куда свозили детей репрессированных или как тогда говорили «врагов народа». Условия в детприемнике были ужасными. Многие дети часто болели и умерших хоронили прямо под стенами монастыря. С 1988 года на месте бывшего монастырского кладбища стоит православная поминальная часовня.

В 1983 году монастырскую территорию вернули церкви, чтобы создать здесь резиденцию Московского Патриархата. Деньги на восстановление старинной обители собирали по всем московских приходам и епархиям страны, и восстановительные работы заняли несколько лет.

Собор Троицы Живоначальной

Постройки и монастырские достопримечательности

Древнейшая из сохранившихся церквей — храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов появился в обители в XVII веке. Во время восстановления монастыря его капитально отреставрировали и вновь освятили.

Старинный храм представляет сложное по композиции архитектурное сооружение, цокольную часть которого составляет церковь Покрова, построенная в 60-70-е годы XVII века. Завершает ее два верхних храма, которые были возведены в первой половине XVIII века.

Церковь в честь Симеона Столпника находится над Святыми воротами монастыря. Выше нее на 45 м поднимается стройная колокольня.

Самый большой по размеру собор Троицы Живоначальной может вместить до 3000 верующих. Он был построен по проекту знаменитого зодчего Осипа Бове в 30-е годы XIX века. Величественное здание возведено в традициях русского ампира и декорировано изящными тосканскими портиками.

Надкладезная часовня

На западе монастырской территории расположена двухэтажная постройка, в которой размещается Патриаршая и Синодальная резиденция. На ее верхнем этаже устроена небольшая домовая церковь Всех Святых.

В монастыре сохранились три каменных здания XIX века — монашеский корпус, покои настоятеля и бывшая больница. На площади, посредине монастыря, можно увидеть Надкладезную часовню, поставленную в год, когда верующие отмечали 1000-летие Крещения Руси. Посетители монастыря приходят также поклониться монументу князя Владимира и камню-хачкару, подаренному настоятелями Армянской Апостольской Церкви.

Современное состояние и режим посещения

В наши дни мужской монастырь действующий, и им управляет наместник, имеющий сан архимандрита. Церковные службы здесь совершают по будним дням в 7.00 и 17.00, а по субботам и воскресеньям — в 8.45 и 17.00. Братский молебен начинается в 6.00.

Поминальная часовня на бывшем монастырском кладбище

Туристы могут попасть на территорию монастыря в любой день с 6.00 до 21.00. Посетителей просят не фотографировать насельников, монахов и интерьеры храмов. В обители открыта лавка, в которой торгуют монастырским медом, иконами, церковными книгами и брошюрами, репродукциями картин и кожаными изделиями.

При монастырском колокольном центре работают курсы, где можно освоить звонарское мастерство. Кроме изучения устава церковных служб и звонов, слушатели знакомятся с историей и технологией изготовления колоколов, и азами музыкальной грамоты. Помимо теоретических и практических занятий слушатели совершают экскурсии на самые известные колокольни российской столицы и городов, входящих в Золотое кольца России.

Монастырь имеет двухгодичные регентско-певческие курсы, воскресную школу для детей и курсы по катехизису для взрослых. Здесь работают собственное издательское производство и монастырские мастерские. Подворья монастыря открыты в Москве, Московской и Рязанской областях.

Патриаршая и синодальная резиденция

Святыни

В мужской обители хранятся рака, ковчег и несколько икон с мощами его ктитора — князя Московского Даниила. Кроме того, здесь берегут раку с мощами архимандрита Георгия (Лаврова), умершего во время гонений на церковь 1930-х годов.

Верующие приходят помолиться к самой древней иконе монастыря, созданной изографами XV века. На ней изображен почитаемый в России образ Владимирской Богоматери. Много паломников бывает возле бархатного башмачка чудотворца Спиридона Тримифунтского, который подарили монастырю жители острова Корфу.

Как добраться до монастыря

Монастырская территория находится на правобережье р. Москвы, в 4,5 км к югу от Московского Кремля. Обитель расположена на Даниловском Валу, в полукилометре от станции метрополитена «Тульская». Выходить из метро нужно из последнего вагона из центра. Рядом с монастырем делают остановку трамваи № 3, 35, 38, 39 и А, и автобус № 3н.

достопримечательности

← МОНАСТЫРИ МОСКВЫ МОСКВА →

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Казань Санкт-Петербург Владимир Ярославль
Муром Ростов Великий Александров Иваново
Калуга Кострома Сергиев Посад Нижний Новгород
Псков Касимов Переславль-Залесский Суздаль

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/943-danilov-monastyr

История монастыря

История монастыря – от средних веков до наших дней

Основание мужского монастыря: версии Архиепископ Гавриил (Розанов) – первый историограф Самарского Пустынного мужского монастыря – в далёком 1838 году писал, что ещё до начала его исследований возможную дату основания обители многие относили к периоду 1672 – 1688 годы.

Это утверждали на основании того,  что Запорожская сечь именно в 1672 году пригласила священнослужителей из Киево-Межигорского монастыря к себе на службу. В 1683 году было принято решение подчинить обитель Межигорскому монастырю, которое Патриарх Московский утвердил в 1688 году.

Согласно найденным документам наместника Самарской обители Алимпия о монастыре упоминают в 1690 г.

Но есть и совершенно другая версия (история монастыря), которой придерживаются в настоящее время. Она изложена епископом Феодосием (Макаревский) в 1873 г. Согласно ней время основания Пустынного Самарского монастыря – 1576 г. Так, именно в этом году польским королём Стефаном Баторием запорожским казакам была дарована крепость с деревянной церковью святителя Николая Мирликийского. Располагалась она на месте нынешнего монастыря, недалеко от впадения реки Самара в Днепр.

При крепости и церкви был организован «шпиталь» для покалеченных и престарелых казаков. Сюда же был прислан из Киево-Межигорской обители иеромонах Паисий (Волох).

Им в 1602 году крепость с церковью и госпиталем была обращена в Свято-Николаевский Самарский мужской монастырь.

Сейчас к этому названию добавляют Пустынный, что означает его местонахождение за пределами какого-либо населённого пункта, к которому его можно приписать. Таких монастырей очень мало, можно сказать, в этом плане обитель довольно уникальна.

Рукопись об отце Паисии, к сожалению, не сохранилась. Владыка Феодосий писал, что во время свирепствования чумы в 1750 году келья настоятеля была сожжена. Кроме того, по словам Феодосия в эти же времена монастырь подвергался всевозможным разорениям. И только к 1672 году обитель вновь возродили.

Существует также предание, которое привёл архиепископ Гавриил. Согласно ему на месте будущего монастыря поселились два пустынных инока (имена не сохранились). В то время здесь был густой лиственный лес, преимущественно дубовый. Как-то этих иноков обнаружили местные разбойники.

Узнав, кто перед ними (а разбойники были верующими), стали они часто приходить к инокам, приносить пищу. Впоследствии они же начали возводить келью для них. Спустя некоторое время иноки узнали правду, кто был перед ними. И захотели покинуть это место, то разбойники силой их удержали. Они полагали, что иноки, молясь, уменьшат и их грех разбоя.

Когда казаки захватили разбойников, иноки-пустынники снова обрели покой.

   История монастыря: продолжение

В период с конца ХVII столетия и до 1775 года (год ликвидации Запорожской Сечи) нынешний Пустынный Самарский Свято-Николаевский мужской монастырь был единственной такой обителью на землях всего Нижнего Поднепровья. Она (обитель) входила в триаду церковной жизни запорожских казаков: Киево-Межигорский монастырь – Покровская церковь Коша (главная крепость) – Самарский Пустынный монастырь.

По словам епископа Феодосия, запорожцы в то время часто употребляли для обозначения Самарского монастыря такие метафоры, как «Запорожская Палестина», «Новый Иерусалим», «Самарская Палестина». Это говорит о его роли и о процветании в тот период.

В то время Межигорский монастырь регулярно посылал в Сечь иноков на послушание. Управлял же ими через наместника Самарского монастыря и настоятелей сечевой Покровской церкви. Послушание тогда было довольно трудным, но считалось среди священнослужителей особо почётным. Настоятель Самарского Пустынного монастыря и «начальник» Покровской церкви в Сечи числились по значимости в первых сразу после настоятеля Киево-Межигорского монастыря.

Пустынный Самарский монастырь, в отличие от Покровской церкви сечевого Коша, располагался удалённо. В этой связи требовалось приложить усилия для заботы о нём. Сечь наделила монастырь землями, помогала с постройками и в хозяйстве.

Обитель же отправляла в Сечь время от времени продовольствие и деньги. Случалось и такое, что некоторые влиятельные запорожские казаки иногда предпринимали попытки посягательств на земли Самарской паланки.

Покровительство коша помогало такие попытки решительно пресекать.

У стареющих казаков водилось доживать свой век при монастырях. Среди них были и начальствующие чины. Так, в конце ХVIII века по сведениям архиепископа Гавриила в Самарском монастыре жили полковник Филипп Федоров (бывший кошевой атаман), капитан Иван Швидский, много представителей казаческой старшины. В возрасте 101 года полковник Федоров здесь же скончался и похоронен на территории монастыря.

Настоящим украшением истории обители являются имена ряда подвижников. О них пишет епископ Феодосий. Первый из них – это иеромонах Паисий (Волох).

ПУСТЫННИК ДОРОШ

В 1730 году или около этого недалеко от монастыря поселился есаул Дорош. Будучи набожным и образованным человеком, он устроил на своём поместье пасеку. Вёл жизнь пустынника и монаха.

Вырученные средства от пчеловодства Дорош отдавал беднякам, помогал обители. За его деньги была построена каменная часовня для поминовения погибших иноков. По преданию они утонули в Самаре, застигнутые внезапной бурей при переправе. Дорош обладал даром ясновидения.

К нему тянулись люди отовсюду, просили совета, помощи, молитв.

Упоминается, что когда в 1749 году к нему заявились однажды грабители, Дорош взял кошелёк с деньгами и положил перед образом Николая Чудотворца, сказав при этом, что деньги предназначались для бедняков и Самарскому монастырю, и что они могут их взять.

Но только, возьмут они не у него, а у Святого. Как только разбойник (один из них) потянулся за деньгами, у него тотчас рука и отнялась, к общему изумлению.

Но Дорош указал несчастному грешнику, что ему может помочь исправить ситуацию, дал им всем на дорогу, в чём нуждались.

Преставился пустынник Дорош в  1756 году. Часовня, построенная им, была местом паломничества. В 1769 году при нашествии крымских татар она была разрушена. Но чудесным образом осталась целой икона святителя Николая Чудотворца.

Её нашли лежащей на пне срезанного дуба неподалёку. Позже она была перенесена в ризницу архиерея Сечи. В 1808 году икона Николая Чудотворца была возвращена в Самарскую обитель, где она и находилась до революции.

К сожалению, судьба иконы после 1917 года пока неизвестна.

О ДРУГИХ ПОДВИЖНИКАХ

Жил на подворье Самарского монастыря в 1750-1760 г.г. иеромонах Памва Гамалея с его келейником казаком Петром Чередниченко. Их высокие подвиги привлекли к ним народ.

По окончании русско-турецкой войны (1768-1774) в Самарской обители жили монах из турок Николай и монах из татар Георгий. Попали они в монастырь, как пленные. С ними обходились милостиво. Вероучительные беседы с иноземцами проводил иеромонах Герман. Спустя некоторое время пленные приняли крещение. По окончании войны они же приняли постриг в монахи. Монах Николай обладал даром ясновидения, монах Георгий стал искусным врачевателем.

Часто бывал в обители архимандрит Макарий (Глухарев), в то время он преподавал в Екатеринославской духовной семинарии (1817-1823). Макарий впоследствии основал Алтайскую духовную миссию (1847).

Тревожные времена

Самарский Пустынный мужской монастырь не один раз исполнял военную службу. По преданиям, обитель вначале имела облик крепости. Перед началом русско-турецких войн в 1735г. и в 1768г. стены монастыря были усилены, обновлены многие укрепления. В сам период военных действий монастырь четыре раза (1736,1737, в 1769 – 2 раза) становился опорным пунктом отражения нападения крымских татар на земли около Самары (крымчаки – союзники турецкой орды).

В периоды войн при монастыре действовал военный госпиталь, в котором лечили раненых и больных казаков. В период 1771-1774 г.г. в обители содержались пленные турки и татары. Они принимали участие отстраивании обители, возведении подземных сооружений. Из состава монашествующих четыре самарских иеромонаха были направлены в 1793г. на черноморский флот.

Кроме нападений внешнего врага в войнах Самарский Свято-Николаевский мужской монастырь перенёс также и другие невзгоды. Так в 1689 году князь Василий Голицын приказал истязать иноков обители за их поддержку протеста казаков против строительства крепости российской армии на берегу Самары.

В 1690 году нашествие саранчи погубило весь урожай. В период 1712-1717 г.г. – запустение из-за временного разрыва отношений Сечи с Российской империей. В 1750 г. в крае бушевала эпидемия чумы. С конца ХVIII века и по середину ХIХ обитель также была в упадке.

В советское время в 1930 году монастырь был упразднён богоборческой властью.

У монастыря было много благотворителей. Здесь побывал глава российского правительства князь Голицын (1687г.). Он пожертвовал обители большую сумму и вписал в помянник имена близких. Побывал в монастыре в 1766 году полтавский полковник Горленко Андрей, родственник епископа Белгородского Иоасафа (†1754). На средства священника Кирилла (Тарловского,†1784) в 1782-1787г.г. построили Свято-Николаевский храм.

Архимандрит Макарий (Глухарев) за период служения в Екатеринославе трижды в год жертвовал значительные средства на трапезу монастырской братии.

Пустынный Самарский мужской монастырь много внимания уделял миссионерству и просветительной деятельности. При монастыре в середине ХVIII века была школа, подобная школе главной сечевой церкви. В 1830 г. была основана певческая школа, мужской хор монастыря. В конце ХIХ столетия – школа с приютом. Иеромонах Герман был выдающимся педагогом и проповедником. Под влиянием его искусного слова даже иноверцы принимали крещение и шли в монахи.

После переселения крымских христиан в приазовье их архипастырь митрополит Готфо-Кафский свт. Игнатий (Газадини) проживал временно (1778-1780) в Самарском мужском монастыре. Отсюда он отправлялся в С-Петербург для решения участи своей паствы.

После упразднения Запорожской Сечи Самарский монастырь ещё некоторое время был приписан к Киево-Межигорскому. В 1786 году после утверждения Екатеринославской епархии Свято-Николаевский Пустынный Самарский мужской монастырь перешёл под управление правящего архиерея. И с 1791 по 1917 год имел статус архиерейского загородного дома. На территории монастыря похоронены четыре правящих архиерея Екатеринославской епархии разных лет правления.

Новейшая история монастыря

После ликвидации Самарского монастыря в 1930 году на его территории было, сменяя друг друга, несколько совершенно не присущих этому святому месту учреждений. Вначале разместили дом инвалидов гражданской войны. После Отечественной войны здесь стал находиться дом престарелых.

После него перепрофилировали прежний монастырь в интернет для детей с психическими отклонениями. И только в 1993 году здесь была вновь создана церковная община, а с 1994 года был учреждён женский монастырь.

Наконец в 1998 году был полностью восстановлен исторический статус этого места – учреждён, а вернее, возрождён Свято-Николаевский Пустынный Самарский мужской монастырь.

Настоятелем был назначен игумен Досифей. В 2004 году он возведён в сан архимандрита и с Божьей помощью управляет обителью и по сей день.

                                                         17.10.2014 

(посетили 4259)

Источник: https://samarsky-mon.church.ua/istoriya-monastyrya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
Что означает имя Лейла в исламе

Закрыть