Кто такой иерей в церкви

Священники, священство

Кто такой иерей в церкви

В чем смысл священства? Для чего нужны священники? Какие формы священства существуют в православной церкви?

Священство — люди, избранные для служения Евхаристии и пастырства — попечения, духовного окормления верующих. Господь избрал сначала 12 апостолов, а потом еще 70, дав им власть отпускать грехи, совершать важнейшие священнодействия (которые стали называться Таинствами).

Священник в Таинствах действует не своей силой, но благодатью Святого Духа, дарованной Господом после Его Воскресения (Ин. 20, 22-23) апостолам, переданной от них епископам, а от епископов — священникам в Таинстве рукоположения (от греч. Heirotonia — хиротония).

Сам принцип устроения новозаветной Церкви — иерархический: как Христос — глава Церкви, так и священник — глава христианской общины. Священник для паствы — это образ Христа. Христос — пастырь, Он заповедал апостолу Петру: «паси овец Моих» (Ин. 21, 17). Пасти овец — значит продолжать дело Христа на земле и приводить людей ко спасению.

Православная Церковь учит, что вне Церкви нет спасения, а к спасению можно прийти, любя и выполняя заповеди Божии и участвуя в Таинствах Церкви, в которых присутствует Сам Господь, подавая Свою помощь. А помощником и посредником Бога во всех Таинствах Церкви, по заповеди Божьей, является священник. И потому его служение священно.

Священник — символ Христа

Самое главное Таинство Церкви — Евхаристия. Священник, совершающий Евхаристию, символизирует Христа. Поэтому без священника нельзя служить литургию.

Поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве (Москва), магистр богословия: «Священник, стоя перед Престолом, повторяет слова Самого Господа на Тайной Вечери: “Примите, ядите, сие есть Тело Мое” А в молитве на Херувимской песни он произносит такие слова: “Ты есть Приносящий и Приносимый, и Тот, Который принимает эту Жертву, и Тот, Которого раздают всем верующим, — Христе Боже наш” Священник совершает своими руками священнодействие, повторяя все то, что совершал Сам Христос. И он не повторяет эти действия и не воспроизводит, т. е. не “подражает”, но, говоря образно, “пронзает время” и совершенно необъяснимо для привычной картины пространственно-временных связей — своими действиями совпадает с действиями Самого Господа, и своими словами — со словами Господа! Поэтому литургия называется Божественной. Она отслужена единожды Самим Господом во времени и пространстве Сионской Горницы, но вне времени и пространства, в пребывающей Божественной Вечности. В этом парадокс учения о Священстве и Евхаристии. На этом настаивают православные богословы, и так верует Церковь.

Священника никак не может заменить мирянин не только “по людскому своему невежеству”, как написано в древних славянских книгах, пусть мирянин будет академиком, — никто не давал ему власть совершать то, на что нельзя дерзнуть, не получив дар благодати Святого Духа через рукоположение, идущее от самих апостолов и мужей апостольских».

Православная Церковь придает исключительное значение священному сану. О высоком достоинстве священства писал преподобный Силуан Афонский: «Священники носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей, но Господь скрыл ее, чтобы служители Его не возгордились, но спасались в смирении Великое лицо — иерей, служитель у Престола Божия. Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем»

Священник — свидетель в Таинстве исповеди

Без священника невозможно Таинство исповеди. Священник наделен от Бога правом объявлять от имени Бога прощение грехов. Господь Иисус Христос сказал апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). Эта власть «вязать и решить» перешла, как верует Церковь, от апостолов к их преемникам — епископам и священникам.

Однако сама исповедь приносится не священнику, а Христу, а священник здесь — только «свидетель», как сказано в чинопоследовании Таинства. Зачем нужен свидетель, когда можно исповедоваться Самому Богу? Церковь, устанавливая исповедь перед священником, учитывала субъективный фактор: Бога многие не стыдятся, так как не видят Его, а перед человеком исповедоваться стыдно, но это спасительный стыд, помогающий преодолеть грех.

Кроме того, как поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, « священник является духовным наставником, помогающим найти верный путь для преодоления греха. Он призван не только стать свидетелем покаяния, но и помочь человеку духовным советом, поддержать его (многие приходят с большими скорбями). Подчинения никто от мирян не требует — это свободное общение, основанное на доверии священнику, взаимный творческий процесс. Наша задача — помочь выбрать правильное решение.

Я всегда призываю своих прихожан не стесняться рассказывать мне, что они не смогли выполнить какой-либо мой совет. Возможно, это я ошибся, не оценил силы этого человека».

Еще одно служение священника — проповедь. Проповедовать, нести Благую весть о спасении — это также заповедь Христа, прямое продолжение его дела, поэтому и это служение священно.

Священник не может существовать без народа

В ветхозаветной Церкви участие народа в богослужении сводилось к пассивному присутствию. В Христианской Церкви священство неразрывно связано с народом Божьим и одно не может существовать без другого: как община не может быть Церковью без священника, так и священник не может быть таковым без общины.

Священник не является единоличным совершителем Таинств: все Таинства совершаются им при участии народа, вместе с народом. Случается, что священник вынужден совершать службу один, без прихожан.

И, хотя чин литургии не предусматривает подобных ситуаций и предполагается, что в службе участвует собрание людей, все же и в таком случае священник не одинок, потому что ангелы, а также святые и усопшие вместе с ним приносят бескровную жертву.

Кто может стать священником?

В Древнем Израиле священниками могли становиться только лица, принадлежащие по рождению к колену Левия: для всех остальных священство оказывалось недоступным. Левиты были посвященными, избранными для служения Богу — они одни имели право приносить жертвы, возносить молитвы.

Священство времен Нового Завета имеет новый смысл: ветхозаветные жертвы, как говорит апостол Павел, не могли избавить человечество от рабства греху: «Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10, 4-11). Поэтому Христос принес в жертву Самого Себя, став одновременно и Священником, и Жертвой.

Не принадлежа по рождению к колену Левия, Он стал единым истинным «Первосвященником во век по чину Мелхиседека» (Пс. 109, 4). Мелхиседек, некогда встретивший Авраама, принесший хлеб и вино и благословивший его (Евр. 7, 3), был ветхозаветным прообразом Христа.

Отдав Свое Тело на смерть и пролив Кровь за людей, преподав в Таинстве Евхаристии это Тело и эту Кровь верным под видом хлеба и вина, создав Свою Церковь, которая стала Новым Израилем, Христос упразднил ветхозаветную Церковь с ее жертвами и левитским священством, снял завесу, отделявшую Святое Святых от людей, разрушил непреодолимую стену между сакральным левитством и профанным народом.

Священником Православной Церкви, поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, «может стать любой благочестивый добродетельный человек, исполняющий все заповеди и правила церковные, имеющий достаточную подготовку, женатый первым и единственным браком на девице православного вероисповедания, не инвалид с физическим препятствием действовать руками и ногами (иначе он не сможет совершать литургию, выносить Чашу со Святыми Дарами) и психически здравый».

Интервью митрополита Лонгина от 22 августа

Источник: https://www.pravmir.ru/svyashhenniki-svyashhenstvo/

Иерархия духовенства — Православный журнал

Кто такой иерей в церкви

Белое духовенство — это женатое духовенство. Черное — это монахи в священническом сане. Существует три иерархических ступени священства и в каждой из них своя иерархия: дьякон, священник, епископ. Дьяконом и священником может быть как женатый священник, так и монах. Епископ же может стать только монах.

Таинство Священства совершается, только когда кандидат возводится на очередную из трех ступеней. Что же касается иерархии званий внутри этих ступеней, то они в древности были связаны с особыми церковными послушаниями, а сейчас — с административной властью, особыми заслугами или просто сроком служения Церкви.

I. Епископы (архиереи) — высший священный чин

Епископ — надзирающий архиерей

Архиепископ — наиболее заслуженный епископ

Митрополит — епископ, руководитель митрополии

Викарий — помощник другого епископа или его наместник

Патриарх — главный епископ в Поместной Церкви

II. Иереи — второй священный чин

У слова «священник» существует несколько греческих синонимов:

Для белого священства:

1) Иерей (священник; от греч. hieros — священный) / Пресвитер (от греч. presbyteros, буквально — старейшина).

2) Протоиерей (первый священник) / Протопресвитер (первый старейшина).

Для черного священства:

1) Иеромонах  — монах в сане священника.

2) Архимандрит —  (от греч. аrсhоn — глава, старший и mаndrа — овчарня; буквально — старший над овчарней), то есть старший над монастырем. Словом «мандра» в Греции называли монастыри.

В древности только настоятель одного из крупнейших монастырей (в современной Константинопольской и Элладской Церкви эта практика сохраняется, однако архимандритом может быть и сотрудник Патриархии, и помощник епископа).

В современной практике Русской Церкви звание может быть дано настоятелю любого монастыря и даже просто игуменам за особые заслуги и по истечении определенного срока служения Церкви.

! Игумен —  (от греч. hеgumеnоs, буквально — идущий впереди, вождь, полководец), в настоящее время настоятель монастыря (им может быть и иеромонах, и архимандрит и епископ). До 2011 года в Русской Православной Церкви — заслуженный иеромонах. При оставлении должности настоятеля звание игумена сохраняется. Также это звание остается у получивших его ка награду до 2011 года и не являющихся настоятелями монастырей.

III. Дьякон — низший священный чин 

Для белого священства:

Для черного священства:

***

Особняком стоят слова поп и протопоп. На Руси эти слова не имели никакого отрицательного смысла. Видимо, происходят они от греческого «паппас», что означает «папочка», «батюшка».

В русский язык это слово (ввиду его распространенности у западных славян) пришло, вероятно, из древневерхненемецкого: pfaffo — священник.

Во всех древнерусских богослужебных и других книгах название «поп» постоянно встречается как синоним слов «священник», «иерей» и «пресвитер». Протопоп — то же, что протопресвитер или протоиерей.

Обращение к священнослужителям:

Что касается обращений к священникам, то они существуют официальные и неофициальные. Неофициально священников и диаконов обычно называют отцами: «отец Георгий», «отец Николай» и т. д. Или просто «батюшка». В официальных случаях диакона называют — «Ваше Благоговение», пресвитера — «Ваше Преподобие», протопресвитера — «Ваше Высокопреподобие».

Обращаясь к епископу, говорят «Владыка» (Владыка Георгий, Владыка Николай). В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют «Ваше Преосвященство», архиепископа и митрополита «Ваше Высокопреосвященство». К Патриарху всегда обращаются: «Ваше Святейшество».

Все эти обращения относятся не к личности человека, а к его служению.

Скачать и распечатать инфографику об иерархии в Русской Православной Церкви:

Источник: https://foma.ru/ierarxiya-duxovenstva.html

Иерархия в Православной Церкви

Кто такой иерей в церкви

Служители Церкви, которые в Таинстве Священства получают особый дар благодати Святого Духа для совершения таинств и богослужения, научения людей христианской вере и управления делами Церкви. Существует три степени священства: диакон, священник и епископ. Кроме того, все духовенство делится на «белое» — женатых или давших обет безбрачия священников и «черное» — священников, принявших монашеский постриг.

  • Епископа поставляет собор епископов (т. е. несколько епископов вместе) в Таинстве Священства путем особой епископской хиротонии.
  • Епископом в современной русской традиции может стать только монах.
  • Епископ имеет право совершать все таинства и церковные службы.
  • Как правило, епископ стоит во главе епархии, церковного округа и окормляет все приходские и монастырские общины, входящие в его епархию, но может исполнять и особые общецерковные и епархиальные послушания, не имея своей епархии.

Звания епископов

  1. Епископ
  2. Архиепископ — старейший, наиболее заслуженный епископ.
  3. Митрополит — епископ главного города, области или провинции или наиболее заслуженный епископ.
  4. Викарий (лат. наместник) епископ — помощник другого епископа или его наместник.
  5. Патриарх — главный епископ в Поместной Православной Церкви
  • Священника поставляет епископ в Таинстве Священства путем священнической хиротонии.
  • Священник может совершать все богослужения и таинства, кроме освящения мира (масло, используемое в Таинстве Миропомазания) и антиминсов (особый плат, освященный и подписанный епископом, на котором совершается литургия), и Таинства Священства — их может совершать только епископ.
  • Священник, как и диакон, как правило, служит в каком-то определенном храме, приписан к нему.
  • Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем.

Звания иереев

Из белого духовенства

  1. Иерей
  2. Протоиерей — первый из иереев, обычно заслуженный священник.
  3. Протопресвитер — особое звание, присваивается редко, как награда для наиболее достойных и заслуженных священников, обычно настоятелей кафедральных соборов.

Из черного духовенства

  1. Иеромонах
  2. Игумен (греч. ведущий) — в древности настоятель монастыря, в современной русской традиции -заслуженный иеромонах.
  3. Архимандрит (греч. начальник овчарни) — в древности настоятель отдельных знаменитых монастырей, в современной традиции — наиболее заслуженный иеромонах или настоятель монастыря.
  • В диакона посвящает епископ в Таинстве Священства путем дьяконской хиротонии, т. е. рукоположения.
  • Диакон помогает епископу или священнику в совершении богослужений и таинств.
  • Участие диакона в богослужениях не обязательно.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком городе находится храм Спаса на крови

Звания диаконов

Из белого духовенства

  1. Диакон
  2. Протодиакон — старший диакон

Из черного духовенства

  1. Иеродиакон
  2. Архидиакон — старший иеродиакон

Церковнослужители

Служители Церкви, которые поставляются на свою должность не в Таинстве Священства, а путем хиротесии, т. е. по благословению епископа. Они не имеют на себе особого дара благодати Таинства Священства и являются помощниками священнослужителей.

  1. Иподиакон — участвует в архиерейском богослужении в качестве помощника епископа.
  2. Псаломщик/чтец, певец — читает и поет во время богослужений.
  3. Пономарь/алтарник — наиболее общее название помощников при богослужении. Созывает верующих на богослужение звоном в колокола, помогает в
    алтаре при богослужениях. Иногда обязанность звонить в колокола поручается особым служителям -звонарям, но такая возможность есть далеко не во всяком приходе.

Материал создан: 25.11.2015

Источник: http://iamruss.ru/ierarhiya-v-pravoslavnoj-tserkvi/

Священник Георгий Кочетков | Преображенское братство

Отец Георгий Кочетков – священник Русской православной церкви Московского Патриархата, миссионер, приведший в церковь более пятнадцати тысяч человек, проповедник, основатель Преображенского содружества малых православных братств (ПСМБ), богослов, литургист, создатель целостной системы оглашения (катехизации), основатель и первый ректор (1988-2020) Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ). Отец Георгий является автором большого числа статей и книг по сакраментологии, миссиологии, катехетике и др. богословским дисциплинам. О. Георгий является сторонником переводов богослужебных текстов, он – автор семи томов переводов православного богослужения на современный церковный русский язык.

Отец Георгий Кочетков – действующий священник РПЦ. Более пятнадцати лет по воскресным дням и праздникам он служит в Новодевичьем монастыре в Москве. Помимо этого, о. Георгий служит праздничные синаксарные богослужения в часовне Культурно-просветительского центра «Преображение», а также часовне СФИ.

Детство. Светское образование

Юрий Серафимович Кочетков родился 5 октября 1950 года. Его крестили с именем Георгий, когда ему было десять лет. Веру, по словам о. Георгия, он обрел еще во время учебы в школе: пришел к христианству через искусство эпохи Возрождения. Он хорошо учился, а также охотно делился тем, что знает, поэтому еще учась в 7-м классе, он уже водил своих одноклассников на экскурсии по храмам Кремля. В школьные же годы Георгий впервые прочел Священное Писание.

В 1972 г. будущий священник Георгий Кочетков заканчивает общеэкономический факультет Института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова. Затем поступает в аспирантуру, но кандидатскую работу не защищает, т.к. поступает в Ленинградскую духовную академию (ЛДА). При этом полный семинарский курс сдает экстерном (28 экзаменов).

Рукоположение. Храмы. Духовное образование

С конца 70-ых годов известный священник отец Иоанн (Крестьянкин) лично готовил Георгия Кочеткова к принятию священнического сана. В 1983 г.

архиепископ Выборгский Кирилл (ныне патриарх Московский и всея Руси) рукополагает его в дьяконы, после чего его вскоре должны были рукоположить во пресвитеры. Но этого не случилось из-за запрета уполномоченного Совета по делам религий.

Отец Георгий сможет принять священнический сан только спустя шесть лет. Во пресвитеры его рукоположит митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в Успенском храме Новодевичьего монастыря 24 сентября 1989 года. 

В конце 80-ых годов отец Георгий служил настоятелем Троицкого храма в г. Электроугли (Московская область), затем – с 1990 по 1994 год – он был настоятелем Владимирского собора бывшего Сретенского монастыря в Москве, который был передан РПЦ по просьбе о. Георгия и его прихожан. Духовные чада отца Георгия помогали восстанавливать храм.

В августе 1990 года из числа тех, кто проходил катехизацию у о. Георгия Кочеткова рождается Преображенское братство. В сентябре того же года возникает инициативная группа братчиков во главе с о. Георгием – православное просветительско-благотворительное братство «Сретение». Именно эта группа ходатайствует о передаче Русской церкви храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Отец Георгий становится его настоятелем – вплоть до 1997 г.

Во время учебы в ЛДА, с 1980 по 1983 гг., о. Георгий – патриарший стипендиат и иподьякон ректора академии архиепископа Выборгского Кирилла (Гундяева). Но блестящего студента отчисляют с последнего курса из-за миссионерской и катехизической деятельности (этому также поспособствовал уполномоченный из Совета по делам религий).

После чего отец Георгий только в 1990 году смог завершить свое духовное образование, окончив Московскую духовную академию. В 1993 г. он успешно защищает магистерскую (кандидатскую) диссертацию в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. Тема работы – «Таинственное введение в православную катехетику».

Благословение на защиту получает от патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Миссионер. Катехизатор

Благодаря отцу Георгию – его глубокому интересу к каждому человеку, свидетельству о вере, совместным поездкам по духовным местам и совместным походам в храм – многие люди приходили к желанию креститься. В 1971 году еще у Юрия Кочеткова появился первый крестник – Александр Копировский. С конца 1970-х катехизация уже ведется регулярно в больших группах в помещениях, предоставленных священником Аркадием Шатовым (ныне – епископ Пантелеимон).

Со временем отец Георгий создает систему оглашения, которая опирается на святоотеческую традицию. Эта система оглашения на сегодняшней день является наиболее целостной и полной в Русской православной церкви. Ежегодно несколько сотен человек проходят и завершают длительное оглашение, после которого, как правило, становятся активными мирянами Русской православной церкви.

Ректор СФИ

Еще в 1980-ые годы, о. Георгий думал о создании духовной школы. Первые двенадцать учеников начали учиться в созданной им Высшей Христианской Школе в 1988 году. Сегодня СФИ является аккредитованным вузом, имеющим государственную и церковную лицензии. Подробнее об СФИ смотрите на сайте www.sfi.ru.

Перевод богослужений на русский язык

Со времен учебы в ЛДА отец Георгий ведет работу по русификации и переводу на русский язык литургических текстов. Переведенные им молитвы использовал владыка Кирилл, ректор ЛДА, в 1980-е годы, читая их над оглашаемыми.

Усилиями отца Георгия мы можем прочесть и услышать на русском языке основной корпус неизменяемых текстов православного богослужения: здесь.

Критика. Гонения

Отец Георгий за активную церковную деятельность не раз подвергался разной критике, а также клевете и гонениям. О. Георгия и Преображенское братство ложно обвиняли в сектантстве, ересях, избиении священника, непослушании иерархии, неообновленчестве и модернизме.

В некоторых епархиях членов Братства безосновательно отлучали от причастия, пытались запретить оглашение, требовали «покаяться» и отречься от своего духовного отца, организовывали травлю в СМИ и без объяснения причин отказывали в участии в церковных мероприятиях.

Многие обвинения со временем отпали сами собой. То, в чем раньше Братство и о. Георгия обвиняли (катехизация, общинная жизнь, регулярное причастие), сейчас становится общецерковной нормой или, по крайней мере, многими признается таковой. Тем не менее, есть люди, продолжающие тиражировать беспочвенные обвинения.

Преображенское братство

Одно из основных направлений служения отца Георгия связано с собиранием общин и братств. С момента основания Преображенского содружества малых православных братств (Преображение, 1990 г.) отец Георгий Кочетков является его духовным попечителем.

Преображенское братство на сегодняшний момент является одним из самых крупных неформальных духовных движений в РПЦ. Режиссер-документалист Александр Гутман в 2015 году снял фильм о братстве, приуроченный к 25-летию ПСМБ.

Подробную биографию священника Георгия Кочеткова можно прочитать на его личном сайте: www.ogkochetkov.ru

Источник: https://psmb.ru/tags/people/kochetkov-georgii-svjashchennik.html

Разница между иереем и протоиереем

Иерей и протоиерей – это титулы православных священников. Присваиваются они так называемому белому духовенству – тем священнослужителям, которые не дают обет безбрачия, создают семьи и имеют детей. Чем отличается иерей от протоиерея? Различия между ними есть, о них мы сейчас и поговорим.

статьи

Оба слова имеют греческое происхождение. «Иерей» издавна использовалось в Греции для обозначения жреца и в дословном переводе означает «священник». А «протоиерей» – «первосвященник».

Система церковных титулов стала складываться с первых веков христианства, причем и в западной, католической, церкви, и в восточной, православной, большинство терминов для обозначения разных рангов священства – греческие, так как религия зародилась на востоке Римской империи, и первыми адептами были преимущественно греки.

Отличие иерея от протоиерея состоит в том, что второй термин применяется для названия священников, стоящих на более высокой ступеньке церковной иерархии. Титул «протоиерей» присваивается священнослужителю, уже имеющему звание иерея, в качестве награды за заслуги перед церковью.

В разных православных церквях условия присвоения титула протоиерея немного отличаются. В Русской православной церкви иерей может стать протоиереем через пять лет (не ранее) после того, как он награжден наперсным крестом (носимым поверх одежды).

Или через десять лет после хиротонии (в данном случае – посвящение в сан иерея), но только после того, как он назначен на руководящую церковную должность.

Сравнение

В православии существует три степени священства. Первая (низшая) – диакон (дьякон), вторая – священник (иерей) и третья, высшая, – епископ (архиерей или святитель). Иерей и протоиерей, как нетрудно понять, относятся к средней (второй) ступеньке православной иерархии. В этом они схожи, а в чем же между ними разница, кроме того, что звание «протоиерей» дается в награду?

Протоиереи обычно являются настоятелями (то есть старшими священниками) храмов, приходов или монастырей. Они находятся в подчинении у епископов, организуя и возглавляя церковную жизнь своего прихода.

К иерею принято обращаться «Ваше Преподобие» (в торжественных случаях), а также просто «Батюшка» или по имени – например, «отец Сергий». Обращение же к протоиерею – «Ваше Высокопреподобие».

Раньше были в ходу обращения: к иерею –  «Ваше Благословение» и к протоиерею – «Ваше Высокоблагословение», но сейчас они практически вышли из употребления.

Таблица

В представленной вашему вниманию таблице указано, в чем разница между иереем и протоиереем.

Иерей Протоиерей
Что означает В переводе с греческого означает «священник». Раньше этим словом называли жрецов, а в современной церкви оно служит для обозначения священника определенного ранга В переводе с греческого означает «первосвященник». Титул является наградой иерею за многолетний труд и заслуги перед церковью
Уровень церковной ответственности Проводят церковные службы, могут совершать шесть из семи таинств (кроме таинства рукоположения – посвящения в священнослужители) Проводят церковные службы, могут совершать шесть из семи таинств (кроме таинства рукоположения – посвящения в священнослужители). Обычно являются настоятелями храма или прихода, находятся в прямом подчинении у епископа

Источник: https://thedifference.ru/raznica-mezhdu-iereem-i-protoiereem/

Кто такой протоиерей в православной церкви?

  • Протоиерей в церковной иерархии
  • Как стать священником
  • Мнение священников

Церковь Христова вот уже несколько тысяч лет сохраняет свой изначальный вид. То есть основные таинства и учения не изменились со времен самого Христа и его апостолов. Стоит отметить, что Церковь — живой организм, и состоит она из обычных людей.

Именно православные люди свято оберегают каноны и традиции Церкви. Таким образом, до наших дней сохранилась и церковная иерархия, которую установили сами апостолы. Речь пойдет о второй ступени священнослужителя, а именно о священнике, или протоиерее.

Протоиерей в церковной иерархии

В Православной церкви существует три ступени иерархии священнослужителей. Представитель каждой ступени имеет разные обязанности как во время службы, так и в Церковной жизни.

Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем

Диаконы относятся к первой и самой низшей ступени. Эти священнослужители помогают священнику или епископу совершать богослужения. Их голоса служат своеобразным украшением во время службы: основное предназначение диакона — красивое провозглашение молитв и пение. Тем не менее у диакона нет благодати для совершения семи церковных таинств. Следовательно, совершать Литургию в одиночку он не имеет права.

Читайте о Православной Церкви:

На второй ступени священнослужителей находятся священники. Это люди, которые могут совершать шесть таинств. В Православной церкви их называют иереями или протоиереями. С греческого языка слово «иерей» переводится как священник.

Внимание! Протоиереями стают те священники, которые на протяжении многих лет безукоризненно служат Христу и Его Церкви. Эта своеобразная награда за труды, которая дает небольшие преимущества над простыми иереями.

Как уже было сказано ранее, в Русской православной церкви задача священника — совершать богослужения, миропомазание, крещение, соборование, венчание, исповедь и причастие. Священника от диакона отличает облачение. Священники надевают фелонь или ризу, и епитрахиль (длинная лента, которая огибает шею).

Вне службы священник может носить рясу или подрясник (длинная, темная одежда с узкими или широкими рукавами) с наперсным крестом поверх. Вне храма священник может носить обычную одежду.

Читайте о Таинствах, совершаемых священником:

  • Миропомазание
  • Причастие
  • Исповедь

Последней и высшей ступенью является епископство. Епископы могут посвящать остальных в диаконы и священники. В Православной церкви епископами могут стать только монахи.

Важно! После рукоположения (хиротонии) во диакона, священнослужитель не имеет права жениться. В противном случае такой человек будет запрещен в служении и его лишат сана.

Как стать священником

Многие по зову своего сердца стремятся к Господу. Кто-то видит себя обычным прихожанином, а кто-то священником или даже монахом.

Рукоположение в сан протоиерея

Для того чтобы стать священником, нужно пройти огромный путь. Можно забыть о карьерной лестнице, которую принято наблюдать в мирской жизни.

  • Прежде всего кандидат во священники должен побороть искушения и самого себя, то есть он должен вырасти духовно. Главное требование к такому человеку — быть крещенным в канонической Православной Церкви. Такой верующий должен посещать службы и прислуживать при храме, чтобы настоятель этого храма мог написать характеристику и выдать направление.
  • Уже с направлением этот верующий поступает в высшее духовное учебное заведение, попросту семинарию. Чтобы поступить в семинарию, нужно иметь полное среднее или высшее образование.
  • В зависимости от желания и рекомендации духовного отца, человека могут рукоположить как на первых курсах обучения или же после окончания семинарии. Сперва происходит рукоположение во диакона.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как по церковному будет имя Ирина

Важно! Это первая ступень священства и пропустить ее никак нельзя. И только через сорок дней происходит хиротония во священника.

Мнение священников

Большинство священников не рекомендует молодым людям, окончившим школу, сразу поступать в семинарию. По их словам, это очень ответственный шаг, после которого может быть сломана не одна жизнь. Ведь нет ничего страшнее, чем отступление от Христа и отречение от сана.

Отцы рекомендуют юношам окончить высшее учебное заведение или пойти в армию. Так молодой кандидат во священники станет более дисциплинированным и воспитанным.

К тому же, к этому времени его мировоззрение может измениться, и он передумает становиться священником. А общаться со Христом можно и в роли простого прихожанина.

Профессия «Священнослужитель»

Май 31, 2019 22:17 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kto-takoj-protoierej-v-pravoslavnoj-tserkvi.html

Духовенство Вологодского края : Белое духовенство

Пятидесятилетие пастырского служения протоиерея Вологодской градской Власиевской церкви о. Александра Адриановича Авдуевского // Вологодские епархиальные ведомости. – 1898. – № 24. – С. 618-619.

читать

Протоиерей Александр Адрианович Авдуевский : (некролог) // Вологодские епархиальные ведомости. – 1900. – № 20. – С. 498-500.

читать

Ефимовский Д. Шелотский священник Алексий Авдуевский / иерей Димитрий Ефимовский // Благовестник. – 2013. – № 4. – С. 46-47 : ил.

О судьбе священника троицкого храма верховажского села шелоты иерея а. ф. авдуевского

читать

Протоиерей Александр Флегонтович Авессаломов : [некролог] // Вологодские епархиальные ведомости. – 1915. – № 4. – С. 109-113. – В конце подпись: В. Ш.

Авессаломов А. Ф. – протоиерей Великоустюгского женского Иоанно-Предтеченского женского монастыря

читать

Ректор протоиерей Александр Иванович Агрономов // Вологодские епархиальные ведомости. – 1905. – № 21. – С. 308-309.

читать

Линьков А. Описание Тиксненской Преображенской церкви Тотемского уезда. Гл. VII. Штаты притча. Список священно-церковнослужителей / А. Линьков // Вологодские епархиальные ведомости. – 1899. – № 21. – С. 532-534.

О священниках тиксненской спасо-преображенской церкви, в т.ч. о фоме петровиче ажисантове

читать

Изъявление признательности от духовенства одному благочинному Вологодской епархии // Вологодские епархиальные ведомости. – 1869. – № 8. – С. 309-310.

Аксенов Николай Васильевич – протоиерей Спасской Красноборской церкви

читать

Протоиерей Николай Васильевич Аксенов : (некролог) // Вологодские губернские ведомости. – 1886. – № 42. – С. 10.

читать

Протоиерей Николай Васильевич Аксенов : (некролог) // Вологодские епархиальные ведомости. – 1887. – № 6. – С. 100-102.

Аксенов Н.В. – протоиерей Красноборской Спасской церкви

читать

Фокина Е. А. Тотемский священник Николай Павлович Алексеев / Е. А. Фокина // Ферапонтовские чтения, 2012-2013. – Ферапонтово, 2014. – Вып. 5. – С. 151-153.

Н. П. Алексеев – уроженец города Кадникова Вологодской губернии, священник Троицкой и Успенской церквей города Тотьмы

читать

Протоиерей Николай Евгениевич Алексин : (некролог) // Вологодские епархиальные ведомости. – 1893. – № 10. – С. 120-121.

Алексин Н. Е. – протоиерей Богородице-Рождественской церкви в г. Вологде

читать

Прокошев П. П. Памяти иерея Николая Васильевича Алешинцева (ум. 27 ноября 1912 года) / П. П. Прокошев // Вологодские епархиальные ведомости. – 1913. – № 6. – С. 157-161.

Алешинцев Н. В. – священник Ромашевской церкви Тотемского уезда

читать

Преображенский Д. Поднесение прихожанами Вологодской градской Леонтьевской церкви наперсного золотого креста с украшениями бывшему своему духовному отцу, протоиерею Павлу Матфеевичу Аметистову / Д. Преображенский // Вологодские епархиальные ведомости. – 1889. – № 15. – С. 238-240.

читать

Линьков А. И. Описание Тиксненской Преображенской церкви Тотемского уезда / А. И. Линьков // Вологодские епархиальные ведомости. – 1899. – № 21. – С. 532-534.

В том числе об анурьеве а. ф. – священнике тиксненской церкви тотемского уезда

читать

Линьков А. Описание Тиксненской Преображенской церкви Тотемского уезда, Вологодской губернии / А. Линьков. – Вологда : Тип. губ. правл., 1900. – 80 с.

Даны сведения о священно-церковнослужителей, в том числе об Анурьеве А. Ф. – священник Тиксненской церкви

читать

Тридцатипятилетие служения священника Иоанна Анурьева // Вологодские епархиальные ведомости. – 1900. – № 19. – С. 481-484.

читать

Непеин С. Священник о. Иоанн Николаевич Анурьев ум. 20 окт. 1907 г. : [некролог] / С. Непеин // Вологодские епархиальные ведомости. – 1907. – № 23. – С. 567-576.

читать

Павел Александрович Аполлосов // Вологодские епархиальные ведомости. – 1889. – № 18. – С. 309-310.

Аполлосов П. А. – священник Вологодского кафедрального Софийского собора и Троицкого собора в г. Вельске

читать

Пятидесятилетний юбилей диакона // Вологодские епархиальные ведомости. – 1888. – № 2. – С. 32-35.

Баданин Николай Петрович – дьякон Сретенского собора в г. Никольске

читать

Некролог // Вологодские епархиальные ведомости. – 1877. – № 15. – С. 277-279.

Баклановский Александр Васильевич – протоиерей Спасообыденной Всеградской церкви в г. Вологде

читать

Попов А. Речь в день 25-тилетия законоучительской службы свящ. П. А. Баклановского в Лальском женском приходском училище, сказанная пред молебеном 20 апреля 1914 года / А. Попов // Вологодские епархиальные ведомости. – 1914. – № 11. – С. 262-263.

Баклановский Павел Александрович – священник, законоучитель приходского училища в г. Лальске

читать

К юбилею благочинного 1-го округа Белозерского уезда протоиерея о. Иоанна Барсова // Новгородские епархиальные ведомости. – 1895. – № 2. – С. 83-84.

Барсов И. – протоиерей, настоятель градской Успенской церкви в г. Белозерске

читать

Попов В. Тридцатипятилетие священнослужения настоятеля Николаевской Толшемской церкви Тотемского уезда [Белкова Викентия Александровича] / В. Попов // Вологодские епархиальные ведомости. – 1902. – № 12. – С. 341-345.

читать

Преподаватель русского языка с церковно-славянским [Вологодского духовного училища], студент семинарии, священник Иоанн Иоаннович Белков // Вологодские епархиальные ведомости. – 1899. – № 18. – С. 386.

Белков И. И. – священник кафедрального Софийского собора в г. Вологде

читать

Священник И. Н. Беляев : (некролог) // Новгородские епархиальные ведомости. – 1897. – № 23. – С. 1477-1478.

Беляев Иоанн Никифорович – священник Покровской Куностьской церкви Белозерского уезда

читать

Любомиров К. Памяти о. Николая Беляева / К. Любомиров // Вологодские епархиальные ведомости. – 1914. – № 12. – С. 298-299.

Беляев Николай Феодосиевич – священник Троицкой Кубенской церкви Вологодского уезда

читать

Воспоминания о жизни одного сельского священника // Вологодские епархиальные ведомости. – 1897. – № 13. – С. 249-250. – В конце подпись: В. Ч.

Белянкин Стефан – священник Николаевской Ламанской церкви Вологодского уезда

читать

Благодарственный адрес от Вологодского губернского земства о. Афанасию Беляновскому // Вологодские епархиальные ведомости. – 1893. – № 11. – С. 134-135.

читать

Смирнов В. Речь в день празднования 25-летия служения при земской больнице о. Афанасия В. Беляновского / В. Смирнов // Вологодские епархиальные ведомости. – 1893. – № 11. – С. 132-134.

читать

Чествование настоятеля Вологодской градской Петропавловской церкви священника А. В. Беляновского по поводу исполнившегося 25-тилетия служения его при Вологодской губернской земской больнице // Вологодские епархиальные ведомости. – 1893. – № 11. – С. 128-131.

Беляновский Афанасий Викентьевич – протоиерей градской Петропавловской церкви в г. Вологде

читать

Чествование настоятеля градской Петропавловской церкви отца А. В. Беляновского по поводу исполнившегося 35-летия служения его при Вологодской губернской земской больнице // Вологодские епархиальные ведомости. – 1903. – № 17. – С. 482-487.

читать

Протоиерей А. В. Беляновский : (некролог) // Медико-хозяйственные отчеты по лечебным учреждениям Вологодского губернского земства за время с 1-го января 1911 года по 1-е января 1912 года. – Вологда, 1912. – С. 1.

читать

Калягин И. Начальник отряда отец Алексий : [о священнике А. Биденко] / И. Калягин // Преступление и наказание. – 2001. – № 6. – С. 50-52.

читать

Биденко А. И. Беседы о вечном : [беседа с отцом Алексием (Алексей Иванович Биденко)] / [записал С. Коробов] // Междуречье. – с. Шуйское, 2006. – 27 января. – С. 2-3.

читать

Богословский Н. Ильинская Кубенская церковь Вологодского уезда Вологодской губернии / свящ. Н. Богословский // Вологодские епархиальные ведомости. – 1898. – № 7-8. – С. 161-175.

В том числе: боголепов а. а. – священник ильинской кубенской церкви вологодского уезда с 1868 по 1875 гг

читать

Тридцатипятилетие службы священника Борисо-Глебской Ельниковской церкви Грязовецкого уезда священника А. Г. Богословского // Вологодские епархиальные ведомости. – 1903. – № 22. – С. 657-662.

Богословский Александр Григорьевич – священник Борисо-Глебской Ельниковской церкви

читать

Богословский Н. Ильинская Кубенская церковь Вологодского уезда Вологодской губернии / свящ. Н. Богословский // Вологодские епархиальные ведомости. – 1898. – № 7-8. – С. 161-175.

В том числе: богословский н. а. – священник ильинской кубенской церкви вологодского уезда

читать

Три празднества в духовенстве Вологодской епархии по случаю чествования двух благочинных и одного диакона // Вологодские епархиальные ведомости. – 1894. – № 13. – С. 200-202.

Богословский Николай Васильевич – священник Успенской Ухтомской церкви Кадниковского уезда

читать

Памяти протоиерея Кадниковского Николаевского собора Николая Васильевича Богословского // Вологодские епархиальные ведомости. – 1909. – № 23. – С. 574-577. – В конце подпись: С. В. К.

читать

Попов А. Священник Варфоломей Яковлевич Булатов : (некролог) / А. Попов // Вологодские епархиальные ведомости. – 1895. – № 12. – С. 193-197.

Булатов В. Я. – священник Христорождественской Учецкой церкви Великоустюгского уезда

читать

50-летний юбилей диакона А. Бурцева // Вологодские епархиальные ведомости. – 1898. – № 5. – С. 108-109.

Бурцев Арсений Петрович – дьякон Спасо-Преображенской Кокшенгской церкви Тотемского уезда

читать

Линьков Александр Иванович. Описание Тиксненской Преображенской церкви Тотемского уезда // Вологодские епархиальные ведомости. – 1899. – № 21. – С. 532-534.

В том числе о быстрове иоанне иоаннове – священнике тиксненской церкви тотемского уезда

читать

Васильев К. Мои воспоминания / прот. Константин Васильев // Благовестник. – 2007. – № 4-6. – С. 28-36.

читать

Палюлин Е. Протоиерей Васильев

Источник: https://www.booksite.ru/civk/7-3.html

Службы онлайн и заболевшие священники. Как РПЦ адаптируется к коронавирусу

Анастасия Голубева Би-би-си

Правообладатель иллюстрации OLEG VAROV/patriarchia.ru

В Москве у троих священников Русской православной церкви диагностировали коронавирус. Церкви в России, в отличие от мечетей и синагог, не были закрыты. Иерархи РПЦ совершают объезды и облеты российских городов с иконами, а отдельные священники переносят службы в интернет.

Русская служба Би-би-си разбиралась, как православные адаптируются к коронавирусному карантину.

Что будет с Пасхой?

То, как Русская церковь будет праздновать Пасху 19 апреля, будет зависеть от конкретной эпидемиологической ситуации в каждом регионе России, сказал Би-би-си замглавы церковного отдела по взаимодействию со СМИ Вахтанг Кипшидзе.

«Мы считаем, что постановка вопроса о каких-то особенностях празднования пока преждевременная. Нужно будет рассматривать какие-то особенности празднования, когда положение будет более определенное. Россия — большое государство, есть регионы, где нет ни одного случая заражения инфекцией, поэтому сложно говорить о каком-то единообразии в отношении к этой угрозе», — заявил он.

Церковь и прихожане обязательно будут отмечать Пасху, даже если в этот день не получится прийти в храм, говорил ранее глава отдела внешних церковных связей митрополит Иларион.

При этом Антиохийская и Элладская греческая церкви решили перенести празднование Пасхи на конец мая. Антиохийская церковь (окормляет территорию Сирии, Ливана и других стран ближнего востока) проведет богослужения 19 апреля, но за закрытыми дверями.

В закрытом режиме может пройти и церемония схождения благодатного огня в Иерусалиме, несмотря на закрытие храма Гроба Господня, сообщает РИА Новости со ссылкой на источник, близкий к руководству Иерусалимского патриархата. В РПЦ не стали комментировать эту информацию.

Тем не менее в РПЦ подчеркивают, что отменять празднование Пасхи из-за эпидемии точно не собираются. «Когда меня коллеги-журналисты спрашивают: «Что будет с Пасхой?», я всегда отвечаю: «Пасха будет!» Пасху праздновали во время чумы, войны и прочих бедствий, отпразднуем ее и сейчас», — говорил глава отдела по взаимодействию со СМИ Владимир Легойда.

Заболевшие священники

В Москве коронавирус был обнаружен у трех священников РПЦ. Два священника с подтвержденными диагнозами служили в храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьино. Третий заболевший священник служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.

Еще четыре священника из этого храма ожидают своих тестов на коронавирус, а сам храм был закрыт на карантин.

«Все церковные служащие, которые имели с ними контакты, будут проверены [на коронавирус] и в случае необходимости изолированы», — говорит Вахтанг Кипшидзе.

На карантин закрылась и Киево-Печерская лавра на Украине (входит в юрисдикцию Украинской православной церкви Московского патриархата), где коронавирус нашли у четырех монахов. Богослужения в Лавре будут проходить, но в закрытом режиме.

Ранее настоятель лавры митрополит Павел призывал игнорировать карантин, приходить в храм и причащаться. «Не смотрите, старшее поколение или младшее, все спешите в храм, обнимите друг друга», — призывал митрополит Павел.

Правообладатель иллюстрации Tass Image caption Настоятель Киево-Печерской Лавры митрополит Павел

Нужно ли ходить в храм?

Русская церковь «серьезно относится к угрозе распространения коронавируса», священнослужителям были даны указания, как соблюдать правила безопасности в рамках богослужений, рассказывает Вахтанг Кипшидзе.

Еще в марте Синод РПЦ и патриарх Кирилл распорядились увеличить меры предосторожности во время служб в храме — например, дезинфицировать иконы, к которым прикладываются верующие, и лжицу для причастия. Также в храме необходимо соблюдать дистанцию между людьми. Тем, у кого есть признаки простуды, рекомендуют храм не посещать.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Куда ставить свечи за здравие в церкви

«Как к прихожанам, так и к клиру относится призыв патриарха не подвергать окружающих опасности», — говорит Кипшидзе.

Официальная позиция Русской церкви заключается в том, что церкви на время эпидемии закрыты не будут, в них можно будет зайти, однако патриарх Кирилл призвал верующих воздержаться от похода в храмы и молиться дома.

«51 год я проповедую с кафедр, призываю людей приходить в храмы, я этому призыву посвятил всю свою жизнь, и надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня сказать: воздержитесь от посещения храмов», — заявил патриарх 29 марта.

С такими мерами согласны не все священнослужители — некоторые из них продолжают настаивать на том, что верующим необходимо посещать храмы.

«На практике оказалось, что заметная часть духовенства и особенно монастыри открыто встали в оппозицию патриарху и отказываются от выполнения вполне разумных инструкций патриархии. Некоторые священники продолжают убеждать прихожан: «Ничего страшного не происходит, приходите в храмы, во время эпидемии самое главное — молитва и участие в таинствах», — отмечает главный редактор альманаха современной христианской культуры «Дары» Сергей Чапнин.

«Это крайне безответственная позиция. Такие призывы более всего характерны для консерваторов и фундаменталистов, которые буквально шантажируют простых прихожан. Мол, если не придете в храм — то у вас вера слабая», — продолжает он.

Инструкции, которые были даны патриархией, по его словам, где-то соблюдаются полностью, где-то частично, а где-то совсем не соблюдаются.

«Это опасная ситуация, она говорит о том, что у церковной власти нет необходимого авторитета и ее сегодня не слушаются. Еще меньше авторитета у государственной власти, и священники не видят причин, чтобы строго следовать тем предписаниям, которые дают государственные службы. Такое отрицание связано с тем, что они плохо понимают реальную ситуацию и не могут оценить возникающие риски», — считает Чапнин.

Службы онлайн и крестные облеты

Однако на фоне развивающейся эпидемии храмы во многих городах России стали устраивать дистанционные богослужения — в онлайн-трансляции.

Например, храмы Петербурга отчитались о том, что их трансляции служб набрали около 400 тысяч просмотров. В Ижевском храме сделали возможным через интернет подавать записки о поминовении. Такую же процедуру ввели в Орловской епархии, но там решили ввести еще и заочные отпевания умерших.

В отдельных ситуациях исповедоваться также можно по телефону или «скайпу», предположил митрополит Иларион. Однако ему возразил глава отдела церковных связей со СМИ Владимир Легойда: «Есть вещи, которые дистанционно невозможны в церкви — это таинства. Здесь ничего не меняется, и я не вижу здесь возможности идти в ногу со временем».

В Нижегородской митрополии ввели специальное молитвенное правило на время карантина: всех верующих просят четыре раза в день в обозначенное время читать определенный набор молитв.

Также за последнюю неделю несколько десятков митрополитов и епископов совершили крестные объезды или облеты в разных городах России. Архиереи проезжали или пролетали над городами с особо почитаемыми иконами. Крестные ходы во время эпидемий — своеобразная традиция русского православия, начавшаяся еще в средние века.

Правообладатель иллюстрации Nail Fattakhov/TASS Image caption Крестный ход против коронавируса в Челябинске

3 апреля крестный объезд также совершил и патриарх Кирилл в Москве. В сопровождении охраны он объехал Москву с иконой Божией Матери «Умиление», перед которой молился Серафим Саровский. Объезд патриарха транслировался в прямом эфире.

«Ко всему новому церковь адаптируется очень медленно и тяжело. Тем не менее ситуация в церкви меняется, я вижу, что многие священники серьезно относится к тем вызовам, которые связаны с пандемией. Уже запущен процесс изменения ряда важных церковных практик», — резюмирует публицист Чапнин.

Например, если раньше многие священники скептически относились к онлайн-богослужениям, то сейчас это «вынужденная мера и других вариантов нет». То же самое происходит и с практикой причащения, говорит Чапнин.

«Еще пару недель назад казалось, что это что-то незыблемое, а теперь уже и лжицу дезинфицируют, и обсуждают, что можно раздавать причастие руками (что прежде воспринималось как католическая практика), некоторые идут еще дальше и говорят, что в условиях карантина можно раздавать причастие мирянам домой для самостоятельного причащения», — объясняет он.

«Это сложные вопросы, на которые нет и не будет однозначных ответов. Но жесткое и узкое понимание традиции уходит в прошлое, обсуждение приведет к тому, что новые подходы прозвучат довольно громко и будут услышаны», — считает Чапнин.

Что делают другие конфессии?

Многие мечети в Москве и других городах России были закрыты еще в середине марта. После закрытия мечетей мусульмане стали молится в режиме онлайн — с помощью трансляций богослужений. Коллективные молитвы мусульман прекращены до 30 апреля.

24 апреля у мусульман начинается Рамадан. Коронавирус не помешает мусульманам поститься целый месяц — не придерживаться поста могут только те, у кого есть проблемы со здоровьем, заявили духовные лидеры Северного Кавказа.

В апреле празднуется и Песах — главный праздник иудеев. В Израиле во время этого праздника, который отмечается неделю (8-16 апреля), будет введен полный карантин. «Мы не допустим повторения случившегося во время празднования Пурима месяц назад, когда была вспышка заражения коронавирусом», — заявил премьер министр Израиля.

В России иудеи в связи с коронавирусом решили провести акцию «Песах дома», и раздали верующим в разных городах около 80 тонн мацы.

«Для того, чтобы у членов общины была возможность провести праздник дома, стартовала благотворительная акция «Песах дома», в рамках которой были подарены наборы, включающие мацу, виноградный сок, агаду — путеводитель по празднику, а также необходимые ингредиенты для кеары и другие кошерные на Песах продукты», — рассказала пресс-служба Федерации еврейских общин России.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-52035174

О служащих в храме

Правильно будет сказать, что те, люди которые трудятся в храмах и приносят пользу Церкви, несут служение, причем достаточно непростое, но весьма богоугодное.

Для многих людей Церковь остается сокрытой во мраке, и отсюда у некоторых людей часто возникает ее искаженное понимание, неверное отношение к происходящему. Одни ожидают от служащих в храмах святости, другие аскетизма.

Итак, кто служит в храме?

Пожалуй, начну со служителей, чтобы легче было воспринимать дальнейшую информацию.

Служащие в храмах называются священнослужителями и церковнослужителями, все священнослужители в конкретном храме называются клиром, а вместе церковнослужители и священнослужители называются причтом конкретного прихода.

Тщательный отбор кандидатов перед рукоположением (посвящением)

Как правило, кандидатов рукополагают в священнослужители после длительной проверки и подготовки (зачастую 5 — 10 лет). Предварительно этот человек проходил послушание в алтаре и имеет характеристику от священника, у которого в храме он послушался, далее он проходит ставленническую исповедь у духовника епархии, после чего митрополит или епископ принимает решение о том, достоин ли конкретный кандидат принятия сана.

Женатый или МонахНо венчаный на Церкви!

Перед рукоположением ставленник определяется, будет он женатым служителем или монахом. Если будет женатым, то он должен заранее жениться и после проверки отношений на крепость совершается рукоположение (второженцами священникам быть запрещено).

Итак, священнослужители получили благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой, а именно: совершать богослужения, учить людей христианской вере, доброй жизни, благочестию, управлять церковными делами.

Епископы, Архиепископы

Епископ — высший чин в Церкви, они получают высшую степень Благодати, они называются еще архиереями (наиболее заслуженные) или митрополитами (которые являются главой митрополии, т.е. главные в области).

Епископы могут совершать все семь из семи таинств Церкви и все Церковные службы и чинопоследования.

Это значит, что только епископам принадлежит право не только совершать обычные богослужения, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро, антиминсы, храмы и престолы. Епископы управляют священниками. А подчиняются епископы Патриарху.

Иереи, Протоиереи

Иерей — это священнослужитель, второй священный чин после епископа, который имеет право совершать самостоятельно шесть таинств Церкви из семи возможных, т.е. иерей может совершать с благословения епископа таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу.

Более достойным и заслуженным иереям присваивается звание протоиерея, т.е. старшего иерея, а главному между протоиереями дают звание протопресвитер. Если священник является монахом, то его называет иеромонах, т.е. священномонах, за выслугу лет могут их наградить званием игумена, а далее еще более высокое звание архимандрита.

Особо достойные архимандриты могут стать епископами.

Диаконы, Протодиаконы

Диакон — это священнослужитель третьего, низшего священнического чина, который помогает священнику или епископу при богослужении или совершении таинств. Он служит при совершении таинств, но самостоятельно таинства совершать не может., соответственно участие диакона в богослужении не обязательно.

Помимо помощи священнику, задача диакона — призывать молящихся к молитве. Его отличительная особенность в облачении: Одевается он в стихарь, на руках поручи, на плече длинная лента (орарь), если у диакона лента широкая и сшитая перехлестно, значит диакон имеет награду или является протодиаконом (старшим диаконом).

Если диакон монах, то его называют иеродиаконом (а старший иеродиакон будет называться архидиакон).

Ипподиаконы

Ипподиаконы — это те, кто помогает в архиерейском служении, они облачают архиерея, держат светильники, перемещают орлецы, подносят в определенное время Чиновник, готовят все необходимое для богослужения.

Псаломщики (чтецы), певцы

Псаломщики и певцы (хор) — читают и поют на клиросе в храме.

Уставщики

Уставщик — это псаломщик, который очень хорошо знает богослужебный Устав и вовремя подает поющим певцам нужную книгу (при богослужении используется достаточно много богослужебных книг и все они имеют свое название и смысл) и при необходимости самостоятельно читает или возглашает (выполняет функцию канонарха).

Пономари или алтарники

Пономари (алтарники) — помогают при богослужении священникам (иереям, протоиереям, иеромонахам, и т.д.).

Послушники и трудники

Послушники, трудники — в основном бывают только в монастырях, где выполняют различные послушания

Иноки

Инок — насельник монастыря, не дававший обетов, но имеющий право монашеских одеяний.

Монахи

Монах — насельник монастыря, давший монашеские обеты перед Богом.

Схимонах — монах, который дал еще более серьезные обеты перед Богом по сравнению с обычным монахом.

Настоятель

Настоятеля — это главный священник, редко диакон на конкретном приходе

Казначей

Казначея — это своего рода главный бухгалтер, как правило, это обычная женщина с мира, которая поставлена настоятелем для выполнения конкретной работы.

Староста

Старосту – это тот же завхоз, помощник по хозяйству, как правило, это благочестивый мирянин, который имеет желание помогать и заведовать хозяйством при храме.

Эконом

Эконома – один из служащих по хозяйству там, где это требуется.

Регистратор

Регистратор – эти функции выполняет обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, она оформляет требы и заказные молитвы.

Уборщица

Служащую храма (по уборке, поддержанию порядка в подсвечниках) – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля.

Служащая в Церковной лавке

Служащую в церковной лавке – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, выполняет функции по консультации и продаже литературы, свечей и всего, что продается в церковных лавках.

Дворник, охраник

Обычный мужчина с мира, который служит в Храме по благословению настоятеля.

Дорогие друзья, обращаю Ваше внимание, что автор проекта просит  помощи каждого из Вас. Служу в бедном поселковом Храме, очень нужна различная помощь, в том числе средства на содержание Храма! Сайт приходского Храма: hramtrifona.ru

Источник: https://ierei063.ru/o-tserkvi-i-lyudyakh-prostym-yazykom/pravoslavnaya-vera/o-sluzhashchikh-v-khrame/

Духовенство

Благочинный Починковского округа,

Настоятель  храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Починка,

Настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла д. Прудки

Электронная почта: nikolay.bondar@bk.ru

Протоиерей Михаил Гольцман

Благочинный Рославльского округа,

Руководитель отделов по образованию и катехизации, и по социальному служению,

Настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Рославля.

Электронная почта: m9107103168@yandex.ru

Протоиерей Иаков Кушнир

Настоятель храма в честь Вознесения Господня г. Рославля

Настоятель храма  Остробрамской иконы Божией Матери с. Остер

Председатель Церковного Суда Рославльской епархии

Электронная почта: lenka1307@mail.ru

Протоиерей Виктор Лупехин

Настоятель Вознесенского храма д. Мигновичи

Протоиерей Андрей Никитенков

Настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы пос. Монастырщина

Настоятель храма св.  апп. Петра и Павла д. Любавичи

Электронная почта: uspenmon@rambler.ru

Протоиерей Николай Привалов

Настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери с. Новоспасское

Электронная почта: otec-nikolay@mail.ru

Протоиерей Роман Свистун

Благочинный Хиславичского округа,

Настоятель храма в честь святых князей Бориса и Глеба п. Хиславичи

Настоятель храма иконы Божий Матери «Скоропослушница» д. Городище

Электронная почта: hislavichi@mail.ru

Протоиерей Виталий Сладков

Руководитель отдела епархии по взаимоотношению с казачеством.

Настоятель Богородице-Скорбященского собора г. Десногорска

Электронная почта: desnahram@mail.ru

Иерей Николай Бондар

Секретарь Рославльской епархии,

Настоятель храма Казанской иконы Божией Матери г. Рославля

Электронная почта: rosl-secretar@mail.ru

Иерей Сергий Булдаков

Настоятель храма св. Николая, с. Уварово

Электронная почта: sbuldakovsergey@mail.ru

Иерей Алексей Бочкарёв

Настоятель храма в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия, Учителей Словенских г. Десногорска

Иерей Валерий Власов

Священник Богородице-Скорбященского собора г. Десногорска

Иерей Сергий Володченков

Настоятель храма святого благоверного князя Димитрия Донского

Электронная почта: donsk31@rambler.ru

Иерей Максим Глинкин

Настоятель храма св. Николая, пос. Глинка

Источник: http://roslavlep.ru/duxovenstvo-2/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
Что в переводе значит имя Михаил

Закрыть