Кто построил Софийский собор в Полоцке

Софийский собор в полоцке: адрес, история, расписание

Кто построил Софийский собор в Полоцке

08.10.2018

На фото: Распятие из Софийского собора. На нем ноги Христа пробиты каждая отдельным гвоздем. Такие изображения в католическом искусстве встречаются гораздо реже, но они, как видим, есть.

Теперешний статус Софийского собора таков, что никаких святынь в нем, конечно, нет. Не приходится говорить и о древних реликвиях: все это пропало в минувшие века. Тем не менее в качестве экспонатов в соборе-музее представлены весьма интересные объекты — и, в частности, Распятия, относящиеся к униатскому периоду и дающие возможность рассмотреть связь грекокатолического церковного искусства с собственно католическим

Декларативно Брестская уния представляла собой переход православной западнорусской Киевской митрополии в подчинение Папе Римскому с сохранением восточного (византийского) обряда.

На деле чаемое идеологами унии единство конфессий (сочинение одного из главных насадителей унии иезуита Петра Скарги так и называлось — «О единстве Церкви Божией под единым пастырем») на территории Речи Посполитой достигнуто не было. «Настоящие» католики относились к униатам только лишь терпимо, считая их «недоверками»; не удалось ликвидировать и православие.

А вот весь обиход церковной жизни греко-католиков постепенно «облатинивался». Их храмы с течением времени все более уподоблялись костелам по архитектуре и внутреннему устройству, церковное искусство ориентировалось на западные образцы.

Примером дрейфа в сторону католической изобразительной традиции могут служить предметы, представленные в качестве экспонатов в интерьерах Софийского собора, — скульптуры святых и, прежде всего, Распятия – Униатские кресты.

Отличия между Православным и Католическим Распятием

В первые века христианства крест обыкновенно изображался без распятого на нем Спасителя. Первые Распятия появляются в V—VI веках, а после XII века уже возможно проследить различия между Распятиями восточного и западного «стилей». К началу Контрреформации в Западной Европе (XVI век) они являлись — идеологически — полными противоположностями друг друга.

Для православного искусства характерно «безэмоциональное», символически-бесстрастное изображение распятого Спасителя. Он на кресте — и Распятый, и уже Воскресший. Крестом побеждена смерть, и Христос распростер руки, призывая «все концы земли» (Ис. 45, 22). Именно поэтому ладони Христа на православных Распятиях всегда изображаются раскрытыми.

Католическое искусство изначально стремилось к созданию чувственных образов (здесь имело бы смысл упомянуть об апофатизме и катафатизме, однако за недостатком места отсылаем интересующихся к соответствующим словарным статьям), и к XVI столетию это стремление нашло свое наиболее полное выражение. Широкое распространение в Западной Европе получают «Откровения» католической святой Бригитты Шведской (1303—1373), предельно натуралистично рисующие крестные страдания Спасителя:

Именно такими были католические Распятия: тело Господа изображалось бессильно повисшим на руках, окровавленным, исполненным смертной муки.

Еще один признак католического Распятия — скрещенные и пробитые одним гвоздем ноги Спасителя — связан с тем, что в Риме хранятся три гвоздя, которыми именно, по утверждению католиков, и пригвоздили ко кресту Сына Божия, и отсюда постепенно проросла идея, что гвоздей было всего три. Но этот признак не является безусловно обязательным, встречаются (хотя и крайне редко) католические Распятия с четырьмя гвоздями.

По всем приведенным выше особенностям Распятия, находящиеся в Софийском соборе, принадлежат католической традиции. Исполненные в XVIII—XIX веках, они отчетливо демонстрируют полную латинизацию грекокатолического сакрального пространства к этому времени.

Источник: https://pravoslaviee.ru/ikony/sofijskij-sobor-v-polotske-adres-istoriya-raspisanie.html

Софийский собор в Полоцке

Кто построил Софийский собор в Полоцке

Софийский собор в Полоцке — один из самых ранних храмов древней Руси, и самый старый на территории Беларуси. Он был построен в 1044 – 1066 годах по распоряжению Полоцкого князя Всеслава Чародея. Для строительства были приглашены мастера из Византии.

История

Софийский собор в Полоцке – старинное сооружение с непростой судьбой. К сожалению, оригинальное здание собора, возведённое в середине одиннадцатого века, было разрушено во время Северной войны (война, длившаяся с 1700 по 1721 год между Швецией и коалицией северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями), а затем собор был заново отстроен в восемнадцатом веке.

Оригинальное здание было построено по образу собора Святой Софии в Константинополе. О его строительстве распорядился князь полоцкий Всеслав Брячиславич, вошедший в историю под прозвищем «Всеслав Чародей». Софийский собор Полоцка стал культурным и религиозным центром, в нём находились библиотеки, архивы, казначейство, хранились религиозные святыни и размещалась княжеская усыпальница.

Во времена Великого княжества Литовского, этот собор был единственным православным храмом в городе. В 1596 году, после заключения Брестской церковной унии, храм передан униатской церкви. В семнадцатом веке Софийский собор несколько раз переживал страшные пожары, но был реставрирован и перестроен. Во время Северной войны в соборе был размещён склад амуниции, по приказу Петра. Согласно одной из версий, царь Петр требовал у служителей ключи от «царских врат».

А когда они отказались, то в гневе убил настоятеля и четырёх монахов. После этого Петр хотел передать храм православным, но они отказались, опасаясь мести со стороны униатов. Тогда собор и было решено использовать под склад. Увы, взрыв этого склада и стал для старинной постройки фатальным. От оригинального здания на сегодняшний день остались лишь кладка, фундамент и фрески.

В семнадцатом веке здание полоцкого собора было построено заново и на сей раз в стиле виленского барокко.

Во время войны 1812 года, когда Полоцк заняли французы, здание собора использовали под конюшни. В начале 20 века в храме был проведён капитальный ремонт. Советская власть признала архитектурную и историческую ценность Софийского собора. Поэтому церковь там закрыли, но само здание использовали как краеведческий музей.

Пусть оригинальное старинное здание собора не сохранилось, но он поражает красотой и величием и в наши дни! Собор расположен на живописном берегу Западной Двины. Здесь проходят богослужения, проводят экскурсии и концерты органной музыки. Внутри здания собора вас ждут великолепные барочные колонны, лепные украшения, барельефное изображение Троицы Новозаветной и даже фреска со старинной копией «Тайной Вечерии» Леонардо да Винчи.

Туристы чаще всего приезжают в Полоцк из Витебска. Если вы планируете осмотреть все достопримечательности этих городов, рекомендуем остановиться на несколько дней в любой из гостиниц Витебска.

Рядом есть агроусадьбы!
Посмотрите все варианты размещения в нашем каталоге агроусадеб, коттеджей и баз отдыха. Природа, гостеприимство и национальная кухня!

Софийский собор в Полоцке. Интересные факты

Софийский собор — древнейшая каменная постройка на территории Беларуси

Ежегодно в концертном зале Софийского собора проходит более 300 концертов органной и камерной музыки

Для самостоятельного посещения музея разработан аудиогид на белорусском, русском и английском языках, а также путеводитель с планом собора и картой Полоцка.

Музей истории архитектуры Софийского собора

Музей располагается прямо в здании Софийского собора. Впервые он открыл двери для посетителей в 1987 году, а еще раньше, в 1983 году был открыт концертный зал, в котором ежегодно проходят фестивали органной музыки. Самый знаменитый из них — фестиваль «Званы Сaфii».

Экспозиция музея расскажет о судьбе собора, его многочисленных перестройках и реставрациях. Здесь можно увидеть сохранившийся фундамент и  древние фресковые росписи одиннадцатого века.

Источник: http://www.devotion.1gb.ru/index.php/read/183-sofijskij-sobor-v-polotske

Софийский собор в Полоцке — история, описание, адрес | Вся планета

Кто построил Софийский собор в Полоцке

Величественная достопримечательность Беларуси – Софийский собор в Полоцке. Он был воздвигнут в 11 веке, претерпел ряд пожаров, разрушений, изменений, реконструкций, но по-прежнему служит людям – как архитектурная, историко-культурная ценность и как культовое сооружение.

Наследие десяти веков

Первоначально собор Святой Софии в Полоцке построил князь Всеслав. Видимо, он сделал много славных дел, если носил прозвище Чародей. По его распоряжению в 1030-1060 годах византийские и местные мастера трудились над возведением большой церкви там, где располагался Верхний замок. Константинопольская базилика была образцом для нового храма.

Церковь была построена в канонах православного зодчества той эпохи: имела семь куполов, толстые стены (не менее двух метров), башню с лестницей, по которой поднимались на княжеские хоры. Место Всеслав Брячиславич выбрал согласно лучшим традициям.

Храм входил в комплекс княжеских построек на высоком берегу Западной Двины, там, где в нее впадает небольшая река Палата. Он обеспечивал сохранность религиозных святынь, был усыпальницей полоцких князей.

Историки подтверждают, что упоминание и краткое описание Софийского собора в Полоцке есть в нескольких древнейших источниках 11-12 вв.

Между двух конфессий

Сложная судьба ждала церковь впоследствии. Несколько раз она страдала от больших пожаров. Менялась власть и зданию отводилась новая особая роль. Брестская церковная уния в 1596 году передала храм униатам. Так, в конце 16 в. он стал греко-католическим, был видоизменен его облик. Затем в ходе русско-польской войны он перешел к православной церкви, а в 1667 опять к униатам.

Но не только архитектура подверглась разрушениям и «репрессиям». Православное население было обеспокоено слишком большим давлением католических священников. Это вылилось в несколько тяжелых событий 17 в. и начала 18 века. Религиозные распри приводили не только к смене конфессий, но и к кровопролитию. Одна из таких трагедий, произошедшая в 1705 году, связана с именем Петра Первого.

Взрыв порохового склада привел к разрушению собора в 1710 году. Лишь в 1738-1950 годах перестраивать сооружение взялся архитектор Иоганн (Ян) Кристоф Глаубиц. В 1812 г. Наполеон, как и русский царь, не проявил уважения к церкви. В этих стенах он устроил конюшню.

В 1839 году собор вновь стал православным. Перед Первой мировой войной его обновили, отреставрировали. В музей краеведения здание превратилось благодаря атеистической и просветительской идеологии советского строя в 20-е годы 20 в.

Немцы, оккупировавшие эти земли, использовали здание как костел.

Музей Великой Отечественной войны в Минске

Архитектурные достоинства храма Святой Софии в Полоцке

Архитектурный стиль Софийского собора в Полоцке – виленское барокко, также называемое позднебелорусским. От древней постройки сохранились восточная апсида, камни фундамента, частично – столбы. На некоторых из камней археологи обнаружили подписи ее строителей.

Белоснежное здание с двумя башнями, высотой по 50 метров, прекрасно смотрится на высоком берегу реки. Барокко привнесло фигурные карнизы, лепнину, барельефы, скульптуру, послужившие украшением церковного интерьера.

Внутреннее убранство очень эффектно. Белые с золотой отделкой стены, колонны, арки, а также изящный декор настраивают на возвышенный лад. Часть фресок сохранились от прежних времен: таковы «Нерукотворный Спас», «Тайная вечеря» (скопирована картины Леонардо да Винчи).

Важные факты о соборе

  • Он является древнейшей постройкой из камня на территории республики Беларусь.
  • ЮНЕСКО включило его в предварительный список объектов Всемирного наследия.
  • Познакомиться с ним помогает аудиогид на нескольких языках (выбрать можно белорусский, русский, английский, китайский).
  • Здесь создан концертный зал, в 1985 г. установлен орган. За год организуют более трехсот концертов, фестивалей, культурных мероприятий.

Стоит прогуляться и по прилегающей территории. Здесь есть еще одна реликвия: Борисов камень.

Огромный валун, с нанесенными на него надписями и крестами, играл когда-то роль пограничного столба во владениях князя.

Концертный зал и музей

Этот великолепный памятник прежних лет служит многообразным целям: как культовым, религиозным, так и светским, туристическим. Православное богослужение и крестный ход в день памяти Святой Евфросинии Полоцкой напоминает о первоначальной роли церковного здания.

Реставрационные и археологические работы, которые проводились в советское время – в 80-е годы, дали новую жизнь этому комплексу. Здесь проходят концерты органной музыки, фестивали. Акустика огромного зала и сам орган Софийского собора Полоцка оставляют незабываемое впечатление.

Музей истории архитектуры также очень интересен. Он уже более 30 лет является одним из наиболее посещаемых мест этого белорусского города, известного своим богатым историческим и культурным наследием. Здесь представлен макет храма 11 века (очень напоминающий Новгородский и Киевский соборы) и уникальные археологические экспонаты.

График работы

Летом посетить музей можно с 10 до 18 часов ежедневно (кроме понедельника). В остальное время он открыт с 10 до 17 часов (также кроме понедельника). Билетная касса прекращает работу за полчаса до закрытия музея. Администрация просит обращать внимание на афишу и специальные мероприятия, из-за которых доступ экскурсантов ограничен.

Как доехать до храма Софии в Полоцке

Адрес собора Софии – Полоцк, ул. Замковая, 1. Город расположен в Витебской области Республики Беларусь. Туристические маршруты ведут из Витебска в национальный Полоцкий историко-культурный заповедник.

Собор на карте Полоцка

Источник: https://vsya-planeta.ru/sofiiskii-sobor-v-polotcke/

Что объединяет храмы в Великом Новгороде, Киеве и Полоцке

В первой половине ХI века, лишь несколько десятилетий спустя после принятия христианства князем Владимиром, были заложены в камне три древнерусские Софии — Киевская (до 1037 г.), Новгородская (до 1050 г.) и Полоцкая, построенная между 1044-1066 гг. князем Всеславом Брячиславичем (Чародеем).Очень похожие и такие разные.

Три Софии резко выделялись на фоне окружавшей их архитектуры, заставляя современников замирать в изумлении: христианские ценности входили в сознание наглядно и зримо. Удивительные храмы ориентировались на сияющий образец из Царьграда, но каждый из соборов получился своеобразным и неповторимым.

И дело не только в куполах, которых у Софии Киевской изначально было тринадцать, у Полоцкой — семь и пять — у Новгородской. По авторитетному заключению специалиста, «новгородский собор во многом повторяет киевский прототип. И все же это совершенно самостоятельное сооружение. В нем живет дух молодой, здоровой культуры и таится дух вечности, идущий из самых недр новгородской почвы.

В соединении жадно воспринимаемого нового и стоящего вне времени древнего опыта заключена художественная убедительность памятника»1.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда появилась православная церковь

Роль Полоцка

Строителями всех трех храмов были потомки крестителя Руси Владимира Святославича от полоцкой княжны Рогнеды — неутомимый герой «Слова о полку Игореве» Всеслав приходился Владимиру правнуком. Но не только поэтому Полоцк стал местом дислокации одной из «трех Софий».

Город на Западной Двине был одним из древнейших очагов христианизации на территории Восточной Европы. Первый полоцкий храм — церковь Св. Богородицы — упоминается в Тверской летописи еще под 1001 годом.

Мастера, построившие Софию при Всеславе, заложили основы для расцвета яркой полоцкой архитектурной школы Хїї столетия.

Институт Русского языка РАН выпустит церковнославянский словарь в 10 томах

Знаменитый храм много раз вынужденно, из-за войн и пожаров, менял свой облик. Наиболее сильный огонь бушевал в 1607 году, а через тринадцать лет полоцкая София была перестроена по воле униатского архиепископа Иосафата Кунцевича в католическом стиле (пять куполов были сняты, а вместо них в западной части возведены две башни).

В 1643 г. собор вновь выгорел и был отстроен. В мае 1710 г., во время Северной войны, был взорван как униатский. В 1750-1752 гг. на руинах старого собора была возведена церковь в пышном стиле «виленского барокко» (архитектор Ян Криштоф Глаубиц)

Артельный знак качества

Неоднозначная личность князя Всеслава Брячиславича вдохновила в 1916 году первого в русской литературе нобелевского лауреата Ивана Бунина на проникновенное стихотворение «Князь Всеслав»:

Князь Всеслав в железы был закован,В яму брошен братскою рукой:Князю был жестокий уготованЖребий, по жестокости людской.Русь, его призвав к великой чести,В Киев из темницы извела.Да не в час он сел на княжьем месте:Лишь копьем дотронулся Стола.Что ж теперь, дорогами глухими,Воровскими в Полоцк убежав,Что теперь, вдали от мира, в схиме,Вспоминает темный князь Всеслав?

В условиях затяжного политического противостояния Полоцка и Новгорода соблазнительно было бы предположить (что и делают многие историки архитектуры) «зависимость» намерений Всеслава от амбиций киевских и новгородских правителей: мол, при наличии соборов в Киеве и Новгороде Всеслав решился на возведение «производной» от них Полоцкой Софии.

Но археологические раскопки последних десятилетий позволяют уверенно заключить, что на момент возведения Софийского собора Полоцк стал одним из крупнейших городов на пространстве Восточной Европы. К Хї в. площадь Полоцка составляла не менее 200 гектаров — то есть больше, чем в тогдашних Киеве (около 120 га) и Новгороде (60 га)2. Город имел развитую топографическую структуру с детинцем, окольным городом, двумя крупнейшими посадами, сетью предместий.

90-летний немец подарил русскому православному храму в Гамбурге иконы

И сегодня становится очевидным, что ни по своим размерам, ни по сложности архитектурной композиции она не только не уступает Киевской и Новгородской, но и во многом предопределяет и развивает ряд оригинальных строительных технологий своего времени3. В архитектурном плане храм на Двине существенно отличается от своих предшественников.

Это мнение разделял и известный российский историк Л.В. Алексеев: на его взгляд, полоцкий собор строила отдельная от киевской и новгородской артель мастеров. Доказательством тому «базиликальность» плана, которая стала доминирующей чертой в памятниках полоцкой школы зодчества Хїї в.

: удлиненные пропорции, «высотность» церкви, сильно выступающая алтарная часть и проч.4

Колокола князя Всеслава

Известный белорусский историк Игорь Марзалюк резонно полагает, что Всеслав, возведя Софию на берегах Двины, выразил таким образом свое право на значимую (наряду с Киевом и Новгородом) роль Полоцка в системе государственного устройства Древней Руси5.

Вовсе не случайно бунинский Всеслав слышит колокольный звон сразу двух Софий — выстроенной им самим и далекой, днепровской:

Только звон твой утренний, София,Только голос Киева! — ДолгаНочь зимою в Полоцке ДругиеИзбы в нем, и церкви, и снегаДалеко до света,- чуть сереютМерзлые окошечки Но вотСлышит князь: опять зовут и млеютЗвоны как бы ангельских высот!В Полоцке звонят, а он иноеСлышит в тонкой грезе Что годаГорестей, изгнанья! НеземноеСердцем он запомнил навсегда.

Новейшие данные археологических раскопок способны разрешить летописные противоречия версий личности князя Всеслава Чародея и воссоздать наиболее объективную картину христианизации Полоцкой земли. Новые источники подтверждают, что строительством Софийского собора Всеслав преследовал главную цель — укрепление своей княжеской власти и Полоцка как важного геополитического центра, по возможности равноправного Киеву и Новгороду.

Источник: https://rg.ru/2017/05/24/rodina-hramy.html

Софийский собор полоцк

У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор. У этого термина существуют и другие значения, см. Полоцкий собор.

Православный собор

Собор Софии Премудрости Божией

Софийский собор

Страна

Белоруссия

Город

Полоцк

Конфессия

Православие

Епархия

Полоцкая епархия

Тип здания

Собор

Архитектурный стиль

виленское барокко

Архитектор

Иоганн Кристоф Глаубиц

Дата основания Строительство

1030—1060 годы

Основные даты

1710 — взрыв порохового склада, разрушивший собор
1738—1750 — восстановление собора из руин

Состояние

музей и концертный зал, один раз в год 5 июня, в день памяти св. Евфросиньи Полоцкой, проходит православное богослужение

Медиафайлы на Викискладе

Объект Государственного списка историко-культурных ценностей Республики БеларусьКод: 210Г000606

Софи́йский собор (белор. Сафійскі сабор) — памятник архитектуры XI—XVIII веков, самая первая каменная постройка на территории Белоруссии.

Возведённый в середине XI века в византийском стиле храм был освящён во имя Святой Софии. До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно измененном виде, окончательно был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. В таком виде сохранился до нашего времени.

Богослужение в Софийском соборе было прекращено в 20-е годы XX века. С конца 1969 до 1983 года в соборе проводились реставрационные работы (автор проекта — белорусский архитектор Валерий Слюнченко) и архитектурно-археологические исследования под руководством кандидата искусствоведения Валентина Булкина. После их окончания был открыт музей истории архитектуры Софийского собора и концертный зал камерной и органной музыки.

Оригинальная постройка

Макет первоначального облика Софийского собора

После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора XI века остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 метров.

При возведении собора в XI веке в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера.

Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с «утопленным рядом», когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в XI веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.

Униатский период

После перехода Полоцка под юрисдикцию Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным.

После подписания Брестской унии в 1596 году традиционное православие было переведено на положение нелегальной и гонимой властями конфессии, а всё её имущество, в том числе и собор, передано униатам.

После пожара и частичного разрушения 1607 года собор был в запустении, в 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят русскими войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.

Закрытие и взрыв собора

В 1705 году, во время Северной войны 1700—1721 годов, произошел визит в собор царя Петра I.

Источник: https://rostovhramvrs.ru/sofijskij-sobor-polotsk/

Неделя по Беларуси. Часть 3. Уехать в Полоцк, чтобы выпить кофе у единственного неороманского храма в стране

Туристический гид по Беларуси «Vetliva» продолжает цикл статей о путешествии по городам Беларуси за 7 дней. На третий день экспедиции мы проснулись в хостеле Полоцка, а это значит, наступил третий день патриотичного путешествия. Как вы думаете, чего больше в Полоцке: костелов, православных храмов или синагог? Вот этот вопрос мы и выясним.

Полоцк – древнейший город Беларуси, первое упоминание о нем в летописях случилось аж в 862 году. Спустя 120 лет после основания на эти территории пришел викинг-миссионер по имени Торвальд Путешественник и стал строить здесь первый христианский храм Иоанна Крестителя, с которого началось распространение этой религии на беларуских землях.

В течение всей истории Полоцк несколько раз отходил к России, возвращался в ВКЛ, был частью Польши. На этой земле родился знаменитый первопечатник Франциск Скорина, и это здесь княжна Предслава постриглась в монахини и стала великой просветительницей Ефросиньей Полоцкой.

Православным Полоцк стал в 1839 году, уже в окончательном составе с Россией, но любопытно, что даже через полвека в 1891 году в городе было 23 синагоги против 8 православных храмов и 1 лютеранской церкви.

Пункт первый. Софийский собор

Было бы неправильным не начать экскурсию по Полоцку с Софийского собора. Это самая древняя каменная постройка на территории современной Беларуси – храм построен в середине XI века по технологии кладки, которую завезли в Беларусь византийские мастера. Во время 20-летней Северной войны между Швецией и Россией за обладание балтийскими землями на территории собора хранили порох: разумеется, в 1710 году этот порох поднял на воздух старинное здание, и от собора ничего не осталось.

Вы читаете эту статью благодаря VETLIVA

Руины Софийского собора разобрали только через 30 лет, и с 1750 года он был перестроен в стиле виленского барокко и стал окончательно православным собором – который, кстати, воины Наполеона в Первую мировую использовали как конюшню, а пришедшие после революции к власти Советы – как краеведческий музей (хорошо, не склад с порохом). Собор находится возле реки Западная Двина, на высоком холме, что делает его очень величественным. У склона храма течет родник с прохладной водой – такой мягкой, что кажется, будто в ней растворили сахар.

Кроме того, внутри собора есть прекрасный орган, который был построен в 1985 году чехословацкой фирмой Rieger Kloss. Органный зал собора считается одним из лучших концертных залов в Европе. В 2030 году Софийскому собору исполнится тысяча лет – вдумайтесь в эти цифры и тот факт, что мы с вами доживем!

Пункт второй. Борисов камень

На эту тему:Неделя по Беларуси. Часть 1: Как русские графы хотели превратить Могилёв в Лас-Вегас, и почему у них не получилось

Возле Софийского собора находится еще одна символичная достопримечательность – Борисов камень. Он попал сюда вместе со скандинавским ледником сотни лет назад и долгое время лежал в Западной Двине.

В начале 80-х годов прошлого века строители достали его из воды и установили рядом с собором. Некоторые историки утверждают, что во времена Рогволода этот валун обозначал границы Полоцкого княжества. Весит камень более семидесяти тонн. Сегодня туристы загадывают у него желания.

Архитектурной ценности он не представляет, а вот исторической и религиозной – хоть отбавляй.

Пункт третий. Лютеранская кирха

Загадав желание у Борисова камня и припарковав машину, мы двинулись по Нижне-Покровской улице. Самой первой из достопримечательностей на пути стала Лютеранская кирха 1882 года. Когда-то здесь молились этнические латыши и немцы – всего в XIX веке в Полоцке протестантов было 220 человек.

Поскольку община была зажиточной, они без помощи государства построили себе кирху. Как и в случае с Красным костелом в Минске, после Второй мировой здание было переоборудовано под кинотеатр, позже – и вовсе в зернохранилище.

Сейчас в здании лютеранской кирхи находится краеведческий музей, одним из экспонатов которого является меч десятого века.

Пункт четвертый. Музей беларуского книгопечатания

Чуть дальше по этой же улице находится Богоявленская церковь. Она стоит прямо на берегу реки, а совсем рядом с ней можно найти полоцкий музей Книгопечатания, который раньше был частью женского монастыря. Музей книгопечатания входит в «большую тройку достопримечательностей» Полоцка: его, наряду с Софийским Собором и Спасо-Ефросиньевским монастырем надо посетить обязательно.

Причины, как минимум, три: 1) Франциск Скорина и его печатные станки, оставшиеся здесь в нетронутом виде, 2) местные экскурсии на беларускай мове, 3) великолепный кофе, который варят здесь же, по словам многих туристов.

Пункт пятый. Спасо-Ефросиньевский монастырь

Спасо-Евфросиниевский монастырь был основан в 1125 году полоцкой княжной Предславой, известной как Ефросиния Полоцкая. Это не просто монастырь, а целый комплекс храмов, в которых сохранились старые стены и иконы, нарисованные на них.

На эту тему:Неделя по Беларуси. Часть 2: Как в Витебске поставили памятник Ольгерду, который «Москву шатал»

При этом монастырь – действующий, и девушку с непокрытой головой внутрь просто не пустят.

Шутка ли – именно сюда ушла служить праправнучка княза Владимира, взявшая себе при постриге имя Ефросинья Полоцкая. Памятник ей можно увидеть по пути к Спасо-Ефросиньевскому монастырю, настоятельницей которого она и стала.

Сегодня на территории монастыря постоянно проживают монахини, проводятся утренние богослужения. Здесь же находится и маленький парк, куда туристам вход воспрещен.

Пункт шестой. Водопады на реке Вята

Выезжая из Полоцка, мы двинулись к границе с Латвией смотреть искусственные водопады. Несмотря на то, что на дворе был май, внезапно пошел снег. А потом дорогу перегородили коровы. Ехать было трудно, но мы справились с этой задачей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно называется католическая церковь

Водопады на реке Вята легко найти, если вбить в навигатор называние деревни Прудники. Аккуратные разноцветные домики без заборов стоят прямо возле дороги, кони пасутся на лугах – настоящий пасторальный пейзаж. Сами смотрите, какие фото здесь получаются.

Пункт шестой. Костел в Идолто

По дороге к водопадам можно открыть для себя еще одну достопримечательность – костел в деревне Идолто. К сожалению, храм работает только ограниченное время, и попасть туда можно не всегда, но нам повезло. Через несколько минут ожидания к машине вышел ксендз костела и предложил провести экскурсию.

Выяснилось, что костел Божией Матери Шкаплерной является единственным в Беларуси храмом, созданным в неороманском стиле. И отстраивали его простые жители с 1937 по 1939 годы из бутового камня и кирпича как надежду на лучшее, как символ веры. Совсем неподалеку есть еще один костел.

Там служит 70-летний звонарь, который рассказывает легенды про «седьмой колокол» и снаряд, обугливший во время войны стены. А еще отсюда открывается замечательный вид на Латвию, от которой Беларусь отделяет река.

Пукнт седьмой. Самое красивое еврейское кладбище

На эту тему:Малая голливудская родина. Топ мест в Беларуси, где нужно организовать звездный туризм

На выезде из деревни Друя есть старое еврейское кладбище, поражающее своей красотой. Оно возникло примерно в 1542 году, а ныне здесь покоятся также местные жители и жертвы еврейского гетто. Аккуратные плиты на холмах под деревьями, а также цветные росписи на памятниках совсем недавно были восстановлены на пожертвования.

День подходит к концу, а мы полны впечатлений. Впереди нас ждет дорога на Браславские озера, где мы будем ночевать, но об этом – в следующей статье. А пока вы можете ознакомиться с маршрутом на нашей интерактивной карте.

Источник: https://kyky.org/special-project/nedelya-po-belarusi-chast-3-uehat-v-polotsk-chtoby-vypit-kofe-u-edinstvennogo-neoromanskogo-hrama-v-strane

Софийский собор Полоцка – храм с 1000-летней историей

В последнее время интерес посетителей моего блога возрос к костелу Пресвятой Троицы в Гервятах, поэтому я решила: а почему бы не написать еще какую-нибудь статью на тему религиозного туризма? Сказано – сделано

Источник: https://belvisit.com/sofijskij-sobor-polocka.html

Софийский собор в городе Полоцк

София в переводе с древнегреческого языка – Мудрость. Храмы святой Софии на славянских землях строились издревле, ибо в почете мудрость была у наших предков. В XI веке на восточнославянских землях было возведено три Софии: в Киеве, Новгороде и Полоцке. Уже по самому этому факту можно судить о том, насколько важное политическое значение имело возведение этой постройки. Итак, мы вплотную подошли к первому аспекту нашего очерка:

Политическое значение Софийского собора в Полоцке

XI век В Полоцке стал княжить представитель полоцкой династии Всеслав Брячиславич, прозванный Чародеем за свою политическую и военную сноровку, прозорливость и пытливый ум. Все свои силы он пускает на то, чтобы укрепить Полоцкую землю, добиться независимости от киевских князей. И – что скромничать? – это ему удается. Время княжения Всеслава Чародея вошло в историю как период наивысшего расцвета Полоцка и его политической независимости.

Одним из проявлений такой независимости, а также стремления к возвышению на славянских землях стало строительство Софийского собора в Полоцке. Почему? Ответ прост. Дело в том, что Киев и Новгород считались главными политическими центрами в Древней Руси.

Символом их величия и стали Софийские соборы, построенные специально приглашенными архитекторами из Византии. Когда Всеслав начинает политику возвышения Полоцка, он также возводит Софийский собор как символ претензий на лидерство в своем регионе.

Больше ни в одном княжестве, ни в одном городе храма, подобного этим трем Софиям, не было!

Сразу же после постройки храм стал главным общественным зданием в Полоцке. Именно в нем принимались иноземные послы, а полоцкий епископ скреплял своей печатью договоры о войне и мире. Также в Софийском соборе в Полоцке находилась княжеская усыпальница. Согласно последним данным, было раскопано 16 княжеских саркофагов. Однако, кроме декларации политических амбиций, этот храм также стал значительным религиозным центром на белорусских землях на долгие века. Итак,

Софийский собор в Полоцке как религиозный центр и святыня

Расположен храм в очень удачном и живописном месте – на самом высоком берегу Западной Двины. Для его возведения были приглашены зодчие из Византии, что уже само по себе делало постройку значительной.

Это был один из первых храмов, посвященный православному богу, храм, способствовавший укреплению христианства на белорусских землях. Оговоримся, что в средние века городской собор был центром религиозной жизни всей округи.

Тем более – собор такого значения! Ежедневно со всех концов земли Полоцкой стремились паломники в святой храм, чтобы поклониться богу и приобщиться к его святости.

В период вхождения Полоцка в Великое княжество Литовское Софийский собор был передан униатам (после подписания Брестской унии).

Софийский собор как культурное достояние восточных славян

Храм был построен из камня в архитектурном стиле, получившем позднее название «полоцкой архитектурной школы». Для этой школы было характерно использование основ византийского зодчества, однако, со значительными особенностями.

Так, строительство велось кладкой с «утопленным рядом». А само здание не было оштукатурено (тем не менее, имело внушительный и грандиозный вид).

Кстати, фрагменты этой кладки можно посмотреть и сейчас – они частично открыты на западной и восточной стенах, которые сохранились до нашего времени.

Пространство внутри храма было поделено шестнадцатью колоннами на 5 нефов, а стены украшены фресками. Алтарные апсиды и фрагменты фресок сегодня находятся в Музее истории архитектуры Софийского собора в Полоцке.

В 1447 году в храме случился пожар, после чего его пришлось восстанавливать. Он был перестроен в пятибашенный храм оборонного типа.

Источник: http://www.gorod-polotsk.ru/sofiyskiy-sobor-v-polotske.html

Софийский собор :: Беларусь, Полоцк, собор XI в

Полоцкий собор Софии Премудрости Божией — один из старейших памятников сакрального зодчества и первый каменный храм Беларуси. Построенный на высоком берегу Западной Двины Всеславом Чародеем (князем Полоцким, героем «Слова о полку Игореве») собор стал символом политической независимости, экономической мощи и высокого культурного уровня Полоцкого княжества. В наши дни он назван одним из семи чудес Беларуси.

Мифы и факты

История белорусского монументального зодчества началась именно с этого храма. Он был возведен в 1044-1066 годах, примерно в одно время с такими великими христианскими святынями, как Софийские соборы в Киеве и Новгороде, и во многом был похож на них. Это о нем писал автор «Слова о полку Игореве»: «В Полотьске позвониша заутренюю рано в святые Софеи колокола, а в Киеве звон слышу».

Как и Софийский собор Константинополя, полоцкий являлся символом могущества княжеской власти. В главном храме принимали послов, объявляли о войне и мире, берегли государственную казну и религиозные святыни. Строительство Софийского собора положило начало формированию белорусской архитектурной школы.

В плане собор представлял собой четырехугольник с пятью нефами и тремя апсидами граненой формы. Три средних нефа выделялись, что создавало впечатление вытянутости и приближало крестово-купольный храм к базиликальному типу.

Стены были выложены из кирпича в технике византийской кладки «со скрытым рядом» — чередованием рядов кирпича — один совпадал снаружи с плоскостью стены, второй втапливался на небольшую глубину относительно верхнего и нижнего.

Ниша, которая образовывалась, заполнялась известняковым раствором с кирпичными крошками. Такой способ кладки придавал зданию живописный вид.

К сожалению, первоначальный собор до нашего времени почти не сохранился. Он не раз горел, а в 1710 году был полностью разрушен взрывом порохового склада, который оборудовал в нем Петр I во время Северной войны. В XVIII веке собор перестроили в стиле барокко с сохранением уцелевших фрагментов стен, а также двух боковых апсид, оставшихся еще от аутентичной постройки XI века.

В 1911-1914 годы собор был отреставрирован, а после революции открыт как краеведческий музей. Ныне он является частью Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

Что посмотреть

После восстановления внешний вид собора сильно изменился. От здания XI века сохранились фрагменты столбов, апсиды и стен. С южной стороны возвышается новая апсида и две башни над входом, построенные в XVIII веке.

Древний храм был щедро расписан фресками и украшен деревянными скульптурами. От росписей сохранились копия известной фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Спас Нерукотворный над алтарем.

В музее собора представлена экспозиция, посвященная истории древнего каменного зодчества Беларуси.

В одном из приделов проводятся богослужения по церковным праздникам, а в концертном зале — фестивали камерной и органной музыки.

Среди достопримечательностей Беларуси также выделяются своей архитектурой древние храмы-крепости Святого Михаила в Слониме и Рождества Богородицы в Мурованке, но самыми популярными среди туристов являются Мирский и Несвижский замки, а также памятник мужеству защитников — Брестская крепость.

Музей Софийского собора открыт с 10.00 до 17.00 ежедневно, кроме понедельника.Стоимость: 15 000 руб. (1,75 $), льготный — 10 000 руб. (1,16 $). Посещение выставок оплачивается дополнительно.* Бесплатно для участников Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов, военнослужащих срочной службы, детей дошкольного возраста и сирот.

Официальный сайт: polotsk.museum.by

* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2013-05-28

Источник: https://allcastle.info/europe/belarus/006

Софийский собор в Полоцке — самая древняя святыня Белоруссии

Адрес: Республика Беларусь, г. Полоцк
Дата первоначального строительства: 1030 — 1060 годы
Дата разрушения собора: 1710 год
Дата восстановления: 1738 -1750 годы
Архитектор: Иоганн Глаубиц
Координаты: 55°29'10.9″N 28°45'30.7″E

: 

Краткое описание

Гибель и возрождение Полоцкого Софийского собора

Софийский собор на карте

Краткое описание

В самом центре Полоцка, на высоком холме возвышается белоснежный Софийский собор. Несмотря на то, что храм сохранился до наших дней со значительными изменениями, с его судьбой неразрывно связано 10 веков белорусской истории.

Софийский собор в Полоцке с высоты птичьего полёта

Именно на этом холме был возведен Верхний замок с укреплениями, а вокруг него — торгово-ремесленные посады. На рубеже X — XI веков полоцкое городище было перенесено к месту впадения речки Полоты в Западную Двину. На этом месте Всеслав Брячиславич по прозвищу Чародей воздвиг собор св. Софии, ставший первой каменной постройкой на территории Белоруссии.

С 1030 по 1060 годы на высоком берегу Западной Двины вырос монументальный храм с семью главами, тремя алтарными апсидами и княжескими хорами, на которые можно было подняться по лестничной башне. Возводя храм во имя св. Софии по образцу собора-тёзки в Константинополе, Всеслав стремился возвеличить княжескую власть в Полоцке.

Вид на собор с противоположной стороны реки Западная Двина

В ходе перестроек XV века Полоцкий Софийский собор приобрёл облик мощной крепости с массивными (около 2 метров толщиной) стенами. После того как часть Речи Посполитой в 1596 году приняла Брестскую унию, храм св. Софии перешёл во владение греко-католиков. В 1607 году в Полоцке бушевал большой пожар, не миновавший и Софию Полоцкую.

В 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич, противник православия, взялся за восстановление храма: он повелел «укоротить» украшавшие церковь купола, чтобы они не напоминали о прошлом. Кунцевич жестокими мерами насаждал греко-католичество в пределах полоцкой епархии. В 1623 году православные представители русских городов подали жалобу в Варшавский сейм на притеснения со стороны архиепископа.

Вид на фасад собора

Горожане сетовали на то, что вот уже как 5 лет Кунцевич держит православные церкви опечатанными, заключает в тюрьмы и подвергает пыткам священников, не желающих принимать униатский катехизис. В своём фанатизме епископ дошёл до того, что в 1622 году приказал выкопать христианские тела из могил и отдать их на растерзание собакам.

Не выдержав притязаний, православные убили Кунцевича в ходе Витебского восстания 1623 года и сбросили его окровавленное тело в Западную Двину. В ответ на бунт полоцкое правительство приговорило 100 человек к смертной казни. Колокола, по сигналу которых началось восстание, были перелиты в один большой колокол в память о Иосафате Кунцевиче.

Прах Кунцевича, привезенный по реке в Полоцк, обрёл покой в Соборе св. Софии.

Фрагмент фасада собора

Гибель и возрождение Полоцкого Софийского собора

Польский историк Францишек Духинский обвиняет во взрыве собора Петра I. Русский царь, посетивший Полоцк в 1705 году, захотел пройти в алтарную часть храма. Его не пропустили, и тогда царь полюбопытствовал, кто изображён на иконе. «Перед вами образ священномученика Иосафата, зверски убитого православными еретиками»,— таков был ответ монахов.

Эти речи разгневали Петра, и конфликт перерос в рукопашную схватку, в ходе которой 4 униатских монаха были убиты. По распоряжению Петра I Софийский храм закрыли и устроили в нём пороховой склад. Вскоре боеприпасы взорвались, и до 1738 года собор простоял в руинах.

В 1738 — 1750 годах выдающийся архитектор Иоганн Глаубиц заново отстроил храм Софии Полоцкой в пышном стиле виленского барокко.

Главный вход в собор

Собор приобрёл вид трёхнефной одноапсидной базилики с фигурными карнизами и барочными колоннами. От первоначальной постройки 1060 года сохранились лишь фрагменты нижней кладки стен и правая апсида. На холме рядом с входом в храм установлен Борисов камень с высеченными на нём крестами.

Вероятно, подобные валуны использовались князем Борисом в качестве пограничных столбов, отмечавших границы княжеских владений в верховьях Северной Двины. Народная молва приписывает Борисову камню магическую силу: если прикоснуться к валуну, загадав при этом желание, то задуманное исполнится.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какие конфессии в храме Гроба Господня

достопримечательности

← Республика Беларусь СОФИЙСКИЙ СОБОР Европа →

Города Европы на Putidorogi-nn.ru:

Замосць Милан Рим Флоренция
Амальфи Ассизи Альберобелло Барселона
Жирона Берлин Мюнхен Париж
Афины Лондон Будапешт Ватикан
Венеция Таллин Обидуш Прага

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/154-sofiiskii-sobor-v-polotcke

Оригинальная постройка

Возведение храма связано с переносом центра города со старого городища. Оригинальное здание собора не сохранилось, остались его фрагменты: остатки нижних стен и столпов, и апсид высотой около 11 метров. Архитектурное решение полоцкого Софийского собора сходно с одноимёнными храмами Киева и Новгорода. Это был пятинефный крестово-купольный храм с княжескими хорами, с выделенной алтарной частью в центральной апсиде с синтроном, с куполом диаметром 5,85 метра.

К храму прилегали пристройки: крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. По летописям, можно предположительно сказать, что храм имел 7 глав. 4 купола располагались симметрично от главного, а крещальня и лестничная башня имели свои главы, что создавало свой композиционный образ общего вида.

Главные отличия от Киева и Новгорода — это отсутствие галерей. Храм имел три апсиды, а не пять. Княжеские хоры открывались в центральное помещение двойными арками, опирающимися на 1 промежуточный столб.

Есть вима (дополнительное членение в апсидной части подкупольного пространства), характерная для Византии.

Храм, подобно новгородскому, был расписан только фресками, тогда как в Киеве сочетались фресковая и мозаичная декоративная отделка храма. Строительством всех трех храмов, вероятно, занималась приглашённая из Константинополя артель. идея храма — это вхождение жителей Полоцкой земли во Вселенскую церковь, напоминание о Софийском Соборе Константинополя, символ могущества княжеской власти.

Униатский период

После возврата Полоцка под юрисдикцию Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. После подписания Брестской унии в 1596 году собор перешёл к униатам. После пожара и частичного разрушения 1607 года собор был в запустении, в 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят русскими войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.

Взрыв собора

11 июля 1705 года, во время Северной войны 1700—1721 годов, собор был закрыт российской армией (царь Пётр I передал собор православной общине, но она отказалась принять его, опасаясь, что после ухода русских войск против них начнутся репрессии).

Источник: https://tropki.ru/belorussiya/vitebskaya-oblast/polock/sofiyskiy-sobor

История Софийского собора в Полоцке

Этот старинный памятник православия внесён в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО. И правда, храм имеет поистине особенную

и символичную архитектуру. Построен в городе Полоцк на берегу Западной Двины ещё в ХI веке. А в середине XVIII в. его был основательно перестроен по проекту известного архитектора Яна Глаубица. Стиль назывался – виленское барокко.

К сожалению, до наших дней от древнего храма остались лишь фрагменты кладки, древний фундамент, части апсиды, стен, столбов, а также фресковые росписи. Но всё же и сегодня собор поражает своей нереальной красотой и величием.

Интересным есть и тот факт, что точную данного храма планируют построить в другом не менее знаменитом городе Беларуси – Витебске. Полоцкий каменный собор появился уже после своих “собратьев ” в Киеве и Новгороде и стал четвёртым храмом в мире, построенным в честь Святой Софии.

Периоды исторического архитектурного и духовного становления храма:

  • 1044 – 1066 года – возведение византийскими мастерами и горожанами по распоряжению князя Всеслава Чародея;
  • макет собора XI века, выполненный согласно византийских канонов и в лучших традициях полоцкого зодчества, располагается в Верхнем замке, что как нельзя точнее “говорит” о роли церкви в государстве;
  • великий православный и культурно-просветительский центр, в котором находились: библиотека, архив, казначейство, магистрат, а также хранились религиозные святыни и устраивались приемы высокопоставленных послов;
  • 1596 год – храм передан униатской церкви, проведено восстановление после пожаров, сняты верхушки угловых боевых башен крепостной части;
  • времена Северной войны – использование в составе склада амуниции и боеприпасов;
  • Отечественная война 1812 года – в специально сделанной нише стены собора хранилась самая одна из самых известных и почитаемых во всём православном мире священных реликвий – Крест Евфросинии Полоцкой;
  • 1913 год – проведение реставрационных работ образов, сохранившихся на стенах храма;
  • Великая Отечественная война – размещение гарнизонный костела немецких войск.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Храм Гроба Господня Иерусалим

Софийский собор – это не просто историческая и архитектурная ценность, почитаемая православными людьми во всё мире, это величайший оплот духовной жизни, который по своей значимости не уступает многим известным храмам. Он несёт в себе главное, к чему стремиться каждый истинный христианин – вечную непоколебимую веру и Божью благодать, которой нет конца и края в этом мире, на этой земле.

Расписание работы

Православный храм работает ежедневно. Расписание Софийского собора Полоцка:

    • будние дни: с 6.30 (5.45) – утренние, с 16.30 – вечерние (включая полунощницы (ночные служения) и литургии);
    • выходные: с 6.30 и с 22.20 – соответственно;
    • службы делятся на полиелейные, по акафистам Иисусу и Божией Матери;
    • перед началом литургий совершаются исповеди;
    • ежедневно проходят уставные богослужения и панихиды, читается Неусыпаемая Псалтирь, исполняются молебны с акафистом у мощей преподобной Евфросинии, широко почитаемом в православии.

Адрес Софийского собора в Полоцке: Беларусь, г. Полоцк, набережная Западной Двины, улица Замковая, 1.

Храни Вас Господь!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/sofijskij-sobor-v-polocke/

Софийский собор в полоцке

Софийский собор в древнем Полоцке – уникальный храм среди немногих одноименных православных святынь Европы, один из самых ранних в Древней Руси и первый каменный на территории Беларуси.

Этот старинный памятник представлен в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор Софии Премудрости Божией с поистине особенной и символичной архитектурой был построен в Полоцке на правом берегу Западной Двины в ХI веке. В середине XVIII-го его основательно перестроили по проекту архитектора Яна Глаубица в стиле виленского (позднебелорусского) барокко.

Однако до наших дней от храма ХI века дошли фрагменты кладки, практически полностью сохранившийся древний фундамент, части апсиды, столбов и стен, а также удивительные фресковые росписи 2-й половины ХI в. Собор и сегодня поражает красотой и величием.

Интересно, что точную копию Софийского собора ХI века планируют построить также на берегу Западной Двины, но уже в другом знаменитом городе Беларуси – Витебске.

История Софийского собора

Каменный собор в Полоцке появился после своих «старших сестер» в Киеве и Новгороде, построенных по образцу собора в Константинополе, и стал четвертым в мире храмом Святой Софии.

Греческое слово «софия», означающее «мудрость, мастерство», полочане объясняли шире – как великую человеческую общность, проявление единства жителей княжества.

Впервые храм упоминается в «Житии преподобной Ефросинии Полоцкой» и «Слове о полку Игореве» ХII века.

Величественное строение возводили византийские мастера и горожане в 1044 – 1066 годах по распоряжению князя Всеслава Чародея. Символ независимости и могущества Полоцкого княжества, храм словно олицетворял белый корабль, плывущий по Двине.

Построенный по византийским канонам, но в традициях полоцкого зодчества, храм располагался в Верхнем замке между хоромами князя и усадьбой епископа, что говорило о роли церкви в государстве.

Полоцкая София стала православным и культурно-просветительским центром. Здесь находились богатейшая библиотека, архив, казначейство, магистрат, хранились религиозные святыни и устраивались приемы послов. В соборе была и княжеская усыпальница, где археологи обнаружили 16 саркофагов.

В 1596 году после заключения Брестской церковной унии храм передан униатской церкви и восстановлен после пожаров 1607 и 1648 годов. При перестройке по распоряжению архиепископа Иосафата Кунцевича были сняты верхи угловых боевых башен храма-крепости.

Во время Северной войны по приказу Петра I собор использовался как склад амуниции и боеприпасов, а после взрыва в 1710 году был значительно разрушен.

В XVIII веке благодаря полоцкому архиепископу Флориану Грибницкому известный зодчий Ян Криштоф Глаубиц отстроил Софийский собор в стиле виленского барокко.

Во время войны 1812 года в стене собора в специально сделанной нише хранилась священная православная реликвия – Крест Ефросинии Полоцкой.

В 1913 году проведена реставрация сохранившихся образов на стенах храма.

Во времена Великой Отечественной войны в соборе размещался гарнизонный костел немецких войск.

Архитектура Софийского собора

Софийский собор ХI века был особенным образцом древнерусского зодчества. С храмами в Киеве и Новгороде его объединяли крестово-купольная система, 5 нефов, галереи. Но были и свои уникальные черты, например:

В ХI веке Полоцкая София стала грандиозным сооружением – 26,4 м в ширину, 31,5 м в длину и высотой 31 м, толщина стен достигала 2,3 м.

В строительстве использовались плинфа и необработанные камни-валуны. Живописный рисунок на стенах создавала кладка в технике «утопленного» ряда.

Современный облик собор в Полоцке получил в XVIII веке: по замыслу Яна Глаубица на берегу Двины появилась величественная одноапсидная базилика двумя башнями-колокольнями, развернутая фасадом в сторону реки.

Роскошный интерьер внутри дополнили барочные колонны, лепные украшения и фигурные карнизы. На алтарном своде появилось барельефное изображение Троицы Новозаветной, а второй и первый ярусы украсили деревянная скульптура и роспись.

До наших дней частично сохранились старинные фрески, в том числе изображения Спаса Нерукотворного и копия знаменитой работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Большая реставрация собора была проведена в 70-80 годы ХХ века. А в 2010-2013-х в ходе реконструкции храма обновились кровля, фасад и оконные проемы.

Софийский собор сегодня

В настоящее время Софийский собор – один из крупнейших культурных центров Беларуси. Здесь совершаются богослужения и обряды, проходят экскурсии, концерты и творческие вечера.

Софийский собор как музей истории архитектуры и концертный зал входит в состав Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.


Музей истории архитектуры Софийского собора
открылся в 1987 году. В его экспозиции представлены редкие экспонаты, повествующие об истории храма, особенностях архитектуры и его последней реставрации. Среди них – фрагменты кладки ХІ века, фундамент и фресковые росписи конца ХІ века.

Для самостоятельного посещения музея разработан аудиогид на белорусском, русском и английском языках, а также путеводитель с планом собора и картой Полоцка.

В 1983 году впервые слушателей собрал концертный зал в Софийском соборе, который славится своей великолепной акустикой, а с 1985 года здесь звучит орган.

Ведущих белорусских и зарубежных музыкантов ежегодно объединяют уникальные культурные проекты в Софийском соборе:

Каждое воскресенье в 15.00 для туристов и почитателей классики проходят концерты органной музыки (в год их более 300).

Где находится Софийский собор

Древний храм расположен на набережной Западной Двины в Полоцке. Адрес – улица Замковая, 1.

Источник: https://inturist.name/sobor/sofijskij-sobor-v-polotske.html

В витебске освятили место, где построят софийский собор

Освящено место строительства нового православного храма в Витебске, Софийский собор построят на левом берегу Западной Двины, — сообщили агентству «Интерфакс-Запад» в пятницу в Витебской епархии.

«Прототипом витебского храма станет Полоцкая София XI века – собор, возведенный по образу Софии Константинопольской и имеющий аналоги в Киеве и Новгороде», — рассказали священнослужители.

Софийский собор в Полоцке, фото: polack.by

По их словам, «новый храм будет возведен неподалеку от левого берега Западной Двины – в парке Партизанской славы в районе улицы Чехова».

«Собор в честь Софии, Премудрости Божией будет каменным, 26 метров в ширину и длину, 35 метров в высоту вместе с колокольней. В настоящее время идут работы по проектированию храма», — отметили в епархии.

Миллер поможет

В Витебской епархии сообщили, что почетным председателем попечительского совета по строительству храма является глава российского ОАО «Газпром» Алексей Миллер.

Как отметил протоиерей Михаил Мартынович, который будет настоятелем храма, «строительство витебской Софии будет максимально приближено к этому историческому храму. Построят его всем миром. Это будет соборное строительство, в котором примут участие местные власти, спонсоры, надеемся, что посильную лепту внесут и горожане. Работы по возведению храма, скорее всего, начнутся в следующем году».

Рядом с собором запланировано строительство моста через Западную Двину. В связи с этим улицу собираются расширить, проложить по мосту трамвайные пути, а набережная Двины в этом районе будет благоустроена, сообщили собеседники агентства.

По их словам, решение о строительстве в Витебске Софийского собора утвердил в октябре 2013 года Священный Синод Русской православной церкви. С предложением возвести на берегу Западной Двины в Витебске храм по образу полоцкой Софии XI века выступил архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий.

История Софии

Священнослужители рассказали, что Полоцкая София XI века, прототип будущего храма в Витебске, это собор, возведенный по образу Софии Константинопольской и имеющий аналоги в Киеве и Новгороде.

Костантинопольская София

«Полоцкая София — яркий символ единства восточных славян во Христе, а также духовной преемственности между Византией и Русью. В униатскую эпоху Полоцкий Софийский собор был радикально перестроен, и сегодня его внешний вид имеет очень мало общего с первоначальным. Представляется возможным воплотить облик Полоцкой Софии XI века в Витебске», постановил Священный Синод РПЦ.

Макет первоначального облика Софийского собора

Софийский собор в Полоцке первоначально построен между 1030-1060 годами. Разрушен в 1710 году. В середине XVIII века восстановлен в стиле виленского барокко.

Источник: https://interfax.by/news/obshchestvo/kultura/1158942/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
Кто основал Софийский собор в Киеве

Закрыть