Кто построил Казанский собор

Многострадальный Исаакиевский собор. Как строили символ Петербурга

Кто построил Казанский собор

История строительства символа Санкт-Петербурга — Исаакиевского собора — была долгой и мучительной. Подробно её описал исследователь Николай Никитин, проанализировавший многие документы, свидетельствующие о процессе проектирования и возведения Исаакия.

Сгоревшая церковь

Впервые на месте, расположенном неподалёку от нынешнего Исаакиевского собора, храм появился в 1707 году.

Как указывают авторы книги «Огюст Монферран» Ольга Чеканова и Александр Ротач, собор построили по указу Петра I во имя небесного покровителя царя — преподобного Исаакия Далматского. Но для церкви не возводили новое здание — просто переделали под храм деревянный амбар.

Тем не менее церковь играла особую роль в жизни Петербурга. Например, в ней состоялось венчание императора Петра I и императрицы Екатерины Алексеевны в 1712 году.

Позже было решено возвести каменную церковь на месте деревянной. Проект сделал известный в Петербурге немецкий архитектор Георг Маттарнови, принимавший также участие в строительстве грота в Летнем саду и Зимнего дворца. В 1717 году камень в основание будущей церки лично закладывал Пётр I.

Но строительство шло непросто: в 1719 году Маттарнови умер, и доводить до ума здание поручили ведущему архитектору Петербурга Николаю Гербелю. Именитый мастер не вполне справился с заданием — запроектированные им конструкции сводов оказались неудачными и дали трещины.

В 1724 году Гербель умер, строительство церкви завершили два не менее известных архитектора: Гаэтано Киавери и Михаил Земцов.

Столь сложно создававшееся архитектурное творение постигла печальная участь. В 1735 году после попадания молнии здание загорелось, пожар значительно повредил его. Несколько десятилетий погоревшая церковь стояла брошенной.

В 1760 году постройку основательно исследовал архитектор Савва Чевакинский. Он заявил, что фундаменты слишком близко расположены к Неве — храм стоял там, где сегодня расположен памятник медному всаднику, — из-за чего они размываются водой.

Чевакинский предложил перенести храм на новое место — дальше от воды. Через год ему поручили создать проект нового здания.

Архитектор решил максимально сохранить облик храма, построенного при Петре I. Церковь, имеющую в плане форму латинского креста, предполагалось построить с одной главой. Рядом должна была стоять колокольня, состоящая из нескольких ярусов. Самое главное, что Чевакинский наметил точный участок под строительство храма — он впервые указал ровно то место, где сейчас стоит Исаакиевский собор.

Чевакинский сыграл большую роль в формировании идей проектирования центральных площадей города. Перенос собора с набережной Невы определил конфигурацию Исаакиевской и Сенатской площадей, их связь с Дворцовой площадью, а идея создания высотной колокольни оказалась плодотворной.

В левобережной части города необходим был высотный элемент, который вступал бы в определённую пространственную связь с колокольней Петропавловского собора на правом берегу Невы.

Им стал впоследствии Исаакиевский собор, построенный МонферраномОльга Чеканова и Александр Ротач, «Огюст Монферран» 

Кто во что горазд 

Закладка камня нового собора состоялась только в 1768 году. К тому моменту Чевакинский уже покинул проект, а за строительство отвечал архитектор Антонио Ринальди. Он создал новые эскизы собора на месте, указанном Чевакинским. В отличие от предшественника, Ринальди решил изменить облик первоначального храма петровских времён и создать пятиглавый храм с колокольней.

Красивый проект не суждено было осуществить. Ринальди начал работы, но после смерти Екатерины II в 1796 году он решил вернуться в Италию. К тому моменту собор в соответствии с проектом Ринальди был возведён почти до уровня основания барабанов куполов. Построить пятикупольную композицию доверили архитектору Винченцо Бренну, приступившему к работам 1 апреля 1798 года.

Бренна сначала честно хотел довести до ума замысел предшественника, но, как сказано в книге «Огюст Монферран», денег на строительство не хватало, поэтому архитектор решил внести изменения в проект Ринальди и сделать собор одноглавым, а колокольню уменьшить на один ярус. Строительство завершили к 30 мая 1802 года.

Завершённый собор производил странное впечатление, удивлял современников искажёнными пропорциями, несоответствием мраморной отделки основной части здания и кирпичного верха. В таком искажённом виде предстал замысел Ринальди.

Не случайно в Петербурге была распространена эпиграмма, характеризующая это здание и одновременно исторический период междуцарствия, связанный со смертью Павла I и воцарением Александра I: «Низ мраморный, а верх кирпичныйОльга Чеканова и Александр Ротач, «Огюст Монферран»

Но вскоре стало очевидно, что оставлять храм в таком виде нельзя. Архитекторам предложили принять участие в конкурсе и придумать, как усовершенствовать имеющуюся постройку.

 В 1809 году соответствующее приглашение получили многие видные мастера, в том числе Андрей Воронихин, завершавший строительство Казанского собора, Джакомо Кварнеги, только-только достроивший Смольный институт, и другие.

Почти все архитекторы проигнорировали задачу сохранения параметров здания, поставленную Александром I, и стали предлагать новые проекты. Конкурс остался без победителя. Но позже судьба свела императора с Огюстом Монферраном.

Удачное подношение 

Француз Монферран, получивший блестящее образование в Париже, сам приложил усилия для того, чтобы Александр I заметил его. В 1814 году император приехал в Париж, где архитектор преподнёс ему папку своих проектов. Александра I впечатлили работы Монферрана, и в 1816 году архитектор переехал в Россию.

В 1818 году Монферран создал проект доработки Исаакиевского собора. Архитектор схитрил: не все его решения, которые отлично выглядели на бумаге, легко можно было воплотить в жизнь. Но Александр I доверял архитектору и 20 февраля 1818 года подписал проект, утвердив смету на сумму 506 300 рублей на первый год работ.

Контролировать перестройку должна была особая комиссия, объединившая специалистов и крупных государственных деятелей во главе с членом Государственного совета графом Николаем Головиным. 4 марта 1818 года состоялось первое заседание комиссии, а 26 июля 1819 года — торжественная закладка собора.

В западной части в фундамент под входом была опущена бронзовая позолоченная доска с надписью: «Сей первый камень обновления положен в лето от Рождества Христова 1819 в 26 день июля месяца царствования императора Александра Первого в 19 лето, при обновлении храма, начатого великой его прародительницей Екатериной Второй во имя святого Исаакия Далматского в 1768 году. При сей перестройке Исаакиевского собора в Комиссии Высочайше установленной председательствовал граф Головин; заседали действительный тайный советник Козадавлев, генерал-лейтенант Бетанкур и тайный советник князь Голицын; перестраивал архитектор Монферран».

Французский архитектор добивался максимальной самостоятельности при строительстве. С самого начала он потребовал у комиссии двух помощников, четырёх десятников, секретаря, двух мастеров каменных дел, двадцать пять солдат и особое лицо для приёмки материалов, поступавших на строительство по заявкам зодчего, причём приёмщик должен был непосредственно подчиняться Монферрану. Комиссии такая самостоятельность не нравилась.

В ноябре 1820 года комиссия направила на стройку человека для контроля за расходованием материалов и денег. Проверяющий в своих донесениях заявил о взяточничестве и хищениях.

Он во всём обвинял Монферрана, хотя многие злоупотребления относились к деятельности комиссии, закрывавшей глаза, в частности, на беззаконные действия титулярного советника Орлова, который, пользуясь доверием Головина, обманывал его.

 Позднее основанием для обвинений послужил широкий образ жизни Монферрана: покупка собственного дома, дорогих античных коллекций, хотя добрая половина петербургских архитекторов того времени имела собственные дома, причём им не приходилось получать таких денег, как 100 тысяч рублей, подаренных Николаем I Монферрану после открытия Александровской колонны. Дом на Мойке был куплен, несомненно, за счёт этих средств.

Никаких фактов участия Монферрана в злоупотреблениях неизвестно. Наоборот, многие документы свидетельствуют, хотя и косвенно, о материальных трудностях архитектора именно в период проверкиОльга Чеканова и Александр Ротач, «Огюст Монферран»

Монферрана после проверки отстранили от всех хозяйственных дел.

 В конце января 1822 года комитет сообщил Александру I, что перестройка Исаакиевского собора по чертежам Монферрана технически невозможна, необходима переработка проекта. На тот момент в перестройку собора вложили уже около 5 миллионов рублей. Эти средства ушли на разборку старого здания и укладку новых фундаментов.

Александр I предложил не отказываться от проекта Монферрана, а доработать его.

Проект архитектора Монферрана надлежит токмо исправить, а не совсем переменять, то и должно наружность церкви оставить сколько можно будет ближе к общему виду, какой оная имеет в упомянутом проекте, следственно, надобно сохранить предполагаемые пять глав сего храма и употребить гранитные колонны, приготовляемые для двух портиков, стараясь, впрочем, найти для тех же глав или куполов наилучшие формы и размещение, а для портиков приличное и надежное устроение. Расположение внутренности здания как для благонадежности среднего купола, так и особенно в отношении к лучшему виду и освещению предоставляется на усмотрение Комитетапредложение президента Академии художеств Оленина комитету

При этом император потребовал остановить строительство до тех пор, пока уточнённый проект не будет готов и утверждён.

Попытка номер два

С 1822 года создавался новый проект Исаакиевского собора. В работе принимали участие члены комитета по перестройке храма, которые три месяца прорабатывали в эскизах свои предложения и 25 апреля представили их на специальном заседании.

Участвовал в проектировании и Монферран.

Внешний облик собора приобрёл тот вид, к которому мы привыкли: в центре композиции оказался большой купол, также добавили два восьмиколонных портика с западной и восточной сторон к ранее предусмотренным двум шестнадцатиколонным с южной и северной.

Проект был представлен Александру I на рассмотрение 9 марта 1825 года и утверждён почти через месяц. На всех чертежах Монферран именовался главным архитектором и рядом с подписью ставил свою личную печать.

В 1826 году возобновились строительные работы. 48 колонн устанавливали более двух лет: с 20 марта 1828 года по 11 августа 1830 года. Причём большую часть времени занимала подготовка креплений, а установка самих колонн не превышала 40–45 минут.

Ещё более сложным оказалась установка 24 монолитных колонн из гранита по периметру барабана купола. Масса каждой колонны составляет 64 тонны. На установку одной уходило порядка двух часов. Первая колонна заняла своё место 5 ноября 1837 года, в течение двух месяцев были подняты оставшиеся 23.

К 1841 году все общестроительные работы в Исаакиевском соборе были завершены. До 1858 года проектировались и создавались интерьеры. Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году 30 мая — в день памяти преподобного Исаакия Далматского и день рождения Петра I, когда-то стоявшего у истоков самого первого здания храма Исаакиевского собора.

Источник: https://life.ru/p/957908

Казанский собор — возродившийся из пепла

Кто построил Казанский собор

Адрес: Москва, Красная площадь
Первое упоминание: 1625 год
Начало строительства: 1990 год
Окончание строительства: 1993 год
Автор проекта: О. И. Журин, Г. Я. Мокеев
Святыни: Казанская икона Божьей Матери
Координаты: 55°45'19.5″N 37°37'09.0″E

: 

История знаменитой иконы

История строительства

История храма в XVII-XX веках

Возрождение храма

Архитектура храма и его внутреннее убранство

Современное состояние собора и режим посещения

Как добраться

Казанский собор на карте

 

Небольшой по размеру собор обладает особым статусом среди храмов, которые окружают Московский кремль. Он появился, благодаря князю Дмитрию Пожарскому — национальному герою и одному из руководителей народной борьбы против захвативших Москву поляков. В 1930-е годы Казанский собор полностью разрушили, но спустя 60 лет отстроили заново.

Собор на фоне Государственного исторического музея и Никольской башни

История знаменитой иконы

В 1579 году, через 27 лет после взятия Русью Казанского ханства, в его столице случился большой пожар. Огонь быстро разнесло ветром, и безжалостное пламя уничтожило часть домов в Казани. По сохранившемуся преданию, именно тогда десятилетняя Матрона увидела во сне Богородицу, и та просила ее отыскать икону на пепелище.

Девочка поспешила рассказать о сновидении местному священнику Ермолаю. Когда пожарище раскопали, в указанном месте действительно обнаружили образ Богоматери. Позже на пожарище отстроили новый женский монастырь, и Матрона, приняв имя Мавры, стала его первой послушницей.

С вновь обретенного образа было сделано несколько копий или списков. Первый из них в 1579 году отправили в дар русскому государю Иоанну IV Грозному. Потом иконы появились и в других российских городах. Всюду их берегли, как святыни, в честь Казанских икон строили отдельные храмы и основывали монастыри. Праздник обретения православной святыни и в наши дни отмечается верующими 8 июля.

История строительства

В вышедшем в конце XVIII века историческом путеводителе по городу сообщалось, что первый храм, который воздвигли в честь почитаемой иконы, появился у кремля в 1625 году. Он был построен из дерева на деньги Дмитрия Михайловича Пожарского.

Вид собора от Красной площади

Известно, что во время второго народного ополчения, сформированного в 1611 году, Пожарский не расставался со списком, сделанным со знаменитой иконы. После победы над польско-литовскими захватчиками и освобождения столицы, он хранил заветный образ в своем приходском храме на Лубянке. Новый деревянный собор был выстроен князем специально для Казанской иконы. Однако, церковь простояла всего 9 лет и сгорела во время пожара.

Место возле Красной площади пустовало недолго. Уже в 1636 году царь Михаил Федорович выделил деньги, и возле Московского кремля поставили новый каменный храм. Как это было принято в храмовой архитектуре в начале XVII столетия колокольню пристроили с северо-запада от церковного здания. Новая церковь сразу приобрела высокий статус, потому что ее освятил сам Московский патриарх Иоасаф I.

История храма в XVII-XX веках

В 1647 году к Казанскому собору пристроили придел, посвященный святым Гурию и Варсонофию. В торжественной церемонии его освящения участвовал сын и приемник Михаила Федоровича — российский государь Алексей Михайлович.

Несмотря на то, что храм имел маленькие размеры, он всегда играл большую роль в духовной жизни города. Казанский собор почитали вместе с самыми известными церквями Москвы, а его настоятель был очень уважаем среди московского духовенства.

Шло время, и в 60-е годы XVIII века на средства княжны М. А. Долгоруковой Казанский собор реконструировали. Обветшавший придел снесли, а вокруг колокольни появилось множество торговых лавок, где продавали восковые свечки, яблоки и румяные калачи. Долгое время в каменной церкви приводили к присяге московских купцов.

Вид собора от Государственного исторического музея

Со временем возвышавшиеся рядом Верхние торговые ряды настолько расстроились, что практически закрывали вид на храм со стороны кремля. В самом начале XIX века шатровую колокольню разобрали, и вместо нее возвели двухъярусную звонницу по новому образцу.

Как и вся Москва, Казанский собор претерпел немало испытаний во время нашествия французских войск в 1812 году. Перед самым приходов врагов возле храма москвичи охотно скупали лубочные картинки и карикатуры на французов и самого Наполеона.

Чтобы почитаемая икона не досталась врагу, священник храма заблаговременно спрятал ее. Однако, когда французские войска вошли в город, они не преминули поглумиться над православным храмом.

Солдаты выбросили из алтаря престол и втащили внутрь церкви лошадиный труп.

Еще одну масштабную переделку собора провели в 1865 году. Архитектор Николай Иванович Козловский подготовил проект, храмовые фасады перестроили в классических традициях, а к колокольне добавили еще один ярус. Примечательно, что и прихожане, и священники сильно сожалели о таких переменах. После реконструкции Казанский собор утратил свой оригинальный вид и стал похож на множество сельских храмов, стоявших в разных уголках страны.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда Масленица по церковному календарю

С приходом советской власти церковная жизнь изменилась. Богослужения в соборе запретили не сразу. Летом 1918 года проповедовавший здесь патриарх Тихон рассказал прихожанам о том, что царская семья была расстреляна большевиками. А осенью того же года самая бесценная храмовая святыня — знаменитая Казанская икона бесследно исчезла.

Вид на собор с юго-востока и Аверкиевский придел

В середине 1920-х годов известный реставратор Петр Дмитриевич Барановский занялся капитальной реставрацией здания. Работы растянулись на несколько лет, так как реставраторы старались вернуть собору исторический облик.

К 1929 году они сумели оформить стены и воссоздать ряды старинных килевидных кокошников, но произошло неожиданное. Барановскому стало известно, что руководство Москвы приняло решение снести собор.

Московские власти хотели проводить на Красной площади физкультурные парады и демонстрации трудящихся и поэтому не желали видеть рядом ни одного культового здания.

Архитектор был очень огорчен, но успел провести тщательные замеры всех архитектурных частей храма. Составленные им документы были использованы несколько десятилетий спустя, во время восстановления собора. В начале 1930-х годов богослужения в соборе запретили. Сначала внутри бывшего церковного здания открыли столовую, а потом создали склад мрамора, который использовался для строительства московского метро.

В 1936 году собор разрушили до основания, а на его месте вырос павильон, сооруженный по проекту Бориса Михайловича Иофана. Потом здесь соорудили летнее кафе, затем площадку отделали мрамором и устроили посредине фонтан. После всего этого на месте православного храма построили общественный туалет.

Возрождение храма

С инициативой воссоздать старинный храм выступили сотрудники общества охраны памятников города. Стройка началась в 1990 году и заняла три года. Собор возле кремля стал первой церковью на территории бывшего СССР, которую восстановили в историческом виде.

Купол собора и мозаика Казанской Божьей Матери

Примечательно, что все работы проходили под руководством талантливого архитектора Олега Игоревича Журина, который учился у П. Д. Барановского. Строителям повезло, потому что сохранились старые записи, чертежи и фотографии собора. Фото настенных росписей найти не удалось, поэтому профессиональные живописцы из Брянска и Палеха расписали храм в традициях XIX века.

Открытие возрожденной святыни было приурочено к началу ноября. И теперь этот храм считается символом освобождения столицы от польско-литовских войск.

Архитектура храма и его внутреннее убранство

Собор Казанский иконы Божией Матери — это одностолпный храм. Его опоясывают ряды живописных кокошников, которые делают одноглавую церковь очень нарядной. С северо-востока расположен придел, посвященный святому Аверкию Иерапольскому, а северо-западный угол занимает стройная шатровая колокольня.

Внутри храма можно увидеть почитаемую икону и мощехранительницу. Все побывавшие в соборе отмечают красоту его интерьеров и прекрасное исполнение церковного хора.

Современное состояние собора и режим посещения

Православный храм – действующий. Верующие и туристы могут попасть в него с 8.00 до 18.30. Церковные богослужения здесь проводятся в 8.30 и 16.50.

Как добраться

Собор стоит возле северо-восточного угла Красной площади, рядом со зданиями ГУМа и Государственного исторического музея. Сюда легко дойти пешком от станций московского метрополитена «Театральная», «Площадь Революции» и «Охотный ряд».

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Казань Санкт-Петербург Владимир Ярославль
Муром Ростов Великий Александров Иваново
Калуга Кострома Сергиев Посад Нижний Новгород
Псков Касимов Переславль-Залесский Суздаль

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/930-kazanskij-sobor-v-moskve

Дмитрий Пожарский и собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

Кто построил Казанский собор

Мало кто знает, что Дмитрий Пожарский, герой ополчения 1612 года после смуты и победы ополчения, пожертвовал деньги на строительство Собора, в который перенесли икону Казанской Божией Матери.

Обет Дмитрия Пожарского

Москва была освобождена от поляков 22 октября 1612 года в честь чего был организован крестный ход. Участники крестного хода торжественно внесли в город икону Казанской Божией Матери.

Князь Дмитрий Пожарский дал торжественный обет – построить храм в честь иконы Казанской Божией Матери, которая чудесным образом даровала победу русским воинам в борьбе с иностранными захватчиками.

История иконы Казанской Божией Матери

Обретение иконы датируется 1579 годом, когда сильный пожар превратил часть Казани и Казанский кремль в руины. Стрелец Даниил Онучин, чье жилье сильно пострадало от огня, сразу же начал отстраивать новый дом, и под слоем пепла обнаружил икону Божией Матери. По легенде Богородица трижды являлась во сне десятилетней дочке стрельца.

Божия Матерь просила девочку отыскать спрятанную икону. Вначале ребенку никто не поверил, но отправившись в указанное место, Даниил нашёл священный образ, завернутый в ткань.Помимо неимоверной красоты, икона оказалась чудотворной. Согласно свидетельствам, слепым она возвращала зрение, страдающие мигренью обретали успокоение от головных болей.

Тогда же было решено сделать копию образа и послать его ко двору московского царя Ивана Грозного с приложением подробных описаний истории появления и произведенных чудес. Государь был настолько очарован рассказанным, что приказал на месте приобретения иконы построить девичий монастырь.

Туда же было велено доставить для сохранения чудодейственный лик.

Список Казанской иконы Божией Матери был передан князю Димитрию казанцами, присоединившимися к ополчению. Это произошло уже в 1611 году. С этого момента, собственно, Пресвятая Богородица и становится во главе ополчения в качестве духовной руководительницы народа.

Казанская икона Божией матери

С иконой Казанской Божией Матери связывают освобождение Москвы от захвативших город поляков в 1612 году. Победы русских войск в битве под Полтавой в 1709 году, а также победу в войне с Наполеоном в 1812 году также связывают с ее помощью.

Есть свидетельства о помощи иконы и во время Великой Отечественной войны. Согласно историческим документам икона Казанской Божией Матери была доставлена в окруженный фашистами Ленинград. Здесь ее пронесли по окраинам блокадного города – и он выстоял. Затем икону перевезли в Москву – и немцы были разгромлены. После этого пред нею отслужили молебен в Сталинграде – и битва была выиграна Красной Армией.

Первый храм Казанской иконы Божией Матери

Первый храм, построенный по обету князя Пожарского, был деревянным. Князь Дмитрий Пожарский, после победы над интервентами, выделил средства на строительство деревянного храма. Собор освятил патриарх Филарет в октябре 1625-го .

Освящен он был в честь Казанской иконы-помощницы для русских воинов, главной святыни второго народного ополчения. С момента открытия к собору устраивались крестные ходы: в день обретения иконы в Казани — 8 июля, и в день взятия Китай-города — 22 октября.

Деревянный храм простоял до пожара 1630 года.

Каменный храм Казанской иконы Божией Матери

После пожара, на месте деревянного храма в 1632 г. возвели каменный собор по велению царя Михаила Федоровича Романова и на средства царского семейства Романовых. Здесь служили известные старообрядцы: Григорий Нейронов и протопоп Аввакум. построенный, был освящен
Освящение главного престола Казанского Собора произошло в 1636 году.

Год спустя был устроен Северный его придел во имя равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, день памяти которого – 22 октября – ознаменовался освобождением Китай-города. 3 октября 1647 года состоялось освящение Южного придела во имя святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского.

Казанский собор был приходской церковью Московского Университета, в нем получил благословение победитель Наполеона — фельдмаршал Михаил Кутузов.

Реконструкция Собора

Собор неоднократно перестраивался — в 1760-х, 1805, 1825, 1865 гг.

Казанский собор Москва. (Нач. XX века.)

В конце XVIII в. храм был реконструирован в стиле классицизма. Церковь утратила несколько приделов и превратилась в непримечательное здание, мало чем отличающееся от характерных построек.

В начале 1800-х годов разобрали и шатровую колокольню, которую заменили современной.

В 1920-е гг. собор некоторое время был захвачен обновленцами. В 1928 г. была снесена колокольня собора. В 1930 г. Казанский собор был закрыт, а в 1936 г. — снесен.

В 1920-е гг. собор некоторое время был захвачен обновленцами. В 1923 г.на средства прихода была начата реставрация Собора под руководством известного архитектора П.Д Барановского. Перед ее началом П.Д. Барановский успел сделать обмеры храма. В 1928 г. была снесена колокольня собора. В 1930 г. Казанский собор по ходатайству сотрудников Государственного Исторического музея закрыт.

Летом 1936 года Казанский храм был разобран.

Восстановление Казанского собора

Во второй половине 1980-х годов среди жителей столицы возникло движение за восстановление Собора Казанской Божией Матери на Красной площади. 5 июня 1990 года Исполком Моссовета принял решение о восстановлении храма.

4 ноября этого же года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, после Божественной Литургии, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском Соборе Кремля, многолюдный крестный ход во главе с Предстоятелем Русской Православной Церкви направился к месту будущего строительства.

Его Святейшество освятил закладной камень, заложил капсулу и освятил крест, установленный на месте строительства храма. В дар храму он передал Казанскую икону Божией Матери, которая ныне находится в местном ряду главного иконостаса.

в 1990 -93 гг. на средства мэрии Москвы началось воссоздание православного памятника по исследованиям историка С. А. Смирнова и обмерным размерам П. Д. Барановского. Авторы проекта: Журин и Мокеев. Финансированеи строительства в оснвоном велось на народные пожертвования.

Заново возведенный на средства, собранные всей православной Россией, этот храм явился зримым свидетельством пробуждения исторической памяти нашего народа. 4 ноября 1993 года Святейший Патриарх Алексий II освятил возрожденный Казанский Собор. Роспись была начата в ноябре 1996 года и производилась в строгом соответствии с описанием исторического облика Собора.

Собор Казанской Божией Матери на Красной площади был воссоздан в первоначальных формах как «памятник воинской славы» в 1993г. на народные пожертвования.

Литература

  1. Историческая записка о Московском Казанском соборе, составленная в 1860-х гг. прот. А. И. Невоструевым // Памятники Отечества: Ил. альм. ВООПИиК.. — М., 1997. — № 37. — С. 24—34. — ISSN 0207—2203.
  2. Беляев Л. А., Павлович Г. А. Казанский собор на Красной площади. — Центр Восточнохристианской Культуры. — М: «Бизнес МН», 1993. — 98 с. — (Архитектура православного храма). — 5000 экз. ISBN 5-87343-050

Источник: http://a-minin.ru/sobor-kazanskiy-pozharskiy/

Казанский собор в Санкт-Петербурге: адрес и часы работы 2020, как добраться и официальный сайт

Казанский собор в Санкт-Петербурге – православный кафедральный храм, расположенный в самом центре города. Фасады храма выходят на Невский проспект и канал Грибоедова. Это одно из самых больших сооружений в Северной столице. Его высота достигает 71,5 метра. По его имени названы остров в дельте Невы, мост на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова и улица, которая отходит храма.

Адрес Казанского собора

Санкт-Петербург, Невский проспект 25.

Как добраться и ближайшее метро до Казанского собора в Санкт-Петербурге

Станции метро «Невский Проспект» и «Гостиный Двор». Выход из метро к каналу Грибоедова. Собор находится напротив выхода из метро.

Часы работы Казанского собора в Санкт-Петербурге в 2020 г

Ежедневно с 6:30 до 20:00 (окончания вечерней службы).

Стоимость билетов в Казанский собор в 2020 г

Вход бесплатный. Собор является действующим храмом.

История Казанского собора в Санкт-Петербурге

В 1710 году на Невском проспекте рядом с деревянным зданием госпиталя была построена часовня, а позже – деревянная церковь Казанской Божьей Матери. Новый каменный храм по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен в сентябре 1733 года, строился по проекту М. Земцова и был назван Родественским. Значительным украшением построенной церкви была многоярусная колокольня высотой 58 метров.

2 июля из Троицкого собора сюда была перенесена Казанская икона Божьей Матери. И Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени этой иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице.

К концу 18 века здание обветшало и было принято решение построить новый храм. Павел I хотел, чтобы новый храм был похож на собор Святого Петра в Риме и в 1799 году был объявлен конкурс на его проект.

Граф А.С. Строганов, резиденция которого находилась вблизи храма, предложил проект молодого архитектора А.Н. Воронихина, бывшего своего крепостного. Проект Андрея Никифоровича Воронихина был одобрен. В присутствии Александра I закладывается новый храм. Граф Строганов стал ответственным за строительство, которое было завершено к 1811 году. А автор проекта А.Н. Воронихин был награжден орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.

В строительстве храма участвовали только русские мастера. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. Большинство строителей были крепостными крестьянами, отдававшие все свои заработки хозяевам. Жили они сначала в землянках за городом, а потом в бараках на Конюшенной площади. Для отделки храма использовались отечественные материалы: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк. В наружной облицовке стен — пудожский камень, который привозили из Гатчины.

Колоннада Казанского собора в Санкт-Петербурге

А.Н. Воронихин решил главную задачу. Поскольку на западе храма должен быть вход, на востоке — алтарь, то храм оказывался боком к Невскому проспекту. По решению архитектора перед северным фасадом была возведена грандиозная колоннада из 96-ти колонн высотой 13 метров, выполненная в виде полукруга.

И северная часть храма, обращенная к Невскому проспекту, стала парадной, украсив главную магистраль города – Невский проспект. Проект храма не был полностью осуществлён. По плану колоннада должна была быть с обеих сторон: и с южной и с северной. Но построена была только северная колоннада.

Перед западным, главным входом в собор, боковые портики обеих колоннад должны были соединиться оградой, окружающей сквер.

Убранство Казанского собора в Санкт-Петербурге

У северного фасада храма можно видеть четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В.И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И.П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов).

Бронзовые двери входа с северной стороны здания являются копией дверей крестильного дома во Флоренции. Их отливку и чеканку осуществил Василий Екимов. Замыслы архитектора по внешнему скульптурному оформлению также не были полностью осуществлены.

На каменных пьедесталах по обеим сторонам колоннады должны были стоять скульптуры архангелов Михаила и Гавриила.

Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн объединяют пространство зала. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.

Иконы для храма были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым и другими известными художниками. В 1899–1900 годах перед храмом был устроен сквер.

Памятники М.Б. Барклаю де Толли и М.И. Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге

Все важные события в истории России были связаны с храмом. Отсюда после торжественного молебна уехал в действующую армию фельдмаршал М.И. Кутузов. И сюда же в июне 1813 года был доставлен прах великого полководца. Тело Кутузова было погребено в склепе, сооруженном в северном приделе храма. Рядом разместили трофейные знамена и ключи от городов, сдавшихся русской армии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое Всенощное бдение в церкви

Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли органично вписались в архитектурно-скульптурный ансамбль храма. Фигуры полководцев были отлиты из бронзы по моделям скульптора Б. И. Орловского. Памятники идентичны: полководцы изображены во весь рост, на их плечи наброшены плащи. Но если фигура Барклая изображена в ожидании, то Кутузов как бы дает сигнал своим войскам к наступлению.

Службы в Казанском соборе в Санкт-Петербурге

После революции 1917 года с купола был снят крест, на его месте установили позолоченный шар со шпилем, а затем здесь открылся музей истории религии. Икону Казанской Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор.

Во время блокады Ленинграда в здание попало несколько снарядов. По окончанию войны был проведён капитальный ремонт, а затем и реставрация интерьеров храма.

С 1991 года Казанский собор снова открыт для богослужений. В храм возвращается Казанская икона Божией Матери, а позже на куполе вновь появился золотой крест. К 300-летию Санкт-Петербурга, в 2003 году мастера Балтийского завода отлили самый крупный колокол для храма весом в четыре тонны и высотой более двух метров. В соборе часто проходят церковные службы с участием высших чинов православной иерархии.

Каждый год 12 сентября от храма по Невскому проспекту до Александро-Невской Лавры проходят крестные ходы в честь князя, святого покровителя города Александра Невского.

Виртуальные прогулки

www.kazansky-spb.ru

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_8047.htm

Казанские храмы российских столиц

Они такие разные В своем внешнем архитектурном облике и внутреннем убранстве, в своей подчас трагичной истории, культурном и общественном значении. Даже в прихожанах и экскурсантах. Они такие же разные, как и две столицы нашей страны.

Москва – горячее сердце и щедрая душа всей Руси. И Санкт-Петербург, европейская торжественность и гранитный холод которого понятны не каждому.

В день памяти Казанской иконы Божией Матери, мы вспоминаем столичные храмы, освященные в честь прославленного чудесами образа.

«Щит и меч» России

И начать хотелось бы с Казанского собора на Красной площади. Сгоревший и отстроенный заново, разрушенный и восстановленный, уже четыре века он выражает благодарность нашего народа Царице Небесной за избавление России от польско-литовских захватчиков.

Народная любовь и почитание Казанской иконы в Москву пришли вместе с Патриархом Гермогеном. По его приказу на помощь защитникам России из Казани доставили список обретенной в 1579 году иконы Божией Матери. В марте 1612 года ее встретили полки под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и отправились с ней в освободительный поход на Москву, занятую поляками.

В октябре перед Казанской иконой отслужили молебен, предваряя штурм осажденного Китай-города.

В ту же ночь греческому архиепископу Арсению, заключенному в Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что «предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, и Россия будет спасена».

22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а через пять дней замученные голодом захватчики сдались. В благодарность за заступничество князь Дмитрий Пожарский построил деревянный собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Вскоре деревянный храм сгорел, и позже был восстановлен уже из царского кирпича.

Собор представляет характерный для первой половины XVII века тип одноглавого храма с горкой кокошников. Исследователи замечают, что его цвета вторят цветам военной парадной формы XVII века – «золоченые латы, красные плащи и белые с золотыми концами крылья». Воинство Христово, отстаивающее Русскую землю и веру.

Ведь еще в византийской православной традиции золото было символом Божественного сияния. Красный цвет символизировал огонь, карающий и очищающий, а также – кровь Христову, искупляющую грехи человечества. Белый цвет – святость и чистоту, устремленность к духовной простоте и возвышенности.

Символика отражает и замысел Казанского собора как воинского храма православной Москвы – «щита и меча» России и христианского мира.

Дважды в год – на престольные праздники – к Казанскому собору из Кремля проходил крестный ход с участием царя. Часть духовенства шла «по градам» – крепостным стенам Китай-города, Белого и Земляного, окропляя всех святой водой. В 1755 году он стал приходским храмом для преподавателей только открывшегося тогда и еще не имевшего собственной церкви Московского университета. В ту пору он располагался в здании Земского приказа, на месте нынешнего Исторического музея.

После революции собор разделил участь большинства русских святынь. Правда, в 20-е годы подвижник русской культуры архитектор П.Д. Барановский отреставрировал его первоначальный облик и снял бесценные чертежи и замеры.

Казанский собор сперва превратили в столовую и склад, а в 1936 году сломали, так отметив его трехсотлетие. Через год на его месте появился павильон III Интернационала, позднее здесь было открыто летнее кафе.

В начале 90-х по проекту ученика Барановского Олега Журина Казанский собор на Красной площади восстановили. Он стал первым храмом, восстановленным в Москве после десятилетий гонений.

Один храм – два великих образа

Еще один Казанский храм расположился в Коломенском. В древней Москве – дворцовом царском селе, а сегодня – историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике.

Строительство церкви Казанской иконы Пресвятой Богородицы было задумано первым царем династии Романовых – Михаилом Федоровичем в память избавления от польско-литовской интервенции в 1612 году. Но храм был заложен уже при царствовании Алексея Михайловича и приурочен к рождению наследника – царевича Димитрия.

Строительство здания на высоком подклете с шатровой колокольней было завершено за четыре года. С дворцом царя храм соединяла закрытая галерея-переход. С переносом царского дворца на новое место в 60-е годы XVIII века церковь стала приходским храмом Коломенского. Первоначально стены храма не были расписаны, фрески появились на них только к 1910 году. Через 30 лет храм закрыли большевики, но с 1942 года службы в нем возобновились и более не прекращались.

Возможно, этот храм – не самый яркий объект музея, но верующему человеку он дорог еще и из-за значимой святыни – чудотворной иконы Божией Матери «Державная». Само название которой так и направляет ум и сердце к молитве за родную страну.

Матерь Божия явила этот образ в Коломенском в 1917 году, в день отречения императора Николая II от престола. Крестьянка Евдокия Адрианова во снах стала видеть Богородицу, велевшую пойти в Коломенское и найти там «черную» (то есть старую) икону и сделать ее «красной» (восстановить). Крестьянка рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма в Коломенском.

После долгих поисков в подвалах церкви нашли почерневшую от времени икону. На доске проступало изображение Богородицы со Христом на коленях и царскими регалиями – скипетром и державой – в руках. Икона быстро обрела народное почитание, а служба и акафист «Державной» были составлены с участием святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.

Святитель призывал православных молиться перед образом «Державной» и особо вверял Россию Матери Божьей, как истинной Правительнице.

После начала гонений советской власти на Церковь икона была изъята и находилась в запасниках Исторического музея. В 1990 году Державный образ передали в Казанскую церковь Коломенского. Сегодня в этом храме Матерь Божия, взирая на молящихся с чудотворных Казанской и Державной икон, призывает народ к покаянию и единству.

Музей, памятник, символ

Казанский собор в Санкт-Петербурге – еще один памятник русской воинской славы. Доказательством тому служат военные трофеи – вражеские знамена и жезлы, принесенные русскими солдатами после победы в Отечественной войне 1812 года, могила героя-полководца М.И. Кутузова. Но главное – Казанская икона Божией Матери. Образ, по молитвам у которого Царица Небесная столько раз даровала победу нашему народу.

Список с иконы принес в град апостола Петра император Петр I. В 1709 году накануне Полтавской битвы он долго молился пред этим образом, затем повелел обнести его пред полками и взять на поле сражения.

Сам же собор построили позже, в 1811 году, на месте обветшалой Рождественско-Богородичной церкви. Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на собор святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведенная архитектором А.Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада, раскрывающаяся к Невскому проспекту.

Собор дал название Казанской площади, прилегающей улице, острову в дельте Невы и мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова. А история его возведения стала важной вехой в истории петербургского градостроительного искусства.

Отстроенный за короткий срок, величественный памятник зодчества поражает своим великолепием и остается одним из символов города.

Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. Из храма было изъято около 2 тонн только одного серебра. В 1923 году он перешел к обновленцам, в январе 1932 года был закрыт, а в ноябре в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В начале 90-х годов XX столетия богослужения в нем возобновились, на купол вновь водрузили крест. В 2000 году собор вернули Церкви в статусе кафедрального.

Помимо любимого Казанского образа Божией Матери, паломники могут помолиться и у других святынь. Это образ святителя Николая Чудотворца и Ченстоховская икона Божией Матери, подаренные М.И. Кутузовым, в иконостасе храма расположена почитаемая икона Спасителя. В числе древних святынь – Голгофа и икона Воскресения Христова с частицами Гроба Господня.

Источник: http://pravpokrov.ru/Articles/Index/32142

Казанская икона Божьей матери

Казань, город с многовековой историей, хранит в себе много легенд и преданий. Разные культуры и религии сосуществовали здесь испокон веков наряду с историями о чудесах, рожденных на казанской земле.

Пожалуй, одной из наиболее интересных является история обретения Казанской иконы Божьей матери, чудотворного образа, почитаемого не только в России, но и за рубежом.

Легенда

В июне 1579 года, 23 числа, Казань постигло страшное бедствие – пожар. Вскоре после этого десятилетняя девочка Матрена видела во сне Божью Матерь, велевшую ей идти на место их сгоревшего дома, где скрывается Ее Пречистый Образ. В рассказ девочки никто не поверил.

После второго явления Богородицы Матрена пошла на пожарище и в указанном ей месте на глубине двух аршин (примерно полтора метра) нашла икону, завернутую в полуистлевший рукав кафтана вишневого цвета. Образ был такой яркий, словно иконописец только что закончил свой труд.

Икона, написанная на кипарисной доске, представляла собой поясное изображение Богоматери с младенцем Иисусом, простирающим руку для благословения.

На месте явления иконы по указу Ивана Грозного был воздвигнут женский Богородицкий монастырь. В числе первых сестер обители была Матрена (или Матрона), принявшая в монашестве имя Мавры. По преданию, она стала настоятельницей монастыря.

Богородицкий женский монастырь в Казани (ныне ул. Большая Красная), где находился чудотворный образ, привлекал паломников со всей страны. Практически все, кто приезжал в Казань, начиная с представителей царствующей династии, шли поклониться образу Заступницы. Иконе поклонялись не только простые миряне, но и царствующие особы: император Петр I, императрица Екатерина II.

Так как Казанская икона Божьей Матери считалась покровительницей дома Романовых и всей России, на жизнедеятельность монастыря направлялись огромные средства из казны. Становилась богаче и сама икона.

Так, Екатерина II, отслужив в 1767 году у образа литургию, возложила на него бриллиантовую корону. Всего на иконе было 475 бриллиантов. Оклад и риза были золотые. На иконе было много жемчуга, а также сто алмазов, более 1100 других драгоценных камней.

Это и предопределило дальнейшую трагическую судьбу иконы.

Летом 1904 года, в ночь с 28 на 29 июня, в Казани свершилось, пожалуй, одно из самых страшных в истории церкви преступлений – из собора Богородицкого женского монастыря злоумышленниками были похищены два чудотворных образа – древняя икона Спасителя и икона Казанской Божьей Матери.

Воры на следствии признали, что их интересовала не икона, а риза, убранная драгоценными камнями. А потому икона была ими разрублена и сожжена.

При обыске в одном из домов Академической слободы были обнаружены следы похищенных икон: в железной печке нашли 17 петель, обгорелые жемчужины, кусочки слюды, которой покрывался Лик.

Но до сих пор среди верующих бытует надежда, что чудотворная икона была спасена. Существует несколько версий, почему она не погибла.
Доподлинно неизвестно, есть ли поводы к различным предположениям о сохранении почитаемой иконы. Однако существует множество списков Казанской иконы Божьей Матери, некоторые из которых также являются чудотворными.

Первоначально Казанская икона была местной святыней, но в Смутное время к ее помощи обратилась Москва. В 1612 году там хозяйничали поляки. Московское государство было в большой опасности. Отряды ополченцев под предводительством нижегородцев К.М.Минина и Д.М.Пожарского выступили против поработителей.

Нет ничего удивительного в том, что ополченцы молились перед образом Казанской Богоматери, ведь на борьбу с врагом воодушевлял их патриарх Гермоген (ок.1530-1613, в 1582 г. стал архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани, 13 мая 1589 г. был посвящен в архиерейский сан и стал первым митрополитом Казанским и Свияжским.

С 1606 по 1612 гг. – патриарх Московский и всея Руси).

Князь Пожарский на свои средства построил в Москве, на Красной площади, Казанский собор, в котором долгое время хранился тот самый список с иконы, который помог одолеть поляков. В 1811 году этот список был перевезен в Санкт-Петербург, где к тому времени по приказу Петра I также был воздвигнут Казанский собор. Позже с иконой Казанской Божьей Матери связывали победы россиян в 1812 и 1945 годах.

Два особо чтимых образа Казанской Божией Матери – списки с явленной иконы — пребывают в Казани. Чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери находится в храме во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев.

В Крестовоздвиженском соборе города (один из сохранившихся храмов дореволюционного архитектурного комплекса женского Казанско-Богородицкого монастыра, ныне действующий мужской монастырь) находится еще один образ Казанской Божией Матери, вернувшийся в 2004 году из Ватикана в Россию — «на место своего обретения».

Списки Казанской иконы Божьей Матери в ГМИИ РТ

В ГМИИ РТ хранится небольшая коллекция разновременных списков с образа Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Достоинство собрания состоит в том, что представлены образцы разного времени: с конца XVI — до начала XX веков.

Например, сохранилась Живописная рама конца XVI – начала XVII в.в.: «Богоматерь Казанская, с праздниками». Поступила в 1989 г. из Троицкой церкви г. Свияжска.

Клейма иконы расположены традиционно и читаются слева направо, первое клеймо находится в левом верхнем углу, последнее, — в правом нижнем. Двенадцатое клеймо, определяющее образ Богородицы в центре изображения, повествует о событии явления Богородичной иконы в Казани.

Стилистическими особенностями иконы является особенная праздничность колорита, детализация в рисунке, композиционный строй иконы.

Интересны иконы XIX века:

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как по церковному будет имя Станислав

Богоматерь Казанская, с чудесами. 

К числу раритетных произведений музейного собрания следует отнести икону из собрания Даниловской общины Поморского согласия г. Казани (начала XIX века), поступившую в фонды музея в 1937 г. В восьми клеймах на иконе передается история обретения в 1579 г. чудотворного явленного Казанского образа Богородицы.

Богоматерь Казанская, с предстоящими святыми на полях: апостолом Иаковом и Николаем Чудотворцем.

Характерной чертой иконы является ее небольшой формат, а своеобразием образа Богородицы Казанской, поздней иконографической традиции,  изображение ликов Богородицы и Младенца Иисуса Христа в молитвенном состоянии. На полях представлены святые: апостол Иаков и Николай Чудотворец.

Богоматерь Казанская, с предстоящими казанскими святителями на полях: Гурием и Варсонофием чудотворцами.

Яркая особенность иконы — плотная компоновка композиции в ковчеге, ориентация на древний образец, находящийся под темным слоем олифы, что создало на иконе эффект приглушенного живописного колорита. На полях представлены святители Гурий и Варсонофий, Казанские чудотворцы.

К 400 летнему юбилею прославления Казанской иконы Пресвятой Богородицы и памяти священномученика – патриарха Ермогена с 30 октября 2012 года в экспозиции ГМИИ РТ была открыта выставка «Небесный Покров».

В зале древнерусского искусства представлена коллекция икон Богородицы Казанской XVI – XVIII веков (в процессе реставрации и после) и окладов XIX века; иконы святителей Гурия, Варсонофия и Германа; Казанских и свияжских чудотворцев; акварельный портрет патриарха Гермогена; иконы – минеи, соединившие на одной живописной плоскости чудотворные образы Богородицы и образы Казанских святителей.

Небольшая по количественному составу, выставка икон значима и разнообразна по стилистическим особенностям представляемых памятников XVII-XIX веков, происходящих из г. Свияжска и старообрядческой Поморской церкви Федосеевского и Даниловского согласий.

Источник: https://rusmuseumvrm.ru/data/city_walks/kazan/walks/kazan_icon/index.php

Казанский собор (Санкт-Петербург)

Собор Казанской иконы Божией Матери
Страна: Россия
Город: Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 25
Конфессия: Православие
Епархия: Санкт-Петербургская
Тип здания: Собор
Тип здания: Собор
Архитектурный стиль: Ампир, Классицизм
Автор проекта: А. Н. Воронихин
Архитектор: Воронихин, Андрей Никифорович
Строительство: 1801—1811 годы годы
Дата упразднения: 1932—1991 годы
Приделы: Главный — Казанской иконы Божией Матери; северный — свв. Антоний и Феодосий Печерские; южный — Рождества Пресвятой Богородицы; пещерный — священномученика Гермогена.
Реликвии и святыни: Чудотворный список Казанской иконы Божией Матери, могила М. И. Кутузова, ключи от взятых 17 городов и 8 крепостей Европы, более 100 военных знамен и штандартов.
Статус: Объект культурного наследия РФ № 7810539000
Состояние: Отличное
Сайт: Официальный сайт

Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир (или русского классицизма). Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н.

Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И.

Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

В 1932 году превращен в Музей истории религии и атеизма, с 1991 года действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Настоятель — протоиерей Павел Красноцветов.

Собор дал название Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы и Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов.

Освящение храма состоялось13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века.

В 1747—1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».

В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии.

В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.

Строительство Казанского собора

В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.

Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.

Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии императора Александра I. На строительстве Казанского собора на общественных началах, в качестве помощника Воронихина работал архитектор и гравёр Николай Федорович Алфёров. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.

15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.

Собор в XIX—начале XX века

Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.

До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил О. Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, — в 1862—1865 годах.

27 октября (8 ноября) 1893 года в соборе отпевали П. И. Чайковского.

21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых, произошла давка, по официальной версии унесшая жизни 34 человек.

Источник: https://cultura-russia.ru/article/kazanskij-sobor-sankt-peterburg

Собор в XIX — начале XX века

Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены трофеи: военные французские знамёна и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал Кутузов.

До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил Огюст Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, — в 1862—1865 годах.

Несмотря на культовый характер здания, площадь перед ним всегда привлекала интерес революционно настроенных масс.

6(18) декабря1876 года здесь произошла первая демонстрациянароднической группы «Земля и воля» и впервые выступил Георгий Плеханов (после октябрьской революции его временный памятник находился между изваяниями Кутузова и Барклая-де-Толли).

Здесь достигали пика студенческие демонстрации, начинавшиеся у Аничкова моста. В Кровавое воскресенье 1905 года толпа соорудила баррикады из скамеек в только что оформившемся сквере у собора.

27 октября (8 ноября) 1893 года в соборе отпевали Петра Чайковского.

21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых произошла давка, по официальной версии, унёсшая жизни 34 человек.

Источник: https://mappoi.ru/poi/kazanskiy-sobor-sankt-peterburg--2092

Масонский след в архитектуре Петербурга

Город

13:26, 14.02.2017

Реальные и надуманные знаки тайного братства на улицах города.

Петербург считается самым масонским городом России. Членами ордена тайно или явно были самые влиятельные люди города, которые приложили руку к его архитектуре. Всевидящее Око следит за горожанами и туристами не первое столетие с фасадов разных зданий Санкт-Петербурга. «Карповка» посмотрела, где в городе встречаются символы «вольных каменщиков» и так ли страшны циркули и треугольники таинственного ордена.

Око, циркуль, три угла

Масонами себя называют четыре миллиона человек по всему миру. Такое масштабное движение родилось в кругу вольных каменщиков или строительных артелей в средневековье. Создатели огромных готических храмов, которые возводили десятилетиями, невольно сближались.

В группах устанавливались иерархия, правила приема новичков, свои ритуалы и способы разрешения споров. К XVIII веку каменщики по всему миру образовали закрытое общество, в которое принимали только по приглашению и рекомендациям.

Такая таинственность пугала остальной мир.

Современные масоны называют себя не «тайным обществом», а «обществом с тайнами». Сейчас масоны ведут свои сайты, приглашают вступить в их братство, выступают на радио, пишут статьи. деятельность общества — благотворительная.

Самые известные символы братства вольных каменщиков — треугольная линейка, циркуль и Всевидящее Око (еще его называют Лучезарная Дельта). Циркуль и треугольник символизируют небо и землю соответственно. В небе чертит свой план Великий Строитель Вселенной, на земле работает человек. Око в лучах — символ просвещенности, вечного присутствия главного Строителя масонов. Эти и другие символы, напоминающие о происхождении общества от каменщиков, можно встретить по всему Петербургу.

Елагин остров

В России масоны распространились при Екатерине II. Видным членом общества был сенатор Иван Елагин. Он занимал почетное звание великого мастера в Провинциальной ложе Санкт-Петербурга.

Павильон «Ротонда», или «Павильон под флагом»

Перед дворцом сановника на Елагином острове разбили «философский сад» — традиционное для масонов место. Считается, что члены ордена собирались в павильоне «Ротонда» («Павильон под флагом»). По легенде, когда в парк приехал известный мистик и чародей граф Калиостро, именно в ротонде проходил ритуал посвящения в масоны. Тому, кто выдержит курс посвящения и повторит его через полвека, граф обещал 5557 лет жизни.

Во время реставрации в XX веке под павильоном обнаружили большой подвал с загадочными сосудами, назначение которых так и не выяснили. Здание стоит в окружении лиственниц — символических для братства деревьев. Якобы они растут на месте встречи четырех стихий — воды, воздуха, огня и земли — и идеально подходят для магических церемоний. На самом деле ротонду построили в 1824 году, а Иван Елагин скончался за 30 лет до этого.

Где найти: Елагин остров, 4, лит. Н.

«Ротонда» на Гороховой

Еще одна ротонда Петербурга за два века обросла мифами и суевериями. Речь идет о необычной парадной жилого дома 57 на Гороховой улице. Винтовая лестница оплетает шесть отдельно стоящих колонн в центре холла.

Ротонда до реставрации

Фанатики называют «ротонду» «Центром мироздания». Все дело в расположении дома. В городе шесть аналогичных ему сооружений. Считается, что если соединить их линиями на карте, получится масонская пентаграмма, а парадная на Гороховой — опорой звезды. Однако такие предположения ничем не подкреплены. Если на карте соединить шесть самых известных ротонд города, загадочный символ все равно не сложится.

С масонами этот дом связывают через графа Андрея Зубова, одного из арендаторов, принадлежавшего к таинственному братству. По легенде, в подвале «ротонды» проходили обряды посвящения в масоны.

В подпольном помещении есть ход, который ведет в соседний двор. Сейчас этот тоннель забетонирован, а его назначение так и не выяснили. По рассказам, однажды люк в подвал раскололся, а трещины образовали пентаграмму.

Любители мистики считают, что в XIX веке масоны замуровали туда одного из предателей ордена.

«Ротонда» до капитального ремонта

Обитатели и гости «ротонды» уверяют, что мистическая атмосфера присутствует в необычной парадной до сих пор. Ее не спугнули даже капитальный ремонт и входная плата в 30 рублей для туристов. Здесь рассказывают и о сошедших с ума петербуржцах, и о Сатане, которого якобы можно увидеть в полночь.

Но, пожалуй, самой загадочной остается лестница, которая ведет в никуда (или в другое измерение, кому как больше нравится). Пролет отходит от главного «винта» и упирается в стену, перед которой есть небольшая площадка.

Смысл странной конструкции до сих пор неизвестен, что подогревает интерес жадных до мистики горожан.

Где найти: улица Гороховая, 57.

Терем на Мойке

Двухэтажный теремок на набережной реки Мойки, 114, построил архитектор Виктор Шретер в 1890 году. Особняк с высокой башней был домом для семьи строителя. При этом на фасаде, под небольшим балконом, красуется масонский циркуль и угольник.

Циркуль и угольник под балконом особняка

На самом деле архитектор вдохновлялся постройками старинных европейских городов, поэтому дом получился настолько непохожим на окружающую архитектуру. Для масонских атрибутов тоже нашлось объяснение — циркуль и треугольник символизируют не тайное общество, а профессию архитектора. По другой версии — герб Петербургского общества архитекторов, основателем которого являлся Виктор Шретер.

Где найти: набережная реки Мойки, 114.

Казанский собор

Всевидящее масонское око украшает несколько фасадов православных церквей в Петербурге. Одно из них смотрит на город с Казанского собора. Казалось бы, какое отношение имеет символ мистического братства к православному собору.

На самом деле глаз в треугольнике, окруженный лучами, в данном случае символизирует Всевидящего Бога, а не Строителя. Равносторонний треугольник символизирует триединство, а сияние — божественную славу. При Александре I этот знак использовался для украшения орденов и медалей после войны 1812 года.

Этим же объясняется «масонское Око» на одном из рельефов Александровской колонны.

Око на фронтоне Казанского собора

Где найти: Казанская площадь, 2.

Церковь строителей

Еще один глаз смотрит со стены церкви Макария Египетского при Горном институте на 21-й линии Васильевского острова. Но и здесь связь с масонством лишь косвенная. Появление Ока как символа строительства на церкви института, который с 1773 года выпускает инженеров, вполне обосновано.

Где найти: 21-я линия Васильевского острова, 2.

Строгановский дворец

Роскошный дворец на набережной Мойки построил архитектор Растрелли по частному заказу камергера Сергея Строганова. В середине XVIII века огромное здание в стиле барокко возвели всего за шесть месяцев. Однако уже в конце столетия большую часть дворца уничтожил пожар.

За перестройку взялся бывший крепостной Строгановых, архитектор Андрей Воронихин. Считается, что он был вхож в масонскую ложу. Те, кто отрицают христианское происхождение символа Всевидящего Ока, считают, что глаз на Казанский собор «поселил» именно бывший строгановский крепостной.

К его строительству он также приложил руку.

По легенде, интерьеры дворца пестрели масонскими символами. Архитектор так увлекся любимым братством, что даже парадные залы символизировали ритуальный путь масонских посвящений, а многочисленные узоры включали в себя эмблемы духовного восхождения.

К тому же сын Строганова, Александр Сергеевич, был не только президентом Академии художеств, но и масоном. Он нередко проводил собрания во дворце, в Египетском кабинете. Из этой комнаты, кстати, открывается чудесный вид на фасад Казанского собора. Сегодня в Строгановском дворце можно найти гранатовый цветок или скрещенные ключи — одни из многочисленных символов таинственного братства.

Где найти: Невский проспект, 17.

Ксения Нестерова

Источник: https://karpovka.com/2017/02/14/321143/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
Когда у Юли день ангела

Закрыть