Когда можно набирать в церкви иорданскую воду

Крещение: все про святую воду | Милосердие.ru

Когда можно набирать в церкви иорданскую воду

Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Изображение с сайта pravoslavie.ru

Эти события произошли на реке Иордан примерно 2000 лет назад. В то время там проповедовал и крестил Иоанн Предтеча. Многие иудеи шли к нему креститься – так они думали «очиститься» от грехов. Но Иоанн Предтеча «очищал» не всех желающих: он напоминал, что перед омовением надо исповедать грехи — покаяться, только тогда грехи «смоются».

Но вот на Иордан приходит Христос. Иоанн вначале не решается крестить Христа, но затем повинуется.

Как только Христос сошел в Иордан, Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Христа, а с неба услышал голос Бога Отца: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Зачем крестился безгрешный Христос?

В Иордан погружались и грешники, и Христос. Но для первых это было крещением покаяния, и прощение выражалось в омовении. Люди сходили в Иордан, чтобы смыть свои грехи.

Христос вошел в Иордан, чтобы принять на себя все последствия грехов человека, вместе со страданием и болью, которые грехи приносят. Принять вплоть до смерти на Кресте, но — в конечном итоге — чтобы победить грех и смерть.

И первое действие произошло уже, как только Христос вышел из вод Иордана: воды освятились. Освящение, преображение воды – тварной стихии – стало залогом и началом будущего преображения всего творения, и главное – человека, его рождения в духе, из земной, материальной, конечной жизни — в жизнь вечную. Этот залог жизни вечной человек и принимает в Святом Крещении как дар, который призван раскрыть.

Смысл праздника

Главных «событий», которые мы празднуем в Крещении – два: Крещение Иисуса Христа, взявшего на себя грехи людей, и явление до тех пор неведомой тайны о Боге Едином в трех Лицах — Пресвятой Троицы — многим людям. Бог Отец говорил с Неба, свидетельствуя, что Христос — Его Сын, Сын Божий крестился в водах Иорданских, а Святой Дух сошел на Христа в виде голубя.

Поэтому день Крещения Господня еще называется Богоявлением. И поэтому, принимая святое Крещение, человек крестится во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Когда происходит освящение воды?

В храмах великое освящение воды происходит в Крещенский сочельник – утром 18 января, и в сам праздник Крещения – утром 19 января.

Водосвятный праздничный молебен и 18, и 19 января начинается сразу после Литургии (с утра) — в храме или на улице, на водоеме около специально устроенной проруби, которую называют «иордань».

Во время шествия к месту освящения совершается каждение и поются специальные тропари, раскрывающие смысл Крещения Христа, и связь этого события и освящения воды.

В молитвах на освещение воды говорится о придании ей различных благодатных даров, а также помощи и просвещении тех, кто набирает ее для пития, кропления, освящения домов.

Вода, освященная 18 января, в Крещенский сочельник, и 19 января, в сам праздник Крещения, имеет совершенно одинаковые свойства и силу.

Великое освящение воды совершается лишь дважды в год — 18 и 19 января — накануне и в сам праздник Крещения. Его нельзя путать с малым освящение воды на водосвятных молебнах, которые служатся в течение всего года в определенные дни, а также по просьбам верующих.

Вся ли вода на земле в ночь с 18 на 19 января – святая?

В ночь с 18 на 19 января все земные воды являют присутствие благодати Божией.

Однако верование в то, что в ночь Крещения освящается всяческая вода, не уравнивает всю воду с той водой, которая освящается в храме. Освящение вод в крещенскую ночь – это однократное проявление Божией благодати. Освященная же в храме крещенская вода не утрачивает свою силу со временем. То, что в этот день вся вода освящается, не умаляет и не отменяет таинства освящения воды в храме.

Как простая вода становится святой?

Вода освящается не потому, что в нее погружается крест и она приобретает «ионы серебра», как писалось в антирелигиозных советских брошюрах. Вода освящается потому, что ее однажды освятил Христос в Своем крещении, и, в ответ на молитвы Церкви, продолжает делать это, посылая Святого Духа. Вода становится святой потому, что по молитве Церкви с ней соединяется Божия благодать.

Священнику дана власть испрашивать в особых молитвах и священнодействиях ниспослания на воды благодатных даров Божиих. В молитвах на освящение воды говорится: «О еже освятитися водам сим силою и действием, и наитием Святаго Духа, Господу помолимся».

Святой Дух входит в обычную воду и делает ее необычной, делает ее святыней, которая, в свою очередь сообщает благодать всему, что соприкасается с нею. Сначала священник освящает обычную воду, читая над нею молитвы и погружая в нее крест.

А затем уже сама эта вода сообщает благодать тому, что священник окропляет ею.

Крещенская вода – не магическое средство от болезней

Нельзя считать, что автоматическое потребление святой воды принесет благодатную пользу. Нельзя использовать святую воду как «средство» от болезней, проблем и «сглазу». Недостаточно и одних слов молитвы, если человек произносит их без веры, как заклинания. Только вера во Христа делает человека способным принять Его благодать, сообщаемую любой святыне, в том числе и святой воде.

Крещенская вода: как пить и как хранить?

Крещенская святая вода – величайшая святыня Церкви. Поэтому, чтобы она помогла человеку, использовать и хранить ее надо разумно и бережно.

Крещенскую воду в Крещенский сочельник и сам праздник Крещения можно пить в течение всего дня. В другие дни, по установившейся традиции, крещенскую воду принято пить натощак.

Хранить святую воду можно дома в чистом месте. Не нужно хранить ее рядом с продуктами, бакалеей. Не стоит и держать ее в холодильнике – святая вода, как правило, не портится. Сосуд лучше хранить рядом с иконами и другими освященными предметами. И важно помнить, что святую воду надо не просто «хранить», но и регулярно употреблять.

Как часто можно пить крещенскую воду?

Единого «питьевого режима» для святой воды не существует. Главный принцип — не считать, что крещенскую воду можно употреблять только в случае каких-то страшных болезней или неурядиц. Это не магическая панацея, а средство благодатной помощи.

Пить святую воду нужно благоговейно, с молитвой, понимая, что вы принимаете святыню. Если крещенской воды осталось мало, можно добавить ее в обычную воду, от этого сила крещенской воды не изменится.

Святую воду можно не только пить, но и помазывать ею себя, как святым маслом.

Для чего святой водой окропляют жилища и вещи?

В день Крещения принято не только пить святую воду, но и окроплять ею помещения и вещи. Это делается для того, что они стали не только нашими, но Божиими. Чтобы все живущие в освященном доме всегда могли сказать друг другу: «Христос посреди нас».

Опытно известно, как боится святой воды всякая нечистая сила. Но там, где нет искреннего покаяния, молитвы, злой дух, даже будучи изгнан, возвращается.

«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого», говорится в Евангелии от Матфея (глава 12, стихи 43-45).

Можно ли пить Крещенскую воду людям некрещеным или неверующим?

Если этой водой кропят жилище и животных, то любому человеку тем более не возбраняется ее употреблять. При освящении дома ею кропят даже «скаредные места» — туалеты. Конечно, из этого не следует, что некрещеных надо специально поить крещенской водой. Если человек верит в Бога, но еще не крестился, и если при этом он испытывает благоговение к церковной святыне, то это будет только во благо.

Если некрещеный — неверующий человек, и просто ничего не понимая, решил ее попить – тоже ничего страшного не произойдет. Но если человек не просто не верующий, а богоборец, и специально пьет эту воду со злым чувством, то такое потребление крещенской воды нельзя рекомендовать.

Правда ли, что Крещенская вода не портится, и куда можно выливать Крещенскую воду?

Как правило, святая вода не портится. Но если вдруг в святой воде начнутся естественные процессы разложения каких-то организмов, это не значит, что вода — не святая.

Если все же крещенская вода испортилась, то, по обычаю, ее надо вылить в какое-нибудь «непопираемое место». Это либо специальное место при храме, куда сливают при необходимости святую воду, либо река. Можно вылить на газон или под дерево. Не стоит выливать святую воду в канализацию, потому что символические действия имеют значения для нашей души.

Святая вода – не причастие

Бог дал человеку множество Своих даров, которые укрепляют его телесно и духовно: святые чудотворные иконы, святую воду, святое масло, святые мощи великих угодников Божиих buy prednisone online. Но главный дар, который дал человеку Бог – Он Сам. Бог дает нам Себя, чтобы одухотворить нашу природу, наше естество, чтобы мы могли стать подобными Ему, чтобы мы могли жить с Ним, Бессмертным, в жизни вечной.

И этот дар Господь дает нам в Святом Причастии: причащаясь Тела и Крови Господа, мы становимся к Богу близки настолько, насколько можем вместить.

Но от Причастия человека могут отлучить за грехи. Сроки такого отлучения раньше бывали очень длительными: на 7, 15, 20 лет, а иногда и на всю жизнь. Все это время человек не мог причащаться Тела и Крови Христа. Тогда ему разрешалось причащаться крещенской водой. Крещенская вода была заменой Причастия для тех, кто не участвовал в полноте церковной жизни из-за своих тяжелых грехов.

Но, если вы ждете от святой воды максимальной пользы, не ограничивайтесь ею одной. Ведь благодать Святого Причастия гораздо больше, чем та, которую человек получает от святой воды. Идите в храм, пейте святую воду, укрепляйтесь, а потом идите на исповедь и к Причастию – чтобы святая вода стала, по слову Господа, «рекою в жизнь вечную».

Нырять ли в прорубь?

К празднику Крещения на водоемах появляется прорубь — «иордань», обычно высекаемая во льду в форме креста. На реках и других водоемах в этот день также происходит Великое водосвятие, — по такому же чину, что и Великое освящение воды в храме.

Фото с сайта imenno.ru

Насколько важно окунаться в крещенской проруби? Что это дает?Сама традиция купания в проруби обусловлена именно верой в освящение водного естества в день Крещения Господня. Человеку хочется не просто, чтобы его покропили, но всему погрузиться в освященные воды. И если человек делает это с верой, он может получить для себя немалую пользу.

А если такое погружение — просто спорт или дань народной традиции, а желания освятиться нет, то и пользы не будет. Приступает ли человек к купанию в святом источнике или просто пьет святую воду, она имеет благодатную силу только для тех, кто при этом обещает: Господи, я постараюсь жить по-христиански, ниспошли мне свою благодать.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/prazdnik-kreshheniya-smysl-prazdnika-vse-voprosy-pro-svyatuyu-vodu/

Какая вода на Крещение святая

Когда можно набирать в церкви иорданскую воду

МОСКВА, 18 янв —РИА Новости, Алексей Михеев. Сегодня у православных верующих — крещенский сочельник, день, когда во всех храмах в первый раз совершается великое освящение воды (второе будет в сам праздник Крещения Господня).

В народе этой воде приписывают и способность исцелять от всех болезней, и чудесное свойство не портиться. А еще считают, что ночью после сочельника вся вода — и в кранах, и в водоемах — освящается сама собой.

Так ли это и к чему приведут попытки проверить ее святость — в материале РИА Новости.

Фонтан святой Софии

Праздник Крещения Господня, или Богоявления — воспоминание дня, когда Иисус Христос пришел на реку Иордан, где принял крещение от пророка Иоанна — в России традиционно предваряется «навечерием», или крещенским сочельником.

С древних времен в оба эти дня совершается Великое освящение воды. Сегодня ей окропляют жилища и пьют натощак, а раньше в этой воде крестили новых членов Церкви.

Просто купаться в крещенской воде, как заведено в наши дни, было немыслимо — к ней относились как к великой святыне.

«Изначально воду на Богоявление просто набирали для питья. В IV веке святитель Иоанн Златоуст говорил об особом знамении — эта вода не портилась.

Традиция совершения особой молитвы на освящение воды в этот день появилась в Антиохии в V веке и постепенно распространилась по всему христианскому миру, хотя еще век спустя в Константинополе богоявленской считали воду, набранную в ночь праздника из фонтана перед храмом святой Софии.

По этим свидетельствам видно, что воду набирали для питья, а не купались в ней», — рассказывает руководитель информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата иеромонах Геннадий (Войтишко).

Море, полное рыб

Практика освящения морских и речных вод, распространенная сегодня в России, также не имеет ничего общего с традициями древней Церкви. «В чине освящения воды ничего не говорится о погружении в эту воду, купании в ней — только о питье и окроплении домов. Поэтому и вода для такого освящения должна быть питьевой — не соленой морской, не болотной или грязной речной», — отмечает священнослужитель.

Купания в крещенской воде неоднократно осуждались церковными авторами и специалистами по богослужебному уставу. Отец Геннадий напоминает, что ныряние в водоем за крестом, брошенным туда священником (обычай, распространенный сегодня в Греции), тоже не несет духовной пользы, а оправдывать освящение морей тем, что в них плавают рыбы, которых потом можно съесть, совершенно дико.

«Ни о каких рыбах в воде, освященных на Богоявление, и прочей чепухе речи нет ни в одном источнике. После ныряния за крестом освящение морской воды с целью освящения рыбы — очередная греческая богословская новость», — убежден иеромонах.

Не ждать манны с неба

Но обязательно ли каждый год заново освящать воду и нельзя ли освятить все источники раз и навсегда? Чем отличается вода крещенского сочельника от воды, освященной на само Крещение, и обе они — от той воды, которая каждую неделю освящается в храмах в течение всего года? Ничем. Дело только в отношении к событию, которое произошло в Палестине на заре новой истории.

«Вся наша жизнь наполнена повторяющимися событиями. Так, мы вынуждены изо дня в день есть, работать, напоминать другим о том, что мы их любим, ходить каждый год на дни рождения. Но мы всегда знаем, что день рождения своего ребенка куда важнее.

Так же и тут — есть великое освящение воды, когда мы вспоминаем: сам Христос показал, как нужно креститься, освятил Своим естеством воды.

Но при этом оно нисколько не умаляет обычного водосвятного молебна», — размышляет клирик Свято-Пантелеимоновского храма города Орска священник Александр Курсаков.

К утверждению, что в ночь на праздник Богоявления вода таинственным образом освящается сама собой, он относится с изрядным скепсисом и призывает «не искушать Господа Бога попусту». «Для евреев в пустыне чудом была манна, падавшая с неба, а для их детей, кроме манны другой еды не видевших, чудом было то, что еду надо закопать в землю, чтобы вырастить новую. Но это не повод идти в пустыню, чтобы посмотреть, дадут ли тебе манну, когда нечего есть», — продолжает он.

Почему вода портится

«Мои бабушки рассказывали, как в военные годы набирали святую воду в родниках, водоемах И она действительно не портилась и творила чудеса, потому что Бог желал утешить Своих детей в тяжелые времена. Но если сейчас набрать воды из крана, который не меняли 50 лет, и сказать: «вот я сейчас проверю, как Господь воду освящает и будет ли она святой», — ну есть такие, которые ставят эксперименты и через полгода получают протухшую воду. Только где тут вера?» — недоумевает отец Александр.

Бог, по его словам, творит чудеса для верующих. Или для неверующих — в том случае, если им это полезно. «А на «контрольную закупку» Он не подписывался. Поэтому так делать не надо. Нет ни одного случая, когда человек искушал Бога и это закончилось чем-то позитивным», — заключает священник.

«И нас, грешных, освятит»

Настоятель одного из храмов российского юга накануне сочельника с горькой иронией написал на своей страничке в фейсбуке, что «правильное смешение» воды, освященной за два крещенских дня, стало куда важнее воспоминания о том, как зародилось одно из главных таинств христианской веры. Но в то же время без праздничного чина освящения воды обойтись сложно, считает бывший ректор Якутской духовной семинарии игумен Андрей (Мороз). По его мнению, заниматься «важными смыслами» без напоминаний и действия сложно.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое церковная иерархия

«Вот пришли мы за водичкой, услышали в храме слова пророков о пришествии Христа, молимся, прославляем сошедшего в воды иорданские Иисуса, сделавшего это нас ради и нашего ради спасения, понесли в дом водичку, благодаря которой целый год будем помнить о Его к нам снисхождении, — и так верим, что эта водичка, которую освятил Христос, и нас, грешных, освятит», — надеется он.

Источник: https://ria.ru/20190118/1549518899.html

Водосвятие 2019: когда освящают воду в церкви и как использовать иорданскую воду

Когда можно набирать в церкви иорданскую воду
Когда освящают воду на Крещение / bikepost.ru

Праздновать Крещение Господне 2019 Украина – и все православные – начинает уже с вечера 18 января, то есть с Крещенского сочельника.

Ранее Главред узнал, можно ли вышивать в Крещенский сочельник, стричься и что вообще нужно делать. 

Главный обряд праздника – водосвятие, то есть освящение воды. Святят ее как непосредственно в церквях, так и в специальных прорубях, вырубленных во льду в форме креста – так называемых иорданях.

Когда можно освятить воду в церкви

На Крещение воду в церквях начинают святить с вечера 18 января, то есть в Крещенский сочельник. Во многих храмах освященную воду для питья раздают уже после обеда 18 января. Крестят воду и утром 19 января.

Более того, считается, что вода в иорданях остается освященной до самого отдания Богоявления, то есть окончания празднования Крещения 2019, которое состоится 27 января.

По народным приметам, любая вода, на которую в ночь с 18 на 19 января попали лунные лучи, считается освященной самими Небесами. Поэтому в старину (а во многих регионах Украины и сейчас) в эту ночь специально оставляют на подоконниках в прозрачных емкостях заранее набранную воду.

В этих же купелях проводят крещенские купания – перед этим исповедовавшись и причастившись в церкви.

Ранее Главред сообщал о том, где в Киеве можно окунаться на Крещение. В столице Украины на Крещение-2019 обустроят достаточно много купелей.

Святая вода: свойства

Освященная вода считается целебной: она укрепляет веру в человеке и помогает излечиться от болезней.

Водой, освященной на Крещение, принято святить затем свой дом. Делают это правой рукой по часовой стрелке. Начинать непременно нужно от входной двери, осеняя крестом каждый угол, и заканчивать ею же. Тем самым люди ограждают свой дом от злых сил и нечисти.

Святая вода: применение

Верующие люди пьют святую воду ежедневно по утрам – по чайной ложке и обязательно после молитвы. При этом считается, что ни в коем случае нельзя пить святую воду в дурном настроении или со злыми мыслями – так вода теряет все свои чудодейственные свойства.

Молитва на освящение воды в Крещение

Боже Великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди к молящимся рабом Твоим, Владыко: посли Духа Твоего Святаго и освяти воду сию, и даждь ей благодать избавления и благословение Иорданово; сотвори ю источник нетления, освящения дар, грехом разрешение, недугом исцеление, бесом погибель, противным силам неприступну, ангельския крепости исполнену: яко да вси почерпающии ю и приемлющии от нея имеют на очищение души и тела, на исцеление вредом, во изменение страстем, во оставление грехов, во отгнание всякаго зла, на окропление и освящение домов и на всяку пользу подобну. И аще что в домех, или на месте правоверно живущих сия вода окропит, да отымет всяку нечистоту, да избавит от всякаго вреда, ниже тамо да водворяется дух губительный, ниже воздух вредяй, да отбежит всякое мечтание и навет крыющагося врага, и аще нечто есть, еже или здравию живущих завидит, или покою, окроплением сия воды да отразится, яко да благословися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: https://glavred.info/life/10042730-vodosvyatie-2019-kogda-osvyashchayut-vodu-v-cerkvi-i-kak-ispolzovat-iordanskuyu-vodu.html

10 ВОПРОСОВ о крещенской воде

Версия для печати

Их задают постоянно, и, несмотря на то, что священнослужители регулярно на них отвечают, все равно эти бытовые, казалось бы, мелочи, отвлекают от главного — сути праздника Богоявления. 

Предлагаем ответы священника на самые задаваемые в сети вопросы о крещенской воде.

1. Многие верующие во время освящения набирают воду из рек, в частности, из Днепра. Является ли освящение водоемов основанием для употребления воды из них в пищу?

В Украине много еще есть рек и озер, которые почти эталонно чисты. Конечно же, из них можно почерпать воду и до освящения, и после как для питья, так и для приготовления пищи.

Но вода, которая непригодна для питья, однако подлежит освящению (ведь освящается в день Богоявления всякое водное естество!) вовсе не обязательно должна быть для питья. Пример этому имеется там, где служится Великое освящение воды над морем. Вода освящается, но никто не станет пить солено-горькую воду и в приготовлении пищи ее не будет употреблять. Но в нее погружаются, ею окропляются сами, окропляют других, предметы, животных и прочее.

2. Если крещенская вода в банке позеленела, свидетельствует ли это о «неправильной духовной атмосфере» в доме? О чем это говорит?

Скорее, это говорит о том, что вода стояла на солнце. Надо помнить, что освященная вода остается по всем физическим параметрам все равно водой. Другое дело, что метафизически она приобретает силу освящения! Но о ней требуется тоже определенная забота.

Ее следует ставить в темное место, желательно рядом с иконами, в шкафчике. У меня, например, хранится вода с Иордана еще 1981 года освящения в запечатанной бутылочке! Для меня это особая святыня. Она сохраняет свежий вид до сих пор.

А один священник пять лет тому назад мне рассказывал, как после смерти своей мамы обнаружил у нее бутылки с Крещенской водой еще с 1947 года! И вода была совершенно свежая, пригодная для питья.

Хранила ее с благоговением, и этого было достаточно, чтобы вода стала свидетельницей любви почившей к святыне.

Но и болезненное душевное состояние людей может сказываться на воде. Например, вода редко хорошо стоит там, где частые ссоры, где бранные скверные слова, где рукоприкладство, блуд, прелюбодеяние, скверноприбытчество. Здесь Господь через воду может показать мерзость запустения в таком доме

3. Отличается ли крещенская вода от «обычной» святой воды?

Чтобы ответить на этот вопрос, важно выяснить, что используем мы в быту наименование «святая вода» неверно.

Дело в том, что святой вода быть не может. Она – освященная. По-гречески «Мегало агиазма» переводится как «Великая святыня», но не «святая» (по-гречески «Агиа»).

Слово «святыня» свидетельствует о святости предмета, но сам предмет не является «святым», поскольку, по большому счету, «Един свят, един Господь».

И человек в силу образа и подобия Божия тоже может быть святым, святыми могут быть Дары, храм тоже может именоваться святым — ради того, что является местом особого пребывания Бога. А вода может быть освященной, святыней.

Итак, если мы обратим внимание на чины освящения воды в дни Крещения Господня и в иные дни, то увидим, что освящающей молитвой призвания Духа Божия на воду остается одна и та же: «Приклони, Господи, ухо Твое и услыши ны, иже во Иордане креститися изволивый». Именно эта молитва читается перед погружением креста как в Великом чине освящения, так и в малом. И во время ектении мы просим об одном и том же: «О еже ниспослати Господу Богу благословение Иорданово, и очистити воды сия, Господу помолимся!».

Таким образом, мы видим, что и в Великом чине освящения воды, и в Малом чине, вода имеет одну и ту же освящающую силу воды Иорданской, которую благословил Господь Своим вхождением в речные струи.

Просто Крещенская вода освящается с большим торжеством, и потому ей оказывается больше почестей и придается большее значение.

4. Чего нельзя делать с крещенской водой?

(Можно ли выливать ее в раковину или на землю; что делать, если она пролилась на пол, можно ли просто вытереть тряпкой?)

Освященную воду, как уже говорилось, хранят дома с благоговением. Если случилось, что вода пролилась, или разбился сосуд, в котором хранилась святыня, то будет правильным собрать агиасму чистым рушником или новой ветошью и отжать в другой сосуд, чтобы вылить в проточную воду или другой естественный водоем. Можно также отжать рушник в горшки с домашними цветами.

В раковину, которая сообщается с канализацией, выливать освященную воду недопустимо!

5. Что делать с крещенской водой, если она испортилась? (как узнать, испортилась ли она?)

Вода освященная, как упоминалось ранее, имеет все свойства воды обычной и может портиться. Прежде всего, потому, что ее наливают в посуду недостаточно чистую, или берут из источника загрязненного, или, возможно, хранят в жарком месте, на солнце.

Один священник говорил, что видел, как у людей портилась вода, хранящаяся в посуде с неподобающими надписями, например, на бутылке не убрали прежнюю этикетку «Водка» или просто «Лимонад». Само такое отношение к агиасме может стать поводом, чтобы ради посрамления неблагочинных людей, вода проявила свойства испорченности: затхлый запах, обильные хлопья осадков, плесень, позеленение дна и стенок сосудов.

Но даже в таком состоянии вода не лишена своих благодатных свойств, потому требует уважительного к ней отношения. Ее пить уже нельзя, но можно ею окроплять. Однако я рекомендую все же взять из церкви другую освященную воду, а испортившуюся вылить или в домашние цветочные горшки, или в водоем.

6. Крещенская вода считается особенно целебной. Возможно ли ее употребление при болезнях, если так рекомендуется в различных «целебниках» и прочих книгах с заговорами?

Освященная вода имеет силу целить Божьей волей, а не потому, что имеет некую магическую силу. Поскольку Господь действует посредством освященной водной стихии, то волен это делать в разных проявлениях: кому-то будет подано благословение на исцеление, а кто-то призван вразумляться через освященную воду вплоть до болезней!

Мне одна женщина принесла показать гадательные карты, которые она положила тайком в пасхальную корзину с яствами для окропления их освященной водой — так ей посоветовали, чтобы лучше гадалось. Так вот, туда, куда попали капли воды, на картах появились пятна, словно их прожгли горячими каплями свинца или олова!

Потому я бы поостерег тех людей, что хотят святыню использовать в магических целях: Господь может посрамить эту затею самым неожиданным образом!

7. Можно ли, чтобы у христианина дома не было крещенской воды? Что делать, если вода заканчивается?

Христианин не от того христианин, что у него есть в наличии освященная вода, а потому что живет по-христиански.

Однако у христианина есть потребность все в своей жизни освящать, посвящая и самую жизнь Господу святому. Потому обычно дом христиан с иконами, сосудами освященной воды, благодатного масла, в сухих туесках хранят антидор для ежедневного принятия с молитвой.

Это общение со святынями наполняет жизнь христианина не просто ритуалами, а дает возможность почувствовать укрепляющую силу Божию, действующую через них.

Как иногда Господь это делал в Евангельских историях: не просто исцелил, а дунул и плюнул, или брение соделал и помазал слепорожденному очи, или непосредственно вложил пальцы Свои в уши глухому и прочее.

8. Как употреблять крещенскую воду? Можно ли ею, например, запивать лекарства?

Освященная вода должна быть употребляема на всякое добро и в разных потребностях. Ею можно окроплять для благословения те или иные предметы, места проживания, животных, растения. При помощи освященной воды силою Божьей изгоняем всякую нечистоту, которая может проявляться через предметы или животных, людей.

Агиасма предназначена для исцелений. Ее хорошо и ежедневно принимать натощак с молитвой. И можно пить в болезни даже не натощак. Также освященная вода может быть употребляема в сочетании с лекарствами. Она уместна и в тяжелом духовном состоянии: скорби, депрессии, духовной растерянности, унынии. Ею можно кропить себя, умываться и, конечно, испивать в разумном количестве – около полстакана, не больше.

К воде, повторюсь, должно быть отношение благоговейное.

9. Является ли препятствием для принятия святой воды очистительные дни у женщин?

Согласно выводам Патриарха Сербского Павла, в месячные дни женщине непозволительно только причащаться Христовых Таин. Ее состояние остается полноценным в христианстве, а значит, и все святыни она может лобызать, их касаться; мазаться благословенным маслом и испивать освященную воду.

10. Почему освящают воду и в Навечерие Богоявления, и на Крещение?

Многие считают, что это «две разные» воды, и выстаивают очереди, чтобы набрать и ту, и другую. Отличаются ли эти две воды по воздействию?

Вообще двойной чин Великого освящения воды существует только в Русской Церкви и Церквях, принявших от РПЦ эту традицию. В древних Церквях воду освящают только в Сочельник Богоявления, т.е. накануне самого праздника Крещения.

Дело в том, что в Сочельник или Навечерие Крещения служится Вечерня непосредственно уже самого праздника Просвещения (такое еще имеет название этот праздник). И, как завершение Вечерни Крещения, бывает литания с исходом к источнику для Великого водоосвящения. Эта традиция совершается и в нашей Церкви.

Но примерно с 15 века из-за того, что русские деревни находились на большом расстоянии от сел с церквями, епископы и священники стали ездить по этим деревням, чтобы для них святить воду и в сам праздничный день. Так канонизировалась традиция для Русской Православной Церкви освящать воду повторно на сам праздник Крещения, хотя особой для этого нужды, на сегодня, не имеется.

Более верно почерпать воду во время освящения в Навечерие Крещения — 18 января по новому стилю (5 января по старому). А кто не успел или почему-то не смог это сделать в Сочельник, имеют возможность взять освященную воду на день позже — 19 января по новому календарному стилю.

Как вы понимаете, свойства воды, освященной что в Сочельник, что в день праздника, идентичны и незачем брать воду дважды.

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400

Источник: http://orthodoxy.org.ua/data/10-voprosov-o-kreshchenskoy-vode.html

В струях иорданских

4447      0

Другое название этого праздника — Богоявление. Так он называется потому, что Бог, единый в Троице, явил Себя в Трех Своих Ипостасях: Сын Божий крестился от Предтечи в водах Иордана, Дух Святый в виде голубя опустился на Него с небес и прозвучал голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). Так люди впервые смогли увидеть, что Иисус Христос не только человек, но и Бог.

Также существует третье название этого праздника — Просвещение, возникшее потому, что Бог есть Свет и явился просветить народ, сидящий во тьме, после чего сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (ср.: Мф. 4, 16). И крещение, становящееся для каждого человека рождением в жизнь вечную, является духовным просвещением.

В этот день и накануне, в крещенский сочельник (по гражданскому календарю 18 и 19 января) в память о том, что Господь Своим крещением освятил воду, совершается Великое водосвятие — Чин освящения воды. Освящение воды в крещенский сочельник проходит в храмах.

В день Крещения вода освящается также на открытых водоемах, если храм находится от них в непосредственной близости.

Для этого во льду вырубают прорубь в виде креста (так называемую Иордань), к которой шествуют с торжественным крестным ходом, получившим название «ход на Иордань».

В церковном действии великого освящения воды нашли свое выражение многие из библейских образов, особенно евангельский образ «воды живой» — знак благодати Духа Святого. В воду с молитвой погружается крест, и вода, омывшая изображение распятого Христа, становится святой. Так воде преподается незримая благодать Божия.

По словам пророка Исаии: Укрепите ослабевшие руки, и утвердите колена дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш Он придет и спасет вас и превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля — в источники вод (Ис. 35, 3–7), и в радости будете почерпать воду из источников спасения (Ис.

12, 3).

Крещенская вода — одна из величайших святынь (по-гречески «агиасма» — «святыня»), которая сопровождает нас всю жизнь — мы окунаемся в нее в Крещении, нас окропляют святой водой на молебнах в храмах, во время крестных ходов, при освящении жилых домов и помещений. Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, ею окропляют и усопшего человека, провожая его в последний путь.

По церковным канонам агиасма считается своего рода низшей степенью Святого Причащения: ее принимали кающиеся, находящиеся под епитимьей отлучения от Причащения за тяжкие грехи. Запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым сопровождался словами: «Точию агиасму да пиет».

Как и к каждой святыне, к освященной воде нужно относиться с благоговением. Хранят ее в специально отведенном месте, например, рядом с домашним иконостасом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лет собору Василия Блаженного

Употреблять ее, как и просфору, принято натощак, после утреннего молитвенного правила, ведь святую воду пьют не просто для утоления жажды, а ради усвоения ее благодатных свойств, для излечения духовных и телесных недугов.

Поэтому, если сложились особые обстоятельства (тяжелая болезнь, испуг, искушения и т.д.), пить ее можно — и нужно! — в любое время. Святой водой также можно кропить дома и квартиры для очищения их от всякой скверны.

Нужно только помнить, что святая вода помогает христианам, истинно верующим в силу Божественной благодати, и только в этом случае возможны чудеса исцелений.

Если же человек — неверующий, и действует скорее из любопытства, «на всякий случай», не раскаявшись в содеянных грехах, то ждать помощи не приходится.

Одним словом, «секрет» действия святой воды, как и любой святыни, заключен не в ней самой, а в сердце человеческом — так, человек с нечистой душой и злой по натуре никогда не сможет принять благодатные дары, которые подает нам Господь.

Крещенская вода – не магический талисман

За те десятилетия, когда церковная жизнь в нашей стране была фактически под запретом, в народе широкое распространение получили различные предрассудки и суеверия, связанные со значением святой воды.

Один из предрассудков связан с тем, что крещенскую воду нужно набирать именно 19 января, а потому в этот день десятки тысяч людей стремятся прийти в храм и толкаются в огромных очередях, где нередко можно услышать ругань и распространение предрассудков — вот что приходится наблюдать в этот святой праздник. Вода становится своего рода трофеем, добыть который нужно любой ценой.

А ведь за святой водой в храм можно приходить и в предыдущий, и в последующие дни, потому что вода становится святой после церковной молитвы, а не потому, что настало 19 января. И поскольку она освящается одинаково, вода, освященная в крещенский сочельник и в день Крещения, не различается по свойствам.

Распространено и такое заблуждение: якобы вода, собранная из семи церквей в праздник Крещения, является более «сильной». И что удивительно — многие люди верят этому! На самом деле благодатная сила крещенской воды, освященной в праздник Богоявления в любом православном храме, совершенно одинакова, и от соединения воды из семи храмов ничего не прибавляется.

Другой распространенный предрассудок связан с тем, что купание в проруби на Крещение якобы смывает с человека все грехи. Конечно же, это не так! Купание в проруби — это старинная благочестивая традиция, но церковным таинством она не является, а оставление грехов возможно только во время исповеди в храме, в Таинстве покаяния.

Также бытует мнение, что вся вода на планете в праздник Крещения становится святой, даже из-под крана. Если рассуждать широко, то, конечно, можно сказать, что освящается вся вода. Но при этом нужно очень четко уяснить, что вода освящается не сама собой, но благодаря тому, что есть Церковь. Важно понимать, что освящение воды — не магическое действо. Благодать действует не механически, а по вере христианина.

Поэтому христианин должен участвовать в церковной молитве и брать воду в церкви. Если же он, ссылаясь на то, что вся вода в праздник Крещения — святая, ленится пойти в храм, пренебрегает Чином освящения, таким образом он пренебрегает Божественной благодатью и согрешает пред Господом.

Но если у человека нет физической возможности посетить храм (он болен, храм находится крайне далеко, иные объективные обстоятельства), он может набрать воду в ближайшем водоеме или даже из-под крана (и вода будет иметь те же свойства), но делать это надо с верой и молитвой.

Довольно распространено также заблуждение, что богоявленская вода сохраняет свои свойства только один год, до следующего праздника Крещения Господня. Это не так.

Освященную воду можно использовать в течение любого времени — при условии бережного хранения она не портится. Если же вам кажется, что крещенская вода более непригодна к употреблению, ее можно вылить, но ни в коем случае не туда, куда мы выливаем все отходы.

Для этой цели при храмах существуют сухие колодцы. Также можно вылить ее в проточную воду (открытый водоем).

Великая агиасма

Свойства Богоявленской воды поистине удивительны, и в истории Церкви есть масса тому примеров.

Так, преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им крещенской воды, преподобный Амвросий Оптинский послал смертельно больному бутылку со святой водой — и человек излечился, а иеросхимонах Серафим Вырицкий советовал окроплять пищу крещенской водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец благословлял принимать по столовой ложке святой воды каждый час и был твердо уверен, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, нет.

А вот что писали о святой воде и празднике Крещения другие подвижники Православия.

Святитель Иоанн Златоустый, архиепископ Константинопольский: «Почему же Богоявлением называется не тот день, в который Господь родился, а тот, в который Он крестился? Настоящий день есть тот самый, в который Он крестился и освятил естество вод.

Поэтому в этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два, и три года, остается неповрежденною и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников.

Почему же этот день называется Богоявлением? Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда крестился».

Затворник Георгий Задонский: «Когда человек употребляет просфору и святую воду, тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

Святитель Димитрий Херсонский: «Освященная вода имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею».

Святитель Феофан Затворник: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др.

, включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,— имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских.

Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/v-struyakh-iordanskikh

Страсти по воде. Отличается ли вода канунная, взятая вечером 18 января, от воды крещенской – 19 января? Когда всё-таки надо набирать воду | Церковь Всех Святых

Крещение Господне – праздник, посвященный не только событию Крещения Христа Спасителя, но и явлению миру Прествятой Троицы. Воплотившийся Сын приходит на Иордан, Дух является в виде голубя, слышен и голос Отца.

Поэтому праздник и называется иначе Богоявлением Благодать освящения подается воде одна и та же, как в Навечерие Богоявления (5/18 января), так и в сам день праздника Богоявления (6/19 января): один общий праздник и один и тот же чин молебна.

Основание для великого освящения воды в Навечерие (5/18 января) заключается в том, что в этот день совершается Великая праздничная вечерня, которая соединяется с Литургией святителя Василия Великого. Следовательно, праздник уже начался. В сам день Крещения Господня совершается великое повечерие, торжественная Утреня и Литургия святителя Иоанна Златоуста. В наше время двукратное совершение чина великого водосвятия стало уставной традицией.

В древней Церкви для этого была важная причина: накануне этого праздника совершалось крещение оглашенных. Ради этого таинства и совершалось первое великое водосвятие в воспоминание Крещения, которое принял Господь в водах Иордана от руки св. Пророка Иоанна Предтечи.

Разница между первым и вторым освящением том, что в Навечерие Богоявления водосвятие совершалось в храмах, где крестились оглашенные, а в день праздника Богоявления шли на реку Иордан. В первые века (включая даже IV и V столетия) великое водоосвящение происходило только в Иерусалимской Церкви, где было обыкновение выходить на реку Иордан к тому месту, где принял Крещение наш Спаситель.

Позже стали устраивать «Иордань» и в других местах, где были реки или озера. К крещенской воде христиане имеют великое благоговение. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят весь год.

И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, но почерпнутая ныне целый год, а часто два и три остается свежею и неповрежденною, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников» (Беседа XXXVII. На Крещение). Накануне сочельника давайте соберемся семьей  и прочитаем вслух о смысле праздника Богоявления.

О том, что чудо великое свершается, Сам Бог приходит в человеческий мир, чтобы преобразить каждого из нас, оживотворить, даровать надежду и вечную, благодатную жизнь. Сходите накануне праздника на торжественную  службу,  не на десять минут, а от начала до конца, но какая за этой трудностью откроется  радость–  и  она ни с чем не сравнится Утром придите в храм, к началу службы. Помолитесь, а может быть, кто и найдёт в себе силы и решимость подготовится ко причастию. А там можно и водичку освятить и нести домой,  как символ, как знак таинственной причастности. И сопричастность эту иначе как посредством личных усилий, хоть малых, но сознательных не приобрести. Словом, давайте не лениться вникать в собственную веру, и не умом только, но поступками, согласными с церковным опытом, и эта смиренная сопричастность Христу откроет нам совершенно иной, недостижимый в обычной жизни опыт.

Как происходило Крещение

Согласно евангельскому свидетельству, к Иоанну Предтече, который находился у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1:28) пришел Христос, которому было тогда, как утверждает евангелист Лука, тридцать лет. Рождество Мессии стало началом новой эры для всего человечества, Крещение же – провело границу между Ветхим и Новым Заветами. Древние иудеи – согласно ветхозаветному пророчеству – знали о приходе Мессии, ждали Его.

Некоторое время за Него принимали Иоанна Крестителя, странного пустынника, носившего одежды из верблюжьей шерсти и питавшегося диким медом. При этом сам святой осознавал свою особую роль – возвестить о скором пришествии Спасителя.

Из Евангельского повествования известно, что ангел, который засвидетельствовал Захарии о рождении Иоанна, предсказал, что он будет назореем, то есть полностью посвятит себя служению Богу. Так и произошло. Предтеча – тот, кто идет прежде («пред») Христа, то есть – предшественник, предвестник. Иоанн Креститель стал последним ветхозаветным пророком, посланным, чтобы предупредить о том, что Спаситель уже рожден.

Он не был обычным проповедником, но передавал людям волю Бога (Лк. 3:2) и был исполнен Духа Святого, еще не родившись на свет, в чреве матери (Лк. 1:15). Местоположение Виафары, куда пришел креститься Спаситель, не определено с достоверной точностью. Примерно с XVI века им считается место, где находится сейчас монастырь Святого Иоанна, неподалеку от современной Бейт-Авары.

Согласно евангельскому свидетельству, Иоанн Предтеча, увидев Спасителя, пришедшего к нему, был поражен и спросил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На что Он ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду». И крестившись от Иоанна, Спаситель исполнил ту самую «правду», то есть верность Божиим заповедям.

Святой Иоанн Предтеча принял повеление от Бога крестить народ в знак очищения грехов. Христос, как человек, должен был исполнить эту заповедь и креститься от Иоанна, тем самым подтверждая святость и величие совершаемого и показывая пример смирения и послушания.

Когда крещение произошло, «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк.3:21-22). Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения.

Явление Троицы

Крещение Господне называется также Богоявлением, поскольку при этом событии миру были явлены все три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк.1:11), и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя.

Крещение Иисуса Христа положило начало Его служения в деле спасения человечества. Свое служение Он начинает в тридцать лет, возрасте, в котором Его предок Давид стал царем над Израилем. Крещение в Иордане стало не только символом очищения, но и фактическое преобразующее, обновляющее естество человека действие.

Погружение в воду Иордана – своего рода изображение предстоящей Крестой смерти Христа, Его Воскресения и Вознесения. Спаситель показывает Себя основателем нового Царства, в которое нельзя войти иначе, как будучи «возрожденным водою и Духом» в таинстве Крещения (Мф. 28: 19-20).

После Своего Крещения Спаситель удалился в пустыню, где в молитве и посте начал готовиться к исполнению Своей Миссии. Как свидетельствует евангелист Лука, Христос сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» (Лк.4:2).

Чин великого освящения воды

Рассказ об особых свойствах воды, набранной в день Крещения Господня, мы можем увидеть уже в одной из проповедей Иоанна Златоуста (387 г.): «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».

Воспоминание иорданского события Церковь ежегодно обновляет чином великого освящения воды, которое осуществляется (в случае, если служится литургия святого Василия Великого) после заамвонной молитвы. Если вечерня совершается обособленно, чин положен на ее окончание: после возгласа «Буди держава» священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.

Оно совершается также и в самый праздник после литургии (также после заамвонной молитвы). В навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего водное естество, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в навечерие Богоявления. В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя.

Этот чин получил свое начало в Иерусалимской Церкви, в IV-V веках практиковался лишь в ней одной: по обычаю, все выходили на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. В Русской Православной Церкви водоосвящение в навечерие совершается в храмах, на праздник же оно обычно происходит на реках, источниках и в колодцах — в так называемых иорданях, поскольку Христос крестился вне храма. Сам чин освящения воды приписывают евангелисту Матфею.

Несколько молитв для этого чина написал святитель Прокл Константинопольский. Последование великого освящения воды как в навечерие, так и в самый праздник, естественно, одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды.

Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паремии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектении и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня. В навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на «Слава, и ныне») кондак праздника.

Свеча символизирует свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении. После этого молящиеся прикладываются ко кресту, и священник окропляет каждого святой водой. В Православной Церкви праздник Крещения Господня принадлежит к числу двунадесятых, по новому стилю он празднуется 19 января. Он празднуется с величием, равным Рождеству Христову. Оба эти праздника «соединены» святками. Канун праздника называют навечерием Богоявления, или сочельником.

Его службы сходны со службой навечерия Рождества Христова. В сочельник Богоявления (как и в сочельник Рождества Христова) предписывается строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: дозволяется принятие пищи дважды — еще и после литургии. Попраздненство Крещения Господня длится восемь дней.

Обычно её пьют натощак утром. с молитвой: “Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь“.

Встал человек, перекрестился, испросил благословение у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму. Если предписан приём лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как будет по церковному имя Вадим

Но по особой нужде в помощи Божией – при недугах или нападениях злых сил – пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время или каждый час. Можно ли пить Крещенскую воду не натощак(детям или в болезни) . На вопрос отвечает Типикон,  Можно. Ведь если этой водой кропят жилище и животных, то любому человеку тем более не возбраняется ее употреблять.

 Можно ли пить Крещенскую воду женщинам в нечистоте? Никакого основания для того, чтобы не пить в этом состоянии Крещенскую воду нет.Недостойными святыни нас делают наши грехи, а не физиология. (из ответа прот. Константина ОСТРОВСКОГО журналу «Нескучный сад»).    При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время.

Хранить ее следует в отдельном месте, рядом с домашним иконостасом. Потому что Великая Агиасма является одной из главных святынь Православной Церкви. Само слово “Агиасма” означает “святыня”.

просмотров (1872)

Источник: http://vsehsvyatskiy.prihod.ru/2015/01/15/strasti-po-vode-otlichaetsya-li-voda-kanunnaya-vzyataya-vecherom-18-yanvarya-ot-vody-kreshhenskoj-19-yanvarya-kogda-vsyo-taki-nado-nabirat-vodu/

Отличие святой воды богоявленской и крещенской и причины, согласно которым она является одной из важных православных святынь

Существует ли отличие святой воды богоявленской и крещенской, интересует многих людей. О том, что вода на праздник Богоявления, отмечаемый 18 января, а также на Крещение, обладает особенными свойствами известно практически всем. Однако в чем заключается ее сила, как со святыней правильно обращаться, знают лишь некоторые люди, в результате возникают различные суеверия.

Отличия богоявленской воды от другой святыни

Крещенской называют воду, которую освятили 18 января на праздник Великого освящения. При этом  воду, которая была освящена на Крещение, чаще называют крещенской, а набранную накануне – богоявленской.

Бытует мнение, что вода, которую освятили в эти праздники, является разной. Однако это не так. В действительности ее святят тем же чином, она имеет те же свойства и называют ее великой Агиасмой, что в переводе с греческого обозначает «святыня».

Крещенская или богоявленская святыня отличается от другой воды, освященной в другие православные торжества, к которым можно отнести праздник Николая Чудотворца, Абалацко-Знаменской иконы. Ее достоинство значительно выше. Отличие заключается в том, что святая вода, которая была освящена малым водоосвящением, проводится в любой период времени.

Агиасма – одна из важных православных святынь, которая имеет торжественный чин освящения во время празднования Богоявления. Она обладает также благодатью иорданской воды, в которой омывался Иисус Христос и освятил ее. Поэтому святая вода помогает очистить свою душу от грехов, исцелиться от различных недугов, а также защитить свой дом от негативной энергетики.

Когда можно набирать святую воду

Во время празднования Крещения или Богоявления церковь вспоминает одно из важных событий в христианстве, когда Иоанн Предтеча омывал в реке Иордан Христа. В это время явилась Святая Троица: Сын Господа, Бог Отец и Святой Дух, сошедший в виде голубя с Небес.

Считается, что вода набирает святости в полночь. Однако это не так. Она обладает особой силой только после того, как ее освятили в церкви.

Ее раздают прихожанам после завершения Литургии, а также Великого освящения. Литургия проводится в утренний период в Сочельник, а также утром или в ночь на Крещение. К тому же ее раздают 18 января в вечерний период после проведения Всенощного бдения.

В больших церквях, расположенных в мегаполисах, можно набрать святую воду в любое время 18-19 января. Однако в период проведения вечерних богослужений 18 января святыню не разливают. Поэтому необходимо заблаговременно уточнить о том, как будет проведена раздача воды в церкви.

Православные верующие, набирающие воду в эти дни, относятся к ней с большим уважением и хранят ее в доме до празднования следующего Крещения.

Источник: http://rsute.ru/693274-kreshhenskaya-i-bogoyavlenskaya-voda-kogda-luchshe-nabirat-svyatuyu-vodu-ee-otlichiya.html

Крещение-2020 – традиции, обычаи, обряды праздника

«Вести.ua» узнали, что нужно делать в этот день, а что – нельзя

19 января православные отмечают отмечается великий праздник – Крещение Господне или Богоявление.

В память того, что 30-летний Спаситель Своим Крещением освятил воду на Крещение во всех храмах и водоемах, предназначенных для праздничного омовения, в этот день святят воду – проводят так называемый обряд водосвятия.

При этом освящают воду два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии.

Для этого священнослужитель опускает в иордань распятие и произносит слова молитвы. После этого считается, что вода обретает уникальные целебные свойства.

Набирать освященную воду можно как в ночь на 19 января, так и на протяжении всего праздника.

Освященную воду принято хранить целый год: она не теряет своих свойств более года, верующие используют ее для лечения от болезней, а также для поддержания духа и очищения жилища. Пить крещенскую воду следует натощак сразу после пробуждения. При этом нужно произнести слова молитвы: «Господи, принимаю Твой дар, воду святую, которая поможет мне избавиться от грехов и не повторять их в жизни праведной. Укрепляю свой дух, свою плоть, свою веру. Аминь».

В старину также верили, что крещенская вода способна помочь забеременеть. Для этого семейная пара, которая хочет завести ребеночка, должна каждое утро выпивать по глотку крещенской воды и читать молитву (см. ниже).

Также в народе верят, что святая вода, набранная в день Крещения Господня, помогает бороться с бессонницей и кошмарами. Для этого ее пьют перед сном, также читая молитву.

«Вести.ua» узнали, что нужно делать в этот день, а что – нельзя.

Крещение Господне: что нужно делать

Чтобы очистить душу от грехов, христиане на Крещение совершают омовения в открытых водоемах в специально оборудованных для этого местах.

Перед погружением в прорубь нужно три раза перекреститься и окунуться со словами: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа». Окунаться надо 3 раза, осеняя себя крестом и совершая молитву.

Не стоит забывать, что купание в проруби на Крещение — не развлечение, не стоит совершать его для забавы или за компанию. Здесь же проходят символичные церковные службы.

Кому купание на Крещение не пойдет на пользу

Крещенские купания: как нырять в прорубь, чтобы не болеть

Крещение 2020: как правильно согреться после купания

В этот день нужно:

  • ранним утром произнести молитву о выздоровлении от болезней, мире и благополучии для близких, исполнении заветных желаний,
  • освятить дом святой водой,
  • начинать в этот день благие дела, тогда все вернется сторицей,
  • стоит запомнить сон, приснившийся в ночь с 18 на 19 января, так как такие сны считаются вещими,
  • можно крестить малышей и венчаться – это к большому счастью.

Подробнее о правилах соблюдения таинства крещения читателям «Вестей» рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел – читайте о них в нашем материале «Как правильно крестить ребенка и креститься взрослому».

Крещение Господне: что можно есть

В праздник Крещения поста нет. В отличие от Крещенского сочельника.

Крещение Господне: что нельзя делать

Есть и ряд запретов на Крещение 19 января:

  • на Крещение Господне нельзя стирать, полоскать и в целом заниматься физическим трудом и делами по дому, в том числе шить, вышивать, вязать,
  • нельзя в этот праздник плакать, иначе есть риск лить слезы и до следующего года,
  • на само Крещение уже не разрешается гадать – это нужно успеть сделать в Крещенский сочельник,
  • нельзя проявлять жадность, набирая освященную воду,
  • нельзя ни с кем ссориться, иначе можно осквернить воду. Лучше провести день в душевной атмосфере в кругу близких, не забывая про молитву,
  • категорические не рекомендуется в этот день жаловаться, клеветать и сплетничать,
  • нельзя разбавлять освященную воду, так как это святой напиток – иначе она просто потеряет свои чудодейственные свойства,
  • когда пьете святую воду или умываетесь ею, желательно думать о чем-то светлом и святом. Категорически запрещается в такие моменты ругаться и предаваться любым негативным эмоциям.

Когда и как правильно гадать на Крещение-2020

Крещение Господня: молитвы

Крещение Господне. Икона

Тропарь Крещения Господня, глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

***

Кондак Крещения Господня, глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

***

Величание Крещения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Крещенские морозы

На Руси праздник Крещения обычно совпадал с крепкими морозами, поэтому их часто называют «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи».

Если на Крещение нет мороза и снега, то нынешний год будет неурожайным, с жарким летом.

Приметы на Крещение:

  • Если на Крещение снега мало — значит, летом урожай ягод и грибов окажется скудным.
  • Снег, метель 19 января — к будущему хорошему урожаю. Если вдобавок снег будет таким обильным, что сучья деревьев окажутся погнутыми, прекрасно уродят все культуры, будут хорошо роиться пчелы.
  • По крещенскому снегу судили и об урожае гречихи. Снег пошел с утра — к ранней гречихе, в полдень — гречиха уродит вовремя, а вечерний снег — к позднему урожаю.
  • Если утром пасмурно и тепло — год будет хлебородный. Если же ясно и холодно, то лето будет засушливое, а хорошего урожая ждать не стоят.
  • Если лают утром в Крещение собаки — будет много дичи и удачный для охотников год.

Добавьте Вести.ua в список ваших источников

Источник: https://vesti.ua/poleznoe/semja/273488-kreshchenie-2020-chto-nelzja-delat

О крещенской святой воде

Два раза в году православные верующие имеют возможность набрать крещенскую воду, обладающую особенно сильной целебной силой. Праздник Крещения считается одним из самых почитаемых в христианской религии. В этот день Бог явился в Троице людям и ниспослал им свою благодать.

Особенности крещенской воды

Традиция водоосвящения существует в церкви с V века. В богослужебных записях упоминается, что вся водная стихия на земле в этот день освящается. Христианские церкви во всём мире совершают особый чин по её освящению, читая, приуроченные к этому случаю, молитвы.

19 января отмечается праздник Крещения Господня

Крещенская вода обладает особыми свойствами, которые известны всем верующим:

  • она способна дарить оздоровление;
  • очищать и передавать Божью благодать тому, кто её пьёт или умывается;
  • эта вода остаётся пригодной для питья спустя год и даже больше.

Некоторые свидетельствуют, что святая вода оставалась свежей и чистой даже спустя три-четыре года. Об этом в своё время говорил даже Иоанн Златоуст.

Читайте о святом:

Хотя, порой, и крещенская вода зацветает. В этом не нужно искать плохих предзнаменований. Просто в воде живут микроорганизмы. Тут дело скорее в самом человеке и в том, как он эту воду использует. Возможно, Бог таким образом указывает на проблемы и неверность жизненных установок.

Атеисты в советские времена утверждали, что сохранность крещенской воды обусловлена опущением в неё серебряного креста батюшкой. Но как тогда объяснить тот факт, что люди, не имевшие возможности прийти в храм, запасали обычную водопроводную воду, и она при этом обладала всеми характеристиками крещенской? Видя преданность вере, Господь, по милости своей, сообщал и такой воде благодать.

В русской традиции обряд освящения проводят дважды — в сочельник и в Крещение. В какой из дней освящалась вода — не важно. Она обладает одинаковыми свойствами. Её можно взять в любом храме.

Внимание! Воды нужно набирать столько, сколько понадобится на год. При этом относится к ней, как к святыне, не варить на ней еду и не добавлять в ванну. Крещенскую воду пьют натощак. Достаточно несколько глотков.

Богоявленская и крещенская вода: есть ли отличия

Миряне часто интересуются вопросом, какое отличие существует между богоявленской и крещенской водой. Как раз отличий между ними нет. Один и тот же чин применяется в обоих случаях водоосвящения. Просто крещенской является вода, освящённая в сам праздник Крещения, 19 января. А вода, освящённая в сочельник — богоявленская.

Церковники вспоминают события крещения Иисуса Христа Иоанном Предтечей. В тот момент, когда Сын Божий принял крещение, Господь явился во Троице. Отсюда и второе название праздника — Богоявление.

Крещение Иисуса Христа

То, есть по сути, Крещение и Богоявление — это одно и то же. Следовательно, вода, освящённая в эти два дня, имеет одинаковую природу.

Читайте о православных праздниках:

Иорданская и крещенская вода: в чем разница

На самом деле разницы нет. Иорданской называется вода, освящённая 18 января. А крещенской — освящённая 19 января. Но это одна и та же вода, с одинаковой энергетикой и свойствами.

Чем отличается крещенская вода от святой

В храмах никто не измерял приборами параметры крещенской и святой воды. Невозможно сказать, какая лучше. Святая вода всегда останется святой. Просто крещенская приурочена к конкретному празднику и освящается особым чином, который служится только раз в году. И то, и другое — святая вода.

Разница лишь в том, что крещенская занимает в обрядовой жизни православных христиан особое место.

Интересные факты исследования крещенской воды

Согласно христианской традиции, верующие считают, что вся вода на земле в праздник Крещения становится святой. Но проявление благодати Всевышнего разовое, а вот вода, набранная после чина Водосвятия, хранится долгое время.

Верующие помнят, что с этого момента Иисус Христос стал проповедовать до самого своего распятия на кресте за грехи человеческие.

Крещенская вода считается самой сильной и целебной

В лабораторных исследованиях был проверен феномен крещенской воды. Она была набрана из озера в праздничные дни. Вода четыре года оставалась пригодной для употребления. Учёные озадачились и решили проверить её параметры. Оказалось, что крещенская вода мягче обычной, в ней на полтора пункта выше уровень pH. Но объяснить, в связи с чем происходят эти изменения, никто из светил науки не смог.

Тем временем священнослужители объясняют всё просто — такие свойства вода приобретает в результате воздействия божественной силы.

Когда идти за крещенской водой

Поскольку первое освящение воды происходит в Крещенский сочельник утром, то с этого момента вода уже считается крещенской, и её можно набирать. Но в данном случае важно не столько время, в которое набирают воду, а участие в её освящении.

Совет! Желательно присутствовать на чине Водоосвящения и проникнуться всей атмосферой богослужения. Ведь без веры даже Агиасму можно обесценить.

Священнослужители говорят, что набирать воду можно два дня. Причём с момента совершения первого чина водосвятия. Окончание Литургии и Великого освящения воды является тем моментом, когда в храмах начинают разливать крещенскую воду. Как правило, Литургия служится утром 18 января, и утром 19 января, а иногда в ночь с 18 на 19.

Обычно в процессе богослужения воду не разливают. Но в больших городах с сильным наплывом мирян иногда делают исключения. Нужно заранее уточнять организационные моменты в церкви, в которую собирается верующий.

Как правильно использовать крещенскую воду

Святыня не должна просто стоять в доме. Крещенская вода используется для стяжания благодати верующими круглый год.

Крещенская вода – это святыня, к которой нужно относиться с благодатью

В праздники 18 и 19 января её пьют весь день. Будние дни предполагают питьё в малых количествах перед едой, с чтением молитвы. Её выпивают несколькими глотками натощак. Но вкушение пищи не является строгим запретом к принятию святой воды. В церкви на этом делают особый акцент. Особенно, если человек болен или его мучают душевные недуги.

Важно! Агиасма — это дар. Соответствующее отношение к воде позволит в полной мере проявить ей свои целебные свойства. Приём воды должен сопровождаться в обязательном порядке словами молитвы.

Феофан Затворник в своей проповеди отметил, что святая вода — это не церковное лекарство. Она не поможет злому и неверующему человеку. Её нужно пить с верой и благоговением.

Можно ли разбавить крещенскую воду

Существует мнение, что разбавлять крещенскую воду водой из-под крана нельзя. Якобы это способствует потере ею целебной силы.

Но священники говорят обратное. Единственная оговорка — делать это небольшим количеством воды и брать её лучше из скважины.

Крещенскую воду разбавляют, читая при этом молитву. Достаточно несколько капель святой воды, чтобы она передала свою благодать обычной. Именно поэтому не имеет смысла запасать крещенскую воду канистрами. Хватит и небольшого сосуда, который как раз израсходуется за год.

Можно ли окропить квартиру крещенской водой

В домашнем быту крещенская вода используется не только для питья, но и для изгнания из дома всего нечистого и плохого.

Практика окропления жилья крещенской водой прочно закрепилась в православной традиции. Жильё окропляется и вслух произносится молитва с обращением в Отцу, Сыну и Святому Духу. С чтением тропари водой окропляется сначала восточная, затем западная, северная и южная стороны. Допустимо окропить и материальные ценности, которые важны для человека.

Но приравнивать этот обряд к чину, совершаемому священником при благословении жилья, нельзя.

Можно ли истопить баню

Нельзя забывать, что крещенская вода требует почтительного отношения. Вряд ли использование агиасмы для купания сделает человека чище в духовном плане. А вот слитая в канализацию святая вода — это очень плохо.

Можно ли купаться в крещенской воде

Никто не запрещает окунаться в прорубь. Важно, с какими мотивами люди это делают. Если ради развлечения и острых ощущений, то должного эффекта такое купание не окажет.

Очищающая ледяная купель на праздник Крещения

Да и вообще, не так важно искупались в праздник Крещения люди или нет. Имеет значение только вера и чувства, которые вкладываются в действия каждым человеком.

На заметку! Многие считают, что на Крещение непременно нужно окунуться в прорубь. Вопреки сложившемуся мнению в народе, такие купания не смывают грехи. Для этого есть таинство исповеди и причащения. А лезть в ледяную прорубь абсолютно не каждому полезно, в силу физических особенностей здоровья.

Как хранить святую воду

После того как освящённая вода принесена домой из храма, её нужно поставить в стеклянной или пластиковой ёмкости возле икон. Пить по утрам до еды, чтобы телу и душе передалась Божественная благодать этой воды.

Не запрещается употреблять крещенскую воду дальше, если она сохранила свежесть и приятные вкусовые свойства.

В противном случае испорченную агиасму следует вылить в место, где не ступает нога человека, то есть, не попираемое. Например, в реку или в цветочный горшок.

Важно! Агиасма — это святыня, которую недопустимо сливать в водосток раковины или первое попавшееся место.

В заключение можно сказать, что крещенская вода помогает людям с благочестивыми намерениями. И вовсе не важно сколько этой воды выпьет или выльет на себя человек. Если он черств душой и слаб верой, такие действия не принесут ему ожидаемого результата.

Крещенская вода

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/o-kreshhenskoj-svyatoj-vode.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
Как Умер Андрей Первозванный

Закрыть