Когда была построена первая каменная церковь на Руси

Московский успенский собор — древо

Когда была построена первая каменная церковь на Руси

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Успенский Собор Московского Кремля

Патриарший собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле Русской Православной Церкви, исторически назывался Большим Успенским собором Москвы

Не путать с главным храмом Крутицкого подворья (см.), некоторое время называвшимся Малым Успенским собором Москвы

Успенский собор Московского Кремля на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

История

Первое каменное здание собора, «церковь камена на Москве на площади», было заложено в 1326 году первым Московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой, на месте ранее существовавшей, как предполагается деревянной. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города.

Московский Успенский собор — первая каменная церковь Москвы — был призван заменить Владимирский Успенский собор как главный храм Руси. В том же году святитель Петр упокоился в строящемся соборе и был похоронен с северной стороны храма, близ жертвенника. В честь преставившегося митрополита князь Иоанн Калита устроил в соборе придел в честь Поклонения веригам апостола Петра.

Собор был освящен 14 августа 1327 года святителем Прохором Ростовским накануне праздника Успения Богородицы.

В конце XV века великий князь Иоанн Васильевич, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. В 1472 году храм был разобран до самого основания, при этом были обретены мощи святителя Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул.

Тогда великий князь пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. Под его руководством, по образцу Владимирского кафедрального собора, в 1475-1479 годах было построено здание с тех пор украшавшее Московский Кремль. 20 августа 1479 года митрополит Московский святитель Геронтий совершил освящение храма.

Мощи святителя Петра были возвращены в собор.

Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения. Росписи 1642-1643 годов и грандиозный иконостас 1653 года надолго определили его внутренний облик.

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер.

Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Впоследствии, из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая была повешена в центре собора.

В конце XIX-начале XX веков при реставрации собора в алтаре и на алтарной преграде было открыто несколько фресок рубежа XV-XVI веков. В 1906 году научная реставрация была завершена.

21 ноября 1917 года в соборе состоялось настолование святителя Тихона (Беллавина), вновь избранного на Московский патриарший престол после двухвекового перерыва [1].

Вскоре после этого собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. При этом научной реставрации собора в советские времена не проводили.

Богослужения в соборе возобновились в 1990 году.

Московский Успенский патриарший собор в Кремле. Фото 4 декабря 2015 г.

Архитектура

Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец — Успенский собор во Владимире, — древний крестово-купольный храм, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Трехнефный пятиглавый собор выложен из небольших блоков белого камня.

Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз.

Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень».

С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер.

Там сильнее ощущается своеобразие его архитектуры: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, тонкие круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала.

Собор поразил современников «величеством и высотою, и светлостью и пространством». Успенский собор до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.

Стенопись

Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия.

Также известны алтарные композиции того же времени — «Семь спящих отроков Ефесских», «Сорок севастийских мучеников», «Поклонение волхвов» и другие. Затем Успенский собор был расписан в 1513-1515 годах.

В 1642-1643 годах эту роспись сбили со штукатуркой, предварительно сняв «переводы», и артель из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым выполнила существующую стенопись.

Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.

Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года.

Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение семи Вселенских Соборов в нижних ярусах стен.

На западной стене храма традиционно расположена огромная композиция Страшного Суда. На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников.

Иконостас

Иконостас собора был создан в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий — ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа.

В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа.

Главным является Деисисный чин, напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.

Иконы

Собрание икон XII-XVII веков в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV веков, другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель.

Можно отметить древнейшую русскую икону – двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка «Богоматери Владимирской», храмовый образ «Успение», «Предста царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие.

С именем святителя Петра Московская связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская,» которую по преданию написал он сам, и которая впоследствии хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь.

Усыпальница

С 1326 года, когда в недостроенном храме был погребен митрополит Петр, собор служил усыпальницей русских первосвятителей. Всего в соборе 19 гробниц.

С конца XVI века над гробницами стали устанавливать кирпичные надгробия с белокаменными эпитафиями, а в начале XX века надгробия заключили в металлические чехлы. Захоронения святых иереев выделены высокими шатрами – сенями.

Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках – мощехранительницах.

Царское моленное место

Царское моленное место – Мономахов трон – было создано в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры – изображения фантастических хищных зверей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто из архитекторов является строителем Архангельского собора

Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами.

В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий – шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

Использованные материалы

[1]  «Молебен перед мощами святителя Тихона предварил открытие Архиерейского Собора Русской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 29 ноября 2017, http://www.patriarchia.ru/db/text/5072531.html

[2]  «Протопресвитер Василий Иванович Платонов», биографическая энциклопедия, http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/101366/Платонов

Источник: https://drevo-info.ru/articles/14186.html

Коложская церковь

Когда была построена первая каменная церковь на Руси
Коложская церковь в Гродно

Свято-Борисо-Глебская Коложская церковь – архитектурная жемчужина старинного Гродно, уникальный памятник древнего православного зодчества XII века в Беларуси и всей Восточной Европе.

Построенная на северо-западе Древней Руси, Коложская церковь не похожа ни на один храм в мире. Православная святыня, история которой насчитывает уже девять столетий, включена в предварительный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История Коложской церкви 

Точная дата начала строительства неизвестна, но предполагают, что каменная церковь на крутом берегу реки Неман в Гродно была возведена в 1140-1170 годы. Сыновья Гродненского князя Всеволода основали храм в честь первых древнерусских святых – князей Бориса и Глеба.

Еще одно название церкви, ставшее гораздо более знаменитым – Коложская – связывают с урочищем Коложань в Гродно, на котором и был построен храм. Слово «коложань» в древнерусском языке обозначало место, где бьют родники.

Вторая версия появления этого названия связана с переселением в 1409 году после победного похода князя Витовта на Псков жителей пограничной крепости Коложа.

Большой пожар 1184 года в Гродно уничтожил Нижнюю замковую церковь, и вскоре именно Борисо-Глебская стала главным храмом города.

В течение XIV века в результате многочисленных нападений крестоносцев церковь пришла в упадок, а во время войн с Московским княжеством была значительно повреждена войсками Ивана III.

И все же главной опасностью для отреставрированного в XVI веке храма оказалась природная стихия. Не однажды церковь на высоком берегу Немана страдала от размывов и оползней.

В ночь на 2 апреля 1853 года южная и часть западной стены вместе с потолочным перекрытием обрушились в реку: 40 лет церковь оставалась заброшенной. Новые повреждения принесли оползни 1864 и 1889 годов.

Однако несмотря ни на что уникальный храм в Гродно не исчез. В 1894-1906 годах был укреплен берег, вместо рухнувших каменных стен построили более легкие деревянные, а на новой крыше устроили главку с ажурным позолоченным крестом. В таком виде храм сохранился до наших дней.

К началу ХХ века был разработан и проект восстановления, но его воплощению помешала Первая мировая война.

В советское время Коложская церковь была закрыта для богослужений: в 1948 году передана историко-археологическому музею, а в 1967-м вместе с Замковой горой вошла в состав Гродненского историко-археологического заповедника.

Только в начале 1990-х Коложу вернули Белорусской православной церкви: знаменитая святыня вновь стала действующим храмом.

Архитектура Коложской церкви

Борисо-Глебская церковь – уникальный образец древнего каменного зодчества, возведенный мастерами гродненской архитектурной школы.

Проект церкви принадлежит к традициям византийской храмовой архитектуры, но при этом не имеет прямых аналогов ни в древнерусском, ни в балканском зодчестве.

По плану Коложа – это шестистолпный, трехапсидный храм с дополнительным пространством в предалтарной части.

Его уникальная особенность – множество керамических сосудов-голосников, встроенных в своды стен и выходящих наружу горлышками, благодаря чему многие века здесь сохраняется замечательная акустика и так прекрасно звучат церковные песнопения.  

Кроме того, опорные столбы имеют редкое для православных храмов круглое сечение, и при небольших размерах здания (длина – 21, 5 м, ширина – 13, 5 м) внутри церковь кажется просторной. Это достигается и за счет стен (толщина – около 1,2 м), в кладке которых использовался очень тонкий и плоский кирпич-плинфа.

Еще одна знаменитая особенность Коложи – украшение фасадов и стен вставками из больших полированных камней и многоцветных майоликовых плиток в форме крестов.

Внутреннее убранство Коложской церкви украшали уникальные фрески, фрагменты которых были обнаружены в 1970-х на алтарном своде и в нишах.

Коложская церковь сегодня

Сегодня Коложская церковь – один из самых древних действующих храмов в Беларуси, где проводятся богослужения и таинства. Также при Свято-Борисо-Глебской церкви действуют воскресная школа и домовой храм в честь иконы Божией Матери Коложской.

В 1990-е годы из-за угрозы новых оползней при участии зарубежных специалистов были проведены работы по укреплению берега реки. В то же время ученые предложили проекты реконструкции Коложской церкви – по образу XII века и до катастрофы 1853 года.

Однако сложные геологические условия местности и недостаток достоверных сведений о первоначальном облике храма замедляли ход работ. Позже в архивах были найдены чертежи западной и южной стен Коложи, сделанные за год до большого обрушения.

Архитекторами был обоснован проект реконструкции Коложской церкви в облике до 1853 года. Документов о храме ХII века, который на протяжении столетий менялся, мало, однако новые сведения могут быть учтены в проекте.

В 2010 году в Беларуси началась общественная акция «Восстановим Коложу вместе!», с помощью которой собираются средства на реставрацию древнейшей святыни.

Кроме того, есть идея построить рядом с храмом уменьшенную копию-муляж Коложи XII века. Воссозданная с помощью новейших технологий и материалов, она могла бы стать интересным объектом для туристов.

Чудотворная икона Божией Матери Коложской

С древних времен в Борисоглебском храме находилась православная святыня – чудотворная икона Божией матери, которая была копией Виленской иконы Одигитрии.

Согласно легенде, образ Пресвятой Богородицы церкви завещал нищий, который по обету носил чудотворную святыню на груди. Рассказывают, что на протяжении столетий, начиная с XVII века, благодаря иконе много раз происходили исцеления людей от недугов.

В 1915 году икона при эвакуации была вывезена в Россию и утеряна. Сегодня в церкви сохраняется список, а поиски истинного образа продолжаются.

Днем почитания иконы и престольным праздником храма в честь иконы Божией Матери Коложской считается 25 мая. В этот день проводится литургия, совершается крестный ход и торжественный молебен.

Где находится Коложская церковь

Коложская церковь расположена недалеко от Старого замка Гродно, который много веков назад был резиденцией великого князя Витовта.

Адрес храма: улица Коложа, 8.

Интересные факты

В честь Коложской церкви назван один из крупнейших международных фестивалей православных песнопений в Беларуси – «Коложский благовест», который ежегодно (в феврале) собирает в Гродно лучшие церковные и светские коллективы.

В мае 2014 года в минском парке Челюскинцев открылась художественная выставка под открытым небом «Спадчына Беларусі», где среди снимков архитектурных памятников Беларуси можно увидеть увеличенное изображение Коложской церкви.

Во время Х Республиканского фестиваля национальных культур возле храма в Коложском парке появилась необычная Аллея Дружбы народов, где высадили 35 редких деревьев по числу национальных диаспор-участников форума.

Достопримечательности вблизи Коложской церкви

Гродно – один из немногих городов Беларуси, где сохранилась большая часть старинной застройки, а благодаря смешению разных культур и конфессий он выделяется особым очарованием.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как по церковному будет имя Нина

Центр Гродно является архитектурным заповедником: на площади свыше 300 гектар расположено более 400 зданий, имеющих историческую ценность.

Кроме уникальной Коложской церкви, здесь можно увидеть королевские Старый и Новый замки XVI и XVIII веков, дворцы магнатов, великолепные церкви, костелы и монастыри, городские кварталы конца XIX – начала XX веков.

Среди знаменитых достопримечательностей Гродно:

  • Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь
  • Кафедральный собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы
  • Кафедральный костел Франциска Ксаверия (Фарный костел) и бывший монастырь иезуитов
  • Костел Обретения Святого Креста и монастырь бернардинцев
  • Гродненский костел и монастырь францисканцев
  • Благовещенский Костел и монастырь Святой Бригиты
  • парк Жилибера (Жан Эмманюэль Жилибер возглавлял в Гродно первую врачебную академию, при которой были созданы госпиталь и крупнейший в Европе ботанический сад)
  • Театр кукол (самая старая театральная сцена Беларуси)

Достопримечательность Фарного костела – высокий деревянный алтарь, который украшают более 20 фигур апостолов и святых. На одной из башен храма установлен старейший в Европе часовой механизм (часы в Гродно даже старше пражских).

Рядом с Фарным костелом расположена действующая аптека-музей – первая в Европе, основанная в отдельном здании.

Самый большой храм в ГродноФара князя Витовта, построенная в 1389 году по приказу великого князя, пережила несколько пожаров, а в 1961 году католическая святыня была взорвана. В 2014 году на месте храма появилась скульптурная композиция в виде полуразрушенной арки с памятной надписью.

Помимо этого, на месте католического монастыря бернардинок ХVII-ХХ веков (Свято-Борисоглебского) можно увидеть необычную скульптуру в память об утраченных храмах Гродно – «Поклонные кресты».

версия для печати сделать стартовой добавить в избранное

Источник: https://www.belarus.by/ru/travel/belarus-life/kalozha-church

§13. Храмы на Руси

Когда была построена первая каменная церковь на Руси

Храм является средоточием церковной жизни и православной культуры. Именно в храме послы великого князя Владимира убедились в красоте православия. Церковная служба стала для них верным свидетельством истинности православной веры.

В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая каменная церковь (деревянный храм был в Киеве и до этого). Как повествует летопись, князь Владимир «помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы и, послав, приведе мастеры от грек». В 996 году постройка была завершена, и храм был торжественно освящен.

Успенский собор Московского Кремля. 1475–1479 г. Архитектор Аристотель Фиораванти

Жертвовать на храм всегда было доброй православной традицией. В ветхозаветные времена на нужды Иерусалимского храма каждому предписывалось отдавать десятую часть своих доходов. Ввиду особого значения новой церкви князь Владимир также жертвует построенному им храму «десятину», и с этих пор церковь входит в народную память и летописи как Десятинная церковь.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная) была разрушена во время взятия Киева монголо-татарами и стояла в руинах до XIX века.

Десятинная церковь на многие десятилетия определила облик русского храмового зодчества. По данным археологических раскопок, именно по ее образцу возводились на Руси главные храмы городов и монастырей.

Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города.

В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.

Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Церковные здания, мозаики, росписи, иконы, утварь, облачения священников, обряды таинств, песнопения, литургические тексты — все эти элементы входили в состав культа, являвшегося грандиозным художественным ансамблем, задача которого сводилась к тому, чтобы одновременно давать эстетическое наслаждение и возносить душу верующего к небесам.В.Н. Лазарев.Из программы «Духовная музыка», рекомендованной Министерством образования РФ (М., 1994)

Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т.е.

самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.

Храмы на Руси посвящались Живоначальной Троице, Христу Спасителю, Богородице или святым. По именованию храма часто получали названия русские города, селения, улицы, дороги. Фамилии многих людей также происходили от наименований храмов, особенно это касалось фамилий выходцев из духовного сословия: Вознесенский, Покровский, Успенский

Во все христианские времена на Руси воздвигались храмы-памятники. Строили их на месте великих битв и ратных побед ради непрестанного церковного поминовения тех, кто положил свою жизнь на поле брани за родной город, народ и свое Отечество.

Благодаря храмам и храмостроительству на протяжении более чем десяти веков развивались русская архитектура и все виды церковного искусства, связанные с богослужением, обычно совершаемым в храме. Лучшие русские храмы стали славой России.

Памятниками мировой культуры признаны Киевский и Новгородский Софийские соборы, Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, Владимирский собор Киева и многие другие храмы России.

Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.

Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей. При храмах и монастырях устраивались скриптории (мастерские по переписке книг), архивы и библиотеки, основывались училища, а с XIX века — церковно-приходские школы.

Церковные песнопения помогали усваивать и запоминать очень многое из книг: книги громогласно читались, молитвы пелись, многие элементы службы часто повторялись и, благодаря этому, усваивались важнейшие положения веры и жизни.

Храм Всех Святых в земле Российской просиявших. 1991 г. Новосибирский Академгородок

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

Храмы на Руси во все времена отражали духовно-нравственное состояние общества. Во время войн и общественных нестроений храмы зачастую разрушались. В периоды духовного подъема и национального возрождения возрождались и храмы.

Для православного человека храм — всегда особое, святое место. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним», — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу.

Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.

ВОПРОСЫ

  1. Как называлась первая каменная церковь, построенная в Киеве? Почему она получила такое название?

  2. Назовите известные Вам знаменитые древнерусские храмы?

  3. Какова была роль храмов в жизни русского народа? Как Вы думаете, почему именно в храме в Древней Руси хранились важные рукописи и документы?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда освящается мед в церкви

ЛИТЕРАТУРА

  1. Храмовая архитектура Древней Руси. (14{Хрестоматия}).

  2. Бусева-Давыдова И.Л. Архитектура русского православного храма. X–XX вв. // Православная Энциклопедия: В 25-ти тт./ Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алекcия II. Том «Русская Православная Церковь».– М., 2000, с. 519–536. (49{Библиотека}).

Источник: http://pkr.orthgymn.ru/textbook/p13.html

Первые каменные храмы на Руси : строительство, архитектура, внутренние элементы

После принятия христианства на Руси люди начали во всех городах строить православные храмы. Строили их, как правило, там, где раньше находились места для поклонения языческим богам (Перун, Дажьбог, Хорс). Потому что люди столетиями привыкали к данным святилищам. Когда хотели поклониться богам, шли к этим местам. Поэтому князь Владимир приказал уничтожить все места для поклонения языческим богам, а вместо них воздвигнуть христианские церкви.

Первые деревянные храмы Киевской Руси

hostingkartinok

Первые христианские храмы наши предки строили из дерева. В это время на Руси мастера-зодчие практически все строили из дерева. Славянские ремесленники умели очень профессионально, для того времени, обращаться с этим материалом.

Для наших предков дерево являлось главным строительным материалом. Так что не удивительно, что большая часть церквей были из дерева. Сразу же после принятия христианства на Руси, князь Владимир приказал построить Васильевскую церковь.

Эта церковь –  первый православный храм на Руси .

Васильевская, потому что при крещении князь принял новое имя – Василий. Изначально церковь воздвигли из дерева, на холме, где до этого стоял Перунский истукан, один из основных славянских языческих богов. Позже, на месте старой деревянной церкви, воздвигли каменный храм.
Что примечательно, из дерева храмы строили только русские мастера-зодчие.

Греки и иностранные зодчие не строили из дерева. В основном в качестве строительного материала брали те породы древесины, которые были характерны для данной местности. В письменах того времени говорится, что с помощью строительных материалов, храмы из дерева возводились очень быстро и практически не имея под рукой сложных проектов.

В своем большинстве деревянные храмы были однокупольные.

Шатровые храмы на Руси

Форму и конструкцию храмов славянские мастера перенимали от византийцев. Но им тяжело было перенять форму куполов византийских храмов и передать ее в дереве. С помощью дерева это было сделать технически невозможно. Поэтому форму куполов стали делать в виде пирамидального шатра. К сожалению, подобные храмы не дошли до наших дней. О них мы можем узнать только из источников, дошедших до нас.

Позднее наши предки шатровую форму купола иногда использовали и при строительстве каменных церквей. Данная форма купола долгое время оставалась популярной в северных районах нашей страны. Вплоть до наших дней в северных районах страны сохранились памятники церковной архитектуры славян, с куполами подобной формы.Деревянные церкви Руси, фото которых пестрят в интернете, поражали своей красотой и убранством.

 Первые каменные храмы на Руси

hostingkartinok

Первый древнерусский каменный храм  возвели в Киеве. Его неофициальное название – Десятинная церковь. Это название храм получил после выделения Князем Владимиром десятой части своих доходов на его возведение. К сожалению, этот храм не дошел до наших дней. У него печальная участь.

Несколько раз в результате междоусобных войн он был разграблен и горел, а в 1240 году был сожжен ордой хана Батыя. По другой версии храм рухнул, не выдержав натиска огромного количества людей, которые пытались в нем укрыться.

По некоторым данным в 12 веке храм пережил землетрясение, которые в то время были не редкостью на Поднепровье.

Официальное имя Десятинного храма,  первой каменной церкви на Руси  – церковь Святой Богородицы. Она была построена около 986-996 годах. Это первый  крестово-купольный храм Древней Руси  .

Опыт при строительстве крестово-купольных храмов был заимствован у византийцев и используется при строительстве храмов у нас и сегодня. Строили этот храм под наблюдением греческих зодчих.

Уже сейчас доказано, что это творение было одно из самых великолепных и величественных среди храмов, в том числе и византийских тоже. Кстати, храм построили на древних могилах, это доказанный исторический факт.

Характерные черты для древнерусских крестово-купольных храмов:

  1. Внутри храма стояли 4 столба, которые разделяли его, а на них держался центральный купол-барабан.
  2. С алтарной стены церкви воздвигались полукруглые апсиды, с противоположной стороны хоры.

Имеется предположение, что изначально храм строился как крестово-купольный, но во время строительства приняли решение, что он будет базиликой. Ведь византийские крестово-купольные каменные храмы были меньших размеров. Масштабность размера и стала причиной изменения первоначального проекта.

hostingkartinok

Первым каменным церквям на Руси  основой для возведения кладки послужила плинфа, которую скрепляли специальной смесью. Плинфа – это прародитель кирпича. Внутри храм был украшен фресками, а пол выложен мозаикой. Характерными элементами убранства древнерусских храмов были  фрески. Фрагменты фресок дошли и до наших времен.

До разграбления и пожаров, храм был богато украшен церковной утварью, привезенной из Корсуня. Кроме того, в церкви был один основной и два дополнительных алтаря. По приказу князя Владимира в ней установили княжескую усыпальницу. В ней нашли свой покой византийская царевна Анна – супруга Владимира, а через несколько лет в ней похоронили и князя Владимира.

Также здесь, в этом храме находились останки княгини Ольги.

Уже в 17 веке митрополит Петр Могила по своей инициативе организует раскопки, и саркофаги с их останками перезахоронят в Софийском соборе.Сейчас ведутся раскопки, и ученые исследуют останки десятинного храма. Пытаются досконально изучить то, что осталось от этого памятника славянской культуры, но, к сожалению, пока безуспешно.

По некоторым данным Десятинная церковь имела 25 куполов, но проверить и подтвердить это невозможно. К сожалению точной копии этого храма на сегодняшний день воспроизвести не получится.
Помимо Десятинного храма после принятия новой веры были возведены и другие каменные храмы. Многие из них были подобием Десятинного храма.

hostingkartinok

Между 1017 и 1037 годами начали строительство следующего каменного храма – Киевской Софии. Это величественное сооружение должно было показывать величие Киевской Руси. В те времена строительство велось очень быстро – собор построили всего за 3 года. Строили под руководством греческих мастеров-зодчих.

Мозаика храма частично, дошла и до наших дней, и мы можем увидеть остатки былого великолепия. После окончания строительства собор являл собой не только религиозный центр. Здесь князья принимали делегации послов из других стран. При храме была открыта школа, где обучали детей грамоте.

А также здесь Ярослав Мудрый организовал первую библиотеку княжества.

Кстати, так называемые граффити, были популярны и у наших предков. Археологи, исследуя останки различных храмов, находят надписи на их стенах, которые оставляли обычные и знатные люди. Они писали свои имена, просили бога о чем-либо, оставляли слова благодарности, также это были отрывки из святого писания. Граффити писали даже князья, а также члены их семей.

Итоги

С приходом христианства в Киевской Руси повсеместно стали строить храмы. За основу брали византийские храмы, но на Руси они возводились с учетом славянской культуры, добавлялось много от нашей бытности. Некоторые из храмов Руси были, возможно, и масштабнее византийских.

Помимо каменных, возводились в неисчислимых количествах деревянные храмы. Которые являли собой верх совершенства в деревянном зодчестве. Дерево всегда было, пожалуй, самым главным материалом для строительства в Киевской Руси. И в этом мы можем убедиться на примере деревянных храмов.

Потому что во все времена, и сейчас тоже, русский народ испытывал интерес к деревянному зодчеству.

Источник: https://perstni.com/magazine/history/pervyie-kamennyie-hramyi-na-rusi-stroitelstvo-arhitektura-vnutrennie-elementyi.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
Как появился Бог тот

Закрыть