Что значит церковная десятина

Церковная десятина

Что значит церковная десятина

Вопрос пожертвований в Церковь сегодня очень остро стоит в обществе. Многие утверждают, что это правило давно ушедших лет, некоторые спорят о нецелесообразности трат в Церкви, но что об этом говорит сама Церковь, Святая Библия и сам Господь?

История появления десятины в Библии

Значение слова «десятина» очень простое — оно означает десятую часть от чего-либо, в церковном контексте имеется в виду пожертвование, которое отдается на церковь в размере 10 части от всего дохода, т.е. если человек получил прибыль за месяц в 1000 рублей, то он должен пожертвовать из них 100 рублей в храме.

В древние времена десятина отдавалась на нужды храма и священников

Впервые такая практика была введена в древнееврейском сообществе, после выхода еврейского народа из Египта, когда Моисей записал Божьи повеления для формирования общества. При этом десятина была трех видов:

  • натуральная — она отдавалась в храм в виде продуктов, которые были собраны с поля или в виде приплода скота;
  • личная — пожертвования отдавались с доходов, которые были получены от труда или ремесла;
  • смешанная — сочетание двух первых типов.

Древняя десятина у евреев была совокупная от всех их доходов и составляла в целом 19%, а не 10%, как все привыкли считать. У народа была особая система пожертвований, поскольку они выделялись на содержание левитов — особых храмовых служителей, которые не могли по закону владеть каким-либо имуществом или ремеслом, поэтому не могли зарабатывать себе на пропитание и их содержал весь народ.

Вторая часть жертвовалась на храм и праздники, а третья отдавалась бедным. Таким образом, евреи полностью покрывали нужды левитов и священников, содержали храм и заботились о бедных (сиротах, вдовах и больных).

В 14 главе Второзакония Господь через Моисея дает обещание евреям, что те, кто будет отдавать десятину, получат обильное благословение свыше. Вся книга Второзакония описывает иудеям законы, которые Господь дает им и хочет, чтобы они их исполняли.

О десятине говорится в 12, 14, 18 и 23 главах этой книги, хотя первым, кто отдал десятину был Авраам — он пожертвовал часть своей добычи от побежденных им народов. Также можно прочесть о пожертвованиях Ветхого Завета в книги Чисел и в книге пророка Малахии, когда Бог спрашивает у евреев, почему Дом Божий пребывает в запустении?

Интересно! Десятина в Ветхом Завете была неотъемлемой частью закона, который соблюдался евреями. Они жертвовали не только финансы, но и продукты, при этом деньги могли заменить натуральную продукцию.

Благодаря строгому соблюдению этой заповеди содержался главный храм в Иерусалиме, левиты посвящали себя только служению Богу (это было 1 полноценное колено народа) и содержались нищие и бедные в народе.

Что говорил Иисус о пожертвованиях

Иисус Христос стал жертвой за всех людей и сегодня человеку достаточно признать Его своим Спасителем, чтобы быть спасенным т.е. людям не надо четко следовать древнееврейскому закону и соблюдать все заповеди из Танаха (речь не 10 заповедях, а о более 600, которые записаны в законе Израиля).

Иисус обличает фарисеев и напоминает о любви к Богу и ближним

Это касается обрезания, кошерной пищи, субботы и прочих важных правил евреев. Но это не значит, что Он полностью упразднил закон: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17).

В Евангелии от Луки Иисус, обращаясь к фарисеям, говорит: «горе вамчто даете десятину свсяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять». Таким образом, Он обращает внимание священников на то, что они строго исполняли закон о жертве, но при этом забыли о любви к Богу и ближнему.

Его слова «сие делать и того не оставлять» показывают нам отношение самого Господа к десятине — ее следует отдавать, но при этом помнить о вере и любви, о милости. Человек же, который жертвует, но при этом ненавидит ближнего, не стремится исправить свой путь — лицемер и пользы от его денег не будет никому.

Десятина в Новом Завете

Смерть и воскресение Христа упразднили обрядовые заповеди и нивелировали их ценность — если раньше необрезанный не мог надеяться на спасение, то теперь покаяние в грехах, признание Смерти Христа и стремление жить праведной жизнью достаточно. Сегодня христианин самостоятельно решает сколько ему жертвовать и кому направлять милостыню. Но это не означает, что жертвовать не следует.

Новый Завет описывает множество случае, когда Церковь принимала пожертвования, во 2 главе Деяний описывается как люди «продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого», т.е. люди не только жертвовали от всего имения 10%, но полностью его продавали и отдавали на нужды Церкви.

В церкви с апостольских времен на богослужениях делались пожертвования

Стоит пояснить, что такого радикализма Бог не требует от человека, Он лишь хочет, чтобы люди понимали, что все дается нам от Господа и следует заботится о Церкви и о ближнем так же, как Отец заботится о нас. Люди, которые продавали свои дома делали это по личному желанию, их никто не принуждал к этому.

Важно! Апостол Лука в книги Деяний хотел показать, что пожертвования перешли на новый уровень — они стали добровольными и неограниченными Христиане могут жертвовать как все, что имеют, так и маленькую часть, главное, чтобы это было от чистого сердца.

Обязательно ли отдавать церковную десятину?

Апостол Павел неоднократно пишет о том, что церковь одного города жертвует на нужды другого (2 Коринф. 8-9 гл., 1 Тим. 6 гл.) от своего щедрого сердца. Нигде в Новом Завете не указывается, что пожертвования является «обязаловкой» и что без этого человек не спасен.

Христос, а позже и Его апостолы, стремятся донести до человека, что сегодня важно жертвовать по сердцу, а не по принуждению. Но Церковь не сможет содержать себя и нищих, если люди перестанут подавать на храм и совершать милостыню.

Пожертвование бедной вдовы

Ключевыми местами в Писании о десятине можно считать слова Иисуса в Матф. 23 главе «Сие делайте и того не оставляйте», где Господь четко показывает, что жертвовать необходимо, но при этом не забывать о любви и милости к ближнему.

Также немало важны и слова апостола Павла, которые дополняют завет Христа:

«Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Корф. 9:7).

Только жертва от чистого сердца может быть полезной для дающего и принимающего, хотя первоначально многие жертвуют скорее по долгу, чем по любви, по мере духовного роста человека милостыня становится действием добровольным. Человек Нового Завета, называющего Христа Спасителем, жертвует из любви к Богу и ближнему, добровольно.

Десятина в Русской Православной Церкви

Древние документы подтверждают, что десятина отдавалась и на Руси на нужды Церкви. Примеры для народа подавали прежде всего князья и знать, так князь Владимир на 10 часть от всех своих доходов выстроил Десятинную церковь, при этом регулярно выделяя средства на ее содержание (откуда возникло и название).

Человек, жертвующий в храме, осуществляет милостыню ко всему народу

Какое-то время пожертвования от доходов приносили в храм только князья и их приближенные, на их средства строились и содержались храмы, основывались монастыри и писались иконы. Простой народ отдавал пожертвования в основном натуральными продуктами, а знать жертвовала финансы.

В иерархии Православной церкви была даже специальная должность — десятильник или десятский священник (после Стоглавого собора), главной задачей которых был сбор пожертвований. В 18 веке эти должности были упразднены, но пожертвования так же остались необходимостью. Сегодня в государствах, бывших частью СССР, нет такого понятия, как налог на церковь, хотя во многих европейских странах он есть.

Важно! Все пожертвования, отдающиеся в храм, являются строго добровольными, хотя священники и призывают жертвовать.

Благодаря этим средствам священники могут содержать приходы — финансы отдаются на строительство храмов, производство свечей и церковной утвари, заботе о неимущих и сиротах, помощи больным и старым. Человек, который жертвует в храме, помогает осуществлять милостыню ко всему народу.

Мнение священников

Протоиерей Всеволод Чаплин утверждает, что нести финансовую ответственность за храм и приход — это долг каждого православного христианина.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает имя Ирина По церковному

Все пожертвования, отдающиеся в храм, являются добровольными

Ведь каждый хочет приходить в теплый освещенный храм, слушать священника в окружении икон и фресок, а считать сколько финансов уходит на содержание церкви и прихода никто не хочет. Все обращают внимание на украшения, и никто не задумывается, сколько финансов нужно, чтобы приход мог позаботиться о нищих и сиротах.

Протодиакон Андрей Кураев также говорит о необходимости жертв прихожан, но при этом указывает на важность восстановления приходских общин, чтобы христиане знали к какому приходу они принадлежат, посещали собрания и могли знать дела и нужды общины.

Ведь храмы осуществляют огромную просветительскую, благотворительную и образовательную работы, но знают ли об этом христиане, посещающие только воскресные службы?

Церковная десятина. Священник Андрей Алексеев

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/tserkovnaya-desyatina.html

Давать или не давать? Десятина – обязанность или привилегия?

Что значит церковная десятина

Вопрос десятины — острая тема, как среди христиан, так и в светском обществе. Мы собрали мнения служителей о том, как стоит относиться к десятине сегодня.

Александр Ривер, блогер, бизнес-консультант

Если мы все-таки докажем, что христиане «ДОЛЖНЫ» давать десятину, или что-то другое «должны» — это не будет то, чего Бог ожидает от нас. Чувство долга вообще не является правильным мотивом для послушания. Послушание из чувства долга — это яркая характеристика ветхозаветнего, рабского мышления.

Но в Новом Завете, мы видим, что «доброохотно дающего» любит Бог (2 коринфянам 9 гл).  И еще, воздаяние вменяется не «делающему», а верующему (доверяющему) Тому, Кто воскресил Иисуса Христа.

Наша цель (мы также полагаем, что это и Божья цель) —  не избавить вас от десятины или даяния, но избавить вас от «мертвых дел», которые вы делаете из чувства страха или долга.

«Потому что во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал.5:6)

Роман Савочка, блогер, привел свои три причины, почему он отдает десятину в церковь

Первое: десятина в Библии практиковалась задолго до Моисея и Закона. Первое упоминание десятины описано в Бытие 14:18-20, когда Авраам отдал десятую часть своего имения священнику Мелхиседеку.

Второй раз упоминание о десятине мы видим в Бытие 28:12-22, когда Иаков убегал от своего брата Исава, он пообещал отдать Богу десять процентов из всего своего имения. Эти стихи наталкивают нас на мысль, что десятина активно практиковалась патриархами за много столетий до Закона Моисея.

Поэтому утверждать, что десятина относится только к Старому Завету не достоверно.

Второе: Иисус в Новом Завете не только не отменил десятину, а наоборот, упоминал о ней в положительном ракурсе. Например, в Матфея 23:23.

Многие вещи из Старого Завета, такие как око за око, зуб за зуб, были отменены Иисусом в Нагорной проповеди. К примеру, Иисус говорил: «Написано, возлюби ближнего и ненавидь врага, а Я говорю вам любите врагов ваших».

 Скажем так: многие аспекты Старого Завета Иисус отменил лично и дал новые стандарты. Но вы нигде не найдёте, что бы Он отменял десятины.

И третье: десятина практиковалась повсеместно первой церковью. Если вы почитаете историю ранней церкви, то обнаружите, что первые христиане активно практиковали десятины. Из-за того, что большинство людей занимались земледелием, то при церквях строились огромные амбары, куда крестьяне могли приносить десять процентов от своего урожая.

Епископ, старший пастор церкви «Слово жизни», Москва, Маттс–Ола Исхоел

В Новом Завете мы не видим это, как закон, который мы должны исполнять. Когда в Новом Завете говорится о силе и необходимости даяния, Библия всегда ставит ударение на сердце, что мы даем с радостью и добровольно. Когда мы служим, помогаем в церкви — делаем это тоже добровольно, потому что это угодно Богу.

Брэд Хьюитт, исполнительный директор «Тривент Файненшл»

Брэд Хьюитт, исполнительный директор «Тривент Файненшл», бакалавр математики от университета Висконсин, Ривер Фоллс, выпускник программы управленческого развития Гарвардской школы бизнеса.

Вы ПОЛУЧАЕТЕ, чтобы приносить десятину

Приношение десятины – это не то, что вы «должны» или «обязаны» делать – это нечто, что вы обретаете возможность делать. Когда люди думают о десятине, то иногда у них появляется отношение менее радостное, так как для них приношение десятины – это что-то, что они обязаны делать.

Но я хочу вас ободрить, чтобы вы изменили ваше отношение к приношению десятины и вместо этого начали относиться к этому как к способу радостного признания Божьего обеспечения над ресурсами, которыми Он поставил вас управлять. Вместо того чтобы думать, что приношение десятины – это акт того, что вы должны делать, начните рассматривать это как нечто, что вы радостно принимаете на себя, чтобы делать.

Я обещаю, что эти изменения в вашем мышлении – которые, признаться, даются нелегко – изменят всё. Радостная щедрость – это дар. Почему? Притчи 11:24 говорят: «Иной сыплет щедро, и ему ещё прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет».

Андрей Луговский, старейшина Киевской Еврейской Мессианской Общины (КЕМО)

Андрей Луговский ответил, зачем нужны десятина и жертва Господу и в чем суть этой заповеди.

Протоиерей Максим Козлов, профессор Московской духовной академии и семинарии

Понятие о десятине восходит к ветхозаветным установлениям закона Моисея, и в таком виде в православной Церкви не употребляется в течение долгих веков. Собственно, трудно припомнить, чтобы ветхозаветная десятина на Руси имела бы место.

Сегодня у нас нет юридически зафиксированного членства в приходе, которое бы предполагало внесение определенного тарифицированного пожертвования — будь то процент от доходов или любого другого пожертвования.

Подобного рода практика религиозных налогов есть в ряде европейских стран — например, в Финляндии и Германии, где человек отчисляет определенную часть дохода на конфессию, о принадлежности к которой он засвидетельствовал.

Однако в Русской православной церкви все пожертвования, которые христиане делают, являются добровольными. Разумеется, христианин может советоваться со своим духовником или настоятелем о разумном их размере.

INVICTORY теперь на , Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Источник: https://www.invictory.org/articles/finances/2816-davat-ili-ne-davat-desyatina-obyazannost-ili-privilegiya

Десятина — древо

Что значит церковная десятина

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно ставить свечи в церкви за упокой

Десяти́на

В Библии

Десятина или десятая часть — в Ветхом Завете (Бытие XIV, 20) род дара Богу, известный евреям еще задолго до времен Моисея. Десятина восходит к Аврааму, который дал первосвященнику Мельхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырех побежденных царей.

Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов, не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника (Числ. XVIII, 21—32).

Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами (Второз. XIV, 24-26).

Род повинности на Западе

Десятина на западе Европы первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 г. приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 г. уже предписывал платить десятину, под угрозой отлучения.

Карл Великий в 779 г. превратил ее в повинность, которая налагалась на всех в силу государственного закона, под страхом уголовных кар (у саксов — прямо смертной казни).

Вместе с этим Карл Великий предписал делить десятину на три части: 1) на построение и украшение церквей; 2) на бедных, странников и богомольцев и 3) на содержание духовенства.

Духовенство все более и более увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: десятину стали требовать со всех вообще прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных (особенно с XII в., при папе Александре III).

Вместе с тем церковь все более и более уклонялась от того, чтобы давать десятине надлежащее назначение. Нуждаясь в защите и ища ее в феодальном сословии, епископы и аббаты нередко отдавали десятину в лен (инфеодировали, откуда dîme inféodée) соседним сеньорам, что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться десятиной и с последними. Наконец и папы стали также требовать часть десятины в свою пользу.

Благодаря тому, что десятина представляла собой весьма крупный доход церкви, ложившийся тяжелым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, десятина служила нередко предметом очень резких столкновений между отдельными элементами средневекового общества [1].

В эпоху реформации Римско-католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной десятине.

В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка ее отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII в., не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя ее, приходилось найти вместо нее другой источник дохода.

В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн. ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства.

С 1789 г. начинается эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счет государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую.

В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау, Бавария, оба Гессена, Баден, Вюртемберг, Ганновер, Саксония, Австрия, Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/4706.html

1. Древнерусская десятина, характерная для первого столетия обеспечения церкви

Активная роль государственной власти при формировании на Руси церковной организации сказалась не только в создании ее структуры — митрополичьей и епископских кафедр, но и в обеспечении материальных условий их деятельности.

В период раннего развития феодального строя, когда не могло быть речи не только о приобретении путем покупки земельных владений, но и о получении их от князя на основе лена, новая организация должна была существовать за счет князя, государственного бюджета, путем отчислений от собираемых им даней и других поступлений на княжеский двор.

Таким же образом в X в. обеспечивалось существование дружины, государственного аппарата, тесно связанных с князем.

Особой формой, в которой происходило отчисление доли поступающих на княжеский двор даней в пользу церкви, была десятина. Это праславянское слово, общее всем славянским языкам1, обозначает одну десятую часть чего-либо.

Свидетельства о форме обеспечения церкви

Церковная десятина на Руси как средство обеспечения христианского культа известна с первых сообщений о строительстве и обеспечении новых храмов, Десятинной церкви Богородицы и некоторых других, причем она имеет централизованную форму и дается князьями из тех поступлений, которые они получают с территории государства.

По Повести временных лет, Владимир после постройки Десятинной церкви «рек сице: даю церкви сей святей Богородици от именья моего и от град моих десятую часть, и вдасть десятину Настасу Корсунянину» [6504 (996) г.]. То же сообщение содержится в Новгородской I летописи и в сокращенном виде в Прологе2. Об этом же сообщают «Память и похвала» князю Владимиру Иакова Мниха3, Устав князя Владимира4, Житие князя Владимира5.

О десятине, даваемой церкви Богородицы во второй половине XI в., сообщает летописный некролог князю Ярополку Изяславичу6.

Десятина давалась не всем вновь основанным церквам, а только соборным. Об этом свидетельствуют обеспечение Ярославом десятиной новой церкви Бориса и Глеба в Вышгороде и учреждение в ней службы «по вся дни», по сообщению «Чтения о Борисе и Глебе»7.

Таковы указания на получение десятины новгородским кафедральным собором и изменения, внесенные в ее отчисление в Новгородском уставе князя Святослава Ольговича 1137 г.8, установления о передаче десятины в 1136 г. смоленской кафедральной церкви9 и собору во Владимире Суздальском 1158 г.

, который был основан Андреем Боголюбским10, свидетельство о получении десятины владимирским и суздальским соборами в Послании Симона к Поликарпу11.

«Правило о церковных людях и о десятинах» — трактат XIII в. о правах церковной организации на принадлежащие ей большие материальные средства также связывает десятину только с «соборными церквами»12.

Десятина от «даней»

Приведенные выше свидетельства говорят о том, что десятина была отчислением в пользу церковной организации от поступлений князю13. Каков был ее состав? Прежде всего это десятая часть от княжеских даней («от всякого стада и всякого живота», «от всего имения», «от всих скот своих и от жита на вся лета», «от дани десятую часть», «десятины по всем градом»). Структура десятины «от даней» хорошо видна в Смоленской уставной грамоте 1136 г.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько автокефальных церквей в мире

, данной одной из «соборных церквей»: она взимается с каждой из 34 административных единиц княжества, города или волости, которые выплачивают на княжеский двор установленную сумму, начиная от 1000 гривен в Вержавлянах и 400 гривен с Торопца и кончая 10 гривнами с мелких волостей. Выделение территорий Смоленского княжества, плативших княжеские дани и десятину с них епископу, — заслуга Л.В. Алексеева14. Но 30-е годы XII в.

— это время, когда в сбор десятины по сравнению со временем, когда она была установлена, вносились значительные изменения (ограничение состава десятины, появление других источников обеспечения). Поскольку в X—XI вв. дани собирались княжескими дружинниками и зависимыми людьми княжеского двора, отчисление десятины производилось непосредственно в центре, куда поступали дани [см.

указание на княжеское распоряжение «властелину» Вышгорода передавать десятину новой местной соборной церкви Бориса и Глеба в «Чтении о Борисе и Глебе» (см. выше)].

Платил ли князь десятину также от такой части своего приходного бюджета, как полюдье, собиравшееся ежегодно осенью и зимой путем объезда князем и его дружиной территорий восточнославянских княжеств, вошедших в состав государства Руси?15. В приведенных выше свидетельствах о десятине XI—XIII вв. слово «полюдье» не упоминается; Смоленская уставная грамота 1136 г. вначале исключает полюдье из числа поступлений, от которых платится десятина.

Однако само это ограничение («кроме полюдья») говорит, скорее, о новом изменении старого порядка в 30-х годах XII в., а не о подтверждении старого. К тому же от полюдья, которое собирается в Копысе и Лучине, на пограничных землях Смоленского княжества, десятина все же отчисляется и по грамоте 1136 г.16, т. е. новоизменение не охватывало тех территорий, которые обладали особым статусом. Конечно, полюдье в Смоленской земле XII в.

— это уже не то, что было известно о сборах во времена Игоря и Константина Багрянородного, когда оно «как первичная форма получения ренты уже доживало последние годы»17. Однако нет оснований считать, что князь Владимир, щедро обеспечивая церковную организацию из государственного бюджета, мог исключить такой важный и постоянный источник, как полюдье.

Скорее, под «данями», поступлениями от «всей земли Руской, княжения от всего», нужно понимать все виды таких сборов, собираемые разными способами.

Судебная десятина

Наряду с данями церковная десятина отчислялась от поступлений от княжеского суда. Наиболее раннее упоминание судебной десятины находится в Краткой Правде XI в. (ст. 41), где при расчете долей судебных пошлин вместе с долями мечника в одном случае и емца в другом указана и «десятина»18. Другие источники XII—XIII вв. фиксируют судебную десятину в процессе ее отмирания и замены другими способами материального обеспечения церкви.

Так, в Новгородском уставе Святослава Ольговича 1137 г. говорится, что традиционно на Руси епископы получали десятину не только от даней, но и «от вир, и продажь, что входить в княжь двор всего»19. Там же упоминается, что в Новгороде существовала своя традиция отчисления судебной десятины, которая выражена в неясной формуле «толико от вир и продажь десятины зьрел, олико днии в руце княжии в клеть его», причем слово «днии» дается сокращенно, под титлом.

Однако эта система, вероятно, не удовлетворяла епископа, понимание финансовых интересов которого провозглашает князь, и он вместо судебной десятины, которая отменяется, устанавливает твердую ставку в 100 гривен «новых кун» от даней, которые поступают от погостов «из Онега»20. В Смоленской грамоте 1136 г. князь передает кафедральной церкви и епископу десятину от всех поступлений на княжеский двор, кроме не только полюдья, но и вир и продаж.

И это ограничение в десятине нет оснований рассматривать как ущемление интересов епископа, обеспечению которого посвящена грамота: кроме десятины ему была передана группа крестьян-прощеников и два села21. Об отчислении церкви Богородицы от судебных штрафов говорит и Устав князя Владимира о десятинах («от всякого княжа суда десятую векшу»22, «десятый грош»23), архетипный текст которого может быть датирован серединой или второй половиной XII в.

после создания Смоленской уставной грамоты 1136 г.24

На то, что в XII в.

судебная десятина отменяется, указывают также отсутствие ее среди средств, предоставленных владимирской Успенской церкви Андреем Боголюбским25, и дальнейшая история текстов Устава Владимира: упоминание «от всякого княжа суда десятой векши» опускается в общем источнике Волынской и Печерской редакций, который относится к Галицко-Волынской Руси второй половины XIII в.; нет его и в поздних изводах Оленинской редакции, относящихся к тому же времени26. Однако церковь не собиралась отказываться от претензий на получение судебной десятины и в XIII—XIV вв., о чем говорит сохранение статьи «А се о десятинах» и упоминание «десятой векши» от княжеского суда в полемическом «Правиле о церковных людях и о десятинах», обосновывающем права церковной организации на большие материальные средства27. И в Уставе князя Всеволода конца XIII в., основанном на Синодальной редакции Устава Владимира, сохраняется упоминание «от всякого княжя суда десятую векшу»28, как это было и в текстах XII в.

Торговая десятина

Десятину получала церковь также от княжеских торговых пошлин. Хотя сведениями об этом виде отчислений церкви в конце X—XI в. мы не располагаем — они относятся только к XII в., — нет оснований считать, что торговая десятина появилась только в XII в.

Торговые пошлины существуют со времени образования государства, нуждающегося в пополнении бюджета, и при обеспечении новой организации отчисления от этих пошлин также должны были поступать церкви. В общем указании летописной записи «даю церкви сей святей Богородици от именья моего и от град моих десятую часть»29 есть основания поэтому видеть и эту десятину.

Другое дело, что с ростом внутренней торговли и развитием города торговые пошлины должны были играть все большую роль в бюджете городов и стал вопрос об ограничении их поступлений церкви.

Что касается форм их отчисления, то их известно несколько. Устав Владимира уже в ранних текстах содержит установление «из торгу десятую неделю», которое находится в Оленинской XII в., Синодальной XIII в. и Волынской редакциях XIV в.30. О «десятой неделе» от торга говорят и Новгородский устав Всеволода XIII в. и Печерская редакция Устава Владимира XIV в. («а у мыте, и у торгу, и на перевозех 10-ю неделю»)31.

Источник: http://a-nevsky.ru/library/gosudarstvo-i-cerkov-drevney-rusi-x-xiii-vv8.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
Как называется следующий день после Пасхи

Закрыть