Что означает выражение раскол Русской Православной Церкви

За чертой раскола. Русская православная церковь разорвала отношения с Константинополем

Что означает выражение раскол Русской Православной Церкви

МИНСК, 16 октября. /ТАСС/.

Синод Русской православной церкви (РПЦ) в ответ на действия Константинопольской православной церкви и ее предстоятеля патриарха Варфоломея по присвоению автокефалии раскольническим церковным структурам на Украине в понедельник принял решение разорвать все отношения с Константинополем. Этот шаг, о котором ранее неоднократно предупреждали иерархи РПЦ, был предпринят потому, что Украина является канонической территорией Московского патриархата и попытку создать здесь новую Церковь РПЦ считает грубым вторжением в свои пределы.

«На заседании священного синода принято решение о полном разрыве общения с Константинопольским патриархатом», — сказал журналистам глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион по итогам заседания синода.

Он отметил, что это решение было принято после того, как Константинополь заявил, что приступает к предоставлению автокефалии церкви Украины, отменил решение 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата и снял анафему с глав двух неканонических церквей на Украине — Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви. «Именно это является главной причиной, по которой мы вынуждены прервать общение с Константинопольским патриархатом как полностью идентифицировавшим себя с расколом», — подчеркнул митрополит.

Глава ОВЦС добавил, что отмена решения 1686 года противоречит исторической правде.

«Константинополь объявил о намерении предоставить автокефалию части РПЦ, но не той части, которая когда-то находилась во владении Константинополя. Та Киевская митрополия, которая в 1686 году вошла в состав Московского патриархата, не совпадала с нынешней территорией Украинской православной церкви. Она была значительно меньше. Туда не входили такие территории как Донбасс, Одесса и другие области», — пояснил он.

В настоящее время на Украине действуют более 12 тыс. храмов и 200 монастырей канонической Украинской православной церкви (УПЦ) Московского патриархата.

По словам главы ОВЦС, решение о прекращении евхаристического общения делает невозможным дальнейшие совместные богослужения представителей двух церквей до момента пересмотра Константинополем своих заявлений.

«Мы не сможем совершать совместные богослужения, наши архиереи и священники не смогут участвовать в литургии совместно с иерархами и священниками Константинопольского патриархата», — подчеркнул он и пояснил, что в противном случае факты вступления с раскольниками в евхаристическое общение являются каноническим преступлением и влекут соответствующее наказание.

В свою очередь, пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков отметил, что верующие РПЦ не смогут молиться и причащаться в храмах на горе Афон из-за разрыва отношений между Московским и Константинопольским патриархатами. «Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями», — сказал Волков ТАСС.

Он пояснил, что разрыв отношений «для верующих нашей Церкви означает, что отныне и впредь до изменения позиции Константинополя и соответственно пересмотра своей позиции Русской Церковью, они не смогут участвовать в богослужениях, причащаться, молиться в храмах Константинопольского патриархата, принимать участие в других таинствах».

Ранее Волков отмечал, что своими действиями на Украине Константинополь перешел красную линию и нарушил единство мирового православия.

«Мы делали все, чтобы избежать раскола»

Решение синода является единственно возможным в сложившейся ситуации, поскольку РПЦ делала все, чтобы избежать осложнения обстановки, сказал ТАСС глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

«Мне кажется, что Русская православная церковь делала все, чтобы этого не произошло.

Я полагаю, что нам совершенно не в чем себя винить и что мы не давали никакого повода для таких действий, которые привели, как сегодня констатировали члены Синода, к выходу Константинопольского патриархата из канонического поля.

Я думаю, что у членов Синода Русской православной церкви не было другой возможности ответа, поскольку это действительно выводит Константинополь за рамки существующих канонов и не позволяет находиться с ними в евхаристическом общении», — отметил он.

Легойда оказался не готов оценить продолжительность разрыва отношений, но выразил надежду, что Константинопольский патриархат пересмотрит свои решения.

«Надежда на то, что эти решения будут пересмотрены в Константинополе, присутствует вести себя нужно спокойно, с пониманием сложности ситуации, но все-таки с надеждой на то, что ситуация вернется к какому-то нормальному сосуществованию нашему», — сказал официальный представитель РПЦ.

Надежда есть

С мнением Легойды относительно возможности мирного разрешения сложившейся ситуации согласны и опрошенные ТАСС эксперты.

«Важно сказать, что позиция церкви взвешенная, несмотря на требование и многих политиков, и православных консерваторов чуть ли не предать анафеме Варфоломея, сразу его низложить, основать в Турции приходы, начать действовать неразумно и радикально. Синод на это не пошел.

Мне кажется, это как раз вселяет надежду на более мирное разрешение кризиса», — сказал ведущий научный сотрудник и руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, религиовед Роман Лункин.

Специалист по истории церкви на Украине, профессор Православного Свято-Тихоновского университета Владислав Петрушко считает, что происходящее между двумя поместными православными церквями нельзя назвать новым Великим расколом, подобным произошедшему в XI веке, когда окончательно произошло разделение Церкви на Римско- католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. «Может, изменится все-таки что-то в Константинополе, может быть, что-то произойдет, поэтому говорить, что, как в XI веке произошло, и все, мы разделились, нельзя ни в коей мере», — отметил эксперт.

«Произошел откол небольшой части от мирового православия в лице Константинопольского патриархата, что расколом можно назвать с преувеличением»,- согласен с Петрушко религиовед Роман Силантьев, который назвал решения Синода ожидаемыми и логичными.

С другой стороны, напомнил Петрушко, когда Великий раскол происходил, к нему подводили похожие события, когда на время разрывали общение между Римом и Константинополем, потом восстанавливали, потом снова разрывали.

«Начиналось с малого, а пришло к разрыву окончательному. Поэтому, конечно, с одной стороны, рано ставить точку, с другой — надо опасаться того, как бы эти события не переросли в нечто большее. Пока ситуация развивается по самому неприятному сценарию, по самому отрицательному», — добавил он.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько православных церквей в мире

Что дальше?

Решения Синода РПЦ утверждают взвешенную позицию Русской церкви и на территории Украины, где Русская церковь прежде всего защищает интересы УПЦ, считает Лункин.

«Собственно, на Синоде присутствовал и митрополит Онуфрий, глава УПЦ. Поэтому я думаю, что, естественно, каждая фраза согласовывалась с митрополитом Онуфрием, чтобы это никак не повредило Украинской православной церкви. Это и стало причиной такой взвешенности решения, такой строгой аргументированности, без каких-то лишних эмоций, которые можно было встретить в заявлениях сентябрьских», — сказал эксперт.

По его мнению, на территории Украины теперь появляются фактически две большие православные силы: первая — УПЦ в составе РПЦ, вторая — «это некий конгломерат раскольников, признанных Константинополем, которые теперь подчиняются патриарху Варфоломею, потому что их он назвал Киевской митрополией, своей территорией».

«Здесь интересно отметить то, что в заявлении Синода особо отмечается, что Варфоломей попытался украсть у РПЦ то, что ему никогда не принадлежало. То есть Киевская митрополия в нынешней территории — это все-таки плод миссионерской работы, и расширение Киевской митрополии произошло уже в составе независимой РПЦ, а не то, что было в XVII веке», — сказал Лункин.

История вопроса

Попытки создать поместную православную церковь, независимую от Московского патриархата, украинские власти предпринимают с 1991 года. После госпереворота на Украине в феврале 2014 года новые власти активизировали кампанию за автокефалию.

7 сентября Константинопольский патриархат в ответ на обращение президента Украины Петра Порошенко «в рамках подготовки к предоставлению автокефалии православной церкви на Украине» назначил своих экзархов, то есть посланников, в Киев, который является канонической территорией Московского патриархата.

Обращение Порошенко о создании новой независимой церкви на Украине поддержали представители непризнанных мировым православием религиозных структур — Киевского патриархата и Украинской автокефальной правосланой церкви. Каноническая УПЦ об автокефалии не просила.

Порошенко также отмечал, что после получения автокефалии новой церкви каноническая УПЦ будет переименована в «Русскую в Украине», что поставит под вопрос само ее существование в стране. Глава непризнанного Киевского патриархата Филарет Денисенко призывал отнять у УПЦ все имущество.

Священный Синод РПЦ в ответ заявил, что действия Константинопольской церкви «являются грубейшим попранием церковных канонов», а затем приостановил поминовение РПЦ патриарха Варфоломея за богослужением и сослужение с иерархами Константинопольского патриархата.

В стране в настоящее время действует одна каноническая УПЦ, которая является самоуправляемой церковью в составе Московского патриархата, а также две непризнанные мировым православием церковные структуры — Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/5677737

Падение «Русского мира»: чем опасен крупнейший раскол в истории православия — The Bell

Что означает выражение раскол Русской Православной Церкви

Фото с сайта Кремля, архив

Синод Русской православной церкви принял решение полностью разорвать отношения с Константинопольским патриархатом. Это крупнейший раскол в тысячелетней истории православия, который нанесет серьезный удар по продвигаемой Москвой идее «Русского мира». Наблюдатели также предупреждают о реальной угрозе кровопролития на Украине.

Крупнейший раскол за 1000 лет

  • Заседание созванного в Минске Синода продлилось больше семи часов. Оно проходило за закрытыми дверями, и пресса все это время ожидала брифинга на улице. Начиная с четырех часов вечера, как сообщает Русская служба Би-би-Си, из здания епархии несколько раз выходил человек и объявлял, что брифинг откладывается. «В девятый раз говорю: готовность номер один», — говорил журналистам представитель епархии, но брифинг не начинался.
  • Решение было объявлено лишь после 19 часов по московскому времени. Как заявил журналистам глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион, это было «вынужденное решение», но иного Синод не мог принять, поскольку «к этому вела вся логика последних действий Константинопольского патриархата». Они с точки зрения РПЦ являются «беззаконными и канонически ничтожными», отметил Иларион.
  • Константинопольский патриархат представитель РПЦ сравнил с раскольниками. «Та церковь, которая, признав раскольников, вступила с ними в общение, тем самым себя исключила из канонического поля», — подчеркнул митрополит. В Московском патриархате рассчитывают, что Константинополь изменит свое решение по Украине.
  • Это ответ РПЦ на принятое на прошлой неделе решение Константинопольского патриархата отменить документ 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату. Константинопольский патриархат также принял решение продолжить процедуру предоставления автокефалии (то есть независимости) украинской церкви, а также снял анафему с глав двух неканонических церквей — Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета и Украинской автокефальной православной церкви Макария.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто построил собор Московского Кремля

Что это значит

  • Раскол в цифрах. Разрыв с Константинополем будет стоять рядом с Великим расколом 1054 года, который отделил восточных православных от западной Римско-католической церкви. Сегодняшнее решение Синода РПЦ означает, что Московский патриархат не признает авторитета Константинополя, который возглавил мировое православие в пятом веке. На Россию приходится треть 300-миллионных православных последователей мира. На Украине расположены около трети из более чем 36 000 приходов Московского патриархата. Из них около трети хотят остаться в РПЦ в случае автокефалии украинской церкви. 
  • Значение для верующих. Разрыв отношений с Константинополем означает, что миряне Русской православной церкви не смогут причащаться в храмах Константинополя, а священники и иерархи не смогут совершать совместных богослужений. Впрочем, простые россияне ничего не заметят, уверен религиовед Роман Силантьев. «А вот если вы живете за рубежом и ваш ребенок посещает приходскую школу или вы сами посещаете храм Константинопольского патриархата, то больше вы его посещать не сможете, так же вам будет закрыт доступ к таинствам церкви», — объясняет Силантьев The Bell.
  • Гора Афон под запретом. Разрыв с Константинополем означает и то, что российские политики, в том числе и Владимир Путин, потеряют доступ на так им полюбившуюся гору Афон в Греции. Верующие православные россияне не смогут молиться в храмах на горе Афон в Греции, объяснил пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр Волков.
  • Удар по идеям Владимира Путина. «При присоединении Крыма в 2014 году президент России Владимир Путин говорил, что полуостров был „духовно“ неотделим от Москвы. Но военное вмешательство Путина сейчас угрожает подорвать „Русский мир“ за пределами Москвы, который он стремился продвигать», — пишет Financial Times. И за этим религиозным спором не менее серьезный вопрос о независимости Киева от Москвы. «Потеря Украины является серьезным ударом не только для Русской православной церкви, но и для самого Кремля после нескольких лет попыток сохранить влияние на Украину», — пишет газета. Похожим образом комментируют событие и другие западные издания (The New York Times, Bloomberg).
  • Значение для РПЦ. Как пишет в своей колонке в Bloomberg религиовед Сергей Чапнин, этот шаг подорвет центральную роль Москвы в восточном христианстве и усилит влияние патриарха Варфоломея, который сможет таким образом наладить более тесные связи с западным христианством. Это также станет серьезным политическим ударом по позициям лично патриарха Кирилла, уточняет Чапнин. С точки зрения Константинополя ничего ужасного не произошло, говорит The Bell политолог Алексей Макаркин. По его мнению, как и в случае с другими церквями (вроде Болгарской), Константинопольский патриархат займет выжидательную позицию, он будет ждать, когда руководство РПЦ либо сменится, либо поменяет мнение, а затем начнет налаживать контакты вновь. «А для РПЦ это будет означать потерю политического влияния в России, если они окончательно потеряют Украину (до сих пор главная интрига — что будет с церквями российского патриархата там)», — говорит Макаркин.
  • Значение для Порошенко. Президенту Украины Петру Порошенко, который активно участвует в процессе обретения украинской церковью автокефалии, это должно помочь поднять его низкий электоральный рейтинг (всего несколько процентов).
  • Угроза эскалации конфликта. За последние месяцы около 60 отдельных церквей, в основном на западе страны, вышли из РПЦ. Порошенко заявил, что ожидает продолжения этого процесса, однако предостерег от насильственного захвата имущества, что, по его словам, даст повод для «провокаций» Москвы. В Кремле уже пообещали защищать интересы православных на Украине в случае, если ситуация в стране обострится. «В случае если развивающиеся события войдут в русло противоправных действий, то, конечно, как Россия везде защищает интересы русских и русскоговорящих, то так же, и об этом неоднократно говорил Путин, Россия защищает интересы православных», — сказал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. На вопрос, каким образом Россия будет защищать интересы православных, Песков ответил: «Исключительно политико-дипломатическим». Однако Чапнин уверен, что существует реальная опасность того, что раскол может привести к кровопролитию, как это случилось на востоке Украины. Об угрозе кровопролития пишет и FT в редакционной колонке.

Владимир Моторин, Егор Сонин

Введите ключевые слова.

Ничего не найдено :(

«Пожалуй, одно из последних медиа, которое держит действительно высокую планку в России» Андрей Мовчан, экономист

Новости, важные лично для вас

Присоединяйся к сообществу The Bell

  • Это более 35 000 успешных людей, читающих нас утром и вечером
  • Это ежедневные рассылки важных новостей России и мира
  • Это закрытые встречи с влиятельными бизнесменами и лучшими российскими экономистами

Подпишитесь на рассылку The Bell

На ваш email отправлено письмо с активацией рассылки Спасибо, что присоединились к нам

Зайдите в почту , подтвердите подписку и нажмите на кнопку

Параметры рассылки изменены

Теперь редакторы в курсе

Источник: https://thebell.io/padenie-russkogo-mira-chem-opasen-krupnejshij-raskol-v-istorii-pravoslaviya/

Раскол русской православной церкви: раскол русской православной церкви

Что означает выражение раскол Русской Православной Церкви

Церковный раскол — в 1650-х — 1660-х гг. раскол в Русской православной церкви, из за реформы патриарха Никона, которая заключалась в богослужебно-обрядовых нововведениях, которые были направлены на внесение изменений в богослужебные книги и обряды с целью их унификации с современными греческими.

Предыстория

Одним из наиболее глубоких социокультурных потрясений в государстве стал церковный раскол.

В начале 50-х годов XVII века в Москве среди высшего духовенства сложился кружок «ревнителей благочестия», члены которого хотели устранения разных церковных непорядков и унификации богослужения на всей огромной территории державы.

Первый шаг уже был сделан: Церковный собор 1651 года под нажимом государя ввел единогласное церковное пение. Теперь надо было сделать выбор, чему следовать в церковных преобразованиях: своей русской традиции или чужой.

Такой выбор делался в условиях уже наметившегося в конце 1640-х г. внутрицерковного конфликта, обусловленного борьбой патриарха Иосифа с усиливающимися украинскими и греческими заимствованиями, инициированными государевым окружением.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает имя Ангелина По церковному

Церковный раскол — причины, последствия

Церковь, укрепившая свои позиции после Смутного времени, пыталась занять господствующее положение в политической системе государства. Стремление патриарха Никона усилить свои властные позиции, сосредоточить в своих руках не только церковную, но и светскую власть. Но в условиях усиления самодержавия это вызвало конфликт церковной и светской власти. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.

Начатые в 1652 г. патриархом Никоном нововведения церковной обрядности, исправление православных книг по образцу и подобию греческому привели к расколу русской православной церкви.

Основные даты

Основная причина раскола – реформы патриарха Никона (1633–1656 гг.).

Никон (мирское имя – Никита Минов) пользовался неограниченным влиянием на царя Алексея Михайловича.

1649 год – Назначение Никона Новгородским митрополитом.

1652 год – Избрание Никона патриархом.

1653 год – Церковная реформа.

В результате реформы: исправление церковных книг в соответствии с «греческими» канонами; изменение обрядов Русской православной церкви; введение троеперстия во время крестного знамения.

1654 год – На церковном соборе одобрена реформа патриарха.

1656 год – Отлучение от церкви противников реформы.

1658 год – Отречение Никона от патриаршества.

1666 год – Низложение Никона на церковном соборе.

1667–1676 гг. – Восстание монахов Соловецкого монастыря.

Непринятие реформ привело к разделу на сторонников реформ (никониан) и противников (раскольников или старообрядцев), в результате – появление множества течений и церквей.

Избрание митрополита Никон в патриархи

1652 год — после смерти Иосифа, кремлевское духовенство, и царь Алексей Михайлович Романов желали, чтобы на его место пришел новгородский митрополит Никон: характер и воззрения Никона, казалось, принадлежали человеку, который был способен возглавить задуманную государем и его духовником церковно-обрядовую реформу. Но Никон дал свое согласие стать патриархом лишь после долгих уговоров Алексея Михайловича и с условием отсутствия каких-то ограничений своей патриаршей власти. А такие ограничения создавались Монастырским приказом.

У Никона было большое влияние на молодого государя, который считал патриарха ближайшим другом и помощником. Отъезжая из столицы царь передавал управление не боярской комиссии, как это было принято раньше, а на попечение Никона.

Ему было дозволено именоваться не только патриархом, но и «государем всея Руси». Заняв такое неординарное положение во власти, Никон начал им злоупотреблять, захватывать чужие земли для своих монастырей, унижать бояр, сурово расправляться с духовенством.

Его занимала не так реформа, как утверждение сильной патриаршей власти, образцом для которой служила власть папы римского.

Реформа Никона

1653 год — Никон приступил к осуществлению реформы, которую предполагал проводить ориентируясь на греческие образцы как более древние. В действительности он воспроизводил современные ему греческие образцы и копировал украинскую реформу Петра Могилы. Преобразования Церкви имели внешнеполитический подтекст: новая роль России и Русской церкви на мировой арене.

В расчете на присоединение Киевской митрополии, русские власти думали о создании единой Церкви. Это требовало сходства церковной практики между Киевом и Москвой, в то время как они должны были ориентироваться на греческую традицию. Безусловно, патриарху Никону оказывались нужны не различия, а единообразие с Киевской митрополией, которая должна войти в состав Московской патриархии.

Он всячески пытался развивать идеи православного универсализма.

Лишение Никона патриаршего сана

1658 год — патриарх Никон в результате размолвки с государем объявил, что больше не станет исполнять обязанности церковного главы, снял с себя патриаршее облачение и удалился в свой любимый Новоиерусалимский монастырь. Он считал, что просьбы из дворца о его скорейшем возвращении не заставят себя ждать.

Однако этого не произошло: даже если совестливый царь и сожалел о произошедшем, его окружение больше не хотело мириться со столь всеобъемлющей и агрессивной патриаршей властью, которая, по выражению Никона, была выше царской, «как небо выше земли».

Чья власть в реальности оказалась более значимой, продемонстрировали дальнейшие события.

Алексей Михайлович, принявший идеи православного универсализма, уже не мог лишить патриарха сана (как это делалось в Русской поместной церкви постоянно). Ориентир на греческие правила поставила его перед необходимостью созыва вселенского Церковного собора.

Исходя из устойчивого признания об отпадении от истинной веры Римской кафедры, вселенский собор должен был состоять из православных патриархов. Все они так или иначе приняли участие в соборе. 1666 год — такой собор осудил Никона и лишил его патриаршего сана.

Никон был сослан в Ферапонтов монастырь, а поздней переведен в более суровые условия на Соловки.

Вместе с этим собор одобрил церковную реформу и предписал преследование старообрядцев. Протопопа Аввакума лишили священства, предали проклятию и отправили в Сибирь, где ему отрубили язык. Там он написал многие произведения, отсюда рассылал послания по всему государству. 1682 год — его казнили.

Но устремления Никона сделать духовенство неподсудным светским властям находили сочувствие у многих иерархов. На Церковном соборе 1667 года им удалось добиться уничтожения Монастырского приказа.

Источник: https://minevsky.ru/molitvy/raskol-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-raskol-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
Что такое дуга в исламе

Закрыть