Как появился буддизм

История возникновения буддизма. Где и когда зародился буддизм

Как появился буддизм

Буддизм — одна из самых популярных мировых религий! Она занимает 3–4-е место в списке наиболее часто встречающихся вероисповеданий. Буддизм распространён в Европе, Азии. В некоторых странах эта религия является основной, а где-то она — одна из главных в списке религий, проповедуемых в государстве.

История возникновения буддизма уходит далеко вглубь веков. Это немолодая религия, которая давно прочно закрепилась в мире. Откуда же она взялась и кто подарил людям веру в Будду, его философию? Узнаем об этой религии больше в поиске ответов на эти вопросы.

Где и когда зародился буддизм

Датой отсчёта зарождения буддизма принято считать исторический момент ухода Будды в мир иной. Однако есть мнение, что правильней считать и годы жизни прародителя религии. А именно период просветления Гаутамы Будды.

По официальной информации, признанной ЮНЕСКО, паринирвана Будды свершилась в 544 году до нашей эры. Буквально пол века назад, а именно в 1956 году мир озарился торжественным празднованием 2500-летия буддизма.

Столица буддизма и другие страны, где проповедуют религию

Сегодня буддизм является государственной религией в 4 странах: Лаос, Бутан, Камбоджа, Таиланд. Но зарождение этой религии свершилось именно в Индии. Около 0,7–0,8 % (около 7 млн человек) населения этой страны проповедуют буддизм. Эта чудесная страна подарила миру одну из крупнейших религий. Поэтому по праву Индия называется столицей буддизма.

Помимо Индии, буддизм проповедуют в таких странах, как Китай, Тайвань, Южная Корея, Япония, Шри-Ланка, Мьянма. В этих странах буддизм является официально признанной религией, которая занимает 1–2-е место в списке. Проповедуют буддизм в Тибете, Малайзии, Сингапуре. Более 1 % жителей России проповедуют эту религию.

Распространение этой веры растёт. Причина тому — особая миролюбивость религии, её красочность, философское насыщение, интеллектуальная подоплёка. Многие находят в буддизме успокоение, надежду, знание. Поэтому интерес к религии не иссякает. Буддизм распространяется в разных частях мира. Но, конечно, столицей мирового буддизма была и останется навсегда Индия.

Возникновение буддизма

Многим людям, окунувшимся в познание буддизма или только изучающим этот вид религии, будет интересно, как возникло это вероисповедание и что стоит у истоков развития буддизма.

Создатель учения, на основе которого была сформирована религия, — Гаутама. Ещё его называют:

  • Будда — просветлённый высшим знанием.
  • Сиддхартха — осуществивший своё предназначение.
  • Шакьямуни — мудрец из племени Шакья.

И всё же самое привычное для человека, неглубоко ведающего основы этой религии, имя основателя — Будда.

Легенда о просветлении Будды

По преданию, необычный мальчик по имени Сиддхартха Гаутама родился у четы индийских королей. После зачатия королева Махамайа увидела вещий сон, который указывал на то, что ей суждено произвести на свет не обычного человека, а великую личность, которая войдёт в историю, озарив этот мир светом познания. Когда малыш появился на свет, знатные родители увидели для него будущее правителя или Просветлённого.

Отец Сиддхартхи, король Шуддходана, оберегал мальчика от мирских несовершенств, болезней и несчастий всё его детство, юность. До своего двадцатидевятилетия жил юный Будда в цветущем дворце, вдали от бренности бытия и невзгод обычной жизни. В 29 лет юный красивый принц женился на красавице Яшодхаре. У молодой четы родился здоровый, славный сын Рахула. Жили они счастливо, но однажды молодой муж и отец вышел за ворота дворца.

Там он обнаружил людей, измотанных болезнями, страданием, нищетой. Он увидел смерть и понял, что существует старость, недуги. Его расстроили такие открытия. Он осознал всю бесполезность бытия. Но отчаяние не успело захлестнуть принца. Ему встретился отрешённый монах — саману. Эта встреча была предзнаменованием! Она показала будущему Просветлённому, что, отрекшись от мирских страстей, можно обрести умиротворение, безмятежность.

Наследник престола бросил семью, ушёл из отчего дома. Он отправился на поиски истины.

На своём пути Гаутама придавался жёсткой аскезе. Он брёл в поиске мудрецов, чтобы послушать их учения и мысли. В итоге Будда нашёл свой идеальный путь избавления от страданий. Он открыл для себя «золотую середину», которая подразумевала отрицание жёсткой аскезы и отказ от неумеренных излишеств.

В 35 лет Сиддхартха Гаутама обрёл Просветление и стал Буддой. С этой поры он радостно делился с людьми своим знанием. Он вернулся в родные места, где ему очень обрадовались его близкие. Выслушав Будду, жена и сын также выбрали путь монашества. Будда обрёл освобождение и покой вначале своего девятого десятка. Он оставил огромное наследие — Дхарму.

Как распространялся буддизм

Общая численность буддистов на всей земле — более 500 миллионов человек. И эта цифра неуёмно растёт. Идеи и принципы буддизма интересуют, трогают сердца многих людей.

Эта религия отличается отсутствием навязчивой философии. Идеи буддизма по-настоящему цепляют людей, и они сами приобретают эту веру.

В распространении религии в первую очередь сыграла роль география возникновения этого вероисповедания. Страны, где буддизм давно является основной религией, подарили эту веру соседствующим государствам.

Возможность путешествовать по всему миру открыла людям из отдалённых стран знакомство с буддийской философией. Сегодня существует немало литературы, документальных и художественных видеоматериалов об этой вере.

Но, конечно, по-настоящему заинтересоваться буддизмом можно лишь прикоснувшись однажды к этой уникальной культуре.

В мире есть этнические буддисты. Это люди, рождённые в семьях с этим вероисповеданием. Очень многие приняли буддизм сознательно, познакомившись с философией Просветления во взрослом возрасте.

Конечно, знакомство с буддизмом не всегда знаменуется принятием этой религии для себя. Здесь личный выбор каждого. Однако однозначно можно сказать, что философия буддизма — это интересная область, которая любопытна многим с точки зрения саморазвития.

Будда Шакьямуни

Что такое буддизм

Подводя итог, хочется отметить, что буддизм — это целая философия, основанная на религии, зародившейся в Индии ещё до нашей эры. Прародителем Священного учения Дхармы является Будда (Просветлённый), некогда бывший наследником индийского престола.

В буддизме выделяют три основных направления:

  • Тхеравада;
  • Махаяна;
  • Ваджраяна.

Существуют разные буддийские школы, которые раскиданы по странам. В зависимости от школы могут разниться какие-то детали учения. Но в целом буддизм, тибетский или индийский, китайский, тайский и любой, другой несёт одни и те же идеи и истины. В основе этой философии — любовь, добро, отречение от излишеств и прохождение идеального пути для избавления от страданий.

У буддистов есть свои храмы, дацаны. В каждой стране, где проповедуется эта религия, существует буддийская община, где каждый страждущий может найти информационную, духовную поддержку.

Люди, исповедующие буддизм, поддерживают особые традиции. У них своё понимание мира. Как правило, эти люди стремятся нести добро окружающим. Буддизм не ограничивает интеллектуальное развитие. Напротив, эта религия наполнена смыслом, в её основе лежит многовековая философия.

У буддистов нет икон. У них есть статуи Будды и других Святых-последователей этой веры. В буддизме принята своя особая символика. Стоит выделить восемь благих символов:

  1. Зонт (чхатра);
  2. Ваза с сокровищами (бумпа);
  3. Золотая рыбка (матсья);
  4. Лотос (падма);
  5. Раковина (шанкха);
  6. Знамя (двахья);
  7. Колесо Драхмы (Дхармачакра);
  8. Бесконечность (Шриватса).

Каждый символ имеет своё обоснование и историю. В буддизме вообще нет ничего случайного и пустого. Но, чтобы понять истины этой религии, придётся потратить время на ознакомление с ними.

Источник: https://www.oum.ru/literature/buddizm/istoriya-vozniknoveniya-buddizma/

Буддизм в Китае

Как появился буддизм

Существует множество преданий и легенд о том, как буддизм попал в Китай. Самая распространённая – эта легенда о Белой лошади. Она повествует о том, как первые буддийские сутры были привезены в город Лоян на белой лошади, в честь которой был основан первый буддийский монастырь в Китае – Байма-сы или Храм Белой лошади.

История буддизма в Китае тесно переплетается с историей Великого Шелкового пути. Начиная с первых веков до н.э., буддийские монахи сопровождали все торговые караваны из Индии в Западный Китай. Отсюда буддизм стал проникать вглубь Китая и стран Дальнего Востока.

Огромное влияние на развитие буддизма в Китае оказали и купцы из Средней Азии, на территории которой в период существования Кушанского царства буддизм был государственной религией. Уже к III веку буддизм становится господствующей религией в Восточном Туркестане (Синьцзянь).

В этот период начинается активное строительство буддийских храмов и монастырей, особенно на территории Восточного Туркестана.

Здесь широкое распространение получили так называемые пещерные монастыри, которые представляли собой цепь выбитых в скалах небольших пещер-келий, украшенных фресками и росписями по буддийской тематике.

Среди таких храмов самыми известными являются пещеры Могао (Дуньхуан) и Кызылские пещеры (Кучар). Самые большие кельи и места для молитв в них размером напоминают небольшие храмы, а статуи Будды достигают 17-метровой высоты.

Основы буддийской философии

В основе буддийской философии лежит теория о том, что люди сами виноваты в своих несчастьях и страданиях. Однако от страдания можно избавиться путём самоограничения и достижения нирваны. Одним из главных правил буддизма считается достижение просветления на основе собственного опыта.

На основе этого правила в буддизме сформировалось несколько философских школ. Одни за основу своей буддийской философии брали поклонение Будде и обрядовые церемонии, другие считают, что просветления можно достичь путем медитации и совершения благих деяний. Однако все они опираются на «Четыре Благородные Истины» и «Восьмеричный путь» — первые проповеди Будды, которые лежат в основе всех его 84 тысяч проповедей.

Четыре Благородные Истины представляют страдание и причины этого страдания. Способы избавления от причин страдания даются в канонах Восьмеричного Пути, а прекращение страдания называется в буддизме нирваной.

Кроме того, различия между школами буддизма определяются еще и тем, каким путем они следуют в своём просветлении: «махаяна» — большая колесница или «хинаяна» — малая колесница. Последователи махаяны считают, что просветления должны достичь все люди.

В отличие от них последователи хинаяны концентрируются на личном просветлении.

Особенности буддийского культа в Китае

Самым распространённым культом буддизма в Китае на сегодняшний день является культ Будды Амитабхи (в переводе с санскрита «амитабхи» означает безграничный свет), который основал один из основоположников буддийской философии в Китае монах Хуэюань.

Считается, что Амитабха – один из пяти Будд Мудрости, который был правителем, но просветлев, отрёкся от трона и стал монахом.

Очень часто Амитабху сравнивают с зороастрийским богом солнца и света Митрой, что символично, так как Амитабха в буддизме олицетворяет свет в прямом и переносном смысле.

Культ бога Амитабхи самый многочисленный и распространённый не только в Китае, но и во всей Юго-Восточной Азии. Буддисты верят, что это божество помогает в перерождении и совершенствовании. Фигура Амитабхи в той или иной степени отражена почти во всех фресках буддийских пещерных храмов Синьцзяня.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое Сунна в исламе

Буддизм в Китае имеет свои характерные особенности. Во многих сохранившихся пещерных храмах Синьцзяня до сих пор можно встретить фрески, где сквозь призму буддийской философии отражены другие древние религии этого региона: даосизм, манихейство и зороастризм, поэтому китайский буддизм в отличие от традиционного – это скорее воплощение нескольких религий в одной.

Источник: https://www.advantour.com/rus/china/religion/buddhism.htm

Что такое Секулярный Буддизм?

Как появился буддизм
Это первый пост в череде других, где я развиваю одну и ту же мысль: зачем нам Секулярный Буддизм (ну мне, по крайней мере). Поворачиваю я эту мысль и так и эдак, чтобы понятнее было. Есть у меня такая слабая надежда, что если я вам объясню, то, глядишь и сам пойму.

Итак, начинаю

Секулярный Буддизм может показаться противоречивым словосочетанием.

“Буддизм – это же религия!” – справедливо возмутитесь вы, и будете по-своему правы.

И действительно, возможно ли Cекулярное Христианство или Cекулярный Ислам?

Ну, чем чёрт не шутит, когда-нибудь и такое чудо может произойти.
А пока приходится довольствоваться только Секулярным Буддизмом. Он уже существует и даже активно развивается.

Итак, Секулярный Буддизм – это не организация, не корпорация, не секта, и даже не какая-то единая концепция. Это спонтанное народное движение, в которое народу по всему миру включено уже порядочно.

Ведь для разных людей Буддизм может быть очень разным.

Для одного – это религия (тоже, кстати, хороший вопрос – что такое религия?).
Для другого – утончённая и глубокая философия, на изучение только одной из ветвей которой может уйти девяносто девять жизней.
Для третьего – способ жизни (одной жизни), Путь.
Для четвёртого – тусовка.
Для пятого – всё это вместе взятое.
Для шестого – чертовщина какая-то.

Люди и во времена Будды искали смысл жизни, хотели понять устройство вселенной, своё место в ней. Они также хотели осмыслить свой опыт повседневной жизни, понять, как им справляться со страданием, неудовлетворённостью, как им научиться принимать вещи, которые трудно принять. И с тех пор в этом плане ничего не изменилось.

Всю историю человечества, его, человечество, волновали эти вопросы. И сейчас волнуют. В этом смысле ничего не меняется, так что, можно вздохнуть с облегчением – хоть какая-то стабильность существует. Однако культура меняется непрестанно: мы не видим мир так же, как его видели люди 2500 лет назад, да что там говорить, мы не видим мир даже таким, каким видели его наши родители.

Кстати, одна из базовых аксиом, на которых строится учение Будды – это непрерывная изменчивость всех форм, и мы, разумеется, не можем исключить из этого потока изменчивости формы передачи самого учения Будды.

Буддизм как глобальное явление очень многообразен. Судя по историческим исследованиям, уже с самого своего начала он не был однородным и на протяжении двух с половиной тысячелетий своего существования он неминуемо менялся.
Так же, как вода принимает форму сосуда, Буддизм всегда принимал форму культуры, в которую попадал.

Когда-то Буддизм встретил Даосизм и от их счастливого брака родилась неведома зверушка – Дзэн. В другой раз в своём бесконечном странствии, Буддизм повстречал Тибетский Шаманизм,  и от этого союза появился также весьма необычный и талантливый ребёнок.

И вы не подумайте, что Буддизм такой  ветреный, и вообще, ловелас. Нет, он просто всех очень любит.

А вот современная западная культура склонна опираться на научно обоснованные и светские мнения. И Буддизму это понравилось.

Таким образом, Секулярный Буддизм является вполне законнорожденным ребёнком Буддизма и западного светского подхода к жизни.

Секулярный Буддизм даёт возможность людям скептического склада ума, предпочитающим научное мышление и прагматический подход к жизни найти свой путь в духовные аспекты человеческой жизни.

 

Агностики, атеисты, скептики, секулярные гуманисты, ищущие практический и теоретически обоснованный путь освобождения от страдания и наполнения своей жизни смыслом, но, тем не менее, не желающие присоединяться ни к суровым бюрократическим религиозным институтам, ни к расхлябанному хиппи-ньюэйджу, могут найти некоторые ответы для себя в Секулярном Буддизме.

Основное отличие Секулярного Буддизма от традиционных форм Буддизма состоит в том, что это натуралистический и прагматичный подход к учению Будды Гаутамы.

Мы, люди, вовлечённые в это движение,  преимущественно сосредоточены:

  • Во-первых, на освобождении от страдания в этом мире и в этой жизни, не беря в расчёт ни посмертное существование, ни прочие формы потустороннего опыта.
  • Во-вторых, мы ищем пути для личного и социального развития в современном культурном контексте и обращаемся к старым традициям исключительно как к полезным инструментам и только в том случае, если они применимы к современности.
  • В-третьих, в своей теории и практике мы не основываемся на верованиях, догмах и утверждениях, которые невозможно проверить в естественном, физическом мире.

Большинство из нас не исключает принципиальную возможность определённых явлений, таких как реинкарнация, например, но без предоставления весомых доказательств предпочитает оставаться на агностических позициях.

В целом, вслед за Буддой Гаутамой, мы считаем, что метафизические вопросы, такие как существование Бога или бессмертной души, не столь насущны, как вопрос освобождения от страдания непосредственно в этой жизни и в этом мире.

Итак, Секулярный Буддизм – это определённый способ жизни, Путь.

И что я собираюсь делать в этом блоге, это постепенно раскрывать этот путь, рассказывать, как я сам по нему иду, понимаю его, переживаю его, и как по нему идут мои попутчики: люди разных национальностей, возрастов, сексуальных ориентаций и политических взглядов.

Так как движение это (Секулярный Буддизм) ширится и развивается в разных странах, где люди разговаривают на разных языках, то чтобы как-то понимать друг друга, им всем приходится это делать на одном языке. Так уж исторически сложилось, что язык этот английский.

Учитывая, что народ российский, будучи отгорожен от остального мира непроходимыми снежными заносами, в массе своей английского не знает, то надо как-то всё это доносить на русском. А что делать? Вот я и взвалил на себя эту непосильную ношу. Хотя сам-то только и делаю, что расчищаю языковые снежные заносы в своей пустой голове.

Но придётся теперь доносить.

Доносить на секулярных буддистов.

Несколько ссылок на англоязычные ресурсы:

Мои русскоязычные коллеги, не называющие себя секулярными буддистами, и всё же, довольно близкие мне по взглядам на практику медитации и Буддизм:

Осознанный путь

Если же вам интересно продолжение моих рассуждений о Секулярном Буддизме, то прочтите следующий пост под названием

Определение Секулярного Буддизма

Вы так же можете вступить в Облачную сангху, для поддержания свой практики.

Дверь здесь:

Облачная Сангха

Стучите и я вам открою.

И в заключение,  чтобы лучше понять все, что я сказал выше, посмотрите этот ролик:

Всего вам доброго, и надеюсь, до следующих встреч.И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.

А теперь идите и медитируйте!

Источник: https://buddhavgorode.com/what-is-secular-buddhism/

Как появился буддизм — история зарождения первой мировой религии

Здравствуйте, дорогие читатели и искатели истины!

Буддизм за свою долгую историю существования поведал о себе всей планете и забрался даже в самые неожиданные ее уголки. Так откуда он родом, в каком веке он зародился, почему появился, как далеко зашел и кто из известных людей его исповедует?

Обо всем этом вы узнаете из статьи ниже, а в качестве приятного дополнения познакомитесь с красивой историей о Сиддхартхе – прекрасном принце из рода Шакья.

:
Зарождение буддизма
Причины появления буддийской традиции
Легенда о прекрасном принце Сидхартхе
Как появился буддизм среди нас
Заключение

Зарождение буддизма

Буддизм является самой древней мировой религией. Существуют легенды о том, как появился буддизм, и они могут показаться забавным вымыслом, однако на эту тему также приводятся и подтвержденные факты.

По поводу того, в какой стране появился буддизм, споров не возникает. Его исторической родиной является северо-восток Индии, где в наши дни расположился штат Бихар. Тогда – в середине I тысячелетия до н. э. – на этих землях находились страны Магадха, Вайшали и Кошала. Именно здесь Будда начал проповедовать, именно здесь находился «очаг» будущей мировой религии.

История буддизма неразрывно связана с именем своего основателя, а точнее, с несколькими его именами, и корни их уходят в санскрит:

  • Гаутама;
  • Сиддхартха  –  в переводе звучит «Выполнивший свое назначение»;
  • Шакьямуни – означает «Мудрец из племени Шакья»;
  • Будда – значит «Просветленный высшим знанием».

Корень «buddh» на санскрите встречается и в русском языке и обозначает то же самое, что и слово «будить». Наш язык вообще очень похож на санскрит. Это может показаться невероятным, если не углубляться в языкознание – русский относится к группе индоевропейских языков.

Датой основания буддийской традиции признается смерть (паринирвана) Будды. Но до сих пор среди буддологов имеются разногласия на тему того, в каком году конкретно это произошло. ЮНЕСКО приняла дату – 544 г. до н.э., и в 1956 г. весь мир радостно отмечал праздник  – 2500 лет буддизму.

Другие ученые называют иные даты. Одно не вызывает сомнений – Будда жил и проповедовал до индийских походов Александра Македонского, которые происходили в 20-х годах IV века до н.э.

Причины появления буддийской традиции

До нас дошли всего лишь отголоски истории об индийском обществе того времени, но имеющиеся данные позволяют нарисовать картину, которая показывает причины возникновения буддизма.

Во-первых, в то время в Индии надвигался кризис древней ведической культуры. Она господствовала долгое время и отличалась ритуализмом, жертвоприношениями и формальным благочестием брахманов – жрецов. Прежние племенные устои перестали отвечать сознанию людей, и общество нуждалось в новых, альтернативных учениях и религиях.

Во-вторых, в то же время укреплялась государственная власть. Варновый (сословный) строй претерпевал изменения. Варна кшатриев, воплощавшая благородную власть индийских царей в древности, становилась сильнее и начинала противостоять варне брахманов.

В северо-восточной Индии привилегии брахманов и без того были меньше по сравнению с остальной частью страны, и в кризисный период эта местность стала открыта для новых веяний и традиций. На почве этого на индийском северо-востоке, в «слабом звене» брахманизма, появился источник буддийской религии, который постепенно разливался по всей стране и дальше – по всей Юго-восточной Азии, и его течение приносило всем отречение и избавление.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется утренняя молитва у мусульман

Разрастаясь, буддизм делился на разные виды: хинаяну, махаяну и другие более мелкие виды, а позднее он пришел на Тибет, прочно там укоренившись и преобразившись в новую форму – ламаизм.

К XI-XII вв. буддизм был почти полностью «изгнан» индуизмом со своей исторической родины. Сегодня среди индийцев всего 0,7 процентов буддистов.

Легенда о прекрасном принце Сиддхартхе

Вот уже почти 26 столетий буддийское учение, или дхарма, приносит миллионам людей внутреннее спокойствие и душевную гармонию. Но кем же был этот самый Будда?

К нашему времени жизнеописание Будды сплелось воедино и с научной биографией, и с прекрасными, будто сказочными, сюжетами. Разделить их невозможно, а может, и не имеет смысла вовсе. Историю наследника короны, а позже – великого Пробужденного – рассказывают разные житийные тексты, например, «Жизнь Будды» индийского поэта Ашвагхоши (I в. н. э.) или «Лалитавистара» в традициях махаяны.

В семье короля Шуддходаны и королевы Махамайи родился мальчик. Когда после зачатия королева увидела во сне необычного слона, у которого было шесть бивней, она осознала, что ей суждено родить великого человека.

Астролог Ашита, приглашенный королем после рождения сына, увидел на младенце признаки, которые присущи только великому человеку. Так, например, его ладони, ступни и межбровье были увенчаны знаками колеса, а пальцы соединяли перепонки.

Мальчика назвали Сиддхартха Гаутама. Ему пророчили звание всемирного правителя или Пробужденного. Отец желал, чтобы малыш унаследовал трон, и всячески оберегал его от превратностей жизни, ограждал от лицезрения болезней, старости и смерти.

29 лет жил принц в цветущем дворце, далеком от бренности и взял в жены красавицу Яшодхару, с которой у них родился сын Рахула. Но однажды Сиддхартха выехал за пределы дворца и увидел человека, побитого болезнями, глубокого старика и похоронную процессию. Острым ножом полоснуло это его по сердцу, и он осознал тщетность бытия.

А потом он увидел саману  – отрешенного, бедного, худого монаха – и осознал безмятежность, которую можно достичь при отказе от мирских забот и желаний.

Престолонаследник Сиддхартха бросил все, покинув отца, жену и сына, отрешившись от прежнего безбедного образа жизни и отправившись на поиски истины. Он долго бродил, слушая учения разных мудрецов, несколько лет подвергал себя жестокой аскезе, но в итоге наедине с самим собой открыл Срединный путь, который подразумевал с одной стороны, отказ от полного аскетизма, а с другой — избегание излишеств.

Сиддхартха достиг Просветления, когда ему было 35 лет. Так он стал Буддой. На протяжении 45 лет он проповедовал всем желающим, делясь своим открытием и своей истиной. Будда не оставил и свою семью. Однажды он вернулся на землю шакьев, и все горячо обрадовались ему. Побеседовав с Буддой, его сын и жена тоже приняли монашество.

В начале своего девятого десятка Будда достиг незыблемого покоя нирваны. Он получил Великое Освобождение, оставив огромное наследие дхармы многим поколениям на разных континентах, которое за свою многовековую историю стало целой религией.

Царь Шуддходана в итоге остался без наследников. Видя страдания отца, Будда обещал забирать монахом единственного сына в семье только с согласия родителей. И это условие и сейчас очень чтится в буддизме.

Как появился буддизм среди нас

С течением времени учение Будды распространялось все дальше, претерпевало изменения, принимало все новые формы и содержание. Сегодня буддийское учение простирается не только по юго-востоку Азии: Таиланду, Шри-Ланке, Вьетнаму, Непалу, Японии, Мьянме, Лаосу, Бутану. Уже с конца позапрошлого века оно привлекает европейцев и американцев, а общая численность буддистов на планете сейчас достигает 500 миллионов человек.

Идеи и принципы буддизма все крепче укореняются в западной культуре: современная беллетристика пестрит обложками книг о буддизме, Голливуд снимает фильмы о Будде, а многие известные деятели считают себя его последователями.

Так, например, немец Герман Гессе еще в 1922 году рассказывает миру свою интерпретацию истории «Сиддхартха», а Джек Керуак раскрывает путь американцев, которые следуют своей дзен-философии. Киану Ривз вживается в роль Гаутамы и ищет освобождения в фильме «Маленький Будда» – полной версии легенды, кратко рассказанной выше.

А буддистов среди известных людей не перечесть: Альберт Эйнштейн, Сергей Шойгу, Джеки Чан, Брюс Ли, Дженнифер Лопес, Леонарди Ди Каприо, Стив Джобс, Стинг, Кейт Мосс – этот список можно продолжать бесконечно.

Буддизм по праву повлек за собой миллионы приспешников. Появившись 2,5 тысячелетия назад в далекой Индии, он стал не просто религией, а целой философией, традицией, учением, почитаемым во всем мире.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если статья пришлась вам по душе, не забудьте поделиться ею с друзьями в социальных сетях.

До встречи в следующем посте!

Источник: http://o-buddizme.ru/istoriya-buddizma/kak-poyavilsya-buddizm

Как Македонский создал Будду: история древнего учения в Центральной Азии

ДУШАНБЕ, 16 ноя — Sputnik, Рубен Гарсия. О грандиозных достижениях Александра Македонского, на Востоке известного как Искандер, знает каждый. Если не из учебников истории, то уж из голливудских фильмов – наверняка.

И неудивительно: к 33 годам поставить на колени большую часть обитаемой Европы,  Ближнего Востока и Азии не удавалось никому ни до, ни после. Все будущие завоеватели тайно или явно очень хотели походить на знаменитого македонца, но получалось все равно как-то блекло. Либо масштаб военных действий был не тот, либо фигура полководца не столь эпична.

Sputnik Victoria Lyubavina

Дело в том, что секрет исторического бессмертия Искандера и шедших с ним эллинов – в культурных, а не в военных достижениях. Земли Азии покорилась не только мечу солдата, но и резцу скульптора.

Так появился удивительный феномен греко-буддизма, на 500 лет остававшегося главной религией на пространствах от Амударьи до Ганга.

И если здесь осколки державы Македонского пережили своего создателя менее чем на два века, то принесенное греками искусство навсегда стало неотъемлемой частью искусства восточного.

Из Центральной Азии в гости к слонам

Завоевание региона в 329 году д.н.э. начиналось как триумфальное шествие по землям варваров. Неудивительно, ведь македонские фаланги только что в чистую разгромили Персидскую империю – самую мощную державу известного грекам мира. Чего уж там какие-то разрозненные кочевые племена.

Но азиатский поход Македонского длился дольше и обошелся дороже, чем покорение необъятной империи персов. Здесь, у реки Зеравшан, где-то на территории современных Таджикистана и Узбекистана, доселе непобедимый Александр потерпел единственное за всю жизнь поражение и здесь же его солдаты впервые столкнулись с ужасами партизанской войны.

Ценой больших потерь Александр завоевал Центральную Азию и двинул войска через афганские горы прямиком в Индию.

Круче Индианы Джонса: как в Афганистане искали тайное сокровище Бактрии

Там их ждал «теплый прием» воинственного царя Пора, партизанщина в малярийных джунглях и встреча с чудовищами из мифов — слонами, настоящими фантастическими тварями по меркам греков. Дойдя до Ганга, армия сказала Александру: «Хватит». Наступление на восток завершилось, и эллины стали осваивать захваченные территории.

Sputnik Амир Исаев

До этого продвигаясь вглубь неизвестных территорий, греки нуждались в надежных тылах, а потому основывали новые селения, названные Александриями, – в честь своего полководца. Так появился таджикский Худжанд (Александрия Эсхата), афганские Герат и Кандагар, пакистанские Джалалпур и Джелам и еще десяток азиатских городов. К слову, Амритсар, священный город индийских сикхов, появился на месте Александрии Гифасиской.

Военные укрепления по мере прибытия колонистов превращались в многолюдные города. За военными шли крестьяне и купцы, за купцами – ремесленники и люди искусства. Начался культурный обмен между завоевателями и покоренным населением.

И тут греки с удивлением узнали о странной новой вере, где аскеза и холодное бесстрастие главного пророка Будды Гаутамы так резко контрастировали с разнузданностью и пылкостью эллинских богов.

Встреча двух монахов

Учение скептических йогов

Первым человеком, решившим познакомиться поближе с восточными учениями, был сам Македонский. Воспитанный знаменитым Аристотелем, он хотел, чтобы его видели не жестоким полководцем, но великим мудрым правителем, а потому очень заботился о культурной составляющей своих завоеваний. И вел с собой не только армию пеших и конных, но и небольшую группу выдающихся художников, поэтов и главное — философов.

Легенда о добром царе: незавершенная история Исмаила Самани

Узнав о существовании в Индии неких «нагих мудрецов» — гимнософистов (по-видимому, близких к йогам), он непременно захотел с ними встретиться. Неизвестно, что обсуждали Александр и ученые мужи. В истории остались лишь упоминания о 10 риторических загадках, да пара анекдотичных баек. К примеру, мудрецы, узнав о грандиозных воинских успехах Македонского, вопрошали: «Неужели он не мог добраться до нас без таких хлопот?»

Точно известно другое – греческие умы восприняли восточные учения на свой манер и понесли их обратно в Грецию.

Завоевав в 326 году до н.э. город Таксилу – важный буддийский центр, Македонский предоставил возможность местным и греческими философам полтора года обмениваться идеями и вести диспуты. И эти 18 месяцев произвели неизгладимое впечатление на Пиррона, основателя течения скептицизма.

Неприятие земных страстей, да и вообще сомнение в изменчивых ценностях жизни сильно поразили Пиррона, сделавшего сомнение ключевым принципом своей философии. Да, в Греции в это время жил Диоген, но его отказ от мирского был своего рода политическим манифестом. И уж точно скандальный эпатаж жителя бочки имел мало общего с самосозерцанием индийских гуру.

При этом последователи Диогена оказались вполне восприимчивы к постулатам отрешенности и бесстрастие, умело сочетая в своих речах родное эллинское и новое буддийское. Так, один из спутников Александра, историк и писатель Онесикрит после азиатского похода выражался вполне на манер Гаутамы.

«Ничто из происходящего с человеком нельзя назвать ни хорошим, ни плохим, все эти мнения всего лишь фантазии, — вещал историк, — Освободить разум и от горя и от удовольствия — вот лучшая философия».

Пиррон, Онесикрит и ряд других мыслителей вернулись в Грецию, буквально огорошив современников новыми истинами. И ученые люди сами устремились на Восток.

Мистический Таджикистан, или Самые загадочные места в республике

Причем для знакомства им не надо было ехать именно в Индию, так как Центральная Азия к IV веку до н.э. тоже была важным центром буддизма. Так, одно из древнеиндийских преданий гласит, что два торговца родом из Бактрии (историческая область на территории современных Таджикистана, Узбекистана и Афганистана) долгое время были учениками Будды, обрели истину и, вернувшись домой, построили храм в честь своего учителя.

К сожалению, сегодня сохранилось не так много свидетельств той эпохи. Самые знаменитые — это Бамианские статуи, безжалостно уничтоженные талибами в 2001 году, и скульптура «Будда в нирване», хранящаяся в Национальном музее древностей Душанбе.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Для чего молятся Казанской Божьей Матери

Будда встречает Геракла

И если буддисты подарили грекам духовное, то греки буддистам — материальное. А точнее, первое в мире изображение Будды. До прихода Македонского буддисты никогда не персонифицировали своего учителя. Вместо него изображали некий значимый символ. Пустой трон как знак отрешения от власти, круг с восемью спицами – как аллегорию поворота колеса истины, или дерево, то самое, под которым Будда достиг просветления.  

Практичных эллинов такой подход, по-видимому, не устроил, и они решили в очередной раз показать величие своего искусства, впервые создав статуи Будды в человеческом образе.

Будда в греко-буддистском стиле

Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на ранние скульптуры. Гаутама там одет в греческую тогу, стоит в характерной позе — контрапосте, с лицом средиземноморского типа и курчавыми волосами, не свойственными жителям региона.

Первые изваяния стали каноном на тысячелетия, хотя со временем исконно греческое заменялось традиционно восточным.

И если про скульптуры Будды расскажут во многих музеях искусства, то заимствование греческих богов почему-то до сих пор остается малоизвестным фактом. Жителям древней Индии как-то приглянулись мускулистые мужчины из эллинских мифов. Их сомнительную биографию, полную супружеских измен, страстей, убийств и даже каннибализма, они брать не стали, а вот изображения и функции с удовольствием добавили к своему пантеону.

Сорок девушек, защитивших Таджикистан от Чингисхана, и другие легенды края

Так, Геракл и Зевс на пару превратились в Ваджрапани — могущественного защитника Будды. На каменных барельефах рядом с Гаутамой он и 500 лет спустя после греческого завоевания изображался вполне европейцем. А буддийские монументы в тот период начинают подпирать очень узнаваемые атланты.

Гаутама Будда и его защитник Ваджрапани

Причем Центральной Азией и Индостаном дело не ограничилось. Эллинские боги через несколько столетий благополучно мигрировали в Китай, а оттуда – в Японию.

Хрестоматийные примеры – это упомянутый Ваджрапани и греческий Борей, повелитель северного ветра. У японцев Борей сменил имя на Фудзин, сохранив свою божественную функцию владыки ветра, а заодно и аксессуар в виде развевающегося за спиной куска ткани.

Стоит отметить, что культурное влияние — это, как правило, движение в обе стороны. Греко-буддизм не стал исключением, и традиционные восточные статуэтки нередко оказывались на Западе. Так, при раскопках в Помпеях была обнаружена прекрасная находка: так называемая «Помпейская Лакшми», индийская фигурка из слоновой кости, изображающая богиню плодородия, красоты и богатства.

Помпейская Лакшми

Большое наследие греко-буддизма

Уже в 322 году до н. э. север Индии отвоевал царь Чандрагупта, основатель могущественной династии Маурьев. Изгнав войска греко-македонцев, он при этом не спешил избавиться от эллинской культуры, хотя казалось, она не могла прижиться за столь короткий срок.

Часть документации и международная переписка велись на греческом, ученые из Эллады всегда были желанными гостями при дворе Маурьев. Самый знаменитый правитель династии, внук Чандрагупты король Ашока, оставил после себя множество эдиктов, дублирующихся на греческом языке. Ашока принял буддизм, причем в знакомом ему обличие, что способствовало распространению греко-буддийской культуры в регионе.

В это же время на западе индийской державы образовалось Греко-бактрийское царство, где сравнительно мирно уживались  буддисты, зороастрийцы и греки.

На смену ему пришла могучая и малоизученная Кушанская империя, где греко-буддизм был главной идеологией государства.

Тогда же и началось разделение буддизма на два основных направления — махаяну и хинаяну. Махаяна испытала на себе некоторое влияние греческой культуры и отличалась большей демократичностью. 

Последователи именно этой школы, в том числе потомки греческих колонистов, стремились широко проповедовать учение Будды. Есть бездоказательная, но очень занятная версия о том, что и Бодхидхарма, основатель дзэн-буддизма был этническим греком. Аргумент прост — Бодхидхарма впервые появился в Китае, приплыв из Индии, китайские авторы называли его в шутку «бородатым варваром», а в иконографической традиции выглядит очень уж не по-азиатски, даже на поздних изображениях.

Бодхидхарма, японский рисунок

Упадок греко-буддизма начинается в IV веке. В Индии последователей учения Гаутамы жестоко преследовали брахманы, видя в них угрозу своему социальному положению. А на западе Кушанская империя уступает Сасанидскому Ирану часть территорий, где вместо буддийских храмов персы возводят зороастрийские святилища. 

Пройдут три столетия, огнепоклонников и редкие общины буддистов на территории Центральной Азии окончательно вытеснят яростные проповедники новой веры – ислама. Буддийское наследие будет предано забвению.

От мини до буркини: как 40 лет назад в Иране победила Исламская революция

Греко-буддизм был совершенно уникальным религиозным явлением в жизни Центральной Азии и Индостана. Очень плотское, осязаемое язычество бесконфликтно смешалось с бестелесной аскезой духа, породив целый пласт культуры и став примером удивительной мощи искусства.

В III веке н.э. рядовой скульптор в Индии или художник где-нибудь в Согдиане могли вообще не знать о роли Македонского в истории региона, а то и вовсе считали его не более чем мифическим героем. Но продолжали изображать Будду в эллинской тоге, стоящим в контрапосте.

И хотя эпоха умерла, она успела дать жизнь совершенно новому виду искусства, попутно оказав сильное влияние на классическую античную философию. Колесо истины дало новый оборот – что ж, очень в духе греко-буддизма.

Источник: https://tj.sputniknews.ru/analytics/20191116/1030228054/aleksandr-makedonskiy-budda-greki-central-asia.html

Буддизм на Урале

Хотя со стороны может показаться, что буддизм на Урале — явление новое, это не так. Фактически, Учение Будды в Уральском регионе впервые появилось не позднее XVI века, то есть четыре века назад, как раз в то же самое время, когда после походов Ермака началось освоение русскими Зауралья. Таким образом, можно сказать, что буддизм и православие появились в Зауралье и Западной Сибири практически одновременно.

Буддизм появился на Урале благодаря калмыкам, которые в конце XVI века начали перекочёвку из Джунгарии в Нижнее Поволжье через земли юга нынешних Свердловской области, Челябинской области и Северного Казахстана. К этому времени среди калмыков распространилась тибетская традиция буддизма, представленная прежде всего школой гелуг.

В XVII веке калмыцкие племена торгоутов и хошеутов приняли русское подданство.

С окончанием миграции калмыков и закреплением их в степях Нижнего Поволжья буддизм временно исчез из южноуральских степей, однако вскоре вернулся туда благодаря калмыкам-казакам, присоединившимся к Оренбургскому и Уральскому казачьим войскам, охранявшим южные рубежи Российской империи.

Подробнее >

В конце XIX века численность калмыков на Южном Урале составляла порядка нескольких тысяч человек. В то время, как оренбургские калмыки были вынуждены исповедовать буддизм тайно, у калмыков-уральцев не было таких ограничений, поэтому в станицах Уральской области у них существовали молитвенные дома, а также один храм (хурул), а при них — буддийские священнослужители-гелюнги.

Вышедший в 1905 году Указ об укреплении начал веротерпимости значительно активизировал буддийскую жизнь на Южном Урале, однако события Гражданской войны, а впоследствии — сселение всех уральских калмыков в новообразованную Калмыцкую автономную область, вновь свели её практически на нет.

Впрочем, калмыки во времена Российской империи были не единственными буддистами на Урале — в разных городах и уездах Пермской и Оренбургской губерний в конце XIX проживало несколько десятков буддистов, в основном — выходцев с Дальнего Востока, придерживавшихся учений местных буддийских школ.

О буддийских общинах на урале в наши дни >

Источник: https://www.shedrub-ling.ru/o-nas/buddizm-na-urale/

Развитие буддизма в Индии

Буддизм является одной из трех наиболее распространенных мировых религий. Буддизм был основан историческим Буддой Шакьямуни в V или VI в. до н. э.

Основные учения Будды могут быть объединены в Трипитаку (три свода учений):

  • виная-питака (свод учений по дисциплине);
  • сутра-питака (свод наставлений);
  • абхидхарма-питака (свод учений по абхидхарме или метафизике).

Основной задачей этих учений является развитие трех наивысших практик: нравственности, концентрации и запредельного знания (мудрости), которые по функции являются противоядиями от трех ядов ума: желания, гнева и неведения.

Раннее развитие буддизма в индии

Историческое развитие буддизма можно разделить на четыре этапа:

  • этап раннего буддизма. Исторический Будда изложил учение, а его ученики сохранили это учение. Это произошло приблизительно с середины VI до середины V в. до н. э.;
  • этап интерпретации учения. Начало подразделения на многочисленные школы Хинаяны (Малой колесницы) в результате разной интерпретации учения Будды. Это происходило с IV в. до н. э. до I в. н. э. Школы Хинаяны развивались в период между махапаринирваной Будды и до конца I в. до н. э.

После третьего Собора первый раскол, в результате которого буддизм Хинаяны был разделен на восемнадцать подшкол. Их доктрины основаны на сутрах, изложенных Буддой, дисциплина основана на винае и анализе учения абхидхармы. Хинаяна представляет путь индивидуального освобождения (пратимокша);

  • этап подъема буддизма Махаяны (Великая колесница). Расцвет буддизма Махаяны и ее двух подшкол — Читтаматры (или Йогачарья) и Мадхьямаки. Это происходило примерно с I до VII вв. н. э. Школы Махаяны получили развитие благодаря таким великим учителям, как Асанга, Васубандху, Нагарджуна и другим;
  • этап буддийской тантры. Развитие буддийской тантры началось в Тибете после VII в. Тантрический буддизм, существовавший в Индии в то время, был крайне скрытым и тайным и не давался обычным практикующим. В Индии тантра распространялась такими мастерами, как Сараха, Нагарджуна, а также великими махасиддхами. Затем тантра пришла в Тибет благодаря благословению Гуру Падмасамбхавы, Марпы-переводчика и других великих индийских и тибетских мастеров.

Распространение буддизме в азии

Начиная примерно с III в. до н. э., буддизм начал развиваться и распространяться за пределами Индии, подстраиваясь под местную культуру и изменяющиеся условий разных стран. Буддизм появился в странах Азии во II в. до н. э.

Так буддизм пришел на Цейлон (Шри-Ланка) в 250 г. до н. э. благодаря Махинде и Сангхамитте, детям царя Ашоки. Это первое свидетельство о распространении буддизма за пределами Индии. В III в. н. э. буддизм пришел в Бирму (Мьянма) во время правления царя Ашоки, Камбоджу; во II—III вв. в Китай; в Индонезию III в., в Корею из Китая в IV в.; в Японию из Кореи в 522 г.; в Тайланд из Бирмы в VI в.; в Тибет в начале VIII в.

Упадок и расцвет буддизма в индии

В результате продолжительных разрушительных действий различных мусульманских завоевателей в Индии к XIII в. буддизм практически исчез, стране своего происхождения. Тем не менее, он продолжает развиваться в других странах и в наши дни. Буддизм в Индии был восстановлен ​​ благодаря деятельности многих школ Хинаяны и тибетских школ Махаяны-Ваджраяны.

Источник: http://jonang.ru/ru/buddha/buddism_v_indii.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
Кто такие язычники в Древней Руси

Закрыть