Что является причиной страданий в буддизме

Будда как методика лечения от

Что является причиной страданий в буддизме

Но вас, наверное, удивит, что мы сами сталкиваемся с такими вещами ежедневно и наш повседневный опыт для просветленного человека, должно быть, обладает такой же характеристикой странности и патологии, как для нас опыт человека, который употребил галлюциногены или заболел шизофренией!

Мысленный эксперимент

И вот теперь представьте, что вы сами в ясном и бодрствующем, по вашим собственным меркам, сознании гуляете по улице вместе со своим другом или подругой. И вам навстречу идет красивая девушка (если вы мужчина) или красивый мужчина (если вы девушка).

— Смотри, какая красивая девушка! — говорите вы.
Но у вашего приятеля другой вкус: — Ну, я так не считаю, что же в этом человеке красивого?
— Ну как что? Вот волосы, ноги, лицо!
— Нет, совсем не красиво

Мимо проходят другие женщины и не обращают совершенно никакого внимания на девушку, которая понравилась вам.

«Как, неужели, они не видят того же, что вижу я?» — застываете вы в раздумьях, а девушки уже и след простыл!

Что здесь произошло? Что же вы увидели в этом человеке? Вы смотрели на ее волосы, руки и плечи, думая: «ах, какие красивые, какие плавные изгибы!»

А что было в реальности? В реальности в вашем зрительном поле возник некий объект, которому ваше сознание присвоило определение «девушка». Ведь для маленькой девочки она будет «тетенька», для того, кто увидел плотный слой омолаживающего макияжа — «женщина», а для пролетающего мимо комара она вовсе не станет ничем кроме объекта, у которого можно похитить кровь.

Вы стали рассматривать этого человека, думая «какая она красивая!» Но была ли она красивой сама по себе? Нет, так как ваш друг и проходящие мимо дамы этого не заметили. Ваше сознание спроецировало на нее ваши представления о прекрасном, также как сознание человека в парке спроецировало на камень вид ящерицы.

И также как человек в парке, вы поверили в собственную галлюцинацию, решив, что это не галлюцинация, а объективное свойство реальности: мол, девушка красива сама по себе, это свойство является ее собственным неотъемлемым качеством, независимым от воспринимающего ума! Но это была ошибка! Это была иллюзия, которая, в числе прочих, обуславливает наше страдание.

Как же она связана со страданием? Я об этом обязательно расскажу в главе о «пустоте».

И помимо этого, у обычного человека есть масса других фантомов, которые и определяют то, что он полностью непросветленный. Я не буду останавливаться на них подробно, так как это вопрос для рассмотрения в отдельной статье, здесь я больше времени хотел бы посвятить именно теме о связи иллюзий с депрессией, к которой я скоро перейду. Пока я только перечислю примеры «ошибок» нашего ума:

  • Мы проецируем наши оценочные суждения на мир вокруг, будучи уверенными, что результат этих суждений – это объективное свойство реальности, не зависящее от нашего ума. Например, нам кажется, что наши друзья хорошие сами по себе, а враги плохие. Хотя у наших друзей есть враги, а у врагов есть друзья, которые, в свою очередь, приписывают противоположные свойства этим людям.
  • Мы обладаем крайне эгоцентрической перспективой восприятия мира. Когда мы подвержены сильным эмоциям, например гневу, весь фокус нашего внимания смещается на нас самих: МОЯ обида, МОЕ достоинство. И мы рассматриваем всю ситуацию с такой перспективы, будучи уверенными, что такой взгляд единственный и абсолютный. Многим из нас очень сложно поставить себя на место другого человека. Тоже касается споров, дискуссий: «Я думаю, Я считаю, Мое мнение!» (Которое, естественно, самое верное).
  • Мы не отдаем себе отчета в своих эмоциях и во влиянии этих эмоций на наше мышление. Мы не всегда понимаем причины своих поступков. Когда мы убеждаем себя, что поступаем из сострадания, на самом деле, в основе нашего действия могли лежать гнев и обида.
  • Мы имеем иллюзии относительно осуществления счастья. Все стремятся к счастью и многие считают, что имеют вполне определенное представление о том, как его достичь. «Вот, будут у меня деньги, тогда заживу!» Но часто, достигая поставленной цели, мы ненадолго задерживаемся в состоянии удовлетворенности и начинаем желать чего-то еще: «теперь мне нужен большой дом, без него я не смогу быть полностью счастливым». И наоборот, мы не осознаем причину собственного страдания: «у меня депрессия, потому что у меня плохая работа». Прошлый опыт нас ничему не учит, мы вновь и вновь становимся жертвой одних и тех же иллюзий. И главное заблуждение состоит в том, что мы ошибочно думаем, что источник счастья или страдания находится где-то вне нас, там, в перспективной работе, в финансовом благополучии. Но в силу того, что все, что у нас есть – это наше сознание, через которое процеживается любой опыт, счастье и страдание проявляются также в нем и идут оттуда.

Помимо этого, существует масса других ошибок и заблуждений, в перечислении которых я пока не вижу нужды. Притом таких ошибок, которые составляют более фундаментальный пласт восприятия, чем те, которые я обозначил. Важно понимать то, что большинство людей даже не отдают себе отчета в том, что их ум может так сильно ошибаться.

Что те умозаключения, которые нам кажутся логичными и продуманными, могут оказаться лишь результатом мгновенных эмоций, иррациональных привычек и даже просто вкуса. Основная наша ошибка состоит в том, что мы не осознаем наличия факта этой ошибки. Это и отличает взрослого серьезного человека от сонного ребенка, который стал мочиться во сне.

Последний хотя бы имел смутное ощущение того, что все это ему снится

Иллюзии во время депрессии

И влияние этих заблуждений на сознание человека, охваченного депрессией или страхом, становится еще более глубоким. Такой человек начинает верить, что все движения его ума: навязчивые, тревожные мысли, ощущения опасности, чувство отсутствия смысла жизни, являются точными отражениями действительности.

«Раз я боюсь, значит существует опасность!»«Раз мне кажется, что я умру, значит так и будет!»

— Думает человек с паническими атаками.

«Раз мне кажется, что жить нет смысла, значит так оно и есть!»«Раз в данный момент времени я убежден, что уныние продлится вечно, значит так оно и будет!»

— Думает человек с депрессией.

И он даже не отдает себе в том, что все это есть лишь работа его собственного ума, подверженного тоске и тревоге, который накладывается на ощущение объективной реальности. Ему представляется, что если у него возникает страх, например, перед тем, чтобы выйти на улицу, то, значит, улица страшная сама по себе! Там есть угроза! Но страх возникает в сознании и там же и умирает, имея мало отношения к реальности также как страх убийцы, который привиделся во сне.

Можно сказать, что люди не могут долго избавиться от паники или депрессии, потому что не видят в этом обман, не понимают, что видят что-то вроде сна, что никакой внешней опасности или внешней причины страдать в многих случаях не существует. Также как во время сна ощущение страха инициировано не внешними стимулами, а только лишь сознанием!

Когда человек понимает, что депрессия и тревога по сути похожи на сон, он начинает свой путь к освобождению!

Здесь я коснулся этого вопроса бегло, более подробно о нем в следующих частях. Опять же, последняя часть стать получилось больше, чем я планировал, поэтому я разбил ее на три части. Но я решил не превращать это в сериал с длительным ожиданием следующей серии.

Все части уже готовы, я знаю их точный объем, и уже дал установку себе сильно не растягивать. Так что все они появятся в течение недели, мне осталось их только проверить и опубликовать.

И чтобы вам было интереснее следить за ними, я помещу в каждое из них какое-нибудь интересное задание.

Как признание того факта, что наш ум ошибается, может помочь нам в жизни?

И прежде чем переходить к подробному разбору основных заблуждений, которые очень сильно проявляют себя во время депрессии и освобождение от которых является центром буддийского учения, я сделаю небольшой вывод касательно того, о чем писал выше.

Мы узнали, что многие наши представления о реальности ошибочны, что мы практически галлюцинируем наяву. Кого-то такой вывод может огорчить. Но лично меня он наоборот приободряет. Во-первых, он позволяет не привязываться к мгновенным эмоциям, не делать далеко идущие выводы или ответственные решения, основываясь на них.

Пускай, например, первое впечатление о человеке мне может казаться очень реальным. Увидев его прическу и стиль одежды, я вдруг понял, какой у него характер. Важно отдавать себе отчет, что это может быть обманом: мнение может измениться. То же самое касается многих идей, эмоций, впечатлений. Все это проецируется на внешний мир.

Но, подобно проекции фильма в кинотеатре, картинка может измениться и мы потому увидим все совсем в другом свете. Просто нужно об этом помнить и держать в голове.

Также это понимания помогает мне с бОльшим терпением и любовью относиться к другим людям и, в первую очередь, к самому себе.

Когда я только начал медитировать, я столкнулся с острым осознанием того, как же много тараканов у меня в голове. Раньше я об этом просто не думал! Мне казалось, что я самый адекватный человек на свете. И я увидел, что от недостатков можно избавиться и стал к этому стремиться.

И по мере этого приходило понимание каких-то более фундаментальных заблуждений, о наличии которых я до этого не догадывался и от которых было не так просто избавиться. Омрачения, иллюзии проявляли себя в реальной жизни, заставляли ошибаться, терятьконтроль над эмоциями, тем самым демонстрируя несоответствие себя самого тому высокому стандарту, который я воздвиг перед собой. Это хороший соблазн для того, чтобы впасть в пучину самообвинения.

Но, исходя из сказанного в этой статье, понятно, что не ошибается, не имеет пристрастий и омрачений только просветленное существо! Все остальные так или иначе живут во сне или в полусне. Именно их незнание о реальности и создает все их проблемы, личные недостатки, недостойное поведение.

Мысль о том, что «я не просветленный, следовательно, я делаю ошибки и позволяю себе их делать» очень сильно все упрощает и устраняет ненужное самокопание и самокритику.

Нет, это не попытка снять с себя ответственность, опустить руки. Нужно стремиться к лучшему, отслеживать собственные ошибки, стараться их исправить, в конце концов, пытаться пробудиться ото сна. Но в то же время успех этого процесса зависит от трезвого понимания того, что пока мы этого не достигли, мы не идеальны, мы не обладаем полным знанием, наш ум по-прежнему допускает ошибки, и пока мы никуда от этого не денемся.

И когда мы учимся с любовью принимать себя, у нас получается так же принимать остальных. Все мы похожи друг на друга, все мы стремимся к счастью и не хотим быть несчастными. Но так уж получилось, что этот путь преграждает много омрачений, фантомов, которые извращают нашу личность, формируют ложные цели, деструктивные желания. Так почти у всех. Так и у меня

Прежде чем бороться с демонами, нужно их для начала принять. Это откроет врата для любви и человеческого понимания.

Спасибо! Ждите следующей статьи, в ней пойдет речь о карме и реинкарнации в контексте научного знания о депрессии! Статья появится скоро!

Задание 1

Посмотрите на эту картинку:

Какая из желтых линий

Источник: http://www.psydesign.ru/content/budda-kak-metodika-lecheniya-ot-neudovletvorennosti

Наши переживания глазами Будды

Что является причиной страданий в буддизме

  • Избавляться от того, что волнует. Ненависть, зависимость, высокомерие – заставляют нас страдать.
  • Брать под контроль эмоциональный всплеск. Самодисциплина, медитация и рассудительность помогут не терять самообладания.
  • Любовь не должна быть эгоистичной. Любовь без зависимости свободна от капканов алчности и ревности, которые разрушают отношения.

«Основная цель нашей жизни – счастье. Это очевидно.

Независимо от того, кто мы – атеисты или верующие, буддисты или христиане, все мы ищем чего-то лучшего в жизни. Таким образом, по моему мнению, основное движение в нашей жизни – это движение к счастью…».* Но чтобы избавиться от страданий и обрести счастье, о котором говорит далай-лама, буддизм предлагает собственный рецепт. Он состоит в том, чтобы отделить себя от собственных эмоций и тем самым освободиться от их власти.

Ведь гнев, страх, ревность не только болезненны для тех, на кого они направлены, но и разрушают тех, кто их испытывает. За двадцать пять веков до появления современной психологии Будда обратил внимание своих учеников на то, что все происходящее с нами само по себе ни плохо, ни хорошо. Лишь мы сами – наш разум – воспринимаем события и поступки как радостные или печальные, обидные или вдохновляющие нас.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как приняли христианство в Армении

Не обязательно быть буддистом, чтобы воспользоваться мудростью буддийского подхода к эмоциям: понять их причины, внимательнее отнестись к их проявлениям и постараться взять их под контроль.

В буддизме нет понятия, эквивалентного нашим «эмоциям». Столкнувшись с западным представлением об эмоциях, некоторые тибетские учителя стали использовать в качестве перевода выражение «тсхор мьонг» (что буквально означает «опыт чувств»). Но этому термину еще только предстоит прижиться.

В буддизме же есть важное понятие «клеша» – в переводе с санскрита «страдание», «аффект» или «омрачение». Оно включает пять мешающих нам чувств, или «ядов рассудка»: страсть, агрессия, невежество, гордость и зависть. Все они выводят нас из равновесия, затрудняют мышление и вызывают страдания.

Идея Будды в том, что все люди изначально обладают просветленной природой – спокойной, радостной, сострадательной, но, действуя под влиянием «клеш», то есть в «загрязненном» состоянии разума, они попадают в замкнутый круг: злость порождает чувство вины, вина вызывает тревогу, а та – снова злость.

Чтобы разорвать этот круг, нужно понять причины возникновения «первичной» эмоции.

Все начинается с того, что мы чрезмерно привязаны к себе и своим желаниям. Мы хотим получить то, что нам нравится, и избавиться от того, что вызывает дискомфорт.

И, когда реальность не отвечает нашим ожиданиям, возникают растерянность, досада или упадок сил, которые в дальнейшем порождают негативные и беспорядочные эмоциональные реакции.

А действия, на которые нас толкают эти реакции, порождают еще большее страдание как в нас самих, так и вокруг нас. Для буддиста выход из этой ситуации заключается в медитации.

То, что мы привыкли считать положительными эмоциями, к клешам не относится. И целью буддизма является не абсолютный контроль над всеми эмоциями, а прекращение страданий. В своей книге «Искусство быть счастливым» далай-лама поясняет это так: «Душевное равновесие – это не апатия. Это вовсе не полная отрешенность и пустота. Основа душевного равновесия – любовь и сострадание. Этому состоянию свойственны эмоциональность и чувствительность».

Прекрасны или мучительны наши чувства, не столь важно, если мы не следуем им безоговорочно, как собака, бегущая по следу хозяина. Но наши эмоциональные реакции зачастую неосознанны, мы заводимся при малейшем противодействии, малейшей трудности. Когда кто-нибудь нам возражает, нашей первой реакцией может быть гнев, и мы начинаем сердиться; в дальнейшем, если мы злопамятны, у нас может возникнуть желание отомстить.

Но посмотрим на это иначе: разве ярость, которая на мгновение вселилась в человека, и есть этот человек? Определенно нет. И все же я злюсь на него, не различая человека и его ярость. Моя враждебность в отношении человека – чувство скоротечное, это ответ на ситуацию. Являюсь ли я сам этой враждебностью? Конечно, нет. Но, испытывая ненависть, мы привыкаем к ней, начинаем считать ее неотъемлемой частью себя. И это источник наших проблем, нашего страдания.

Я не отвечаю за действия других и не могу их контролировать, но я несу полную ответственность за то, как реагирую сам, и ничто не обязывает меня отвечать на агрессию агрессией. Наша задача – дистанцироваться от своих эмоциональных привычек с помощью медитации и самодисциплины и малопомалу освободиться от пагубных последствий наших страстей.

Медитировать – это прежде всего уделить себе немного времени, отставив заботы, обратить взор внутрь себя, в свое сознание.

И что же там – смятение в мыслях, ведущее к эмоциональному возбуждению? Первые попытки наблюдения за эмоциями приведут к неизбежному открытию: я завишу от своего сознания, а мое состояние – от тех мыслей, которые в нем возникают.

Что же делать? Один из самых простых способов – сосредоточить свое внимание на вдохе-выдохе (или на рисунке, цветке, пламени свечи…) и возвращаться к этому объекту внимания каждый раз, когда вас отвлекают какая-нибудь мысль или вмешательство извне. Мало-помалу сознание начнет успокаиваться и станет более ясным.

Теперь, сосредоточившись, начните наблюдать, какие мысли или эмоции у вас появляются: просто отмечайте их присутствие, не пытаясь ни отбросить их, ни управлять ими, иначе вы просто начнете подпитывать их своим вниманием.

Если вам удастся сохранить состояние спокойного, благожелательного наблюдения, эмоции будут рассеиваться естественно, как волна, возвращающаяся обратно в океан, из которого поднялась. В этом состоянии легко совершить еще одно открытие: я – это не мои эмоции. В результате они постепенно утратят над вами власть и ваше сознание станет более свободным, ясным и спокойным.

ФОТО Dreamstime.com 

Проблемой являются не сами эмоции, а то преувеличенное значение, которое мы им придаем. Преувеличивая эмоцию, мы лишь усиливаем ее. А те эмоции, с которыми мы себя отождествляем, оставляют в сознании след, который в дальнейшем может негативно повлиять на наши реакции: это «кармический след» эмоции, ответственный за наши будущие страдания.

Буддизм не призывает нас подавлять эмоции, блокировать негативные мысли или искусственно опустошать сознание. Медитация призвана трансформировать огромную психическую энергию, заложенную в нашем гневе или отчаянии, в радость и сострадание – не менее интенсивные.

Но прежде, чем мы сможем осуществить эту трансформацию, нужно научиться давать своим мыслям простор и спокойно наблюдать за ними. Так мы позволим эмоции выйти наружу, показать себя и рассеяться, не оставляя травмирующих следов.

Медитировать – значит быть естественным, что не имеет ничего общего с насильственным подавлением эмоций.

Привязанности порождают страдания, заставляя нас верить, что мы навсегда сохраним предмет нашего желания или любви. Но рано или поздно нам придется расстаться с этим заблуждением. Чем сильнее была наша привязанность, тем острее страдания от потери того, что любим.

Причина в том, что мы нередко смешиваем любовь и привязанность. Любовь, как ее обычно воспринимают, почти всегда связана с чувством собственника: мой ребенок принадлежит мне так же, как и мой шарф. И так же, как я ожидаю, что шарф меня согреет, я ожидаю от ребенка, что он будет соответствовать моим требованиям. Но это не истинная любовь!

На самом деле в этом случае любовь служит проекцией наших проблем и средством для самоутверждения. Только когда любовь свободна от ограничений, наложенных нашим самолюбием и эгоизмом, она становится непредвзятой и бескорыстной и может принять все существа без различия.

В буддизме не говорят о «равнодушии», которое означало бы неприятие, отторжение. Речь идет об отсутствии зависимости. Нет ничего плохого в человеческой любви – лишь через нее наше сердце может открыться миру, но нужно постараться не попасть в сети алчности и ревности, которые в конце концов разрушают и нас, и наши отношения.

* Его Святейшество Далай-Лама и Г. Катлер «Искусство быть счастливым». София, 2007.

Об этом

  • «Исцеляющие эмоции. Беседы с Далай-Ламой об осознанности, эмоциях и здоровье» Деком, 2004.
  • Его Святейшество Далай-Лама и Говард К. Катлер «Искусство быть счастливым на работе» София, 2005.
  • Пема Чодрон «Там, где страшно» Гаятри, 2005.

Источник: http://www.psychologies.ru/articles/nashi-perejivaniya-glazami-buddyi/

Буддийский феномен

Что является причиной страданий в буддизме

Буддизм является одной из самых древних и влиятельных мировых религий. За две с половиной тысячи лет буддизм впитал в себя обряды и традиции различных народов. В настоящее время буддизм распространен в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает сотни миллионов последователей. Давайте попытаемся рассмотреть природу и суть буддийского феномена и его культурно-психологический аспект.

Психология буддизма позволит нам понять сущность гостеприимства и радушия тайцев, балинезийцев, китайцев и других народов, исповедующих буддизм, их неиссякаемый оптимизм и жизнелюбие, их счастливые улыбки и кротость, любовь ко всему живому и институт монашества.

Происхождение буддизма

Буддизм возник в середине первого тысячелетия до н. э. на территории Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии ставший Буддой, что означает «просветленный». Сиддхартха Гаутама был принцем, и с детства отец оберегал его от всех негативных проявлений этого мира, построил для него три дворца, которые принцу запрещено было покидать. Принц имел все возможные богатства материального мира, жену и сына.

Несмотря на это, он чувствовал, что это не является конечной целью его жизни. В 29 лет он выбрался за пределы дворца и увидел четыре зрелища, которые потрясли его и изменили всю жизнь. Вначале он увидел дряхлого старика, затем человека, страдающего проказой, а следом и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей.

Потом он увидел счастливого нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Всё это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей и осознать суровую реальность жизни: болезни, мучения, старение и смерть неизбежны, и ни богатства, ни знатное происхождение не могут защитить от них, и что путь самопознания — единственный путь для постижения причин страданий.

Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет стал отшельником и попытался найти смысл жизни, отправившись на поиски путей избавления от страданий.

В результате глубоких размышлений, медитации и аскезы в 35 лет он стал Буддой — просветлённым, пробуждённым. После долгой практики он достиг Наивысшего Пробуждения (нирваны), осознав истинную природу и причину человеческих страданий и шаги, которые нужно предпринять для освобождения от них.

45 лет Будда проповедовал своё учение, которое кратко может быть сведено к учению о четырёх благородных истинах.

Учение Будды

Будда никогда не записывал свои мысли. Все его учение было систематизировано и записано на пальмовых листьях его учениками через 400 лет после его смерти, предположительно в 543 году до н.э. Буддийское учение называется Типитака или Три корзины, так как поучения складывались в три корзины в зависимости от темы. Типитака состоит из трех частей: Сутта-питака: Книга поучений, Виная-питака: Книга нравственных предписаний, Абхидхамма-питака: Книга психологии и философии.

Интересно, что книга была записана монахами в сезон дождей. Яркость учения Будды и его сила заключается в простых выражениях. Он не применял стихов, призывая своих учеников излагать учение на разговорном языке.

Имеются данные о путешествии Будды за пределы Индии, в Тибет и на Алтай. Сутью буддизма является духовный рост человека и избавление от страданий при достижении нирваны.

«Существует страдание; существует причина страдания — желание; существует прекращение страдания — нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, — Восьмеричный Путь».

Буддийские учения (Дхарма) базируются на четырех основных истинах: Дуккха, или страдание, Самудайя, или причина страдания, Ниродха, или прекращение страдания, Магга, или дорога к прекращению страдания. Все истины — это четыре этапа, проходимые на пути к нирване.

С точки зрения буддизма, страдание — это неудовлетворенность тем, что имеешь, невозможность достичь идеала. В этом плане страдание наполняет жизнь, то есть «все есть Дуккха». Человек не в силах изменить законы природы, но он может достичь согласия с самим собой.

 В буддизме страдание может быть не только физическое (рождение, болезни, старость, смерть), но и духовное, связанное с несовершенством человеческого бытия. У людей всегда существует дисгармония между желаемым и действительным.

Человек может быть богатым, но больным, потерять близких,  здоровье не означает финансового благополучия и так далее до бесконечности.

Причина страдания состоит в неудовлетворенности, то есть, неспособности получить желаемое. Мы жаждем богатства, получаем его, но понимаем, что достигнув своей цели, начинаем страстно желать чего-либо еще. Чем больше хочешь, тем больше разочаровываешься или пресыщаешься достигнутым. Родители  счастливы родившемуся ребенку, но сразу же испытывают духовные муки от страха за будущее своего малыша.

В жизни нет ничего постоянного. То, к чему мы стремились всей душой, оказывается ненужным на следующем этапе. В результате мы испытываем разочарование — одну из разновидностей страдания с точки зрения буддизма. В этом смысле причина страдания — наши страсти, желания, стремления и мечты.

Чтобы избавиться от страданий, надо научиться наслаждаться тем, что имеешь и получать удовольствие просто от бытия. Прекращение страдания путем контроля над своими страстями и желаниями освобождает буддистов от пут и погружает в особое состояние, которое называется «нирваной».

Это высшее блаженство, свободное от Дуккхи (страдания), слияние с божественным духом и всемирным «я». Человек перестает ощущать себя конкретной личностью и становится частью духовной и материальной Вселенной.

К нирване можно прийти, если только проповедовать нравственность, дисциплину и мудрость, которые и составляют Восьмеричный путь.

Большое значение буддизм придает мысли, которая тесно связана с кармой, одним из центральных понятий.

Будда говорил: «Я не учу ничему другому, как только карме». Карма — следствие всего, совершенного человеком. Ответственность перед всем сущим и, прежде всего, перед самим собой. Будда утверждал, что из трех видов действий наиболее губительно не слово, не поступок, но мысль. Как только человек решает совершить зло, он уже виновен, даже если он это зло не совершал. «Главный элемент во всем есть мысль.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году приняли христианство

Превыше всего — мысль, она есть энергия. Все совершается мыслью. Если человек говорит или действует со злобной мыслью, страдание сопутствует ему Если человек говорит или действует с благою мыслью, счастье следует за ним». Поэтому превыше всего — любовь ко всему живому, беспредельное сострадание, которыми должны быть наполнены мысли и поступки человека.

Будда учил воспитывать в себе любовь, как поток доброты, излучаемый на все четыре стороны света.

В отличие от христианства и ислама, буддизм не утверждает, что все было создано богом, все просто было и будет само по себе. Однако, моральные ценности буддизма очень похожи на нравственные принципы других религий. Обратимся к 14 заповедям Будды, следуя которым можно обрести мудрость и просветление:

1. Самый большой враг в жизни человека — это он сам.
2. Самая большая глупость в жизни человека — это ложь.
3. Самое большое поражение в жизни человека — это надменность.
4. Самая большая печаль в жизни человека — это зависть.
5. Самая большая ошибка в жизни человека — потерять самого себя.


6. Самая большая вина в жизни человека — неблагодарность.
7. Самое достойное сожаления в жизни человека — умаление своего достоинства.
8. Самое достойное восхищения в жизни человека — подняться после падения.
9. Самая большая утрата в жизни человека — потеря надежды.
10.

Самое большое достояние в жизни человека — здоровье и разум.
11. Самый большой долг в жизни человека — искренние чувства.
12. Самый большой дар в жизни человека — великодушие.
13. Самый большой недостаток в жизни человека — непонимание.
14. Самое большое утешение в жизни человека — добрые дела.

Воспитание и семья в буддизме

Чтобы понять ментальность людей, живущих в буддийских странах, надо понять истоки воспитания детей в семьях, отношения между родителями и детьми.

Будда выделяет пять принципов воспитания детей: оберегать их от зла, обучать их творить добро, дать им образование, помочь им создать семью, передать им наследство, когда придет время.

В этом смысле буддизм схож с основными постулатами других мировых религий. Согласно буддизму, в детях надо воспитать любовь и почтение к родителям, хранение семейных традиций, любовь и уважение ко всему живому, трудолюбие, достоинство.

Также дети отдают долг своим родителям, когда рожают и воспитывают своих детей.

На сегодняшний момент в буддийских семьях, как и в большинстве других религий, дети воспитываются на примере поведения своих родителей. Мать и отец формируют в ребенке любовь ко всему живому и учат закону кармы, причины и следствия.

Наши поступки определяют наше будущее. По закону кармы ребенок понимает, что любой его поступок вернется к нему в дальнейшем. Буддийское воспитание выделяется большим миролюбием, так что пойманных насекомых не убивают, а выпускают на волю.

Дети отвечают за свои поступки и осознают их.

Главным методом самосовершенствования в буддизме является медитация. Буддисты очень уравновешены и спокойны и передают эти качества своим детям.

Институт монашества

В отличие от других мировых религий, буддизм развивался, прежде всего, как монашеская традиция. По сегодняшний день монашество является центральным институтом и идеалом буддийской культуры. Жизнь монаха представляет собой повторение жизни самого Будды с отказом от удовольствий мирской жизни и принятием обета безбрачия. В монахи принимают даже детей с раннего детства. Будда дает много наставлений о жизни монаха и учит медитации, избавлению от страданий, любви ко всему живому.

Начало буддийскому монашеству было положено самим основателем буддизма — Буддой,  жившим в V — IV веках до нашей эры. Многое в образе жизни буддийских монахов заимствовано у странствующих аскетов более ранних религий, некоторые из которых были учителями Будды.

Большинство буддийских монахов не являются отшельниками и селятся неподалёку от поселений мирян. Простые жители дарят монахам еду, одежду и другие необходимые вещи, а взамен получают наставление.

Буддийские монахи и монахини обычно живут небольшими группами: например, учитель и его ученики или несколько монахов-друзей, путешествующих вместе. Они стараются обходиться необходимым минимумом вещей, пожертвованных им мирянами.

Мирские буддисты кормят монахов и предоставляют им укрытие, когда те в нём нуждаются.

Жизнь буддийских монахов подчинена сотням строгих правил, набор которых может отличаться в разных буддийских школах. При этом в буддизме нет всемирного управляющего центра религиозной власти, поэтому существует большое разнообразие и в понимании его философии, и в монашеской практике.

Распространение буддизма в современном мире

Буддизм с каждым годом становится все популярнее и завоевывает новые сердца. В сознании человека происходит радикальная перемена, так как буддизм иначе смотрит на жизнь и ее проявления. Христианство, иудаизм и ислам предусматривают беспрекословное лидерство божественной сущности над человеческой волей.

Бог обладает абсолютной властью, и подчиняться ему — священная обязанность каждого верующего. В этих религиях богу нужно служить молитвами, праведной жизнью, построенной по канонам, диктуемым церковью. Буддизм же предусматривает духовные искания истины и единения с духовным началом, общим для всего сущего.

Неудивительно, что многие актеры и писатели приходили к буддизму, пытаясь отыскать смысл бытия.

Будда говорил о том, что его учение не является догмой. Он пришел к своим умозаключениям самостоятельно, анализируя себя и свой жизненный путь, и предлагал подвергать сомнению и проверке все его слова.

Это противоположно традициям других религий, где слово бога незыблемо и требует безусловного его принятия без малейших колебаний. Остальные частные мнения и переосмысление божественного писания относятся к ереси и подлежат радикальному искоренению.

Именно это и делает буддийские учения такими притягательными в глазах последователей — свобода выбора и воли. На сегодняшний день численность буддистов в мире составляет примерно 500 миллионов человек. //

Буддийский феномен

Источник: http://www.argotravel.info/buddijskij-fenomen/

Четыре Благородные Истины – dhammasukha.ru

Сиддхартха Готама, став Буддой, сформулировал своё учение в виде так называемых Четырёх Благородных Истин.

На самом деле правильнее было бы перевести это название как «Четыре Истины Благородных»*. То есть благородны не сами истины, а те, кто их осознаёт.

Четыре Благородные Истины сформулированы в виде медицинского заключения, как это было популярно в те времена. Иными словами, когда Будда формулировал своё учение именно в таком виде, для слушателей сразу было ясно, что он имеет в виду некую аллюзию на медицину: установление диагноза и способов излечения.

Такие медицинские заключения в те времена всегда составлялись по одной схеме: сначала ставился диагноз, затем указывалась причина заболевания, затем — метод лечения (то есть с помощью чего лечить) и наконец методика лечения (как именно применять лекарство). Итак.

1. Дуккха (Неудовлетворительность)

В Первой Истине Будда говорит, что жизнь неотъемлемо сопровождается неудовлетворённостью. Часто Первую Истину переводят как «жизнь есть страдание», но Будда этого не говорил. Во-первых, термин «дуккха» — это не совсем страдание. Собственно страдание в острой фазе входит в это понятие, но не ограничивает его. Противоположность дуккхе — это не блаженство, как можно было бы ожидать, если бы речь шла именно о страдании, а скорее покой, удовлетворённость.

Поэтому дуккха — это все разновидности болезненных состояний, неудовлетворённость в целом (тем не менее мы для простоты будем использовать слово «страдание»). Кроме того, Будда не говорил, что жизнь тождественна страданию во всех своих проявлениях (с этим ведь мы могли бы поспорить, не так ли). Нет, его слова более адекватны нашему повседневному опыту: жизнь сопровождается неудовлетворённостью.

Говоря языком современной психологии, это можно сформулировать так: наша жизнь пронизана фрустрацией.

2. Самудайя (Причина)

Во Второй Истине Будда говорит о причине страдания. Причиной страдания является ненасытная жажда, страстное желание, на пали — «танха». Это то самое страстное желание (craving), о котором постоянно говорит Бханте Вималарамси. Оно всегда проявляется как внутреннее напряжение — на пали «тургор». Будда, таким образом, говорит, что в основе страдания лежит внутреннее напряжение.

3. Ниродха (Прекращение)

В Третьей Истине Будда говорит, что причина страдания — страстное желание — может быть прекращена. Возможно состояние, полностью свободное от дуккхи.

4. Магга (Путь)

В Четвёртой Истине Будда описывает, как на практике осуществить то, о чём было сказано в Третьей Истине. Этот путь был сформулирован им в виде Восьмеричного, или Восьмисоставного, Пути. То есть Восьмеричный Путь и Четвёртая Истина — это одно и то же.

* На языке пали — «чаттари арья саччани». При этом слово «Благородный» — это «Арий». Будда принадлежал к арийской группе племён. Это были европеоидные племена, переселившиеся на Индостан из Центральной Азии за несколько столетий до времени Будды. Интересно, что внешность Будды была, судя по всему, вполне европейская.

По некоторым данным, у него даже были русые волосы и голубые глаза. Племена ариев отличались воинственностью и сравнительно высоким уровнем материальной культуры, так что на Индостане они заняли господствующее положение. Коренное темнокожее население оказалось подчинённым, и в целом именно от него впоследствии пошли низшие касты.

Арии же дали начало аристократическим воинским династиям, а также экономической, духовной и интеллектуальной элите. Так или иначе, ко времени Будды слово «арий» потеряло свой этнический смысл, а означало «благородный». При этом тогда оно обозначало всё же представителей высших варн и мыслилось как наследуемый признак.

Будда же последовательно отстаивал мысль, что арий, благородный, это тот, кто следует соответствующей внутренней дисциплине, вне зависимости от цвета кожи и родовитости.

Источник: http://dhammasukha.ru/terms/4nt/

Четыре благородные истины Буддизма – кратко об учении Будды

На нашем сайте мы подробно рассказывали о Непале. Многое в этой стране непонятно рядовому россиянину и этот небольшой цикл статей о Буддизме поможет вам лучше понять то, что вы увидите во время туров в Непал.

Четыре благородные истины можно называть “аксиомами Буддизма”. Это знания, не требующие доказательств. Они были сформулированы Буддой Шакьямуни еще 2500 лет назад и не потеряли своей актуальности. Их перевод на русский язык не точен в связи с разницей в понятиях в нашем языке и санскрите. Поэтому, эту статью мы посвятим их точно расшифровке.

Истина первая. Вся жизнь живых существ – это страдание

Когда я говорю подобную фразу, большинство людей сразу воспринимают ее “в штыки”, заявляя, что они не страдают, а живут вполне нормальной жизнью.

Сам перевод неточен. Под словом “страдание” мы подразумеваем что-то очень плохое — утрату близкого человека или нестерпимую боль. В древних языках используется слово “дуккха”, которое лучше переводить, как “неудовлетворенность”.

И действительно, вся наша жизнь – это постоянная неудовлетворенность, такова природа человека. Купив новый автомобиль, мы радуемся ему всего несколько месяцев, а потом наступает разочарование.

Можно испытывать радость от вкусной еды, но съесть ее можно ограниченное количество, а после этого трапеза превратится в пытку. Человек подвержен болезням, испытывает боль, привязан к другим людям и сострадает им.

Все это и подразумевается в первой благородной истине под словом “страдание”. В этом аспекте сложно не согласиться с этой истиной. Мало кто из людей может утверждать, что он счастлив и не врать при этом себе и окружающим.

Истина вторая. Причина страдания – жажда

Конечно, слово “жажда” применяется не в значении желания пить воду, а в более общем смысле. Большинство людей все время что-то хотят, и речь идет не только о физической потребности есть, пить и спать.

В жизни людей присутствует множество желаний, которые не обусловлены физическими потребностями. Некоторые испытывают большую “жажду” иметь много денег, быть красивым или стройным, иметь власть или влияние на людей.

Важное, что стоит сказать в этой части нашей статьи – буддизм совсем не против реализации этих желаний. Ни в коем случае! Просто вторая благородная истина утверждает, что они являются источниками страданий. Буддизм не призывает быть нищим и ни с кем не общаться, просто ко всему этому нужно относиться “без фанатизма”, это и есть то, что Великий Будда назвал “Серединный путь“.

В начале своих духовных исканий сам Будда Шакьямуни обратился к учению аскетов. Эти люди специально ограничивали себя во всем, считая, что тело мешает им обрести духовную силу. На тот момент в Индии это движение было очень распространено.

Будда встал на их путь и почти изморил себя голодом, когда ел по одной рисинке в день (примечание: вероятнее всего, это выражение – метафора). Его спасла девушка, принеся ему молока и риса. Будда понял, что этот путь не ведет к избавлению от страданий.

На русском языке вторую благородную истину можно выразить так: “нельзя быть рабом своих желаний, они ведут вас к страданию”.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как появился Бог тот

Истина третья. Страдания можно прекратить, обуздав “жажду”

Третья истина – самая сложная для правильного понимания. Многих она наводит на мысль, что путь прекращения страданий – отказ от желаний и потребностей. Но мы уже писали выше, что это неверный путь. Их нужно именно обуздать, чтобы они не могли приносить страдания.

Важно понять, что бороться со своей “жаждой” нет никакого смысла. Фактически, вы будете сражаться с самим собой, а в этом бою победителя быть не может.

Забегая вперед, скажем, что для этого нужно очищать свой разум. Именно этим занимаются буддистские паломники, когда крутят молитвенные барабаны около ступы Сваямбунатх или ходят вокруг храма Боднатх в Катманду в Непале.

К слову, Буддизм не запрещает никому делать эти действия. Можете сами походить, почитать мантру или покрутить барабаны, за это вас никто не осудит.

Многие желания в жизни человека даже не являются продуктами его собственного ума, а привнесены обществом или, можно сказать, навязаны. Во время пути к очищению многие понимают, что эта часть “жажды” в их жизни просто лишняя. А осознание – первый путь к избавлению от них.

Истина четвертая. Способ избавления от “жажды” и страданий – Восьмеричный путь

Чтобы избавиться от жажды, следует идти по Восьмеричному пути. Это правильные воззрения, правильные стремления, правильная речь, правильные действия, правильные методы добывания средств к существованию, правильные направление своих усилий, правильная самосознание и правильное сосредоточение.

По сути, Восьмеричный путь – это объемный и сложный набор этических правил, которые позволяют нам идти по пути к просветлению и избавлению от страданий.

В одной из следующих статей мы рассмотрим Восьмеричный путь подробно, а сейчас только обозначим основные моменты.

Как вы заметили, в отличии от многих религий, Буддизм дает установки не только на набор положительных и отрицательных физических действий человека, но и на его духовную жизни и искания.

Рекомендации Будды касаются духовной жизни человека гораздо больше, чем регламентируют его поступки. Многим это кажется странным, но на самом деле – это очень логично. Именно в нашем разуме рождается мотивация любого поступка. Если не будет негативной мотивации – не будет и плохих поступков.

Буддизм ведет человека к счастью именно через его внутренний мир. Давайте подумаем сами. В нашей жизни есть масса предметов, которые не имеют даже физической оболочки. Такие вещи, как авторитет или, популярность существуют исключительно в наших головах. Но для нас они более чем реальны.

Внутренний мир людей – основа их счастья или несчастья.

Мы продолжим наш рассказ на следующих страницах. Читайте другие наши статьи о Буддизме и о Непале (ссылки ниже).

Читайте о Непале на нашем сайте

Источник: http://jj-tours.ru/adds/buddhism/nepal-buddhism-4-truths.html

Причины страданий в буддизме — как их объяснял Будда?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

«Вся наша жизнь – страдание», – говорится в учении Будды. Об этом слышал, наверное, каждый, кто хотя бы немного знаком с буддизмом.

А что же это значит? Что есть страдание? Как объясняются  причины страданий в буддизме и как с ними бороться? Именно об этом мы и предлагаем поговорить сегодня. Ответы на извечные вопросы – в статье ниже.

Что же, начнем.

:

Что такое страдание

Какова его причина

Как его прекратить

Заключение

Что такое страдание

Страдание с точки зрения философии буддизма, пронизывает всю нашу жизнь. На санскрите оно обозначается термином «дукха». Он означает желания, пристрастия в нашей жизни, которые приводят к неприятным ощущениям и становятся болезненными.

С понятием страдания связаны четыре благородные истины. О них говорится еще в одной из первых проповедей Будды Шакьямуни, которая была записана в «Дхамма-чака-паваттана-сутте» на языке пали, больше известной нам сейчас как «Сутра запуска колеса Дхармы».

Эти истины гласят о том, что в мире:

  • есть страдание;
  • пристуствует так же причина страдания;
  • возможно прекращение страданий;
  • существует путь, который к этому ведет.

О страдании говорит первая благородная истина – истина о дукхе. На пути к главной цели – просветлению – человек неизменно сталкивается с беспокойством, неудовлетворенностью, расстройствами, которые на языке буддийской философии можно назвать одним словом — «страдание».

Страдают существа во всех мирах: и боги, и духи в аду. Степень их страданий различается: жизнь в райских мирах и мире людей более счастливая, в аду же она сплошь наполнена болью. Страдают они потому, что таково свойство жизни.

При этом счастье – не антипод страданию. Наоборот, счастье тоже в конечном итоге ведет к страданию, ведь оно, как и все в этой жизни, имеет свойство заканчиваться.

Учение описывает 4 главных страдания:

  • рождение;
  • старение;
  • болезнь;
  • смерть.

Выходит, мы рождаемся в этом мире и уже страдаем. Причем последние три страдания объединяются в самый сильный вид страдания. Следом по силе идут непостоянство и обусловленность вместе с вытекающими из нее правилами, нормами жизни, которые не зависят от нас.

«А в чем состоит благородная истина о страдании? И рождение страдание, и старость страдание, и смерть страдание, и печаль, стенания, боль, уныние, отчаяние – страдание. С нелюбимым связь – страдание, с любимым разлука – страдание, и не получать то, чего хочется – страдание» (Сутра запуска колеса Дхармы).

При этом, согласно буддийской философии, нельзя просто убежать от страдания или перестать размышлять о нем. Важно прийти к пониманию его природы.

Какова его причина

На этот вопрос отвечает вторая благородная истина — «дукха самудая». Она раскрывает происхождение, появление страданий.

И здесь мы узнаем, что причиной всех страданий является привязанность. А привязанность, в свою очередь, заключается в постоянной жажде, стремлениях, влечениях – «танха».

Они могут выражаться как в самых обычных желаниях (физических и материальных), например, вкусно поесть, хорошо поспать, купить дом или новую машину, так и в более возвышенных — воле к самой жизни, в стремлении к счастью. Ведь если человек очень сильно чего-то желает, то это значит, что ему очень сильно этого не хватает, что часто вызывает такие чувства как печаль, зависть, страх или гнев.

При этом к желаниям относят также и полную их противоположность – ненависть. Влечение к тому, что кажется прекрасным, и отвращение к неприятному – этим в той или иной степени характеризуется жизнь людей, животных, птиц, насекомых, рыб и всех живых существ.

Кроме того, природа человека такова, что он ненасытен в своих желаниях. Достигнув исполнения одного, люди уже начинают мечтать о другом. В таком потоке постоянно растущих влечений они не могут стать удовлетворенными полностью, что приводит к разочарованию, а значит – страданию.

Желания заставляют совершать поступки, материализовать мысли, хорошие или плохие. Это приводит к появлению кармы, которая связывает причины и следствия. Карма же не дает вырваться из колеса сансары – бесконечной череды перерождений.

Негативная карма – следствие плохих мыслей, отвращения и даже привязанностей. А их источник, в свою очередь, лежит в неведении – «авидья», заблуждении, непонимании истинной природы мироздания.

Далай Лама XIV, лидер буддистов тибетского направления

Нынешний Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо в свое время написал очерк «Буддизм Тибета». Там он назвал две причины страдания:

  • омраченные действия;
  • скверны.

Омраченные действия – это плохие поступки, которые были совершены под действием мрачных мыслей, злых умыслов, помутненного сознания.

Скверны – это негативные чувства, которые омрачают сознание. Самые главные скверны – злость и желания. К ним также относятся эгоизм, гордыня, ложность взглядов, высокомерие.

Как его прекратить

Третья благородная истина говорит нам, что прекратить страдания можно. В первую очередь нужно отречься от желаний, очиститься от загрязненного сознания – привязанностей, скверн, отвращения.

Но теоретического понимания истины недостаточно. Необходимо постоянно практиковать медитацию, успокаивать ум, чтобы полностью очиститься. О том, как этого достичь, поведает нам Четвертая истина.

Стоит верно понимать разницу между отречением от желаний и отказом от нужд. Ведь даже Учитель Будда испытывал потребности: есть, спать, идти навстречу истине. На тропе Будды важно следовать «Срединным путем». Потребности продиктованы необходимостью — это то, без чего жизнь невозможна. Однако большинство из того, что мы желаем, необходимостью не является. 

Придерживаться «Срединного пути» значит избегать крайностей от полного аскетизма и самоотречения до пресыщения наслаждениями и материальными богатствами. В своей жизни нужно найти баланс между материальным и духовным миром.

Этот путь также называется «Восьмеричным путем». Он предполагает восемь составляющих, которые должны быть правильными с буддийской точки зрения и стать основой жизненного пути человека:

  • понимание – взгляды, которые строятся на четырех благородных истинах;
  • мысль, решимость – намерение следовать правильным путем, идти к освобождению;
  • речь – слова, наполненные добротой, искренностью, правдой и отвергающие ложь, нетерпимость, брань;
  • действие – поведение, которое отрицает причинение зла, ложь, воровство, прелюбодеяние, алкоголь;
  • образ жизни – только честные источники дохода, мирные пути заработка;
  • усилие – постоянное совершенствование, воспитание себя;
  • внимание – отказ от страстей, успокоение ума;
  • сосредоточение – постоянная практика, медитация, созерцание.

Когда человек преуспеет в восьмеричном пути, он может получить избавление от страданий, последующих перерождений, а значит – достигнет полного освобождения, или нирваны.

Кстати, слово «нирвана» с санскрита переводится как «постепенное угасание огня».

Заключение

Сегодня мы с вами рассмотрели подробнее причины страданий. Мы обязательно продолжим эту тему в последующих статьях.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась эта статья, и вы почерпнули из нее что-то полезное для себя — поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.

И присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные посты себе на почту!

До скорых встреч!

Источник: http://o-buddizme.ru/osnovy-buddizma/prichiny-stradaniy

Что такое благородные истины буддизма?

Здесь мы попытались дать краткие ответы на некоторые ваши вопросы. Если вы хотите увидеть здесь ответ на ваш вопрос, пишите на электронный адрес web@ripa-center.ru

Статья рассказывает про благородные истины буддизма. Четыре благородные истины — основа буддийской философии, на которой строится жизнь буддистов. Данные истины дал Будда.

Если рассказывать об истинах кратко, то можно выделить: •истина первая говорит — наша жизнь основана на страданиях, •истина вторая говорит — существуют причины наших страданий — наши желания, •истина третья говорит — возможно прекращение страданий путем достижения Нирваны, •истина четвертая говорит — достижения Нирваны возможно при прохождении восьмеричного пути.

Поговорим более подробно о каждой из истин. 

Первая благородная истина буддизма

Первую истину также называют истиной дукха. Данная система выделяет три главных великих страданий:  •первое страдание, это страдание, возникающее от перемен,  •второе страдание возникает и усугубляет другие страдания, •третье страдание является собирающим страданием. Кроме того, выделяют несколько потоков страданий.  Всего их четыре: •первый поток — это страдание рождения,  •второй поток — это страдание старости,  •третий поток — это страдание болезни, 

•четвертый поток — это страдание смерти.

Вторая благородная истина буддизма

Вторая истина является истиной о возникновении дуккха.   Это истина о том, откуда возникает беспокойная неудовлетворенность, ненасытное стремление к чему-либо, которое является источником всех человеческих страданий.  Человек стремится удовлетворить новые и новые потребности, но в итоге приходит только к разочарованию, потому что невозможно каждое желание удовлетворить полностью. 

Удовлетворение своих желаний приводит человека к возникновению кармы. Карма, в свою очередь, заставляет человека стремиться как к хорошему, так и к плохому. Можно сказать, что причиной неудовлетворённости является жажда удовлетворения желаний, которая бесконечна, является замкнутым циклом —  чем больше желаний, тем больше от них неудовлетворенность, тем больше страданий у человека. Причиной такого образа жизни является неверное мировоззрение человека.

Третья благородная истина буддизма

Третья благородная истина является истиной о прекращении страданий. Раньше некоторые последователи Будды понимали не совсем верно данную истину, они считали, что нужно отказаться от всего мирского, истязать своего тела и отказаться ото всех земных радостей.  Будда считал такой подход к делу в корне неверным, каждый буддист должен найти свою золотую середину между аскетизмом и роскошью жизни.

Четвертая благородная истина буддизма

Четвертая благородная истина говорит о пути, который ведет к прекращению страданий.  Согласно данной истине, человеку следует на протяжении жизненного пути придерживаться золотой середины между физическим миром и духовным, между наслаждениями и между аскетизмом, то есть буддисты не должен впадать в крайности ни в своих желаниях, ни в своих страданиях.

Для каждого буддиста важно помнить о четырех благородных истинах буддизма и стараться следовать им на протяжении своего духовного и жизненного пути, чтобы достичь конечной цели каждого приверженца Будды, просветления.

Источник: https://www.ripa-center.ru/buddhism/blagorodnye-istiny-buddizma.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
Какой праздник 29 августа по церковному календарю

Закрыть