В каком городе родился Святой Николай

Николай Чудотворец

В каком городе родился Святой Николай

Самый почитаемый святой в православии, чудотворец, покровитель моряков, путешественников, сирот и заключенных. Со дня почитания Николая Чудотворца в декабре начинаются новогодние праздники.

От него ожидают рождественских подарков дети, ведь святой стал прототипом Деда Мороза и Санта-Клауса. Согласно житию святителя, он родился в 270 году в ликийском городке Патара, в то время греческой колонии.

Сегодня это территория турецких провинций Анталия и Мугла, а местностью расположения Патары называют окрестности поселка Гелемиш.

Икона Николая Чудотворца

В биографии-житии Николая Чудотворца говорится, что его родители были состоятельными христианами, давшими сыну приличествующее III веку образование. Семья Николая Мирликийского (еще одно имя святого) была верующей, дядя – епископ Патарский – заметил религиозность племянника и поставил его чтецом на общественном богослужении. 

Юный Николай дни проводил в обители, а ночи посвящал изучению Священного Писания и молитвам. Мальчик отличался удивительной отзывчивостью и рано понял, что посвятит жизнь служению Иисусу Христу. Дядя, видя усердие племянника, взял подростка в помощники. Вскоре Николай получил священнический сан, и епископ доверил ему поучать верующих мирян.

Памятник Николаю Чудотворцу в Ейске

Молодой священник, испросив благословения у дяди-епископа, отправился в Святую Землю. По дороге в Иерусалим Николаю было видение: дьявол, вышедший на корабль. Священник предсказал бурю и крушение судна. По просьбе экипажа корабля Николай Чудотворец усмирил взбунтовавшееся море. Поднявшись на Голгофу, ликиец вознес благодарственные мольбы Спасителю. 

В паломническом путешествии, обойдя святые места, взошел на Сионскую гору. Знаком милости Господа оказались распахнутые двери закрытого на ночь храма. Преисполненный благодарности Николай решил уединиться в пустыне, но голос с небес остановил молодого священника, велев ему вернуться домой.

Николай Чудотворец у постели больного

В Ликии Николай вступил в братство Святого Сиона, чтобы вести безмолвную жизнь. Но ему явились Всевышний с Богоматерью и вручили Евангелие и омофор. По преданию, ликийским епископам было знамение, после которого они решили на соборе сделать молодого мирянина Николая епископом Миры (город Ликийской конфедерации). Историки и религиоведы утверждают, что для IV столетия назначение было возможным. 

Памятник Николаю Чудотворцу в Демре

После смерти родителей Николай вступил в права наследства и раздал причитающееся ему богатство бедным. Служение епископа Мир Ликийских выпало на трудные времена гонений.

Римские императоры Диоклетиан и Максимиан преследовали христиан, но в мае 305 года, после императорского отречения, занявший престол Констанций прекратил гонения в западной части империи. На востоке они продолжались до 311 года римским императором Галерием.

После периода притеснений христианство в Мире Ликийской, где был епископом Николай, стремительно развивалось. Ему приписывают разрушение языческих капищ и храма Артемиды в Мире.

Николай Чудотворец

Исследователи жития Николая Чудотворца говорят о соборном суде, на котором его подвергли разбирательству. Греческий митрополит Навпактский в книге «Сокровище» утверждает, что судили будущего святого за пощечину Арию во время Никейского собора.

Но исследователи склонны считать пощечину клеветой. Они говорят, что Николай назвал еретика «безумствующим богохульником», за что и стал объектом соборного суда.

К помощи Чудотворца Николая прибегают оклеветанные, так как считается, что святитель избавит их от печальной участи.

Чудеса

За помощью к Святому Николаю обращаются путешественники и моряки, попавшие в шторм. В жизнеописаниях святого говорится о неоднократном спасении мореплавателей. Во время путешествия в Александрию на учебу судно Николая накрыло штормовой волной. Моряк сорвался со строп и погиб. Чудотворец Николай, тогда еще молодой человек, воскресил умершего.

Николай Чудотворец воскрешает моряка

В житии святого описывается случай спасения чести трех сестер из бедной семьи, которых отец, чтобы избежать голода, намерился отдать на блудодеяние. Девушек ждала незавидная судьба, но Николай под покровом ночи подбросил в дом мешочки с золотом, обеспечив девушек приданым.

По католическому преданию, мешочки с золотом попали в чулки, которые сушились перед камином. С тех пор появилась традиция оставлять детям подарки «от Санта-Клауса» в красочных рождественских чулках (носках). Чудотворец Николай мирит враждующих и защищает невинно осужденных. Обращенные к нему молитвы избавляют от внезапной смерти.

Поклонение святителю стало массовым после его кончины.

Рождественские чулки символизируют дар Николая Чудотворца

Еще одно упоминание о чуде, совершенном Чудотворцем Николаем, связано со спасением князя Новгородского Мстислава Владимировича.

Заболевшему вельможе приснилось, что его спасет икона святого из киевского Софийского собора. Но посланцы не добрались до Киева из-за разразившейся на реке Мсте бури.

Когда волны улеглись, рядом с кораблем, на воде, посланцы увидели круглую икону, на которой изображен Чудотворец Николай. Больной князь, прикоснувшись к лику святого, выздоровел.

Акафист Николаю Чудотворцу

Верующие христиане называют чудом акафист Николаю Чудотворцу. Они уверены, что эта молитва способна изменить судьбу к лучшему, если ее читать 40 дней кряду. Верующие утверждают, что все молитвы о помощи в работе и о здравии святитель слышит.

Молебен святому угоднику Николаю помогает девушкам благополучно выйти замуж, голодающим – насытиться, а страждущим – избавиться от житейских проблем.

Молящиеся в церкви отмечают, что Николай Чудотворец без промедления откликается на искреннюю молитву, произнесенную у его иконы при зажженных свечах.

После смерти

Точная дата кончины Николая неизвестна. Называют 345 год. После ухода в мир иной тело святого замироточило и превратилось в объект паломничества.

В IV веке над могилой Николая Чудотворца появилась базилика, а в IX веке в турецком Демре, ранее известном как Мира, воздвигли церковь, двери которой распахнуты и в XXI столетии. До 1087 года останки святителя покоились в Демре.

Но в мае торговцы из Италии похитили 80% мощей, оставив в спешке их часть в могиле. Перевезли украденное сокровище в город Бари – столицу итальянского региона Апулия.

Мощи Николая Чудотворца

Через девять лет венецианские торговцы украли оставшиеся в Демре мощи Чудотворца Николая и перевезли их в Венецию. В наши дни 65% мощей святого находятся в Бари. Их разместили под алтарем католической базилики Святого Николая.

Пятая часть священных останков покоится на венецианском острове Лидо, над престолом храма. В барийской базилике в гробнице Николая Чудотворца сделано отверстие.

Каждый год 9 мая (день, когда к берегу причалил корабль с мощами, день города Бари) из гроба вынимают миро, которому приписывают чудотворные свойства, исцеление от смертельных болезней.

Ковчег Николая Чудотворца

Две экспертизы, проведенные в середине и в конце 1990-х, подтвердили, что мощи, хранящиеся в двух городах Италии, принадлежат одному человеку. Антропологи из Британии в 2005 году реконструировали по черепу внешний облик святого. Если верить воссозданному облику, то Николай Чудотворец был ростом 1,68 метра, имел высокий лоб, смуглую кожу, карие глаза и резко очерченные скулы и подбородок.

Память

Весть о перенесении мощей Николая Чудотворца в Италию облетела всю Европу, но поначалу праздник перенесения святых мощей отмечали лишь барийцы. Греки, как и христиане Востока и Запада, приняли новость о переносе останков с печалью. В России почитание Святого Николая распространилось в XI столетии. После 1087 (по другим данным, 1091) года православная церковь установила 9 (по юлианскому календарю 22) мая днем празднования перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари.

Николай Чудотворец

Так же широко, как в России, праздник отмечают православные Болгарии и Сербии. Католики (кроме барийцев) не празднуют 9 мая. Русский православный месяцеслов называет три даты праздников, посвященных Николаю Чудотворцу. 19 декабря – день его кончины, 22 мая – прибытие святых мощей в Бари и 11 августа – рождение святителя. В православных храмах Чудотворца Николая поминают песнопениями каждый четверг.

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках

Вторая группа праздников, связанных с памятью самого почитаемого на Руси святителя, связана с чудотворными иконами с его ликом. 1 марта 2009 года в Бари во владение Русской православной церкви передали храм 1913 года и Патриаршее подворье. Ключи от них принял президент России Дмитрий Медведев.

В России количество написанных икон и построенных храмов Николая Чудотворца второе после Богородицы. До начала двадцатого столетия имя Николай было одним из самых популярных в стране. В XIX-XX столетиях почитали Чудотворца так, что встречалось мнение о вхождении святителя Николы в святую Троицу. По славянским верованиям (сохранилась легенда белорусского Полесья), Николай сменит Бога на престоле как «старший» из святых.

Храм Николая Чудотворца на Берсеневке

Западные и восточные славяне приписывают Николаю Чудотворцу владение ключами от неба и функцию «переправки» душ в мир иной. Южные славяне называют святителя «начальником рая», «волчьим пастырем» и «истребителем змей». Говорят, Николай Угодник – покровитель земледелия и пчеловодства.

Православные христиане выделяют в иконографии «Николу зимнего» и «Николу вешнего». Изображение на иконах отличается: «зимний» Чудотворец изображен в митре епископа, у «вешнего» голова непокрыта. Примечательно, что Николая Чудотворца почитают калмыки и буряты, исповедующие буддизм. У калмыков святого называют «Микола-бурхан». Он покровительствует рыбакам и считается хозяином Каспийского моря. Буряты отождествляют Николая с Белым старцем – богом долголетия.

Николай Чудотворец и Санта Клаус

Николай Чудотворец – прообраз Санта-Клауса, от имени которого детям вручают подарки. До Реформации святителя почитали 6 декабря, но потом перенесли празднование на 24 декабря, поэтому он ассоциируется с Рождеством. В Британии XVII века Николай был обезличенным «отцом Рождества», но в Голландии его зовут Синтерклаас, что переводится как Святой Николай. 

В Нью-Йорк голландцы, основавшие город, привезли и традицию праздновать Рождество с Синтерклаасом, который вскоре стал Санта-Клаусом. От церковного прототипа у героя осталось лишь имя, в остальном образ подвергся основательной коммерциализации. Во Франции к детям приходит Рождественский Дед, к финским малышам – Йоулупукки, ну а в России и странах постсоветского пространства Новый год невозможен без Деда Мороза, прообраз которого – любимый в России святой.

Мощи в России

В феврале 2016 года состоялась встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска, на которой было достигнуто соглашение о переносе части мощей святого из Бари в Россию.

21 мая 2017 года мощи Николая Чудотворца (левое ребро) были помещены в ковчег и доставлены в московский Храм Христа Спасителя, где их встретил российский патриарх. Поклониться мощам желающие смогли с 22 мая по 12 июля. 24 мая в храме побывал президент России Владимир Путин.

13 июля ковчег перевезли в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. Мощи были открыты до 28 июля 2017-го.

Мощи Николая Чудотворца в Москве

К мощам Николая Чудотворца в Москве и Санкт-Петербурге выстраивались километровые очереди паломников, из-за чего ввели особый режим доступа в храмы. Люди писали записки святому, прося помощи в исцелении.

Организаторы доступа к святым мощам попросили не делать этого, напомнив, что у православных иные формы обращения к святым – чтение акафистов, молитв и песнопения.

Частицы мощей Николая Чудотворца хранятся в церквях десятков храмов русской епархии, в монастырях Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какое значение имеет крест

Источник: https://24smi.org/celebrity/9943-nikolai-chudotvorets.html

Сколько лет прожил Николай Чудотворец — Духовная жизнь

В каком городе родился Святой Николай

В честь Николая Чудотворца есть несколько праздников, но большинство верующих знают только два: 19 декабря — день смерти святого, когда малышам кладут подарки под подушки, и 22 мая — перенесение мощей святого в город Бар.

Рождество Николая Чудотворца (11 августа) – это более серьезный праздник. Люди идут в церковь и проводят торжественные молебны в память о святом.

Сам праздник, кстати, появился примерно в IX веке на территории Киевской Руси. Во время правления Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества святителя Николая Чудотворца было отменено. И за несколько веков о нем незаслуженно забыли. Празднование было возрождено в 2004 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Рождество Николая Чудотворца: история праздника

Святой Николай родился в 258 году в городе Патаре на юге малоазийского полуострова. Сейчас это территория Турции. Его родители долго не имели детей и все время молили Бога о ребенке. Он услышал их молитвы и послал сына, но попросил взамен, что тот посвятит себя религии.

Читайте: Церковные праздники – календарь на 2019 год

Чудотворные способности мальчика проявились уже в день рождения — он исцелил свою мать после родов, когда она чуть не умерла. А во время крещения Николай простоял в купели три часа, отдавая честь Пресвятой Троице.

Всю свою жизнь святой исцелял больных, боролся за справедливость, проповедовал слово Божие. Он прожил очень долгую жизнь и умер в преклонном возрасте. Его тело осталось нетленным, это и подтвердило святость Николая Чудотворца.

О чем молятся николаю чудотворцу

Николай Чудотворец среди православных христиан считается наиболее почитаемым святым. Молитвы к нему никогда не остаются без ответа.

К нему обращаются в различных жизненных ситуациях. Например, если собираются в путешествие, просят об удачной поездке, больные — об исцелении от недугов, а девушки — об удачном замужестве.

Также Николая просят об избавлении от голода.

Традиции праздника

Каких-либо примет или запретов в этот день нет, поскольку праздник вернулся к нам совсем недавно. Но наверняка подойдут и те, которые традиционны для других дней, когда почитается этот святой.

Интересно, что в день Николая церковь не запрещает убирать в доме или шить.

Однако, по народным поверьям, в этот день нельзя никому давать в долг.

В то же время считается, что все долги в день святого Николая нужно отдать.

Факты ICTV также составили для вас календарь профессиональных и неофициальных праздников на 2019 год.

Источник: https://velskoe.ru/svyashhennomuchenik-nikolaj-velskij/

Николай Чудотворец. Досье

В каком городе родился Святой Николай

ТАСС-ДОСЬЕ. 21 мая в Москву из Бари (Италия) привезены мощи святителя Николая Чудотворца — одного из самых почитаемых христианских святых.

До 12 июля мощи будут находиться в Москве в храме Христа Спасителя, затем до 28 июля их разместят в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга.

Жития, источники

Древнейшим текстом, где упоминается Николай Чудотворец, являются «Деяния о стратилатах» (IV век). Основное житие Николая Чудотворца в греческой (православной) традиции было составлено Симеоном Метафрастом в X веке. В нем, согласно предположениям историков, могли быть соединены детали жизни двух христианских епископов, живших в Малой Азии в III-IV и VI веках.

Всего существует несколько десятков житий и описаний чудес, совершенных святым Николаем.

Жизнеописание

Николай Чудотворец (также Николай Угодник, Николай Мирликийский), согласно христианским жизнеописаниям, родился в г. Патары в древнеримской провинции Памфилия (ныне — территория Турции, провинция Анталья). Точные даты его жизни неизвестны, предположительно, он родился в 270 г.

Родителями Николая были христиане, с молодости он изучал Священное писание. Впоследствии его дядя — епископ Патарский — возвел племянника в сан священника.

В конце III века Николай совершил паломничество в египетскую Александрию, затем — в Палестину. Считается, что во время одного из путешествий в Египет совершил чудо: воскресил моряка, который упал с мачты. По другим преданиям — он молитвой спас судно от крушения.

Около 300 г. стал епископом города Миры (Ликия, ныне — Демра, провинция Анталья, Турция). В период правления императора Диоклетиана (284-305), который подвергал христиан гонениям, Николай был заключен в тюрьму, впоследствии освобожден.

Согласно некоторым из житий, участвовал в I Вселенском соборе в Никее (325), во время которого «ударил по щеке» Ария, основателя ереси арианства. За это был осужден на соборе, но избежал наказания.

Будучи епископом, прославился благотворительностью, заступничеством за осужденных на смертную казнь и т. д.

Скончался, предположительно, в 345-351 гг. в г. Миры. В православной церкви память святого отмечается 19 (6 — по юлианскому календарю) декабря и 22 (9) мая.

Мощи

Мощи Николая Чудотворца хранились в г. Миры в небольшой церкви. В начале 1080-х гг. город был захвачен турками-сельджуками, которые не тронули греческих монахов, служивших в церкви, но ограничили паломничество. В 1087 г. норманнские пираты перевезли основную часть мощей в итальянский город Бари, где они и хранятся в настоящее время в базилике Святого Николая.

Часть мощей (частицы скелета и одежды), оставшаяся в Мирах, в 1099-1101 гг. была вывезена в Венецию, ныне находится в церкви Святого Николая на острове Лидо. В 1957 и 1987 гг. экспертизы образцов мощей, хранящихся в Бари и Венеции, показали, что они принадлежат одному человеку.

Мелкие частицы мощей также имеются в десятках католических и православных церквей в разных странах мира, в частности — в Свято-Даниловском монастыре (Москва), Свято-Никольских монастырях в Саратове, Старой Ладоге (Ленинградская обл.), Переславле-Залесском (Ярославская обл.

), Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге и др.

Почитание

Вскоре после смерти Николай Чудотворец начал почитаться как святой (точная дата канонизации неизвестна) и остается одним из самых значимых христианских подвижников в православной, католической, лютеранской и древновосточных церквях.

Считается, что после смерти его тело начало источать благовония, после чего стало объектом паломничества. Распространены сообщения о посмертных чудесах Николая Мирликийского, совершенных после молитвы его иконам и т. д.

Известен как заступник бедных, покровитель мореплавателей и путешественников. В России Николай Чудотворец является одним из наиболее почитаемых святых.

Уже в конце XI века в русском церковном календаре отмечался не только день его погребения в декабре, но и память перенесения мощей в Бари в мае.

Итальянский путешественник Николай Веронский, побывавший в XVI веке в России, отмечал, что у русских святой Николай считается «покровителем Отечества». Памяти Николая Чудотворца в России посвящено множество храмов и монастырей (больше — только Богородице).

В житиях часто упоминается, что Николай Святитель дарил подарки и помогал детям-беднякам. В католических странах с XIX века он стал прообразом Санта-Клауса, фольклорного персонажа, который дарит детям подарки на Рождество.

Иконография

Самое раннее сохранившееся изображение Николая Чудотворца — на створке триптиха, хранящегося в монастыре Святой Екатерины на Синае (Египет). В иконографии облик святого сложился к XI веку: обычно он изображается с короткой бородой и округлым лбом, в облачении митрополита, в руку ему помещают закрытое Евангелие. Старейшее изображение в древнерусском искусстве — алтарная мозаика и фрески в Софийском соборе в Киеве (1-я половина XI века). 

Источник: https://tass.ru/info/4270929

День Святого Николая: кто такой Николай

Святой Николай имеет свою историю. Кто он — человек из сказки или настоящий Святой?

День Святого Николая — 19 декабря / фото УНИАН

День Святого Николая, который отмечается завтра, 19 декабря, один из главных зимних праздников, когда дети вспоминают все свои добрые и плохие поступки, получают сладости и заказывают подарки под елку.

Святой Николай – это наш символ новогодних праздников, которого с советских времен заменили на Деда Мороза. И Святой Николай имеет свою историю. Кто он — человек из сказки или настоящий Святой?

Кто такой Святой Николай

Святой Николай (Николаус) – это реальная личность, византийский епископ, прославившийся своей любовью к детям и помощью бедным. Жил он в III-IV веке. Святой Николай родился около 270 года в городе Патаре, в Ликии, юго – западной области Малой Азии. После смерти епископа города Миры, главный город Ликии (сейчас г. Демре в Турции) он был избран епископом этого города.

День Святого Николая: гадания и приметы

По преданию, Святой Николай родился в семье богатых греков-христиан, которые долго не имели детей и в молитвах пообещали Богу, что отдадут свое дитя на служение ему. Николай действительно стал священником, а впоследствии – епископом в современной Турции. Его имя значит «победитель народный», на других языках – Николас, Никлас, Клаус, Микулаш, Миклос, Нихол, т.д.

Когда его родители умерли, он получил огромное наследство, но не стал жить в роскоши, а отличился немалой щедростью, помогая бедным. О его деяниях за века сложено немало легенд.

Икона Николая Чудотворца

Как рассказывает нам история про Святого Николая, он был чрезвычайно честным и добрым человеком. Видя сложное положение, в котором находились бедные люди, он всячески им помогал. Чтобы не унижать нуждающихся милостыней, он подкладывал свои подарки им под двери и окна. С течением времени, люди узнали о доброте Николая и начали сами к нему обращаться.

День святого Николая: лучшие идеи для подарков

Еще будучи совсем молодым, он стал опекуном сирот и обездоленных. Он помогал всем, кто нуждался в помощи, утешал, защищал. Рассказывают легенды и о необычайной силе его молитв – как он успокоил бурю на море и спас рыбаков от неминуемой гибели. Имела его молитва и целебные свойства: исцелял калек и больных, спасал от смерти обреченных на казнь.

Существует интересное объяснение, почему Николай часто кладет подарки в носки – по легенде, он желал помочь трем бедным сестрам, которых из-за бедности никто не хотел брать себе в жены. Совсем бедно жила семья сестер, и Святой Николай решил спасти их – он забросил через дымоход три мешочка с золотыми монетами. Мешочки упали в дом и попали именно в носки сестер, которые их развесили сушить перед огнем.

Именно эту легенду считают началом традиции подкладывать подарки от имени Святого Николая. Впоследствии это стали делать в день смерти святого.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему праздник называется Святая Троица

Среди детей установилась традиция писать святому Николаю письмо / фото УНИАН

Как рассказывает легенда, Святой Николай живет в Раю. Но, раз в год, он спускается на землю, чтобы посетить деток и сделать им подарки за вежливость, хорошее поведение и усердное обучение. Обычно, Святой Николай кладет свой подарок под подушку, в носки или сапожки и утром все вежливые дети находят под ней конфеты и другие желаемые сюрпризы. К тем же, кто плохо себя вел и не слушался родителей, Святой Николай не приходит.

Почему важен этот праздник? Образ Святого Николая – воплощение человечности, доброты и высоких моральных ценностей. День взаимопомощи и заботы, когда стоит помогать обездоленным, бедным и больным.

Конечно, все это хорошие и любимые с детства легенды. Дед Мороз, Санта Клаус, Святой Николай Но эти образы объединяет одно — вера в чудо и желание это чудо создать. Зима, новогодние и рождественские праздники — это магический период, когда даже взрослым стоит пустить в свою жизнь немного сказочного чуда.

Святой Николай умер 6 декабря около 345 — 352 гг. в г. Мера. Тело его было положено с большим уважением в церкви города Миры, где покоился до 1087 года. В его честь установлен отдельный праздник. День Святого – 6 декабря по григорианскому календарю и 19 декабря – по юлианскому.

Кто такой Святой Николай из уст детишек:

Говорят, традиция дарить подарки детям на праздник распространилась по Европе из средневековой Германии. Ее переняли Австрия и Польша, а дальше — и Украина. Это подтверждается тем, что в Украине есть обычай класть детям подарки под подушку.

В Киеве первый официальный праздник Николая было устроен 19 декабря 1990 года для 700 мальчишек и девчонок — сирот и детей из многодетных семей. Через год, 19 декабря 1991 года, попытками Всеукраинского православного братства, на деньги, собранные Обществом святого Андрея Первозванного в США, детские праздники святого Николая устроено уже в 20 городах Украины.

Сегодня украинская резиденция Святого Николая находится в Карпатах. В Национальном природном парке «Гуцульщина» даже есть усадьба святого Николая, куда каждый может приехать на экскурсию.

Праздник святого Николая в Украине является особенно желанным детским праздником. По традиции, в ночь с 18 на 19 декабря святой Николай приносит детям подарки и кладет их под подушку. Среди детей установилась традиция писать святому Николаю письмо, в котором ребенок указывает, что хорошего и плохого он сделал в течение года, и просит о подарках.

Николай кладет детям подарки под подушку / фото УНИАН

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://www.unian.net/society/10381269-den-svyatogo-nikolaya-kto-takoy-nikolay.html

Всеслав Чародей

  • Лично ТЫ и история наши имена в хрониках — тонкая нить через столетия
  • Алексиевич Светлана Нобелевский лауреат по литературе
  • Богданович Максим один и создателей современного литературного языка, автор гимна «Погоня»
  • Богушевич Франтишек
  • Будны Сымон гуманист, просветитель, еретик, церковный реформатор
    • Миндовг (1248-1263) король пруссов и литвинов
    • Войшелк (1264-1267) сын Миндовга, присоединивший на Нальшаны и Дяволтву
    • Шварн (1267-1269) зять Миндовга и сын короля Руси
    • Витень (1295 — 1316) «измысли себе герб и всему князству Литовскому: рыцер збройны на коне з мечем»
    • Гедимин (1316-1341) в. князь, объединивший Литву и Полоцкое княжество
    • Ольгерд (1345-1377) в. князь, собравший все белорусские земли в единое государство
    • Ягайло (1377-1381) в. князь Литовский и король Польши. Кревская уния
    • Кейстут (1381-1382) «Клятва Кейстута» и первое упоминание об устном старобелорусском языке
    • Витовт (1392-1430) и начало «Золотого века» ВКЛ
    • Свидригайло (1430-1432) мятежный князь, разорвавший унию с Польшей
    • Генрих Валуа (1575-1586) первый выборный король и в. князь
    • Стефан Баторий (1575-1586) освободитель Полоцка от Ивана Грозного и покровитель иезуитов
    • Жигимонт III Ваза (1587-1632) король шведов, готов, вендов
    • Станислав II Август (1764-1795) последний король и в. князь
    • Ягеллоны девять славянских королей
  • Войниловичи
    шляхта тутэйшая и фундаторы Красного костела в Минске.
  • Годлевский Винцент
    ксендз и белорусский националист, узник лагеря Тростинец
  • Гусовский Николай
    и белорусский эпос «Песня о зубре»
  • Гонсевский Александр
    комендант Кремля, защитник Смоленска
  • Давид Городенский
    каштелян Гарты, правая рука Гедимина
  • Дмаховский Генрих (Генри Сандерс)
    повстанец 1830 и 1863, скульптор
  • Довмонт
    князь Нальшанский и Псковский
  • Довнар-Запольский Митрофан
    этнограф, экономист, основоположник белорусской национальной историографии, составитель «Карты расселения белорусского племени»
  • Гошкевич Иосиф
    первый дипломат РИ в Японии, автор первого русско-японского словаря
  • Домейко Игнацы
    филомат, литвин, инсургент, ученый
  • Достоевский Ф. М.
  • Дроздович Язеп
    «вечный странник», астроном и художник
  • Дунин-Марцинкевич Винцент
  • Желиговский Люциан
    генерал Срединной Литвы, последний рыцарь ВКЛ
  • Завиши
    старосты и воеводы минские, фундаторы застройки исторического центра Минска
  • Каганец Карусь и Гийом Аполинер
    Костровицкие гербу Байбуза и Вонж
  • Калиновский Кастусь
    Jaska Haspadar s pad Wilni, национальный герой
  • Карский Ефимий Федорович
    этнограф, академик, составитель «Карты расселения белорусского племени»
  • Костюшко Тадеуш
    национальный герой Беларуси, Польши и США
  • Коненков С. Т.
    скульптор
  • Копиевич Илия (Галляш)
  • Кит Борис Владимирович
    «беларус нумар адзін ва ўсім свеце»
  • Кмитич Самуил
    оршанский хорунжий, герой «Трилогии»
  • Кунцевич Иософат
    архиепископ Полоцкий, «св. апостол единения»
  • Лисовский-Янович А. Ю.
    полковник «лисовчиков»
  • Лично ТЫ и история наши имена в хрониках — тонкая нить через столетия
    • Воловичи от канцлера ВКЛ до змагара 1830 г.
    • Кишки шляхта Подляшская, наследники воеводы Смоленского
    • Кезгайлы старосты Жмудские из Вилькомира на реке Святой, «границе Литвы и Жмуди»
    • Огинские «magnacki rod ksiazecy pochodzenia ruskiego»
    • Острожские защитники отечества и фундаторы просвещения
    • Пацы «во всем мире в доброй славе и мужестве известные, народа руского дома»
    • Радзивиллы
    • Сапеги
    • Тышкевичи шляхта Логойская, основатели Музея древностей и Свислочской гимназии
    • Ходкевичи воины великого княжества
  • Малевич Казимир
    Витебское общество УНОВИС и «Черный квадрат»
  • Мицкевич Адам
  • Минейко Зигмунд
    почетный гражданин Греции
  • Надсон Александр
    апостольский визитатор белорусских греко-католиков
  • Наркевич-Иодко
    «электрический человек» — профессор электрографии и магнетизма
    • Светлана Алексиевич литература, 2015
    • Жорес Алферов физика, 2000
  • Олехнович Франтишек
    «бацька навейшай беларускай драматургіі» и националист
  • Орда Наполеон
    инсургент и художник
  • Острожский Константин
    герой битвы под Оршей
  • Острожский Константин-Василий
    фундатор православия
  • Пржевальский Н. М.
    путешественник и натуралист
  • Радзивилл Януш
    герой битв под Лоевомй
  • Рейтан Тадеуш
    Дон Кихот Речи Посполитой
  • Рылло Максимилиан
    первый исследователь древнего Вавилона
  • Сапега Лев
  • Святополк-Мирские
    последние хозяева Мирского замка
  • Семенович Казимир
    основопложник ракетостроения
  • Сербов Исаак
    археолог и фотограф («Беларусы ў фотаздфмках» 1911)
  • Симеон Полоцкий
  • Скирмунт Роман
    элита Империи и Премьер-Министр БНР
  • Скирмунт Хелена
    1876 «З жыцьця літвінкі» — шлях мастачкі і скульптаркі з роду Скірмунтаў
  • Скорина Франциск
  • Скосырев Борис
    первый и единственный король Андорры
  • Смотрицкий Мелетий
    ревнитель православия, принявший униатство
  • София Слуцкая
    католичка, канонизированная православными
  • Судзиловский Николай
    первый Президент сената Территории Гавайи
  • Станкевич Ян
    историк, основатель Великолитовского фонда им. Льва Сапеги
  • Тарашкевич Бронилав
    филолог, расстрелянный за любовь к Беларуси
  • Тяпинский Василий
    гуманист и еретик
  • Ходзько гербу «Костеша»
    и «Товарищество Литовское и Земель Руских» 1832
  • Шагал Марк
    художник
  • Шостакович Д. Д.
    композитор
  • Шидловский Сымон Визунас
    легендарный хорунжий Витебский
  • Федоров Иван
    первопечатник в Московии и Украине
  • Янка Купала

Всеслав Чародей

Полоцкое княжество XI в

Всеслав Чародей — князь полоцкий (1044-21.04.1101, династия Рогволодовичей), сын Брячеслава и внук Изяслава. Примечателен как герой «Слова о полку Игореве», битвы на Немиге и восточнославянского фольклора, где он предстаёт как богатырь и чародей, способный оборачиваться зверем.

Пожалуй, самый известный князь Полоцкиого княжества. Его долгое княжение (57 лет) отмечено завершением строительства Софийского собора (1030-60). Примечателен также как герой «Слова о полку Игореве» и восточнославянского фольклора. При нем Полоцкое княжество достигло наивысшего расцвета.

Софийский собор и язычество

Забавная деталь. Полоцкий Софийский собор (1030-1050) строили два князя-язычника — Брячеслав, что «обращался к волхвам и сын его рожден от волхования», и его сын Всеслав, которого летописи описывали как оборотня-воўкалака и кому потомки дали имя колдун-Чарадзей.

Первым князем Полоцким, носившим крестильное имя, был сын Всеслава — Рогволод-Борис. С его именем связаны Двинские камни — следы массового крещения языческих капищь.

В первой половине XI века были построены три Софийских собора — в Киеве, Полоцке и Новгороде. Почти два десятка Киево-Новгородских князей того периода стали канонизированными святыми.

В Полоцком княжестве до середины XII века был один святой — креститель Полоцка Торвальд Кодранссон. Почитание внучки Всеслава — Ефросинии Полоцкой (1101-1167), — началось только в конце XII века.

Отношения с соседями и битва на Немиге

Всеслав Чародей продолжил традицию противостояния Ярославичей и Рогволодовичей — в 1065 году держал в осаде Псков и разграбил Новгород. Против него выступили совместно правившие трое Ярославичей — Изяслав Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский. Они направились на Минск. Войска Ярославичей и Всеслава сошлись на реке Немиге.

1067 Битва на Немиге. Эпичное сражение, вызывавшее трепет у летописцев. Первое упоминание о Минске и Дудутках. По итогам битвы Всеслав Чародей был приглашен на переговоры, пленен, освобожден киевским вече и избран киевским князем.

Про результаты этой битвы Полоцкая (считается утраченной) и Киевская летописи рассказывают по-разному. Так, Киевская летопись говорит о поражении Всеслава и его бегстве, тогда как Полоцкая предлагала другую версию: о больших потерях с обеих сторон и отступлении Ярославовичей, которые спустя несколько месяцев встретились с Всеславом и просили о мире.

Княжение Всеслава в Киеве было недолгим — в том же году он вернулся в Полоцк, не желая участвовать в чуждой ему войне Киева с Польшей (между Полоцким княжеством и Польшей лежали земли ятвягов и волынские поселения и общих границ они не имели).

Княжение Всеслава было наивысшей точкой расцвета Полоцкого княжества. Ещё при жизни он разделил полоцкую землю между своими сыновьями, которые, в свою очередь, поделили полоцкие уделы между своими детьми.

Всеслав Чародей, Полоцк

be-x-old.wikipedia.org be.wikipedia.org pl.wikipedia.org uk.wikipedia.org ru.wikipedia.org

Источник: http://history-belarus.by/pages/figures/charadzej.php

Святая Русь и Италия у мироточивой гробницы святителя Николая Мирликийского в Бар-граде

Часть 1. Почитание святителя Николая в России и Италии

Часть 2. Восстановление древней Сионской базилики и сооружение временного русского храма во имя святителя Николая в Мирах Ликийских Часть 3. Построение русского храма во имя святителя Николая и при нем странноприимницы для паломников в Бар-граде

Часть 4. Сооружение нового Николо-Александровского храма в Петрограде

Часть 1. Почитание святителя Николая в России и Италии Великий угодник Христов, святитель и чудотворец

Святитель Николай Мирликийский.

Фреска Дионисия

Николай, архиепископ Мирликийский (в Малой Азии), святостью своей высоко аскетической жизни, глубоким христианским смирением, исключительной щедростью и любовью к тайному милостынедательству бедным и в тяжелых обстоятельствах жизни обретающимся, стяжал себе великую любовь и почитание еще при жизни среди своей паствы. Его горячая ревность о чистоте веры православной и неусыпное рачение о спасении чад Христовой Церкви, наипаче же вверенных его отеческой благопопечительности, засвидетельствованы были открыто и безбоязненно на Первом Вселенском Соборе среди 318 отцов, где находился и святитель Мирликийский Николай, когда из уст злочестивого Ария, пресвитера Александрийского, он услыхал хуления о Сыне Божием. С этого времени слава о мужественном поборнике Православной Церкви пронеслась по всей вселенной и сопутствовала ему до самой его блаженной кончины, которую искренними горячими слезами оплакала любящая его паства, лишившаяся в нем попечительного отца-руководителя, скорого помощника в бедах и нуждах и защитника вдов и сирот и всех в жизни обездоленных. Древняя базилика в Мирах Ликийских. Реконструкция
Разбитая гробница свт.Николая в Мирах Ликийских. Фотография из книги: свящ. Алексия Ястребова «Святыни Венеции. Православный историко-художественный путеводитель по святыням собора святого Марка и церквям города»

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли пить святую воду из церкви

Мощи Святителя Христова, прославленные истечением многоцелебного и благоуханного мира, были честно и торжественно погребены в мраморной раке в величественной соборной Сионской базилике, созданной трудами и заботами родного дяди святителя Христова Николая, в ее нижней полутемной части.

Здесь это великое драгоценное сокровище православного христианского мира оставалось сокрытым даже от взоров усердных почитателей и непрестанных молитвенников, обращавшихся за помощью и предстательством у Престола Отца Небесного к святителю Николаю, особенно во все то время, когда город Миры Ликийские и вся Малая Азия попали под владычество нечестивых агарян (около 1036 г.

), разрушивших и сам величественный христианский храм — место вечного покоя великого угодника Христова.

И только по особому Промыслу Божию не без соизволения святителя Христова Николая его многоцелебные и мироточивые мощи благочестивыми обитателями итальянского града Бари — греками, — были извлечены из-под спуда, явлены всему христианскому миру, торжественно ими перевезены на корабль и положены сначала в храм св. Предтечи, а отсюда перенесены в нынешнюю базилику, созданную папой Урбаном II в честь святителя Николая.

 Базилика Сан Никола, в которой покоятся мощи Св. Николая (г. Бари, Италия).
Город Бари в течение трех столетий принадлежал Византии. Гробница святителя Николая находится в том месте, где была резиденция византийского императора и православный храм
 

Настоящее событие, совершившееся в 1087 году, по словам церковной песни, было «светлым торжеством» не только для одного маленького итальянского города Бари и проживавших в нем благочестивых греков, выходцев из Византии, но и с ними «ликовствовала и вся вселенная», ясно понимая, что чтимому угоднику Божию был найден подобающий и честный покой. Сюда-то непрерывной волной и потекли с того времени благочестивые паломники от запада и севера, чтобы достойно и праведно величать святителя и у гроба его черпать силу и утешение в несении креста, какой посылается Провидением каждому из них.

В почитании сего святителя соревнуют между собой церкви западная и восточная в одинаковой почти мере, но особенно близок и дорог этот милостивый заступник и благомощный покровитель обитателям града Бари, где обретаются его мироточивые мощи, и русскому боголюбивому православному народу, который с самого принятия христианства воспылал особенной горячей любовью к святителю Христову Николаю Чудотворцу.

Торжественная служба на день перенесения мощей святителя, по мнению некоторых наших ученых, была составлена якобы русским иноком Печерской обители Григорием или даже русским митрополитом Ефремом в 1097 году.

Но кто бы ни был вдохновенным творцом этой службы, одно несомненно: что он легко мирится с тем, что «мирская страна молчит» (стихира на литии), лишившись своего «хранителя», и, забыв о печальных трениях между восточной и западной церквами, спокойно взирает на то, что мироточивые мощи святителя находятся в «латинском языке» (3-й тропарь 1-й песни Канона) или «в латынех» (1-й тропарь 9-й песни).

Таким образом, у мироточивой гробницы с мощами святителя Христова Николая в Бари на самых же первых порах их пребывания здесь объединились в чувствах первых глубокого благоговейного почитания и молитвенного горячего чествования сего святителя сосредоточенно-вдумчивая Святая Русь и жизнерадостная Италия.

Град Барский, населенный не одними греческими выходцами, но в большей части природными итальянцами, «радовался», видя у себя драгоценные мощи св. Николая, а Русская Церковь, составляющая часть «всей вселенной», «ликовствовала» с ним, имея в виду, что святые мощи изъяты из рук нечестивых агарян и находятся среди христиан — горячих почитателей великого угодника Христова.

Как же и чем можно объяснить это исключительное благоговейное почитание святителя Христова у нас, русских, и у итальянцев?

Причина этого кроется в присущей обеим народностям глубокой религиозности, проникающей во все стороны их жизни и деятельности, и любви к пышной церковной обрядности.

Личные качества святителя, восхваляемые составителями его жития и описывателями многоразличных чудес, явленных им по молитвам к нему обращающихся, пришлись по душе впечатлительным и горячо отзывчивым на все доброе и прекрасное народам — русскому и итальянскому.

В чудном старческом лике святителя Христова Николая наш художник сумел отпечатлеть все отличительные черты облика зрелого русского человека с лицом, окаймленным небольшой густой с проседью бородой, со спокойным любовным взором, с широким челом, изборожденным легкими складками, — признак глубокой думы.

Простой же русский народ в своем стремлении приблизить к себе святителя Христова — грека, уроженца города Патары, пошел еще дальше и постарался обрусить его даже в одеянии. По его представлениям, св. Никола зимний должен быть в «шапке»-митре, а летний Никола — с открытой головой.

Наоборот, итальянский художник, придав лику святителя Николая мягкие черты благодушного старца итальянца, в одеянии епископского сана католической церкви, окружил его маленькими детьми, простирающими к ему свои нежные ручки, желая выразить в этом присущую итальянцам любовь к семейной жизни и детям.

Пышные  празднества перенесения мощей святителя Николая венецианцами изображены

на картине итальянского художника Гвидо Рени (1575-1642), хранящейся в Лувре

Нисколько не удивительно, что чествование сего святителя у того и другого народа выражается далеко неодинаково. Итальянцы празднуют день свт. Николы шумными народными крестными ходами с парадами войск, с хорами музыкантов и с роскошным освещением городских улиц и площадей электрическими фонарями и разноцветными лампочками, ибо этого требует живой, веселый характер итальянского народа.

Величаво, но спокойно и благоговейно в своих благолепных храмах, посвященных его имени и во множестве рассеянных по необъятному лицу Русской земли, празднует тот же день русский богоносный народ длительными всенощными богомолениями, торжественными архиерейскими богослужениями, величественными крестными ходами и распеванием детьми коляд (в Малороссии) в честь св.

Николая с припевом: «Святый Николай, всему миру помогай».

Нередко во имя той же любви и глубокого почтения к свт. Николаю русский набожный человек с котомкой за плечами и с посохом в руке на праздник в честь свт.

Николая идет за сотни верст к обители, где чествуют чудотворные древние иконы сего милостивца святителя, или даже презирая все трудности пути и полное незнание нравов и обычаев итальянского народа и неумение с ним вступить в живой обмен мыслями, шествует спокойно к мироточивому гробу святителя Христова и перед ним под непонятный для него язык латинских молитв и песнопений изливает там свои наболевшие скорби и сердечные туги.

Этот страдный крестоносный подвиг паломничества к мощам святителя Николая, как знак высокого молитвенного почитания сего угодника Божия, присущ православному русскому человеку настолько, что в этом подвиге объединяются и Великий Государь богохранимой Российской державы, и юный князь императорской крови, только что покинувший школьную скамью и всецело готовый по единому слову Державного Вождя восприять мученический венец на поле ратном за славу и благоденствие дорогой родины, и русский ученый, и богобоязненный купец, и трудолюбивый земледелец. Для всех идущих к этому святому гробу готово высокое нравственное удовлетворение и трогательное до слез душевное утешение, омрачаемое лишь одним печальным сознанием, что у гроба дорогого святителя нет места дивным песненным хвалениям на родном языке с русским священником.

Но и русский, и итальянец, объединенные любовью к святителю Христову Николаю, несмотря на далекое пространство, их разделяющее, на разность их верований, несходство их природного характера, невозможность за незнанием языка, войти в живое непосредственное общение, были проникнуты издавна чувствами сердечности и взаимного тяготения друг к другу.

Ужасное мессинское землетрясение и человеколюбивая самоотверженная отзывчивость наших моряков в это время вызвали в итальянском народе чувства живой благодарности и усугубили существовавшие доселе дружеские чувства к России.

Эти чувства, как увидим ниже, с особой выразительностью высказались, когда высочайше учрежденный Барградский комитет на приобретенном им месте заложил первый камень русского в Бар-граде храма во имя свт. Николая и странноприимницы при нем.

С самого начала нынешней беспримерно тяжелой войны итальянский народ проявил к России весьма благожелательные чувства, объявив строгое невмешательство и приняв на себя защиту русских подданных в пределах Оттоманской империи. Русские, захваченные войной в пределах Германии, Австрии и других стран и возвращавшиеся в свое отечество через Италию, встречали повсюду в ней гостеприимство и полное сочувствие.

Все это, по молитвам великого предстателя и покровителя России и Италии святителя Христова Николая, завершилось ныне самым дорогим для нас и навсегда незабвенным событием: в ночь накануне 9 мая, день памяти перенесения мощей свт. Николая, Италия открыто объявила себя союзницей России и стала на защиту права и справедливости с державами Тройственного соглашения против жестоких и коварных угнетателей народов — немцев и швабов.

Часть 2. Восстановление древней Сионской базилики и сооружение временного русского храма во имя святителя Николая в Мирах Ликийских

Глубокое благоговейное почитание святителя Христова Николая русским народом и непрекращающееся тяготение сего последнего к его мироточивым нетленным мощам послужили причиной для зарождения в России так называемого мирликийского вопроса, перешедшего затем в барградский, ныне, благодарение Богу, близящийся к своему благополучному разрешению.
 

В начале 1850 года известный русский паломник-писатель А. Н. Муравьев на обратном пути из Иерусалима в Россию случайно посетил место подвигов и блаженной кончины святителя Николая Чудотворца, запустелый город Миры Ликийские и в нем печальные развалины древнего Сионского храма, где первоначально почивали мощи свт.

Николая Чудотворца до перенесения их в 1087 году в Бар-град. Пораженный убожеством этих драгоценных и близких русскому сердцу развалин, А. Н.

Муравьев воспылал горячей ревностью во что бы то ни стало приобрести их в собственность России с целью восстановить древний храм на этом месте высоких архипастырских подвигов и вечного упокоения в течение нескольких веков свт. Николая, Мирликийского Чудотврца.

Источник: https://www.ippo.ru/historyippo/article/svyataya-rus-i-italiya-u-mirotochivoy-grobnicy-svy-201490

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
Какие бывают веры и религии

Закрыть