Почему крест стал символом христианства

Крест не всегда был символом христиан

Почему крест стал символом христианства

Знак креста считается главнейшим символом христианства. Достаточно посмотреть на верхушку любого христианского храма, будь то католическая, лютеранская, англиканская или же православная церковь, и вы обязательно увидите там крест. Однако так было далеко не всегда. Первые христиане крест не почитали. И, напротив, знак креста весьма почитался язычниками.

Знак креста считается главнейшим символом христианства, но так было не всегда.

Изучение археологического прошлого нашей планеты приводит к удивительному выводу: практически во всех культурах древности люди изображали крест. Более того — крест для них был священным знаком.

От сотворения мира

Французский философ Рене Генон считал, что крест обозначал сразу несколько важных понятий древнейших людей: с одной стороны, это был знак четырех направлений, расходящихся из центральной точки, и, само собой, перекресток, единство пространства в широком смысле этого слова, а также единство жизни и смерти, с другой стороны, знак креста обозначал движение солнца по небесному своду, поэтому кроме традиционной формы креста (пересечение двух линий под прямым углом), существовал вращающийся крест, или свастика, — лучи такого креста были загнуты в левую или правую сторону, в зависимости от направления движения. Свастика была широко распространена в Древнем мире, но прочнее всего закрепилась в Индии. Простыми, то есть крестами без заломов, в этой стране было принято покрывать ноги и руки богов и богинь. Такой же простой крест почитали и жители другого континента — Америки. И когда там в начале XVI столетия появились конкистадоры, они были немало удивлены, что местные язычники почитают их христианский символ. Но индейцы были, конечно же, не христианами. Хотя крест для них был священным символом. Более того, индейцы верили, что знак креста способен изгонять кровожадных духов, отнимающих детские жизни, и потому индейские младенцы спали в изножьях крестов. А лоб ребенка зачастую тоже украшал нарисованный краской крест! Представляете себе разочарование испанских миссионеров, когда они поняли, что хоть индейцы и поклоняются кресту, но в Христа не верят? Если бы этим миссионерам удалось чудом перенестись за тысячелетия до нашей эры, они были бы не менее удивлены, видя, как священными крестами украшаются жилища, одежда и посуда людей каменного века! А если бы такую любовь древних к изображению крестов увидели первые христиане, они были бы этим и возмущены, и шокированы.

Плохой знак

Крест в первые века христианства считался дурным знаком, совсем не священным символом. Изображать его считалось кощунством, насмешкой над страданиями Иисуса.

Право же, для них крест символизировал орудие смерти их Бога — и как можно было поклоняться предмету, на котором Иисус умер в страшных мучениях? Вместо креста они любили рисовать совсем другие священные знаки: рыб, обозначавших христианскую веру, кораблик, символизирующий церковь Христову, якорь, имеющий несколько значений — надежду, крепость в вере, милосердие, а также агнца, изображавшего самого Иисуса, и голубя — символ Святого Духа.

В те времена кресты были популярны у их нехристианских соседей. Народы Междуречья знаком креста помечали своего бога солнца, египтяне считали крест с кольцом в навершии символом жизни. А для христиан крест был символом убийства. Более того, в древнем еврейском алфавите имелась заимствованная у финикийцев буква «тав», которая часто рисовалась в виде простого креста.

По одной из версий, этим знаком было принято помечать скот и рабов, отсюда пошло выражение «ставить тавро». Сами понимаете, не слишком это был для последователей Христа приятный символ.

И только когда христианство из Палестины распространилось по Европе, то есть по землям, где жили язычники, считавшие крест своим священным символом, византийский император Константин не побоялся сделать знак креста священным и для христианства. Произошло это достопамятное событие в IV веке.

Священным символом для христиан стал так называемый латинский крест — нижняя часть длиннее верхней. Это было графическое изображение орудия смерти Иисуса — креста для казни преступников в Римской империи. Такая форма казни появилась в Риме после завоевания Карфагена: преступников либо подвешивали к перекладине, либо привязывали на столбах, где они долго и мучительно умирали. Такая участь, например, постигла взятых в плен восставших рабов под предводительством Спартака.

Крест для казни выглядел просто: столб с поперечной перекладиной. Гвоздей на распятие обычно не тратили — преступников привязывали. Очевидно, именно так, без использования гвоздей, казнили и Иисуса. Но предание сохранило раны от гвоздей, поэтому в христианской традиции фигурка Христа на латинском кресте изображалась с пригвожденными к кресту руками и ногами. Причем у православных ступни фигуры помещались рядом друг с другом, у католиков они были скрещенными.

Ирландская церковь соединила древний языческий крест в кольце с латинским. Равносторонний крест был характерен для христиан Греции (в Риме был популярен латинский).

Разные варианты греческого креста взяли на вооружение восточные церкви — грузинская (болнисский крест), сербская (сербский крест с четырьмя огнивами и балканский крест), коптская (коптский крест с тремя лучами на каждой стороне — они символизируют Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа). Равносторонними также являются многие кресты монашеских и рыцарско-монашеских орденов: восьмиконечный (с вырезами) мальтийский крест (крест ордена госпитальеров), тамплиерский крест с расширяющимися концами (крест ордена тамплиеров).

Разновидностью латинского креста является византийский — он лапчатый, нижняя часть, как у латинского, удлиненная. От него незначительно отличается черный тевтонский крест (крест Тевтонского ордена) — стороны имеют небольшие вырезы. У грузинского креста Святой Нины боковая перекладина изображается скошенной от центра вниз. А францисканцы взяли своим символом тау-крест, то есть крест, не имеющий верхнего выступа, крест в форме буквы «тау».

В православной церкви за основу был взят латинский крест, но с дополнениями: появились еще одна, меньшего размера, верхняя перекладина и косая нижняя. Верхняя символизировала табличку, прибитую к кресту Иисуса с надписью «Иисус Назаретянин, царь иудейский (ИНЦИ)», а нижняя — коромысло весов, или «мерило праведности».

Некоторые носильные православные кресты на сторонах имели трехлепестковые выпуклости, а справа и слева от основной перекладины находились буквы ИС и ХС — то есть Иисус Христос. Особую форму имел крест в православном древнем Новгороде — он напоминает по форме крест тамплиеров, но нижняя часть у него удлинена, а равновеликие стороны заключены в круг.

Существуют также кресты особой формы — крест Святого Петра и крест Святого Андрея. Эти формы связаны с тем, каким образом оба страдальца были распяты: Андрея казнили на косом кресте (в виде буквы X), Петра — на перевернутом (то есть вниз головой).

Андреевский крест стал символом моряков, а вот кресту Святого Петра повезло гораздо меньше — его своим символом избрали сатанисты.

Отрицающие святыню

Но некоторые христианские церкви и секты изображения креста не признают. Как и первые христиане, они тоже считают его орудием пытки и мученической смерти. Не приняли этого символа болгарские богомилы и средневековые катары (альбигойцы), которые отказывались надевать на шею такое нечестивое изображение.

Одной из причин церковных обвинений этих добрых христиан в ереси как раз и был отказ от почитания ими креста. Не признают креста также мормоны, иеговисты и молокане. У иеговистов претензии к священному христианскому символу особые: мало того что для них такое почитание равно идолопоклонству — они вообще не верят, что Иисус был распят на кресте.

По их мнению, во времена Римской империи преступников все же казнили на столбах. Сатанисты используют в своих ритуалах перевернутый крест и перевернутую фигурку Иисуса, но вместо почитания выказывают непочтение — плюют на крест, топчут его ногами, выкрикивают богохульства и совершают иные отвратительные для верующих действия.

Впрочем, для жителей Европы и Америки эпоха поголовной христианизации даром не прошла. Крест и сегодня является самым распространенным украшением, и его носят модницы и модники, не задумывающиеся ни на минуту о священном смысле этого символа.

Источник: https://mirchudes.net/facts/422-krest.html

В мире символов, знаков и эмблем: крест

Почему крест стал символом христианства

        Всем православным известно объяснение христианского креста, однако история самого символа намного древнее, она объединяет язычество и христианство, индуизм и верования древних майя

Крест- анк Тау- крест Коптский крест Греческий крест Свастика, саусвастика Христианские кресты Якорный крест Монограмма «хи-ро» Кельтский крест Кресты- обозначения святых Крест Голгофы Крест Папы Патриархальный крест, Русский крест (св.Лазаря) Крест в культуре майя XX век: Крест мира

Крест- анк

Наиболее древний — так называемый «крест Анк»: крест с петлей, изображения которого встречаются в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали этот символ ключом в загробный мир.

Если учесть, что жизнь «по ту сторону пирамиды» имела для египтян решающее значение и большая часть жизни «простого египетского фараона» была подчинена подготовке к смерти, то можно представить, какое значение имел в религии Древнего Египта крест Анк.

Он заключал в себе идею бессмертия, соединял два знака: крест, символ жизни, и круг — вечности. Анк также символизировал союз Исиды и Осириса, земли и неба, объединение мужского и женского начал, служил обозначением мудрости.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Чем отличается православный крест

Тау- крест

«Тау»-крест входит в «двойной» крест- анк и назван буквой греческого алфавита. Греки взяли букву из финикийского письма, где она выражала «знак». У египтян «тау» представлял плодородие и жизнь. В библейские времена «тау» стал символом конца света, т. к.

был последней буквой еврейского письма, считался «знаком Каина». В то же время он служил и эмблемой спасения израильтян, когда в Египте начали исполнять указ об избиении «всех перворожденных».

Во II веке богослов Тертуллиан скажет: «греческая буква «тау», а наша (латинская) «Т» есть образ креста».

Коптский крест

С III века, когда Египет провозгласил независимость, «дар Нила» становится ареной ожесточенной вражды между коптской и византийской церквами. Основным символом египетских христиан становится так называемый коптский крест. Четыре гвоздя в его изображении обозначают гвозди, которыми был распят Христос.

Греческий крест

А в Лации с древнейших времен было распространено поклонение неугасимому огню, который поддерживали девы-весталки, служительницы Немийского храма Дианы-Весты. Весталки носили на груди крест — символ животворного огня, неразрывно связанного с культом Весты. Вообще, крест как символ огненной первостихии известен не только в Древнем Риме.

Память о нем сохранилась и в русском языке. «Кресало», «кресать» — высекать огонь, «воскресение» — буквально, «возжигание огня». Такое значение нес крест самой простой формы (греческий), с равными концами.

Он символизировал также бога солнца, дождя; признавался символом и четырех стихий, образующих мир (огня, воды, воздуха и земли), и точкой соединения Неба и Земли: горизонтальная линия — линия Земли, а вертикальная — Неба.
        В 988 г.

Святой Владимир крестил Русь или, по крайней мере, объявил христианство государственной религией после счастливого возвращения из Херсонеса, где сам принял крещение. Известно, что первый крест на Руси (которым ее крестили) был простой греческой формы с буквами «a» и «w» с двух сторон, а все концы креста постепенно стали изображать утолщающимися к краям.

Свастика и саусвастика

Подобным значением обладает и свастика, символы которой найдены на всех обитаемых континентах. Обычно ее рассматривают как солнечное колесо, символ вращения вокруг неподвижного центра, порождающего жизнь. Китайцы знак свастики (Лэй-Вэн, или «печать сердца Будды») связывали с бесконечностью: она символизировала число десять тысяч.

«Su asti!», или «Будь благим!», — таков перевод «свастики» с санскрита.
        Однако наряду со свастикой существовала и саусвастика, и если у первой концы были загнуты по часовой стрелке, то у второй — против. Соответственно, и значение было противоположным: саусвастика означала разрушение и смерть. С течением времени их начали путать.

Так, масоны придавали свастике значение зла, а в ХХ веке она стала символом нацизма и сохранила такую интерпретацию вплоть до сего дня в крайне радикальных молодежных движениях, в т. ч. в России.

Интересно, что свастика объединила в себе обозначения богов как западных культур, так и восточных: изображала Зевса, Гелиоса, была одним из первых изображений Христа, а также богов Брахмы, Шивы, Вишну, Индру и многих других.

Христианские кресты

        В христианской традиции в течение нескольких веков после распятия Христа его изображение на кресте не помещали. Соответственно, существовали другие варианты креста, сейчас малоиспользуемые или практически забытые.

Якорный крест

Один из них — якорный крест, его изображения встречаются на стенах катакомб ранних христиан. В нем соединились два символа: крест и полумесяц, что аллегорически отражает сюжет рождения Христа из тела Марии, — эмблемой Марии считают полумесяц (одновременно символ надежности и устойчивости). Якорный крест понимали и как сочетание водной и огненной стихий, из синтеза которых, согласно многим традиционным учениям, возник мир.

Монограмма «хи-ро»

Позднее, при императоре Константине, появилась еще одна эмблема Христа: известная монограмма, сочетающая в себе греческие буквы «хи» и «ро», первые буквы имени Христа. Ее тайно использовали христиане во времена гонений.

Когда Константин установил единоличную власть, монограмма приобрела значение победы и спасения и стала использоваться как знак Христа — после эдикта 312 г., провозгласившего христианство государственной религией. С такой трансформацией в истории связаны две легенды.

Согласно одной из них, Константин увидел монограмму в небе, по дороге в Рим к его соправителю и противнику Максентию, вместе с надписью «in hoc vinces» («с этим победишь») По другой версии, не менее удивительно появился крест: он предстал все тому же Константину в ночь перед боем во сне, и таинственный голос шепнул: «In hoc singo vinces» («только с этим победишь»). Эмблему «хи-ро» Константин поместил на своем штандарте вместо орла и победил (в 312 г., у моста Милвиана), став единодержавным императором.

Кельтский крест

С монограммой «хи-ро» связывают также появление кельтского креста, известного в Ирландии до VIII в. Круг в его изображении символизирует как солнце, так и вечность.

Кресты- обозначения святых

        Среди раннехристианских символов встречаются и обозначения различных святых. К примеру, крест св. Петра, известный с IV в., отражает историю святого, распятого в правление Нерона головой вниз. А вот, например, косой крест в зависимости от цвета символизирует различных святых: золотой — первого британского великомученика св. Албана, белый либо синий — св. Андрея, черный — св. Осмунда, красный — св. Патрика.

Крест Голгофы

Еще один символ — крест Голгофы. Три ступени, составляющие «Голгофу», отражают три христианских добродетели: высшую Веру, Надежду и Милосердие.

Крест Папы

В католических процессиях используют еще одно изображение креста: крест Папы. Три пересекающиеся линии символизируют власть и Древо жизни. А вот православной богослужебной традиции известен гамма-крест (гаммадион). Его можно видеть на одеждах православных священников, в нем заложена идея о Христе как о «краеугольном камне Церкви».

Патриархальный крест, Русский крест (крест св.Лазаря)

Символом православной церкви принято считать и патриархальный крест с двумя перекладинами, верхняя из которых представляет собой titulus, введенный Понтием Пилатом. Он очень схож с так называемым Русским крестом, или «крестом св. Лазаря», распространенным в восточном Средиземноморье, Восточной Европе и России.

Крест в культуре майя

        Однако оставим христианскую традицию и рассмотрим символику креста в других религиях.
        Так, среди богов, которым поклонялись древние майя, присутствует и бог Солнца (Ах Кин или Кинич Ахав — Господин лицо или Солнечный Глаз), символ которого — четырехлепестковый цветок.

В Паленке есть «Храм Креста» и «Храм Лиственного Креста». Значит, в V-VIII в.

совсем в другом уголке мира, даже на другом континенте — в Южной Америке, на территории современной Мексики — люди тоже поклонялись кресту как символу Солнца в то время, как в Европе уже давно существовал христианский мир!

XX век: Крест мира

В ХХ веке крест приобрел еще одно значение. В 1958 г. Джеральд Холтом разработан для Движения за ядерное разоружение «крест мира», соединивший в круге N (nuclear — «ядерный») и D (disarmament — «разоружение»). Значит, и сегодня форма креста остается актуальной, древний символ обретает все новые значения.

        Так что же такое крест? В разных религиозных и дорелигиозных системах крест часто принимал похожие значения. У древних крест — это огонь, солнце, бесконечность, Космос. Позднее он стал уже символом богов, причем как у народов, находящихся на ранних стадиях общественного развития, так и в современных религиях, в том числе мировых. Так, может быть, в кресте все-таки заложена определенная информация от Совершенного Разума или, говоря словами Владимира Соловьева, Мировой Души?

Источник: http://www.symbolsworld.narod.ru/Krest.html

Крест в христианстве

Почему крест стал символом христианства

Крест в христианстве — объект религиозного почитания в большинстве христианских конфессий.

Происхождение культа

Возникновение в христианстве культа креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по приговору Понтия Пилата.

Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии).

Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён императора Нерона, также были казнены таким образом. В частности, как сообщает предание, апостол Пётр пожелал быть распятым головой вниз, считая себя недостойным принять ту же смерть, что и Иисус.

До 4 в. и правления Константина Великого христиане удерживались от изображения креста.

У христианского креста существует немало вариаций. Английское слово «cross» происходит от латинского «crux», означающего «дерево, виселица или другие деревянные орудия казни». Соответствующий глагол «cruciare» означает «пытать, мучать».

Отец Александр Мень указывает на пророческое использование образа креста в Ветхом Завете через знак «тав»:

«В книге пророка Иезекииля говорится Ангел ставит печать «тав» на челах людей. И вот тут удивительное, таинственное совпадение преобразований. В современном еврейском квадратном шрифте буква «тав» напоминает русское «п», но в древних алфавитах, в древнем ханаанском и в финикийском, буква «тав» выглядела как крест, — либо как крест св. Андрея (см. некоторые надписи X века до н. э.), либо просто как крест, как во всех финикийских надписях.

У древних христиан, очевидно, это и стало первым знаком осенения себя крестным знамением и осенения верующего во время крещения святой водой, то есть это было знаком Христа, и мало кем замечено, чем был этот удивительный прообраз у пророка Иезекииля. Здесь — тот же самый символ. Среди бури и смятений мира избирается малое стадо, и на них печать. В данном случае это печать крещения, и не просто печать крещения, но печать следования за Агнцем.

Александр Мень. Комментарий на Откровение Иоанна Богослова»

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что в Новом Завете

Почитание креста не прекратилось даже в период византийского иконоборчества. Напротив, он стал основным символ украшения храмов, а Седьмой Вселенский собор основывает на его почитании свой оросс об иконопочитании.

В православной церкви

В православии наиболее распространена восьмиконечная форма креста с верхней и нижней перекладинами. На древних иконах также встречается изображение семиконечного креста, в котором столб не выходит за верхнюю перекладину.

  • верхняя над основной горизонтальной перекладиной символизирует табличку на кресте Христа с надписью INRI (либо ІНЦІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»).
  • нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

В православной аскетике есть такое понятие, как «несение своего креста», то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина, основанное на словах Иисуса Христа: «Кто не возьмет креста своего тот недостоин Меня» (Мф.16:24)

М.: Языки славянских культур, 2006

Крест с полумесяцем представляет собой одну из древнейших форм креста на русских храмах. Другой распространенной формой русского купольного креста является так называемый восьмиконечный крест, т. е.

крест, максимально приближенный к изображению Распятия (с верхней перекладиной, символически представляющей таблицу с надписью над головой Христа, и косой нижней перекладиной, обозначающей подножие).

Обе формы имеют канонический характер, но при этом купольный крест с полумесяцем является более старой, а восьмиконечный крест — относительно более новой формой.

Форма купольного креста явилась предметом специального постановления Стоглавого собора 1551 г., на рассмотрение которого был вынесен вопрос: «На святых церквах ставят кресты по древнему закону. Нынѣ убо вдружен крест животворящий на соборной церкви Пречистыа Богородици честнаго и славнаго ея Успения на новопозлащенном версѣ, якоже есть в церквах воздвизальный крест, имже благословляють.

И о том разсудити и уложити на святомъ соборѣ, которым образом вперед ставити кресты на церквах, и о тѣх крестѣх, которые стоят на церквах, достоит поразсудити» (глава 41, вопрос 8). Определено было впредь ставить кресты по образцу креста на московском Успенском кафедральном соборе.

Этот крест, который уподобляется по форме «воздвизальному» кресту, употребляемому при богослужении на утрене Воздвижения, — восьмиконечный; надо полагать, что «воздвизальный» крест соответствовал по форме кресту, который изображается на иконах Воздвижения (где обычно представлен именно восьмиконечный крест). Как видим, восьмиконечный крест на куполе Успенской церкви в Московском Кремле, поставленный непосредственно перед Стоглавым собором (в 1550 г.

), представлял собой новое для того времени явление; при этом отмечалось, что ранее кресты ставились «по древнему закону», — вполне вероятно, что при этом могли иметься в виду кресты с полумесяцем (хотя, может быть, и не только они).

Постановив впредь ставить на церквах восьмиконечные кресты. Стоглавый собор не вынес решения о замене старых крестов, поставленных «по древнему закону»; несомненно во всяком случае, что кресты с полумесяцем продолжали существовать и после собора, т. е.

оба интересующих нас типа купольного креста — восьмиконечный и с полумесяцем — сосуществовали друг с другом . Положение меняется после раскола русской церкви в середине XVII в.

: как известно, одним из моментов полемики старообрядцев и новообрядцев был вообще вопрос о форме креста, а именно, старообрядцы могли признавать лишь восьмиконечный крест, отказываясь почитать крест четырехконечный.

Отсюда восьмиконечный крест стал восприниматься как типичный старообрядческий; в результате в новообрядческих церквах получает широкое распространение купольный крест с полумесяцем, тогда как в старообрядческих церквах мы встречаем обычно восьмиконечный крест. Это, в свою очередь, способствует мнению, что крест с полумесяцем представляет собой относительно новое явление

Отрицательное отношение к поклонению крестам

В комментарии к переводу Библии, изданном Оксфордским университетом в 1885 году, говорится: «Гомер употребляет слово ставрос для обыкновенного кола, столба или бревна. И в этом значении употребляется это слово во всей классической литературе. Оно никогда не обозначает два бревна, прикреплённых друг к другу под каким-либо углом, но оно всегда обозначает одно отдельное бревно В греческом тексте НЗ нет никаких указаний на то, что это были два бревна».

Наиболее известны своим отрицательным отношением к поклонению крестам следующие религиозные течения:

  1. Катары
  2. Толстовцы
  3. Богомилы
  4. Молокане
  5. Свидетели Иеговы (с 1936 года)
  6. Мормоны

Свидетели Иеговы в качестве формы орудия казни Иисуса Христа называют вертикальный столб. Они считают поклонение кресту, как и другим изображениям, идолопоклонством и полагают, что Библия осуждает почитание любых языческих символов (2 Коринфянам 6:14—18; Исход 20:4, 5; 1 Коринфянам 10:14).

Ответы на критику

Критика доводов, приводимых сторонниками того, что Христос был распят на столбе, основывается на различии древнегреческого и греческого языка первого века. Так кандидат философских наук, иеромонах Иов (Гумеров) отвечает на филологические доводы следующее:

«Приведённая аргументация является обычным софизмом. В основе его лежит грубое логическое нарушение: подмена термина. Делается утверждение о классическом греческом языке, а затем рассматривается язык апостольского века. Классическим греческий язык был до IV в. до Р. Х.

После завоеваний Александра Македонского начинается эпоха эллинизма, для культуры которой характерен синтез греческой и местных восточных культур (IV—II вв. до Р. Х.). В 146 г. до Р. Х. Рим разгромил Ахейский союз и установил господство над всей Грецией. Во II в. до Р. Х.

римляне переняли у карфагенян самый жестокий вид казни — распятие. Орудие это получило название crux, crucis».

Слово [ставрос] имеет все же два смысла — столб и крест. Хоть в оригинале Библии и используется слово [ставрос], но оно использутся в смысле — крест. Для обозначения столба в Библии есть другое слово — [стьюлос].

По мнению сторонников богословского взгляда, утверждение про «столб» опровергается библейским текстом. В Новом Завете это слово используется исключительно для обозначения орудия казни Христа и никогда в отношении чего бы то ни было иного. Слово же «столб» (столп) в греческом Новом Завете обозначено как (1Тим.3:15; Гал.2:9; Откр.3:12; Откр.10:1), что, собственно, и обозначает «столб», либо как (Деян.5:30; Деян.10:39; 1Петр.2:24) «столб, бревно, полено».

Крест в христианском искусстве

  • Распятие (декоративно-прикладное искусство)
  • Распятие Христово — казнь Иисуса, её изображение в прикладном и изобразительном искусстве.

Алтарный крест

Напрестольный крест

Источник: http://www.baget1.ru/Cross/Christian-cross.php

Православный крест. История, особенности, отличия от католического

Православные и католики изображают Спасителя на кресте по-разному. Почему так получилось? Какой смысл вкладывает каждая из церквей в главный христианский символ? Как православному человеку относиться к кресту, который не соответствует православной традиции? Постараемся ответить.

статьей с друзьями:

История креста

Ещё до появления христианства крест, как магический знак, широко использовался у языческих народов. В Египте почитание креста датируется XV веком до Р.Х. Интересно, что крест у египтян был заключён в кольцо и назывался Анх.

Египтяне верили, что он является символом жизни и богов и рисовали его на мумиях. Традиция почитания креста такой формы распространилась на следующие цивилизации — Вавилон и его колонию Ассирию. Позже аналогичный крест стал символом масонов.

См. также: Книги о масонах и Конце света. Польза или вред?

Археологические находки подтверждают, что в дохристианские времена крестом в религиозных целях пользовались и на более далёких материках — Северной и Южной Америках, Азии. В Индии крест изображали на руках бога Кришны. В Перу считалось, что крест изгоняет злых духов.

Поэтому христианские философы первых веков Тертуллиан и Минуций Феликс в своих трудах указывали, что крест был известен языческим народам и почитался ими.

В то же время, в Римской империи крест считался орудием казни. В единственной на то время монотеистической религии — иудаизме — крест вообще не упоминался. Хотя прообразы креста мы видим во многих местах Ветхого Завета.

Согласно Ветхому Завету, Моисей наслал на израильтян ядовитых змей за то, что те роптали на него. Когда израильтяне раскаялись и взмолили о пощаде, Моисей, чтобы отогнать настоящих змей установил на Т-образный шест медного змея. Такой медный змей по преданию обладал целительной силой

Тем не менее, принять, что долгожданный Мессия умрёт на кресте, иудеям было дико. На это указывает Апостол Павел в словах: «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:23).

Поклонение кресту у христиан известно с конца II века. Из языческих источников мы знаем, что христиан тогда называли crucis religiosi или крестопоклонниками. Подобный эпитет не отвергался христианскими апологетами и отцами Церкви.

В первые века христианства Церковь не устанавливала какую-либо обязательную форму изображения креста. Его рисовали в свободной форме, что подтверждают современные археологические исследования. Главное, чтобы изображение хотя бы отдалённо напоминало крест.

Период до Вселенских соборов характеризуется монограммным начертанием креста как имени Христова. В настоящее время украшения в виде имени Христова можно часто встретить в православных магазинах и свечных лавках.

Основными элементами такой монограммы являются буквы «Х» и «Р». Буква «Х» обозначает имя Христос. В ней христиане первых веков выражали свою веру и всю сущность христианства. Монограмма имени Христа с буквой «Х» была так популярна, что римские императоры — гонители христиан — обозначали борьбу с христианством, как борьбу против Х.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое храмовая икона

В 355 году в монограмме имени Христова появляется символ «Р», который обозначает вторую букву в имени Христа. Со второй половины IV века данный символ становится основным в христианстве. В первые века в христианстве изображение креста как такового, ещё не утвердилось. Это связано с многочисленными гонениями на Церковь.

Известно изображение креста, которое начертано на лабаруме Константина Великого. Именно под этим знамением войска Константина одержали победу после явления креста на небе.

Видно, что христианский характер этому знамени придавал не сам крест, а монограмма имени Христова. В дальнейшем император продолжил использовать данное изображение в качестве своего флага.

Лишь со второй половины IV века символические формы начертания креста в виде монограммы имени Сына Божия начинают уступать место собственному изображению креста. Во время правления императора Феодосия христианство окончательно торжествует над язычеством. Изображения креста начинают открыто появляться во всех сферах жизни римлян — в Церкви, в государственной атрибутике, в быту. Как замечал святитель Иоанн Златоуст: «Крест находится повсюду».

Формы креста

Принято выделять три основных вида христианского креста: crux commissa, crux immissa и crux decussata.

Crux commissa или patibulata — древнейшая форма христианского креста. Тау-крест состоит из двух брусьев таким образом, что они составляют собою фигуру греческой буквы Т. Данная форма креста появилась из-за мнения, что именно на таком кресте был распят Иисус Христос. Известный отец Церкви Тертуллиан свидетельствует, что «греческая буква ταῦ есть образ креста».

Crux immissa или capitata — четырехконечный крест, в котором две его балки пересекаются под прямым углом. Данная форма креста в свою очередь делится на греческую или квадратную и на латинскую, у которой вертикальная линия креста намного длиннее горизонтальной.

С V века изображение вида crux immissa становится общеупотребительным.

Crux decussata — косой, или по-нашему Андреевский крест является третьей древней формой креста. Он представляет собой крест в виде буквы X. Кроме привычного нам названия, в Западной церкви его нередко именуют бургундским. Crux decussata не является крестом в строгом смысле этого слова, но сочетает в себе древнюю традицию монограммного написания имени Христова. Греческая буква X представляет собой Христа, так как этой буквой начинается Его имя — Χριστός.

Отличие православного и католического креста

В православии традиционно почитается восьмиконечный крест. Такой крест соответствует форме креста, на котором был распят Господь Иисус Христос.

По свидетельству святых Иринея Лионского и Иустина Философа: «Когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия.

Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе».

Как мы знаем из Евангелия, именно после распятия Христа Пилат распорядился написать надпись и поставить её на кресте. Об этом свидетельствует апостол Матфей, который указывает, что «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27, 37).

Мариотто ди Нардо, Италия XV век. Иисус Христос традиционно для католиков изображен страдающим на кресте с терновым венцом

В этом мы видим принципиальное отличие между почитанием креста православными и католиками. Почитание четырёхконечного креста римской церковью акцентирует внимание на страданиях и смерти Господа. Православный крест ставит во главу угла почитание воскресшего и торжествующего Бога-Слова.

Интересно, что до IX века включительно Иисус Христос изображался на кресте исключительно воскресшим и торжествующим. А вот с X века на Западе стали появляться изображения страдающего и даже мертвого Господа.

Это связано с отходом римской церкви от истинного христианского вероучения в 1054 году.

С течением времени новшества католиков на кресте-распятии усугублялись. Так, после раскола изображение Бога-Слова на кресте-распятии римская церковь рисовала с тремя гвоздями. А во второй половине XIII века католики продолжили свои эксперименты, изображая Спасителя со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем.

См. также: Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах?

Кроме того, в католицизме Христос часто изображается с сжатыми кулаками, а в Православии — с раскрытыми ладонями, в которые принимает весь мир, беря на себя грехи каждого из нас.

Василий Петрович Верещагин «Распятие». Храм Христа Спасителя, Москва

Сейчас в православных магазинах и свечных лавках продаются различные формы креста. Пугаться не нужно. Вряд ли в Церкви можно найти что-либо «еретическое». Крест сам по себе освящён пребыванием на нём Господа Иисуса Христа.

Формы креста отражают исторические эпохи, развитие культуры и традиции местности, где зародилось то или иное изображение. Иногда, например, встречаются в православных лавках кресты, где у Спасителя ноги скрещены.

Хотя считается, что ноги Сына Божия должны располагаться рядом друг с другом.

Насельник Сретенского монастыря священник Афанасий Гумеров на вопрос, как должны быть расположены ноги Христа на креcте отвечает, что в таких случаях речь идет о разных иконографических традициях, которые не имеют отношения с богословскими догматическими суждениями.

Священник Афанасий Гумеров:

«В католических храмах Рима встречаются Кресты-Распятия, выполненные как в католической, так и в православной традициях. Наше отношение к искупительному подвигу Спасителя совершенно не зависит от решения этого вопроса»

К сожалению, из-за незнания истории, культуры и эпохи, в которой зародилось то или иное изображение современные «ревнители православия» могут называть исконно христианские древние символы сатанинскими.

Для православных католики являются отступниками не из-за того, что они изображают Христа по-другому, а из-за отречения Латинской церкви от канонов единой Христианской церкви.

Подробнее о расколе изложено в книге Патриарха Фотия «Антилатинские сочинения».

Константин Бернатович

См. также:

Самые известные иконы Крещения Господня

Виды православных четок. Как выбрать, как молиться по четкам

Когда икон слишком много. Что советуют духовные отцы о количестве икон в доме

Источник: https://zyorna.ru/news/publications/pravoslavnyj-krest-istorija-osobennosti-otlichija-ot-katolicheskogo.html

Символ любви Бога к человеку

С первых веков христианства каждый верующий носит на груди крест, который впервые надевается на него при крещении. «Крест — хранитель всей вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва», — говорится в церковной гимнографии. В чем смысл ношения нательного креста? Можно ли его снимать в определенных жизненных ситуациях? Как правильно носить крест? Ответы на эти вопросы хочет знать каждый верующий.

Для православного христианина ношение креста является большой честью и ответственностью. По принятии крещения человек начинает именоваться христианином, то есть тем, кто готов своей жизнью засвидетельствовать верность Богу. Именно об этом нам постоянно напоминает крест на нашей груди.

Святая Православная Церковь неоднократно напоминает о том, что крест — это святыня, свидетельствующая о любви Божией к нам, потому что на нем было совершено спасение людей. Христианин обязан иметь памятование о Боге, ибо сказано: «Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего» (Втор. 6, 5).

Смысл ношения креста раскрыт в словах апостола Павла: «Я сораспялся Христу» (Гал. 2:19). Христиане, осознанно носящие нательный крест — символ веры и знак принадлежности к Церкви Христовой, являют этим свою бессловесную молитву Богу, памятуя тем и о своей причастности к смерти Христа, и выражая надежду на воскресение к новой жизни.

Ношение нательного креста

Благоговейное отношение к нательному кресту побуждает верующего человека не снимать его с тела без серьезной надобности. В народе говорили: «Кто с крестом, тот со Христом».

Русские старцы также советуют верующим всегда носить нательный крест. «Христианин без креста, — писал старец Савва, — это воин без оружия, и враг может легко одолеть его». Издревле на Руси неношение или снятие с себя креста считалось богоотступничеством. Апостол Павел говорил: «Верно слово: если отречемся от Него, и Он отречется от нас» (2 Тим. 2:11-12). За двухтысячелетнюю историю христианства многие православные верующие пострадали за отказ снять с себя нательный крест.

В наше время перед верующими людьми встает вопрос: стоит ли снимать нательный крест в спортивных залах и досуговых комплексах? Детей, посещающих спортивные секции, заставляют снимать крестики в целях безопасности. Такая же ситуация и во многих медучреждениях, в том числе и в детских поликлиниках, где «компетентные» советчики — врачи и медсестры — убеждают молодых мам снять с ребенка крестик, который может пережать дыхательные пути, натереть кожу и так далее.

На самом деле  подобных случаев еще было. Все это — напрасные опасения и предрассудки. Но если под давлением обстоятельств верующему все же пришлось снять с себя нательный крест, то ему нужно стараться, чтобы искание постоянной памяти Божией не прервалось. Он должен мысленно молиться, если есть такая возможность, а крестик положить в нагрудный карман.

При этом нужно помнить, что вынужденное снятие креста нисколько не умаляет праведности верующего, и, следовательно, не является грехом.

Спаси и сохрани

Ношение нательного креста, прежде всего, является проявлением личного благочестия. Ношение крестика стало нормой христианской жизни, но, к сожалению, многие верующие стали считать его своего рода амулетом, который помогает человеку, независимо от степени его веры и нравственности.

На самом же деле нательный крест не помогает человеку, если тот осознанно не исповедует христианство.

Господь не обещает защиты от житейских бед и неурядиц, но обещает сохранить нас от греха, которым враг рода человеческого губит наши души. «Спаси и сохрани» — это наше обращение наше к Богу. Мы просим Господа помочь нам приобщиться к благодатной вечности, к которой мы идем всю свою жизнь, полную искушений.

Поэтому Крест — это не просто память о крещении. Это не талисман и не реликвия, но святыня, через которую Бог подает верующему человеку, ведущему правильную духовную жизнь, Свою благодать, утешение и поддержку.

Неслучайно русский народ сложил мудрую пословицу: «Не мы крест носим, а он нас носит».

Являясь видимой святыней, нательный крест призван свидетельствовать о нашей вере во Христа, о нашей готовности жертвенно любить и прощать людей, жить согласно вечным и истинным евангельским заповедям.

Источник: https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/default.asp?id=68518

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
Какой национальности имя Маргарита

Закрыть