Кто утвердил патриаршество на Руси

Иеремия ii

Кто утвердил патриаршество на Руси

[Транос; греч. ῾Ιερεμίας Τρανός] (между 1530 и 1536, Анхиал, ныне Поморие, Болгария — 1596, К-поль), патриарх К-польский (5 мая 1572 — 29 нояб. 1579, 13 авг. 1580 — 22 февр. 1584, 19 апр. 1587 — сент. 1595), один из участников учреждения Патриаршества на Руси.

Основными источниками сведений о жизни И. являются «Турецкий дневник» Стефана Герлаха (Gerlach. 1674), капеллана посольства имп. Свящ. Римской империи Максимилиана II Габсбурга к Высокой Порте во главе с Давидом фон Унгнадом (1573-1578); записки З. Швайггера (Schweigger. 1608), сменившего Герлаха в К-поле; дневник проф. Тюбингенского университета М. Крузия (неизд. часть), другие дневники, воспоминания, посольские реляции и письма того времени.

Среди эпистолярных источников следует выделить переписку И. с православными иерархами и зап. лютеранскими учеными и богословами, а также переписку Крузия с И. и отцом и сыном Зигомалами. Среди греч. корреспондентов И. были Гавриил Севир, Александрийский патриарх Мелетий I Пигас, Максим Маргуний. Сведения об И. также содержатся в «Политической истории Константинополя», к-рая была опубликована Крузием вместе с «Патриаршей историей» (новогреч.

перевод Мануила Малакса соч. «О патриархах Константинопольских» Дамаскина Студита). К главным источникам о визите И. в Москву и об учреждении им Патриаршества на Руси относятся помимо офиц. греч. грамот рус. записи в Греческой посольской книге (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Кн. 3; Посольская книга. 1988), а также ст. «О пришествии на Москву антиохийского патриарха Иоакима и Иеремии патриарха Царяграда» в сб. ГИМ. Син. № 703 (2-я пол. XVII в.).

Важным источником являются грамоты И.

Происхождение

И. род. в знатной семье, связанной с родом Кантакузинов. Воспитывался в небольшом мон-ре Иоанна Крестителя на Чёрном м., близ Созополя, где, вероятно, и принял монашество. Учился у Иерофея, митр. Монемвасийского, Арсения, митр. Тырновского, и Дамаскина Студита, одного из самых ярких филологов и проповедников той эпохи. С юных лет И. отличала любовь к просвещению.

В период Патриаршества он основал в К-поле изд-во. Митр. Иерофей Монемвасийский, сопровождавший И. в путешествии на Русь, называет его «мудрым» (σοφός) и характеризует как знатока канонического права. Однако в хронике Псевдо-Дорофея Монемвасийского И.

именуется «малограмотным и необразованным» (ἀγράμματος, ἄπειρος παιδεύσεως), хотя не исключено, что такое определение принадлежит к числу ошибок и искажений, нередко встречающихся в этом сочинении (см.: Лебедева И. Н. Поздние греч. хроники и их рус. и вост. переводы. Л., 1968. (ППС; 18)). Уже будучи первосвятителем, И.

продолжил образование в патриаршей школе в К-поле, изучая диалектику, риторику и этику под рук. Иоанна Зигомалы, а также сочинения классических авторов с его сыном Феодосием. В течение всей жизни И. продолжал изучать богословие, философию, историю Церкви и др. науки.

Ок. 1568 г. И. был избран митрополитом Ларисы. В период его епископства в г. Трикала (Фессалия) была основана школа, где преподавали грамматику, лит-ру и риторику. Здесь учился буд. архиеп. Арсений Элассонский, к-рому И. покровительствовал.

Патриаршество

В мае 1572 г. И. сменил на Патриаршем престоле Митрофана III, обвиненного в симпатиях к Риму. Избранию И. способствовала протекция его родственника и земляка Михаила Кантакузина, весьма богатого человека, пользовавшегося покровительством великого везира Мехмед-паши Соколлу. И. сразу проявил себя как активный церковный деятель и реформатор. Одним из первых его шагов в качестве первоиерарха было принятие решительных мер по борьбе с симонией. И.

занялся реставрацией зданий патриаршего собора (ц. Богородицы Паммакаристос (Всеблаженной)) и патриаршей резиденции, совершил неск. поездок по территории Греции с целью укрепления контроля над иерархией и восстановления церковной дисциплины.

В это время К-польский Патриархат испытывал серьезные финансовые затруднения из-за возраставших требований оттоманского фиска, а также из-за того, что значительное число церковных налогов не поступало в казну Патриархии, оседая в епархиях.

Источник: http://www.pravenc.ru/text/293660.html

«Возникновение русского мира»: как было учреждено патриаршество в России

Кто утвердил патриаршество на Руси

2 февраля 1589 года константинопольский патриарх Иеремия II нарёк митрополита Иова Патриархом Московским и всея Руси. Так де-юре завершился шестивековой путь к духовной самостоятельности Русской православной церкви. Историки отмечают, что принятие решения об учреждении нового патриаршества во второй половине XVI столетия было закономерным: в то время Москва, где на царство венчались свои правители, уже была признана духовной наследницей Византии.

Христианство на землях Руси начало распространяться задолго до её официального крещения князем Владимиром. Жители одной из величайших христианских держав того времени — Византийской империи — проникали вглубь Восточной Европы с торговыми или духовными миссиями, постепенно обращая в свою веру местное население. По мнению ряда историков, массовое крещение русских могли провести братья-проповедники Кирилл и Мефодий в ходе своего путешествия в соседнюю Хазарию в 860—861 годах.

В 954 или 957 году крещение во время своего визита в Константинополь приняла киевская великая княгиня Ольга. Её сын Святослав взглядов матери не разделял, в отличие от внука Владимира: по легенде, пообщавшись с иудеями, мусульманами и христианами западного обряда, киевский князь по разным причинам отверг их религии. И только христианство восточного обряда нашло отклик в его душе. В 987 или 988 году он крестился в Херсонесе Таврическом, после чего состоялось крещение всей Руси.

Христианство на Руси

Русская церковь долгое время являлась одной из митрополий Константинопольского патриархата.

После того как на Руси начался период феодальной раздробленности, а население Среднего Поднепровья стало массово мигрировать на территорию современной России, князь Андрей Боголюбский обратился к Константинополю с просьбой учредить для Северо-Восточной Руси отдельную митрополию.

Однако патриарх Лука Хрисоверг данную просьбу отверг, а киевский митрополит стал именоваться с этого момента митрополитом всея Руси. Первым митрополитом Киевским славянского происхождения стал Иларион в 1051 году.

  • И. Акимов. Крещение княгини Ольги в Константинополе
  • Государственный Русский музей
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько книг входит в Евангелие

В XII—XIII веках экономический, политический и военный центр русских земель сместился на северо-восток, а позиции Киева ослабли. Решающим ударом по бывшей столице Руси стало монгольское нашествие 1240 года. В результате полного упадка Киева митрополит Максим в 1299 году перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. А с 1325-го местопребыванием митрополитов Киевских и всея Руси стала Москва, превратившаяся в мощный политико-экономический центр восточнославянских земель.

Последним митрополитом Киевским и всея Руси с резиденцией в Москве, назначенным из Константинополя, стал в 1437 году Исидор. По мнению историков, данное назначение должно было обеспечить поддержку со стороны митрополии проведению Флорентийского собора. Надежды Константинополя и Рима Исидор оправдал, подписав в 1439 году Соборное определение об унии, согласно которому православная церковь должна была принять все догматы церкви римской.

Однако уния потерпела крах — как в Константинополе, так и в Москве — ввиду полного отторжения со стороны населения. И если в находящемся на грани полного упадка Константинополе уния некоторое время формально соблюдалась из-за позиции императора и патриарха, то в Москве она не была воспринята ни народом, ни властью.

Духовная самостоятельность

За свои заслуги перед папой Исидор в 1439 году был возведён в сан кардинала римской церкви с титулом Санти-Марчеллино-и-Пьетро и присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции). Прибыв в 1441 году в Москву, Исидор попытался присоединить русскую церковь к католической.

Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе он помянул Папу Римского и прочёл с амвона Соборное определение Ферраро-Флорентийского собора. Это вызвало возмущение как у обычных прихожан, так и у российских властей. Через три дня Исидор был арестован и заточён в Чудов монастырь. Но бежал оттуда в Тверь, откуда через Литву попал в Византию и Рим.

В дальнейшем он занимал различные должности в католической церкви.

  • К. Лебедев. Крещение киевлян
  • Wikimedia commons

На Соборе епископов Восточной Руси Исидора осудили как отступника и отвергли унию. Московский собор 1448 года поставил на Русскую митрополию епископа Рязанского Иону. Это решение не согласовывалось с Константинополем, где на тот момент у власти ещё находились униаты. Русская церковь фактически стала автокефальной. Её отношения с Константинополем были восстановлены через несколько лет, когда Византия пала под ударами турок, а унию ликвидировали.

«Флорентийская уния подтолкнула Россию к религиозной самостоятельности», — отметил в беседе с RT религиовед и историк Роман Багдасаров.

Начиная с правления великого князя Ивана III, женатого на византийской принцессе Софье Палеолог, в России начала формироваться особая идеология, согласно которой после падения Константинополя Москва становилась новым оплотом вселенского православия. В России заговорили о перспективе учреждения отдельного патриаршества.

«С венчанием Ивана IV на царство это событие стало неизбежным. Московское царство представило себя как законного наследника Второго Рима — Византии, где была так называемая симфония властей — светской и церковной. Одним из условий этой гармонии было соответствие сана патриарха высоте царского сана», — рассказал RT кандидат исторических наук, доцент МГПУ, писатель Игорь Андреев.

«Между тем Москва, которой был нужен свой патриарх, продолжала находиться в статусе митрополии в составе Константинопольской патриархии. При этом Россия оставалась единственным сохранившимся православным царством в окружении иноверческих государств, что делало её центром православного мира», — добавил историк.

В 1588 году в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II. После долгих переговоров с российскими властями он согласился учредить в России патриаршество и наречь патриархом митрополита Московского Иова, сподвижника Бориса Годунова.

Наречение состоялось 2 февраля 1589 года. Три дня спустя константинопольский патриарх Иеремия II совершил интронизацию первого русского патриарха.

А перед тем как покинуть Москву, Иеремия II оставил в России Уложенную грамоту, подтверждавшую факт учреждения патриаршества в России.

  • Грамота об учреждении патриаршества в России
  • xpam-xpicta.ru

На соборе 1593 года в Константинополе Иеремия II, а также патриарх Александрийский Мелетий Пигас, патриарх Антиохийский Иоаким и патриарх Иерусалимский Софроний официально утвердили введение патриаршества в Москве.

Большинство епископских кафедр при Иове были повышены в ранге, появлялись новые. Патриарх возвёл в сан четырёх митрополитов. При нём проводилась активная миссионерская деятельность.

Тяжёлым испытанием для русской церкви стала Смута, а также попытки Речи Посполитой совместно с Папой Римским создать Русскую униатскую церковь. Однако все эти трудности в XVII веке были преодолены.

«Сказать с уверенностью, почему патриаршество было учреждено именно в 1589 году, сложно. Этому поспособствовал целый ряд факторов. Ранее до этого руки не доходили из-за бесконечных войн, и только при царе Фёдоре подвернулся удобный случай, когда в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II», — рассказал Андреев.

«Конкретная дата стала во многом делом случая, дополненного усилиями царского шурина Бориса Годунова, который выступал за возвышение статуса царской власти и московской церкви», — добавил он.

По словам Романа Багдасарова, процесс обретения автономии русской церковью был долгим, а события второй половины XVI века сыграли важную роль в истории.

«Фактически в 1589 году произошло возникновение того, что мы сегодня определяем как русский мир», — подытожил Багдасаров.

Источник: https://russian.rt.com/science/article/598763-istoriya-obrazovanie-moskovskogo-patriarshestva

Ленин воссоздал патриаршество на руси — rif — конт

Кто утвердил патриаршество на Руси

ЛЕНИН ВОССОЗДАЛ ПАТРИАРШЕСТВО НА РУСИ

После смерти в 1721 году последнего патриарха всея Руси Адриана Пётр I навсегда ликвидировал институт патриаршества. Этот запрет утвердили и последняя оккупациионная династия Готторп («Романовы»), и Временное Правительство. В 1918 году, когда Германия и Украина пошли войной на Русь, правительство Республики переехало из Петрограда в Москву, в Кремль.

Владимир Ильич Ленин, в юности активный член и певчий «Православного Общества» в Самаре, внял нуждам русского православного народа и предоставил Кремль и московские храмы для проведения и завершения работы Поместного собора «Русской Кафолической Церкви Православного исповедания». По благодатному завершению оного В.И.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Чем отличается Библии

Ленин одобрил избрание новооглашенного патриарха всея Руси и благословил его Святейшество Тихона (Белавина) на духовное царствие над людом православным. Советская власть осуществила 300-летнюю мечту русских православных.

К читателям (В силу религиозных взглядов автора мы не используем приставку «бес-», так как это есть одно из имен «врага рода человеческого». Вместо этого будет стоять «без-».)

О фундаментальном сомнении, или так есть ли база у религии? Есть ли все же Бог?

I

Церковь — это архаика, место которой в той сфере, где есть цыгане, футбол, несчастные, вечно тупые русские бабульки, вообще русские верующие, балалайки, Кадышева и Якубович, Гагарин и водка, русские вши, русские мусора, пивко и Жириновский, Миша Круг, вобла, Витя Квадрат и Сванидзе с Зюгановым, патриотизм.

Если нет Боженьки и церкви-матушки, то тут же исчезает вышестоящий над нами духовный начальник, а каждый из нас превращается в высшее звено развития окружающего мира. Мы и есть мерило всех вещей. Мы обретём абсолютную духовную свободу. Мы сами можем формулировать критерий социального счастья и автоматически обретаем право свергать негармоничный порядок вещей. Мы обретаем право на революцию, так как социальной эволюции нет и не было.

Мир был всегда таким, каким его создавали люди по своей воле или безволию и оформляли его в зависимости от процентного содержания в обществе садистов и мазохистов.

II

К русским обрядоверцам всея конфессия
(религия в каноническом изложении)

Сатана — не противник нашей силы, а союзникнашей слабости и наших грехов.

Ф.Азисский

В последние два десятка лет в массовом сознании народа и полуинтеллигенции, представителем которой и является русский интеллигент, живущий осколками культуры своей же страны, сложился страшно греховный, пагубный и абсурдный комплекс псевдорелигиозного миропонимания, который можно назвать «казённым религиозным обрядоверием», что неизбежно ведёт к погибели Души практически всего населения России. Но так как выбор казённой веры и следование оной совершаются по праву свободной Воли, то я не пытаюсь хоть что-то изменять в этом, так как человек — хозяин своего невежества.

Но как человек, который внутренне исповедует каноническое христианство, я обязан хотя бы напомнить про изначальную природу религии и невозможность её использовать в решении социальных и уж тем более национальных вопросов.

Я говорю про концептуальную несовместимость, а не о физической возможности писать и юридическом праве устно нести не только любой бред, вроде возможности существования «православного государства», но и просто богохульствовать, допуская единство буржуазного государства и христианства. В этом современном российском хаосе сознания утверждаются совсем уже параноидные и практически бесовские положения.

В системе русских националистов, а с их подачи таковыми становятся постепенно все в России, сложились в числе прочих суперабсурдные убеждения, основанные на зоологическом невежестве. Например, иудаизм противопоставляется христианству, и это уже стало классикой русского природного, наследственного идиотизма. Православие (как ортодоксальное богоучение), о котором практически никто не имеет представления, отождествляют с «русским православием».

Христианство («в виде канонического православия»), неизвестное в его внутреннем, изначальном смысле, легко состыковывают с каким-то «русским укладом» или «русской идеей», или его признают (неоязычники) несоответствующим оной рус-идее, или вообще враждебной России доктриной. Я говорю про убогое современное «язычество» — жалкий продукт непереваренного возрожденческого «новодела» конца XIX века.

Итак, сформулирую объективную религиозную позицию. Для начала продекларирую основное. Подавляющее количество (если не 98%) тех, кто говорит о себе, что он (по алфавиту) адвентист, иудей, мусульманин, русско-православный, язычник и т.д., намой взгляд, хотя бы просто по факту конкретного личного и социального опыта, исповедуют обрядоверие. А потому необходимо вернуться к изначальной сути религии.

Догматический фундамент

Религия в своей основе решает вопрос о спасении нашего «Я», которое есть безсмертная сущность — Душа. Человек может, а если он считает себя личностью, то обязан решить для себя фундаментальный вопрос бытия: что есть наше «Я» и что с ним будет после физической смерти. В мире существуют три основные версии ответа на данный вопрос, подкреплённые как огромным количеством доказательств своей позиции, так и не менее грандиозным багажом критических и опровергающих аргументов противников.

Атеизм. Наше «Я» — продукт нашего сознания, нашего мозга или тела. И со смертью нашего тела умрёт и наше «Я». Можете условно назвать это направление материализмом.

Мистицизм (условно). Наше «Я» после смерти трансформируется не пропадая. Оно вечно. По одной доктрине оно сливается с Мировым Сознанием (Духом, Абсолютом, ноосферой и т.п.), растворяясь в нём или (в зависимости от доктрины) сохраняя себя как субъект, или не сохраняется как субъект, но обретает, сливаясь, общекосмический базис. По другой модели происходит внедрение «Я» в другую форму бытия, это (классическое) реинкарнация и т.п. учения и концепции.

«Я» и Бог — то, что в нашем языке называют «традиционной религией». Наше «Я», или Душа, есть безсмертная сущность, она с рождения вечна. Она никакого отношения к нашему телу не имеет.

Тело, как и страна, и планета, где это тело родилось, есть только временная оболочка. Но есть одна неприятная особенность — человек, точнее его «Я» = Душа, после смерти идет в рай или ад, он же — Геенна.

В Геенну, вообще-то, человек идёт автоматически, неся на себе первородный грех. В рай человек попадает только при определённых условиях.

По сути, существование Геенны и спасение от нее — смысл как религии, так и самого Бога. Скажем, в ортодоксальном христианстве через таинство крещения, если во время обряда присутствует эманация Творца (в русском языке это называется «благодать»), человек как бы освобождается от первородного греха и начинает свою жизнь заново.

Теперь он может попасть в Геенну уже сам по себе, совершив свой или свои личные грехи. Но и тут есть шанс спастись.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В чем помогает икона Покров Пресвятой Богородицы

Во время храмовой церемонии, когда совершаются имеющими благодать священнослужителями определённые сакральные процедуры — таинства, на человека нисходит от Творца всего сущего благодать, и во время этого человек освобождается от несмертного греха (или в другой доктрине — и от смертного).

Геенна — это основное, фундаментальное понятие религии.

И в Индии все знали и знают о 16 кругах ада — Аталы, и в Греции знали, что такое Аид, и ацтеки знали, кто есть владыка подземного мира, и китайцы знают, где пребывают их предки

Но в России неоязычество — откровенная игра и обрядоверие. Язычество без указания на персонифицированный источник обрядово получаемой силы — Сатану (которого часто камуфлируют под словом «природа») — страшная и гибельная обманка для русских невежд.

Ну а язычество без реально получаемой силы — салонное жеманство, новодел национально и религиозно фрондирующих интеллигентов или социальная занятость, созданная мусорами для русских молодых дурней.

Не хуже и не лучше дискотеки или кружков «Властелинов колец».

Бог и человек

Бог есть по Аристотелю «безпричинная первопричина». Но Творец — не условное обозначение причинно-следственной линии. Здесь Бог, в отличие от любой доктрины мистиков, не является только словом-образом неизменного процесса бытия. Бог — не наблюдатель.

Его основное отличие от понятий «карма» или «безконечный поток жизни» в том, что ОН может нарушить процесс причинно-следственной связи событий.

Он по своей Воле может изменить обусловленный ход объективного развития, и если Он этого хочет, то при этом могут быть нарушены познаваемые нами так называемые «законы природы». Это то, что мы обычно называем чудом.

Кроме того, и это важнейшая проявленная особенность Творца по отношению к человечеству, Он может вступать в контакт с человеком. Это сложнейшая транспространственная процедура. Слабый аналог этого — попытка биоников вступить в контакт с микробом. Есть более простой способ: если человек поможет Богу тем, что он будет соответствовать удобной для контакта структуре.

Это что-то вроде адаптера на 6 вольт, что позволит войти Силе и Воле Бога в ваш аппарат и не сожжёт силовой трансформатор. А без адаптера Бог вообще не войдёт в вас и останется только образом, словесным символом или русско-православным гугнивым «боженькой ». Эта структура, позволяющая Богу вмешаться в вашу жизнь, и есть тот самый Закон Бога Живого.

А соблюдение этой структуры — Праведность по закону.

Бог и «еврей» с человеком

Предыстория линии спасения такова — Ной и его потомки уже согрешили тем, что (в числе прочего) ввели институт рабства и пьянку в бытовой обиход

Бог дал им в обуздание и во спасение Канон Ноя и болезни за грехи. Но люди продолжали скурвляться повсеместно, и только в редких местах планеты остались праведники, и столь же редко встречались священнослужители Бога Единого.

Настал период, когда праведным перед Богом остался только один палестинский чурка. Патриарх кочевого племени. Им оказался мужик по имени Абрам. Учтите, русские, вас ещё вообще не было! И главное, какой национальности был Абрам, неизвестно, хотя бы потому, что всех определяли по месту жительства и по имени основателя рода. Ну и, естественно, по принадлежности к царям того периода.

Еврей — это контракт с Богом!

Творец в образе трёх мужиков вошёл с Абрамом в общение и заключил с ним величайший в мире договор, по-современному контракт, а по-арамейски — Б(э)РИТ! (Без артикля: (хэ)БРИ = еврей.

) Тут надо бы сказать про языковые особенности того региона, но пока просто запомните одну деталь: все общеевропейские интеллектуальные ценности русские получали через греческий и латынь.

Греки в силу эгоцентризма не захотели преодолеть фонетическую недостаточность своей азбуки и своего основного алфавита, чтобы делать кальку с других языков и языка своего соседа — Рима. Так, если что-то на латыни звучало как IBRI (по-русски ИБРИ), на греческом будет и по-русски — ИВРИ. Латынь была ближе к арамейскому хотя бы в этом вопросе. Но вернемся к теме.

По этому «еврею» = контракту Творец обещал активную помощь всем потомкам Авраама, от которых требовалось соблюдение определенных правил жизни, и в знак договора всем рождающимся мальчикам (взрослым мужчинам, слугам и пр.) надо делать обрезание крайней плоти. И вот те, кто вступал в контракт — хэБРи, и стали называться хэБР(уим) — евреями! Никакого отношения к нации это не имело и не имеет, и каждый, кто делал обрезание, мог есть пасху спасения.

Если бы вы более подробно были знакомы с тантризмом, то знали бы, что тот самый фаллос есть крайне мистическая структура.

И ещё: русские, если Бог есть, то нет смысла даже пытаться не то что обсуждать его волю, но и осмысливать его решение, ибо ОН — Начало и Конец Бытия! Просто русские трудно понимают иерархию соподчинения и, «допуская» существование Бога, спокойно обсуждают ветхозаветные принципы бытия, и обрезание в том числе, которые есть выражение Его воли. Нет! Рус-Иван спокойно, выкинув Творца из сознания, может говорить о «жидовской» природе этого обряда!

Периодически среди потомков Авраама появлялись избранные Богом, через которых Творец выражал свою волю и, в частности, дал Правила Бытия. Их называют Пророками. Через Моисея человечество (не «жиды») получило до скончания века Закон! На том языке это звучало и звучит до сих пор как Тора!

И главное, Творец дал человечеству программу на опережение и сказал, что, в конце концов, из «рода царя Давида» родится Мессия (Meuiuxa), вот он-то и вытащит всех и из земного рабства, и из подземного. То есть Он освободит нас всех от первородного греха! Спасёт от наследственного проклятия род человеческий.

Далее в том регионе, где жил когда-то Абрам, появляется Некто по имени Эмануил Йешуа и говорит иногда почти напрямую, иногда косвенно, что он не только Meuiuxa, но и сын Творца!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
Откуда пошло название Десятинной церкви

Закрыть