Где находятся мощи Николая Чудотворца в Италии

Святая Русь и Италия у мироточивой гробницы святителя Николая Мирликийского в Бар-граде

Где находятся мощи Николая Чудотворца в Италии

Часть 1. Почитание святителя Николая в России и Италии

Часть 2. Восстановление древней Сионской базилики и сооружение временного русского храма во имя святителя Николая в Мирах Ликийских Часть 3. Построение русского храма во имя святителя Николая и при нем странноприимницы для паломников в Бар-граде

Часть 4. Сооружение нового Николо-Александровского храма в Петрограде

Часть 1. Почитание святителя Николая в России и Италии Великий угодник Христов, святитель и чудотворец

Святитель Николай Мирликийский.

Фреска Дионисия

Николай, архиепископ Мирликийский (в Малой Азии), святостью своей высоко аскетической жизни, глубоким христианским смирением, исключительной щедростью и любовью к тайному милостынедательству бедным и в тяжелых обстоятельствах жизни обретающимся, стяжал себе великую любовь и почитание еще при жизни среди своей паствы. Его горячая ревность о чистоте веры православной и неусыпное рачение о спасении чад Христовой Церкви, наипаче же вверенных его отеческой благопопечительности, засвидетельствованы были открыто и безбоязненно на Первом Вселенском Соборе среди 318 отцов, где находился и святитель Мирликийский Николай, когда из уст злочестивого Ария, пресвитера Александрийского, он услыхал хуления о Сыне Божием. С этого времени слава о мужественном поборнике Православной Церкви пронеслась по всей вселенной и сопутствовала ему до самой его блаженной кончины, которую искренними горячими слезами оплакала любящая его паства, лишившаяся в нем попечительного отца-руководителя, скорого помощника в бедах и нуждах и защитника вдов и сирот и всех в жизни обездоленных. Древняя базилика в Мирах Ликийских. Реконструкция
Разбитая гробница свт.Николая в Мирах Ликийских. Фотография из книги: свящ. Алексия Ястребова «Святыни Венеции. Православный историко-художественный путеводитель по святыням собора святого Марка и церквям города»

Мощи Святителя Христова, прославленные истечением многоцелебного и благоуханного мира, были честно и торжественно погребены в мраморной раке в величественной соборной Сионской базилике, созданной трудами и заботами родного дяди святителя Христова Николая, в ее нижней полутемной части.

Здесь это великое драгоценное сокровище православного христианского мира оставалось сокрытым даже от взоров усердных почитателей и непрестанных молитвенников, обращавшихся за помощью и предстательством у Престола Отца Небесного к святителю Николаю, особенно во все то время, когда город Миры Ликийские и вся Малая Азия попали под владычество нечестивых агарян (около 1036 г.

), разрушивших и сам величественный христианский храм — место вечного покоя великого угодника Христова.

И только по особому Промыслу Божию не без соизволения святителя Христова Николая его многоцелебные и мироточивые мощи благочестивыми обитателями итальянского града Бари — греками, — были извлечены из-под спуда, явлены всему христианскому миру, торжественно ими перевезены на корабль и положены сначала в храм св. Предтечи, а отсюда перенесены в нынешнюю базилику, созданную папой Урбаном II в честь святителя Николая.

 Базилика Сан Никола, в которой покоятся мощи Св. Николая (г. Бари, Италия).
Город Бари в течение трех столетий принадлежал Византии. Гробница святителя Николая находится в том месте, где была резиденция византийского императора и православный храм
 

Настоящее событие, совершившееся в 1087 году, по словам церковной песни, было «светлым торжеством» не только для одного маленького итальянского города Бари и проживавших в нем благочестивых греков, выходцев из Византии, но и с ними «ликовствовала и вся вселенная», ясно понимая, что чтимому угоднику Божию был найден подобающий и честный покой. Сюда-то непрерывной волной и потекли с того времени благочестивые паломники от запада и севера, чтобы достойно и праведно величать святителя и у гроба его черпать силу и утешение в несении креста, какой посылается Провидением каждому из них.

В почитании сего святителя соревнуют между собой церкви западная и восточная в одинаковой почти мере, но особенно близок и дорог этот милостивый заступник и благомощный покровитель обитателям града Бари, где обретаются его мироточивые мощи, и русскому боголюбивому православному народу, который с самого принятия христианства воспылал особенной горячей любовью к святителю Христову Николаю Чудотворцу.

Торжественная служба на день перенесения мощей святителя, по мнению некоторых наших ученых, была составлена якобы русским иноком Печерской обители Григорием или даже русским митрополитом Ефремом в 1097 году.

Но кто бы ни был вдохновенным творцом этой службы, одно несомненно: что он легко мирится с тем, что «мирская страна молчит» (стихира на литии), лишившись своего «хранителя», и, забыв о печальных трениях между восточной и западной церквами, спокойно взирает на то, что мироточивые мощи святителя находятся в «латинском языке» (3-й тропарь 1-й песни Канона) или «в латынех» (1-й тропарь 9-й песни).

Таким образом, у мироточивой гробницы с мощами святителя Христова Николая в Бари на самых же первых порах их пребывания здесь объединились в чувствах первых глубокого благоговейного почитания и молитвенного горячего чествования сего святителя сосредоточенно-вдумчивая Святая Русь и жизнерадостная Италия.

Град Барский, населенный не одними греческими выходцами, но в большей части природными итальянцами, «радовался», видя у себя драгоценные мощи св. Николая, а Русская Церковь, составляющая часть «всей вселенной», «ликовствовала» с ним, имея в виду, что святые мощи изъяты из рук нечестивых агарян и находятся среди христиан — горячих почитателей великого угодника Христова.

Как же и чем можно объяснить это исключительное благоговейное почитание святителя Христова у нас, русских, и у итальянцев?

Причина этого кроется в присущей обеим народностям глубокой религиозности, проникающей во все стороны их жизни и деятельности, и любви к пышной церковной обрядности.

Личные качества святителя, восхваляемые составителями его жития и описывателями многоразличных чудес, явленных им по молитвам к нему обращающихся, пришлись по душе впечатлительным и горячо отзывчивым на все доброе и прекрасное народам — русскому и итальянскому.

В чудном старческом лике святителя Христова Николая наш художник сумел отпечатлеть все отличительные черты облика зрелого русского человека с лицом, окаймленным небольшой густой с проседью бородой, со спокойным любовным взором, с широким челом, изборожденным легкими складками, — признак глубокой думы.

Простой же русский народ в своем стремлении приблизить к себе святителя Христова — грека, уроженца города Патары, пошел еще дальше и постарался обрусить его даже в одеянии. По его представлениям, св. Никола зимний должен быть в «шапке»-митре, а летний Никола — с открытой головой.

Наоборот, итальянский художник, придав лику святителя Николая мягкие черты благодушного старца итальянца, в одеянии епископского сана католической церкви, окружил его маленькими детьми, простирающими к ему свои нежные ручки, желая выразить в этом присущую итальянцам любовь к семейной жизни и детям.

Пышные  празднества перенесения мощей святителя Николая венецианцами изображены

на картине итальянского художника Гвидо Рени (1575-1642), хранящейся в Лувре

Нисколько не удивительно, что чествование сего святителя у того и другого народа выражается далеко неодинаково. Итальянцы празднуют день свт. Николы шумными народными крестными ходами с парадами войск, с хорами музыкантов и с роскошным освещением городских улиц и площадей электрическими фонарями и разноцветными лампочками, ибо этого требует живой, веселый характер итальянского народа.

Величаво, но спокойно и благоговейно в своих благолепных храмах, посвященных его имени и во множестве рассеянных по необъятному лицу Русской земли, празднует тот же день русский богоносный народ длительными всенощными богомолениями, торжественными архиерейскими богослужениями, величественными крестными ходами и распеванием детьми коляд (в Малороссии) в честь св.

Николая с припевом: «Святый Николай, всему миру помогай».

Нередко во имя той же любви и глубокого почтения к свт. Николаю русский набожный человек с котомкой за плечами и с посохом в руке на праздник в честь свт.

Николая идет за сотни верст к обители, где чествуют чудотворные древние иконы сего милостивца святителя, или даже презирая все трудности пути и полное незнание нравов и обычаев итальянского народа и неумение с ним вступить в живой обмен мыслями, шествует спокойно к мироточивому гробу святителя Христова и перед ним под непонятный для него язык латинских молитв и песнопений изливает там свои наболевшие скорби и сердечные туги.

Этот страдный крестоносный подвиг паломничества к мощам святителя Николая, как знак высокого молитвенного почитания сего угодника Божия, присущ православному русскому человеку настолько, что в этом подвиге объединяются и Великий Государь богохранимой Российской державы, и юный князь императорской крови, только что покинувший школьную скамью и всецело готовый по единому слову Державного Вождя восприять мученический венец на поле ратном за славу и благоденствие дорогой родины, и русский ученый, и богобоязненный купец, и трудолюбивый земледелец. Для всех идущих к этому святому гробу готово высокое нравственное удовлетворение и трогательное до слез душевное утешение, омрачаемое лишь одним печальным сознанием, что у гроба дорогого святителя нет места дивным песненным хвалениям на родном языке с русским священником.

Но и русский, и итальянец, объединенные любовью к святителю Христову Николаю, несмотря на далекое пространство, их разделяющее, на разность их верований, несходство их природного характера, невозможность за незнанием языка, войти в живое непосредственное общение, были проникнуты издавна чувствами сердечности и взаимного тяготения друг к другу.

Ужасное мессинское землетрясение и человеколюбивая самоотверженная отзывчивость наших моряков в это время вызвали в итальянском народе чувства живой благодарности и усугубили существовавшие доселе дружеские чувства к России.

Эти чувства, как увидим ниже, с особой выразительностью высказались, когда высочайше учрежденный Барградский комитет на приобретенном им месте заложил первый камень русского в Бар-граде храма во имя свт. Николая и странноприимницы при нем.

С самого начала нынешней беспримерно тяжелой войны итальянский народ проявил к России весьма благожелательные чувства, объявив строгое невмешательство и приняв на себя защиту русских подданных в пределах Оттоманской империи. Русские, захваченные войной в пределах Германии, Австрии и других стран и возвращавшиеся в свое отечество через Италию, встречали повсюду в ней гостеприимство и полное сочувствие.

Все это, по молитвам великого предстателя и покровителя России и Италии святителя Христова Николая, завершилось ныне самым дорогим для нас и навсегда незабвенным событием: в ночь накануне 9 мая, день памяти перенесения мощей свт. Николая, Италия открыто объявила себя союзницей России и стала на защиту права и справедливости с державами Тройственного соглашения против жестоких и коварных угнетателей народов — немцев и швабов.

Часть 2. Восстановление древней Сионской базилики и сооружение временного русского храма во имя святителя Николая в Мирах Ликийских

Глубокое благоговейное почитание святителя Христова Николая русским народом и непрекращающееся тяготение сего последнего к его мироточивым нетленным мощам послужили причиной для зарождения в России так называемого мирликийского вопроса, перешедшего затем в барградский, ныне, благодарение Богу, близящийся к своему благополучному разрешению.
 

В начале 1850 года известный русский паломник-писатель А. Н. Муравьев на обратном пути из Иерусалима в Россию случайно посетил место подвигов и блаженной кончины святителя Николая Чудотворца, запустелый город Миры Ликийские и в нем печальные развалины древнего Сионского храма, где первоначально почивали мощи свт.

Николая Чудотворца до перенесения их в 1087 году в Бар-град. Пораженный убожеством этих драгоценных и близких русскому сердцу развалин, А. Н.

Муравьев воспылал горячей ревностью во что бы то ни стало приобрести их в собственность России с целью восстановить древний храм на этом месте высоких архипастырских подвигов и вечного упокоения в течение нескольких веков свт. Николая, Мирликийского Чудотврца.

Источник: https://www.ippo.ru/historyippo/article/svyataya-rus-i-italiya-u-mirotochivoy-grobnicy-svy-201490

Город Бари в Италии и Святой Николай Чудотворец

Где находятся мощи Николая Чудотворца в Италии
Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии :)

Город Бари, второй по значимости на юге Италии после Неаполя, расположился на каблуке итальянского сапожка. Бари – столица региона Апулия, крупный морской порт и транспортный узел.

Но если бы Бари был очередным портовым городом, то не обрел бы известность далеко за пределами Италии, не стал бы местом паломничества для тысяч верующих христиан. Именно здесь находятся мощи Святого Николая Чудотворца – одного из самых почитаемых святых как у православных, так и у католиков.

статьи:

Экскурсии в Бари и окрестностях с русскоязычными гидами. Для заказа => planmytrip@wowitaly.ru, 910 476-34-33 (WhatsApp)

1. Святой Николай Чудотворец: как его мощи попали в город Бари

Святой Николай Чудотворец – покровитель моряков, детей, торговцев, путешественников и незамужних девушек. Родился в семье состоятельных христиан, но всегда вел скромный образ жизни, раздавая унаследованное от родителей богатство всем нуждающимся.

Известна история, как Николай помог трем бедным девушкам. Впавший в нищету отец, не имея денег, чтобы собрать приданое и выдать дочерей замуж, задумал отдать их в публичный дом. Узнав об этом, Николай подбросил бедствующей семье мешочек с золотом. Так нашлось приданое для старшей дочери, и она была спасена от греха и позора. Через некоторое время Святой Николай подбросил деньги и для второй дочери, что позволило и ей благополучно выйти замуж.

А вот третий мешочек с золотом от Святого, если верить легенде, приземлился в чулок младшей дочери, который висел на камине. Отсюда и пошла традиция вывешивать носки в ожидании подарков. Так образ Святого Николая и само его имя с течением времени трансформировались в Санта-Клауса – Деда Мороза западного мира, который в рождественскую ночь награждает детей подарками за примерное поведение.

Сразу после смерти тело Николая стало мироточить (явление в христианстве, связанное с появлением маслянистой, испускающей благоухание влаги (миро) на мощах святого), и паломники потянулись в город Миры, чтобы поклониться им. 

Как же мощи Святого Николая попали в Бари? Город Миры был столицей Ликии – страны на юге Малой Азии (современная Турция). Постепенно христианскую Ликию завоевали турки, исповедующие ислам, поэтому идея о переносе мощей напрашивалась сама собой.

Жители Бари страстно желали повысить религиозную значимость родного города, и мощи почитаемого святого подходили для этих целей лучше всего. Под прикрытием спасения мощей от воинственных турок они с помощью хитрости выкрали большую их часть из церкви Святого Николая в Мирах Ликийских. А то, что осталось, вывезли позже венецианцы во время Первого крестового похода (на острове Лидо была построена церковь в честь святого).

Когда барийцы вернулись домой, в городе еще не было принято решение, где захоронить мощи. Быки, перевозившие саркофаг, неожиданно остановились на том месте, на котором сейчас стоит базилика Святого Николая. Это было воспринято как знак свыше.

Зная на своем опыте, как относительно легко можно выкрасть мощи, жители Бари в первую очередь построили крипту, где под огромную плиту захоронили останки святого. И сегодня прикоснуться к святым мощам возможно только через эту плиту.

2. Базилика Святого Николая Чудотворца в Бари

Это уникальное место, которое примеряет православных и католиков благодаря Святому Николаю Чудотворцу.

В крипте находится и так называемая «чудодейственная колонна» XI-XIII в. Легенда гласит, что колонная была выловлена Св. Николаем в водах Тибра и перенесена в порт Миры. А после кражи саркофага с мощами святого последовала за своим хозяином и чудесным образом появилась в Бари в 1098 году. Была установлена в крипте на месте единственной недостающей колонны.

Существует легенда, что колонна помогает незамужним женщинам встретить свою любовь и выйти замуж. В Средние века необходимо было три раза пройти вокруг колонны и потереть ее. Сейчас «исхудавшую» колонну огородили стеклом и решеткой, поэтому обойти ее не удастся, но загадать желание и прикоснуться к колонне по-прежнему можно. 

В 1969 году в знак уважения, дружбы и глубокого единения с православными верующими, русским было предоставлено право на совершение православной Литургии в крипте базилики Св. Николая. 

На территории базилики можно увидеть скульптуру Николая Чудотворца авторства Зураба Церетели, которая была подарена церкви во время визита российского президента В. Путина в город Бари в 2006 году. 

По вторникам и четвергам (в 10:30) в крипте базилики Святого Николая проходит русская православная служба. Есть уникальный шанс прикоснуться к мощам Николая Чудотворца (в остальное время алтарь закрыт за решеткой). Не забудьте взять платок, чтобы покрыть голову.

3. Когда в Бари проходят ежегодные торжества в честь обретения мощей

Лучшее время для посещения Бари – это с 7 по 9 мая, когда проходят грандиозные торжества, посвященные прибытию мощей Святого Николая в Бари.

Программа празднований начинается вечером 7 мая, когда более 400 участников в средневековых костюмах воссоздают процессию прибытия мощей в город из бухты св. Георгия до базилики Св. Николая. Сотни свечей, огненные факелы и непрекращающийся звон колоколов – непередаваемое зрелище!

Также в течение трех дней празднований у вас будет уникальная возможность посетить торжественные богослужения, увидеть многочисленные концерты и фейерверки.

4. Русская православная церковь в Бари

Русская церковь в Бари, или Подворье Русской Православной церкви с Храмом Святого Николая находится в переулках современной и хаотичной окраины города, в районе Карасси на проспекте им. Бенедетто Кроче (corso Benedetto Croce, 12).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что надо делать в день Святой Троицы

Она была построена специально для православных паломников. Первый камень храма был заложен в 1913 году русским царем Николаем II в годовщину перевоза мощей Святого Николая в Бари. В течение XX века храм несколько раз переходил в собственность различных организаций и только в 2012 году официально был передан России.

Обратите внимание, что православные службы проходят в крипте базилики Святого Николая по вторникам и четвергам в 10.30.

Источник: https://wowitaly.ru/gorod-bari-i-nikolay-chudotvoretz/

Мощи святителя Николая Чудотворца Мирликийского

Где находятся мощи Николая Чудотворца в Италии

В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.

В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те, и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах.

Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая. Монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя.

Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп — 300 золотых монет.

Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи святителя.

В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.

https://www.youtube.com/watch?v=yhrbXaVa7xw

Ввиду отсутствия ковчега пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно

8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая, освящена папой Урбаном II.

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 (22 н.ст.) мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар.

В других странах христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь.

Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей святителя была для нее событием печальным.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая было установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства.

Слава о чудотворениях, явленных святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу. Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека.

Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь угодника Божия.

Сказания о чудесах святителя, совершенных на русской земле, стали записываться еще в глубокой древности. Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар град появилась русская редакция жития и повести о перенесении его святых мощей, написанная современником этого события. Еще ранее было написано слово похвальное Чудотворцу. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.

В честь святителя Николая воздвигались многочисленные храмы и монастыри, русские люди называли его именем своих детей при крещении. В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого святителя. Наиболее известные среди них образы — Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный. И, наверное, нет ни одного дома и ни одного храма в Русской Церкви, в котором не было бы образа святителя Николая Чудотворца.

Подворье

Патриаршее Подворье святителя Николая в Бари состоит из красивейшего храма, уютных построек для приема паломников, восхитительного большого сада. Этот комплекс — духовное пристанище для странников из России, которые посещают город в надежде увидеть мощи Святителя.

Церковь и подворье строилось на деньги, сбор которых шел по всей Российской империи. Так как долгое время не удавалось восстановить храм св. Николая Чудотворца в Мире Ликийской, в 1911 году был основан комитет Бар-града, которому покровительствовал сам император. Задачей организации являлось возведение в Бари постоялого двора для путешественников, которые стекались к мощам великого чудотворца, а также сооружение церкви, достойно отражавшей православное искусство.

Празднование памяти Чудотворца установлено 19 декабря и 22 мая, вот тогда то и устраивался Барградский сбор. Комитету были также переданы пожертвования на церковь от княгини Елизаветы Федоровны в сумме 3 тысячи рублей, от императора Николая II было получено 10 тысяч и внушительная сумма 246 тысяч рублей, которые ранее были собраны на храм в Мире Ликийской.

Весной 1912 года уже был готов проект, составленный знаменитым знатоком древней храмовой архитектуры А. В. Щусевым, в личном архиве зодчего сохранилось множество рабочих чертежей, эскизов, различных вариантов создания внутренней отделки, разработанных до мельчайших деталей. Однако из-за начавшейся революции работы были остановлены, а памятник зодчества до сих пор находится без задуманного богатого интерьера.

Базилика Святого Николая

Один из символов города, церковь была воздвигнута в 1087-1197 годах для того, чтобы хранить в ней мощи Святого Николая. Как рассказывает предание, когда город Мира в Ликии перешел к мусульманам, Бари и Венеция, соперничавшие между собой, стали бороться и за право обладать ценной христианской реликвией.

От Бари была организована экспедиция из 62 моряков, которые быстрее венецианцев сумели завладеть мощами Святого Николая и доставили их в Бари 9 мая 1087 года. Временно останки святого были помещены в бенедиктинский монастырь на хранение аббату Илье, которому было поручено немедленно начать строительство храма для размещения в нем святыни.

Работы начались в июле того же года, а в октябре 1089 специально прибывший по этому случаю папа Урбан II перенес мощи святого Николая в крипту базилики.

Построена базилика в стиле апульской романики и находится в самом центре старого города, на широкой площади, неподалеку от морского побережья. Выступающий фасад, простой и одновременно торжественный, разделен на три части пилястрами, увенчан арками, центральный портал богато украшен резьбой. По обеим сторонам фасада возвышаются две укороченные башни-колокольни.

Внутри базилика в форме латинского креста разделена на три нефа, центральный из который пересекают три поперечные арки, добавленные в XV веке после землетрясения. Потолок украшен резьбой и позолотой, а также фресками XVII века. Над главным алтарем возвышается киворий XII века.

Две лестницы в глубине нефов ведут в крипту, где под центральным алтарем покоятся останки Святого Николая.

Справа от главного портала — боковой вход в базилику, слева — вход в музей Святого Николая.

Богослужения

Богослужения проходят в городе Бари, Базилика Святителя Николая (Basilica di San Nicola), Largo Abate Elia, 13 70122 Bari.

Церковь открыта ежедневно с 7:30 – 13:00 и с 16:00 – 19:30. Вход бесплатный.

Каждый четверг в 10:30 церковь начинает Богослужение с Евхаристией (кроме Великого Поста)

Как добраться: в город Бари ходит паром до порта, храм располагается рядом с морским побережьем. От порта до церкви можно дойти пешком за 10 минут, железнодорожный вокзал находится в 15 минутах ходьбы.

Паломничество к мощам святителя Николая Чудотворца в Бари

22 мая, в день праздника перенесения мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских, митрополит Ювеналий и губернатор Московской области А. Ю. Воробьев с сопровождающими их лицами совершили паломничество к мощам святителя Николая, которые пребывают в главной базилике итальянского города Бари.

Ранее прибывший в Италию Хор духовенства Московской епархии под управлением священника Сергия Голева выступил с концертом в кафедральном храме города Полиньяно-а-Маре. Небольшой городок в получасе езды от Бари расположен на скалах, с которых открывается изумительный вид на море.

Величественная базилика XI века была заполнена жителями города и гостями фестиваля «Летний сад искусств», участником которого уже второй раз становится Хор духовенства Московской епархии. Концерт, который продолжался более полутора часов, открылся исполнением пасхальных песнопений: «Христос воскресе» Кастальского и «Радуйтеся, людие» Сарти.

Вслед за несколькими церковными песнопениями [ор исполнил арию Князя Игоря из одноименной оперы Бородина (солист — иеродиакон Ювеналий (Лапшин)). Бурные аплодисменты вызвала обработка русской народной песни «Березка» (солист — священник Димитрий Шмаров). С замиранием сердца зал слушал песню военных лет «Эх, дороги» в исполнении протодиакона Сергия Гайдаша.

Лирическая песня «Голубка» спетая диаконом Василием Костёркиным на итальянском языке вызвала продолжительные овации, а протодиакону Сергию Трутневу, который исполнил Легенду о 12-ти разбойниках, слушатели аплодировали стоя. Русская народная песня «Калинка», которую хор исполнил впервые, оказалась знакомой и в этом уголке Европы: гости концерта с воодушевлением подпевали и традиционно хлопали на припеве.

Музыкальная часть вечера завершилась исполнением величественного «С нами Бог» Зиновьева. Под нескончаемые аплодисменты и крики «браво» была сделана общая фотография с организаторами фестиваля. В завершение праздничного вечера участники хора смогли приложиться к самой почитаемой святыне города — мощам святого мученика Вита (IV век). Реликварий, который доступен для посещения лишь трижды в году, был открыт специально для Хора духовенства Московской епархии.

Вечером 21 мая, по прибытии в Бари, митрополит Ювеналий и высокие гости посетили собор святителя Николая, где, спустившись в крипту, совершили молебен и поклонились мощам святого.

Клин правосланый

Источник: http://klin-nikolskiy.cerkov.ru/zhitiya-svyatitelya-nikolaya-chudotvorca-mirlikijskogo/perenesenie-moshhej-svyatitelya-nikolaya-chudotvorca-iz-mir-likijskix-v-bar/

Посещение Базилики Св. Николая (Италия, г. Бари)

В июле 2001 Господь подарил мне возможность побывать в Италии поклониться мощам Святителя и Чудотворца Св. Николая и помолиться за всех и конечно, за наш приход, приложившись к раке Святого. Мощи Святителя находятся в крипте (нижней части) базилики Св. Николая в итальянском городе Бари на побережье Адриатического моря.

Хотя Базилика принадлежит римско-католической церкви и управляется монахами доминиканцами, предствители разных конфессий имеют разрешение на богослужения в крипте. Совместные службы здесь также не редкость. Необыкновенное волнение охватывает от возможности соприкоснуться в великим сокровищем.

Вокруг Базилики  толпы народа, говорящих на всевозможных языках, а в нижней части Базилики – в крипте  у гробницы Святого стоит особая молитвенная тишина:  христиане разных деноминаций из разных стран молятся в едином духовном  единстве.

История перенесения Мощей Св. Николая

Бари, Италия

Фасад Базилики Св. Николая

Базилика построена в романо-норманском стиле. Строительство было полностью завершено в двенадцатом веке.

Потолки храма расписаны художником и архитектором Карло Роса в 17 веке в стиле Барокко.

Эта икона Св. Николая находится за мраморным надгробием с мощами святого. Икона — подарок Сербского короля Уроша III в 1327 г. в знак благодарности Св. Николаю за чудесное возвращение потерянного зрения. Как многие полагают, икона была написана при жизни святого.

Лампада в форме лодки с сидящем в ней Св. Николам постоянно горит перед ликом Спасителя. Считается, что семья Св. Николая владела рыболовецким флотом, и что сам он был умелым моряком — ведь он является главным покровителем всех мореходов. Унаследовав состояние родителей, Св. Николай отдал большую часть его на благотворительность

Русская икона Св. Николая

В Базилике находится несколько икон Святого. Самая старая из них в богатом серебряном окладе — икона Тверской школы была написана в 18 столетии.

В восточном пределе крипта находится Православный икотостас, предназначенный исключительно для православных богослужений. Иконы написаны Хорватским иконографом. В настоящее время предел используется в основном для служб румынской православной общины.

Монумент Св. Николаю Чудотворцу был создан Зурабом Церетели, Президентом Российской Академии Искусств и установлен во внутреннем дворе Базилики в 2003 году.

Русская Православная Церковь Св. Николая в Бари

Эта церковь принадлежащая РПЦ была возвращена Русской Православной Церкви правительством Италии в 2009 году.

Русская Православная Церковь Св. Николая в Бари

Главный вход

В 1071 году город Бари –  крупный торгоый порт и  столица и Византийской Италии — был завоеван норманнами (варягами) и потерял свое экономическое значение.  Барийцы решили отправиться в Миры Ликийские (Малая Азия, ныне территория Анталии, Турция),  чтобы забрать мощи Св. Николая.

Таким образом они надеялись на покровительство одного из самых почитаемых святых в Византии, который издавна считался  покровителем моряков и купцов, и его помощь в поднятии авторитета и популярности города.  В 1087 году 62 Барийских мореплавателя отпраились в Миры, где под видом паломников проникли к гробнице святого и открыли ее.

Вынув источающие миро мощи святого, им удалось отразить сопротиление греческих монахов и перенести мощи на корабль. В мае 1087 года корабль достиг берегов Бари. Первоначально, предполагалось разместить мощи в кафедральном соборе, но затем было решено построить специальный храм.

В июле того же года начались работы по воздвижению новой базилики.

В 1089 году мощи Святителя были положены в крипту (подземную часовню) новой Базилики, где они находятся и по сей день.

Мироточивые мощи Св. Николая

С  давних времен паломники из разных стран Европы стремились побывать в Бари помолиться у мощей Св. Николая Чудотворца,  приложиться к раке и получить чудодейственное миро.
Миротечение продолжается и поныне.  Миро собирается священниками раз в год – в праздник перенесения мощей из Мир Ликийских в Бари 9 мая (22 мая С.С).

Миро,  которое источается мощами (итальянцы называют его манной) собирается из гробницы с помощью специального насоса  в сосуд и разбавляется святой водой.  Это миро разносится паломниками по самым разным уголкам света, принося людям, по молитвам Святителя, утешение и исцеление духовное и телесное.  Миро можно приобрести в небольшом магазине  при Базилике.

  Хотя оно содержит лишь капельку чистого миро, оно по молитве и по вере может давать удивительную помощь – миро можно пить и смазывать больные участки тела – чудеса, исходящие мощей святого, не прекращаются

Подворье Русской Православной Церкви с храмом св. Николая в Бари

В тридцати минутах ходьбы от Базилики Св. Николая находится Подворье Русской Православной Церкови Св. Николая, которая была официально передана РПЦ правительством Италии в марте 2009 года. Первоначально она была построена в начале ХХ века как храмовый комплекс для русских паломников, приезжающих в Бари поклониться мощам Св. Николая.

  В результате гонений на Православную церковь в годы советского режима, церковь осталась заброшенной, и русские иммигранты передали  храмовый комлекс муниципалитету города Бари.
В настоящее время церковь отреставрирована  и православные паломники имеют возможность молиться в церкви и служить литургию на мощах Святителяю.  Литургия на мощах Св. Николая служится еженедельно (по четвергам).

Верующие могут прикладываться к раке со святыми мощами.

Вера Буренина

Источник: http://www.stmarkorthodox.org/ru/st_nickolai/sv_nikolai.html

Мощи святителя Николая Чудотворца | Святой Николай Чудотворец

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу 19 декабря (н.ст.) около 345 года. Тело Угодника Божия с честью было положено в соборной церкви Мирской митрополии.

Мощи Николая Чудотворца хранились нетленными и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. По этой причине к его гробу притекали люди со всех концов земли. Ибо тем святым миром исцелялись не только телесные недуги, но и душевные. Согласно житию святого, мощи находились в Мирах (Мире) Ликийских несколько сотен лет, пока не были перенесены в Италию.

Перенесение мощей Николая Чудотворца в Бари

Прошло семьсот с лишним лет после кончины Угодника Божиего. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами.

В 1087 году святитель Николай явился во сне одному апулийскому священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город.

Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели намерение их опередить и привезти мощи святителя в свой город.

Баряне, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет и ее охраняют только четыре старика монаха.

Баряне пришли в Миры, где, не зная точного местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду их отказа, применили силу: связали монахов и под угрозой пыток, заставили одного малодушного указать им местонахождение гробницы.

Расколотая гробница св. Николая в Мирах Ликийских

Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь.

Путешествие длилось двадцать дней, и 9 мая (по новому стилю 22 мая) они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви святого Евстафия.

Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало ещё большее благоговение к великому угоднику Божию. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя Святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 года.

22 мая — день перенесения мощей Николая Чудотворца

Перенесением мощей Николая Чудотворца из Мир Ликикйских в Бари, вызвало особенное почитание святого и ознаменовалось установлением особого праздника 22 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. Греческая Церковь, например, не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей святителя была для неё событием печальным.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей Николая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого почитания великого угодника Божия. Слава о чудотворениях, явленных святителем на земле и на море, была широко известна. Его образ всесильного Чудотворца-благотворителя стал особенно дорог сердцу православного человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь.

Где находятся мощи святого Николая сейчас?

Мощи св. Николая Чудотворца в базилике г. Бари, Италия

В настоящее время мощи Николая Чудотворца находятся в базилике города Бари в Италии. Надо сказать, что Угодник Божий стал одним из самых почитаемых святых на православной Руси. До революции верующие из Российской империи составляли основную массу паломников, приезжавших в Бари. Поэтому здесь также в 1913—1917 годах был построен храм в честь святителя Николая Русской православной церковью. Причем деньги на строительство собирали по всей России.

По сей день честные мощи Николая Чудотворца источают благодатное миро, дающее исцеление телесное и духовное тысячам христиан со всего света. Раз в год, в день перенесения мощей в Бари, священники собирают миро, источаемое мощами. Разбавленное святой водой оно после развозится паломниками по разным странам, чтобы православные верующие в разных концах света смогли получить от освященного маслица духовное и телесное исцеление.

Мощи Святителя Николая в Венеции

Мощи св. Николая Чудотворца на о. Лидо, Венеция

Оставшаяся в Мирах небольшая часть останков Николая Чудотворца примерно в 1097 году была похищена и перевезена в Венецию. Было принято решение хранить их в церкви на острове Лидо, которая была освящена в честь святого Николая.

На протяжении нескольких лет жители острова Лидо и Бари вели ожесточённые споры по поводу мощей святого Николая. Одни утверждали, что настоящие мощи хранятся в Лидо, другие – что в Бари. Рассудила их проведенная экспертиза, которая доказала, что в обоих случаях – есть правда. В Бари хранится большая часть мощей, а в Лидо только одна пятая.

Ежегодно храмы посещает огромнейшее количество паломников со всего мира, стремящихся приложиться к высокочтимой святыне и вознести молитвы Николаю Угоднику.

Источник: http://svyatnikolaj.ru/moshhi-svyatitelya-nikolaya-chudotvorca/

Римини церковь Св.Николая мощи как добраться, амфитеатр, храм Малатестиана

Церковь Св.Николая

Древнеримский амфитеатр

Парк за крепостной стеной

Храм Малатестиано

Прогулка по центру Римини

Церковь Св.Николая

На этот раз мы приехали в центр Римини для того, чтобы посетить церковь Св.Николая, где хранятся мощи Св.Николая, а также чтобы совершить прогулку по Римини. Церковь находится недалеко от железнодорожного вокзала, на пересечении трёх улиц: Piazzale C.Battisti, Via F.Graziani, Via R.Ravegnani. Как добраться до церкви? Могут быть разные варианты:

1. Нужно идти от ж/д вокзала по улице Piazzale C.Battisti (если повернётесь лицом к вокзалу, то справа будет туристический центр, а улица идёт в левую сторону). Увидите церковь.

2. Мы ехали на 11-м автобусе со стороны Bellariva, Marebello, Rivazzurra, Miramare. Надо выходить на остановке № 5 (то есть, на одну остановку раньше, чем ж/д вокзал, который находится на остановке № 4).

Вот как выглядит Церковь Св.Николая. Это здание было построено в 1955 году на месте прежней церкви, разрушенной во время войны:

В 1177 году епископ Гульто похитил в г.Бари кость левого предплечья мощей Св.Николая. После этого епископ поехал в Римини, где он намеревался сесть на корабль, а затем перевезти святыню в свой монастырь в Германию.

Но как только корабль вышел из порта Римини, началась буря и прибила корабль к берегу. На второй и третий день произошло то же самое. Епископ раскаялся и оставил мощи в церкви Св.Лоренцо в порту города Римини.

Вскоре римский папа Александр III проверил эту частицу мощей на подлинность – он поднёс её к огню, и разнеслось благоухание!

Церковь теперь имеет название «chiesa di San Nicolò al Porto» (церковь Св.Николая в Порту). По воскресеньям в этом храме служат католическую мессу, а по четвергам православную литургию. Сюда приезжает много православных паломников из России, чтобы поклониться мощам Св.Николая. Около церкви есть табличка на русском языке. Здесь написано:

Храм открыт для посещений с 9-00 до 12-00 кроме воскресенья. По четвергам с 8-00 до 11-00 протопресвитер о.Серафим служит Православную Литургию на мощах Святителя Николая.

Желающие могут исповедоваться и причаститься. Каждый день принимаются записки о здравии и о упокоении. В наличии имеются святой елей, святая вода с добавлением мира Николая Чудотворца.

Заходим в церковь. В апсиде находится католический алтарь и распятие:

А с правой стороны церкви мы видим православные ярко-голубые купола и иконы с рушниками. Около алтаря – иконы, выполненные как в православной, так и в католической традиции, в центре находится скульптура Св.Николая. Внизу под алтарём вы видите за стеклом на белом шёлке ярко освещённый открытый серебряный ларец, в котором хранится святыня – мощи Св.Николая:

В церкви Св.Николая рядом с православным алтарём есть свечная лавка, там работают русские, так что проблем с пониманием не возникает.

Древнеримский амфитеатр

После посещения церкви мы отправились на прогулку по Римини, чтобы увидеть то, что не вошло в программу экскурсии. Поскольку я раньше работала экскурсоводом, то в незнакомом городе обязательно изучаю карту и продумываю интересный маршрут для прогулки.

Античные амфитеатры для меня всегда очень интересны, я побывала во многих из них! Поэтому от вокзала Римини мы сначала прошли по улицам Данте и Рома к развалинам античного амфитеатра.

В 268 году до н. э. римляне основали в устье реки Ариминус свою колонию, которая получила название Ариминум (Ariminum), а позже город был переименован в Римини. Амфитеатр был построен в начале II века нашей эры для гладиаторских боёв.

В плане амфитеатр имел форму эллипса и был крупнейшим в этом регионе (118 на 88 метров), он вмещал 12 000 зрителей. В дальнейшем амфитеатр был достроен и превращён в крепость, однако в Средние века жители частично разобрали его на стройматериалы.

Во время Второй мировой войны амфитеатр был почти полностью разрушен. Вот что осталось от него, это внешняя сторона:

А вот то, что сохранилось внутри. Не много, конечно Но только представьте себе, что всё это было построено 2000 лет назад! Когда-то здесь сидели зрители, а в центре арены сражались гладиаторы!

Амфитеатр сейчас окружён заборчиком, внутрь пускают только с экскурсией. На информационных стендах описана история амфитеатра, а это скульптурка гладиатора, которая была найдена во время раскопок:

Парк за крепостной стеной

Каждый город всегда окружала стена, служившая защитой от врагов. Сохранилась такая стена и вокруг центральной части города Римини. Мы идём вдоль крепостной стены по улице Восточных Бастионов (via Bastioni Orientali), по парковой зоне. Здесь прохладно и приятно! А за стеной, во внутренней части города, видны красивые дома-особняки:

Пальмы и олеандры:

Сегодня пасмурный день! Небо серое. Вдали виднеется церковь с колокольней:

Подойдём ближе. Церковь была построена в XII веке, перестраивалась в XVI веке. Первоначально это была церковь Св.Риты, а сейчас Св.Варфоломея и Св.Марино:

Сворачиваем на улицу А.Бертани:

Храм Малатестиано

Мы направляемся к Храму Малатестиано (Tempio Malatestiano). Княжеская семья Малатеста правила в этом регионе в XIII – XVI вв. Именно в этом семействе в XIII веке произошла знаменитая история Паоло и Франчески да Римини. Правитель Римини Джанчотто Малатеста женился на прекрасной Франческе, дочери правителя Равенны. Она полюбила его младшего брата, Паоло. Застав любовников на месте преступления, муж заколол обоих.

В середине XV века правителем Римини был Сиджизмондо Пандольфо Малатеста. Он приказал реконструировать и перестроить церковь Св.Франциска, построенную в XIII веке францисканцами.

Проект был грандиозным! Был задуман большой храм с огромным куполом и усыпальницей семейства Малатеста. Впрочем, купол так и не был построен. Не была закончена и верхняя часть фасада, это видно на фотографии.

Здесь происходит отказ от принципов средневекового готического стиля и возрождение приёмов античной архитектуры, в частности, появляются полукруглые арки вместо стрельчатых:

Великолепный портал! Над дверью храма мы видим «сандрик» – это декоративный карниз над окном или дверью. Сандрики бывают трёх видов: 1) прямые (в виде простого горизонтального карниза), 2) полукруглые,

3) треугольные, как здесь:

Входим внутрь. Здание храма просто огромное! Справа и слева находятся роскошные часовни-усыпальницы:

Сиджизмондо Пандольфо Малатеста был дважды женат. Затем он обратил внимание на юную Изотту, которая стала его возлюбленной и родила ему сына, и лишь позже, после смерти второй жены, он узаконил отношения с Изоттой. В дальнейшем С.П.Малатеста был отлучён от церкви по указу папы римского Пия II, который говорил о нём так:

«Он ненавидел священников, не веровал в будущую жизнь и считал, что души людей погибают вместе с телом. Это не помешало ему построить в Римини прекрасный храм в честь Св.Франциска.

Но он переполнил его языческими произведениями, так что казалось, будто это не христианский, а языческий храм, посвящённый языческим божествам.

В нём он соорудил гробницу своей наложнице — гробницу из великолепного мрамора превосходной работы, на которой, согласно языческому обычаю, приказал высечь надпись «Святилище божественной Изотты»

В часовне Ангелов (Cappella degli Angeli) высоко на стене находится усыпальница Изотты:

Над усыпальницей Изотты мы видим странный знак на синем фоне, похожий на символ доллара. Это монограмма SI, составленная из двух имён – «Сиджизмондо» и «Изотта». Усыпальницу подпирают слоны, которые являются символами семейства Малатеста:

В часовне делла Пьета (Cappella della Pietà) захоронены предки Сиджизмондо. Часовня украшена фигурами пророков и сивилл. В центре этой часовни маленькая скульптурная Пьета (оплакивание Христа), она находится в нише, меж двух колонн, а над ней раскрытая синяя раковина – вы видите её справа на этой фотографии:

В часовне Св. Сигизмунда на фреске изображён Сиджизмондо Пандольфо Малатеста, коленопреклонённый перед своим святым:

Часовня Планет (Cappella dei Pianeti), посвящённая Святому Иерониму, украшена зодиакальными фигурами. К сожалению, когда я пришла в Храм Малатестиано, я не знала, что здесь столько интересного! Поэтому я не заметила и не сфотографировала знаки Зодиака. На этой фотографии (над красной мраморной колонной) изображён Меркурий:

Заходим во внутренний двор с современной пристройкой. В пристройке располагаются церковные офисы, в том числе офис мормонов:

Внимательно рассматриваю мраморную стену храма. Здесь изображён герб семейства Малатеста и уже знакомая нам монограмма SI:

Прогулка по центру Римини

От храма направляемся по улице Tempio Malatestiano и подходим к церкви chiesa del Suffragio. Сейчас в здании церкви находится Музей города, а чуть правее – место раскопок Дома Хирурга, закрытое стеклянным навесом:

В средние века в Римини активно действовали различные духовные ордены – бенедиктинцы, августинцы, доминиканцы, францисканцы и др. Эту церковь построили иезуиты в 1721 году. Очень интересное оформление! Стена выглядит так, словно она сложена из плоских камней, уголками наружу:

К сожалению, Музей города по понедельникам закрыт, и мы туда не попали. По этой же причине мы не смогли пройти к месту раскопок – только посмотрели из-за стекла, но фотографии не получились.

Дом Хирурга был построен во II в.до н.э. Внутри него археологи нашли вазы, масляные лампы, статуэтки, бронзовую посуду, монеты, а также комплект хирургических инструментов и сосуды для приготовления лекарств. Экспонаты Дома Хирурга можно рассмотреть на информационном стенде:

В Римини есть несколько дворцов-палаццо. Классическое итальянское палаццо представляет собой 3-этажный городской особняк, его композиционным центром является внутренний двор, обнесённый арочными колоннадами.

Рядом с Музеем города находится Палаццо Гамбалунга. Его построил Алессандро Гамбалунга в 1614 году. Он завещал это здание и собранную им библиотеку городу. Мощный портал, зарешёченные окна с сандриками. Обратите внимание, на нижнем этаже над окнами треугольные сандрики, на втором этаже прямые, а на верхнем этаже сандриков вообще нет, поскольку верхние окна защищены от дождя длинным карнизом (то же самое я видела на зданиях у нас в Риге):

Итак, мы заходим во внутренний дворик Палаццо Гамбалунга, там мы видим аркаду и колодец:

Возвращаемся к вокзалу. По дороге мы видим великолепные особняки с колоннами и террасами, окружённые зелёными деревьями. Почему-то кажется, что люди там живут роскошно, неспешно и безмятежно – как жили в Древнем Риме:

Источник: http://strelnikova.lv/puteshestvija/it_4_rimini.html

Мощи Николая Чудотворца — Православный журнал

В 2017 году впервые за 930 лет мощи святителя Николая Чудотворца покидают пределы итальянского города Бари — теперь им смогут поклониться верующие в России. В ожидании этого события «Фома» подготовил небольшой справочный материал о принесении святых мощей на российскую землю. Поклониться мощам святителя Николая в Москве и Подмосковье можно и в другое время.

Когда привезут мощи Николая Чудотворца

Мощи святителя Николая будут пребывать в России с 21 мая по 28 июля 2017 года, за это время поклониться им можно будет в одном из двух городов:

С 22 мая по 12 июля в Москве, в Храме Христа Спасителя.

С 13 июля по 28 июля в Санкт-Петербурге.

Принесение мощей святителя Николая – уникальное событие. Следует отметить что почти тысячу лет они не покидали Италию. То, что их наконец принесут в Россию, стало результатом личной договоренности Патриарха Кирилла и Папы Франциска. Поэтому следует заранее подготовиться к тому, что желающих прийти к мощам будет очень много.

Мощи Николая Чудотворца в Москве 2017

Храм Христа Спасителя. Фото Сергея Милова/Журнал «Фома»

Специально для столь большого события в городе создан оперативный штаб, который уже успел опубликовать свои рекомендации относительно того, как лучше действовать, если вы хотите совершить паломничество к мощам святителя Николая.

Так, 22 мая святыня будет доступна для поклонения лишь во второй половине дня с 14.00 до 21.00. Поэтому организаторы настоятельно просят не планировать свой визит на этот день — вы можете не успеть. В дальнейшем, с 23 мая по 12 июля, доступ к мощам святителя Николая будет открыт с 8.00 до 21.00, но занимать очередь после 17.00 не имеет смысла — вы не успеете до закрытия храма.

Чтобы занять место в очереди следует проехать до станции «Парк Культуры» и пройти до Пречистенской набережной.

В целом святыня пробудет в Москве целых 52 дня, так что не стоит переживать — времени поклониться ей должно хватить всем желающим.

Где обычно находятся мощи Николая Чудотворца

Уже почти тысячу лет мощи святого Николая Чудотворца хранятся в городе Бари на самом юге Италии. Туда они были перенесены из города Мира, где при своей земной жизни святитель служил епископом. Сегодня этот город называется Демре и находится на территории Турции. В 1087 году итальянские купцы похитили оттуда мощи, чтобы перевезти их к себе на родину в Бари. Об этой авантюрной истории «Фома» уже рассказывал в своих статьях.

В католической базилике Святого Николая в городе Бари на данный момент хранится большая часть мощей святителя, здесь им могут поклониться паломники. Возле мощей регулярно проходят православные богослужения и даже совершается Литургия.

Другая часть мощей хранится на противоположном конце Италии — в Венеции, а точнее на острове Лидо, в католическом храме, который также посвящен святителю Николаю.

Маленькие частицы мощей святителя разнесены по всему мир.

В Россию будут привезены не все мощи из Бари, а только ребро святителя.

Мощи Николая Чудотворца в Петербурге 2017

Мощи святителя Николая будут пребывать в Петербурге с 13 июля по 28 июля, в данный момент в городе идет подготовка ко встрече святыни и организации доступа к ней паломников, однако более подробной информации о том, где и как можно будет поклониться святым мощам пока нет.

Источник: https://foma.ru/moshhi-nikolaya-chudotvortsa.html

Из Италии с любовью: мощи Николая Чудотворца отправились в Россию

Часть мощей Николая Чудотворца впервые за почти 930 лет прибывает из города Бари на юге Италии в Россию по договоренности между патриархом Московским и всея Руси Кириллом и папой римским Франциском. Как барийцы решились разделить благодать своего покровителя с россиянами, какие сложности  были при отделении части мощей и почему для православных так важен этот святой — в репортаже ТАСС.

“Он же может чудо совершить”

В нижней церкви базилики Святителя Николая торжественно и многолюдно. Паломники из России приняли участие в литургии и попеременно прикладываются к мраморной плите, под которой упокоены мощи святого. Еще несколько лет назад своды над гробницей были закопчены свечами многочисленных лампад, которые верующие православные и католики несут в храм в дар. Сейчас своды белые —  на смену свечам пришли электролампочки.

“Я впервые паломничаю. О том, что часть мощей будет принесена в Россию, только что узнала. Ехала специально, чтобы поклониться святому в Бари. Наверное, это будет что-то необычное, место  ведь намоленное”,  —  рассказала Ольга из Череповца. По ее мнению, святитель Николай имеет особое значение для православных россиян. “Он ведь Чудотворец, может чудо совершить, а у нас у всех есть дети, мужья, родные люди, которым нужна помощь”,  — добавила паломница.

Всего из России в Бари, второй по значению экономический центр Южной Италии после Неаполя, прибыли около 200 паломников. Традиционные поездки они совершают в декабре, ко дню кончины (в народе этот день именуется как Никола зимний)  и в мае —  ко дню памяти принесения мощей в Бари (Никола Вешний).

Как рассказал настоятель барийского Патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца, протоиерей Андрей Бойцов, в эти майские дни город, население которого составляет порядка 320 тысяч человек, становится почти русским —  так много россиян спешат поклониться святому. “До кризиса 2008 года и до 10 тысяч человек приезжали. В последнее время это в районе 4-5 тысяч человек на праздник”,  —  сказал настоятель.

Жизнь будущего святого

Николай, именем которого впоследствии в России назовут множество храмов и в честь которого будут нарекать детей, родился примерно в 270 году в римской провинции Ликия, в городе Миры. С самого детства в нем воспитывались христианские ценности.

В подростковом возрасте Николай все время проводил в храме, читал православные книги и много молился. Он отличался от сверстников своей религиозной образованностью и серьезностью. За это радение его удостоили чести быть чтецом, а затем и священником.

После смерти родителей юноша пожелал передать нажитое ими беднякам. На своем мирском пути Николай, по преданию, совершал множество чудес, прославивших его как божьего угодника, наделенного способностями исцеления и предсказания.

Именно поэтому в христианстве святого называют Николаем Чудотворцем.

Дожил святитель до глубокой старости, дату его смерти называют между 345 и 351 годами.

Бари и святитель Николай

Соленый воздух Адриатического моря пообтесал фасады базилики, которая в 2019 году отметит свое 930-летие. Впервые из открытых ворот храма выносят часть главной городской реликвии — ребро святителя Николая.

В специальном золоченом ковчеге, который весит 45 килограммов и закрывается на швейцарский замок, святыня будет погружена в открытый автомобиль и отправится в аэропорт, а оттуда в Москву —  в Храм Христа спасителя, где пробудет до 12 июля.

Затем мощи перенесут в Санкт-Петербург, а 29 июля, после 52 дней в России, реликвия должна вернуться в Италию.

Соответствующие документы подписали глава отдела внешних церковных связей  Иларион и барийский архиепископ Франческо Какуччи.

Для Бари святой имеет огромное значение еще и потому, что его имя фактически вернуло популярность византийскому городу, который едва не пришел в упадок после того, как сдался нормандцам в 1071 году. Как пишет в своих трудах архивист базилики Святого Николая Джерардо Чоффари, в это время Бари, самый богатый город Юга, не только вытесняется с ближневосточных рынков, но и рискует полностью потерять свое влияние в регионе.

“Предприимчивая городская знать была вынуждена была проявить недюженную изобретательность, чтобы выйти из этого трудного положения. Проект, на котором, в конце концов, остановились, заключался в похищении мощей Святителя Николая. Это должно было вернуть городу если и не статус столицы, то хотя бы значимость религиозного центра”,  —  говорится в статье профессора Чоффари.

Глава архива при базилике хорошо говорит по-русски и преподает русское богословие в экуменическом институте в Бари.

Кража из Мир

На стене в кабинете ученого —  точная копия оригинального списка имен барийских моряков, которые захватили и привезли из Мир Ликийских (ныне  —  город Демре в Турции) мощи святого в 1087 году. Делали они это в спешке, поэтому часть мощей  досталась венецианцам, которые позднее выкупили останки (примерно треть). Считается, что в Бари хранятся 85% мощей.

Список имен моряков нанесен и по периметру базилики. Стертые от времени и морского воздуха буквы проходят близ фигур волов, на которых, по преданию, из бухты Святого Георгия был доставлен в город деревянный ковчег с мощами. Когда-то у волов были золотые или бронзовые рога, но во время одного из турецких набегов они были украдены.

Без них фигуры напоминают собратьев известного вымышленного персонажа — ждуна. По легенде, волы не захотели сойти с места и тогда было решено построить здесь храм специально для мощей.  Сейчас это величественная базилика, выстроенная в романо-апулейском стиле.

Мощи упокоены в нижней части храма —  крипте, где под сводчатыми потолками каждый четверг идет православная служба.

Непростое решение

Приор базилики святителя Николая Чудотворца Чиро Капотосто рассказал российским журналистам, как жители Бари отнеслись к решению отделить часть мощей.

“В общем и целом мы можем сказать, что в основном у жителей положительная реакция. Но, как всегда есть противоречащие голоса, как в любой жизненной ситуации, но их немного”,  —  сказал глава общины.

Попытки договориться о принесении мощей в РФ предпринимались неоднократно, но ранее не находили понимания. “Священнослужители, которые заботятся о базилике, сначала это были бенедиктианцы, а с 1950-х годов — монахи Доминиканского ордена, ни разу ни отдавали частицу мощей.

Максимум, чем они могли поделиться — чистым неразбавленным миро от мощей святителя Николая Чудотворца.

В особых случаях они благословляли в дар частичку ковчега, в котором барийские моряки в 11 веке сюда принесли мощи”,  — рассказал настоятель Патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в городе Бари, протоиерей Андрей Бойцов.

Тем знаменательнее то, что в 2017 году в Россию отправится девятое левое ребро святителя, отмечает священнослужитель.

“Отрадно, что речь идет об очень символичной части мощей. Именно эта косточка была рядом с сердцем. И поэтому мы можем сказать, что в воскресенье сердце святителя Николая достигнет России. Впервые за 930 лет часть мощей святителя именно из Бари будет доставлена в Россию”, — считает приор Капотосто. Он выразил уверенность, что временное перенесение мощей внесет свой вклад в обновление контактов и диалога между Русской православной церковью и Римской католической.

В свою очередь архиепископ Бари Франческо Какуччи отметил, что православная проповедь 14 века называет его город “Счастливый Бари” за честь хранить сокровище — мощи святого Николая. Он выразил надежду, что историческое событие — временное перенесение части мощей в РФ — будет способствовать диалогу между Церквами.

Специальная операция

Профессор судебной медицины медицинского факультета в университете Бари Франко Интроне отметил, что исследователям  представилась уникальная возможность изучить мощи. Он отметил, что изначально планировалось изъять из раки крупную кость — голень, но размер отверстия в плите (5 сантиметров в диаметре) не позволил это сделать.

“Это был необычный опыт. Последний  раз мощи освидетельствовались более 60 лет назад  и мы не знали, в каком они состоянии. Мы использовали специальный инструмент — фиброскоп. Частица находилась в углублении, которое специально сделано  для того, чтобы собиралось миро, мощи мироточили. С определенными трудностями нам удалось. Это событие, конечно, вызвало массу волнений”, —  сказал Интроне.

Ученый отметил, что ребро доставили в лабораторию, где специальным образом оно было подсушено. Исследователей удивило хорошее состояние мощей.

“Если мы учтем,  что святитель Николай жил почти 1700 лет назад, то вызывает удивление сохранность этой частицы мощей. Она очень хорошо сохранилась, потому что мощи святителя Николая никогда не подвергались никакой консервации и бальзамированию”,- сказал ученый.

Он отметил, что трудно прогнозировать, что будет с ребром, если его долго хранить в капсуле, в которой оно помещено ковчег.

Путешествие в Россию

Сотни людей собрались на площади Святого Николая в Бари, чтобы проводить мощи в Россию. Это российские паломники и духовенство, и местные жители, для которых Николай Чудотворец — главный святой, и монахи Доминиканского ордена.

Сопровождают кортеж глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) и архиепископ Бари Франческо Какуччи.

Выполненный из благородных металлов ковчег покрыт защищенным стеклом, через которое верующие в России смогут увидеть реликвию. Почти тысячу лет до этого святыня хранилась скрытой от людских глаз, в замурованной гробнице нижней церкви базилики, под мраморной плитой весом более 30 тонн.

По прилету в Москву ковчег будет сразу перевезен в Храм Христа Спасителя к началу праздничного вечернего богослужения накануне дня памяти святителя Николая, отмечаемого православным христианами 22 мая. Вести службу будет патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 

Екатерина Ефимова

Источник: https://tass.ru/obschestvo/4268656

Гробница Николая Чудотворца: шокирующая правда или грандиозная пиар-акция

Турецкие археологи выступили с сенсационным заявлением: они полагают, что мощи Николая Чудотворца — самого известного христианского святого — никогда не покидали место его захоронения в городе Мира (ныне — Демре), хотя принято считать, что в 1087 году они были перенесены в итальянский город Бари. Новость прозвучала через несколько месяцев после исторического события — принесения мощей Николая Чудотворца из Италии в Россию, где с 22 мая по 28 июля им поклонились более двух миллионов человек.

Впрочем, заявление археологов было неоднозначно воспринято даже коллегами, не говоря уж о верующих. О том, чем обернется это открытие и в чем ученые могут заблуждаться, разбиралось РИА Новости.

Оплошность тысячелетия

«В рамках реставрационных работ, начатых в церкви Святого Николая, было произведено сканирование при помощи георадара и томографа, которое продолжается до сих пор.

В той части, которую мы называем апсидой, в параллельной северной и восточной частям зоне была обнаружено нетронутое  помещение, предположительно, относящееся к IV веку. Стены  этой конструкции кажутся  весьма прочными. Мы продолжаем вести работы.

Я полагаю, что, если удастся проникнуть внутрь этого помещения, мы сможем получить больше сведений о святом Николае», — рассказал в интервью Sputnik-Турция глава Департамента охраны памятников администрации провинции Анталья Джемиль Карабайрам.

Вероятность того, что найденная гробница принадлежит именно святителю Николаю, подчеркивает он, весьма велика. Святой был захоронен в церкви, которую затем заново отстроили в VI веке при императоре Юстиниане.

«Весьма вероятно, что при этом строительстве были сохранены нижние части  здания. Если это так, то при землетрясении 529 года нижняя часть могла почти не пострадать. Если бы она пострадала, то на снимках мы не увидели бы настолько целых стен», — допускает археолог.

Но подлинность гробницы, по его словам, может быть установлена «только в том случае, если в найденном помещении окажутся  плита с надписями и какие-либо артефакты, относящиеся к тому периоду».

Согласно принятой в христианстве версии, около 85% мощей Николая Чудотворца хранится в Бари и около 10% — в Венеции. В XX веке было проведено два исследования, в ходе которых подтверждено, что мощи в Венеции и Бари принадлежат одному человеку.

В 2017 году перед отправлением части мощей из Бари в Россию ученые провели очередное исследование святыни, подтвердив, что кость принадлежит малоазийскому греку, жившему в IV веке нашей эры.

«Косточка минерализированная. Несмотря на то что она достаточно хрупкая и, в отличие от костей живого человека, не такая эластичная, ее прочность в целом сохранена», — рассказывает профессор Франко Интроне, который руководил исследованием.

Однако турецкие ученые сомневаются в правоте своих коллег. «Они (итальянские ученые. — Прим. ред.) провели ДНК-тест, но не обнародовали его результаты. Здесь требовалось проведение более точного сверления и более точных работ. В данном случае важен тот факт, что было  обнаружено помещение, относящееся к IV веку. Если там не было произведено никакого вмешательства, это указывает на то, что принадлежность останков, найденных в XI веке, не доказана», — парирует Джемиль Карабайрам.

Вместе с тем турецкие археологи не сомневаются, что хранящиеся в Италии останки относятся к IV веку. Вот только не принадлежат ли они Николаю Чудотворцу? По словам турецких ученых, барийские купцы в XI веке похитили не те кости — поистине великая оплошность. Возможно, жители Миры просто ввели их в заблуждение.

В пользу этой версии говорит сама история о прибывших за мощами венецианцах. Они, войдя в храм, обыскали гробницу святителя, но ничего там не обнаружили. Тогда они начали пытать стражей храма и выяснили, что в там находятся мощи еще двух человек — дяди Николая Чудотворца и мученика Федора.

Именно их останки венецианцы сперва и взяли, но затем, согласно хронике, вернулись и нашли мощи святителя Николая под храмовым алтарем.

«Один из десятка Николаев»

21 мая 2017, 02:05

Николай ЧудотворецИменно из-за наличия в храме еще двух гробниц доводы турецких ученых сразу подверглись критике: возможно, они обнаружили как раз могилу дяди святителя либо мученика Федора.

А вот историк Александр Бугаевский и вовсе утверждает, что никакого дяди у святителя не было. Дело в том, что у Николая Чудотворца есть тезка, живший в том же регионе примерно в ту же эпоху. Речь идет о святителе Николае Пинарском, которого тоже называли Чудотворцем.

«В описании его жития вообще упоминаются 17 разных Николаев в одном месте, в одно время (при императоре Юстиниане). То есть это было очень распространенное имя — как у нас Иван, например. Конечно, там в разное время были разные святители. Могли среди них быть и Николаи. Это все бесконечная путаница», — отмечает он.

Проблема еще и в том, поясняет историк, что до VIII века житие Николая Чудотворца существовало в небольших отрывках. Лишь около 810 года греческий архимандрит Михаил собрал фрагменты в единый текст.  Однако даже представители Церкви обращали внимание на то, что он изобилует несоответствиями, в том числе и хронологическими. Исследователи объясняют это тем, что в жизнеописание Николая Чудотворца добавили куски из жития Николая Пинарского.

«Поэтому и возник такой винегрет», — поясняет Бугаевский.

Вместе с тем историк сомневается в правоте турецких ученых. Во-первых, мощи святителя не были изначально погребены в храме, поскольку его построили на месте захоронения спустя двести лет после смерти святого.

Во-вторых, история почитания гробницы Николая Чудотворца, как полагает ученый, не прерывается вплоть до XII века.

«Нахождение мощей именно на том месте в храме (которому сейчас поклоняются верующие. — Прим. ред.) несомненно.

В хрониках описывается, какая трагедия была для мирян, когда мощи увезли», — заявляет Бугаевский.

«А может, это один из десятка других Николаев», — добавляет он о найденной теперь под храмом гробнице.

Историк Александр Бугаевский отметил, что после похищения мощей итальянцами Греческая церковь так на них обиделась, что в ней до сих пор нет праздника перенесения мощей святителя, который отмечается 22 мая (Никола Вешний в русской православной традиции. — Прим. ред.). Кроме того, сенсационное заявление властей Антальи может быть просто попыткой привлечь туристов.

Кстати, они уже хлынули в город, что подтвердили в администрации Антальи. А если окажется, что турецкие археологи правы, то он может стать одним из мировых центров паломничества.

«К счастью, мы располагаем всеми необходимыми для этого ресурсами. Ранее число туристов, приезжающих в Демре, доходило до 700 тысяч. Теперь мы вновь можем достичь подобных показателей. Инфраструктура города позволит принять всех туристов», — отмечает мэр города Демре Сулейман Топчу.

Возможно, это станет ощутимым ударом по экономике итальянского Бари: только из России в этот город приезжают более 70 тысяч паломников в год.

Впрочем, в Русской православной церкви уверены, что подлинность мощей в Бари подтверждается многочисленными случаями исцелений.

«Очень часто люди, которые получили помощь от святителя, свидетельствуют об этом. Я регулярно совершаю здесь богослужения в течение шести лет и даже за этот относительно недолгий период ко мне обращалось много людей, которые засвидетельствовали факты исцеления от таких недугов, как, например, онкология на последних стадиях, — заверяет настоятель патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в городе Бари протоиерей Андрей Бойцов.

В России зря стояли?

Уже в первый день пребывания в России, 22 мая, к мощам Николая Чудотворца выстроилась очередь на полтора километра. И тут же многие, в том числе и церковные люди, стали задавать вопросы о целесообразности многочасового ожидания в очереди. Казалось бы, зачем это нужно, если только в Москве и Московской области частицы мощей святителя есть в 26 храмах.

А если окажется, что мощи Николая Чудотворца никогда не покидали Турции? Выходит, зря стояли?

В Церкви уверяют, что не зря. Главным является то, подчеркивают представители православного духовенства, что люди совершили полезное для души дело — небольшое паломничество. «Здесь может быть что хорошо: люди, которые никогда бы в храм не пришли или нескоро это сделали бы, в данном случае переступили его порог. Пусть даже мы потом будем обсуждать, сколько там искренней веры было и так далее. Но они пришли, и, я думаю, это важно само по себе.

А что касается почитания святых, то им можно помолиться в любом месте, в том числе около мощей», — полагает протоиерей Павел Хондзинский.

Конечно, для христианства, объясняет он, «важно историческое измерение». Но в случае со святынями Церковь опирается не на данные археологии, а «на проявлении благодати Божьей» в виде многочисленных чудес.

В православии мощи являются не просто историческим артефактом, а «живым соприкосновением» верующего с таким же живым святым.

«Где находятся его мощи, наверное, не самое главное. Главное, что они есть и мы можем около них помолиться», — заключает богослов.

Источник: https://ria.ru/20171007/1506349036.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
Какую религию исповедовали финны

Закрыть