Где находится гробница святого Николая

Турция. Демре. Древний город Мира и Церковь Святого Николая Чудотворца

Где находится гробница святого Николая

Сегодня я расскажу о небольшом городе в Турции Демре (Demre), в который мы заехали во время одного из наших самостоятельных путешествий по Турции. Чем знаменит этот город?

  • во-первых тем, что здесь находится древний город Мира (Myra) или Мира Ликийская, а точнее его руины, который интересен своими скальными гробницами и амфитеатром.
  • во-вторых, город считается родиной Святого Николая. Да-да, нашего зимнего Святого Николая, который приносит нам подарки 19 декабря (может находили у себя под подушкой в этот день конфетки?  Источник: http://olgatravel.com/2014/06/demre-myra-i-cerkov-svyatogo-nikolaya/

    Мира (Демре) и Церковь Святого Николая Чудотворца

    Где находится гробница святого Николая
    Ликийские скальные гробницы – Мира (Демре)Древний город Мира находится совсем рядом с современным городом Демре. Небольшой по размерам Демре, расположенный в провинции Анталии. Расстояние от Анталии до Демре 140 км, а от Кемера 100 км. Демре – это святыня для христиан, приезжающих в Турцию. Это место паломничества и святой веры, город, где проповедовал Св. Николай Чудотворец. Ежегодно его посещают тысячи туристов из разных стран.

    История города Мира

    Древний город Мира (Демре) на картеКогда был основан город Мира, точно не известно, но руины и скальные гробницы, находящиеся вокруг Демре и датируемые пятым веком до нашей эры ликийские надписи, проливают свет на древнюю историю города. Город был расположен всего в пяти километрах от Средиземного моря и имел свою гавань – Андриаке. По историческим данным Мира входила в Ликийский союз и являлась одним из крупных городов Ликии. Город имел стратегическое значение, и в III-II веках до н.э., получил право чеканить свои монеты. В римский период Мира стала столицей римской провинции. Св. Павел при направлении в Рим в 60 году нашей эры остановился в этом городе и заменил судно. В четвертом и пятом веках Мира становится важным религиозным и административным центром под контролем Византии, но после вторжения арабов в седьмом веке нашей эры, город потерял свою значимость, а позже сильно пострадал от наводнений реки Мирос. Большая часть древнего города Мира до сих пор не раскопана, но театр и скальные гробницы с надписями на ликийском языке всегда привлекают множество туристов.

    Мира сегодня – Демре

    Театр древнего города МираВ наши дни в Миру можно достичь пройдя через домики, теплицы и апельсиновые поля вдоль Демре. Дойдя до местности в глаза бросается в первую очередь самый большой и наиболее сохраненный до наших дней театр Ликии, расположенный на южном склоне акрополя. Расположенный на склоне холма греко-римский театр состоит из двух концентрических полукругов. Имелись 29 рядов для зрителей и еще 6 рядов наверху. Театр был вместимостью от девяти до десяти тысяч человек. Сцена сохранилась вплоть до второго этажа. Каменные блоки в месте оркестра, находящиеся в виде груды свидетельствует о существовании в свое время показного фасада, украшенного статуями и уникальной архитектурой. Сводчатые галерии служат в качестве входа-выхода и прохладным местом для посетителей в летние дни.

    • Греко-римский театр древнего города
    • Выразительные рельефы театральных масок
    • Театр построен из каменных блоков из местного камня
    • Ликийские гробницы в скалах

    Святой Николай Чудотворец

    Исторические данные гласят, что Святой Николай – в православии Николай Чудотворец, а в католической религии Санта Клаус – происходил из зажиточной знатной семьи. Он был рожден, приблизительно, в 270 году в городе Патара, недалеко от Миры. Мать с отцом были очень набожными людьми и с детства приучали Николая к духовной культуре, к изучению религиозных книг. Он посещал церковь.

    Когда родители умерли, начал помогать людям от имени Бога, и целиком посвятил себя духовной жизни. Примерно в 300 году, Николай был избран епископом Миры, и прославился справедливостью, святостью и непогрешимостью, проводя все время в молитвах и отдавая все силы и знания на благо людей. Святой Николай умер, примерно, в 345 году.

    Его мощи положили в мраморный саркофаг и похоронили в церкви города Мира, где он прослужил всю свою жизнь, и они долго хранились нетленными, а прихожане получали от них исцеление. Во времена арабских набегов на Византию (VII-VIII вв), церковь неоднократно разрушалась. В одиннадцатом веке итальянские купцы перевезли мощи святого в Италию, где они хранятся в церкви Святого Евстафия, в городе Бари.

    К счастью, часть реликвии осталась не разграбленной, и некоторые фрагменты черепа, сейчас хранятся в Анталии, в Музее археологии. В христианстве Святой Николай почитается как чудотворец, является покровителем мореплавателей, путешествующих, заключённых и сирот.

    Церковь Святого Николая Чудотворца

    Храм Николая Чудотворца – общий вид

    Во втором веке произошло сильнейшее землетрясение. Святилище греческой богини – Артемиды в городе Мира было разрушено. Церковь Святого Николая Чудотворца была построена в четвертом веке византийскими зодчими на месте древнего храма богини Артемиды. После арабских набегов церковь была разрушена и пришла в запустение.

    В VIII – X веках, когда правили византийский император Константин, а затем императрица Зоя, храм заново восстановили, а также, возвели высокие стены. Не только войны несли разрушения. Церковь Николая Угодника была полностью затоплена водами близ протекающей реки Мирос. (Поэтому и пол церкви ныне находится на семь метров ниже уровня земли).

    Немало времени прошло, прежде чем случайно повторно обнаружили церковь. В 1850 году развалины посетил русский путешественник А. Н. Муравьёв и возбудил почин по сбору средств на восстановление храма. На собранные средства, была выкуплена территория храма у Османского правительства и восстановлена часовня.

     Окончательные раскопки и реставрация церкви начались только ближе к девяностым годам.

    • Памятник на площади перед церковью
    • Внутренний вид церкви
    • Алтарь и колонны вокруг алтаря
    • Мозаика пола церкви святителя Николая

    Архитектура церкви Святого Николая

    План церкви Святого Николая в Демре

    Храм имеет вид православной базилики, в форме креста. Постройка содержит: внутренний двор; два вестибюля; большое, куполообразное помещение; два небольших зала по бокам; две круглые и одну квадратную маленькие комнаты. Изначально, крышу церкви венчал купол, но после реставрации, он был заменен сводом. В полукруглой части, сопряженной с большим залом, вдоль стен, к алтарю спускаются высеченные из камня скамьи.

    Центральный зал, отделяется от двух малых залов, проемами в виде арок. В главном зале есть коридор с колоннами. Коридор устроен так, что даже шепот хорошо слышен со всех сторон. Поэтому древние священнослужители во время молитвы без труда общались между собой. Через сводчатые ворота можно пройти в другие помещения, построенные в византийский период для разных целей. Пол церкви выложен орнаментом из различных видов камня.

    По словам историков, некоторые из этих мозаик, остались от храма Артемиды, где впоследствии была построена церковь. Ниши церкви украшены ликами святых. В одной из ниш находится саркофаг из белого мрамора, где, предположительно и находились мощи святого. За комнатами церкви есть сад, который окружен высокими стенами. В углу сада – четырехугольный каменный резервуар для воды.

    Древние каменные саркофаги, украшенные красивыми рельефами с узором из растений, расположены вокруг.

    Ежегодно, 6 декабря, в день смерти Святого Николая, христиане со всех уголков мира собираются в храме для поминальных служб и чтобы поклониться святым мощам. Святому Николаю по сей день молятся о счастье, хорошей жизни, о близких людях, которые находятся в отъезде, о здоровье детей.

    ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

    Источник: https://cappadociavisit.com/mira-cerkov-sv-nikolaya/

    Святая Русь и Италия у мироточивой гробницы святителя Николая Мирликийского в Бар-граде

    Где находится гробница святого Николая

    Часть 1. Почитание святителя Николая в России и Италии

    Часть 2. Восстановление древней Сионской базилики и сооружение временного русского храма во имя святителя Николая в Мирах Ликийских Часть 3. Построение русского храма во имя святителя Николая и при нем странноприимницы для паломников в Бар-граде

    Часть 4. Сооружение нового Николо-Александровского храма в Петрограде

    Часть 1. Почитание святителя Николая в России и Италии Великий угодник Христов, святитель и чудотворец

    Святитель Николай Мирликийский.

    Фреска Дионисия

    Николай, архиепископ Мирликийский (в Малой Азии), святостью своей высоко аскетической жизни, глубоким христианским смирением, исключительной щедростью и любовью к тайному милостынедательству бедным и в тяжелых обстоятельствах жизни обретающимся, стяжал себе великую любовь и почитание еще при жизни среди своей паствы. Его горячая ревность о чистоте веры православной и неусыпное рачение о спасении чад Христовой Церкви, наипаче же вверенных его отеческой благопопечительности, засвидетельствованы были открыто и безбоязненно на Первом Вселенском Соборе среди 318 отцов, где находился и святитель Мирликийский Николай, когда из уст злочестивого Ария, пресвитера Александрийского, он услыхал хуления о Сыне Божием. С этого времени слава о мужественном поборнике Православной Церкви пронеслась по всей вселенной и сопутствовала ему до самой его блаженной кончины, которую искренними горячими слезами оплакала любящая его паства, лишившаяся в нем попечительного отца-руководителя, скорого помощника в бедах и нуждах и защитника вдов и сирот и всех в жизни обездоленных. Древняя базилика в Мирах Ликийских. Реконструкция
    Разбитая гробница свт.Николая в Мирах Ликийских. Фотография из книги: свящ. Алексия Ястребова «Святыни Венеции. Православный историко-художественный путеводитель по святыням собора святого Марка и церквям города»

    Мощи Святителя Христова, прославленные истечением многоцелебного и благоуханного мира, были честно и торжественно погребены в мраморной раке в величественной соборной Сионской базилике, созданной трудами и заботами родного дяди святителя Христова Николая, в ее нижней полутемной части.

    Здесь это великое драгоценное сокровище православного христианского мира оставалось сокрытым даже от взоров усердных почитателей и непрестанных молитвенников, обращавшихся за помощью и предстательством у Престола Отца Небесного к святителю Николаю, особенно во все то время, когда город Миры Ликийские и вся Малая Азия попали под владычество нечестивых агарян (около 1036 г.

    ), разрушивших и сам величественный христианский храм — место вечного покоя великого угодника Христова.

    И только по особому Промыслу Божию не без соизволения святителя Христова Николая его многоцелебные и мироточивые мощи благочестивыми обитателями итальянского града Бари — греками, — были извлечены из-под спуда, явлены всему христианскому миру, торжественно ими перевезены на корабль и положены сначала в храм св. Предтечи, а отсюда перенесены в нынешнюю базилику, созданную папой Урбаном II в честь святителя Николая.

     Базилика Сан Никола, в которой покоятся мощи Св. Николая (г. Бари, Италия).
    Город Бари в течение трех столетий принадлежал Византии. Гробница святителя Николая находится в том месте, где была резиденция византийского императора и православный храм
     

    Настоящее событие, совершившееся в 1087 году, по словам церковной песни, было «светлым торжеством» не только для одного маленького итальянского города Бари и проживавших в нем благочестивых греков, выходцев из Византии, но и с ними «ликовствовала и вся вселенная», ясно понимая, что чтимому угоднику Божию был найден подобающий и честный покой. Сюда-то непрерывной волной и потекли с того времени благочестивые паломники от запада и севера, чтобы достойно и праведно величать святителя и у гроба его черпать силу и утешение в несении креста, какой посылается Провидением каждому из них.

    В почитании сего святителя соревнуют между собой церкви западная и восточная в одинаковой почти мере, но особенно близок и дорог этот милостивый заступник и благомощный покровитель обитателям града Бари, где обретаются его мироточивые мощи, и русскому боголюбивому православному народу, который с самого принятия христианства воспылал особенной горячей любовью к святителю Христову Николаю Чудотворцу.

    Торжественная служба на день перенесения мощей святителя, по мнению некоторых наших ученых, была составлена якобы русским иноком Печерской обители Григорием или даже русским митрополитом Ефремом в 1097 году.

    Но кто бы ни был вдохновенным творцом этой службы, одно несомненно: что он легко мирится с тем, что «мирская страна молчит» (стихира на литии), лишившись своего «хранителя», и, забыв о печальных трениях между восточной и западной церквами, спокойно взирает на то, что мироточивые мощи святителя находятся в «латинском языке» (3-й тропарь 1-й песни Канона) или «в латынех» (1-й тропарь 9-й песни).

    Таким образом, у мироточивой гробницы с мощами святителя Христова Николая в Бари на самых же первых порах их пребывания здесь объединились в чувствах первых глубокого благоговейного почитания и молитвенного горячего чествования сего святителя сосредоточенно-вдумчивая Святая Русь и жизнерадостная Италия.

    Град Барский, населенный не одними греческими выходцами, но в большей части природными итальянцами, «радовался», видя у себя драгоценные мощи св. Николая, а Русская Церковь, составляющая часть «всей вселенной», «ликовствовала» с ним, имея в виду, что святые мощи изъяты из рук нечестивых агарян и находятся среди христиан — горячих почитателей великого угодника Христова.

    Как же и чем можно объяснить это исключительное благоговейное почитание святителя Христова у нас, русских, и у итальянцев?

    Причина этого кроется в присущей обеим народностям глубокой религиозности, проникающей во все стороны их жизни и деятельности, и любви к пышной церковной обрядности.

    Личные качества святителя, восхваляемые составителями его жития и описывателями многоразличных чудес, явленных им по молитвам к нему обращающихся, пришлись по душе впечатлительным и горячо отзывчивым на все доброе и прекрасное народам — русскому и итальянскому.

    В чудном старческом лике святителя Христова Николая наш художник сумел отпечатлеть все отличительные черты облика зрелого русского человека с лицом, окаймленным небольшой густой с проседью бородой, со спокойным любовным взором, с широким челом, изборожденным легкими складками, — признак глубокой думы.

    Простой же русский народ в своем стремлении приблизить к себе святителя Христова — грека, уроженца города Патары, пошел еще дальше и постарался обрусить его даже в одеянии. По его представлениям, св. Никола зимний должен быть в «шапке»-митре, а летний Никола — с открытой головой.

    Наоборот, итальянский художник, придав лику святителя Николая мягкие черты благодушного старца итальянца, в одеянии епископского сана католической церкви, окружил его маленькими детьми, простирающими к ему свои нежные ручки, желая выразить в этом присущую итальянцам любовь к семейной жизни и детям.

    Пышные  празднества перенесения мощей святителя Николая венецианцами изображены

    на картине итальянского художника Гвидо Рени (1575-1642), хранящейся в Лувре

    Нисколько не удивительно, что чествование сего святителя у того и другого народа выражается далеко неодинаково. Итальянцы празднуют день свт. Николы шумными народными крестными ходами с парадами войск, с хорами музыкантов и с роскошным освещением городских улиц и площадей электрическими фонарями и разноцветными лампочками, ибо этого требует живой, веселый характер итальянского народа.

    Величаво, но спокойно и благоговейно в своих благолепных храмах, посвященных его имени и во множестве рассеянных по необъятному лицу Русской земли, празднует тот же день русский богоносный народ длительными всенощными богомолениями, торжественными архиерейскими богослужениями, величественными крестными ходами и распеванием детьми коляд (в Малороссии) в честь св.

    Николая с припевом: «Святый Николай, всему миру помогай».

    Нередко во имя той же любви и глубокого почтения к свт. Николаю русский набожный человек с котомкой за плечами и с посохом в руке на праздник в честь свт.

    Николая идет за сотни верст к обители, где чествуют чудотворные древние иконы сего милостивца святителя, или даже презирая все трудности пути и полное незнание нравов и обычаев итальянского народа и неумение с ним вступить в живой обмен мыслями, шествует спокойно к мироточивому гробу святителя Христова и перед ним под непонятный для него язык латинских молитв и песнопений изливает там свои наболевшие скорби и сердечные туги.

    Этот страдный крестоносный подвиг паломничества к мощам святителя Николая, как знак высокого молитвенного почитания сего угодника Божия, присущ православному русскому человеку настолько, что в этом подвиге объединяются и Великий Государь богохранимой Российской державы, и юный князь императорской крови, только что покинувший школьную скамью и всецело готовый по единому слову Державного Вождя восприять мученический венец на поле ратном за славу и благоденствие дорогой родины, и русский ученый, и богобоязненный купец, и трудолюбивый земледелец. Для всех идущих к этому святому гробу готово высокое нравственное удовлетворение и трогательное до слез душевное утешение, омрачаемое лишь одним печальным сознанием, что у гроба дорогого святителя нет места дивным песненным хвалениям на родном языке с русским священником.

    Но и русский, и итальянец, объединенные любовью к святителю Христову Николаю, несмотря на далекое пространство, их разделяющее, на разность их верований, несходство их природного характера, невозможность за незнанием языка, войти в живое непосредственное общение, были проникнуты издавна чувствами сердечности и взаимного тяготения друг к другу.

    Ужасное мессинское землетрясение и человеколюбивая самоотверженная отзывчивость наших моряков в это время вызвали в итальянском народе чувства живой благодарности и усугубили существовавшие доселе дружеские чувства к России.

    Эти чувства, как увидим ниже, с особой выразительностью высказались, когда высочайше учрежденный Барградский комитет на приобретенном им месте заложил первый камень русского в Бар-граде храма во имя свт. Николая и странноприимницы при нем.

    С самого начала нынешней беспримерно тяжелой войны итальянский народ проявил к России весьма благожелательные чувства, объявив строгое невмешательство и приняв на себя защиту русских подданных в пределах Оттоманской империи. Русские, захваченные войной в пределах Германии, Австрии и других стран и возвращавшиеся в свое отечество через Италию, встречали повсюду в ней гостеприимство и полное сочувствие.

    Все это, по молитвам великого предстателя и покровителя России и Италии святителя Христова Николая, завершилось ныне самым дорогим для нас и навсегда незабвенным событием: в ночь накануне 9 мая, день памяти перенесения мощей свт. Николая, Италия открыто объявила себя союзницей России и стала на защиту права и справедливости с державами Тройственного соглашения против жестоких и коварных угнетателей народов — немцев и швабов.

    Часть 2. Восстановление древней Сионской базилики и сооружение временного русского храма во имя святителя Николая в Мирах Ликийских

    Глубокое благоговейное почитание святителя Христова Николая русским народом и непрекращающееся тяготение сего последнего к его мироточивым нетленным мощам послужили причиной для зарождения в России так называемого мирликийского вопроса, перешедшего затем в барградский, ныне, благодарение Богу, близящийся к своему благополучному разрешению.
     

    В начале 1850 года известный русский паломник-писатель А. Н. Муравьев на обратном пути из Иерусалима в Россию случайно посетил место подвигов и блаженной кончины святителя Николая Чудотворца, запустелый город Миры Ликийские и в нем печальные развалины древнего Сионского храма, где первоначально почивали мощи свт.

    Николая Чудотворца до перенесения их в 1087 году в Бар-град. Пораженный убожеством этих драгоценных и близких русскому сердцу развалин, А. Н.

    Муравьев воспылал горячей ревностью во что бы то ни стало приобрести их в собственность России с целью восстановить древний храм на этом месте высоких архипастырских подвигов и вечного упокоения в течение нескольких веков свт. Николая, Мирликийского Чудотврца.

    Источник: https://www.ippo.ru/historyippo/article/svyataya-rus-i-italiya-u-mirotochivoy-grobnicy-svy-201490

    Мощи святителя Николая Чудотворца Мирликийского

    В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

    Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.

    В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те, и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах.

    Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая. Монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя.

    Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп — 300 золотых монет.

    Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи святителя.

    В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.

    Ввиду отсутствия ковчега пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно

    8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая, освящена папой Урбаном II.

    Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 (22 н.ст.) мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар.

    В других странах христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь.

    Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей святителя была для нее событием печальным.

    Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая было установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства.

    Слава о чудотворениях, явленных святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу. Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека.

    Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь угодника Божия.

    Сказания о чудесах святителя, совершенных на русской земле, стали записываться еще в глубокой древности. Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар град появилась русская редакция жития и повести о перенесении его святых мощей, написанная современником этого события. Еще ранее было написано слово похвальное Чудотворцу. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.

    В честь святителя Николая воздвигались многочисленные храмы и монастыри, русские люди называли его именем своих детей при крещении. В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого святителя. Наиболее известные среди них образы — Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный. И, наверное, нет ни одного дома и ни одного храма в Русской Церкви, в котором не было бы образа святителя Николая Чудотворца.

    Подворье

    Патриаршее Подворье святителя Николая в Бари состоит из красивейшего храма, уютных построек для приема паломников, восхитительного большого сада. Этот комплекс — духовное пристанище для странников из России, которые посещают город в надежде увидеть мощи Святителя.

    Церковь и подворье строилось на деньги, сбор которых шел по всей Российской империи. Так как долгое время не удавалось восстановить храм св. Николая Чудотворца в Мире Ликийской, в 1911 году был основан комитет Бар-града, которому покровительствовал сам император. Задачей организации являлось возведение в Бари постоялого двора для путешественников, которые стекались к мощам великого чудотворца, а также сооружение церкви, достойно отражавшей православное искусство.

    Празднование памяти Чудотворца установлено 19 декабря и 22 мая, вот тогда то и устраивался Барградский сбор. Комитету были также переданы пожертвования на церковь от княгини Елизаветы Федоровны в сумме 3 тысячи рублей, от императора Николая II было получено 10 тысяч и внушительная сумма 246 тысяч рублей, которые ранее были собраны на храм в Мире Ликийской.

    Весной 1912 года уже был готов проект, составленный знаменитым знатоком древней храмовой архитектуры А. В. Щусевым, в личном архиве зодчего сохранилось множество рабочих чертежей, эскизов, различных вариантов создания внутренней отделки, разработанных до мельчайших деталей. Однако из-за начавшейся революции работы были остановлены, а памятник зодчества до сих пор находится без задуманного богатого интерьера.

    Базилика Святого Николая

    Один из символов города, церковь была воздвигнута в 1087-1197 годах для того, чтобы хранить в ней мощи Святого Николая. Как рассказывает предание, когда город Мира в Ликии перешел к мусульманам, Бари и Венеция, соперничавшие между собой, стали бороться и за право обладать ценной христианской реликвией.

    От Бари была организована экспедиция из 62 моряков, которые быстрее венецианцев сумели завладеть мощами Святого Николая и доставили их в Бари 9 мая 1087 года. Временно останки святого были помещены в бенедиктинский монастырь на хранение аббату Илье, которому было поручено немедленно начать строительство храма для размещения в нем святыни.

    Работы начались в июле того же года, а в октябре 1089 специально прибывший по этому случаю папа Урбан II перенес мощи святого Николая в крипту базилики.

    Построена базилика в стиле апульской романики и находится в самом центре старого города, на широкой площади, неподалеку от морского побережья. Выступающий фасад, простой и одновременно торжественный, разделен на три части пилястрами, увенчан арками, центральный портал богато украшен резьбой. По обеим сторонам фасада возвышаются две укороченные башни-колокольни.

    Внутри базилика в форме латинского креста разделена на три нефа, центральный из который пересекают три поперечные арки, добавленные в XV веке после землетрясения. Потолок украшен резьбой и позолотой, а также фресками XVII века. Над главным алтарем возвышается киворий XII века.

    Две лестницы в глубине нефов ведут в крипту, где под центральным алтарем покоятся останки Святого Николая.

    Справа от главного портала — боковой вход в базилику, слева — вход в музей Святого Николая.

    Богослужения

    Богослужения проходят в городе Бари, Базилика Святителя Николая (Basilica di San Nicola), Largo Abate Elia, 13 70122 Bari.

    Церковь открыта ежедневно с 7:30 – 13:00 и с 16:00 – 19:30. Вход бесплатный.

    Каждый четверг в 10:30 церковь начинает Богослужение с Евхаристией (кроме Великого Поста)

    Как добраться: в город Бари ходит паром до порта, храм располагается рядом с морским побережьем. От порта до церкви можно дойти пешком за 10 минут, железнодорожный вокзал находится в 15 минутах ходьбы.

    Паломничество к мощам святителя Николая Чудотворца в Бари

    22 мая, в день праздника перенесения мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских, митрополит Ювеналий и губернатор Московской области А. Ю. Воробьев с сопровождающими их лицами совершили паломничество к мощам святителя Николая, которые пребывают в главной базилике итальянского города Бари.

    Ранее прибывший в Италию Хор духовенства Московской епархии под управлением священника Сергия Голева выступил с концертом в кафедральном храме города Полиньяно-а-Маре. Небольшой городок в получасе езды от Бари расположен на скалах, с которых открывается изумительный вид на море.

    Величественная базилика XI века была заполнена жителями города и гостями фестиваля «Летний сад искусств», участником которого уже второй раз становится Хор духовенства Московской епархии. Концерт, который продолжался более полутора часов, открылся исполнением пасхальных песнопений: «Христос воскресе» Кастальского и «Радуйтеся, людие» Сарти.

    Вслед за несколькими церковными песнопениями [ор исполнил арию Князя Игоря из одноименной оперы Бородина (солист — иеродиакон Ювеналий (Лапшин)). Бурные аплодисменты вызвала обработка русской народной песни «Березка» (солист — священник Димитрий Шмаров). С замиранием сердца зал слушал песню военных лет «Эх, дороги» в исполнении протодиакона Сергия Гайдаша.

    Лирическая песня «Голубка» спетая диаконом Василием Костёркиным на итальянском языке вызвала продолжительные овации, а протодиакону Сергию Трутневу, который исполнил Легенду о 12-ти разбойниках, слушатели аплодировали стоя. Русская народная песня «Калинка», которую хор исполнил впервые, оказалась знакомой и в этом уголке Европы: гости концерта с воодушевлением подпевали и традиционно хлопали на припеве.

    Музыкальная часть вечера завершилась исполнением величественного «С нами Бог» Зиновьева. Под нескончаемые аплодисменты и крики «браво» была сделана общая фотография с организаторами фестиваля. В завершение праздничного вечера участники хора смогли приложиться к самой почитаемой святыне города — мощам святого мученика Вита (IV век). Реликварий, который доступен для посещения лишь трижды в году, был открыт специально для Хора духовенства Московской епархии.

    Вечером 21 мая, по прибытии в Бари, митрополит Ювеналий и высокие гости посетили собор святителя Николая, где, спустившись в крипту, совершили молебен и поклонились мощам святого.

    Клин правосланый

    Источник: http://klin-nikolskiy.cerkov.ru/zhitiya-svyatitelya-nikolaya-chudotvorca-mirlikijskogo/perenesenie-moshhej-svyatitelya-nikolaya-chudotvorca-iz-mir-likijskix-v-bar/

    Римини церковь Св.Николая мощи как добраться, амфитеатр, храм Малатестиана

    Церковь Св.Николая

    Древнеримский амфитеатр

    Парк за крепостной стеной

    Храм Малатестиано

    Прогулка по центру Римини

    Церковь Св.Николая

    На этот раз мы приехали в центр Римини для того, чтобы посетить церковь Св.Николая, где хранятся мощи Св.Николая, а также чтобы совершить прогулку по Римини. Церковь находится недалеко от железнодорожного вокзала, на пересечении трёх улиц: Piazzale C.Battisti, Via F.Graziani, Via R.Ravegnani. Как добраться до церкви? Могут быть разные варианты:

    1. Нужно идти от ж/д вокзала по улице Piazzale C.Battisti (если повернётесь лицом к вокзалу, то справа будет туристический центр, а улица идёт в левую сторону). Увидите церковь.

    2. Мы ехали на 11-м автобусе со стороны Bellariva, Marebello, Rivazzurra, Miramare. Надо выходить на остановке № 5 (то есть, на одну остановку раньше, чем ж/д вокзал, который находится на остановке № 4).

    Вот как выглядит Церковь Св.Николая. Это здание было построено в 1955 году на месте прежней церкви, разрушенной во время войны:

    В 1177 году епископ Гульто похитил в г.Бари кость левого предплечья мощей Св.Николая. После этого епископ поехал в Римини, где он намеревался сесть на корабль, а затем перевезти святыню в свой монастырь в Германию.

    Но как только корабль вышел из порта Римини, началась буря и прибила корабль к берегу. На второй и третий день произошло то же самое. Епископ раскаялся и оставил мощи в церкви Св.Лоренцо в порту города Римини.

    Вскоре римский папа Александр III проверил эту частицу мощей на подлинность – он поднёс её к огню, и разнеслось благоухание!

    Церковь теперь имеет название «chiesa di San Nicolò al Porto» (церковь Св.Николая в Порту). По воскресеньям в этом храме служат католическую мессу, а по четвергам православную литургию. Сюда приезжает много православных паломников из России, чтобы поклониться мощам Св.Николая. Около церкви есть табличка на русском языке. Здесь написано:

    Храм открыт для посещений с 9-00 до 12-00 кроме воскресенья. По четвергам с 8-00 до 11-00 протопресвитер о.Серафим служит Православную Литургию на мощах Святителя Николая.

    Желающие могут исповедоваться и причаститься. Каждый день принимаются записки о здравии и о упокоении. В наличии имеются святой елей, святая вода с добавлением мира Николая Чудотворца.

    Заходим в церковь. В апсиде находится католический алтарь и распятие:

    А с правой стороны церкви мы видим православные ярко-голубые купола и иконы с рушниками. Около алтаря – иконы, выполненные как в православной, так и в католической традиции, в центре находится скульптура Св.Николая. Внизу под алтарём вы видите за стеклом на белом шёлке ярко освещённый открытый серебряный ларец, в котором хранится святыня – мощи Св.Николая:

    В церкви Св.Николая рядом с православным алтарём есть свечная лавка, там работают русские, так что проблем с пониманием не возникает.

    Древнеримский амфитеатр

    После посещения церкви мы отправились на прогулку по Римини, чтобы увидеть то, что не вошло в программу экскурсии. Поскольку я раньше работала экскурсоводом, то в незнакомом городе обязательно изучаю карту и продумываю интересный маршрут для прогулки.

    Античные амфитеатры для меня всегда очень интересны, я побывала во многих из них! Поэтому от вокзала Римини мы сначала прошли по улицам Данте и Рома к развалинам античного амфитеатра.

    В 268 году до н. э. римляне основали в устье реки Ариминус свою колонию, которая получила название Ариминум (Ariminum), а позже город был переименован в Римини. Амфитеатр был построен в начале II века нашей эры для гладиаторских боёв.

    В плане амфитеатр имел форму эллипса и был крупнейшим в этом регионе (118 на 88 метров), он вмещал 12 000 зрителей. В дальнейшем амфитеатр был достроен и превращён в крепость, однако в Средние века жители частично разобрали его на стройматериалы.

    Во время Второй мировой войны амфитеатр был почти полностью разрушен. Вот что осталось от него, это внешняя сторона:

    А вот то, что сохранилось внутри. Не много, конечно Но только представьте себе, что всё это было построено 2000 лет назад! Когда-то здесь сидели зрители, а в центре арены сражались гладиаторы!

    Амфитеатр сейчас окружён заборчиком, внутрь пускают только с экскурсией. На информационных стендах описана история амфитеатра, а это скульптурка гладиатора, которая была найдена во время раскопок:

    Парк за крепостной стеной

    Каждый город всегда окружала стена, служившая защитой от врагов. Сохранилась такая стена и вокруг центральной части города Римини. Мы идём вдоль крепостной стены по улице Восточных Бастионов (via Bastioni Orientali), по парковой зоне. Здесь прохладно и приятно! А за стеной, во внутренней части города, видны красивые дома-особняки:

    Пальмы и олеандры:

    Сегодня пасмурный день! Небо серое. Вдали виднеется церковь с колокольней:

    Подойдём ближе. Церковь была построена в XII веке, перестраивалась в XVI веке. Первоначально это была церковь Св.Риты, а сейчас Св.Варфоломея и Св.Марино:

    Сворачиваем на улицу А.Бертани:

    Храм Малатестиано

    Мы направляемся к Храму Малатестиано (Tempio Malatestiano). Княжеская семья Малатеста правила в этом регионе в XIII – XVI вв. Именно в этом семействе в XIII веке произошла знаменитая история Паоло и Франчески да Римини. Правитель Римини Джанчотто Малатеста женился на прекрасной Франческе, дочери правителя Равенны. Она полюбила его младшего брата, Паоло. Застав любовников на месте преступления, муж заколол обоих.

    В середине XV века правителем Римини был Сиджизмондо Пандольфо Малатеста. Он приказал реконструировать и перестроить церковь Св.Франциска, построенную в XIII веке францисканцами.

    Проект был грандиозным! Был задуман большой храм с огромным куполом и усыпальницей семейства Малатеста. Впрочем, купол так и не был построен. Не была закончена и верхняя часть фасада, это видно на фотографии.

    Здесь происходит отказ от принципов средневекового готического стиля и возрождение приёмов античной архитектуры, в частности, появляются полукруглые арки вместо стрельчатых:

    Великолепный портал! Над дверью храма мы видим «сандрик» – это декоративный карниз над окном или дверью. Сандрики бывают трёх видов: 1) прямые (в виде простого горизонтального карниза), 2) полукруглые,

    3) треугольные, как здесь:

    Входим внутрь. Здание храма просто огромное! Справа и слева находятся роскошные часовни-усыпальницы:

    Сиджизмондо Пандольфо Малатеста был дважды женат. Затем он обратил внимание на юную Изотту, которая стала его возлюбленной и родила ему сына, и лишь позже, после смерти второй жены, он узаконил отношения с Изоттой. В дальнейшем С.П.Малатеста был отлучён от церкви по указу папы римского Пия II, который говорил о нём так:

    «Он ненавидел священников, не веровал в будущую жизнь и считал, что души людей погибают вместе с телом. Это не помешало ему построить в Римини прекрасный храм в честь Св.Франциска.

    Но он переполнил его языческими произведениями, так что казалось, будто это не христианский, а языческий храм, посвящённый языческим божествам.

    В нём он соорудил гробницу своей наложнице — гробницу из великолепного мрамора превосходной работы, на которой, согласно языческому обычаю, приказал высечь надпись «Святилище божественной Изотты»

    В часовне Ангелов (Cappella degli Angeli) высоко на стене находится усыпальница Изотты:

    Над усыпальницей Изотты мы видим странный знак на синем фоне, похожий на символ доллара. Это монограмма SI, составленная из двух имён – «Сиджизмондо» и «Изотта». Усыпальницу подпирают слоны, которые являются символами семейства Малатеста:

    В часовне делла Пьета (Cappella della Pietà) захоронены предки Сиджизмондо. Часовня украшена фигурами пророков и сивилл. В центре этой часовни маленькая скульптурная Пьета (оплакивание Христа), она находится в нише, меж двух колонн, а над ней раскрытая синяя раковина – вы видите её справа на этой фотографии:

    В часовне Св. Сигизмунда на фреске изображён Сиджизмондо Пандольфо Малатеста, коленопреклонённый перед своим святым:

    Часовня Планет (Cappella dei Pianeti), посвящённая Святому Иерониму, украшена зодиакальными фигурами. К сожалению, когда я пришла в Храм Малатестиано, я не знала, что здесь столько интересного! Поэтому я не заметила и не сфотографировала знаки Зодиака. На этой фотографии (над красной мраморной колонной) изображён Меркурий:

    Заходим во внутренний двор с современной пристройкой. В пристройке располагаются церковные офисы, в том числе офис мормонов:

    Внимательно рассматриваю мраморную стену храма. Здесь изображён герб семейства Малатеста и уже знакомая нам монограмма SI:

    Прогулка по центру Римини

    От храма направляемся по улице Tempio Malatestiano и подходим к церкви chiesa del Suffragio. Сейчас в здании церкви находится Музей города, а чуть правее – место раскопок Дома Хирурга, закрытое стеклянным навесом:

    В средние века в Римини активно действовали различные духовные ордены – бенедиктинцы, августинцы, доминиканцы, францисканцы и др. Эту церковь построили иезуиты в 1721 году. Очень интересное оформление! Стена выглядит так, словно она сложена из плоских камней, уголками наружу:

    К сожалению, Музей города по понедельникам закрыт, и мы туда не попали. По этой же причине мы не смогли пройти к месту раскопок – только посмотрели из-за стекла, но фотографии не получились.

    Дом Хирурга был построен во II в.до н.э. Внутри него археологи нашли вазы, масляные лампы, статуэтки, бронзовую посуду, монеты, а также комплект хирургических инструментов и сосуды для приготовления лекарств. Экспонаты Дома Хирурга можно рассмотреть на информационном стенде:

    В Римини есть несколько дворцов-палаццо. Классическое итальянское палаццо представляет собой 3-этажный городской особняк, его композиционным центром является внутренний двор, обнесённый арочными колоннадами.

    Рядом с Музеем города находится Палаццо Гамбалунга. Его построил Алессандро Гамбалунга в 1614 году. Он завещал это здание и собранную им библиотеку городу. Мощный портал, зарешёченные окна с сандриками. Обратите внимание, на нижнем этаже над окнами треугольные сандрики, на втором этаже прямые, а на верхнем этаже сандриков вообще нет, поскольку верхние окна защищены от дождя длинным карнизом (то же самое я видела на зданиях у нас в Риге):

    Итак, мы заходим во внутренний дворик Палаццо Гамбалунга, там мы видим аркаду и колодец:

    Возвращаемся к вокзалу. По дороге мы видим великолепные особняки с колоннами и террасами, окружённые зелёными деревьями. Почему-то кажется, что люди там живут роскошно, неспешно и безмятежно – как жили в Древнем Риме:

    Источник: http://strelnikova.lv/puteshestvija/it_4_rimini.html

    Мощи святителя Николая Чудотворца | Святой Николай Чудотворец

    Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу 19 декабря (н.ст.) около 345 года. Тело Угодника Божия с честью было положено в соборной церкви Мирской митрополии.

    Мощи Николая Чудотворца хранились нетленными и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. По этой причине к его гробу притекали люди со всех концов земли. Ибо тем святым миром исцелялись не только телесные недуги, но и душевные. Согласно житию святого, мощи находились в Мирах (Мире) Ликийских несколько сотен лет, пока не были перенесены в Италию.

    Перенесение мощей Николая Чудотворца в Бари

    Прошло семьсот с лишним лет после кончины Угодника Божиего. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами.

    В 1087 году святитель Николай явился во сне одному апулийскому священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город.

    Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели намерение их опередить и привезти мощи святителя в свой город.

    Баряне, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет и ее охраняют только четыре старика монаха.

    Баряне пришли в Миры, где, не зная точного местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду их отказа, применили силу: связали монахов и под угрозой пыток, заставили одного малодушного указать им местонахождение гробницы.

    Расколотая гробница св. Николая в Мирах Ликийских

    Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь.

    Путешествие длилось двадцать дней, и 9 мая (по новому стилю 22 мая) они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви святого Евстафия.

    Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало ещё большее благоговение к великому угоднику Божию. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя Святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 года.

    22 мая — день перенесения мощей Николая Чудотворца

    Перенесением мощей Николая Чудотворца из Мир Ликикйских в Бари, вызвало особенное почитание святого и ознаменовалось установлением особого праздника 22 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. Греческая Церковь, например, не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей святителя была для неё событием печальным.

    Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей Николая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого почитания великого угодника Божия. Слава о чудотворениях, явленных святителем на земле и на море, была широко известна. Его образ всесильного Чудотворца-благотворителя стал особенно дорог сердцу православного человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь.

    Где находятся мощи святого Николая сейчас?

    Мощи св. Николая Чудотворца в базилике г. Бари, Италия

    В настоящее время мощи Николая Чудотворца находятся в базилике города Бари в Италии. Надо сказать, что Угодник Божий стал одним из самых почитаемых святых на православной Руси. До революции верующие из Российской империи составляли основную массу паломников, приезжавших в Бари. Поэтому здесь также в 1913—1917 годах был построен храм в честь святителя Николая Русской православной церковью. Причем деньги на строительство собирали по всей России.

    По сей день честные мощи Николая Чудотворца источают благодатное миро, дающее исцеление телесное и духовное тысячам христиан со всего света. Раз в год, в день перенесения мощей в Бари, священники собирают миро, источаемое мощами. Разбавленное святой водой оно после развозится паломниками по разным странам, чтобы православные верующие в разных концах света смогли получить от освященного маслица духовное и телесное исцеление.

    Мощи Святителя Николая в Венеции

    Мощи св. Николая Чудотворца на о. Лидо, Венеция

    Оставшаяся в Мирах небольшая часть останков Николая Чудотворца примерно в 1097 году была похищена и перевезена в Венецию. Было принято решение хранить их в церкви на острове Лидо, которая была освящена в честь святого Николая.

    На протяжении нескольких лет жители острова Лидо и Бари вели ожесточённые споры по поводу мощей святого Николая. Одни утверждали, что настоящие мощи хранятся в Лидо, другие – что в Бари. Рассудила их проведенная экспертиза, которая доказала, что в обоих случаях – есть правда. В Бари хранится большая часть мощей, а в Лидо только одна пятая.

    Ежегодно храмы посещает огромнейшее количество паломников со всего мира, стремящихся приложиться к высокочтимой святыне и вознести молитвы Николаю Угоднику.

    Источник: http://svyatnikolaj.ru/moshhi-svyatitelya-nikolaya-chudotvorca/

    Мощи Николая Чудотворца в Венеции

    Мощи Николая Чудотворца хранятся в Венеции на острове Лидо c 1099 года. «Венецианская часть» мощей святителя это та часть, которую не успели в спешке забрать барийцы во время взятия основной части мощей из Мир Ликийских в 1087 году.

    Совершение православных богослужений на мощах святителя Николая на острове Лидо уже стало доброй традицией для православных верующих.

    Впрочем, православные верующие Венеции и паломники приходят в базилику святителя Николая в течение всего года для совершения частной молитвы.

    Небольшая часть мощей св. Николая находится также в храме прихода Св. Жен Мироносиц.

    Начиная с мая 2005 года настоятель и верующие прихода святых Жен-Мироносиц в Венеции два раза в год, 22 мая и 19 декабря, в дни памяти святителя совершают Божественную Литургию на «венецианской части» его мощей. Базилику, в частном порядке, можно посетить и в другие дни года. Расписание открытия базилики смотрите ниже на этой странице.

    Внимание! В августе храм Chiesa San Nicolò будет закрыт, поэтому приглашаем Вас поклониться мощам Св. Николая в храме прихода Св. Жен Мироносиц.
    Мощи Святителя Николая находятся в католическом храме Chiesa San Nicolò на острове Лидо. Как попасть в базилику Chiesa San Nicolò:

    Время открытия базилики San Nicolò:

    8:00 — 12:00 16:00 — 18:00

    По вторникам храм закрыт.

    Николай Чудотворец

    Святителя Николая Чудотворца называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним.

    С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям.

    В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа — «рождественского деда» — и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. — святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

    Житие Николая Чудотворца

    Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

    Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

    После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

    Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым — ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством — разрушал идолов и капища, и защитник христианства — обличал еретиков.

    Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода — своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

    Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах — точная дата неизвестна.

    Мощи святителя Николая

    Первое время мощи святого покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

    В 1087 году часть мощей святого перенесли в итальянский город Бари, в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая. Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие — ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию.

    В честь перенесения мощей Николая Угодника установлен особый праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 22 мая по новому стилю.

    История перенесения мощей ликийских святых

    В 1095 г. папа Урбан II объявил I Крестовый поход против сарацин, в котором приняли участие западные правители, назвавшие себя крестоносцами. Венеция не осталась в стороне от Крестового похода, однако приняла в нем участие в своем, особенном стиле.

    Перед отправлением в поход Пьетро Бадоаро, патриарх Градо, и епископ Кастелло Энрико, сын упомянутого дожа Доменико Контарини, напутствовали войска и флот в храме Сан-Николо.

    При этом патриарх обратился с молитвой к святителю Николаю, чтобы он помог христианскому оружию в битвах против неверных и благоволил привезти в Венецию его мощи.

    Под командованием Джованни Микеля, сына дожа Витале, венецианцы направились к Иерусалиму через Далмацию и Родос, где произошла стычка с их врагами, пизанцами, окончившаяся победой островитян.

    Когда они поравнялись с Ликийскими берегами, епископ Контарини, пожелал взять мощи святителя Николая, чтобы, как говорит хронист, «умножить покровителей своей Родины».

    Вообще, их главной целью, судя отчасти и по словам патриарха Бадоаро, произнесенным перед отправлением крестоносцев, и было похищение мощей святителя Николая, поскольку в Палестину они явно не торопились.

    С кораблей послали соглядатаев, которые доложили, что город Миры находится на расстоянии 6 миль от берега моря и что после турецкого опустошения жителей в нем почти не осталось. В самой же базилике из-за оскудения числа верующих службы совершались всего лишь раз в месяц. Венецианцы выставили засаду и дождались удобного момента.

    Когда крестоносцы вошли в храм, то нашли его пустым. Четыре стража, находившиеся там, показали разбитую раку и рассказали о похищении мощей барийцами (1087 г.) – «вот гробница, откуда барийцы взяли часть мощей, а другую часть оставили». Местонахождения оставшейся части стражи, однако, указать не могли, так же как ничего не знали они и о судьбе другой части, которую, по их словам, еще раньше император Василий подготовил для перенесения в Константинополь.

    Венецианцы не поверили грекам и разобрали остатки гробницы, где нашли только воду и «масло» (миро?), а затем обыскали всю церковь, по словам летописца, «перевернув все вверх дном». Одновременно с поисками они принялись мучить стражей, пока один из них, не выдержав пытки, попросил позволить ему поговорить с епископом.

    Последний призвал стража рассказать о том, где спрятаны мощи, но тот лишь начал умолять избавить его от напрасных мучений. Контарини устранился от помощи несчастному, а солдаты стали снова пытать его.

    Тогда тот вновь возопил к епископу, который, наконец, положил конец мучениям, а страж в благодарность показал ему мощи двух других святых епископов Мир Ликийских – священномученика Феодора и св. Николая «Дяди».

    Венецианцы погрузили мощи в корабль и хотели было отплыть, когда некоторые их товарищи, замедлившие в храме, сказали, что обоняли чудесное благоухание в одном из церковных приделов.

    Тогда кто-то из стражей вспомнил, что епископ в большие праздники совершал службу не на главном престоле, но уходил в помещение, находившееся поблизости (возможно, исповедальню), и служил там на переносном престоле. На потолке комнаты, кроме того, имелась фреска, изображавшая святителя Николая. Именно рядом с тем местом венецианцы и обоняли удивительно приятный аромат, который привлек их внимание.

    Таким образом, вначале благовоние, источаемое на том месте, а затем икона подсказали крестоносцам, где им следовало искать мощи святителя. Вернувшись в церковь и разбив пол алтаря, они обнаружили под земляной прослойкой другой пол. Разобрав и его, они вынули большие камни, служившие ему опорой, и увидели следующий слой, представлявший собой окаменевшую массу, по составу напоминавшую битум. Внутри нее в медном ларце и находилась часть святых мощей чудотворца.

    По всей церкви тогда распространилось чудесное благовоние.

    На раке была выгравирована надпись по-гречески: «здесь почивает великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море».

    Крестоносцы собрали все осколки сплава, содержавшего мощи, и отнесли их на корабль, где устроили особый храм в честь святителя Николая и поручили священникам денно и нощно молиться и прославлять св. архиепископа Мир Ликийских.

    Мощи трех святых были взяты из Мир Ликийских 30 мая 1100 г., а привезены в Венецию 6 декабря 1100 г. в день памяти святителя Николая.Мощи трех святых покоятся в одной раке, но в разных деревянных вместилищах. Автор рукописи «Перенесение мощей св. Николая» рассказывает о чудесах, совершавшихся у мощей святителя, многим из которых он лично был свидетелем.Достоверность мощей и их освидетельствование в 1992 г.

    Всего с момента перенесения мощей на Лидо освидетельствования проводились семь раз. Последнее и самое углубленное состоялось в октябре-ноябре 1992 г. с участием клирика храма св. Николая францисканца Л. Палюдет, впоследствии опубликовавшего иллюстрированный отчет об этом исследовании.

    Научную экспертизу возглавил профессор анатомии университета Бари Луиджи Мартино, тот самый, что был приглашен для подобного же освидетельствования мощей святителя Николая в Бари, имевшего место в 1953 г.

    , в ходе которого было, в частности, установлено, что в апулийской базилике мощи святителя находятся не целиком.

    Источник: http://pravoslavie.it/svyatyni-venecii/nikolaj-chudotvorec/

    Гробница Николая Чудотворца: шокирующая правда или грандиозная пиар-акция

    Турецкие археологи выступили с сенсационным заявлением: они полагают, что мощи Николая Чудотворца — самого известного христианского святого — никогда не покидали место его захоронения в городе Мира (ныне — Демре), хотя принято считать, что в 1087 году они были перенесены в итальянский город Бари. Новость прозвучала через несколько месяцев после исторического события — принесения мощей Николая Чудотворца из Италии в Россию, где с 22 мая по 28 июля им поклонились более двух миллионов человек.

    Впрочем, заявление археологов было неоднозначно воспринято даже коллегами, не говоря уж о верующих. О том, чем обернется это открытие и в чем ученые могут заблуждаться, разбиралось РИА Новости.

    Оплошность тысячелетия

    «В рамках реставрационных работ, начатых в церкви Святого Николая, было произведено сканирование при помощи георадара и томографа, которое продолжается до сих пор.

    В той части, которую мы называем апсидой, в параллельной северной и восточной частям зоне была обнаружено нетронутое  помещение, предположительно, относящееся к IV веку. Стены  этой конструкции кажутся  весьма прочными. Мы продолжаем вести работы.

    Я полагаю, что, если удастся проникнуть внутрь этого помещения, мы сможем получить больше сведений о святом Николае», — рассказал в интервью Sputnik-Турция глава Департамента охраны памятников администрации провинции Анталья Джемиль Карабайрам.

    Вероятность того, что найденная гробница принадлежит именно святителю Николаю, подчеркивает он, весьма велика. Святой был захоронен в церкви, которую затем заново отстроили в VI веке при императоре Юстиниане.

    «Весьма вероятно, что при этом строительстве были сохранены нижние части  здания. Если это так, то при землетрясении 529 года нижняя часть могла почти не пострадать. Если бы она пострадала, то на снимках мы не увидели бы настолько целых стен», — допускает археолог.

    Но подлинность гробницы, по его словам, может быть установлена «только в том случае, если в найденном помещении окажутся  плита с надписями и какие-либо артефакты, относящиеся к тому периоду».

    Согласно принятой в христианстве версии, около 85% мощей Николая Чудотворца хранится в Бари и около 10% — в Венеции. В XX веке было проведено два исследования, в ходе которых подтверждено, что мощи в Венеции и Бари принадлежат одному человеку.

    В 2017 году перед отправлением части мощей из Бари в Россию ученые провели очередное исследование святыни, подтвердив, что кость принадлежит малоазийскому греку, жившему в IV веке нашей эры.

    «Косточка минерализированная. Несмотря на то что она достаточно хрупкая и, в отличие от костей живого человека, не такая эластичная, ее прочность в целом сохранена», — рассказывает профессор Франко Интроне, который руководил исследованием.

    Однако турецкие ученые сомневаются в правоте своих коллег. «Они (итальянские ученые. — Прим. ред.) провели ДНК-тест, но не обнародовали его результаты. Здесь требовалось проведение более точного сверления и более точных работ. В данном случае важен тот факт, что было  обнаружено помещение, относящееся к IV веку. Если там не было произведено никакого вмешательства, это указывает на то, что принадлежность останков, найденных в XI веке, не доказана», — парирует Джемиль Карабайрам.

    Вместе с тем турецкие археологи не сомневаются, что хранящиеся в Италии останки относятся к IV веку. Вот только не принадлежат ли они Николаю Чудотворцу? По словам турецких ученых, барийские купцы в XI веке похитили не те кости — поистине великая оплошность. Возможно, жители Миры просто ввели их в заблуждение.

    В пользу этой версии говорит сама история о прибывших за мощами венецианцах. Они, войдя в храм, обыскали гробницу святителя, но ничего там не обнаружили. Тогда они начали пытать стражей храма и выяснили, что в там находятся мощи еще двух человек — дяди Николая Чудотворца и мученика Федора.

    Именно их останки венецианцы сперва и взяли, но затем, согласно хронике, вернулись и нашли мощи святителя Николая под храмовым алтарем.

    «Один из десятка Николаев»

    21 мая 2017, 02:05

    Николай ЧудотворецИменно из-за наличия в храме еще двух гробниц доводы турецких ученых сразу подверглись критике: возможно, они обнаружили как раз могилу дяди святителя либо мученика Федора.

    А вот историк Александр Бугаевский и вовсе утверждает, что никакого дяди у святителя не было. Дело в том, что у Николая Чудотворца есть тезка, живший в том же регионе примерно в ту же эпоху. Речь идет о святителе Николае Пинарском, которого тоже называли Чудотворцем.

    «В описании его жития вообще упоминаются 17 разных Николаев в одном месте, в одно время (при императоре Юстиниане). То есть это было очень распространенное имя — как у нас Иван, например. Конечно, там в разное время были разные святители. Могли среди них быть и Николаи. Это все бесконечная путаница», — отмечает он.

    Проблема еще и в том, поясняет историк, что до VIII века житие Николая Чудотворца существовало в небольших отрывках. Лишь около 810 года греческий архимандрит Михаил собрал фрагменты в единый текст.  Однако даже представители Церкви обращали внимание на то, что он изобилует несоответствиями, в том числе и хронологическими. Исследователи объясняют это тем, что в жизнеописание Николая Чудотворца добавили куски из жития Николая Пинарского.

    «Поэтому и возник такой винегрет», — поясняет Бугаевский.

    Вместе с тем историк сомневается в правоте турецких ученых. Во-первых, мощи святителя не были изначально погребены в храме, поскольку его построили на месте захоронения спустя двести лет после смерти святого.

    Во-вторых, история почитания гробницы Николая Чудотворца, как полагает ученый, не прерывается вплоть до XII века.

    «Нахождение мощей именно на том месте в храме (которому сейчас поклоняются верующие. — Прим. ред.) несомненно.

    В хрониках описывается, какая трагедия была для мирян, когда мощи увезли», — заявляет Бугаевский.

    «А может, это один из десятка других Николаев», — добавляет он о найденной теперь под храмом гробнице.

    Историк Александр Бугаевский отметил, что после похищения мощей итальянцами Греческая церковь так на них обиделась, что в ней до сих пор нет праздника перенесения мощей святителя, который отмечается 22 мая (Никола Вешний в русской православной традиции. — Прим. ред.). Кроме того, сенсационное заявление властей Антальи может быть просто попыткой привлечь туристов.

    Кстати, они уже хлынули в город, что подтвердили в администрации Антальи. А если окажется, что турецкие археологи правы, то он может стать одним из мировых центров паломничества.

    «К счастью, мы располагаем всеми необходимыми для этого ресурсами. Ранее число туристов, приезжающих в Демре, доходило до 700 тысяч. Теперь мы вновь можем достичь подобных показателей. Инфраструктура города позволит принять всех туристов», — отмечает мэр города Демре Сулейман Топчу.

    Возможно, это станет ощутимым ударом по экономике итальянского Бари: только из России в этот город приезжают более 70 тысяч паломников в год.

    Впрочем, в Русской православной церкви уверены, что подлинность мощей в Бари подтверждается многочисленными случаями исцелений.

    «Очень часто люди, которые получили помощь от святителя, свидетельствуют об этом. Я регулярно совершаю здесь богослужения в течение шести лет и даже за этот относительно недолгий период ко мне обращалось много людей, которые засвидетельствовали факты исцеления от таких недугов, как, например, онкология на последних стадиях, — заверяет настоятель патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в городе Бари протоиерей Андрей Бойцов.

    В России зря стояли?

    Уже в первый день пребывания в России, 22 мая, к мощам Николая Чудотворца выстроилась очередь на полтора километра. И тут же многие, в том числе и церковные люди, стали задавать вопросы о целесообразности многочасового ожидания в очереди. Казалось бы, зачем это нужно, если только в Москве и Московской области частицы мощей святителя есть в 26 храмах.

    А если окажется, что мощи Николая Чудотворца никогда не покидали Турции? Выходит, зря стояли?

    В Церкви уверяют, что не зря. Главным является то, подчеркивают представители православного духовенства, что люди совершили полезное для души дело — небольшое паломничество. «Здесь может быть что хорошо: люди, которые никогда бы в храм не пришли или нескоро это сделали бы, в данном случае переступили его порог. Пусть даже мы потом будем обсуждать, сколько там искренней веры было и так далее. Но они пришли, и, я думаю, это важно само по себе.

    А что касается почитания святых, то им можно помолиться в любом месте, в том числе около мощей», — полагает протоиерей Павел Хондзинский.

    Конечно, для христианства, объясняет он, «важно историческое измерение». Но в случае со святынями Церковь опирается не на данные археологии, а «на проявлении благодати Божьей» в виде многочисленных чудес.

    В православии мощи являются не просто историческим артефактом, а «живым соприкосновением» верующего с таким же живым святым.

    «Где находятся его мощи, наверное, не самое главное. Главное, что они есть и мы можем около них помолиться», — заключает богослов.

    Источник: https://ria.ru/20171007/1506349036.html

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется место рождения Иисуса
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
Сколько православных в Беларуси

Закрыть