Что хранится в ковчеге Завета

пропажа Библии: где хранится Ковчег Завета

Что хранится в ковчеге Завета

МОСКВА, 5 янв — РИА Новости, Антон Скрипунов. Археологи обнаружили в израильской деревне Бет-Шемеш развалины храма, где хранился ковчег с десятью заповедями Моисея до того, как его перенесли в Иерусалим в X веке до нашей эры. Саму реликвию пытаются найти уже более 2,5 тысячи лет — с тех пор как она загадочным образом исчезла из столицы древнееврейского государства. О том, где может находиться знаменитый Ковчег Завета, — в материале РИА Новости.

Камень «подсказал»

Работавшие в Бет-Шемеш археологи даже не думали, что имеют дело с одной из величайших святынь древности. Раскопки велись с 2012 года, но только сейчас специалисты нашли главный артефакт — огромный каменный стол. Именно на нем, согласно библейским книгам Царств, стоял Ковчег Завета — богато украшенный ящик, где хранились скрижали Завета, данные Богом Моисею на горе Синай.

«Жители Вефсамиса жали тогда пшеницу в долине, и, взглянув, увидели Ковчег Господень, и обрадовались, что увидели его. Колесница же пришла на поле Иисуса Вефсамитянина и остановилась там; и был тут большой камень, и раскололи колесницу на дрова, а коров принесли во всесожжение Господу», — говорится в древнем тексте.

Теперь ученым предстоит исследовать окрестные территории в надежде найти тот самый Ковчег Завета. Они уверены, что самая значимая для евреев святыня не могла исчезнуть бесследно — по всей видимости, драгоценный сундук спрятали. Ведь до пропажи история реликвии прослеживается довольно четко.

Согласно Библии, создать хранилище для каменных скрижалей с десятью заповедями повелел Моисею сам Господь. Данная Им инструкция изобилует подробностями, на основании чего можно достоверно воспроизвести изображение артефакта.

«И пусть сделают ковчег из дерева ситтим (акации, широко распространенной в те времена на побережье Красного моря, где в итоге и был изготовлен ковчег. — Прим. ред.): два локтя с половиною (115-125 сантиметров) длина его и полтора локтя ширина (65-75 сантиметров), и полтора локтя высота его. И обложишь его чистым золотом; изнутри и снаружи покрой его; и сделаешь на верху его золотой венец кругом», — говорится в Библии.

https://www.youtube.com/watch?v=dNqkhQPNvF4

Священный ящик со скрижалями переносили с помощью шестов, сверху на нем была крышка из чистого золота. Ради массивной реликвии евреи соорудили скинию — походный храм, в котором совершались богослужения вплоть до эпохи царя Давида в IX веке до нашей эры, то есть примерно 300 лет.

А найденный в Бет-Шемеше храм был, по-видимому, попыткой Давида найти святыне постоянное место. Но удалось это сделать только его сыну Соломону — ему Господь повелел воздвигнуть на Сионской горе в Иерусалиме огромный храм.

В Соломоновом храме ковчег хранился в небольшом помещении, которое называлось святая святых, — никто, кроме лиц духовного звания, не имел права заходить туда. И это предписание сыграло со святыней злую шутку примерно три века спустя.

Таинственная пропажа

Последнее упоминание Ковчега Завета относится примерно к 622 году до нашей эры. Тогда иудейский царь Иосия сказал служителям храма, что нет нужды носить на своих плечах реликвию. По всей видимости, до этого ее периодически выставляли напоказ простым верующим. Согласно преданию, ковчег исчез перед тем, как царь Навуходоносор разрушил Иерусалим в 586 году до нашей эры и увел евреев в Вавилон.

И вот тут начинаются странности: святыня не упомянута в подробном списке вывезенных реликвий. Нет ее и среди утвари, которую возвратил в Иерусалим персидский царь Кир Великий примерно сто лет спустя. Ни один из источников той эпохи вообще не упоминает о ковчеге! Известно лишь, что с восстановлением Иерусалимского храма святая святых хоть и не утратила своего сакрального значения, но всегда оставалась пустой.

Это наводит исследователей на мысль, что Ковчег Завета вывезли из Иерусалимского храма задолго до нашествия вавилонян в VI веке до нашей эры. Но для чего?

Библейское повествование четко связывает разрушение храма с тем, что в иудейском царстве отказались поклоняться истинному Богу. Это стало следствием полувекового правления царя Манассии (Менашше), насадившего культ финикийского божества — Ваала и вавилонской богини Иштар.

«И соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня, и провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его», — повествует Четвертая книга Царств.

Грех богоотступничества еврейского народа обличал пророк Иеремия. За ним Ковчег Завета «чудесным образом последовал» вплоть до горы Нево, находящейся за Иорданом. Именно там умер пророк Моисей.

В одной из пещер этой горы Иеремия спрятал святыню от язычников. Об этом мы знаем из Второй книги Маккавеев, не входящей в библейский канон.

«Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию, и ковчег, и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его», — повествует маккавейская книга.

Эти строки побудили многих искать Ковчег Завета к востоку от Иордана и Мертвого моря. Последние масштабные поиски святыни провели францисканские монахи в 1930-х годах.

«Они искали и могилу пророка Моисея, и Ковчег Завета, но безуспешно. Вместо этого монахи раскопали несколько византийских храмов VI-VII веков с уникальными мозаиками», — рассказывает корреспонденту РИА Новости иорданский археолог Рустом Мджян.

Именно это обстоятельство заставляет исследователей усомниться в том, что святыню могли спрятать на территории современной Иордании. Очевидно лишь то, что в ее исчезновении были замешаны либо служители Иерусалимского храма, либо левиты, их помощники, которые имели доступ в запретные зоны сооружения. А история о пророке Иеремии, по всей видимости, появилась лишь с составлением Второй маккавейской книги примерно в II-I веках до нашей эры.

Версия о Храмовой горе

В XX веке некоторые авторитетные деятели иудаизма предположили, что Ковчег Завета вовсе не покидал Иерусалим. Например, главный раввин Израиля Шломо Горен считал, что святыня спрятана под Храмовой горой и, когда в мир придет Мошиах (Мессия) и будет возведен Третий храм, туда и доставят святыню.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько книг содержит Ветхий Завет

Но вот с археологической точки зрения проверить эту теорию пока что очень трудно. Дело в том, что на Храмовой горе находится третья по значимости святыня ислама — мечеть Аль-Акса. Самой территорией управляет специальный палестинский орган — вакф. А хранитель мусульманских святынь — король Иордании. Территорию же вокруг горы, включая Стену Плача, часть фундамента храма, контролирует Израиль.

Неоднозначный правовой статус Храмовой горы препятствует проведению полномасштабных изысканий. Конечно, израильские археологи неоднократно проводили раскопки у ее основания, но это приводило к международным скандалам и росту напряженности в ближневосточном регионе.

Впрочем, немало историков считают версию о том, что Ковчег Завета спрятан в Иерусалиме, несостоятельной. Ведь, как известно, в 516 году до нашей эры началось восстановление разрушенного храма Соломона, которое закончилось почти шесть веков спустя.

«В таком случае логично предположить, что как только Второй храм был достроен царем Иродом Великим и его потомками в I веке нашей эры, туда бы могли перенести Ковчег Завета. Но этого так и не произошло — Иосиф Флавий, иудейский историк того времени, отмечал, что святая святых была пустой», — пишет в своей работе австралийский исследователь Эндрю Снеллинг.

По его мнению, Ковчег Завета все же уничтожили вавилоняне. Однако критики этой версии отмечают, что разрушение столь значимой святыни обязательно было бы зафиксировано в одной из библейских книг.

Сенсационные рукописи

В начале XX века сообщество историков потрясла сенсация. Специалисты расшифровали датируемые V веком до нашей эры папирусы, найденные на месте древнеегипетского Элефантина (пригород современного южноегипетского Асуана). Там на арамейском языке было записано, что в этом городе был Иудейский храм! Ведь до этого ученые считали, что он мог находиться только в Иерусалиме.

Как же древние евреи оказались столь далеко от родины? Оказывается, при царе Манассии, поклонявшемся языческим богам, в Элефантине был расквартирован иудейский гарнизон. И, судя по наличию храма, это, скорее всего, были бежавшие сюда иудеи. В найденных свитках, помимо прочего, подробно описаны обряды Песаха (праздника еврейской Пасхи).

А древние упоминания о Ковчеге Завета можно встретить как раз южнее этого города — в Эфиопии. Доподлинно известно, что в этой стране иудаизм был распространен еще как минимум в V веке до нашей эры.

«Эфиопы верят, что иудаизм пришел на их землю благодаря царю Менелику. Он был сыном Соломона и царицы Савской. Так вот, через 20 лет после визита матери в Иерусалим (это событие описано в Библии) он отправляется в Иудею за священнослужителями. А те берут с собой Ковчег Завета», — отмечает в беседе с РИА Новости эфиопский историк Сисэй Энар.

Величайшую святыню иудаизма Менелик принес в столицу своего царства, город Аксум. Эту версию ученые считали от начала до конца выдумкой, пока в 2008 году немецкие археологи не нашли косвенное подтверждение подлинности описываемых в легенде событий.

«В X веке до нашей эры в Аксуме был построен дворец. Строение поистине грандиозное: большой зал приемов, несколько колодцев внутри здания, комнаты для прислуги. То есть правитель, живший здесь, был очень богатым. Мы считаем, что дворец возвела царица Савская, известная своим богатством», — говорит историк.

Святыня Африки

Эфиопы верят, что Ковчег Завета хранится у них до сих пор. С приходом христианства в Аксумское царство в начале IV века нашей эры святыню перенесли в собор Девы Марии Сионской. Ныне это большой храмовый комплекс. В главном здании, огороженном колючей проволокой, как раз и пребывает реликвия — внутрь заходить можно только одному священнику, которого пожизненно избирают хранителем ковчега.

«Когда-то святыню демонстрировали верующим раз в год. Однако это прекратилось во время оккупации фашистской Италией в конце 30-х годов XX века, когда многие наши храмы были осквернены», — рассказывает корреспонденту РИА Новости служитель храма Марии Сионской Годефа Мерха.

Службы у ковчега не совершаются, для этого рядом с хранилищем реликвии в Средние века был построен храм. Правда, туда можно входить только мужчинам — эфиопы переняли правила, установленные в Иерусалимском храме.

1 из 2

Храм в Аксуме, где хранится Ковчег Завета. Эфиопия

РИА Новости / Антон Скрипунов

2 из 2

Эфиопские христиане молятся у ворот храма Девы Марии Сионской, где хранится Ковчег Завета. Аксум, Эфиопия

РИА Новости / Антон Скрипунов

1 из 2

Храм в Аксуме, где хранится Ковчег Завета. Эфиопия

РИА Новости / Антон Скрипунов

2 из 2

Эфиопские христиане молятся у ворот храма Девы Марии Сионской, где хранится Ковчег Завета. Аксум, Эфиопия

РИА Новости / Антон Скрипунов

До недавнего времени доступ в эту церковь был закрыт для иностранцев, а уж для журналистов — подавно. Корреспондент РИА Новости оказался в числе первых иностранных работников СМИ, которым открыли двери и позволили запечатлеть богослужение, унаследовавшее обряды ветхозаветных времен. Например, священники используют описанные в Библии ритуальные инструменты — псалтырь (арфу), систроны (трещотки), горны и барабаны.

«Это главная святыня Эфиопии, которой мы молимся с древнейших времен. Я бы даже сказал, что в Ковчеге Завета хранятся не только скрижали с заповедями, манна небесная и посох пророка Аарона, но и душа нашего народа», — замечает Годефа Мерха.

Однако некоторые ученые склонны считать, что хранящийся в Аксуме артефакт появился здесь намного позже эпохи царя Соломона. Скорее всего, его привезли христиане, в конце III века прибывшие сюда по Нилу из Египта. Ведь на их пути как раз и находился тот самый город Элефантин.

Правда, и с этой версией согласны далеко не все эксперты: по их мнению, без специальных исследований делать выводы преждевременно. Однако эфиопские христиане, коих в стране большинство, настаивают на неприкосновенности своей главной святыни.

Источник: https://ria.ru/20200105/1562849604.html

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Зачем Бенито Муссолини в Эфиопии искал Ковчег Завета — загадочную древнюю реликвию

Что хранится в ковчеге Завета

Ковчег Завета — один из самых загадочных и священных артефактов, с которым связано множество приключений. Многие к нему проявляли интерес. Не был исключением и итальянский диктатор Бенито Муссолини. Впрочем, он не первый и возможно не последний из желающих заполучить загадочную реликвию.

Предположительно Ковчег Завета существовал 3000 лет назад и в нем хранилось Десять Заповедей. Легенды гласят, что когда-то его украл и уничтожил Навуходоносор. Вавилоняне разграбили Иерусалим, а вместе с ним и храм Соломона в 586 году до н.э.

Однако многие историки убеждены, что Ковчег все же выжил. Одна из теорий гласит, что он нашел пристанище в Эфиопии во время правления царя Соломона, около 10 века до нашей эры. Возможно, он находится там и сегодня.

Перед Второй мировой войной Бенито Муссолини предпринял значительные усилия, чтобы найти его.

Внесение Ковчега Завета в Иерусалимский Храм

Вот как реликвия описана в книге Исход: «Ковчег представлял собой сундук длиной 4 фута 2 дюйма, шириной 2 фута 6 дюймов и высотой 2 фута 6 дюймов. Он был сделан из ситтима, или акации, покрытой золотом внутри и снаружи, и был изготовлен двумя самыми искусными израильскими мастерами».

Легенда о Ковчеге начинается с Менелика I, сына царя Соломона и Македы, царицы Савской. Македа родила своего сына в Эфиопии. Когда Менелик достиг совершеннолетия, он отправился навестить своего отца в Иерусалим. Когда пришло время возвращаться в Эфиопию, царь Соломон захотел подарить сыну копию Ковчега Завета. В других версиях легенды утверждалось, что это был оригинал.

Так Ковчег прибыл в Эфиопию и оставался в монастыре озера Тана в течение последующих 800 лет. Затем он нашел свое пристанище в церкви Святой Марии Сионской в Аксуме, Эфиопия. С этого момента и до настоящего времени хранителем Ковчега считается только один монах. Лишь он может лицезреть Ковчег и иметь к нему доступ.

Менелик I и прибытие Ковчега Завета в Аксум

Италия вторгается в Эфиопию и начинает поиски

Италия в начале 20 века считала Эфиопию своей сферой влияния. Эфиопия оставалась одной из немногих африканских стран, сумевших сохранить независимость от европейских держав. Стычки между Италией и Эфиопией уже имели место в прошлом и заканчивались победой последней.

В 1896 году произошло крупное сражение когда 14 500 итальянских солдат потерпели поражение от 80 000 эфиопов в Адуа.

Движимый желанием колонизировать страну, Муссолини 3 октября 1935 года направил новые механизированные легионы под командованием фельдмаршала Родольфо Грациани через границу абиссинцев из Итальянского Сомали и Эритреи.

Какова была позиция Ватикана по Эфиопии

Часовня церкви святой Марии, где предположительно хранится реликвия

Враг быстро захватил Абиссинию. Лига Наций выступила с протестами. Казалось, что только Ватикан хранил молчание. Некоторые историки предполагают, что на это у Ватикана были свои причины.

Эфиопская православная церковь не признавала главенство римского папы и считала себя равной Риму. Папа Римский Пий XI был осторожен в суждениях и никогда не высказывал публичной позиции, но один из архиепископов все расставил по своим местам.

Архиепископ Торано говорил, что войну против Эфиопии следует рассматривать как священную войну, крестовый поход против еретиков для распространения католической веры.

Итальянцы пытались найти Ковчег в церкви Святой Марии в Аксуме. Официальных данных, подтверждающих это, нет. Однако итальянские войска действительно искали Национальные сокровища Эфиопии и вывозили их к себе. Так они поступили с большой стелой из Аксума. Они собрали ее заново в самом центре Рима. Обелиск был возвращен Эфиопии лишь в 2005 году.

Итальянские войска с 1935 по 1941 год не оставили в Эфиопии и камня на камне. По некоторым оценкам, более 1 миллиона эфиопов погибли. Более 300 монахов, монахинь и священнослужителей были убиты, были разрушены 2000 церквей, 525 000 домов и уничтожено 14 миллионов голов скота.

Стелы в Аксуме

С Эфиопией связывают не только Ковчег, но Копи (шахты) царя Соломона. Историк Энрико Чернуски считает, что их поиск был одним из главных мотивов вторжения Муссолини. Что касается Ковчега, его никто так и не нашел. Даже если он существует, эфиопы применили хитрость, чтобы это скрыть. В каждой Церкви был создан свой собственный Ковчег, который верующие объявляли единственным и подлинным. Ковчег Завета остается величайшей библейской тайной, которая еще ждет своего исследователя.

Источник: https://travelask.ru/blog/posts/21895-zachem-benito-mussolini-v-efiopii-iskal-kovcheg-zaveta-zagad

Ковчег Завета — вид, история, местонахождение

Что хранится в ковчеге Завета

В Святая Святых Иерусалимского Храма за завесой находился Ковчег Завета — ящик, покрытый золотом. Его содержанием были две каменные скрижали с 10 заповедями, расцветший жезл Аарона, кувшин с манной небесной. Рядом с ним был положен рог с маслом для помазания в царя. Перед Ковчегом происходил диалог Первосвященника с Богом через Урим и Туммим. Над Ковчегом Завета являлась Слава Божия

Как выглядел Ковчег Завета?

Слово «ковчег» обозначает некий резервуар, предазначенный для хранения чего-либо. А если дословно перевести с иврита это слово, то по-русски оно будет обозначать просто «шкаф». По форме же оно более походит на тумбу или ящик.

Ковчег представлял собой ящик с крышкой, на которой были изображены два ангела, распростёршие крылья над ковчегом. В кольца были вставлены два шеста, которые использовались при транспортировке ковчега, когда это было необходимо.

Ковчег был отделан золотом.

В самом Ковчеге находились, как нам рассказывает «Посление к Евреям» 3 вещи: кувшин с манно небесной , которой питались евреи, ходя 40 лет по пустыне; расцветший жезл Ааронов и 2 скрижали с 10 заповедями. Рядом с ковчегом также стоял сосуд с маслом, которое использовалось для помазания в цари.

Вероятнее всего, с самого начала его существования, в Ковчеге были сокрыты лишь две скрижали, все остальные культовые вещи были разложены возле ковчега.

Этот древне-египетский ковчег, напоминает о Ковчеге Завета, который, в отличие от изображённого на фотографии, был искусно отделан золотом и чеканной работой.

При реконструкциях Ковчега не находят единства в вопросе как именно были распростёрты крылья ангелов.

На этой реконструкции автор изобразил ковчег таким образом:

В самом Ковчеге находились, как нам рассказывает «Посление к Евреям» в 9 главе три вещи: кувшин с манной небесной , которой питались евреи, ходя 40 лет по пустыне; расцветший жезл Ааронов и 2 скрижали с 10 заповедями.

Изображение специалистов из Института Храма: Ковчег Завета в Святая Святых. Рядом с ним изображены расцветший жезл Аарона, кувшин с манной и масло для помазания в цари. Скрижали с десятью заповедями находились внутри Ковчега

«Ма на?» — переводится «Что это?»

Манна

По преданию иудеев манна была по вкусу похожа на хлебные лепёшки с мёдом (вкус нашей манной круппы?). Но если кто-то хотел в данный момент рыбу — то он чувствовал вкус рыбы, кушая эту ману. Тот, кто хотел мяса — как буд-то ел мясо.

Попытка реконструкции скрижалей с 10 заповедями

У пророка Иеремии есть пророчество о новом завете, когда Бог напишет Закон не на камне, а на сердце человека. А по некоторым иудейским преданиям скрижали были изготовлены из гранатового красного камня. Поэтому эта реконструкция попыталась изобразить что-то вроде каменного сердца. Дальнейшие письменные памятники евреев также вытесывались на камне с закруглёнными вверху углами, что, может быть, даёт возможность именно такую форму придать и скрижалям с 10 заповедями.

На настоящий момент буквально в нескольких десятках метров от возведения будущего Иерусалимского Храма в полной готовности находятся готовые культовые вещи для нового третьего Храма в Иерусалиме. Среди них находится также и заново сделанный Ковчег Завета.

Никто в точности не знает как именно распростирали крылья два херувима над этой святыней, поэтому современные дизайнеры Храмовых святынь увидели это так.

Где находится сейчас Ковчег Завета?

Местонахождение Ковчега Завета в наши дни неизвестно. Глава Эфиопской Церкви сделал заявление, что ковчег хранится у них, что, скорее всего, не имеет под собой никакой достоверности.

Сохранилось некое письмо, в котором один из путешественников в Эфиопию описывает то, что ему удалось увидеть, что в действительности находится под покрывалом, которым покрыт ящик, выносимый раз в год для уеремониальной демонстрации эфиопского ковчега завета. Он описывает своё разочарование, увидев, что это некий простой ящик, который нигде не покрыт золотом, а о двух херувимах речи и вообще не может быть.

Так что возникновение эфиопской версии Ковчега Завета, собственно говоря, неизвестно. В Эфиопии долгое время жила община, которая считается потомками царя Соломона и царицы Савской. Община исповедовала иудаизм и при создании государства Израиль она была приглашена вернуться на историческую родину, чем и воспользовалась.

Но имеет ли этот факт что-то общее с возникновением в Эфиопии версии пребывания там Ковчега — сказать трудно. Некоторые предпринимали поисковые экспедиции в Эфиопию, но, возвращаясь ни с чем, один из таких экспедиторов сделал вывод: «Мы ничего не нашли. Просто мне не надлежало его найти: честь найти Ковчег Завета принадлежит не мне.»

Эфиопский след Ковчега Завета

Глава эфиопской Церкви заявил, что Ковчег Завета под надёжной охраной находится у них. Некоторые предпринимали экспедиции для поиска ковчега в Эфиопии, но возвращались ни с чем. Один из таких экспедиторов сделал свой вывод: «Честь найти ковчег принадлежит, просто, не мне». По Ветхому Завету ковчег приносит благословение на то место, где он хранится: в Эфиопии за последние 2000 лет не было ни одной войны.

По эфиопской версии сын царя Соломона от царицы Савской, которая, проживя в Иерусалиме два года, забеременела и родила сына Менелика, — приехал в зрелом возрасте познакомиться с отцом и тогда же вывез по каким-то причинам Ковчег в Эфиопию.

На сегодня утверждается, что он находится в городе Аксум. К этому ковчегу имеет доступ лишь один священник. Эта привелегия соъраняется за ним до конца его жизни. Приемника он назначает сам. В Эфиопии порядка 17 000 Церквей и каждая из них содержит образец ковчега. В мире это единственный случай, когда Христиане так почитают в Церкви Ковчег Завета.

Но, скорее всего, дело обстояло следующим образом. Царица Савская училась мудрости в Иерусалиме два года — так сообщают нам Иудейские сказания. Не мог пройти мимо неё факт существования Храма в Иеуралиме, который был возведён вокруг некоего священного ящика. Она никогда не видела его.

Вернувшись домой — на территорию современной Эфиопии — она, будучи Царицей страны, повелела также соорудить некий священый ящик, вокруг которого, наверняка, возвели и некий Храм.

Этот ящик и хранится и почитается с тех времён, а также под покрывалом выносится раз в год для тордественного шествия.

Надо сказать, что когда в новообразованное государство Израиль вереезжали Эфиопские евреи, с религиозной стороны от них требовался отказ от этой версии.

Другие версии местонахождения Ковчега Завета

Один из одиозных американских археологов 21 века утверждал, что он нашёл Ковчег под Голгофой. На нём якобы были следы запекшийся крови, как он думал, с креста, которые просочились сквозь трещину в Голгофе, когда случилось землятресение при распятии.

Он даже относил образец крови в лабораторию, в которой нашли лишь половину необходимого количества хромосом, что он обяснял рождением Христа лишь от женщины и не от мужчины. Он также рассказал в своём видео о том, что евреи хотели поднять на поверхность этот Ковчег, но в итоге левиты, спустившиеся в эту пещеру были найдены мёртвыми и он помогал в поднятии их на поверхность.

Все эти его объяснения, конечно, теологически интересны и не лишены смысла, но, к сожалению, он не представил миру никаких доказательств.

Иудейская сторона утверждает, что уже во втором Храме Соломона не был установлен Ковчег Завета, он просто к этому времени исчез. Из Писания известно, что Бог сказал Иеремии укрыть Ковчег Завета в пещере. Но где находится так называемая пещера Иеремии — также не известно.

Источник: http://bible8.eu/ark-covenant.php

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покров день
Как произошло имя Василина

Закрыть